Научная Петербургская Академия

Реферат: Развитие железных дорог России

Реферат: Развитие железных дорог России

РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ В РОССИИ.

До середины 19 в. все перевозки в России осуществлялись водным и гужевым

транспортом. Реки были основными транспортными артериями страны. Многие

речные бассейны были соединены каналами (Мариинская, Тихвинская, Березинский,

Августовский, Днепробугский каналы). Особенно большое значение имела Волга,

связывавшая наиболее развитые и заселенные районы России. Внешние торговые

связи осуществлялись морским транспортом .

Первые железные дороги в России появились на горных заводах Алтая и Урала в

начале XIX в. В 1810 г. на Колыванском заводе на Алтае Петр Фролов проложил

железную дорогу длинной в два километра с конной тягой. В 1834 г. на

Нижнетагильском заводе крепостные механики Ефим и Мирон Черепановы построили

железную дорогу с паровой тягой. Первой железной дорогой общего пользования в

России была Царскосельская железная дорога протяженностью 26 км., соединявшая

с 1387 г. Петербург с Царским Селом и Павловском.

В первый период железнодорожного строительства в России строились прежде

всего дороги, обеспечивавшие стратегические интересы Российской империи и

интересы государственного управления. В 1843-1851 гг. были построены

крупнейшие в Европе двух путные железные дороги Петербург-Москва и Петербург-

Псков-Варшава-Вена, соединявшие главный центр торговли и промышленности

страны -Московский район с Петербургским морским портом, а столичный

Петербургский район с сетью железных дорог Западной Европы.

Во второй период строительства (середина 60-х годов-80-е годы XIX в.) были

обеспечены связи Москвы с её сырьевыми и продовольственными базами и основных

хлебопроизводящих районов России с морскими портами. Железная дорога Москва -

Нижний Новгород соединила Москву с главной речной магистралью - Волгой, а

через неё и с более отдаленными районами России. Линии Москва-Рязань-Воронеж-

Зверово, Козлов -Тамбов-Саратов, Москва -Тула -Орел -Курск -Харьков,

продолженные затем до Севастополя, Ростова-на-Дону и Владикавказа связывали

старую столицу России с Черноземным центром, Украиной, Донбассом, Поволжьем и

Северным Кавказом. Во втором периоде строительства были заложены основы

железнодорожной сети европейской части России, напоминающей паутину,

исходящую из одного центра - Москвы. Важным достижением был также выход

железных дорог к Волге, Балтийскому и Черному морям. К началу 90-х годов XIX

в. сеть железных дорог России состовляла около 30 тыс.км.

Специализация Средней Азии на хлопке потребовала завоза сюда в большом

количестве хлеба. В связи с этим Закаспийская дорога была проложена до

Ташкента и Андижана. В 1906 г. эта дорога была соединена с Оренбургом и тем

самым была установлена прямая связь Средней Азии с сетью железных дорог.

В годы первой мировой войны для вывоза из внутренних районов Сибири были

построены линии Новосибирск - Барнаул - Семипалатинск и Плетаево-Троицк-

Кустанай. Для обеспечения связей с зарубежными странами в обход Балтийского

моря, выходы из которого были блокированы Германией, срочно строилась дорога

Волхов-Петрозаводск-Мурманск.

Наиболее крупным недостатком железных дорог России была техническая

неполноценность, а также мощность составов и высокие цены за перевозки. Тем

не менее в 1913 г. грузооборот был больше речного транспорта в 6 раз.



(C) 2009