Научная Петербургская Академия

Реферат: Строительство как объект управления

Реферат: Строительство как объект управления

Федеральное агентство образования Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Государственный Университет Управления Институт Бизнеса в Строительстве и Управления Проектом Реферат по дисциплине: Введение в специальность на тему «Строительство как объект управления» Выполнил: студент группы 6 Лесин И.Л. Проверил: кандидат экономических наук, доцент Коготкова И.З. Москва 2004

Содержание

Введение ê Государственный Университет Управления ê Цели в управлении ê Методы управления и руководства в строительстве ê Исходя из продолжительности цикла управления ê По способу циркуляции информации ê По способу принятия решений ê Организационные методы руководства ê Экономические методы руководства ê Распорядительные методы руководства Список литературы

Введение

С современных условиях одно из приоритетных направлений российской экономики – выработка основных теоретических и методологических позиций по применению менеджмента на предприятиях и в организациях с различными формами собственности, в том числе и строительстве. В Московском Государственном Университете Управления в 1999 году на факультете «Экономика, организация и управление строительством» состоялся первый выпуск по специальность 06.11 «Менеджмент». Профессорами и доцентами кафедры «Экономика, организация и управление строительством» были разработаны различного рода программы обучения, подготовлены лекции и практические курсы. Профессиональная деятельность менеджера осуществляется в сфере управления различными организационными подразделениями государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм. Менеджер должен быть готов к следующим видам деятельности, которые определяются его местом в системе управления: ê Управленческая ê Организационная ê Экономическая ê Планово-финансовая ê Маркетинговая ê Информационно-аналитическая ê Проектно-исследовательская ê Диагностическая ê Инновационная ê Образовательная В 1986 году в мире отмечался 100-летний юбилей менеджмента. Исходной датой рождения менеджмента принято считать собрание американского общества инженеров-строителей в 1886 году. Народы мира практиковали менеджмент на протяжении тысячелетий и по наши дни. Изучая менеджмент необходимо понимать, что основа рынка – конкуренция. Управление как профессиональная деятельность известно давно. По археологическим раскопкам прослеживается существование органи­заций в доисторические времена, поэтому управление так же старо, как и мир. С годами организации становились все более упорядоченными и устойчивыми, а управленческая деятельность - все более сложной. Еще в IV столетии византиец Маврикий сформулировал свод принципов, которыми должен был пользоваться руководитель в своей управлен­ческой деятельности. С ростом общественного производства, особенно с увеличением масштабов организаций, роль управления постоянно возрастала. Заводчики и фабриканты (предприниматели)1 на первых порах сами управляли производственной деятельностью своих предприятий. Позднее появилось специальное лицо-управляющий хозяйством пред­принимателей. Концепция управления как научной деятельности развивалась в течение длительного времени, однако, основным толчком к пониманию роли управления как науки стала промышленная революция конца XVIII - начала XIX в. Творцом нового взгляда на управление стал Ф. Тейлор, выпустивший в 1911 г. книгу «Принципы научного управле­ния». Несколько позднее управление в английском языке стало называть­ся менеджментом (от англ. manage - управлять). В свою очередь этот термин происходит от латинского слова manus - рука. Именно с этим словом связано понятие руководство. В русском языке руководить -значит управлять, направлять действия кого-либо или чего-нибудь, например, управлять хозяйством, производственным процессом на предприятии (в строительной организации), а управляющий -это лицо, ведущее дела какого-либо предприятия или хозяйства. В науке об управлении широко распространено представление об управлении как о процессе реализации функций, которые должен осуще­ствлять всякий руководитель в своей деятельности. Именно такой смысл вкладывает в понятие управления Менецберг . Он находит «в роли руко­водителя набор определенных поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности». В области научных исследований по управлению за последние сто лет возникли различные школы. Совершенствование управления невозможно без изучения, систе­матизации и обобщения опыта развития общественных отношений как в экономике в целом, так и в области строительства. Важным фактором ускоренного развития строительного произ­водства является научно-технический прогресс. Ускоренно развиваются технические средства управления, особенно информационно-вычис­лительная техника. Идет поиск рациональных организационных форм использования ЭВМ. Однако, несмотря на большую помощь научно-технических средств, управление производством связано, прежде всего, с налаживанием взаимодействия между людьми, и роль человека с развитием научно-технического прогресса непрерывно возрастает. Самые совершенные средства производства человек превращает в действующие потребительские стоимости. Важно заинтересованное отношение человека к труду, без этого не действует самое новейшее оборудование. Экономика не может эффективно функционировать, если у людей нет желания трудиться с наибольшей отдачей. Широкому проявлению инициативы и предприимчивости способствуют рыночные отношения в экономике. Однако нельзя забывать, что при любых экономических формах развития общественного производства большое значение имеют социальные вопросы. В рыночной экономике они получают новый импульс, так как в связи с самофинансированием производственной деятельности строительных предприятий обеспечение рентабельности их работы находится в руках самих трудовых коллективов. Именно в рыночных условиях трудовые коллективы имеют возможность направ­лять заработанные средства на строительство жилья, объектов социаль­ного назначения, внедрение трудосберегающей технологии и в целом на улучшение условий трудовой деятельности. Надо иметь в виду, что динамизм - основная особенность рыноч­ной экономики и только при учете этого обстоятельства будет обеспечено эффективное соответствие форм и методов управления строительством. В рыночных условиях руководитель должен быть профессионалом и человеком, психологически подготовленным к работе в такой эконо­мике. Эти условия усложняют взаимоотношения между строительным предприятием и заказчиками, требуют от руководителей активного мышления. Организаторская деятельность руководителей базируется на знании теории управления и его методологических основ. Квалифицированное управление невозможно без познания науки управления и повышения профессионального потенциала руководителя. При этом, чтобы не изобретать то, что уже было познано в прошлом, надо знать это прошлое. Исторический подход к изучению теории управления позволяет лучше познать современные проблемы, принципы, закономерности и методо­логические основы управления. Всегда полезно обращаться к опыту совершенствования управления в своей стране и за рубежом, к изучению достижений научной мысли в историческом аспекте.

Государственный Университет Управления

Первая страница летописи вуза датируется 30 апреля 1919 года, когда решением Народного комиссариата торговли и промышленности РФСР создан Московский промышленно-экономический практический институт. Вуз был призван обеспечивать подготовку экономистов для промышленности и потребительской кооперации, финансистов, специалистов по экономике и организации труда. Учебной, научной и кадровой основой вновь созданного института послужили учебные заведения, функционировавшие еще в императорской России. Это были: Александровское коммерческое училище Московского биржевого общества, Николаевское коммерческое училище, Женская торговая школа императора Николая II. 23 июля 1930 года Постановлением ЦИК и СНК СССР Московский промышленно-экономический практический институт был преобразован в Московский инженерно-экономический институт. Основной задачей института стала подготовка инженеров-экономистов широкого профиля для важнейших отраслей народного хозяйства: машиностроения, химии, металлургии, энергетики, строительства, транспорта, городского хозяйства и др. Деятельность Московского инженерно-экономического института по подготовке экономистов широкого профиля способствовала созданию необходимых предпосылок для освоения новых направлений высшего экономического образования. В 60-е годы, в период первых экономических реформ, возникла объективная потребность в открытии подготовки специалистов в области управления. Результатом явилось открытие в 1965 году в Московском инженерно-экономическом институте первой в стране кафедры теории управления и факультета переподготовки и повышения квалификации организаторов промышленного производства и строительства. Одновременно начаты фундаментальные и прикладные научные исследования в области управления. В те времена трудно было доказывать необходимость таких шагов в системе высшего образования. Но руководство и преподаватели вуза делом доказывали необходимость специальной подготовки в области управления. Именно в Московском инженерно-экономическом институте была разработана первая в СССР учебная программа по научным основам управления и написан первый учебник по управлению. Конечно, сейчас и та программа, и учебник тех лет кажутся более чем несовершенными. Но ведь это было только начало. В последующие годы вуз упорно и последовательно разрабатывал, отстаивал и практически реализовывал идею и стратегию подготовки специалистов в области управления. От устаревших инженерно-экономических специальностей, отражающих потребности тридцатых годов, вуз готовил содержательный переход к таким специальностям, в которых нуждались проводимые в стране экономические реформы. Новым специалистам приходилось присваивать специальности с замысловатыми названиями, например, “инженер-экономист по организации управления”. Но даже такое название, принятое с боем, преодолением административного и идеологического сопротивления, принятое только в качестве эксперимента, было для вуза, и не только для него, маленькой победой и шагом вперед. В соответствии с требованиями экономики с 1974 года институт первым среди вузов Советского Союза открыл подготовку специалистов по организации управления производством. Этот исторический факт имел принципиальное значение для развития отечественной высшей школы. Была открыта новая страница подготовки высококвалифицированных специалистов. Всё это позволяет говорить о том, что наше учебное заведение считается основателем управленческого образования в России. Ему заслуженно принадлежит приоритет не только в открытии, но и в дальнейшем развитии подготовки управленческих кадров для народного хозяйства. 28 марта 1975 года Приказом Министерства высшего и среднего специального образования СССР Московский инженерно-экономический институт был переименован в Московский институт управления, который до начала 80-х годов оставался единственным вузом, выпускающим специалистов в области управления. В конце семидесятых и в начале восьмидесятых годов вузом подготовлена целая серия учебников и полный комплекс методических материалов по циклу управленческих дисциплин. Основная дисциплина данного цикла “Научные основы управления” была дифференцирована на целый комплекс управленческих дисциплин: «Теория управления», «Социология и психология управления», «Зарубежный опыт управления», «Правовые основы управления», «Организация управления предприятием» (по отраслям), «Автоматизированные системы управления», «Документация и делопроизводство». В эти годы Московский институт управления шел неизведанными путями, быстро накапливая богатый опыт, преодолевая трудности, ставя перед собой все новые и новые рубежи развития. Основная проблема того времени, без успешного решения которой нельзя было двигаться вперёд – кадры. Ни в каком другом вузе в те годы аспирантура не работала так напряженно и новаторски. В начале восьмидесятых годов был написан учебник «Теория управления социалистическим производством». Он выдержал два издания, получил на конкурсе учебной литературы серебряную медаль ВДНХ, был переведен на болгарский, чешский, немецкий язык и издан во всех странах членах СЭВа. Многие его положения сегодня кажутся устаревшими и наивными, упрощенными и поверхностными. Это естественно. Наука и научная мысль развиваются, изменяются и условия практики, потребности, и проблемы, которые ставит жизнь. Но главное заключается в том, что этот учебник венчал инициативу и труд преподавателей вуза, его использование в учебном процессе стимулировало развитие управленческих специальностей и дальнейшее развитие Московского института управления. В те годы учебный процесс питался наукой. Преподаватели института работали в научно-исследовательских темах, выполняемых на базе московских заводов “Фрезер”, “Завод им. Ленинского комсомола”, “ЗИЛ”, “Первый Московский часовой завод”, Научно-исследовательский институт “Электроника” и многих других. Проблемы управления, которые находили отражение в учебниках и учебно- методических материалах не “высасывались из пальца”, они приходили из практики и отражали реальные потребности отраслей и предприятий. Опыт преподавания управленческих дисциплин аккумулировал реальные практические проблемы. К началу восьмидесятых годов вуз накопил большой и богатый опыт подготовки специалистов в области управления. Этот опыт накапливался не только в процессах практической деятельности преподавателей, но и в ходе непосредственного изучения зарубежного опыта управления. Это было не только знакомство по книгам и специализированным журналам, но и практическая реализация большой программы зарубежных стажировок. Начиная с 1975 года, преподаватели вуза ежегодно проходили стажировки в ведущих западных университетах таких стран, как США, Англия, Германия, Франция. В середине восьмидесятых годов и в последующий за ними период вуз стал инициатором открытия в системе высшего образования новых специальностей в области управления вообще и менеджмента в частности: экономика и управление, менеджмент, маркетинг, государственное и муниципальное управление, менеджмент в социальной сфере. Напрасно думать, что это было легким делом. Многие тогда считали, что таких специальностей не может быть. Противодействие оказывали не только работники Госкомвуза, но и управленцы-практики, утверждавшие, что в лучшем случае это должны быть краткосрочные программы переподготовки и повышения квалификации, но не как не специальности базовой подготовки специалистов. Многие из тех оппонентов сегодня открыли в своих вузах подготовку по специальности “Менеджмент организации” и готовят специалистов, реальную потребность в которых они отрицали. Дальнейшее развитие института как ведущего научного и методического центра в сфере управленческого образования обеспечило ему новый статус - «Академия». 5 февраля 1991 года Постановлением Совета Министров СССР Московский институт управления был преобразован в Государственную академию управления . Академия явилась инициатором открытия новых направлений управленческого образования в стране с учетом потребностей рыночной экономики, организовав многопрофильную подготовку кадров для производственного, социального, государственного и муниципального управления. 8 августа 1998 года Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации по результатам государственной аттестации и аккредитации Государственная академия управления получила статус университета и была переименована в Государственный Университет Управления. Вместе с тем работа руководителя не может быть эффективной без умения применять познан­ную методологию управления на практике. Еще А. Файоль (крупный французский предприниматель и ученый) писал: «беда, конечно, не в недостатке принципов, если б вслед за их провозглашением сразу наступило их господство, у нас повсюду было бы уже самое лучшее управление, какое только можно себе представить». И далее: «надо уметь ими оперировать. Это трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры». Отметим, что высшее учебное заведение не может выпустить из своих стен готового руководителя, от выпускника вуза не ждут практи­ческого знания всех вопросов. Однако без теоретических познаний эти качества трудно приобрести. Они позволяют молодому инженеру быстрее освоиться с тонкостями процесса управления. В трудах В.И.Ленина находим такие слова: «... чтобы управлять, нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современ­ной высоте, нужно иметь известное научное образование». Всему этому нужно учиться будущим руководителям. Стоит отметить, что более сотни лет в русском техническом словаре существуют термины: управление и руко­водитель, поэтому, есть ли необходимость внедрять в наш язык термины менеджмент и менеджер. В русском языке у слова руко­водитель есть синонимы: директор, начальник, заведующий, предсе­датель, президент, которые уточняют характер и содержание управлен­ческой деятельности руководящего лица. Более того, понятие менедж­мент стало абсолютизироваться, применяться независимо от отрасли и сферы управленческой деятельности. Появились книги с названием «Менеджмент», «Курс менеджмента», «Риск-менеджмент», «Организа­ционный менеджмент» и др. (многие из них с грифом учебник или учебное пособие). В русский язык также был введен термин «монито­ринг», хотя в нашем языке есть равнозначные слова: ведение, осущес­твление, реализация.

Цели в управлении

Теория управления строительным производством - это научная дисциплина, опирающаяся на многие теоретические и прикладные знания о производстве и окружающей его внешней среде. Ее основу составляют экономические и социально- психологические законы и закономерности. Категориями теории управления являются целепо-лагание, принципы, закономерности, правила и методы управленческой деятельности, основу которой составляют управленческие решения. Они отражают объективные условия развития производственной деятельности, служат исходным элементом развития производства. Исходный пункт управления - целеполагание. Цель управления - достижение какого-либо результата производственной деятельности. Она определяет направление и характер деятельности. В своей основе цели объективны, в них отражаются требования законов экономического и социального развития трудовых коллективов. Исходя из поставленной цели, формируются различные методы руководства, совершенствуются организационная структура, техника и технология управления. Формулирование цели является исходным, а ее достижение - конечным пунктом процесса управления Целевой подход к управлению как раз и состоит в установлении непосредственной зависимости всех основных элементов системы управления от цели. При целевом подходе требуется организация управления, обеспечивающая координацию и действенное регулирование деятельности всех участников строительства. Цель управления строительством состоит в том, чтобы при соблюдении конкретных сроков возведения объектов и при минимальных затратах ресурсов достигнуть высоких текущих технико-экономических показателей и конечного результата - хозяйственного дохода, а также создать условия для его роста в перспективе. Важнейшей задачей управления является решение социальных вопросов, обеспечивающих рациональный труд работников при строительстве и вводе в эксплуатацию зданий и сооружений. Цели, а отсюда и программы управления, могут быть долгосрочными и краткосрочными. Между этими целями должна быть взаимосвязь, при которой краткосрочные планы являются средством выполнения среднесрочных, а среднесрочные - долгосрочных. Управление в рыночной экономике связано с постоянной корректировкой целей, так как внешняя среда постоянно изменяется. Поэтому для своевременного изменения параметров производственной деятельности строительного предприятия необходимы регулярный прогноз меняющейся обстановки и заблаговременная корректировка цели. Если цель жестко установлена, возникает необходимость адаптации организационных структур, изменения организации производства и технологических правил выполнения строительных и монтажных работ. Такие действия облегчаются при разбивке главной цели на несколько отдельных, выполнение которых легче контролировать и корректировать. Например, строящееся сооружение можно разбить на блоки, а выполнение работ - на этапы. Такой подход связан с построением дерева целей (см. рисунок)

Реферат: Строительство как объект управления

Дерево целей при строительстве сооружений:

1 - срок ввода сооружения;

2 - сроки выполнения работ в пределах секций;

3 – сроки выполнения комплексов строительных работ.

При строительстве крупных сооружений и комплексов объектов используются программно-целевые методы управления. В этом случае инвестиционный цикл разбивается на ряд этапов: выбор концепции; инженерно-геологические изыскания и технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта; контрактная стадия в осуществлении проекта; возведение объекта или комплекса сооружений; пуск и пробная эксплуатация объектов. На каждом этапе ставятся свои цели перед исполнителями работ. Основная цель первого этапа — обоснование полезности и выгодности объекта строительства, второго этапа —оценка условий строительства и обоснование эффективности выбора места строительства. На третьем этапе осуществляется выбор эффективной конструктивной схемы с целью достижения меньших капиталовложений в строительную часть объекта и на энергопотребление. На четвертом этапе заключается сделка (контракт) на реализацию проекта. Управление достижением целей на первых четырех этапах входит в функции заказчика, которым могут быть государство, муниципалитет, акционерное общество, отдельные предприниматели, т.е. организации, инвестирующие строительство объектов. В условиях деятельности проектно-строительных объединений контрактная стадия следует за ТЭО. Цели пятого этапа - реализация проекта при условии не превышения затрат, предусмотренных договорной ценой, и получение прибыли, чего можно добиться путем рационального использования производственных фондов. Именно процесс превращения фондов в готовую продукцию, предусмотренную контрактом, является объектом управления для строительных предприятий. Этот процесс является сложным образованием, и каждый из его участников имеет свои цели, которые в совокупности должны быть направлены на достижение общей цели - повышение доходности строительного предприятия. К задачам работников, задействованных в сфере потребления производственных фондов, относятся: эффективное использование основных фондов (машин, транспорта, оборудования, производственных зданий) и экономное расходование оборотных средств. Задачами работников, находящихся на иерархических ступенях субъекта управления, являются: обеспечение производства ресурсами и проектной документацией, координация деятельности участников производственного процесса, налаживание взаимоотношений с заказчиками и муниципальными органами власти и др.

Методы управления и руководства в строительстве

В качестве объектов управления в строительстве могут выступать процессы осуществления строительных программ или в отдельности ИСП, а в строительном производстве - производственные процессы их реализации. Объектами руководства при этом являются трудовые коллективы на производстве и в подразделениях аппарата управления. В ходе осуществления этих процессов используются различные методы управления, которые различаются по продолжительности цикла управления, по способу циркуляции информации в системе управления и способу принятия решений. Исходя из продолжительности цикла управления методы управления могут быть стратегическими, рассчитанными на текущий год или на оперативный и краткосрочный периоды. В основе этих методов лежат планы: стратегические (на 10-15 лет), годовые, оперативные на квартал и месяц и недельно-суточные (диспетчерские) графики. По способу циркуляции информации методы управления различают по виду информационных каналов. Такими каналами могут быть межличностные связи, каналы движения бумажных источников информации, телефонные коммуникационные связи, компьютерные видеоканалы. По способу принятия решений методы управления делятся на альтернативные и коллегиальные. В первом случае решения принимаются единолично, во втором — правлениями и советами строительных предприятий. Основу методов руководства трудовыми коллективами составляют побудительные воздействия на людей, исходящие из внутренних их побуждений к труду. Для этого используются различные виды мотивов (от фр. motif - побудительные причины, повод к какому-либо действию). Мотивы непосредственно связаны с потребностями людей. Именно потребности вызывают у людей определенные запросы (физиологические, социальные, моральные и психологические). Уровень запросов зависит от осознания человеком своего места в обществе и трудовом коллективе, а также от соотношения объективных и субъективных факторов. Фактор (от лат. factor -делающий, производящий)-причина, движущая сила совершающегося процесса. Действующие факторы и мотивы деятельности людей определяют характер мотивационной обстановки, которая носит пассивный характер. Для активизации трудовой деятельности людей нужны стимулы. Для стимулирования производственной деятельности используются организационные, распределительные, экономические методы руководства трудовыми коллективами.

Организационные методы руководства

Организационные методы руководства включают приемы и средства организационного влияния (воздействия) на трудовые коллективы. К задачам этих методов руководства относится разработка положений, определяющих состав организационно-подготовительных мероприятий и способов их реализации. В этом смысле они равнозначны функции организации. Организационные методы выступают в виде структуропреобразований, нормирования и регламентирования. Структуропреобразования включают разработку и периодический пересмотр структуры строительных организаций и иерархической структуры вышестоящих органов управления. В сферу этих методов входит установление объема полномочий руководителей определенного ранга, их правового положения и соотношений между линейными и функциональными звеньями в аппарате управления. В результате нормирования устанавливаются затраты материалов и энергетических ресурсов на единицу объема работ: нормы времени, выработки; нормативы численности, нормы управляемости; соотношения категорий разных видов работников; размеры рабочего дня и отпусков. Действенность организационного нормирования зависит от его сочетания с материальным и моральным стимулированием, а также с применением соответствующих санкций за нарушение норм. Регламентирование — это воздействие на деятельность трудовых коллективов и отдельных работников с помощью организационных положений, постановлений, инструкций и правил, административных актов, обязательных для выполнения в течение длительного времени. С помощью регламентирования уточняются границы деятельности различных организаций в производственном процессе, налаживаются взаимоотношения между ними, устанавливается режим производственного процесса в целом и выполнения строительных и монтажных работ, правила, регулирующие деятельность коллективов и отдельных должностных лиц (например, Положения о мастере, о производителе работ, об отделах строительного предприятия); составляются штатные расписания и должностные инструкции (функции, обязанности, полномочия, взаимоотношения и подотчетность). Инструкции могут быть детализированы в различной степени. Однако следует признать вредными попытки создания как можно более подробных инструкций. Особенно они вредны при необоснованном недоверии к деловым и моральным качествам подчиненных. Ограничение инициативы подчиненных лишает их удовлетворения от работы, способствует перестраховке, излишнему формализму и бюрократизму.

Экономические методы руководства

Экономические методы руководства занимают центральное место в активизации производственной деятельности трудовых коллективов строительных предприятий. Они представляют собой способы воздействия, в основе которых лежат объективные экономические законы, стимулирующие заинтересованность людей в достижении конечных результатов производственно-хозяйственной деятельности строительных организаций. Экономические методы руководства реализуются посредством хозрасчета, главными особенностями которого являются достижение производственных результатов при наименьших затратах трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов, при условии выполнения обязательств по договору с потребителями строительной продукции (заказчиками) об окончании строительства объектов в обусловленный контрактом срок с получением определенного хозяйственного дохода. При хозрасчете обеспечивается участие каждого подразделения строительной организации, каждого члена трудового коллектива в управлении производственным процессом, точнее, в самоуправлении. Для этого важно, чтобы каждое подразделение в период строительства объектов имело свои плановые показатели, которые позволяют дать оценку затрат за каждый плановый период. Основу деятельности строительных предприятий при экономических методах руководства составляют финансирование и окупаемость затрат за счет хозяйственного дохода, т. е. используются такие экономические категории, как самофинансирование и самоокупаемость. Хозяйственный доход является основным источником оплаты труда и материального поощрения, фонда развития производства и социального развития предприятий. Стремление к увеличению дохода побуждает трудовые коллективы к экономичному ведению хозяйства, рациональному расходованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Особое значение в использовании экономических методов руководства приобретают договорная цена и кредит. Цена формируется на базе сметной стоимости, в которую включаются все расходы на строительство зданий и сооружений. Именно договорная цена, исходящая из сметы и согласованная с заинтересованными сторонами, является важным экономическим механизмом воздействия на трудовые коллективы в строительстве, так как обеспечивает возмещение расходов и получение хозяйственного дохода.

Распорядительные методы руководства

Распорядительные методы руководства предназначены для конкретизации всех форм воздействий в процессе управления. Они позволяют регулировать выполнение планов путем устранения или локализации дестабилизирующих факторов в ходе производственного процесса. Исходным положением для применения распорядительных методов руководства должны быть организационные регламенты и планы работы. Без этих документов распорядительные методы сводятся к решению разрозненных частных вопросов, при этом решения руководителя будут основаны главным образом на его субъективных представлениях. Распоряжения могут носить разный характер и иметь различную степень категоричности. Если оно касается только конечных целей, то это задание; если же руководитель определяет способы достижения целей, то это инструктивное предписание (инструкция). Распоряжения могут содержать только задание или задание и инструкцию. Во всех случаях распоряжения должны четко формулироваться. Наиболее категоричной формой распорядительного воздействия является приказ. В заключение отметим, что нельзя отождествлять организационные и распорядительные методы руководства с волюнтаризмом, бюрократизмом и голым администрированием. Хозяйственный доход - это разница между договорной ценой товарной строительной продукции и затратами на ее производство. Повышение хозяйственного дохода возможно только через уменьшение непроизводительных затрат, повышение производительности труда, сокращение сроков строительства и улучшение качества строительной продукции. Для увеличения хозяйственного дохода необходимы систематическая экономия трудовых, транспортных, материальных и энергетических затрат, а также сокращение расходов на содержание управленческого аппарата. Поэтому каждый вложенный в строительство рубль должен нести долю прибыли. Образовавшаяся после уплаты налога и процентов за кредит остаточная прибыль поступает в распоряжение трудового коллектива. Кредит наряду с фондами развития производства, отчисляемыми от прибыли, позволяет развивать материально-техническую базу, осуществлять реконструкцию действующих производств и техническое перевооружение строительных предприятий. Это ведет к развитию их мощностей, что в последующем отразится на увеличении фонда социального развития и соответственно капиталовложений в жилищное строительство, объекты социального назначения для трудового коллектива предприятия. Таким образом, экономические методы руководства обеспечивают большую восприимчивость трудовых коллективов к усилению организованности в работе и нововведениям. Социально-психологические методы руководства связаны с изучением социальных и психологических мотивов действий людей. Воздействие осуществляется или через условия труда, или непосредственно на психику работников. Обычно эти методы разделяют на социальные и психологические. Социальные методы включают изучение условий труда, их влияния на производственную деятельность строительного предприятия. Главной при этом является социальная среда, ее объективное состояние и субъективное восприятие. Под влиянием среды формируются потребности личности, ее интересы. Поэтому эффективность социальных методов зависит от умения руководителя воздействовать на социальную среду с помощью социальных, моральных, а также материальных стимулов. К социальным стимулам относятся: улучшение жилищных Условий, повышение в должности и др.; к моральным - поощрения в виде благодарности, награждения почетной грамотой, занесения в Книгу почета и др. Средствами материальных поощрений являются различные виды премий, награждение ценными подарками, предоставление бесплатных или частично оплачиваемых путевок.

Список литературы

«Управления в строительстве» В.М.Васильев «Управления в строительстве» Поршнев


(C) 2009