Научная Петербургская Академия

Курсовая: Статистика инновационной деятельности

Курсовая: Статистика инновационной деятельности

Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота

Кафедра “Менеджмента”

Курсовая работа по дисциплине “Статистика” на тему:

“ Cтатистическое изучение научно-технической и инновационной деятельности ”

Выполнил: студент группы У-22

___________________

Проверил:___________________

Калининград - 2003

Введение.. 3

1. Теоретические основы статистического изучения

научно-технической и инновационной деятельности.. 4

1.1. Система показателей статистики науки и инноваций. 4

1.2. Особенности статистического изучения научной деятельности. 7

1.2.1. Показатели кадрового потенциала. 8

1.2.2. Показатели материально-технической базы. 10

1.2.3. Показатели финансирования исследований и разработок. 12

1.3. Особенности статистического изучения инновационной деятельности. 14

1.3.1. Оценка инновационной активности предприятий. 15

1.3.2. Показатели затрат на технологические инновации. 16

1.4. Статистическое изучение результативности научной и

инновационной деятельности. 18

2. Нормативная часть статистического изучения

научной и инновационной деятельности. 21

3. Статистический анализ научной и инновационной

деятельности на примере Калининградской области. 23

4. Расчет отдельных показателей научной и

инновационной деятельности на примере ООО “Айсберг - Аква”. 28

Заключение.. 30

Список использованной литературы:. 31

Введение

Современные тенденции мирового развития связаны с переходом общества к более

высокой - постиндустриальной - стадии. Челове­ческая цивилизация вступила в

новый этап своего развития — информа­ционное общество, основу

жизнедеятельности которого составляют про­цессы производства, распространения

и использования информации. Информационные технологии, обеспечивающие

автоматизацию сбора, передачи, обработки и хранения информации с применением

компью­терной техники и телекоммуникаций, служат одновременно и базой

развития высокотехнологичных производств; под их влиянием меняют­ся характер

и содержание труда, структура занятости, возникают новые виды экономической

деятельности, преображается облик системы обра­зования и здравоохранения,

происходят сдвиги в сфере личного потреб­ления.

Само понятие экономики, основанной на знаниях, или интеллекту­альной

экономики, получившее в последние годы широкое распространение в мировой

экономической литературе, отражает признание того обстоятельства, что научно-

технические знания непосредственно опре­деляют параметры экономического

роста. На долю наукоемких отрас­лей обрабатывающей промышленности и сферы

услуг ныне в ведущих индустриальных странах приходится в среднем более

половины валово­го внутреннего продукта; именно эти отрасли отличаются

наиболее вы­сокими темпами роста объемов производства, занятости, инвестиций,

внешнеторгового оборота.

Меры по реформированию российской статистики, предпринятые в 1993—1999 гг.,

способствовали не только качественному совершенство­ванию ряда традиционных

ее разделов, но и появлению совершенно новых направлений, нацеленных на

исследование актуальных аспектов экономического и социального развития страны

в современных услови­ях и на перспективу. Среди них и статистика науки и

инноваций, призванная от­разить процессы создания, внедрения и

распространения на рынке новых либо усовершенствованных продуктов, услуг,

технологических процессов. Основные задачи статистики науки и инноваций

охватывают также измерение ресурсов, направляемых на инновационную

деятельность, оценку факторов, благоприятствующих инновациям или тормозящих

их, анализ влияния инноваций на результаты деятельности предпри­ятий.

Переход российской экономики на рыночные отношения не мог не повлиять на

механизмы функционирования науки и ее связи с произ­водством. Развитие науки,

особенно в части прикладных исследований и разработок, все в большей мере

определяется спросом со стороны от­раслей и предприятий. С другой стороны,

осуществление инноваций, являясь условием повышения конкурентоспособности

продукции, со­хранения традиционных и завоевания новых рынков сбыта,

диверсифи­кации производства и повышения его эффективности, выступает как

со­ставная часть промышленной деятельности и реализуется посредством

различных форм передачи (приобретения) технологий — овеществлен­ных (в виде

машин и оборудования) и неовеществленных (патенты, ли­цензии, ноу-хау, услуги

технологического содержания и др.). В то же время инновационная активность

предприятий сдерживается многочис­ленными объективными и субъективными

трудностями (недостаточны­ми финансовыми возможностями, высокой степенью

риска, отсутстви­ем собственной научно-исследовательской и опытно-

конструкторской базы, кадров требуемой квалификации, необходимой научно-

техничес­кой и маркетинговой информации и т.п.).

Таким образом, анализ тен­денций и прогнозирование развития как науки, так и

промышленности становятся невозможными без изучения целей и источников

инноваций, форм внутреннего и внешнего технологического обмена, оценки

теку­щих и капитальных затрат на научную инновационную деятельность по ее

видам и источникам финансирования, объема инновационной продукции.

1. Теоретические основы статистического изучения

научно-технической и инновационной деятельности

1.1. Система показателей статистики науки и инноваций.

Непосредственная трансформация идей в новые продукты и технологические

процессы осуществляется на стадии инновационной деятельности. Она

предполагает комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и

коммерческих мероприятий, и именно в своей совокуп­ности они приводят к

инновациям. Научные исследования и разработ­ки являются не только источником

новых идей, но могут осуществлять­ся на различных этапах инновационного

процесса, будучи средством решения проблем, возникновение которых

потенциально возможно на любой его стадии. В составе инновационной

деятельности обычно выделяются шесть основных ее видов:

  • производственное проектирование, включая подготовку планов и

    чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур,

    технических спецификаций, эксплуатационных характе­ристик;

  • технологическая подготовка и организация производства, охваты­вающие

    приобретение производственного оборудования, осуществление изменений в

    них, а также в процедурах, мето­дах и стандартах производства и контроля

    качества; пробное производство или испытания; если предполагается

    дальнейшая доработка конструкции;

  • приобретение неовеществленной

    технологии со стороны в форме па­тентов, патентных лицензий на

    использование изобретений, про­мышленных образцов и полезных моделей;

    результатов исследова­ний и разработок; беспатентных лицензий (ноу-хау,

    соглашения на передачу технологий) и услуг технологического содержания

    (инжи­ниринговых, консультативных и др.);

  • приобретение

    овеществленной технологии — машин и оборудова­ния;

  • подготовка и

    переподготовка персонала в связи с применением новых технологий и

    оборудования;

  • маркетинг новых продуктов, предусматривающий виды

    деятельнос­ти, связанные с выпуском новой продукции на рынок, исключая

    раз­вертывание дистрибьюторских сетей.

Статистика изучает количественные параметры явлений и процес­сов в сфере

науки и инноваций в единстве с их качественной природой. Главной задачей

статистики науки и инноваций является удовлетворе­ние потребностей общества в

достоверной и надежной статистической информации о величине, структуре и

динамике ресурсов и результатов научной и инновационной деятельности, их

влиянии на социально-экономическое развитие страны. Предметом статистики

науки и иннова­ций является разработка определений и классификаций, системы

соот­ветствующих показателей и методологии их исчисления.

Для характеристики развития науки и инноваций в отечественной и зарубежной

экономической литературе, практике научно-технической политики широко

применяется понятие научного и инновационного по­тенциала. Появление данного

понятия связано с необходимостью раз­работки такой экономической категории,

которая бы отображала наи­более общие, существенные свойства, признаки и

связи науки и инноваций как вида деятельности, служила бы основой для

формирования сис­темы соответствующих показателей и методологии их

количественного измерения.

Научный и инновационный потенциал рассматривается как сово­купность ресурсов

научной и инновационной деятельности на опреде­ленном этапе развития

общества. Неотъемлемым при­знаком научного и инновационного потенциала

является характеристи­ка возможностей решения как текущих, так и

перспективных научно-технических задач при условии эффективного использования

имеющих­ся ресурсов и с учетом резервов их пополнения и совершенствования.

Таким образом, научный и инновационный потенциал в конечном итоге следует

рассматривать не просто как набор различных видов ре­сурсов, а лишь в их

единстве с результатами научной и инновационной деятельности.

Концепция статистического изучения научного и инновационного потенциала

базируется на системном подходе к исследованию его сущ­ности и структуры,

обоснованию задач, направлений и методов статис­тического анализа. Толь­ко

комплексное рассмотрение всех аспектов научной и инновационной деятельности и

необходимых для ее осуществления ресурсов - трудо­вых, материальных,

информационных, финансовых - во взаимосвязи с результатами их использования

позволяет получить объективное пред­ставление о тенденциях научно-

технического развития. Это даст воз­можность интегрировать разрозненные,

иногда несопоставимые между собой показатели, характеризующие отдельные

элементы научно-инно­вационного цикла, в целостную систему.

Учитывая сказанное, в составе системы показателей научного и ин­новационного

потенциала выделяются характеристики ресурсов и ре­зультатов научных

исследований и инновационной деятельности, а также их внутренних и внешних

связей (см. рис.).

Финансовые ресурсы

Курсовая: Статистика инновационной деятельности

Курсовая: Статистика инновационной деятельности

Всю совокупность показателей научного и инновационного потен­циала можно

систематизировать следующим образом:

1. Показатели статистики науки.

1.1. Показатели ресурсов науки.

1.1.1. Показатели кадров науки.

1.1.1.1. Численность и состав персонала, занятого иссле­дованиями и

разработками.

1.1.1.2. Показатели движения персонала, занятого иссле­дованиями и

разработками.

1.1.1.3. Показатели подготовки научных кадров.

1.1.2. Показатели материально-технической базы науки.

1.1.2.1. Показатели наличия и структуры основных фон­дов исследований и

разработок.

1.1.2.2. Показатели движения основных фондов исследо­ваний и разработок.

1.1.2.3. Показатели использования основных фондов ис­следований и разработок.

1.1.2.4. Показатели объема, состава, динамики и исполь­зования оборотных

средств исследований и разра­боток.

1.1.3. Показатели информационных ресурсов науки.

1.1.4. Показатели финансирования исследований и разработок.

1.1.4.1. Показатели объема и структуры затрат на иссле­дования и разработки.

1.1.4.2. Показатели динамики затрат на исследования и разработки.

1.2. Показатели результатов научных исследований и разработок.

1.2.1. Показатели публикационной активности.

1.2.2. Показатели создания технологий (патенты, лицензии, об­разцы

новых видов машин и оборудования и т.п.).

1.3. Показатели организационной структуры науки (числа и состава

организаций, выполняющих исследования и разработки).

2. Показатели статистики инноваций.

2.1. Показатели источников информации об инновациях.

2.2. Показатели затрат на инновации.

2.2.1. Показатели объема и структуры затрат на инновации.

2.2.2. Показатели динамики затрат на инновации.

2.3. Показатели технологического обмена.

2.3.1. Показатели приобретения технологий.

2.3.2. Показатели передачи технологий.

2.4. Показатели результатов инновационной деятельности.

2.4.1. Показатели объема, структуры и динамики производства и

реализации инновационной продукции.

2.4.2. Показатели влияния инноваций на результаты деятельнос­ти

предприятия.

2.4.2.1. Показатели экономии затрат производственных ресурсов в результате

внедрения инноваций.

2.4.2.2. Показатели прибыли от реализации инновацион­ной продукции.

2.5. Показатели инновационной активности промышленных пред­приятий.

3. Статистические показатели, характеризующие влияние науки и

иннова­ций на экономический рост.

3.1. Показатели технологической структуры экономики.

3.2. Показатели экспорта и импорта технологий (баланс платежей за

технологии).

3.3. Оценка влияния инноваций на рост производительности труда и занятость.

3.4. Интегрированная оценка вклада научно-технического прогресса в прирост

валового внутреннего продукта.

Для изуче­ния научной и инновационной деятельности в различных аспектах

ста­тистика использует также различные классификации и группировки,

отражающие многообразие внутренних и внешних взаимосвязей науки и инноваций.

1.2. Особенности статистического изучения научной деятельности.

Центральное место среди различных классификаций и группировок принадлежит

многомерной классификации научной деятельности по видам (фунда­ментальные,

прикладные исследования, разработки), отраслям и секто­рам науки.

Отрасли науки — дисциплины, в которых осуществляются научные исследования и

разработки. Они характеризуются наличием конкретно­го предмета исследований и

сферы интересов ученых, организационных форм их кооперации, научной периодики

и других изданий, системы подготовки кадров соответствующего профиля.

Классификация отрас­лей науки строится по их предметным, методологическим и

функцио­нальным признакам и имеет иерархическую структуру: области науки -

отрасли науки - научные специ­альности. Основой классификации отраслей науки

в статистике являются рекомендации ЮНЕСКО. В соответствии с ними в составе

общей совокупности научных дис­циплин как в отечественной, так и в

международной статистической практике выделяются шесть крупных областей науки

- естественные, технические, медицинские, сельскохозяйственные, общественные,

гума­нитарные.

В качестве секторов науки в статистике рассматриваются секторы экономики,

объединяющие значительное число организаций, осущест­вляющих научные

исследования и разработки и характеризующихся однородностью своих основных

функций и предоставляемых услуг, ис­точников финансирования, правового

статуса. Существенное внимание уделяется при этом сопоставимости с

клас­сификацией, принятой в системе национальных счетов, что позволяет

сравнивать показатели научных исследований и разработок с другими

статистическими данными и оценить прямо или косвенно место науки в экономике

страны и ее вклад в экономический рост. Указанные специфические классификации

и группировки статисти­ки науки, как и некоторые другие — типы научных

орга­низаций, социально-экономические цели научных исследований и раз­работок

— используются в практике статистического наблюдения в дополнение к

общестатисти­ческим классификациям. Они играют важнейшую роль в формировании

системы сбора и разра­ботки статистической информации и обеспечивают

возможность де­тального анализа структуры научного потенциала.

1.2.1. Показатели кадрового потенциала.

Кадры — основной элемент научного потенциала страны. Сам ха­рактер научной

деятельности как «интеллектуального производства» определяет значение

личности ученого в творческом процессе создания новых знаний. Статистика

кадров науки имеет своей целью сбор, обработку и представление статистической

информации о численности, составе и динамике занятых научными исследованиями

и разработками. Ее ос­новной категорией в современной статистической практике

является персонал, занятый научными исследованиями и разработками, -

сово­купность лиц, чья творческая деятельность, осуществляемая на

система­тической основе, направлена на увеличение суммы научных знаний и

поиск новых областей применения этих знаний, а также занятых оказа­нием

прямых услуг, связанных с выполнением научных исследований и разработок. В

статистике персонал, занятый научными исследованиями и разработками,

учитывается как списочный состав работников орга­низаций, выполняющих научные

исследова­ния и разработки. В соответствии с характером фактически

выполняемой работы и уровнем квалификации в составе персонала, занятого

научными иссле­дованиями и разработками, выделяются четыре категории

работников:

  • исследователи — работники, профессионально занимающиеся на­учными

    исследованиями и разработками и непосредственно осу­ществляющие создание

    новых знаний, продуктов, методов и сис­тем, а также управление указанными

    видами деятельности. Иссле­дователи обычно имеют высшее образование. В эту

    категорию включается также административно-управленческий персонал,

    осу­ществляющий непосредственное руководство исследовательским

    процессом;

  • техники — работники, участвующие в научных

    исследованиях и разработках и выполняющие технические функции. В основном

    техники имеют среднее специальное образование и (или) необходимый

    профессиональный опыт и знания;

  • вспомогательный персонал — работники,

    выполняющие вспомога­тельные функции, связанные с проведением научных

    исследований и разработок;

  • прочий персонал — работники,

    осуществляющие хозяйственное об­служивание и иные функции общего

    характера, связанные с деятель­ностью организации в целом.

Статистика учитывает численность персонала, занятого научными исследованиями

и разработками, по категориям персонала, уровню об­разования. Кроме того,

численность ис­следователей рассматривается по отраслям науки, а также полу и

воз­расту. Статистический анализ численности и состава кадров науки

сочета­ется с изучением их использования, фактической занятости научной

де­ятельностью. Более объективному учету затрат труда в науке способст­вует

определение численности работников в эквиваленте полной занятости научными

исследованиями и разработ­ками. Целью таких оценок является учет не только

лиц, полностью за­нятых этим видом деятельности, но также тех, кто занят

ис­следованиями лишь часть времени (преподавателей вузов, консультан­тов,

аспирантов и др.).

Численность персонала, занятого научными исследованиями и раз­работками, в

эквиваленте полной занятости отражает не количество выполняющих их физических

лиц, а сумму долей времени, фактически затраченного на эту работу, и

измеряется в человеко-годах. Например, если один ученый посвящает научным

исследованиям 30%, второй — 50%, третий — 70% времени, а остальное время они

заняты другой дея­тельностью (преподаванием, управлением и т.д.), то число

исследовате­лей в эквиваленте полной занятости составит 1,5 человеко-года, а

не 3, как в случае учета физических лиц. Первичным источником информации для

расчета эквивалента полной занятости научными исследованиями и разработками

могут служить опросы ученых, в рамках которых ими проводится самооценка

времени, затрачиваемого в течение типичной недели на фундаментальные,

прикладные исследования, разработки, управление ими либо на другие виды

деятельности. Получение информации возможно также на основе проведения

выборочных обследований научных орга­низаций и высших учебных заведений,

направленных на изучение бюд­жета времени работников науки и профессорско-

преподавательского персонала вузов. В статистике с переходом на международные

стан­дарты начиная с 1994 г. в целях определения масштабов занятости

на­учными исследованиями и разработками учитывается фактическая чис­ленность

лиц, выполняющих их в качестве совместителей и по догово­рам гражданско-

правового характера. На этой основе, исходя из числа отработанных ими за

отчетный период человеко-дней, рассчитывается общая численность персонала,

занятого научными исследованиями и разработками, в эквиваленте полной

занятости.

Особую актуальность приобретает зада­ча организации комплексного

статистического мониторинга, объектом которого становится не только персонал,

занятый научными исследова­ниями и разработками, но и научно-технические

кадры в целом. Научно-технические кадры определя­ются как совокупность всех

лиц, проживающих в стране и имеющих за­конченное образование третьей ступени

в области науки и техники либо не имеющих его, но занятых научно-технической

деятельностью, где обычно требуется подобная квалификация. Научно-технические

кадры классифицируются по уровню квалификации (образования), областям науки,

профессиям, ка­тегориям занятости, отраслям, регионам, полу, возрасту,

национальному происхождению. Объектами мониторинга должны стать наличие

научно-технических кадров, источники их формирования, мобильность, миграция,

уровень жизни научно-тех­нических кадров, что предполагает координацию работ

по статистике науки, труда и занятости, образования, населения и по дру­гим

отраслям социально-экономической статистики. Статистическое наблюдение

успешно сочетается здесь с социологическими исследова­ниями ценностных

ориентации ученых, их материальных и моральных потребностей, мотивации

трудовой деятельности, социального статуса. Статистическое изучение

подготовки научных кадров в настоящее время охватывает лишь показатели

деятельности аспирантуры и докто­рантуры (численность, прием и выпуск

аспирантов и докторантов в раз­резе отраслей наук и научных специальностей).

Отдельно учитывается численность соискателей ученой степени, осуществляющих

подготовку диссертаций самостоятельно, а также лиц, защитивших диссертации.

1.2.2. Показатели материально-технической базы.

В процессе производства научных знаний ученый использует разно­образные

средства (научное оборудование, приборы, вычислительную технику,

испытательные стенды и т.п.) и предметы труда (материалы, реактивы и др.).

Состояние средств научного производства отражает уровень развития

производительных сил и самой науки, определяет перспективы ее развития, темпы

и эффективность научно-технического прогресса, этим предопределяется значение

статистического изучения материально-технической базы науки и ее основных

элементов.

Материально-техническая база науки — комплекс средств и предме­тов труда в

сфере научных исследований и разработок, выступающих в материально-

вещественной форме. Она включает основные и оборотные средства научных

ис­следований и разработок. К основным фондам (средствам) научных

ис­следований и разработок относятся: здания и сооружения; передаточ­ные

устройства; машины и оборудование, в том числе опытно-экспери­ментальные

установки (научно-исследовательские суда, радиотелеско­пы и т.д.), научные

приборы, средства автоматизации и вычислитель­ная техника и т.д.;

транспортные средства; инструмент, инвентарь и прочие основные фонды,

состоящие на балансе научных организаций и их опытных баз и используемые в их

основной деятельности.

Задачей статистики является получение взаимосвязанной информа­ции,

характеризующей материально-техническую базу науки и источни­ки ее

формирования как по стране в целом, так и по отдельным секто­рам и регионам.

Статистика материально-технической базы науки опирается на классификацию ее

основных фондов в соответствии с их назначением, ролью в процессе научного

производства, сферой применения и т.п. Действующий Всероссийский

классификатор основных фондов, утвержденный Госстандартом России в 1994 г.,

не обеспечивает необходи­мой их дифференциации применительно к специфике

различных видов научной деятельности. Поэтому в статистике науки

предусматриваются дополнительные группировки основных фондов науки. Так, в

зависи­мости от степени участия в проведении научных исследований и

разра­боток выделяется основное исследовательское оборудование и

вспомо­гательное оборудование, непосредственно не участвующее в этом

про­цессе, а служащее для выполнения вспомогательных функций.

Развитию методологии и методики статистического наблюдения ма­териально-

технической базы науки способствовали единовременные обследования,

проведенные в 1989 и 1992 гг. и позволившие впервые не только в

отечественной, но и в мировой статистической практике полу­чить обширную

информацию, характеризующую ее состояние во взаи­мосвязи с показателями

кадрового потенциала и финансирования науч­ных исследований и разработок.

В статистике разрабатываются показатели, отражающие объемы и структуру

основных фондов и оборотных средств научных организа­ций; состав технических

средств с более детальной классификацией на­учного оборудования и приборов,

возрастную структуру и технический уровень оборудования; наличие и

использование технических средств, в том числе импортного и дорогостоящего

оборудования; обеспечен­ность научных организаций зданиями, включая наличие

собственных зданий, специально спроектированных и построенных под конкретные

научные коллективы. Обобщающими характеристиками обеспеченности научных

органи­заций основными фондами служат показатели фондо- и техновооруженности

труда. Они определяются как отношение соответственно объема основных средств

научных исследований и разработок к чис­ленности занятого ими персонала;

стоимости машин и оборудования — к численности исследователей. Особый интерес

для анализа представляют оценки вооруженности ученых приборами и

вычислительной техникой.

Важной задачей статистики является также изучение опытной базы науки,

охватывающей совокупность опытных производств, выполняю­щих опытные,

экспериментальные работы. Состояние и использование опытной базы

характеризуют способ­ность науки осуществлять опытную проверку результатов

научных ис­следований и разработок с целью обеспечения непрерывности

иннова­ционного процесса. Статистика учитывает общий объем выполненных работ

опытной базы, включая объем опыт­ных, экспериментальных работ, производство

серийной продукции, ра­боты по ремонту и обслуживанию оборудования опытной

базы науч­ной организации и др. Обобщающим показателем использования опыт­ной

базы науки по ее основному назначению, т.е. в целях научных ис­следований и

разработок, является удельный вес опытных, эксперимен­тальных работ в общем

объеме работ опытных производств.

1.2.3. Показатели финансирования исследований и разработок.

Ключевым статистическим показателем финансовых ресурсов науки являются

затраты на научные исследования и разработки — выра­женные в денежной форме

фактические расходы на выполнение науч­ных исследований и разработок.

Основное внимание в статистике уде­ляется учету внутренних затрат на научные

исследования и разработки, выполненные собственными силами отчитывающейся

организации в течение отчетного года, независимо от источника финансирования.

На их базе можно получить агрегированную оценку затрат на научные

ис­следования и разработки в отрасли, регионе, секторе науки, стране в целом,

устраняя при этом опасность повторного счета затрат в части, выполненной

сторонними организациями по договорам. В целях свод­ной оценки затрат

конкретной организации на исследования и разра­ботки предусматривается также

представление данных о внешних за­тратах на выполнение работ субподрядчиками

по договорам с отчиты­вающейся организацией. В качестве обобщающего

статистического показателя масштабов научных исследований и разработок на

национальном уровне выступа­ют валовые внутренние затраты на их выполнение на

территории стра­ны в течение отчетного года (включая финансируемые из-за

рубежа, но исключая выплаты, сделанные за рубежом) в абсолютном выражении и в

процентах к валовому внутреннему продукту. В составе внутренних затрат на

исследования и разработки рассматриваются:

  • текущие затраты, в том числе на оплату труда работников, выпол­няющих

    научные исследования и разработки, от­числения на социальные нужды,

    затраты на приобретение оборудо­вания за счет себестоимости работ, другие

    материальные затраты, прочие текущие затраты;

  • капитальные

    затраты, в том числе на приобретение земельных участков, строительство

    или покупку зданий, приобретение обору­дования, включаемого в состав

    основных фондов, и пр.

Новой как в методологическом, так и в практическом плане задачей статистики

науки в России стало изучение целевой ориентации исследований и разработок. В

условиях ограниченных финансовых ресурсов государственная научно-техническая

политика предусматривает их со­средоточение на приоритетных направлениях

исследований. В связи с этим в статистике используется группировка внутренних

затрат на ис­следования и разработки по важнейшим социально-экономическим

целям общества, что позволяет оценить фактически сложившиеся при­оритеты в

финансировании науки и сопоставить их с приоритетами на­учно-технической

политики, формируемыми на стадии составления и исполнения федерального

бюджета, а также с национальными приори­тетами в целом. Классификация

социально-экономических целей, применяемая в отечественной статистике науки,

строится исходя из задач государст­венной научно-технической политики и

сложившихся в России направ­лений финансирования научных исследований.

Распределение работ по социально-экономическим целям осущест­вляется в

статистике по критерию непосредственного целевого назначе­ния конкретных

проектов научных исследований и разработок. Для уточнения состава отдельных

целей используется Общероссийский классификатор видов экономической

деятельности, продукции и услуг (ОКДП). При группировке затрат по видам

продукции и услуг следует исхо­дить из фактической отраслевой ориентации

выполняемых исследова­ний и разработок. Основным критерием здесь является

назначение ре­зультатов исследований и разработок. Для использования в

конкретных отраслях экономической деятельности, а именно, на развитие каких

отраслей, видов продукции и услуг непосредственно направлены те или иные темы

(заказы) исследований и разработок. Дополнительны­ми ориентирами могут

служить отраслевая принадлежность предпри­ятия (организации) - заказчика

и(или) предприятия, на котором намеча­ется внедрение результатов исследований

и разработок, сфера их при­менения (например в случае с услугами

здравоохранения, образования и др.).

Высшие учебные заведения отчитываются также о финансировании научных

исследований и разработок (в том числе на кафедрах) за счет общих бюджетных

ассигнований на содержание вуза. Заемные средства (банковские, коммерческие

кредиты и др.), предо­ставляемые на возвратной основе, в качестве первичных

источников финансирования не рассматриваются.

Наряду с обследованиями организаций, выполняющих исследова­ния и разработки,

в статистике предусматривается сбор данных минис­терств и ведомств об

ассигнованиях федерального бюджета на научные исследования и разработки —

денежных средствах, выделенных на на­учные исследования и разработки и иные

виды деятельности из феде­рального бюджета. Министерство науки и технологий

Российской Федерации ежегодно со­бирает сведения министерств и ведомств о

фактических расходах предыдущего года, плановых ассигнованиях на текущий год

и заявке на следующий год. Исходя из особенностей сложившейся практики

плани­рования и анализа бюджетных средств на научные исследования и

разработки, сформирована система сбора и обработ­ки данных о бюджетном

финансировании науки, предусматривающая получение информации о распределении

средств по министерствам и ведомствам (с выделением научных исследований и

разработок, а также иных видов деятельности), элементам затрат, видам работ,

отраслям науки, социально-экономическим целям. Государственные научные центры

и научные советы по направлениям Федеральной целевой науч­но-технической

программы представляют сведения о соответствующих средствах, выделяемых им

Миннауки России целевым назначением.

1.3. Особенности статистического изучения инновационной деятельности.

Инно­вации представляют собой новые или усовершенствованные продукты,

внедренные на рынке, новые или усовершенствованные технологичес­кие процессы,

используемые в практической деятельности, либо новые подходы к социальным

услугам. Непосредственная трансформация идей в новые или усовершенствованные

продукты и технологические процессы осуществляется на стадии инновационной

деятельности. Она предполагает комплекс научных, технологических,

организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, и именно в своей

совокуп­ности они приводят к инновациям.

Действующие в настоящее время международные нормы сбора ста­тистических

данных об инновациях разработаны применительно только к технологическим

иннова­циям. Они представляют собой конечный результат инновационной

де­ятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенство­ванного

продукта (процесса), внедренного на рынке и используемого в практической

де­ятельности. Инновация считается осуществленной в том случае, если она

внедрена на рынке или в производственном процессе. Соответст­венно

различаются два типа технологических инноваций - продукто­вые и процессные,

которые в свою очередь классифицируются в ста­тистике по степени новизны.

Продуктовые инновации охватывают внедрение новых или усовер­шенствованных

продуктов. Процессная инновация - это освоение новых или значительно

усо­вершенствованных методов производства, изменения в оборудовании или

организации производства либо и то и другое. Нововведения в области

организации и управления производством, информационных технологий,

коммунальных и социальных услуг не рассматриваются в составе технологических

инноваций. Кроме того, не подлежат учету в качестве инноваций несущественные

видоизменения продуктов и технологических процессов, под которыми

подразумеваются эстетические изменения в продуктах (в цвете, декоре и т.п.).

Классификация инноваций по степени новизны осуществляется по технологическим

параметрам, а также с рыночных позиций. С точки зрения технологических

параметров инновации подразделяются по сле­дующим признакам: продуктовые

инновации — применение новых ма­териалов; применение новых полуфабрикатов и

комплектующих; полу­чение принципиально новых функций (принципиально новые

продук­ты); процессные инновации — новая технология производства; более

высокий уровень автоматизации; новые методы организации производ­ства

(применительно к новым технологиям). С позиций новизны рынка различаются

инновации новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия.

1.3.1. Оценка инновационной активности предприятий.

Единицей отчетности в статистике инноваций являются инноваци­онно-активные

предприятия. Их идентификация базируется на расши­ренном круге признаков,

включающих помимо внедрения новых или усовершенствованных продуктов

(процессов) участие в других видах инновационной деятельности — выполнение

исследований и раз­работок; приобретение патентных и беспатентных лицензий;

проведе­ние маркетинговых исследований. Учитывается также осуществление

определенных видов деятельности, связанных с начальными и промежу­точными

стадиями внедрения (производственные проектно-конструкторские работы,

технологическая подготовка производства, пробное производство и испытания,

обучение и подготовка персонала приобре­тение машин, оборудования, установок

и прочих основных фондов и осуществление капитальных затрат, связанных с

внедрением продукто­вых и процессных инноваций). На этой основе

рассчитываются показатели уровня инновационной активности предприятий,

характеризующие степень их участия в осу­ществлении инновационной

деятельности в целом или отдельных ее видов в течение определенного периода

времени (в зависимости от пе­риодичности статистического наблюдения — одного

года либо трех-пяти лет). Уровень инновационной активности предприятий обычно

определяется как отношение количества инновационно-активных, т.е. занятых

какими-либо видами инновационной деятельности, предпри­ятий к общему числу

обследуемых за определенный период времени предприятий в стране, отрасли,

регионе. В аналитической практике ис­пользуются интегральная оценка уровня

инновационной активности предприятий, охватывающая все виды инновационной

деятельности за рассматриваемый период времени; оценки, учитывающие в

качестве ин­новационно-активных предприятия, занятые исключительно каким-либо

одним видом инновационной деятельности, а также основанные на измерении

результатов инновационной деятельности.

1.3.2. Показатели затрат на технологические инновации.

Показатели затрат на технологические инновации занимают цент­ральное место в

статистике инноваций. Это обусловлено их экономи­ческой значимостью,

важностью для оценки состояния и перспектив технологического развития.

Затраты на технологические инновации представляют собой выраженные в денежной

форме фактические расходы, связанные с осуществлением различных видов

инновационной деятельности. В составе затрат на инновации статистика

учитывает текущие и капитальные затраты. В зависимости от целей учета и

анализа возможны два подхода к измерению затрат на инновации: расчет затрат

на инновации, либо осуществляемые на предприятии в течении года, либо

внедренные в течении года. Статистическое наблюдение обычно базируется на

первом из этих вариантов.

Для решения широкого круга аналитических задач в статистике используются

группировки затрат на технологические инновации, на основе которых появляется

возможность сделать выводы о структуре и источниках образования финансовых

ресурсов инновационной деятельности, сложившихся пропорциях между отдельными

ее видами, целевой ориентации инновационной деятельности предприятий.

В зависимости от вида инновационной деятельности выделяются:

· затраты на научные исследования и разработки, связанные с внедрением

новых продуктов и технологических процессов;

  • затраты на приобретение прав на патенты, лицензий на использование

    изобретений, промышленных образцов, полезных моделей;

  • затраты на

    приобретение беспатентных лицензий у сторонних предприятий;

  • затраты на приобретение программных средств, связанные с осуществлением

    инноваций;

  • затраты на производственные

    проектно-конструкторские работы, связанные с технологическим оснащением,

    организацией производ­ства и начальным этапом выпуска новой продукции;

  • затраты на технологическую подготовку производства, пробное производство и

    испытания, связанные с внедрением технологичес­ких инноваций;

  • затраты на подготовку и переподготовку персонала в связи с внед­рением

    технологических инноваций (работой по новым технологи­ям и на новом

    оборудовании);

  • затраты на маркетинговые исследования по выпуску

    новых продук­тов на рынок, включая зондирование рынка, адаптацию продукта

    к различным рынкам, рекламу (исключая расходы на создание сетей

    распространения инновационной продукции);

  • капитальные вложения в

    приобретение машин и оборудования, про­чих основных фондов, связанных с

    внедрением технологических ин­новаций;

  • прочие затраты (на оплату

    услуг технологического содержания, консультаций привлеченных

    специалистов и др.).

Не менее важной является группировка затрат по типам инноваций, отражающая их

целевое назначение. В ее основу положена отмеченная выше и принятая в

международной практике идентификация двух клас­сов инноваций — продуктовых и

процессных.

Статистика учитывает количество приобретенных и переданных технологий (с

вы­делением случаев, когда партнерами российских предприятий являются

компании из стран СНГ или дальнего зарубежья) по следующим фор­мам

приобретения (передачи):

  • патентные лицензии, права на патенты;
  • результаты исследований

    и разработок (из них по контрактам либо выполненные совместно);

  • ноу-хау, соглашения на передачу технологий;

  • покупка (продажа)

    оборудования (в случае, если технология переда­ется в укомплектованном

    виде);

  • покупка (продажа) предприятия либо его части;
  • целенаправленный прием на работу квалифицированных специалистов;

  • вклад объектов промышленной собственности в уставный фонд предприятия;

  • получение технологий в составе предоставленных инвестиций;

  • лизинг;

  • приобретение технологий через организацию совместных

    предпри­ятий и др.

Указанные показатели дополняются сведениями о совместных про­ектах по

выполнению исследований и разработок, а также об источни­ках информации для

осуществления инноваций. В числе последних рас­сматриваются внутренние

источники самого предприятия, внешние коммерческие источники (поставщики,

потребители, конкуренты, науч­ные организации и т.п.) либо общедоступная

информация (патентная, научно-техническая литература, конференции, выставки и

иные рек­ламные мероприятия).

1.4. Статистическое изучение результативности научной

и инновационной деятельности.

Разнообразие «выходов» научных исследований и разработок, форм их воздействия

на экономику, а также сложности их непосредственной оценки обусловили

необходимость применения в статистике науки раз­личных специфических методов

и показателей, зачастую лишь косвенно характеризующих эффект научной

деятельности и базирующихся на до­полнительных (нестатистических) источниках

информации, прежде всего научно-технического и административного характера.

Так, для оценки результатов научных исследований, особенно фун­даментальных,

в международной практике используются такие библиометрические показатели, как

количество научных публикаций и их цитируемость, а межстрановые научные связи

нередко измеряются пока­зателями соавторства. Подобные оценки применяются не

только для анализа динамики научных направлений и выполнения

исследователь­ских программ, но и при принятии решений об их финансировании.

Количественному измерению технологических результатов научных исследований и

разработок служит патентная статистика. Она базиру­ется на данных о

регистрации изобретений, выступающих результатом научных исследований и

разработок либо производственной деятель­ности; новым, обладающим

существенными отличиями техническим решением задачи в любой области

экономики, социальной сферы, обо­роны, являющимся продуктом интеллектуальной

деятельности, техни­ческим воплощением идеи, направленным на удовлетворение

определенной потребности общества. В качестве изобретений рассматривают­ся

новые устройства, способы, вещества, штаммы микроорганизмов, се­лекционные

достижения, а также применение по новому назначению ранее известных

устройств, способов, веществ и штаммов. Изобретения — объект охраны

промышленной собственности; ох­ранным документом здесь является патент,

выдаваемый на изобрете­ние, он удостоверяет приоритет, авторство и

исключительное право на использование в течение срока его действия.

Статистика использует абсолютные и относительные показатели патентования

изобретений. К наиболее важным абсолютным показате­лям относятся:

· число патентных заявок (патентов), поданных (полученных) в стра­не,

из него — отечественными и зарубежными заявителями;

· число патентных заявок (патентов), поданных (полученных)

отече­ственными заявителями за рубежом;

· общее число действующих патентов, зарегистрированных в стране.

Для характеристики уровня изобретательской активности, интен­сивности

распространения национальных научно-технических достиже­ний, степени

технологической зависимости страны в статистике приме­няются следующие

относительные показатели:

  • коэффициент изобретательской активности, определяемый как число

    патентных заявок на изобретения, поданных отечественными заявителями в

    патентное ведомство страны, в расчете на 10 тыс. че­ловек;

  • коэффициент самообеспеченности — отношение числа патентных заявок, поданных

    отечественными заявителями внутри страны, к об­щему числу патентных

    заявок, поданных в патентное ведомство страны;

  • коэффициент

    технологической зависимости — отношение числа па­тентных заявок, поданных

    зарубежными заявителями в националь­ное патентное ведомство, к числу

    внутренних патентных заявок, по­данных отечественными заявителями;

  • коэффициент распространения — соотношение числа внешних па­тентных заявок,

    поданных отечественными заявителями за рубежом, и числа внутренних заявок

    на изобретения, поданных отечественны­ми заявителями в национальное

    патентное ведомство.

В качестве косвенной интегральной характеристики результатив­ности науки

используются показатели наукоемкости производства, оп­ределяемые как

отношения затрат на научные исследования и разработ­ки к результатам

производства. Расчеты таких показателей проводятся на уровне конкретных видов

продукции и товарных групп, предпри­ятий, отраслей и экономики в целом; служат

ориентирами в анализе структурных сдвигов и состояния научно-технического

обеспечения производства; они широко применяются в международных

сопоставле­ниях. На макроуровне показатель наукоемкости представляет собой

отно­шение внутренних затрат на научные исследования и разработки к ВВП. Он

отражает уровень усилий страны в сфере науки и технологий, степень ее

приоритетности в системе национальных целей. На уровне отраслей, предприятий,

видов продукции показатели наукоемкости — это отношения внутренних затрат на

исследования и раз­работки к объему производства продукции (работ, услуг).

Оценка результатов инновационной деятельности является весьма актуальным

направлением статистики инноваций, представляющим не­посредственный интерес для

всех уровней управления — от предпри­ятий, заинтересованных в осуществлении

такой инновационной страте­гии, которая обеспечила бы им наибольшую прибыль, до

федеральных министерств и ведомств, отвечающих за научно-техническую и

иннова­ционную политику в стране. Она имеет существенное значение и для

де­ловых кругов при выборе перспективных инвестиционных проектов.

Статистика выработала достаточно надежные подходы к оценке влияния

технологических инноваций на результаты деятельности пред­приятий и

использование факторов производства. Прежде всего, это оп­ределение динамики

продаж за счет осуществления инноваций. Для ее расчетов используется

показатель инновационной продукции — продук­ции, произведенной в отчетном

году на основе разного рода технологи­ческих изменений. Состав инновационной

продукции определяется по типам технологических инноваций с учетом степени их

новизны. Она охватывает изделия новые или подвергавшиеся усо­вершенствованию,

а также основанные на новых или значительно усо­вершенствованных методах

производства (прочая инновационная про­дукция). Статистика учитывает объем

инновационной продукции в отпуск­ных ценах предприятий без налога на

добавленную стоимость, без на­лога и акцизов. Исходя из этого определяется

удельный вес инноваци­онной продукции в общем объеме отгруженной продукции.

Статистика предусматривает оценку значимости подобных факторов, в том числе

экономических, связанных с финансо­выми ресурсами предприятия, спросом на

новую продукцию, стоимос­тью, рисками и сроками окупаемости инноваций;

производственных, выражающихся в наличии у предприятия необходимого

инновационно­го потенциала, квалифицированных кадров, информации,

возможнос­тей производственной и научной кооперации; а также иных причин,

сдерживающих инновационную деятельность.

2. Нормативная часть статистического изучения

научной и инновационной деятельности.

Под влиянием целей научно-технической и инновационной полити­ки и

потребностей в информации в 1993 - 2000 гг. был осуществлен кар­динальный

пересмотр методологии и инструментария статистического наблюдения за

выполнением научных исследований и разработок, впе­рвые в отечественной

практике получила развитие статистика иннова­ций. При этом прежде всего

ставились задачи адекватного отображения развития науки и инновационной

деятельности в условиях перехода к рыночной экономике и обеспечения

соответствия форм и показателей статистического наблюдения международным

стандартам. Были также приняты во внимание потребности в повышении

содержательности ста­тистической отчетности, создании гибкой системы

статистического на­блюдения. В соответствии со сложившимися в международной

статистике принципами сбор данных о научных исследованиях и разработках

осу­ществляется путем обследования двух статистических совокупностей —

организаций, выполняющих научные исследования и разработки, и ор­ганизаций,

их финансирующих (министерств и ведомств). Основным источником информации в

статистике науки является годовая статисти­ческая отчетность о выполнении

научных исследований и разработок по форме № 2-наука. Она представляется

всеми предприятиями и орга­низациями, их осуществляющими, независимо от

организационно-пра­вовой формы и формы собственности и включает данные о

численности и составе персонала, занятого научными исследованиями и

разработка­ми; затратах на эти цели и среднегодовой стоимости основных

средств. Министерства и ведомства представляют данные о финансировании

на­учных исследований и разработок за счет средств федерального бюдже­та по

формам отчетности № 1-ФБ, установленным Миннауки России.

Введение статистического наблюдения за инновационной деятель­ностью

осуществлялось поэтапно. На первом этапе оценивался общий уровень

инновационной активности в промышленности по итогам 1994 г. (по форме

единовременной отчетности № 1-инновация). Таким путем была выявлена

совокупность инновационно-активных предпри­ятий. На втором этапе, начиная с

отчета за 1995 г., проводится сплош­ное обследование промышленных предприятий

по развернутой про­грамме на базе формы годовой статистической отчетности о

технологи­ческих инновациях № 2-инновация. Третий этап был вынесен за рамки

сплошного обследования и охватил только инновационно-активные предприятия.

Его цель - преимущественно качественные оценки иссле­дуемых явлений, включая

характеристики источников информации для инновационной деятельности,

препятствующих ей факторов и т.п. (форма единовременной отчетности № 3-

инновация).

Указанные формы отчетности, базируясь на единых методологичес­ких принципах,

понятиях и классификациях, образуют взаимоувязан­ную систему годового

статистического наблюдения за наукой и иннова­циями. Этот статистический

инструментарий прошел международную экспертизу, получив высокую оценку

ведущих международных органи­заций (ОЭСР и Евростата), и дает возможность

обеспечить непосредст­венное получение данных, пригодных для межстрановых

сопоставле­ний. Следует подчеркнуть, что адаптация международного опыта к

на­циональным особенностям, как исторически сложившимся, так и по­рожденным

рыночными трансформациями, потребовала рассмотрения конкретных экономических

и организационных факторов, специфики статистического учета и отчетности в

нашей стране. Это не только ис­ключило прямое заимствование зарубежного

опыта, но и позволило по некоторым позициям предложить новые методологические

подходы, обогащающие международную практику.

Научные организации и предприятия представляют также годовую отчетность об

изобретениях, полезных моделях и промышленных об­разцах (по форме № 4-нт).

Однако содержащаяся в ней информация не соответствует современным

требованиям, что обусловливает необходи­мость ее пересмотра и согласования с

названными выше формами ста­тистической отчетности.

Дальнейшее развитие статистики науки и инноваций предполагает в качестве

первоочередных задач совершенствование инструментария статистического

наблюдения применительно к особенностям отдель­ных секторов науки,

организацию статистического мониторинга состо­яния и движения научно-

технических кадров, обеспечение сбора дан­ных об инновациях в интенсивно

растущей сфере услуг, изучение меха­низмов косвенного стимулирования научной

и инновационной деятель­ности, в том числе в региональном аспекте.

3. Статистический анализ научной и инновационной

деятельности на примере Калининградской области.

В данной части представлен анализ государственных статистических данных по

деятельности крупных и средних предприятий Калининградской области, связанной

с разработкой и внедрением инноваций в 1999-2000 гг.

Анализ государственных статистических данных за 1999-2000 гг. показал, что в

1999 г. в Калининградской области научные исследования и разработки выполняли

64 организаций, из которых 84,4% приходилось на НИИ и прочие предприятия

отрасли «Наука и научное обслуживание», 10,9% – на научно-исследовательские

подразделения вузов, 4,7% – на научно-технические подразделения промышленных

предприятий. В 2000г. количество предприятий, выполнявших научные

исследования и разработки, сократилось до 59. Из них доля НИИ, прочих

предприятий отрасли «Наука и научное обслуживание» составила 83%, доля

научно-исследовательских подразделений вузов – 11,9%, доля технических

подразделений промышленных предприятий – 5,1%.

В 1999 г. 13 предприятий (6,8%) осуществляли инновационную деятельность, при

этом на одно инновационно-активное предприятие приходилось 16 предприятий, не

осуществляющих нововведения. Наибольшая доля инновационно-активных

предприятий в 1999 г. приходилась на предприятия частной формы собственности

– 38,4%. Доля предприятий со смешанной формой собственности без иностранного

участия составила 30,8%, доля государственных предприятий – 30,8%. В 2000 г.

инновационной деятельностью занимались 12 предприятий (5,8%). По сравнению с

1997 г. в 1999 г. число предприятий, занимающихся инновационной деятельностью

не изменилось, а по сравнению с 1997 г. – увеличилось на 1. При этом в 2000

г. на одно инновационно-активное предприятие приходилось 17 предприятий, не

осуществляющих нововведения. Наибольшая доля инновационно-активных

предприятий в 2000г. также приходилась на предприятия частной формы

собственности – 50%, доля предприятий со смешанной формой собственности

составила 25%, доля государственных предприятий – 25%.

Среди видов инновационной деятельности в 1999 г. на первом месте стоит

проведение исследований и разработок. Данным видом инновационной деятельности

занимались 12 предприятий. На втором месте идут несколько видов инновационной

деятельности: технологическая подготовка производства, пробное производство и

испытания, а также обучение и подготовка персонала. На третьем месте –

производственные проектно-конструкторские работы и маркетинговые

исследования. Далее следует такой вид инновационной деятельности как

приобретение бесплатных лицензий, ноу-хау, технологий.

В 1999 г., так же как и 2000 г. приобретением прав на патенты и лицензии не

занималось ни одно предприятие. В 1998 г. данным видом инновационной

деятельности занималось 1 предприятие, а в 1997 г. – 6.

В 2000 г. основным видом инновационной деятельности, как и в 1999 г. было

проведение исследований и разработок. На втором месте – обучение и подготовка

персонала, на третьем – проведение маркетинговых исследований, на последнем –

проведение производственных проектно-конструкторских работ. (Рисунок 1).

Рисунок 1. Количество предприятий по видам инновационной деятельности.

Курсовая: Статистика инновационной деятельности

1. Общее число предприятий, занимающихся инновационной деятельностью.

2. Проведение исследований и разработок.

3. Технологическая подготовка производства, пробное производство и

испытания.

4. Обучение и подготовка персонала.

5. Проведение производственных проектно-конструкторских работ.

6. Маркетинговые исследования.

Согласно государственным статистическим данным в 2000 г. львиная доля затрат

на технологические инновации покрывалась за счет собственных средств

предприятий – 74%, 25% – за счет внебюджетных средств, 1% – за счет средств

федерального бюджета. В 1999 г. доля собственных средств предприятий среди

общего объема затрат на технологические инновации возросла до 92%, доля

средств из внебюджетных фондов сократилась до 8%, а средства из федерального

бюджета совсем прекратили покрывать затраты на технологические инновации.

В 2000 г. доля собственных средств предприятий среди общего объема затрат на

технологические инновации по сравнению с 1999 г. сократилась и составила 85%.

Средства из внебюджетных фондов и федерального бюджета совсем прекратили

покрывать затраты на технологические инновации. В 2000 г. затраты на

технологические инновации стали также покрываться за счет иностранных

инвестиций, доля которых в общем объеме затрат 2000 г. составила 14%.

(Рисунок 2).

Рисунок 2. Источники финансирования технологических инноваций в 1996-1998 гг.

Курсовая: Статистика инновационной деятельности

1. Собственные средства предприятий.

2. Федеральный бюджет.

3. Внебюджетные фонды.

4. Иностранные инвестиции.

5. Другие источники

В целом за последние годы наблюдалось сокращение объема инвестиций по отрасли

«Наука и научно обслуживание». Если в 1996 г. инвестиции, направленные на

развитие науки в Калининградской области, в общем объеме инвестиций всех

отраслей экономики составили 0,2%, то в 1997-1999 гг. – 0,1%, что значительно

ниже, чем в другие отрасли экономики. Среди основных целей инновационной

деятельности предприятий в 1998, 1999 и 2000 гг. на первом месте стоит

расширение ассортимента продукции. (Рисунок 3).

Рисунок 3. Число предприятий по целям инновационной деятельности.

Курсовая: Статистика инновационной деятельности

1. Расширение ассортимента продукции.

2. Замена снятой с производства устаревшей продукции.

3. Сохранение традиционных рынков сбыта.

4. Создание новых рынков сбыта.

В 2000 г. основными источниками информации об инновациях являлись внутренние

источники предприятия. Ими пользовались 57% предприятий. Другие источники

информации распределились следующим образом. (Таблица 1).

Таблица 1. Источники информации об инновациях для предприятий Калининградской

области в 2000г.

Источник информации об инновациях

Количество предприятий (%)

Внутренние источники57%
Научные организации отраслевого профиля45%
Научно-техническая литература45%
Выставки, ярмарки, другие рекламные средства40%
Поставщики материалов, оборудования, комплектующих38%
Потребители продукции (работ, услуг)38%
Конференции, семинары, симпозиумы33%
Конкуренты 29%
Консалтинговые, информационные фирмы29%
Вузы26%
Другие организации, предприятия21%
Научные организации академического профиля19%
Официальные издания, описание изобретений19%

Недостаток собственных денежных средств явился в 2000 г. основным фактором,

препятствующим разработке и внедрению инноваций. На втором месте – недостаток

финансовой поддержки со стороны государства, на третьем – высокая стоимость

нововведений. Другие факторы представлены в таблице 2.

Таблица 2. Факторы, препятствовавшие разработке и внедрению инноваций на

предприятиях Калининградской области в 2000 г.

Факторы, препятствующие инновациям

Количество предприятий (%)

Недостаток собственных денежных средств65%
Недостаток финансовой поддержки со стороны государства61%
Высокая стоимость нововведений49%
Недостаточность законодательных и нормативно-правовых документов, регулирующих и стимулирующих инновационную деятельность41%
Низкий платежеспособный спрос на новую продукцию39%
Неразвитость рынка технологий39%
Неразвитость инновационной инфраструктуры37%
Высокий экономический риск35%
Длительные сроки окупаемости нововведений35%
Недостаток информации о рынках сбыта35%
Низкий инновационный потенциал предприятия27%
Недостаток информации о новых технологиях27%
Недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями27%
Недостаток квалифицированного персонала24%
Отсутствие необходимости в нововведениях вследствие более ранних инноваций24%
Неопределенность сроков инновационного процесса24%
Невосприимчивость предприятия к нововведениям22%

Вследствие данных факторов в течение последних 3-х лет 17 проектов были

серьезно задержаны, 7 – даже не начаты, 6 – остановлены либо прекращены.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что в 2000 г.

сократилось как число организаций, выполнявших научные исследования и

разработки, так и число предприятий, осуществлявших инновационную

деятельность. Основным видом инновационной деятельности в 1999 г. и 2000 г.

являлось проведение исследований и разработок. В 2000 г. по сравнению с 1999

г. больше предприятий стали заниматься обучением и подготовкой персонала, а

также проведением маркетинговых исследований. На протяжении последних

нескольких лет основным источником финансирования инноваций остаются

собственные средства предприятий. Если в 1998 г. средства федерального

бюджета и внебюджетных фондов покрывали 26% затрат, в 1999 г. лишь 8%, то в

2000 г. средства федерального бюджета и внебюджетных фондов совсем прекратили

покрывать затраты на технологические инновации. В то же время в 2000 г.

появился новый источник финансирования технологических инноваций -

иностранные инвестиции, которые покрыли 14% от общего объема затрат на

технологические инновации. На протяжении 1998-2000 гг. основной целью

инновационной деятельности предприятий остается расширение ассортимента

продукции. В 2000 г. основными факторами, препятствовавшими процессу

разработки и внедрению инноваций, явились недостаток собственных средств

предприятий, недостаток финансовой поддержки со стороны государства, а также

высокая стоимость нововведений.

4. Расчет отдельных показателей научной и

инновационной деятельности на примере ООО “Айсберг - Аква”.

ООО “Айсберг - Аква”, производитель экологически чистой питьевой воды,

добываемой из артезианской скважины, является лидером на местном рынке в

своей области. Этот высокий результат достигнут, в том числе, и за счет

внедрения новых технологий в процесс добычи, переработки и доставки своей

продукции.

В 2002 году ООО “Айсберг - Аква” отчиталось перед органами государственной

статистики об инновационной деятельности организации по форме №4-инновация

“Сведения об инновационной деятельности организации за 200_ год”. В

соответствии с данными статистической отчетности предприятие работает на

местном рынке, т.е. основной сбыт продукции производится в г. Калининграде и

области.

Рассмотрим показатели затрат на технологические инновации. Инвестиции в

основной капитал в 2002 году составили 9073 тыс. рублей, из них 9073 тыс.

рублей было затрачено на технологические инновации. Была приобретена

добывающая установка, которая связана с технологическими инновациями, т.о.

произошло значительное усовершенствование производственного процесса.

Технологическая инновация была осуществлена за счет собственных средств

организации, в том числе за счет привлечения кредитов и займов на сумму 9073

тыс. рублей. Так как произошло значительное усовершенствование процесса

производства, а в результате улучшения качества конечного продукта, то данную

инновацию относят к продуктовым.

Теперь рассмотрим факторы, препятствующие инновациям на предприятии. В

соответствии с данными отчетности решающее значение имеют экономические

факторы, такие как низкий платежеспособный спрос на новые продукты и высокая

стоимость нововведений, лишь затем следуют производственные факторы, такой

как низкий инновационный потенциал организации. Незначительное или

малосущественное влияние оказывают такие факторы, как недостаток собственных

денежных средств, высокий экономический риск, длительные сроки окупаемости

нововведений, недостаток квалифицированного персонала, недостаток информации

о новых технологиях, недостаток информации о рынках сбыта, невосприимчивость

организаций к нововведениям, недостаток возможностей для кооперирования с

другими предприятиями и научными организациями. Среди других причин,

оказывающих значительное влияние на инновационную деятельность организации,

выделяют низкий спрос со стороны потребителей на инновационную продукцию.

Оценим результативность инновационной деятельности ООО “Айсберг - Аква”. В

соответствии с проставленными оценочными кодами наибольшему влиянию в

организации подверглись: замена снятой с производства устаревшей продукции,

улучшение качества, расширение ассортимента, обеспечение соответствия

современным правилам и стандартам, снижение загрязнения окружающей среды,

улучшение условий труда. Значительным результатом инновационной деятельности

явилось сохранение и расширение рынков сбыта, рост производственных

мощностей. Низкой степени воздействия подверглись повышение гибкости

производства и внутреннего коммерческого процесса, сокращение затрат на

заработанную плату, сокращение материальных затрат, сокращение энергозатрат.

Источниками информации об инновационной деятельности и научных разработках в

значительной мере явились поставщики оборудования, материалов, комплектующих,

программных средств, а также современные правила и стандарты, в меньшей

степени – маркетинговые подразделения, выставки, ярмарки и другие рекламные

средства.

Заключение

Статистика должна на практике стать инструментом мониторинга науки и

инноваций, обоснования научно-технической политики, опера­тивно реагируя на

ее приоритеты и не просто отражая сложившиеся тенденции, но и позволяя

предвидеть их возможные изменения в буду­щем. Необходимо усилить внимание к

проблемам выявления устойчи­вых закономерностей динамики научного и

инновационного потенциа­ла, прогнозирования количественных и структурных

сдвигов. В связи с этим следует также расширить межстрановые статистические

сопостав­ления, что позволит на основе обобщения мировых тенденций и опыта

стран, находящихся на разных уровнях научно-технического развития,

сформировать концепцию динамики процессов развития науки и инно­ваций

применительно к определенной макроэкономической ситуации, оценить

действенность тех или иных вариантов научно-технической по­литики.

Устранение существенных отличий методологии и практики отече­ственной

статистики науки и инноваций от международных стандар­тов, отвечая

современным реалиям российской науки и потребностям научно-технической

политики, позволяет обеспечить объективное отра­жение состояния научного и

инновационного потенциала, оперировать едиными с мировым сообществом

понятиями, создавая тем самым не­обходимую информационную базу для

сотрудничества и инвестиций.

Рыночным переменам в экономике сопутствуют изменения в пове­дении предприятий

по отношению к инновациям. Несмотря на всю многоплановость проблем их

внедрения, сложность формирования бла­гоприятного психологического климата в

коллективах, инновации в той или иной мере превратились в объективную

жизненную необходи­мость для большинства производств. За десятилетия впервые

можно сказать, что предприятия открыты для инноваций, дело только за

пра­вильно выбранной стратегией и требуемыми для ее осуществления средствами.

Поэтому поставлена задача статистического исследования целей инновационной

деятельности, прежде всего экономических, имеющих непосредственное отношение

к продуктам и рынкам сбыта. В статистике предусматривается группировка

инноваций, имеющих раз­ное предназначение в инновационной стратегии

предприятия, по соот­ветствующим целям, в числе которых выделяются замена

снятой с про­изводства устаревшей продукции, расширение ее ассортимента и

по­вышение качества, сохранение традиционных либо создание новых рынков

сбыта, снижение издержек производства, улучшение условий труда, сокращение

загрязнения окружающей среды.

Список использованной литературы:

1. Инструкция по заполнению формы федерального государственного

статистического наблюдения № 4 – инновация “Сведения об инновационной

деятельности организации”.

2. Инструкция по заполнению формы федерального государственного

статистического наблюдения № 2-наука “Сведения о выполнении научных

исследований и разработок”.

3. Инструкция по заполнению формы федерального государственного

статистического наблюдения № 4-нт “Сведения об изобретениях, полезных

моделях и промышленных об­разцах ”.

4. Курс социально-экономической статистики: Учебник для вузов /Под ред.

проф. М.Г.Назарова. – М.: Финстатинформ, ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 771с.

5. Калининградская область в цифрах, 2002. Статистический сборник, 2002.

6. Информационно-правовая система “Гарант”.

7. Экономика предприятия. 100 экзаменационных ответов. Ростов н/Д :

издательский центр “МарТ”. 2002 – 352с.

8. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – 2-е изд.,

перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 304с.

9. Наука и инновация: Статистический сборник. – Калининград, Госкомстат

РФ по Калининградской области, 2001 г.



(C) 2009