Научная Петербургская Академия

Доклад: Проблемы функционирования льготных таможенных режимов

Доклад: Проблемы функционирования льготных таможенных режимов

Министерство общего и профессионального образования РФ

Государственное высшее профессиональное образовательное учреждение

Тюменский международный институт экономики и права

Экономический факультет

Кафедра экономики и МХС

Контрольная работа

по дисциплине

Организация и управление ВЭД

на тему

Проблемы функционирования

льготных таможенных режимов

Выполнил: студент 5 курса

Группы 152 Ермолаев В.И.

Проверила: Астахова М.А.

Тюмень, 1999

Современная торговая политика характеризуется возросшим распространением

льготных торговых режимов. Они являются начальной стадией создания

интеграци­онных группировок, служат решению как экономических, так и

политических задач. Последний фактор часто побуждает государства идти на

создание зон свободной торговли и таможенных союзов даже в тех случаях, когда

их экономические пре­имущества далеко не предопределены (Мексика в НАФТА,

многие страны Цент­ральной и Восточной Европы в ассоциации с ЕС). Более того,

геополитические со­ображения приводят к созданию преференциальных режимов,

которые если и смо­гут принести экономический эффект для их инициаторов, то

лишь в отдаленной перспективе.

Нормы ГАТТ/ВТО, регулирующие применение преференциальных отношений между

развитыми странами, носят достаточно жесткий характер. Они позволяют

ис­ключать из льготного режима "чувствительные" секторы экономики лишь в

течение периода поэтапного создания зоны свободной торговли или таможенного

союза, ко­торый как правило, не должен превышать 10 лет.

Что касается преференций в пользу развивающихся стран, то здесь правовые

возможности для регулирования объема льгот весьма широки, поскольку ГАТТ

вы­водит данный режим за пределы действия общего обязательства о наибольшем

бла­гоприятствовании и недискриминации.

Применение льготного режима к ввозу товара на рынок создает экспортерам

серьезные преимущества по сравнению с конкурентами и позволяет не только

из­бежать уплаты таможенных пошлин или существенно (в 2-3 раза) снизить их

уро­вень, но и в ряде случаев даже выводит такой импорт из-под действия

антидемпин­говых пошлин и количественных ограничений.

В этих условиях повышенное значение приобретает создание административных

механизмов, обеспечивающих нормальное функционирование преференциальных

режимов, и, в частности, сведение к минимуму случаев их нарушения. ЕС не

только сам является таможенным союзом, но и как уже было отмечено,

предоставляет пре­ференции (в договорной или односторонней форме)

подавляющему большинству государств и территорий (за исключением

неевропейских членов ОЭСР), в резуль­тате чего до половины импорта ЕС

является преференциальным. Однако, несмотря на предпринятые КЕС усилия по

линии двусторонних соглашений (стандартизация преференциальных правил

происхождения) и модификацию схемы Общей системы преференций (ОСП), масштабы

нарушений при использовании льготных режимов растут, что приводит к недоборам

доходов в бюджете ЕС и нарушениям конкуренции.

Наиболее типичными нарушениями такого рода в практике ЕС являются:

предо­ставление недействительных или фальсифицированных документов, заведомо

невер­ная таможенная классификация товара, декларирование ложной таможенной

стоимос­ти, нарушение правил определения происхождения товара. По степени

серьезности выделяются нарушения последнего типа, которые, как правило, с

наибольшим трудом поддаются выявлению. Они, в свою очередь, бывают двух

основных видов: предостав­ление подлинных сертификатов происхождения, но для

товаров, в действительности не происходящих из страны-бенефициара;

предоставление подлинных сертификатов, но для товаров, которые лишь частично

произведены в стране-бенефициаре и не со­держат необходимой для льготы доли

местной добавленной стоимости.

О масштабах нарушений, выявленных в практике применения льготных

внешне­торговых режимов ЕС, свидетельствуют следующие данные КЕС. Всего в

период с 1990 по 1997 гг. государства-члены уведомили КЕС о 796 случаях

расследуемых ими нарушений, прямой ущерб от которых для бюджета ЕС составил

111 млн. экю. Кроме того, по наиболее серьезным нарушениям расследования

проводятся непосредственно Комиссией ЕС (в сотрудничестве с государствами-

членами). Весьма невысокими являются и показатели взыскания недоплаченных

пошлин. Еще ниже эффективность действий государств-членов ЕС, которые, по

оценкам КЕС, возвращают в бюджет лишь около 10% противозаконно недоплаченных

пошлин. Приведенные показатели косвенно свидетельствуют о степени серьезности

проблемы. По признанию самой КЕС, действующие методы контроля позволяют

выявить лишь незначительную часть нарушений, а реальный ущерб многократно

превышает приведенные показатели. Данные свидетельствуют о том, что даже при

отлаженной си­стеме таможенного контроля, ЕС пока не удалось взять под

контроль использование существующих таможенных льгот.

Решение проблемы зависит прежде всего от налаживания прямого диалога с

импортерами, которые, как правило, имеют достаточную информацию как об

истинной таможенной классификации и стоимости товара, так и о его

происхождении. Другая задача - таможенное сотрудничество с правительствами

стран-бенефициаров, призванное содействовать разработке ими необходимых

нормативных актов и соблюдению должного контроля за действиями своих

административных органов, уполномоченных устанавливать таможенную стоимость и

происхождение товаров. В этих целях Комиссия ЕС предполагает шире

практиковать учебные мероприятия и в полной мере использовать возможности

консультаций в рамках действующих соглашений и, при необходимости, применять

санкции.

Россия, как и ЕС, предоставляет преференциальные торговые режимы целому ряду

государств: членам Таможенного союза (Белоруссия, Казахстан и Киргизия,

Таджикистан), странам СНГ в рамках двусторонних зон свободной торговли, а

также развивающимся государствам в рамках национальной схемы ОСП. К

документам, регулирующим применение ОСП в России, относятся постановление

Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 г. № 1057 "Об

утверждении перечня стран-пользователей схемой преференций Российской

Федерации и списка това­ров, на которые при импорте на территорию Российской

Федерации преференци­альный режим не распространяется", постановление

Правительства от 6 мая 1995 г. № 454 "Об утверждений ставок ввозных

таможенных пошлин", а также постановление Правительства от 13 сентября 1996

г. № 1095 "Об участии в постконфликтном восстановлении на территории бывшей

Югославии" (о включении Боснии и Герцеговины в перечень стран, имеющих

преференции Российской Федерации). В соответствии с данными документами, с 15

мая 1996 г. в отношении товаров, происходящих из разви­вающихся стран-

пользователей системой преференций Российской Федерации, применяются ставки

импортных пошлин в размере 75% от действующих ставок.

В настоящее время пользователями российской схемы тарифных преференций,

помимо действительно слаборазвитых стран, являются также ряд экономически

бы­стро прогрессирующих государств, которые относятся к "развивающимся" в

силу традиций или политической установки ведущих развитых стран на

предоставление таким "развивающимся" государствам известных привилегий в

международных эко­номических отношениях. Новый, все более дифференцированный

подход к различ­ным по уровню развития странам-бенефициарам национальных схем

тарифных преференций давно является актуальным и уже проводится в жизнь

многими стра­нами (соответствующая схема ЕС была описана выше). Россия также

должна пойти по этому пути, что, с одной стороны, увеличило бы в перспективе

поступления в бюджет от импортных таможенных пошлин, а с другой стороны,

повысило бы эф­фективность российской схемы тарифных преференций как торгово-

политического инструмента в отношениях с третьим миром.

Однако, простое исключение каких-либо стран из списка пользователей оказало

бы неблагоприятное воздействие на весь комплекс политических и торгово-

экономических отношений с ними. Такой шаг оказал бы неблагоприятное

воздей­ствие и на переговоры о вступлении России в ВТО. Ограничение круга

стран-бенефициаров пошло бы, кроме того, вразрез с современной международной

прак­тикой предоставления тарифных преференций.

В частности, программа Генеральной системы преференций США распростра­няется

на 150 государств и территорий. При этом число пользователей растет: с 1991-

1995 гг. оно увеличилось на 12 государств. Общая система преференций ЕС

распространяется на все развивающиеся страны (число стран и территорий-

бенефициаров составляет 170). Процесс изменений схем тарифных преференций США

и ЕС весьма сложен и идет на основе предварительных всесторонних прора­боток

с целью ненанесения ущерба политическим и экономическим отношениям с

соответствующими государствами. В США, например, изменения в страновом

со­ставе и товарной структуре Генеральной системы преференций осуществляются

все последние годы. При этом США идут по пути расширения в целом

территориального охвата Генеральной системы преференций (отдельные

пользователи тем не менее исключаются) при сокращении объема реально

предоставляемых льгот. В результа­те, товарная ее номенклатура включает более

4,5 тыс. товаров или примерно 50% всего таможенного тарифа, а тарифные

преференции фактически распространяют­ся всего на 7% совокупной стоимости

импорта товаров в США. Технически же, ес­ли в США товар включен в Генеральную

систему преференций, то он ввозится бес­пошлинно. Однако превышение импорта

определенного уровня приводит к исключе­нию данной товарной позиции из

национальной схемы тарифных преференций.

России следовало бы пойти по пути совершенствования системы преференций на

основе схем, используемых в ЕС и США. Принятие в России упрощенного подхода к

изменению системы преференций путем исключения ряда прогрессивно

разви­вающихся стран не приведет к ожидаемому бюджетному эффекту. Необходимо

принимать во внимание, что основной объем торговли России приходится на

промышленно развитые страны, а также страны СНГ, Центральной и Восточной

Европы. Импорт из развивающихся стран не играет заметной роли в общем

внешнеторговом обороте России. В 1997 г. доля развивающихся стран в импорте

России составила менее 8%, ожидается ее дальнейшее снижение.

Фискальные цели в рамках реформирования российской системы преференций можно

было бы достичь без особого ущерба для всего комплекса отношений России с

соответствующими странами в случае исключения из российской схемы ряда

наи­более «чувствительных» товарных групп. Это соответствовало бы и интересам

защи­ты отечественных производителей.

Внесение существенных изменений в российскую схему тарифных преференций

политически и экономически допустимо лишь на основе разработки новой, с

учетом международных обязательств и мирового опыта, схемы тарифных

преференций, со­хранив при этом достаточно широкий страновой охват, но

существенно уточнив то­варную номенклатуру, размеры и механизм предоставления

льгот и отказа от них. Такой подход способствовал бы дальнейшему

совершенствованию национальной схемы тарифных преференций в целях превращения

ее в действительно эффектив­ный механизм регулирования торговых отношений с

развивающимися странами, ко­торый соответствовал бы принципам Общей системы

тарифных преференций и учи­тывал опыт других государств в этой области. В

частности, можно было бы подумать о градации тарифных ставок в рамках

национальной схемы преференций, введении тарифных квот в зависимости от

«чувствительности» того или иного товара с точки зрения национального

производства.

Наряду с составлением списка товаров, подпадающих под условия предоставле­ния

преференций, необходимо проработать вопрос о порядке определения уровня

конкурентоспособности конкретной продукции развивающихся стран-пользователей

национальной схемы преференций на предмет возможного вывода ее из-под

дей­ствия указанной схемы. Это может быть, например, установление потолков в

виде фиксации доли импорта какого-либо товара страны-пользователя системой

префе­ренций в общем импорте аналогичной продукции.

Наличие списка товаров, включенных в систему преференций, требует разра­ботки

порядка внесения изменений в этот список, так как нельзя исключить

возмож­ность обращения той или иной страны с подобной просьбой. Необходимо

пред­усмотреть и критерии включения того или иного товара в систему

преференций. Следует также иметь в виду, что внесение изменений в схему

тарифных преферен­ций Российской Федерации, утверждение списка товаров, на

которые они распро­страняются, должны быть согласованы в рамках таможенного

союза с Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном.

Опыт ЕС свидетельствует, что одной из центральных проблем функционирова­ния

преференциальных режимов, даже в условиях существования отлаженной и

технически хорошо оснащенной системы таможенного контроля, являются

нару­шения правил использования льгот, прежде всего путем декларирования

ложного происхождения товара. Ежегодный ущерб для российского бюджета от

подобных нарушений может составить сотни миллионов долларов. Эффективность

борьбы с этими нарушениями определяется, прежде всего, тем, насколько отлажен

механизм функционирования каждого из действующих преференциальных торговых

режимов. При этом, чем прозрачнее граница между участниками интеграционной

группиров­ки (как, например, между государствами-членами ЕС или между Россией

и ее парт­нерами по таможенному союзу), тем выше ответственность национальных

таможенных органов. Даже в ЕС, где функции управления таможенным союзом

весьма высоко централизованы в совместных органах (Комиссия ЕС), резервы для

укрепле­ния сотрудничества таможенных органов по линии как информации, так и

гармонизации действий весьма велики.

В российской специфике, когда функционирование таможенного союза только

налаживается, создание действенного механизма таможенного сотрудничества

приобретает решающий характер. Представляется целесообразным прежде всего

централизовать координирующие функции такого сотрудничества в одном

со­вместном органе, куда поступала бы и систематизировалась вся таможенная

ин­формация.



(C) 2009