Научная Петербургская Академия

Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод

Пермский государственный технический университет. Кафедра электрификации и автоматизации горных предприятий. Курсовая работа. « Расчёт и выбор оборудования электропривода по системе генератор-двигатель» Выполнил студент группы

ЭПУ-97 Олейник В. В.

Принял: Васильев Б. В. Пермь 1999 г.

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра ЭАГП_________ Утверждаю: Зав. кафедрой А. Д. Динкель « ___ « ____________ 1999 г. Задание по курсовому проектированию Студенту Олейнику Виктору Владиславовичу_________________ ___ I. Тема проекта Расчёт параметров и выбор электрооборудования ___ ___________по системе “Генератор-двигатель”_____ ________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________ II. Срок сдачи законченного проекта _______20 января 1999 г._______ III. Исходные данные к проекту: а) программа и стабильность _____­­­­­­_ ­­­­­­­­­­­­________________________________ __ ___ ____ б) режим работы ______курсовая работа____ _____________________ в) наименование объекта________________________________________ г) особые указания_____________________________________________ ___ _ F1= 13т ; F2= 16.25т; F3= 10.5т ; F4= 3.3т; F5=5.3т ;____ __________________ __t1=13; t2=20; t3=52; t4=20; t5= 13;___________ _ _________________ _ n1 =n4= 4 об/мин_____ ______________ _______________________________n2=n3=26об /мин____________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________ IV. Содержание расчётно-пояснительной записки, перечень подлежащих разработке вопросов: 1. Введение__________________________________________ 2. Расчёт мощности двигателя, техническая_______________ характеристика выбранного двигателя__________________ __________ 3. Расчёт параметров и выбор другого силового___________ электрооборудования (в соответствии с составленной силовой_________ схемой)._______________________________________________________ 4. Составление структурной схемы электропривода_ _ (включая___ САР).____ _ ____________________ ____ 5. Расчёт параметров структурной схемы_САР привода. _ ______ _ _____________ ___ 6. Расчёт статических характеристик привода:______ _ регулировочных,_механических характеристик в разомкнутой_________ и_замкнутой системах.__ _________ 7. Расчёт переходных процессов в разомкнутой и замкнутой___ системах.______________________________________________________ 8. Выводы._ ________________________________________ Дата выдачи задания « ____» ________________ 1999г. Консультант __________________ Задание принято к исполнению ____________________ Разработал _______ /Олейник В.В./ 2. Содержание. 1. Задание. 2. Содержание. 3. Введение. 4. Силовая схема привода. 5. Расчет и выбор силового электрооборудования привода. 6. Составление структурной схемы привода и расчет ее параметров 7. Расчет статических характеристик привода. 8. Расчет регулировочной характеристики привода. 9. Расчет динамических характеристик привода. 10. Заключение. 11.Список литературы 3. Введение. Современные автоматизированные электроприводы представляют собой сложные динамические системы, включающие в себя различные линейные и нелинейные элементы (двигатели, генераторы, усилители, полупроводниковых и другие элементы), обеспечивающие в своем взаимодействии разнообразные статические и динамические характеристики. Электропривод по системе Г-Д с тиристорным возбуждением генератора находит ш ирокое применение во многих отраслях промышленности. Достаточно сказать, что большинство мощных электроприводов постоянного тока различного назначения выполнены по системе Г-Д. Это объясняется рядом ее важных преимуществ по сравнению с другими приводами; -высокая жесткость механических характеристик; -ббольшой диапазон и плавность регулирования скорости; -отсутствие пусковых сопротивлений и потерь энергии в них; -простота реверса двигателя без переключений в цепи якоря; -ппростота перевода привода в режимы торможения с рекуперацией энергии в сеть; -относительная простота схемного решения системы управления приводом, не требующая высокой квалификации обслуживающего персонала. Наряду с перечисленными достоинствами система Г-Д не лишена существенных недостатков, к числу которых относятся: - недостаточное быстродействие привода; - неустойчивая работа двигателя в зоне низких скоростей, ограничивающая диапазон регулирования; - низкий коэффициент полезного действия, не превышающий 75-80%; - высокая установленная мощность, равная трехкратной мощности регулируемого двигателя; - большая занимаемая площадь. 5. Расчет и выбор силового электрооборудования привода. Выбор двигателя. Исходные данные: F1=13т; F2=16.25т; F3=10.5т; F4=3,3т; F55.3т t1=13сек; t2=20сек; t3=52сек; t 4=20сек; t5=13сек время паузы: t6=100сек. Определяем эквивалентную мощность Fэкв:

Курсовая: Электропривод

Выбор двигателя должен удовлетворять неравенствам: Pэф Курсовая: Электропривод Pн.дв Iэф Курсовая: Электропривод Iн.дв Mэф Курсовая: Электропривод Mн.дв Произведя вычисления результаты, котор ых удовлетворяют неравенствам, выбираем двигатель типа П2-18170-0.315 Технические характеристики двигателя. Тип.................................. ......................................................... П2-18170-0.3 15 Мощность, кВт.......................................................................................... 315 Напряжение номинальное. В ............................................... 440 Напряжение возбуждения , В ...............................................................220 Частота вращения номинальная, об/мин.. .................................................36 КПД , % ................................................................ ....................................... 78 Сопротивление обмотки при 15°, 0м якоря..................................................................................................... 0,00895 добавочных полюсов............................................................................ 0,0012 Ток двигателя номинальный, А .............................................................920 Динамический момент инерции 1000 кгм.. ...............................................1.2 Произведем дополнительные вычисления: мощность возбуждения: Рв= 3%*Pдв= 0.03*315=9.45 кВТ
Курсовая: Электропривод
ток возбуждения: сопротивление возбуждения:
Курсовая: Электропривод
Выбор генератора. Генератор выбираем по напряжению и мощности двигателя.

Uном.г Курсовая: Электропривод Uном.д

Iя.ном.г Курсовая: Электропривод Iя.ном.д

PГ=Курсовая: Электропривод Курсовая: Электропривод

Где:

Pг - мощность генератора, кВт;

Pд - мощность двигателя, кВт;

Курсовая: Электропривод - кпд двигателя, о.е;

Iя.ном.г – номинальный ток якоря генератора, А;

Iя.ном.д- номинальный ток якоря двигателя, А.

Скорость двигателя не является критерием при выборе генератора. Курсовая: Электропривод

По параметрам удовлетворяет генератор типа П-142-6К

Краткая техническая характеристика генератора П-142-6К

Тип _______________________________________________П-142-6К

Мощность, кВт__________________________________________ 430 Напряжение якоря, В _____________________________________460

Номинальная частота вращения, об/мин_____________________1000

Напряжение возбуждения, В _______________________________220

КПД, % ________________________________________________93,5 Курсовая: Электропривод

Вычислим ток якоря генератора: Курсовая: Электропривод Выбранный нами генератор удовлетворяет неравенствам: Uном.г Курсовая: Электропривод Uном.д, т.е. 460 (В) Курсовая: Электропривод 440 (В) Iя.ном.г ³ Iя.ном.д , т.е. 1000 (А) ³ 920 (А) Выбор гонного двигателя. Основной критерий выбора гонного двигателя - это равенство скоростей вращения якоря генератора и ротора гонного двигателя

Кроме того нужно учитывать:

Курсовая: Электропривод где Uгон.д- напряжение гонного двигателя, В; Pгон.д – мощность гонного двигателя, кВт. Курсовая: Электропривод По параметрам подходит асинхронный двигатель АД-4 Краткая техническая характеристика двигателя АД-4. Тип _____________________________________________________АД-4 Мощность, кВт _____________________________________________440 Скорость ротора, об/мин ____________________________________1000 Скольжение, % _____________________________________________1,5 КПД,% ___________________________________________________94,4 cos¦ , % ___________________________________________________0,86 Выбор тиристорного возбудителя двигателя. Тиристорный возбудитель двигателя должен обеспечивать три режима: - ослабленный; - форсированный; - нормальный. В ослабленном режиме: Курсовая: Электропривод Курсовая: Электропривод В номинальном режиме работы: Курсовая: Электропривод В форсированном режиме: Uфор=(3¸4)Uв.ном.д=660ВКурсовая: Электропривод Курсовая: Электропривод Мощность тиристорного возбудителя двигателя: Sтвд = Uв.ном.дIв.ном.дKп где Kп = 1,04 ¸1,05 - повышающий коэффициент мощности трансформатора. Sтвд = Uв.ном.д Iв.ном.д Kп = 220 *4З * 1,04 = 9838 ВА По всем параметрам подходит нереверсивный тиристорный возбудитель: Тип_____________________________________________АТЕЗ-50/230Р-У4 Напряжение питания сети________________________________190-220 В Номинальный выпрямленный ток______________________________50 А Максимальный ток__________________________________________100 А Номинальная мощность ____________________________________11.5 кВт Выбор тиристорного возбудителя для генератора. U твг.max =1.15U в.ном.г = 1,15* 230=264,5В Iном.твг = KзIв.ном.г = 1,15*58.6= 66,7 A По всем параметрам подходит реверсивный тиристорный возбудитель: Тип____________________________________________АТЕРЗ-50/230Р-У4 Напряжение питания сети ______________________________190-220 В Номинальный выпрямленный ток _________________________50 А Максимальный ток _______________________________________100 А Номинальная мощность ____________________________________11.5 кВт Выбор автомата главного тока. Автомат главного тока выбирают по максимальному току и выпрямленному напряжению. Imax= 2,5Iд.ном = 2,5* 920 = 2300 А Тип выключателя_____________________ ВЛТ-42 -4000/6-А-У4 Номинальный ток _________________________________2500 А Номинальное напряжение ___________________________600 В 6. Составление структурной схемы привода и расчет ее параметров. На рисунке представлена структурная схема электропривода по системе Г-Д с тиристорным возбуждением генератора . Двигатель представлен колебательным звеном, а генератор и тиристорный преобразователь представлены апериодическими звеньями. Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод Курсовая: Электропривод Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод Курсовая: Электропривод Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод Курсовая: Электропривод Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод Курсовая: Электропривод Курсовая: Электропривод Mc(P) Ic(P) Uc(P) Uв(P) Uг(P) Uг(P) Iя(P) Iд(P) Uупр(P) n(p) Uom(P) Eд(P)
Курсовая: Электропривод
где Uн.д - номинальное напряжения двигателя, В 1я.д - номинальный ток якоря двигателя, А Rя.д - сопротивление якорной цепи двигателя, 0м пн - номинальные обороты двигателя, об/мин
Курсовая: Электропривод
Курсовая: Электропривод

Определим сопротивление якорной цепи генератора

Курсовая: Электропривод
где Курсовая: Электропривод -КПД генератора, о.е. Uн.г -номинальное напряжение генератора, В Iн.г -номинальный ток генератора, А
Курсовая: Электропривод
Определим суммарное сопротивление якорной цепи двигателя и генератора
Курсовая: Электропривод
где Rя.д -сопротивление якоря двигателя, 0м Rд.п.д -сопротивление добавочных полюсов двигателя, 0м Rя.г -сопротивление якоря генератора, 0м Причем, сопротивления R, R, R, входящие в эту электрическую цепь мы не учитываем т.к. их величины на два порядка меньше сопротивлений представленных в этой формуле.
Курсовая: Электропривод
Определим электромеханическую составляющую привода:
Курсовая: Электропривод
где Jдв -момент инерции двигателя, Jдв = 1.2Jдв -момент инерции рабочей машины,

Курсовая: Электропривод

g= 9,8 -ускорение свободного падения, м/сКурсовая: Электропривод
Курсовая: Электропривод
Определим индуктивность якоря генератора:

Курсовая: Электропривод

где Uном -номинальное напряжение генератора, В 1ном -номинальный ток генератора, А пном -номинальная скорость вращения, об/мин р = 6 -число пар полюсов генератора Найдем суммарную индуктивность двигателя и генератора:
Курсовая: Электропривод
Определим постоянную времени якорной цепи привода:
Курсовая: Электропривод
Постоянная времени Тm = 0,003 для многоканальной СИФУ.
Курсовая: Электропривод
где Рном -номинальная мощность генератора, кВт nном -номинальное число оборотов генератора, об/мин
Курсовая: Электропривод
Найдём,
Курсовая: Электропривод
Курсовая: Электропривод
где U упр.max - максимальное напряжение управления В. 7. Расчет статических характеристик привода. Для дальнейших расчетов необходимо преобразовать исходную структурную схему.Курсовая: Электропривод Курсовая: Электропривод Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод Курсовая: Электропривод Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод Курсовая: Электропривод Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод Курсовая: Электропривод Курсовая: Электропривод Mc(P) Ic(P) Uc(P) Uв(P) Uг(P) Uг(P) Iя(P) Iд(P) Uупр(P) n(p)
Курсовая: Электропривод
Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод Курсовая: Электропривод Курсовая: Электропривод Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод

Курсовая: Электропривод

Uom(P) Eд(P) Iя Iд Ic Mc Для преобразованной структурной схемы запишем систему уравнений: Курсовая: Электропривод Воспользуемся методом подстановок приведенных выражений друг в друга и ориентируясь на то, что в левой части - скорость, а в правой - момент конечном выражении получим: Курсовая: Электропривод
Курсовая: Электропривод
Предположим, что р= 0 (для замкнутой системы):
Курсовая: Электропривод
Предположим, что Кт = 0 (разомкнутая система):

Курсовая: Электропривод

9. Расчет динамических характеристик привода. Курсовая: Электропривод Преобразуем исходную систему уравнений методом подстановки.
Курсовая: Электропривод
Сделаем замену и подставим в систему уравнений. 10. Заключение. Выполняя данную работу, мы не только закрепили пройденный теоретический материал, но и обрели некоторые практические навыки при проектировании данной системы электропривода и расчета ее параметров, что является важнейшим фактором нашей программы обучения. Также, используя необходимую справочною литературу, мы получили действительные представления о современных систем электроприводов и о большом количестве электрооборудования, используемом в настоящее время в электроприводе на различных предприятиях, в том числе, и горных. II. Список литературы. 1. Комплектные тиристорные электроприводы: Справочник/Под ред. В.М. Перельмутера, 1988; 2. Автоматическое регулирование. : Н.Н. Иващенко, 1978г; 3. Теория электропривода: В.И. Ключев, 1985; 4. Примеры расчетов автоматизированного электропривода/Под ред. А.В. Бошарина, 1972г. 5. Исследование характеристик электропривода по системе Г-Д с тиристорным возбуждением; методическое пособие/Под редакцией Б.В. Васильева 1986г. Курсовая: Электропривод t Курсовая: Электропривод Курсовая: Электропривод Курсовая: Электропривод Курсовая: Электропривод Курсовая: Электропривод Курсовая: Электропривод Курсовая: Электропривод


(C) 2009