Научная Петербургская Академия

Курсовая: Проектирование привода общего назначения

Курсовая: Проектирование привода общего назначения

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

ЛИПЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНОЙ МЕХАНИКИ

К У Р С О В О Й П Р О Е К Т

(РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА)

по курсу «Прикладная механика»

на тему: Проектирование привода общего назначения

Выполнил: студент гр. ТА-95-1

Руководитель:

Баранцов В. Я.

Липецк-1998

АННОТАЦИЯ

с. , табл. 1, рис. 5, библиогр. 2

Рассмотрен расчёт и проектирование привода общего назначения, состоящего из

двигателя, ременной передачи и одноступенчатого червячного редуктора.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Исходные данные к проектированию............................................4

2. Выбор электродвигателя и кинематический расчёт привода......................5

3. Расчёт клиноремённой передачи...............................................7

4. Расчёт червячной передачи...................................................9

5. Предварительное конструирование редуктора (первая компоновка)........... 14

6. Проверка долговечности подшипников.........................................15

7. Тепловой расчёт редуктора..................................................20

8. Проверка шпоночных соеденений..............................................20

9. Уточнённый расчёт валов....................................................21

10. Выбор посадок деталей привода.............................................24

11. Выбор сорта масла.........................................................24

12. Сборка редуктора..........................................................24

Библиографический список......................................................25

1. Исходные данные к проектированию

В настоящей работе производится расчёт и проектирования привода общего

назначения, кинематическая схема которого представлена на рис. 1. Привод

состоит из электродвигателя 1, который через клиноремённую передачу 2,

соединяется с одноступенчатым червячным редуктором 3. Данный привод

обеспечивает снижение частоты вращения выходного вала и увеличения крутящего

момента на нём. Привод может использоваться для самых различных целей, где

необходимы высокие крутящие моменты на исполнительном механизме в сочетании с

низкими скоростями перемещения: ленточные транспортёры, подъёмно-транспортные

устройства и т. п.

Курсовая: Проектирование привода общего назначения

Рис. 1. Кинематическая схема привода

Привод должен обеспечивать следующие технические характеристики:

1. Мощность на выходном валу Pвых = 5,0 кВт;

2. Частота вращения выходного вала nвых = 35 мин-1;

3. Угол наклона ремённой передачи к горизонту q = 45°;

4. Параметры циклограммы (рис. 2): a1 = 0,65; a2 = 0,35; b2 = 0,8; b* = 1,39

Курсовая: Проектирование привода общего назначения

Рис. 2. Циклограмма работы привода

2. Выбор электродвигателя и кинематический расчёт привода

Рассчитаем общий КПД привода. Расчёт производится по формуле [1, с. 328]:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения ,

(1)

где hi – КПД отдельного звена привода, где возможны энергетические потери.

В нашем случае h1=0,96 – КПД ремённой передачи [1, c. 5], h2

=0,99 – КПД пары подшипников [1, c. 5], h3=0,8 – предварительный КПД

червячной пары при двузаходном червяке [1, c. 5].

В результате имеем h = 0,96·0,992·0,8 = 0,75.

Требуемая мощность электродвигателя составит

Курсовая: Проектирование привода общего назначения (2)

Выбираем асинхронный электродвигатель марки 132S4 со следующими

характеристиками [1]:

1. Номинальная мощность электродвигателя Pдв = 7,5 кВт;

2. Коэффициент скольжения s=3,8 %;

3. Синхронная частота вращения электродвигателя nc = 1500 мин–1;

4. Номинальная частота вращения электродвигателя nном = 1470 мин–1.

Расчёт угловых скоростей вращения при известной частоте вращения производим

по формуле:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения .

(3)

Угловая скорость выходного вала III тогда составит

Курсовая: Проектирование привода общего назначения рад/с,

а вала электродвигателя I –

Курсовая: Проектирование привода общего назначения рад/с.

Общее передаточное отношение привода получится равным:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения . (4)

Для дальнейшего проектирования необходимо произвести распределение передаточного

отношения между ремённой передачей и редуктором. Назначаем передаточное

отношение редуктора равным iред= 16 [1]. Тогда передаточное

отношение ремённой передачи составит:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения , (5)

что укладывается в рекомендуемый для ремённых передач диапазон.

В результате имеем следующие частоты вращения валов привода:

вал I – nдв = 1470 мин–1; wдв = 153,96 рад/с;

вал II – nII = nдв / iрп

= 1470 / 2,62 = 560 мин–1; wII = 153,96 / 2.62 = 58,72

рад/с;

вал III – nвых = 35 мин–1; wвых = 3,67 рад/с;

3. Расчёт клиноремённой передачи

Для передачи крутящего момента от электродвигателя к редуктору в

проектируемом приводе используется клиноремённая передача. Для расчёта

используем методику, приведенную в [1, c. 130].

Исходя из номограммы условий работы ремня выбираем тип сечения Б [1, c.134].

Крутящий момент на ведущем шкиву:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения Н·м (6)

Диаметр ведущего шкива рассчитываем по формуле:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения мм (7)

Принимаем диаметр шкива равным d1 = 140 мм.

Диаметр ведомого шкива рассчитывается по выражению:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения мм (8)

где e – коэффициент проскальзывания ремня.

Выбираем диаметр ведомого вала равным d2=355 мм и уточняем

передаточное отношение ремённой передачи:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения . (9)

Угловая частота вала II составит

wII = 153,96 / 2,57 = 59,79 рад/с

Расхождение составляет Курсовая: Проектирование привода общего назначения , что ниже допускаемого значения, равного 3% [1].

Минимальная величина межосевого расстояния:

amin = 0,55·(d1 + d2) + T0 = 0,55·(140+35)+10,5 = 283 мм, (10)

где T0 – высота сечения ремня для выбранного типа сечения [1, c. 131].

Максимальная величина межосевого расстояния:

amax = d1 + d2 = 140 + 355 = 495 мм. (11)

Принимаем величину рабочего межосевого расстояния aр=400 мм.

Расчётная длина ремня составляет:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения

мм. (12)

Принимаем величину длины ремня из стандартного ряда по ГОСТ 1284.1-80 равной

L=1600 мм. Уточняем значение межосевого расстояния по формуле

Курсовая: Проектирование привода общего назначения , (13)

где w = 0,5·p·(d1 + d2) = 0,5·p·495 = 778 мм;

y = (d2 – d1)2 = (355 – 140)2 = 46200 мм2.

В результате имеем:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения

мм.

При монтаже передачи необходимо обеспечить возможность уменьшения межосевого

расстояния на 0,01·L=16 мм для облегчения надевания ремней на шкивы и

возможность его увеличения на 0,025·L=40 мм для увеличения натяжения

ремней.

Произведём расчёт силовых характеристик ремённой передачи. Угол обхвата

меньшего шкива составит:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения (14)

Необходимое число ремней в передаче вычисляется по выражению:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения , (15)

где P0 – мощность, допускаемая для передачи одним ремнём,

P0 = 3,07 кВт [1, c. 132]; CL – коэффициент,

учитывающий влияние дины ремня, CL =0,93 [1, c. 135]; C

P – коэффициент режима работы, CP =1,0 (легкий

режим) [1, c. 136]; Ca – коэффициент, учитывающий угол

обхвата, Ca =0,92 [1, c. 135]; Cz

коэффициент, учитывающий число ремней, Cz =0,95.

Итого получаем:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения ,

принимаем число ремней равное z=3.

Предварительное натяжение ветвей клинового ремня

Курсовая: Проектирование привода общего назначения

Н (16)

где v – окружная скорость ведущего шкива, v=wдв

·d1/2=154·140·10–3/2=10,78 м/с; q – коэффициент,

учитывающий центробежную силу, q=0,18 Н·с2/м2.

Сила действующая на валы:

Fв =Fz·sin(a1/2) =

2·177·3·sin(149/2) = 1023 Н. (17)

Ширина обода шкива находится по формуле:

Bш= (z–1)·e + 2f = (3–1)·19 + 2·12,5 = 63

мм, (18)

где e=2 мм, f=12,5 – размеры канавок [1, c. 138].

4. Расчёт червячной передачи

Выбираем червячную передачу с двузаходным червяком z1 = 2.

Число зубьев колеса соответственно будет равным:

z2 = z1 · iред = 2·16 = 32

Для длительно работающих передач используются червяки с твердостью HRC > 45.

В качестве материала червяка применяем закалённую сталь 45. Выбор материала

колеса зависит от скорости скольжения, которую оцениваем по формуле [2, c. 24]:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения м/с, (19)

где T2 = P/w2= 5000/3,67 = 1362 Н·м – крутящий момент передаваемый колесом.

Исходя из рекомендаций [2, c.25] материалом венца червячного колеса выбираем

латунь марки Л66А6Ж3Мц2 со следующими прочностными характеристиками: sв

=500 МПа, sт=330 МПа, [sн]=275–25·vc

= 205 МПа.

Определяем коэффициенты долговечности для расчёта передачи по критерию

контактной прочности и прочности а изгиб. Коэффициент долговечности для

расчёта на контактную прочность равен [2, c 26]:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения , (20)

где NHE – число циклов нагружения зубьев колеса за весь срок

службы передачи, рассчитываемый по формуле:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения , (21)

где ti – срок службы под нагрузкой Ti;

c – число зацеплений; m=4 – показатель степени.

Общий срок службы определяем по выражению:

tS=365·24··Kсут·Kгод = 365·24·7·0,5·0,6 = 11038 час

где L – число часов в смене; Kсут – коэффициент,

учитывающий ежедневное обслуживание передачи и перерывы; Kгод

–коэффициент, учитывающий перерывы в работе течении года.

Величины Ti и ti определяем по данным

циклограммы нагружения (рис. 2). В результате получим:

NHE = 60·35·(1,394·11038·10-5+(0,65·1038 –11038)·10-5 +

+ 0,84·0,35·11038·105)=18,4·106 c

Курсовая: Проектирование привода общего назначения .

Коэффициент долговечности для расчёта на изгибную прочность равен [2, c 26]:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения , (22)

где NFL вычисляется по формуле (21) c m=9.

В итоге имеем

NFL = 60·35·(1,399·11038·10-5+(0,65·1038 –11038)·10-5 +

+ 0,89·0,35·11038·105)=16,2·106 c;

Курсовая: Проектирование привода общего назначения .

Определяем допускаемое напряжение на изгиб по формуле [2, c.11]:

[s]F = (0,25sт + 0,08sв)KFL = (0,25·330+0,08·500)·0,73 = 89 МПа.

Допускаемые напряжения при перегрузках

[s]Нпр = 2·sт = 660 МПа; [s]Fпр = 0,8·sт = 264 МПа.

Межосевое расстояние должно удовлетворять условию [2, c.11]:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения мм (23)

Выбираем ближайшее стандартное значение межосевого расстояния по ГОСТ 2144-76

равное aw=125 мм.

Модуль червячной пары рассчитываем по выражению

Курсовая: Проектирование привода общего назначения мм (24)

Принимаем ближайшее стандартное значение по ГОСТ 2144-76 m=6,3 мм.

Коэффициент диаметра червяка равен:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения (25)

Принимаем q=8. Для правильной работы редуктора необходимо, чтобы было

соблюдено условие [2, c. 12]:

q ³ 0,212·z2

(26)

Условие 8 ³ 0,212·32 = 6,7 – верно.

Определяем коэффициент смещения зуборезного инструмента:

x= (aw/m) – 0,5·(z2 + q

) = 125/6,3 – 20 = –0,16 (27)

На основании полученных предварительных данных производим определение

основных геометрических характеристик червячной передачи, необходимых для её

последующего конструирования и проверочного расчёта, что представлено в табл.

1.

Таблица 1

Определение основных параметров червячной передачи

ПараметрРасчётная формулаРасчёт
1. Делительный диаметр червяка

d1=mq

d1=6,3·8=50,4 мм

2. Делительный диаметр червячного колеса

d2=mz2

d2=201,6 мм

3. Начальный диаметр червяка

dw1=m(q+x)

dw1=6,3·(8–2·0,16)=48,4

4. Диаметр вершин витков червяка

da1=d1+2m

da1=50,4+12,6=63 мм

5. Диаметр впадин витков червяка

df1=d1–2,4m

df1=50,4–2,4·6,3=35,3 мм

6. Длина нарезной части червяка

b1³(11+0,06z2)m

b1³(11+0,06·32)·6,3=

= 81,4 мм

7. Угол подъёма витков червяка

g=arctg(z1/q)

g=arctg(2/8)=14°09’
8. Диаметр вершин зубьев колеса

da2=m(z2+2+2x)

da2= 6,3·(32+2–0,32)=

= 212,2 мм

9. Наибольший диаметр колеса

dam da2+6m/(z1+2)

dam2£212,2+6·6,3/4=

= 221,7 мм

10. Диаметр впадин зубьев колеса

df2 = m(z2–2,4+2x)

df2 = 6,3·(32–2,4–0,32)=

= 184,5 мм

11. Ширина зубчатого венца

b2 = 0,335aw

b2 = 0,335·125=41,9 мм

Определяем окружные скорости на червяке и колесе:

v1 = 0,5·w1·d1·10–3 = 0,5·58,72·50,4·10–3 = 1,48 м/с; (28)

v2 = 0,5·w2·d2·10–3 = 0,5·3,67·201,6·10–3 = 0,34 м/с.

Скорость скольжения:

v3 = v1/cosg = 1,48/cos 14°02’ = 1,53 м/с. (29)

Исходя из найденных скоростей назначаем степень точности червячной передачи

– 9 [2, c. 28].

Уточняем КПД передачи по формуле:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения

, (30)

где j' = 3°50’ – приведённый угол трения [1, c. 140] .

Находим силы, действующие в зацеплении:

– окружная на колесе, осевая на червяке:Курсовая: Проектирование привода общего назначения Н;

– окружная на червяке, осевая на колесе: Курсовая: Проектирование привода общего назначения Н;

– радиальные силы: Курсовая: Проектирование привода общего назначения Н.

Расчётные контактные напряжения в зацеплении:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения МПа (31)

где K=1 – коэффициент нагрузки.

Полученное значение контактных напряжений меньше допускаемого значения, что

обеспечит правильную работу редуктора по этому критерию. Для надёжной работы

необходимо произвести проверку зубьев на изгиб. Максимальные изгибающие

напряжения в зубе рассчитываем по формуле:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения МПа,

где YF – коэффициент формы зуба, который определяется по

эквивалентному числу зубьев колеса zv2=z

2/cos3g=35 Þ YF = 1,64 [2, c.28]; x –

коэффициент, учитывающий износ зубьев, x=1.

Полученное значение изгибающих напряжений меньше допускаемого, то есть

передача требованиям прочности удовлетворяет. Произведём проверку зубьев

колеса при кратковременных перегрузках. Соответствующие напряжения будут

равны:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения МПа < [s]Hпр = 660 МПа;

Курсовая: Проектирование привода общего назначения МПа < [s]Hпр = 264 МПа;

Таким образом, выбранные геометрические параметры червячной передачи

удовлетворяют всем условиям прочности.

5. Предварительное конструирование редуктора (первая компоновка)

Крутящие моменты на валах редуктора:

2 = Т2 = 1362 Н·м;

Курсовая: Проектирование привода общего назначения Н·м.

Минимально допустимый диаметр вала предварительно определяем по следующей

формуле [1, c.373]:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения , (32)

где [tк] – допустимое касательное напряжение в материале вала при

кручении, [tк]=25 МПа.

Для ведущего вала получаем

Курсовая: Проектирование привода общего назначения мм

Принимаем для дальнейшего проектирования 1 = 25

мм. Диаметры шеек под подшипники dп1 = 30 мм.

Основные параметры червяка указаны в табл. 1. Расстояние между опорами червяка

примем l1 » daM2 = 222 мм.

Расстояние от середины выходного вала до ближайшей опоры f1

= 70 мм.

Диаметр ведомого вала:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения мм

Для дальнейшего проектирования принимаем 2 = 65

мм. Диаметры шеек под подшипники dп2 = 70 мм.

Основные параметры колеса указаны в табл. 1. Диаметр ступицы dст

2 = (1,6.1,8)2 = 120 мм; длина ступицы

lст=(1,2.1,8)2 = 90 мм.

Конструкционные размеры корпуса редуктора выбираем следующими:

– толщина стенок корпуса и крышки:

d= 0,04·a + 2 = 0,04·125 + 2 = 7 мм;

d1= 0,032·a + 2 = 0,032·125 + 2 = 6 мм.

– толщина фланцев (поясов) корпуса и крышки:

b1 = b = 1,5·d = 1,5·7 = 10 мм;

– толщина нижнего пояса корпуса при наличии бобышек:

p1 = 1,5·d = 1,5·7 = 10 мм;

p2 = (2,25.2,75)d = (2,25.2,75)·7 = 18 мм;

– диаметры фундаментных болтов

1 = (0,03.0,036)a+12= (0,03.0,036)·125+12=16 мм;

– диаметры крепёжных болтов

2 =12 мм; 3 =10 мм.

На основании полученных размеров производим графическую компоновку редуктора

с целью уточнения размеров валов и других конструктивных элементов для их

последующего уточнённого расчёта.

6. Проверка долговечности подшипников

Так как при работе червячной пары имеются силы во всех трёх направлениях, в

качестве опор применяем радиально-упорные подшипники качения. В радиально-

упорных подшипниках реакции считаются приложенными к валу в точках

пересечения нормальных, приведёных к середине контактных площадках.

Расстояние между этой точкой и торцом подшипника для однорядных радиально-

упорных шарикоподшипников вычисляется по формуле:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения

мм (33)

где B, d, a – геометрические параметры подшипников для серии 46306 [1].

Соответствующее расстояние для однорядных роликовых конических подшипников

можно вычислить по выражению:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения мм (34)

где T, D, d, e – геометрические параметры подшипников для серии 7214 [1].

Для проверки подшипников на долговечность необходимо определить эквивалентную

нагрузку на опоры, вычисляемую исходя из сил реакций на эти опоры. В связи с

эти рассмотрим отдельно ведущий и ведомый вал червячного редуктора.

Ведущий вал.

Схема нагружения этого вала представлена на рис. 3. Соответствующие силовые

факторы были уже вычислены выше. Определяем величины реакций.

Курсовая: Проектирование привода общего назначения

Рис. 3. Силовая схема нагружения ведущего вала редуктора

Составляющие силы от натяжения ремня:

Fрпx = Fрпx = Fрп / sin 45° = 1023/sin45° = 723 Н.

Рассмотрим систему сил в плоскости XZ.

Курсовая: Проектирование привода общего назначения

Курсовая: Проектирование привода общего назначения

Курсовая: Проектирование привода общего назначения Н

Курсовая: Проектирование привода общего назначения

Курсовая: Проектирование привода общего назначения

Курсовая: Проектирование привода общего назначения Н

Рассмотрим систему сил в плоскости YZ.

Курсовая: Проектирование привода общего назначения

Курсовая: Проектирование привода общего назначения

Курсовая: Проектирование привода общего назначения Н

Курсовая: Проектирование привода общего назначения

Курсовая: Проектирование привода общего назначения

Курсовая: Проектирование привода общего назначения Н

Суммарные величины радиальных реакций в опорах:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения (35)

Курсовая: Проектирование привода общего назначения H;

Курсовая: Проектирование привода общего назначения H;

Осевые составляющие радиальных реакций шариковых радиально-упорных

подшипников определяем по формуле:

S=ePr,

(36)

где e=0,68 – коэффициент осевого нагружения для подшипников с a=26°.

В результате имеем:

S1 = 0,68·3293 = 2239 Н;

S2 = 0,68·2747 = 1868 Н.

Осевые нагрузки в нашем случае S1 > S2; Fa > 0, тогда Pa1 = S1 = 2239 Н;

Pa2 = S1 + Fa

1 = 2239 + 13485 = 15724 Н. Отношение сил Pa1

/Pr1 = 2239/3293 = 0,68 = e – осевую

нагрузку не учитываем.

Эквивалентная нагрузка в этом случае рассчитывается по формуле:

1 = Pr1VKбKT = 3293·1·1·1 = 3293 Н, (37)

где V – коэффициент, учитывающий схему вращения колец, V=1;

, KT – коэффициенты, учитывающие условия

работы подшипников [1, c.212].

У второго подшипника отношение сил Pa2/Pr

2 = 15724/2747 = 5,72 > e. Поэтому эквивалентная нагрузка

рассчитывается по формуле:

2 = (XPr1V+YPa2) KбKT = 0,41·2747+0,87·15724 = 14800 Н, (38)

где X, Y выбираются по справочным таблицам [1, c.212-213]: X=0,41; Y=0,87.

Проверку на долговечность производим по наиболее нагруженной опоре.

Номинальная долговечность определяется по формуле:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения , (39)

где С – динамическая грузоподьёмность по каталогу; p

показатель степени (p=3 – для шарикоподшипников; p=3,33 – для

роликоподшипников).

Курсовая: Проектирование привода общего назначения млн. об

Значение долговечности в часах

Курсовая: Проектирование привода общего назначения ч

Ведомый вал

Схема нагружения этого вала представлена на рис. 4. Соответствующие силовые

факторы были уже вычислены выше. Определяем величины реакций.

Курсовая: Проектирование привода общего назначения

Рис. 4. Силовая схема нагружения ведомого вала редуктора

Плоскость XZ:

Rx3 = Rx4 = Ft2 / 2 = 13485 / 2 = 6742 Н

Плоскость YZ:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения

Курсовая: Проектирование привода общего назначения Н

Курсовая: Проектирование привода общего назначения

Курсовая: Проектирование привода общего назначения Н

Суммарные величины радиальных реакций в опорах:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения H;

Курсовая: Проектирование привода общего назначения H;

Осевые составляющие радиальных реакций роликовых радиально-упорных

подшипников определяем по формуле:

S=0,83ePr,

(40)

В результате имеем:

S1 = 0683·0,41·9199 = 3130 Н;

S2 = 0683·0,41·6876 = 2340 Н.

Осевые нагрузки в нашем случае S3 > S4; Fa > 0, тогда Fa3 = S3 = 3130 Н;

Fa4 = S4 + Fa3

= 3130 + 4908 = 8038 Н. Отношение сил Pa1/P

r1 = 3130/9199 = 0,31 < e – осевую нагрузку не

учитываем.

Эквивалентная нагрузка в этом случае рассчитывается по формуле (37):

1 = 9199 Н,

У второго подшипника отношение сил Pa2/Pr

2 = 8038/6876 = 1,17 > e. Поэтому эквивалентная нагрузка

рассчитывается по формуле (38):

2 = 0,4·6876+1,459·8038 = 14500 Н,

Проверку на долговечность производим по наиболее нагруженной опоре.

Курсовая: Проектирование привода общего назначения млн. об

Значение долговечности в часах

Курсовая: Проектирование привода общего назначения ч

7. Тепловой расчёт редуктора

Работа червячного редуктора характеризуется повышенным трением при взаимном

скольжении поверхности червяка о поверхность колеса. В связи с этим

происходит снижение КПД и переход части механической энергии в тепловую, что

вызывает увеличение температуры конструкции. Условие работы редуктора без

перегрева имеет вид:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения , (41)

= 5000 Вт – требуемая для работы мощность на червяке; A

– площадь теплообмена; kt – коэффициент, характеризующий

теплообмен; [Dt] = 70.90° – допустимый перегрев.

В результате имеем

Курсовая: Проектирование привода общего назначения °,

что превышает допустимое значение. Одним из путей уменьшения перегрева

редуктора является увеличение площади теплообмена, что достигается за счёт

изготовления корпуса ребристым.

8. Проверка шпоночных соеденений

Передача крутящих моментов от колёс и шкивов на валы осуществляется посредством

шпонок. В связи с этим необходимо проверить прочностные свойства шпоночных

соединений на смятие по наиболее нагруженной шпонке. Рассматриваемая шпонка

имеет размеры b´h´l=18´11´140 мм,

глубина паза t1=7 мм. Передаваемый крутящий момент

T2 = 1362 Н·м.

Напряжение смятия

Курсовая: Проектирование привода общего назначения

МПа (42)

Шпонки условию прочности удовлетворяют.

9. Уточнённый расчёт валов

Червячный вал проверять на прочность не следует, так как размеры его

поперечных сечений, принятые при конструировании после расчёта геометрических

характеристик (табл. 1), значительно превосходят те, которые могли быть

получены расчётом на кручение.

Проверим стрелу прогиба червяка (расчёт на жёсткость).

Приведённый момент инерции поперечного сечения червяка

Курсовая: Проектирование привода общего назначения

мм4 (43)

Стрела прогиба

Курсовая: Проектирование привода общего назначения мм (44)

Допускаемый прогиб

[f]=(0,005.0,01)·m=0,0315.0,063 мм

Таким образом жёсткость червяка обеспечена.

Коэффициенты запаса усталостной прочности вала производим для ведомого вала в

наиболее опасном сечении. Для нахождения местоположения опасного сечения

производим построение эпюр напряжений в вале, которые представлены на рис. 5.

Видно, что наиболее опасным сечением является местоположение колеса. Кроме

того в этом месте происходит дополнительное ослабление и появляются

концентраторы напряжения из-за наличия шпоночного паза.

Материалом вала является сталь 45 со следующими механическими характеристиками s

в=370 МПа; s-1=246 МПа; s-1=142 МПа.

Изгибающие моменты в опасном сечении:

Mx = 60·Rx4 = 404 Н·м;

My = 60Ry4 – Fad2/2 = 375 Н·м

Суммарный изгибающий момент:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения Н·м.

Курсовая: Проектирование привода общего назначения

Рис. 5. Эпюры моментов при работе ведомого вала

Определяем геометрический момент сопротивления кручению опасного сечения:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения

мм3 (45)

Определяем геометрический момент сопротивления изгибу опасного сечения:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения

мм3 (46)

Амплитуда и среднее напряжение цикла касательных напряжений:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения МПа (47)

Амплитуда и среднее напряжение цикла нормальных напряжений:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения МПа; (48)

sm=0.

Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения , (49)

где ks – эффективный коэффициент концентрации нормальных

напряжений, для шпоночного паза ks =1,59 [1, c.163]; es

– масштабный фактор по нормальным напряжениям, es =0,775; ys

– учитывает влияние материала, ys =0,1 [1, с.164].

Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения , (50)

где kt – эффективный коэффициент концентрации нормальных

напряжений, для шпоночного паза kt =1,49 [1, c.163]; et

– масштабный фактор по нормальным напряжениям, et =0,67; yt

– учитывает влияние материала, yt =0,1 [1, с.164].

Суммарный коэффициент запаса циклической прочности:

Курсовая: Проектирование привода общего назначения Курсовая: Проектирование привода общего назначения (51)

Вал условиям циклической прочности удовлетворяет.

10. Выбор посадок деталей привода

Посадки на гладких соединениях назначаем в соответствии с рекомендациями

изложенными в [2].

Посадка червячного колеса на вал H7/p6 ГОСТ 25347-82. Посадка шкива ремённой

передачи на вал редуктора Н7/h6.

Шейки валов под подшипники выполняем с отклонением k6. Отклонения отверстий в

корпусе под наружные кольца по H7.

Посадка бронзового венца червячного колеса на чугунный центр H7/p6.

11. Выбор сорта масла

Смазывание зацепления и подшипников производится разбрызгиванием жидкого масла.

Вязкость масла назначаем по рекомендациям [1]. При контактных напряжениях s

H=12 МПа и скорости скольжения v=1,53 м/с рекомендуемая

вязкость масла 15·10-6 м2/с. Принимаем авиационное масло

марки МС-22.

12. Сборка редуктора

Перед сборкой внутреннюю часть корпуса тщательно очищают и покрывают

маслостойкой краской. Сборку редуктора производят в соответствии с чертежом.

Начинают сборку с того, что на червячный вал надевают крыльчатки и

подшипники, предварительно нагрев их в масле до 80.100° С. Собранный

червячный вал вставляют в корпус.

В начале сборки вала червячного колеса закладывают шпонку и напрессовывают

колесо до упора в бурт вала; затем надевают распорную втулку и устанавливают

роликовые конические подшипники, нагретые в масле. Собранный вал укладывают

в основании корпуса и надевают крышку, покрывая предварительно поверхности

стыка фланцев спиртовым лаком. Для центровки крышку устанавливают на корпус с

помощью двух конических штифтов и затягивают болты.

Закладывают в подшипниковые сквозные крышки резиновые манжеты и устанавливают

крышку с прокладками.

Регулировку радиально-упорных подшипников производят набором тонких

металлических прокладок, устанавливаемых под фланцы крышек подшипников.

Для регулировки червячного зацепления необходимо весь комплект вала с

червячным колесом смещать в осевом направлении до совпадения средней

плоскости колеса с осью червяка. Этого добиваются переносом части прокладок

с одной стороны корпуса в другую. Чтобы при этом сохранилась регулировка

подшипников, суммарная толщина прокладок должна быть неизменной.

Ввертываем пробку маслоспускного отверстия с прокладкой и маслоуказатель.

Заливают в редуктор масло и закрывают смотровое отверстие крышкой с

отдушиной.

Собранный редуктор испытывают на стенде.

Библиографический список

1. Курсовое проектирование деталей машин / С.А. Чернавский, К.Н. Боков, И.М.

Чернин и др. – М.: Машиностроение, 1988. – 416 с.

2. Методика расчёта зубчатых и червячных передач в курсовом проектировании:

Методические указания / Соств. В.Я, Баранцов, Т.Г. Зайцева. – Липецк, 1991. –

32 с.



(C) 2009