Научная Петербургская Академия

Реферат: Машины постоянного тока параллельного возбуждения

Реферат: Машины постоянного тока параллельного возбуждения

Министерство образования РФ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Автоматики и электромеханики

Кафедра

Электрические машины и аппараты

МАШИНЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА ПАРАЛЛЕЛЬНОГО ВОЗБУЖДЕНИЯ

Реферат по

дисциплине «Электрические машины»

Исполнитель

студент группы 7А91 _____________________Вакер В.С.

(подпись, дата)

Руководитель

доцент, к.т.н. _____________________Игнатович В.М..

(подпись)

_____________________

(дата)

Томск-2002

Введение.

Электрические машины постоянного тока широко применяются в различных отраслях

промышленности.

Значительное распространение электродвигателей постоянного тока объясняется

их ценными качествами: высокими пусковым, тормозным и перегрузочным

моментами, сравнительно высоким быстродействием, что важно при реверсировании

и торможении, возможностью широкого и плавного регулирования частоты

вращения.

Электродвигатели постоянного тока используют для регулируемых приводов,

например, для приводов различных станков и механизмов. Мощности этих

электродвигателей достигают сотен киловатт. В связи с автоматизацией

управления производственными процессами и механизмами расширяется область

применения маломощных двигателей постоянного тока общего применения мощностью

от единиц до сотен ватт.

Генераторы постоянного тока общего применения в настоящее время используются

реже, чем электродвигатели, поскольку значительное распространение получают

ионные и полупроводниковые преобразователи.

Электродвигатели и генераторы постоянного тока составляют значительную часть

электрооборудования летательных аппаратов, Генераторы постоянного тока

применяют в качестве источников питания; максимальная мощность их достигает

30 КВт. Электродвигатели летательных аппаратов используют для привода

различных механизмов; мощность их имеет значительный диапазон – от долей до

десятков киловатт. На самолетах, например, устанавливается более 200

различных электродвигателей постоянного тока. Двигатели постоянного тока

широко используются в электрической тяге, в приводе подъемных устройств, для

привода металлорежущих станков. Мощные двигатели постоянного тока применяются

для привода прокатных станов и на судах для вращения гребных винтов.

Постоянный ток для питания двигателей получается с помощью генераторов

постоянного тока или выпрямительных установок, преобразующих переменный ток в

постоянный.

Генераторы постоянного тока являются источником питания для промышленных

установок, потребляющих постоянный ток низкого напряжения (электролизные и

гальванические установки). Питание обмоток возбуждения мощных синхронных

генераторов осуществляется во многих случаях от генераторов постоянного тока

(возбудителей).

В зависимости от схемы питания обмотки возбуждения машины постоянного тока

разделяются на несколько типов ( с независимым, параллельным,

последовательным и смешанным возбуждением).

Ежегодный выпуск машин постоянного тока в РФ значительно меньше выпуска машин

переменного тока, что обусловлено дороговизной двигателей постоянного тока.

Основные элементы конструкции МПТ

В машинах постоянного тока насажанный на вал роторный сердечник вместе с

заложенной в его пазах якорной обмоткой обычно называется якорем. Якорь машины

постоянного тока вращается в магнитном поле, создаваемом обмотками возбуждения

1, надетыми на неподвижные полюсы 2 (рис 1). По

проводникам 6 нагруженной якорной обмотки проходит ток. В

результате взаимодействия полей обмоток возбуждения и якорной создается

электромагнитный момент, возникновение которого можно также объяснить

взаимодействием тока якорной обмотки с магнитным потоком машины.

Из технологических соображений сердечник полюсов обычно набирается на

шпильках из листов электротехнической стали толщиной 0,5—1 мм (рис. 2). Одна

сторона полюса прикрепляется к станине, часто при помощи болтов, другая —

располагается

Реферат: Машины постоянного тока параллельного возбуждения

Реферат: Машины постоянного тока параллельного возбуждения

Рис. 1. Устройство машины постоянного тока:

1 — обмотка возбуждения; 2 — полюсы;

3 — ярмо; 4 — полюсный наконечник; 5

— якорь; 6 — провод­ники якорной обмотки; 7

— зубец якорного сердеч­ника; 8 — воздушный зазор машины

Рис. 2. Полюс машины посто­янного тока:

2 — полюсный сердечник; 2 — воздушный зазор;

3 — полюсный наконечник; 4 — обмотка возбуждения 5

— болт для крепления полюса; 6 — ярмо

вблизи якоря. Зазор между полюсом и якорным сердечником является рабочим

воздушным зазором машины. Со стороны, обращенной к якорю, полюс заканчивается

так называемым полюсным наконечником, форма и размер которого выбираются

таким образом, чтобы способствовать лучшему распределению потока в воздушном

зазоре. На полюсе размещается катушка обмотки возбуждения. Иногда в малых

машинах полюсы не имеют обмотки возбуждения и выполняются из постоянных

магнитов. Часть станины, по которой проходит постоянный магнитный поток,

называется ярмом.

Основная часть потока Ф (см. рис. 1), создаваемого обмоткой

возбуждения, идет через сердечник 2 северного полюса N

, воздушный зазор 8, зубцы 7 и спинку якоря

5, после чего поток проходит аналогичный путь в обратной

последовательности к южному соседнему полюсу S и через ярмо

3 возвращается к северному полюсу N. Поток Ф

проходит замкнутый путь, который показан на рис. 1 линиями магнитной индукции.

Полярность полюсов чередуется (северный, южный, северный и т. д.).

На рис. 3, а представлено распределение магнитной индукции в воздушном зазоре

двухполюсной машины в функции геометрического угла α.

Начало координат и выбрано посередине между полюсами. В этой точке значение

индукции равно нулю. По мере приближения к полюсному наконечнику индукция

возрастает, сначала медленно (до точки а) у края полюсного

наконечника, а затем резко. Под серединой полюсного наконечника в точке

b индукция имеет наибольшее значение. Кривая распределения индукции

располагается симметрично относительно оси полюса и в точке с,

находящейся посередине между полюсами, проходит через нуль, затем индукция

меняет знак. Кривая cde является зеркальным отображением

относительно оси абсцисс кривой oabc.

Реферат: Машины постоянного тока параллельного возбуждения

Области, в которых индукция имеет положительное и отрицательное значение,

чередуются. В общем случае машина может иметь р пар полюсов.

Тогда при полном обходе всего воздушного зазора разместится пространственных

периодов изменения индукции, так как каждый период соответствует длине

поверхности сердечника якоря, расположенной под двумя полюсами. Например, в

четырехполюсной машине (р=2) имеются два пространственных периода

(рис. 4). В теории электрических машин, кроме угла αг

, измеряемого в геометрических градусах, пользуются также понятием угла

αэ, измеряемого в электрических градусах. Принимают, что

каждому пространственному периоду изменения кривой распределения индукции

соответствует электриче­ский угол αэ=360 эл.

град или 2π эл. рад. Поэтому

αэ=ραг (1)

например, на рис. 3 видно, что при числе пар полюсов р==2 имеем αэ=2ссг.

При вращении ротора в проводниках якорной обмотки индукти­руется э. д. с.

Согласно закону электромагнитной индукции э.д.с.. проводника

Рис. 3. Кривые изменения магнитной индукции в пространстве и э.д.с.

проводника якорной об­мотки во времени:

а — пространственное распределение индукции под полюсом; б

— изменение э.д.с.. проводника во времени; в — выпрямленное при

помощи коллектора напряжение на щетках

e=Bαlν, (2)

где Ва — нормальная составляющая индукции в точке, определяемой углом а, в

которой в данный момент времени находится проводник, тл;

I — активная длина проводника, т. е. длина, в которой индук­тируется э. д.

с., м;

v — скорость перемещения проводника относительно потока, м/сек.

Реферат: Машины постоянного тока параллельного возбуждения

Рис. 4. Распределение потока в четырехполюсной машине:

а — чередование полюсов; б — распределение индукции в воздушном зазоре

При работе машины длина l активного проводника сохраняется

неизменной. Поэтому в случае равномерного вращения (v=const)

имеем

e≡Bα. (3)

Из выражения (3) следует, что при равномерном вращении якорной обмотки изменение

э.д.с е проводника во времени (см. рис. 3, б) в соответствующем

масштабе повторяет кривую распределения индукции в воздушном зазоре В

α, (см. рис. 3, а). Анализируя кривую изменения э.д.с. во

времени, видим, что в проводниках якорной обмотки индуктируется переменная

э.д.с.

В двухполюсной машине за один оборот вращения в проводниках якорной обмотки

индуктируется э.д.с., частота которой f=n/60 гц, где n

— скорость вращения потока относительно проводника, вычисляемая в оборотах в

минуту. Если машина имеет р пар полюсов, то за один оборот

ротора под проводником пройдет р пространственных волн

магнитного поля. Они наведут э.д.с., частота которой в р раз

больше, т. е.

Реферат: Машины постоянного тока параллельного возбуждения (4)

Выражение (4) определяет частоту э.д.с. многополюсной машины. Оно показывает,

что частота э.д.с. пропорциональна числу полюсов машины и скорости ее

вращения.

В системе единиц СИ скорость вращения w имеет размерность

электрический радиан в секунду. Подставляя в (4) значение w,

выраженное через механическую скорость вращения

Реферат: Машины постоянного тока параллельного возбуждения

имеем

Реферат: Машины постоянного тока параллельного возбуждения (5)

В машинах постоянного тока для выпрямления э.д.с. применяется коллектор,

представляющий собой механический преобразователь, выпрямляющий переменный

ток якорной обмотки в постоянный ток, проходящий через щетки во внешнюю цепь.

Коллектор состоит из соединенных с витками обмотки якоря изолированных между

собой пластин, которые, вращаясь вместе с обмоткой якоря, поочередно

соприкасаются с неподвижными щетками, соединенными с внешней цепью. Одна из

щеток всегда является положительной, другая — отрицательной.

Реферат: Машины постоянного тока параллельного возбуждения

Рис. 5. Выпрямление э.д.с. при помощи коллектора:

1— медные пластины; 2 — виток обмотки якоря;

3 — щетки; 4 — внешняя электрическая цепь

Простейший коллектор имеет две изолированные между собой медные пластины,

выполненные в форме полуколец (рис. 5), к которым присоединены концы витка

якорной обмотки. Пластины коллектора соприкасаются с неподвижными контактными

щетками, связанными с внешней электрической цепью. При работе машины пластины

коллектора вращаются вместе с витками якорной обмотки. Щетки устанавливаются

таким образом, чтобы в то же время, когда э.д.с. витка меняет знак на обратный,

коллекторная пластина перемещалась от щетки одной полярности к щетке другой

полярности. В результате этого на щетках возникает пульсирующее напряжение,

постоянное по направлению (см. сплошную кривую 1 на рис. 3,

в).

Реферат: Машины постоянного тока параллельного возбуждения

Рис. 6. Устройство коллектора:

1 — корпус; 2 — стяжной болт, 3

нажим­ное кольцо; 4 — изоляционная прокладка; 5

«петушок» — часть коллекторной пластины, к которой припаивается конец секции

обмотки; 6 — «ласточкин хвост» — часть коллекторной пластины,

служащая для ее крепления; 7 — коллекторная пластина

Якорная обмотка состоит из большого числа секций, представляющих собой один

или несколько последовательно соединенных витков. Конец каждой секции

присоединяется к одной из изолированных коллекторных пластин, образующих

коллектор (рис. 6). По мере увеличения числа секций уменьшается пульсация

напряжения на щетках (рис. 7). При двадцати коллекторных пластинах разница

между максимальной и минимальной величиной напряжения, отнесенная к среднему

значению, не превышает 0,65%.

Коллектор является сложным и дорогим устройством, требующим тщательного

ухода. Его повреждения нередко служат причиной серьезных аварий.

Предпринимались многочисленные попытки создать бесколлекторную машину

постоянного тока, однако построить ее принципиально невозможно, так как в

многовитковой якорной обмотке, активные стороны которой последовательно

проходят под полюсами разной полярности, в любом случае наводится

переменная э.д.с., для выпрямления которой необходимо особое устройство.

Реферат: Машины постоянного тока параллельного возбуждения

Рис. 7. Пульсация напряжения на щетках генера­тора постоянного тока:

а — при двух витках на полюс; б — при большом количестве витков

Поэтому машинами постоянного тока называются электрические машины, у которых

преобразование энергии происходит вследствие вращения якорной обмотки

относительно неподвижного потока полюсов, а выпрямление тока в постоянный

осуществляется коллектором (или иным выпрямителем, вращающимся вместе с

якорем).

Вначале создавались машины постоянного тока. В дальнейшем они в значительной

степени были вытеснены машинами переменного тока. Благодаря возможности

плавного и экономичного регулирования скорости вращения двигатели постоянного

тока сохраняют свое доминирующее значение на транспорте, для привода

металлургических станов, в крановых и подъемно-транспортных механизмах. В

системах автоматики машины постоянного тока широко используются в качестве

исполнительных двигателей, двигателей для привода лентопротяжных

самозаписывающих механизмов, в качестве тахогенераторов и электромашинных

усилителей. Генераторы постоянного тока применяются главным образом для

питания радиостанций, двигателей постоянного тока, зарядки аккумуляторных

батарей, сварки и электрохимических низковольтных установок.

Принцип действия двигателя постоянного тока с параллельным возбуждением.

Естественные скоростная и механическая характеристики.

Рассмотрим более подробно характеристики двигателя параллельного возбуждения,

которые определяют его рабочие свойства.

Скоростная и механическая характеристики двигателя определяются равенствами (6)

и (7) при U = const и iB = const. При

отсутствии дополнительного сопротивления в цепи якоря эти характеристики

называются естественными.

Реферат: Машины постоянного тока параллельного возбуждения (6)

Реферат: Машины постоянного тока параллельного возбуждения (7)

Если щетки находятся на геометрической нейтрали, при увеличении Ia

поток Фδ несколько уменьшится вследствие действия

поперечной реакции якоря. В результате этого скорость n,

согласно выражению (6), будет стремиться возрасти. С другой стороны, падение

напряжения RaIa вызывает уменьшение

скорости. Таким образом, возможны три вида скоростной характеристики,

изображенные на рис 8; 1 — при преобладании влияния R

aIa; 2 — при взаимной компенсации

влияния RaIa и уменьшения; 3

— при преобладании влияния уменьшения Фδ.

Ввиду того что изменение Фδ относительно мало,

механические характеристики n=f(M) двигателя параллельного возбуждения,

определяемые равенством (7), при U= const и iB==

const совпадают по виду с характеристиками n= f(Ia)

(рис. 8). По этой же причине эти характеристики практически прямолинейны.

Характеристики вида 3 (рис. 8) неприемлемы по условиям устойчивости работы.

Поэтому двигатели параллельного возбуждения изготовляются со слегка падающими

характеристиками вида 1 (рис. 8). В современных высоко

использованных машинах ввиду довольно сильного насыщения зубцов, якоря влияние

поперечной реакции якоря может быть настолько большим, что получить

характеристику вида 1 (рис. 8) невозможно. Тогда для получения

такой характеристики на полюсах помещают слабую последовательную обмотку

возбуждения согласного включения, н. с. которой составляет до 10% от н. с.

параллельной обмотки возбуждения. При этом уменьшение Фδ

под воздействием поперечной реакции якоря частично или полностью компенсируется.

Такую последовательную обмотку возбуждения называют стабилизирующей, а

двигатель с такой обмоткой по-прежнему называется двигателем -параллельного

возбуждения.

Реферат: Машины постоянного тока параллельного возбуждения Изменение скорости вращения

Δn (рис. 8) при переходе от холостого хода (Ia

=Ia0) к номинальной нагрузке (Ia

=Iaн) у двигателя параллельного возбуждения при

работе на естественной характеристике мало и составляет 2—8% от

. Такие слабо падающие характеристики называются жесткими. Двигатели

параллельного возбуждения с жесткими характеристиками применяются в установках,

в которых требуется, чтобы скорость вращения при изменении нагрузки сохранялась

приблизительно постоянной (металлорежущие станки и пр.).

Рис. 8. Виды естественных скоростных и механических характеристик двигателя

па­раллельного возбуждения

Регулирование скорости посредствам ослабленного магнитного потока

производится обычно с помощью реостата в цепи возбуждения Rp

в (см. рис. 11). При отсутствии добавочного сопротивления в цепи якоря

(Rpa= 0) и U = const характеристики n =f(I

a) и n=f(M), определяемые равенствами (6) и (7), для разных

значений Rр.в. ,IB или Фδ

имеют вид, показанный на рис. 9. Все характеристики n =f(Ia)

сходятся на оси абсцисс (n = 0) в общей точке при весьма большом токе

Ia, который равен

Реферат: Машины постоянного тока параллельного возбуждения

Однако механические характеристики пересекают ось абсцисс в разных точках.

Нижняя характеристика на рис. 9 соответствует номинальному потоку. Значения

n при установившемся режиме работы соответствуют точкам пересечения

рассматриваемых характеристик с кривой Мст=f(п) для

рабочей машины, соединенной с двигателем (штриховая линия на рис. 9).

Точка холостого хода двигателя (М = М0, Ia

= Ia0) лежит несколько правее оси ординат на рис.

9. С увеличением скорости вращения n вследствие увеличения

механических потерь М0 и I00

также увеличиваются. Если в этом режиме с помощью приложенного извне момента

вращения начать увеличивать скорость вращения n, то Е

а=ceФδт будет увеличиваться, а

и М будут, согласно равенствам

Реферат: Машины постоянного тока параллельного возбуждения и Реферат: Машины постоянного тока параллельного возбуждения

уменьшаться. При Iа = 0 и М. =0

механические и магнитные потери двигателя покрываются за счет подводимой к валу

механической мощности, а при дальнейшем увеличении скорости и

М изменят знак и двигатель перейдет в генераторный режим работы

(участки характеристик на рис. 9 левее оси ординат).

Двигатели общего применения допускают по условиям коммутации регулирование

скорости ослаблением поля в пределах 1 : 2. Изготовляются также двигатели с

регулированием скорости таким способом в пределах до 1 : 5 или даже 1 : 8, но

в этом случае для ограничения максимального напряжения между коллекторными

пластинами необходимо увеличить воздушный зазор, регулировать поток по

отдельным группам полюсов или применить компенсационную обмотку. Стоимость

двигателя при этом увеличивается.

Реферат: Машины постоянного тока параллельного возбуждения

Рис. 9. Механические и ско­ростные характеристики двига­теля параллельного

возбужде­ния при разных потоках воз­буждения

Регулирование скорости сопротивлением в цепи якоря, искусственные механическая и

скоростная характеристики. Если последовательно в цепь якоря включить

добавочное сопротивление Rpa (рис. 10, а), то вместо

выражений (6) -и (7) получим

Реферат: Машины постоянного тока параллельного возбуждения (8)

Реферат: Машины постоянного тока параллельного возбуждения (9)

Сопротивление Rpa может быть регулируемым и должно

быть рассчитано на длительную работу. Цепь возбуждения должна быть включена на

напряжение сети.

Реферат: Машины постоянного тока параллельного возбуждения

Рис. 10. Схема регулирования скорости вращения двигателя параллельного

возбуждения с помощью сопротивления в цепи якоря (а) и соответствующие

механические и скоростные характеристики (б)

Характеристики n=f(M) и n=f(Ia) для

различных значений Rpa = const при U =

const и iB = const изображены на рис. 10, б (R

pa1 < Rpa2< Rpa3

)- Верхняя характеристика (Rpa = 0) является

естественной. Каждая из характеристик пересекает ось абсцисс (n=

0) в точке с

Реферат: Машины постоянного тока параллельного возбуждения и Реферат: Машины постоянного тока параллельного возбуждения

Продолжения этих характеристик под осью абсцисс на рис. 10 соответствуют

торможению двигателя противовключением. В этом случае n< 0,

э.д.с. Еа имеет противоположный знак и складывается с

напряжением сети U, вследствие чего

Реферат: Машины постоянного тока параллельного возбуждения

а момент двигателя М действует против направления вращения и является

поэтому тормозящим.

Если в режиме холостого хода (Ia = Ia0

) с помощью приложенного извне момента вращения начать увеличивать скорость

вращения, то сначала достигается режим Ia=0, а затем

Ia изменит направление и машина перейдет в режим генератора

(участки характеристик на рис. 10, б слева от оси ординат).

Как видно из рис. 10, б, при включении Rpa

характеристики становятся менее жесткими, а при больших величинах R

pa — круто падающими, или мягкими.

Если кривая момента сопротивления Mст=f(n) имеет вид,

изображенный на рис. 10, б штриховой линией, то значения n при

установившемся режиме работы для каждого значения Rра

определяются точками пересечения соответствующих кривых. Чем больше R

pa, тем меньше n и ниже к. п. д.

Рабочие характеристики представляют собой зависимости потребляемой

мощности Р1 потребляемого тока I,

скорости n, момента М и к. п. д. η

] от полезной мощности Р2, при U = const

и неизменных положениях регулирующих реостатов. Рабочие характеристики двигателя

параллельного возбуждения малой мощности при отсутствии добавочного

сопротивления в цепи якоря представлены на рис. 11.

Реферат: Машины постоянного тока параллельного возбуждения

Одновременно с увеличением мощности на валу Р2 растет

и момент на валу М. Поскольку с увеличением Р2

и М скорость n несколько уменьшается, то М

= Р2/п растет несколько быстрее Р2

. Увеличение Р2 и М, естественно,

сопровождается увеличением тока двигателя I. Пропорционально

I растет также потребляемая из сети мощность Р1

. При холостом ходе (Р2 = 0) к. п. д. η= 0

, затем с увеличением Р2 сначала η

| быстро растет, но при больших нагрузках в связи с большим ростом потерь в цепи

якоря η снова начинает уменьшаться.

Рис. 11. Рабочие характеристики

двигателя параллельного возбуждения

РН = 10 квт, UН = 220 в, пН = 950 об/мин

Заключение.

При написание реферата я узнал, что достоинство двигателя постоянного тока

параллельного возбуждения заключается:

· большой диапазон скоростей;

· удобно и экономично регулировать величины тока возбуждения;

Недостаток:

· сложность конструкции;

· наличии скользящего контакта в коллекторе;

· необходим источник постоянного тока;

Я так же узнал, что чаще всего неисправность в машинах постоянного тока

связана с коллектором.

Литература

Кулик Ю.А. Электрические машины. М.,«Высшая школа», 1971

Вольдек А.И. Электрические машины. Л., «Энергия», 1974

Содержание.

1. Введение 2

2. Основные элементы конструкции МПТ 3

3. Принцип действия двигателя постоянного тока параллельного возбуждения

8

4. Заключение 12

5. Литература 13

6. Содержание 14



(C) 2009