Научная Петербургская Академия

Реферат: Развитие науки в XX веке

Реферат: Развитие науки в XX веке

Развитие науки в XX веке.

Последняя треть ХХ столетия ознаменовалась бурными событиями в жизни

человеческого общества. Глубокие сдвиги в экономических, политических,

общественных структурах периодически взрывают устоявшийся, казалось бы,

порядок вещей, вызывают бурный, непредсказуемый ход событий. В основе этих

движений - научно-технический прогресс, темпы которого все более ускоряются.

Произошла целая серия технологических и фундаментальных открытий в области

электроники, радиофизики, оптоэлектроники и лазерной техники, современного

материаловедения (“новые материалы”), химии и катализа, создание современных

авиации и космонавтики, бурное развитие информационных технологий,

поразительные результаты в области микро- и наноэлектроники породили

производство наукоемких продуктов, в основе которых лежат наукоемкие

технологии, за счет которых происходит экономическое развитие в последние

годы. Поэтому научно-технический прогресс в последние десятилетия приобретает

ряд новых черт. Новое качество рождается в сфере взаимодействия науки,

техники и производства. Одно из проявлений этого - резкое сокращение срока

реализации научных открытий: средний период освоения нововведений составил с

1885 по 1919г. 37 лет, с 1920 по 1944г. - 24 года, с 1945 по 1964г. - 14 лет,

а для наиболее перспективных открытий (электроника, атомная энергетика,

лазеры) - 3-4 года. Произошло, таким образом, сокращение этого периода до

продолжительности строительства крупного современного предприятия. Это

означает, что появилась фактическая конкуренция научного знания и

технического совершенствование производства, стало экономически более

выгодным развивать производство на базе новых научных идей, нежели на базе

самой современной, но “сегодняшней” техники. В результате изменилось

взаимодействие науки с производством: раньше техника и производство

развивались в основном путем накопления эмпирического опыта, теперь они стали

развиваться на основе науки - в виде наукоемких технологий. Это технологии, в

которых способ производства конечного продукта включает в себя многочисленные

вспомогательные производства, использующие новейшие технологии. В наукоемких

отраслях высоки темпы научно-технического прогресса. Например, в ключевой

области современного НТП - микроэлектронике - скорость накопления опыта

характеризуется ежегодным удвоением сложности и объема выпуска интегральных

схем при 30-процентном снижении издержек и цен. В этих условиях отставание

чревато не только потерей позиций в данной отрасли, но и безнадежным

отставанием отраслей, где широко применяется электроника - в таких наукоемких

отраслях как лазеры, авиастроение, отдельные виды машиностроения и др. Эти

технологии используют многочисленные достижения фундаментальных и прикладных

наук. Скорость появления новых изобретений и совершенно новых направлений

исследований, которые иногда становятся самостоятельными отраслями научного

знания способствует увеличению скорости морального износа уже имеющейся

техники и технологии. Следующее за этим обесценение постоянного капитала

вызывает значительный рост издержек, падение конкурентоспособности. Поэтому у

производителей высок интерес к научным знаниям, они заинтересованы в

контактах с наукой.

Кроме того наукоемкие технологии не представляют собой изолированные,

обособленные потоки. В целом ряде случаев они связаны и обогащают друг друга.

Но для их комплексного использования необходимы фундаментальные разработки,

открывающие новые сферы применения новейших процессов, принципов, идей.

Чрезвычайно важны также распространение одной и той же научно-технической

идеи в другие отрасли, адаптация новых методов и продуктов для других сфер,

формирование новых секторов рынка. Требуется вести активный научный поиск,

который потребуется вести во многих направлениях, чтобы не пропустить какой-

либо способ перспективного применения нововведения. Риск неточного выбора

направления разработки чрезвычайно велик. За последние 15-20 лет развитые

страны накопили значительный опыт организации инновационной деятельности.

Возникли различные формы внедрения научных разработок в производство (ведь

сами по себе технологии никому не нужны, если нет их практического

использования: технологическая кооперация, межстрановый технологический

трансферт, территориальные научно-промышленные комплексы.

Американская модель.

В США и Великобритании в настоящее время выделяются три типа “научных парков”:

1.“научные парки” в узком смысле слова;

2.“исследовательские парки”, отличающиеся от первых тем, что в их рамках

новшества разрабатываются только до стадии технического прототипа;

3.“инкубаторы”(в США) и инновационные центры (в Великобритании и Западной

Европе), в рамках которых университеты “дают приют” вновь возникающим

компаниям, предоставляя им за относительно умеренную арендную плату землю,

помещения, доступ к лабораторному оборудованию и услугам.

“Научные парки” - формы интеграции науки с промышленностью - относятся к

разряду территориальных научно-промышленных комплексов.

Крупнейший из “научных парков” США - Стэнфордский. Он расположен на землях

университета, сдаваемых в аренду сроком на 51 год “высокотехнологичным”

компаниям, взаимодействующим с университетом: в последнем преподает много

инженеров-исследователей. Парк был объявлен заполненным в 1981 году - 80

компаний и 26 тысяч занятых. Среди компаний - три главных учреждения

геологической службы США, гиганты электроники (IBM, Hewlett Packard),

аэрокосмические компании (“Локхид”), химические и биотехнологические.

Типичный пример “исследовательского парка”, в котором на землях университета

находятся не предприятия и лаборатории собственно промышленных компаний, а

исследовательские институты некоммерческого характера, тесно связанные с

промышленностью, - Центр Иллинойского Технологического Института (ИТИ),

частный исследовательский центр США с бюджетом около 68 млн. долларов в год.

“Идеальный” тип исследовательского парка представляет собой старейший

“научный парк” Шотландии - Хериот-Уоттский: это единственный “научный парк” в

Европе, в котором разрешено только проведение научно-исследовательских работ

и запрещено массовое производство.

Японская модель.

Японская модель “научных парков”, в отличие от американской, предполагает

строительство совершенно новых городов - так называемых “технополисов”,

сосредотачивающих научные исследования в передовых и пионерных отраслях и

наукоемкое промышленное производство. Проект “Технополис” - проект создания

технополисов - был принят к реализации в 1982 году.

В качестве создания “технополисов” избрано 19 зон равномерно разбросанных по

четырем островам. Все “технополисы” должны удовлетворять следующим критериям:

·быть расположенным не далее, чем в 30 минутах езды от своих “городов-

родителей” (с населением не менее 200 тысяч человек) и в пределах 1 дня езды

от Токио, Нагои или Осаки;

·занимать площадь меньшую или равную 500 квадратным милям;

·иметь сбалансированный набор современных научно-промышленных комплексов,

университетов и исследовательских институтов в сочетании с удобными для жизни

районами, оснащенной культурной и рекреационной инфраструктурой;

·быть расположенными в живописных районах и гармонировать с местными

традициями и природными условиями.

В 35 милях к северо-востоку от Токио расположен “город мозгов” - Цукуба. В

нем живет 11500 человек, работающих в 50 государственных исследовательских

институтах и 2 университетах. В Цукубе находятся 30 из 98 ведущих

государственных исследовательских лабораторий Японии, что делает этот городок

одним из крупнейших научных центров мира. В отличие от “технополисов”,

главная цель которых - коммерциализация результатов научных изысканий,

предполагающая специализацию на прикладных исследовательских работах, Цукуба

- город фундаментальных исследований, и роль частного сектора в ней невелика.

Строительство “технополисов” финансируется на региональном уровне - за счет

местных налогов и взносов корпораций. “Ядром” ряда “технополисов” (Хиросимы,

Убе, Кагосимы) является строительство “научных городков” типа Цукубы.

Некоторые довольствуются расширением научных и инженерных факультетов местных

университетов. Большинство “технополисов” создают центры “пограничной

технологии” - инкубаторы совместных исследований и венчурного бизнеса.

Смешанная модель.

Примером смешанной модели “научных парков”, ориентированной и на японскую, и

на американскую, могут служить “научные парки Франции, в частности,

крупнейший из них “София Антиполис” (расположен на Ривьере, на площади свыше

2000 га; к середине 80-х годов земля была продана компаниям и

исследовательским организациям; максимальное предусмотренное число занятых -

около 6 тысяч человек).



(C) 2009