Научная Петербургская Академия

Курсовая: Механическое и естественное движение населения России

Курсовая: Механическое и естественное движение населения России

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.

Кафедра социальной и

демографической статистики

Курсовая работа

«Механическое и естественное движение населения России»

Выполнил:

студент группы ДММ-201

Руководитель:

Егорова Е.А.

Москва 2004г.

Содержание

Введение.....................................3

1. Понятие естественного и механического движения населения............

1. 1. Естественное движение населения......................

1. 2. Миграция...............................

а). Понятие миграции.........................

б). Вынужденные переселенцы. Беженцы................

в). Иммиграция: зло или

благо?.......................................................................

..........

2. Движение населения в России..........................

2. 1. Вынужденные переселенцы и беженцы..................

2. 2. Изменение численности некоторых этнических категорий. (По результатам

переписи 2002 года в сравнении результатами переписи 1989 года)..........

2. 3. Проблемы миграции в

России.......................................................................

..................

· Состояние внешней трудовой миграции................

Заключение.....................................

Список используемой литературы .........................

Приложение....................................

Введение.

Одной из важнейших проблем демографии является движение населения. Это

сложный общественный процесс, затрагивающий многие социально-экономические

аспекты жизни населения.

Движение изменяет структуру и численность населения. Миграционные потоки

(механическое движение населения) устремляются из одних регионов и стран в

другие. Миграция обеспечивает несомненные преимущества странам и регионам,

принимающим рабочую силу и поставляющим ее, иногда же оказывает крайне

негативное влияние на экономическое, социальное положение страны.

С миграцией населения связаны многие процессы в жизни человека: расселение,

освоение новых земель, перераспределение трудовых ресурсов между городами,

регионами, странами.

Естественное движение влияет на демографическую ситуацию через такие процессы

как рождаемость и смертность.

Два вида движения населения имеют огромное влияние на экономическую и

социальную ситуацию в отдельных регионах и странах.

Немалое внимание их регулированию и стимулированию (а иногда и ограничению)

уделяют правительства стран. Их исследованием занимается целый ряд наук,

таких как демография, статистика, экономика.

Цель данной работы – рассмотрение самих понятий механического и естественного

движения населения, определение особенностей данного явления для России:

основные тенденции, проблемы.

Важность данной проблемы в нашей стране очень велика – в результате переписи

2002 года выяснилось, что в Российской Федерации продолжается процесс

уменьшения численности населения.

Ни естественный, ни миграционный прирост не могут даже стабилизировать этот

неблагоприятный для нашей страны процесс, не говоря уже о положительном

приросте населения. Ситуация складывается такая, что, возможно, поддерживать

хоть какой-то приемлемый уровень численности населения страны, уровень

производства можно будет только благодаря интенсивному привлечению

иностранной рабочей силы.

События последних десятилетий сильно изменили политическую и социальную

ситуацию в России. Тем острее встает проблема механического движения

населения.

Миграционные потоки, слабо регулируемые из-за отсутствия продуманной

законодательной базы для их ограничения, наносят большой вред государству –

ухудшается криминогенная обстановка, происходит вывоз валюты за рубеж.

Трудовая миграция также очень интересный вопрос на данный момент.

Именно трудовая миграция может восполнить недостаток России в человеческих

ресурсах (не считая, конечно, возможной иммиграции в Российскою Федерацию из

стран СНГ).

Все эти вопросы очень важны, и в данной работе будет рассмотрена нынешняя

ситуация, связанная с движением населения.

1. Понятие естественного и механического движения населения.

Под населением понимается социально-временная и пространственно-

территориальная совокупность людей, складывающаяся и непрерывно

возобновляющаяся в процессе производства и воспроизводства жизни. То есть

население — это совокупность людей, живущих на Земле в целом или в

пределах какой-либо ее части (стране, группе стран), основа и субъект

производства и всех общественных отношений.

При рассмотрении вопроса о движении населения принято выделять естественное и

механическое движение (под механическим движением обычно понимают миграцию

населения).

1. 1. Естественное движение населения.

Под естественным движением населения понимают демографические события,

влияющие на численность населения естественным путем. К числу таких событий

относятся рождения, смерти, браки и разводы.

Естественное движение также можно определить как природный регулятор

биологического процесса всего живого на Земле, в том числе и человека,

проявляющейся через такие показатели, как рождаемость, смертность,

естественный прирост (определяется разницей между рождаемостью и

смертностью).

Эти показатели определяют общую численность населения страны в целом.

В разрезе отдельных регионов естественный и механический приросты могут

по-разному влиять на изменение общей численности населения страны и

территории. Как правило, в районах пионерного освоения механический

приток на начальной стадии формирования промышленных узлов,

территориально-производственных комплексов играют большую роль, чем

естественный прирост в изменении численности населения. В старопромышленных

районах главенствующую роль играет естественный прирост.

Среди факторов, определяющих рождаемость и смертность, выделяют

следующие:

1). Половозрастная структура населения.

2). Браки и разводы.

3). Региональные и национальные традиции.

4). Уровень жизни населения:

– денежные доходы и расходы населения;

– производство товаров народного потребления;

– обеспеченность постоянной работой;

– развитие системы здравоохранения;

– обеспеченность жильем;

– уровень образования.

5). Экологическая обстановка.

6). Способность к деторождению.

Перечисленные факторы рассматриваются во времени и пространстве.

Степень их влияния различна.

1. 2. Миграция.

а). Понятие миграции.

В широком смысле под миграцией (от лат. migratio – переселение) понимают

любое территориальное перемещение людей.

В узком смысле миграция – перемещение людей через границы тех или иных

территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее

длительное время. Лица, принимающие участие в миграционном движении населения

называются мигрантами.

Перемена места жительства в пределах одного и того же города не

рассматривается как миграция населения.

При анализе миграции населения ее классифицируют по ряду признаков:

1. В зависимости от характера пересечения границ:

1) Внутренняя – в пределах одной страны между административными или

экономико-географическими районами, населенными пунктами (миграция из города

в город, из села в село, из города в село, из села в город).

2) Внешняя – связана с пересечением государственной границы. Внешняя

миграция включает эмиграцию и иммиграцию.

Эмиграция (от лат. emigro - выселяюсь, переселяюсь), переселение

(добровольное или вынужденное, самотечное или организованное) в другую страну

на постоянное или временное (на длительный срок) проживание, в большинстве

случаев с изменением гражданства.

Иммиграция (от лат. immigro - вселяюсь), въезд (вселение) в страну на

постоянное или временное (как правило, длительное) проживание граждан другой

страны, большей частью с получением нового гражданства.

Также внешнюю миграцию можно разделить на внутриконтинентальную и

межконтинентальную.

2. В зависимости от временных признаков:

1) Постоянная.

2) Временная.

3) Сезонная – временные, ежегодные перемещения людей (например, летняя

миграция в курортные районы).

4) Маятниковая – регулярные перемещения населения из одного населенного

пункта в другой на работу или учебу и обратно.

3. Классификация по формам реализации:

1) Организованная.

2) Стихийная.

4. В зависимости от характера причин миграции:

1) Политическая.

2) Экономическая.

3) Социальная.

5. В зависимости от мер, предпринимаемых со стороны государства

1) Добровольная.

2) Принудительная (вынужденная) – перемещение людей, происходящие по

независящим от них причинам.

Наибольшее влияние на развитие общества оказывает миграция рабочей силы. Она

охватывает население в трудоспособном возрасте и иногда называется трудовой

миграцией.

"Утечка умов".

Говоря о миграции, нельзя не упомянуть "Утечку умов". Данный термин получил

распространение в нашей стране сравнительно недавно. Это поток, который

выделяют из общего процесса внешней миграции как наиболее ценный компонент. В

научной экономической и социологической литературе нет единого подхода к

оценке явления "утечки умов". Во многом это объясняется тем, что "утечка

умов" - это комплексный процесс, относящийся к различным отраслям науки:

демографии, социологии, экономике, геополитике. В России также довольно часто

применяется сходный по смыслу термин "утечка мозгов".

Миграция специалистов имеет отличные от миграции неквалифицированных рабочих

последствия для стран. Миграция неквалифицированных рабочих достаточно

благоприятна для страны-донора, так как позволяет уменьшить безработицу и

связанные с ней социальные издержки и расходы, а также эмигранты, пересылая

часть заработка на родину или привозя его домой по возращении, снабжают тем

самым отечественную экономику валютными ресурсами.

При эмиграции ученых и специалистов, квалифицированных рабочих и инженерно-

технического персонала страна-донор оказывается в проигрыше. Она теряет все

капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок

теряет свою интеллектуальную элиту, творческий потенциал.

Таким образом, страна-донор ухудшает свое положение, теряет перспективы

развития в будущем. Соответственно все потери страны-донора оборачиваются

выигрышем для другой страны. По некоторым подсчетам, экономия США лишь в

сфере образования и научной деятельности составила за последнюю четверть века

более 15 млрд. долларов. Прибыль, получаемая от использования иностранных

специалистов, в Канаде и Великобритании в 7 и 3 раза соответственно выше

суммы, выделяемой в качестве помощи развивающимся странам.

Работодатели, принимающие наших ученых, естественно, заинтересованы получить

наиболее талантливых, перспективных специалистов, уже создавших себе имя в

науке или подающих большие надежды. В результате из страны уезжают наиболее

активно работающие, талантливая молодежь и ученые среднего возраста, уже

достигшие значительных научных результатов и известные по публикациям за

рубежом.

Поиск талантливых ученых для работы за рубежом ведут не только университеты и

фонды, но и государственные органы. Существуют специальные правительственные

программы для подобных приглашений, которые нацелены не на всех желающих,

пусть даже известных ученых, а на наиболее активно работающих исследователей

в самом продуктивном возрасте – 30-45 лет. Среди эмигрантов преобладают

молодые люди в возрасте от 30 до 40 лет, с одной стороны, уже проявившие себя

как неординарные исследователи и разработчики, а с другой стороны, имеющие

возрастной резерв для реализации творческих возможностей. Они составляют

более 50% от всех выезжающих лиц этого контингента. К тому же, молодые люди,

предполагающие возможность выезда из России для повышения образования и

квалификации, часто откладывают рождение детей, что ведет, естественно, к

снижению рождаемости. Учитывая, что значительная доля высококвалифицированных

специалистов навсегда или на очень долгий срок остается за границей то,

вполне вероятно, что родившиеся у них за границей дети не вернутся в Россию.

Выезд из страны на работу за границу руководителя научной школы или несколько

ее членов наносит невосполнимый ущерб самому существованию этой научной

школы, причем нарушается как механизм проведения научных исследований, так и

механизм воспроизводства элитных научных кадров.

Специальности, обладатели которых имеют лучшие шансы на благополучное

устройство за рубежом (%):

  • Физики 68
  • Математики 60
  • Специалисты по

    вычислительной технике 46

  • Программисты 42
  • Генетики 24
  • Химики 23

  • Биологи 19
  • Врачи 10
  • Филологи 7
  • Юристы 5

  • Философы и социологи 3
  • Экономисты 1

В России пока не существует эффективного законодательства, регулирующего

отношения интеллектуальной собственности. По этой причине за рубеж утекло

немало изобретений и специалистов. Только по официальным данным, которыми

располагает Министерство науки и технологий РФ, около 8 тыс. российских

ученых работают более чем в 40 научных программах Пентагона и Министерства

энергетики США. При этом используется российское оборудование, а также

результаты интеллектуальной деятельности, полученные в предшествующие годы.

Миграция является одной из форм адаптации человечества к изменяющимся условиям

существования. Это сложный социальный процесс. Он тесно связан с уровнем

развития экономики, размещением отраслей производства в разных регионах. На

миграцию оказывает влияние множество факторов

[1].

Факторы миграции – это совокупность объективных и субъективных причин,

влияющих на принятие решения о миграции.

В современных условиях наиболее распространена классификация,

разграничивающая факторы миграции на причины экономического и

неэкономического характера.

Под первыми понимаются различия в уровнях экономического и промышленного

развития отдельных стран, перенаселение, высокий уровень безработицы в

стране-доноре, национальные различия в размерах заработной платы,

международное движение капитала и функционирование международных корпораций.

Решение мигрировать зависит не только от характеристик и перспектив самих

мигрантов, но также от условий и стереотипов, существующих в общине

происхождения и возможной общине назначения. Общинные нормы являются частью

среды, в которой живут люди и которые определяют условия и привычность

повседневной жизни. Некоторые люди могут рассматривать социально-бытовые

нормы своей общины как тяжелые, неприемлемые, и на основании этого принять

решение мигрировать. Также на решение мигрировать из одной страны в другую

может повлиять наличие конфликтов в родных общинах.

Оценка целесообразности миграции зависит от индивидуальных характеристик

мигрантов, от региональных факторов, национальной политики страны

происхождения, от соответствующих характеристик страны назначения, сравнивая

которые человек принимает решение о миграции, действуя под влиянием

социальной среды, в которой он трудится.

Важнейшая социально-экономическая функция миграции населения - обеспечение

подвижности населения, его территориального перераспределения. Она

способствует более полному использованию рабочей силы, росту производства.

В то же время миграция населения оказывает существенное влияние на

сбалансированность рынка труда, изменяет экономическое и социальное положение

населения, нередко сопровождается ростом образовательной и профессиональной

подготовки, расширением потребностей участвующих в миграции людей.

Массовый приток мигрантов может быть причиной роста безработицы, сильного

давления на социальную инфраструктуру. Органы местного самоуправления не

всегда могут справиться с притоком людей, возникают проблемы с жильем,

здравоохранением, да и криминальная ситуация может измениться не в лучшую

сторону. Так миграция влияет на уровень жизни коренных жителей.

Большое влияние на общество оказывает миграция рабочей силы (трудовая

миграция). Она представляет собой перемещение трудоспособного населения из

одних населенных пунктов в другие с переменой места жительства, места

приложения труда независимо от продолжительности, регулярности и цели.

Безработица, низкий уровень развития экономики, низкий уровень жизни

населения – основные причины.

Миграция населения может вызвать экономический регресс, падение численности

населения одних районов и концентрацию населения в других. Эти и другие

сложности, связанные с миграцией населения, являются предметом

государственной миграционной политики.

б). Вынужденные переселенцы. Беженцы.

Говоря о миграции, нельзя не упомянуть такую категорию населения как беженцы.

Вынужденная миграция – одна из проблем современности. По данным ООН, к началу

2003 года в мире насчитывалось около 18 миллионов беженцев. Участие в решении

этой проблемы принимают национальные правительства, международные и

межправительственных, а также неправительственные организации.

Федеральный закон «О беженцах» дает следующее определение слова «беженец» —

это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и

которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по

признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности,

принадлежности к определенной социальной группе или политических

убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может

пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой

вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь

вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных

событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких

опасений.

Неоднородность беженцев предполагает деление их на две группы:

1. Временные транзитные, предполагающие вернуться в места прежнего

проживания.

2. Безвозвратные, предполагающие поселение на территории России.

Права и обязанности беженцев[2]

Лицо, получившее свидетельство, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право

на:

1) получение услуг переводчика и получение информации о порядке

признания беженцем, о своих правах и обязанностях, а также иной информации в

соответствии с настоящей статьей;

2) получение содействия в обеспечении проезда и провоза багажа к месту

пребывания в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

3) получение единовременного денежного пособия на каждого члена

семьи в порядке и в размерах, определяемых Правительством Российской

Федерации, но не ниже 100 рублей; (в ред. Федерального закона от 07.08.2000 N

122-ФЗ)

4) получение направления территориального органа федерального органа

исполнительной власти по миграционной службе в центр временного

размещения;

5) сопровождение представителями территориального органа

федерального органа исполнительной власти по миграционной службе и (или)

территориального органа федерального органа исполнительной власти по

внутренним делам в центр временного размещения и на охрану представителями

территориального органа федерального органа исполнительной власти по

внутренним делам в центре временного размещения в целях обеспечения

безопасности данных лиц;

6) получение питания и пользование коммунальными услугами в месте

временного содержания или центре временного размещения в порядке,

определяемом Правительством Российской Федерации;

7) медицинскую и лекарственную помощь в соответствии с настоящим

Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными

правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными

правовыми актами субъектов Российской Федерации;

8) получение содействия в направлении на профессиональное обучение

в центре временного размещения или в трудоустройстве в соответствии с

настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными

нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными

нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

9) подачу заявления о прекращении рассмотрения ходатайства.

Лицо, получившее свидетельство, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, настоящий

Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые

акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты

субъектов Российской Федерации;

2) соблюдать установленный порядок проживания и выполнять

установленные требования санитарно-гигиенических норм проживания в месте

временного содержания или центре временного размещения;

3) пройти обязательное медицинское освидетельствование в

установленном объеме требований медицинского сертификата. В случае, если

данные лица отказываются проходить обязательное медицинское

освидетельствование в установленном объеме требований медицинского

сертификата, их правовое положение и правоотношения с ними определяются в

соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами

Российской Федерации;

4) сообщать в федеральный орган исполнительной власти по

миграционной службе либо в его территориальный орган достоверные сведения,

необходимые для принятия решения о признании данных лиц беженцами.

Лица, ходатайствующие о предоставлении статуса вынужденного переселенца, и

вынужденные переселенцы имеют право на получение бесплатной медицинской и

лекарственной помощи в государственных и муниципальных учреждениях

здравоохранения, на получение пособий, безвозмездных субсидий на

строительство или приобретение жилья.

Статус этой категории вынужденных мигрантов определен законом РФ "О беженцах".

Беженцы имеют право на оказание следующих видов помощи:

а) Организация и обеспечение деятельности пунктов первичного приема контроля;

б) Обеспечение перемещения и обустройства в центры временного размещения;

в) Осуществление адаптационных программ: социальное обслуживание, включающие

консультирование по различным вопросам в сфере социальной ориентации;

г) Оказание помощи в социальной адаптации в местах постоянного расселения;

д) Обеспечение соблюдения основных прав человека.

Вынужденный переселенец[3] – это гражданин

Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного

в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах

либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку

расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также

по признаку принадлежности к определенной социальной группе или

политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний

в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного

порядка.

В определенных случаях закон допускает признание вынужденными переселенцами и

не граждан российской Федерации. Так, вынужденным переселенцем может быть

признан иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающее

на законных основаниях на территории России и в силу указанных выше

обстоятельств вынужденное сменить место жительства в пределах Российской

Федерации

Лица, покинувшие место своего постоянного жительства по обстоятельствам

экономического, природного и техногенного характера, а также в связи с

эпидемиями и голодом, не могут претендовать на статус вынужденного

переселенца, так как причины, вынудившие их покинуть свое жилье, не

соответствуют указанным в Законе РФ «О вынужденных переселенцах».

При вынужденной миграции человек разрывает социальные связи со своей общиной.

Впоследствии такие связи ему приходится создавать уже на новом месте, в

другой общине, что негативно сказывается на его состоянии.

Особенная ситуация сложилась в странах бывшего СССР. Их несовершенная

правовая система, которая не в состоянии обеспечить защиту основных прав и

свобод граждан, сделала возможным появление дискриминации лиц некоренной

национальности по признаку расы, вероисповедания, языка. Это, естественно,

привело к возникновению проблемы вынужденной миграции на их территориях.

Проявились националистические настроения. В последнее время из стран СНГ

множество русских иммигрировало в Россию. У них просто не оставалось другого

выбора, так как условия существования были созданы очень тяжелые.

в). Иммиграция: зло или благо?

Иммиграция создает не меньше проблем, чем помогает решить. При этом решаемые

проблемы относятся скорее к сиюминутным (такие как заполнение вакансий в

промышленности и коммунальном хозяйстве), а возникающие – к более масштабным,

долгосрочным.

Известно, что этнические группы стремятся занять определенные социальные

ниши. Но в полной мере эта закономерность свойственна доиндустриальным

обществам. Чем сильнее общество модернизировано (политически и экономически),

тем слабее выражена тенденция к распределению этносов по роду занятий и

уровню доходов.

В России модернизация не завершена, а национальное единство проблематично.

Представление о нации как о едином теле делает население России особенно

чувствительным к демографическим данным.

Уменьшение количества населения воспринимается как национальная катастрофа и

преподносится некоторыми лидерами общественного мнения как нечто сходное с

войной. Если численность населения уменьшается, приходится создавать

автоматизированные малолюдные производства, что, в общем-то является неплохим

стимулом для развития технологий и, естественно, экономики в целом. В

обществе ставится вопрос о замещении демографических недостач, причем одни

требуют обязать каждую семью иметь по семеро детей, а другие призывают широко

открыть границы для иммиграции.

Конечно, можно напечатать множество видов на жительство, привлечь людей из

дальневосточных стран и за счет этого поднять численность населения, но это

пойдет во вред прежде всего экономике. В России индустриальная модернизация

не завершена. По экспертным оценкам, не менее трети рабочих мест в нашей

промышленности требуют ручного неквалифицированного труда. Иммиграция может

стать тормозом для модернизации российской экономики.

Дегуманизация – главный инструмент цивилизационного отторжения. Иммигранты,

как любые чужаки, дегуманизированы в глазах большинства коренных жителей. Их

воспринимают не как полноправных граждан, а как средство производства или

источник повышенной опасности. Названия одних этносов для коренных жителей

являются синонимами дешевой, безотказной и практически бесправной рабочей

силы, названия других - синонимами неправедно нажитого богатства, названия

третьих обозначают угрозу жизни и собственности местных жителей. Все это не

только не способствует складыванию общероссийской гражданской нации, но и

дает все новые и новые импульсы для этнизации политической жизни и

дегуманизации отношений.

Иммиграция – уже сложившаяся данность. Не может быть и речи о том, чтобы ее

отныне и навсегда запретить, иммигрантов в течение года интегрировать, а не

согласных или не сумевших интегрироваться депортировать. Также непродуктивна

представляется отмена всех квот и ограничений. Главной задачей является

обеспечение законных прав иммигрантов - в этом, в конечном итоге, гарантия их

лояльности и дальнейшей интеграции.

2. Движение населения в России.

В декабре минувшего года правительство и Институт этнологии и антропологии

РАН обнародовали некоторые предварительные итоги проведенной в 2003 году

переписи населения, ее окончательные результаты будут объявлены в I квартале

текущего года.

По численности населения Россия занимает седьмое место в мире. В нашей стране

проживает 145,2 млн. человек. Причем за 14 лет, прошедших с момента переписи

1989 года, численность населения сократилась на 1,8 млн. человек (в том числе

в городских поселениях - на 1,6 млн. человек, в сельской местности - на 0,2

млн. человек).

При переписи было учтено 107 тыс. граждан Российской Федерации, находящихся

по долгу службы на дату переписи за рубежом (включая членов их домохозяйств),

из них мужчин 67 тыс. человек (63%) и 40 тыс. женщин (37%). Большая часть

этой категории населения - 84 тыс. человек (79%) - в трудоспособном возрасте.

Кроме того, при переписи было учтено 239 тыс. человек, временно находившихся

на территории Российской Федерации и постоянно проживающих за рубежом. Из них

65% (156 тыс. человек) указали, что они приехали в Россию на работу, 11 % -

на отдых, лечение или в качестве туристов, 6% находятся в служебной или

деловой поездке, 1% - мигранты, транзитом следующие через Россию, и около 17%

лиц указали другие цели приезда в Россию или не указали ее.

Естественная убыль населения на 75% восполняется миграцией, по ее объему

Россия находится на третьем месте в мире. По данному показателю мы уступаем

лишь США и Германии. Подавляющее большинство (три четверти) мигрантов - это

русскоязычное население из стран СНГ.

Тенденция снижения численности населения, наблюдающаяся в России, характерна

практически для всех европейских государств и стран СНГ, за исключением

Таджикистана, Азербайджана и Киргизии.

Соотношение городского и сельского населения в РФ сохранилось на уровне 1989

года и составило 73% к 27%. Причем примерно пятая часть горожан проживает в

городах-миллионниках, их в России 13. Это Москва (10,4 млн. человек и 27-е

место в мире по числу жителей), Санкт-Петербург (4, 7 млн. человек),

Волгоград, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Пермь,

Ростов-на-Дону, Самара, Уфа и Челябинск. Столица Российской Федерации по

численности жителей входит в число двадцати самых крупных городов мира.

80% населения России - 116 млн. человек - русские. Зафиксировано две новые

(по сравнению с предыдущей переписью) этнические группы: казаки и поморы,

которые отнесены к русскому народу. Шесть народов преодолели миллионный

рубеж: татары, украинцы, чеченцы, башкиры, чуваши и армяне.

В целом (рис.12-18 Приложения) эксперты оценивают нынешнюю демографическую

ситуацию в стране как благополучную. Граждан трудоспособного возраста

насчитывается 89 млн. При этом младше трудоспособного возраста - 26,3 млн., а

старше - 29,8 млн.

Однако такая ситуация продлится очень недолго, всего лишь два года, и уже с

2006 года мы столкнемся с последствиями снижения рождаемости в 90-х годах. А

к 2010 году, по прогнозам специалистов, численность населения сократится до

138 млн. человек, причем численный уровень трудоспособного населения упадет

ниже критической отметки. Именно к этом году, по мнению экспертов,

привлечение иностранных трудовых ресурсов станет особенно актуальным.

Следует также отметить, что большинство ученых сходятся в оценке социально-

демографической структуры российских семей как неблагополучной. Например,

количество незарегистрированных браков по сравнению с предыдущей переписью

увеличилось в два раза – с 5% до 10%. В таких семьях проживает более трети

всех детей. Средний возраст отца увеличился до 26,2 лет, а матери - до 25,5,

при этом если раньше на одну женщину приходилось два ребенка, то теперь лишь

1,3.

На 40% выросло число людей, никогда не состоявших в браке или разведенных.

Количество расторгнутых браков составляет 800 тыс. в год против 583 тыс. в

1989 году. Более трети браков распадаются, просуществовав менее пяти лет.

Согласно данным переписи, в России живет 67,6 млн. мужчин и 77,6 млн. женщин,

то есть на 1 тыс. мужчин приходится 1147 женщин (в 1989 году - 1140).

Преобладание численности женщин начинается с 33-летнего возраста.

Как и в большинстве развитых стран, население России стареет. По сравнению с

данными переписи 1989 года средний возраст россиян увеличился на три года и

составил 37,7 года.

Основная причина сокращения численности россиян - устойчивая естественная убыль

населения[4].

Тенденция к естественной убыли населения[5]

вызывает серьезные опасения. Чтобы страна не опасалась за свое будущее, на

каждую женщину должно приходиться не менее двух с половиной детей. В России

этот показатель в 2 раза меньше. Подобная ситуация наблюдается во всех

европейских странах. У них, как в последнее время и у нас, естественная убыль

компенсируется за счет иммиграции. В России официальных иммигрантов

зафиксировано 5, 6 миллиона человек.

В результате превышения числа умерших над числом родившихся население России

уменьшилось за 1992-2003 годы на 9,6 миллиона человек, или на 6,4%, (для

примера, за 1980-1991 годы - напротив, увеличилось в результате превышения

числа родившихся над числом умерших на 8,4 миллиона человек, то есть на

6,1%).

Миграционный прирост в России был особенно интенсивным в середине 1990-х

годов, но даже в это время естественная убыль не была компенсирована

полностью.

За весь период убыли населения зарегистрированный миграционный прирост

составил 3,5 миллиона человек, то есть 2,3% (за период с 1980 по1991 годы -

2,0 миллиона человек, или 1,5%).

Естественная убыль в конце 1990-х годов усилилась. В 2000 году она достигла

953,7 тысячи человек, что составляет -6,6 на 1000 человек постоянного

населения.

К 2003 году естественная убыль сократилась до 887,1 тысячи человек[6].

В 2001 году естественная убыль сократилась на 10,4 тысячи человек (1,1%), в

2002 году - на 8,5 тысячи человек (0,9%), в 2003 году - на 48,2 тысячи

человек, то есть 5,2%!

Естественная убыль населения в расчете на 1000 человек в 2003 году составила

-6,2.

Однако, после незначительного повышения в 2002 году возобновилась тенденция

сокращения миграционного прироста населения.

В 2001 году он составил 72,3 тысячи человек, или 0,5 на 1000 населения (213,6

тысячи человек (1,5 на 1000 населения) в предыдущем, 2000 году). Ниже этого

миграционный прирост населения России за последние 27 лет (до этого Россия

теряла население в миграционном обмене с союзными республиками) был только в

1991 (51,6 тыс. человек) и 1980 (63,4 тыс. человек, соответственно) годах.

В 2002 году миграционный прирост, правда, немного увеличился, составив 77,9

тысячи человек, (0,54 в расчете на 1000 человек населения), но для 2003 года

оказалось характерным быстрое сокращение регистрируемого миграционного

прироста населения. Он сократился в 2,2 раза, составив 35,1 тысячи человек,

то есть 0,25 на 1000 человек. (Данные за январь-февраль 2003 года

представлены в таблице 1 приложения).

Так, в прошлом году миграционный обмен с другими странами происходил с самой

низкой результативностью.

Вывод из всего этого следует простой – миграционный прирост не в состоянии

компенсировать потери населения из-за естественной убыли. Он восстановил

только 4%.

Тенденции изменения численности населения российских регионов

[7] по-прежнему очень неоднородны[8]:

В одних регионах население растет за счет как естественного, так и

миграционного прироста (Ненецкий, Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий), во

многих же других сокращается в результате и естественной убыли, и

миграционного оттока.

Для некоторых регионов (республики Саха (Якутия), Тыва, Дагестан, Кабардино-

Балкария, Калмыкия; Чукотский, Эвенкийский автономные округа) при сохранении

естественного прироста характерен миграционный отток населения. В большинстве

же европейских регионов миграционный приток в той или иной степени

компенсирует естественную убыль населения.

Интенсивность естественного и миграционного приростов (убыли) индивидуальна

для каждого региона.

В 2003 году естественный прирост отмечался лишь в 16 российских регионов.

Наиболее высоким он был в Чеченской Республике (1,9%), а также в республиках

Ингушетия и Дагестан (по 1,1%), в остальных же регионах естественный прирост

составил 0,8% и ниже.

В 41 регионе интенсивность естественной убыли населения превысила средний по

России уровень, - причем в 16 из них она превышала 1%, а в Псковской,

Тульской, Тверской и Новгородской областях - 1,4%.

В 29 регионах миграционный прирост был выше среднего по России уровня (в

2002 году таких регионов было 30, в 2001 году - в 25).

Наиболее высоким в прошедшем году миграционный прирост оказался в Московской

и Ленинградской областях (0,9% и 0,8% соответственно). Третье место в данной

классификации занимает Белгородская область (0,7%), далее следуют Москва

(около 0,5%) и Ханты-Мансийский автономный округ (0,4%).

Миграционный отток был зафиксирован в 54 регионах РФ (в 2002 году их число

равнялось 47, в 2001 году - 49) зарегистрирован.

Он оказался свойственен Чукотской (3,5%), Магаданской области, Таймырскому и

Эвенкийскому автономным округам (В последних он составил 1,2%, 1,9%).

Сокращение миграционного прироста происходит в результате ускоряющегося

сокращения числа прибывающих в Россию на постоянное жительство при

одновременном снижении числа выбывающих за ее пределы.

Всего за 2003 год было зарегистрировано 129,1 тысячи иммигрантов, тогда как в

2002 году этот показатель составил 184,6 тысячи человек. То есть в 2003 году

в Россию прибыло на 55,5 тысячи человек (на 30,0%) меньше, чем в 2002. В

основном это выходцы из стран СНГ и Балтии (более 94%).

За пределы страны в 2003 году выехало 94,0 тысячи человек, что на 12,7 тысячи

человек, или на 11,9% меньше, чем в 2002 году (в 2002 году количество

эмигрантов было равным 106,7 тысячам человек).

Число эмигрантов из России, направляющихся за пределы стран СНГ и Балтии, в

последние годы сравнялось с числом выбывающих в страны СНГ и Балтии

[9].

За 2003 год в страны СНГ и Балтии выехало 46957 человек, в 2002 году – 52969,

в 2001 – 62545, а в другие страны мира - 47056 человек, 53716, 58621 человек

соответственно.

В 2003 году сокращение миграционного прироста было отмечено практически со

всеми государствами СНГ и Балтии. Единственным государством, с которым у

России сохраняется отрицательное сальдо миграции, по-прежнему остается

Белоруссия, но и оно сократилось с 1908 человек в 2002 году до 1707 человек

в 2003 году.

Отток населения из России в страны «дальнего» зарубежья также сокращается.

Более 3/4 этого потока направляется в Германию, и количество эмигрантов

уменьшилось с 2002 по 2003 год на 5,3 тысячи человек (в 2003 год выехало 36,9

тысячи человек, в 2002 – 42,2).

Продолжается сокращение оттока в Израиль, куда в прошлом году выехало 2048

человек против 2764 человек в 2002 году.

А вот поток эмигрантов, направляющихся в США, в 2003 году составил 3187

человек против 3134 человек за 2002 год, то есть остался практически

неизменным.

Об интенсивности межрегиональной миграции можно судить по числу прибывших и

выбывших в расчете на 1000 человек населения.

В 51 регионе интенсивность въезда в 2003 году была выше, чем в среднем по

стране - 14,9 на 1000 населения. Наиболее высокой (30 въехавших на 1000

населения) она была в Магаданской и Амурской областях, Ямало-Ненецком, Ханты-

Мансийском и Чукотском автономных округах, в Республике Хакасия.

Эти же регионы отличались высокими показатели выбытия. Самое высокое число

выбывших (более 60 выехавших на 1000 населения) было зарегистрировано в

Чукотском автономном округе. В Магаданской области оно приблизилось к 50, в

Республике Калмыкии, Таймырском и Корякском автономных округах, Амурской

области – 32-34, в Республике Хакасии, Ямало-Ненецком автономном округе и

республике Саха (Якутия) – около 28.

В 2003 году в результате миграционного обмена с другими регионами России и

другими странами теряли население 57 субъектов федерации, причем в пяти из

них миграционная убыль превышала 1% (в Чукотском, Корякском, Эвенкийском и

Таймырском автономных округах и Магаданской области), а еще в четырех -

Камчатской, Сахалинской и Мурманской областях, Чеченской Республике -

составила около 0,8%. Миграционный прирост, отмечавший в других российских

регионах был незначительным и лишь в Московской и Ленинградской областях

приближался к 1%.

Интенсивность внутренней миграции в 2003 году немного увеличилась

[10]. Число мигрантов, перемещавшихся в пределах России, составило 2039,0

тысячи человек, что на 21,7 тысячи человек, или на 1,1% больше, чем в 2002

году.

Внутренние перемещения в большей степени сохраняют сезонный характер, по

сравнению с внешней миграцией. Наибольшее число регистрируемых перемещений

приходится на сентябрь-октябрь, наименьшее – на май

[11].

2. 1. Вынужденные переселенцы и беженцы[12]

Около 4% иммигрантов, прибывших из государств-участников СНГ, получили в 2003

году статус вынужденного переселенца или беженца в территориальных органах по

делам миграции МВД России. Статус вынужденных мигрантов получили 46%

прибывших из Грузии, 5% - из Таджикистана, по 3% - из Эстонии и Казахстана,

по 2% - из Азербайджана и Узбекистана.

Численность мигрантов, получивших статус вынужденного переселенца или

беженца, быстро сокращается - в 2003 году в целом по России их было

зарегистрировано в 4,3 раза меньше, в Приволжском федеральном округе - в 12

раз меньше, в Центральном и Уральском округах - примерно в 8 раз меньше.

Менее всего изменилось число зарегистрированных вынужденных переселенцев и

беженцев в Южном федеральном округе (в 1,6 раза).

По данным Федеральной Миграционной Службы МВД России, на 1 января 2004 года в

стране насчитывалось 361 тысяча вынужденных переселенцев и беженцев (505,7

тысячи человек на 1 января 2003 года). Около 42% из них , то есть 151 тысяча,

составляли бывшие жители Казахстана, 13% (49 тысяч) - Узбекистана, по 9% (по

32 тысяч) - Таджикистана и Грузии.

Более 61 тысячи человек (17%) переселились внутри России из регионов с

нестабильной общественно-политической обстановкой.

Регионы с наибольшей численностью вынужденных переселенцев и беженцевРегионы с наименьшей численностью вынужденных переселенцев и беженцев
Республика Северная Осетия-Алания28467Чукотский авт. округ-
Республика Ингушетия27890Республика Тыва4
Оренбургская область17866Таймырский авт. округ4
Новосибирская область16170Ненецкий авт. округ5
Воронежская область14148Корякский авт. округ10
Алтайский край12982Эвенкийский авт. округ31
Белгородская область12854Чеченская Республика32
Краснодарский край11661Республика Саха (Якутия)33
Ставропольский край11033Агинский Бурятский авт. округ41
Кемеровская область10711Магаданская область45

Процесс расселения вынужденных мигрантов идет по многим регионам Российской

Федерации, но неравномерно.

Десять регионов России с наибольшими наименьшими численностями вынужденных

переселенцев и беженцев, человек на 1 января 2004 года с начала регистрации

Наибольшее количество вынужденных переселенцев и беженцев проживают в

республике Северная Осетия-Алания и Республике Ингушетия (по 28 тысяч

человек), 18 тысяч – в Оренбургской области, 16 тысяч - в Новосибирской

области, 14 тысяч – в Воронежской области, по 13 тысяч – в Алтайском крае и

Белгородской области, 12 тысяч – в Краснодарском крае, по 11 тысяч – в

Ставропольском крае и Кемеровской области, 10 тысяч – в Самарской области, по

9 тысяч - в Иркутской области и Красноярском крае.

2. 2. Изменение численности некоторых этнических категорий. (По результатам

переписи 2002 года в сравнении результатами переписи 1989 года).

По результатам переписи 2002 года в отношении самых крупных этнических

категорий, насчитывающих свыше миллиона человек, обнаружились следующие

тенденции[13].

Численный состав некоторых из них сильно возрос. К этим категориям относятся,

прежде всего, армяне, численность которых удвоилась (212% по отношению к

численности в России в 1989 году). Ранее их насчитывалось 532 тысячи, теперь

- 1,1 миллиона человек. Причины роста численности очевидны – во-первых, это

положительный демографический рост, особенно в среде выходцев из сельской

местности. Вторая, более весомая причина - интенсивная миграция с конца 1980-

х годов из Армении (землетрясение) и Азербайджана (Карабахский конфликт).

Также примечательно изменение уровня численности чеченцев

[14]. Данные показывают 50-процентное увеличение (с 899 тысяч, до 1,3

миллиона). Отсюда следует, что потери чеченцев в ходе войны оказались намного

меньше, чем считалось.

Численность некоторых этнических категорий осталась практически без изменений.

Например, татары[15]. В 1989 году их

насчитывалось 5,52 миллиона, по результатам переписи 2002 года их численность

равна 5,53 миллиона (при расчетном уровне 6,2 промилле естественного прироста

татар на территории РФ, определенного Госкомстатом в 1990 году, на основе

сравнения данных переписи 1989 г. и материалов текущего учета, ожидаемая

численность татар во время переписи 2002 года должна была составить 6,02 млн.

чел.). И это все при том, что Госкомстат включил в состав татар кряшен и

сибирских татар.

Также в России существуют категории, уменьшившие свою численность. К ним

относятся украинцы, численность которых уменьшилась с 4,3 миллиона до 2,9

миллиона. Причина такого снижения в эмиграции украинцев в первые годы после

исчезновения СССР. Значительное их количество, особенно из дальневосточного

региона, переехало в Украину.

Этнические категории численностью менее миллиона, но не менее 500 тысяч человек:

Увеличение характерно только для кавказских групп. Например, азербайджанцы

[16]. Перепись 2002 насчитала 622 тысячи против 336 тысяч в 1989 году. Их

численность увеличилась на 85%. Факторы быстрого увеличения численности – опять

миграция, из-за недостаточно благоприятной экономической ситуации в родной

стране, да и Карабахский конфликт внес свою лепту.

40-процентное увеличение численности зафиксировано среди даргинцев и аварцев,

что свидетельствует о сохраняющемся значительном естественном приросте в

Дагестане. Численность кабардинцев увеличилась на 130 тысяч.

Следует учесть, что перечисленные кавказские группы не могут расти как за

счет миграции, так и за счет интегративных и ассимиляционных процессов.

Естественный прирост - практически единственный источник в данном случае.

Среди крупных групп, заметно возросших численно, перепись показала осетин. Их

28-процентное увеличение связано с переселением десятков тысяч осетин в

Россию, в частности, в Северную Осетию из соседней Грузии. Без учета

миграционного притока, численный рост осетин, исходя из демографических

критериев, можно было бы назвать замедленным (порядка 1% в год).

У казахов же наоборот наблюдается замедление роста численности. Их

численность возросла всего лишь на 3%, и это при их интенсивном миграционном

притоке из соседнего Казахстана.

В Остальные крупные этнические категории – белорусы, марийцы, мордва, немцы,

удмурты - сократились по численному составу. Главные причины – снижение

рождаемости и смена этнической идентичности. Количество белорусов и немцев

снизилось также за счет миграции.

Категория от 100 тысяч до полумиллиона:

Самая большая величина уменьшения численности – почти две трети – принадлежит

евреям. По данным последней советской переписи они превышали полумиллионный

рубеж, а теперь составили 230 тысяч человек. Это произошло за счет

интенсивной эмиграции в страны дальнего зарубежья и демографического

постарения.

Таджики - первые в России по скорости прироста среди крупных по численности

групп. Их количество увеличилось с 40 тысяч до 120 тысяч, т.е. в 3 с лишним

раза. Основным фактором, безусловно, является миграция. Но и роль

естественного прироста недооценивать нельзя.

По причинам ассимилятивного характера сократилась численность коми и коми-

пермяков. Незначительно возросла, а, по сути, осталась неизменной численность

таких групп как буряты, калмыки, адыгейцы. Несколько более заметен рост

якутов и тувинцев. Прирост якутов объясняется не только демографическим

увеличением, но и невозможностью в ходе переписи учесть двойную идентичность

(якутско-русскую, якутско-эвенскую и др.). Увеличение численности тувинцев

объясняется в основном значительным демографическим приростом.

Перепись 2002 года показала почти 20% увеличение цыган. 183 тысячи против 153

в предыдущей переписи 1989 года. И советская перепись, и нынешняя, не могли

учесть адекватно эту категорию населения. Учитывая значительный естественный

прирост цыган, вряд ли стоит доверять результатам переписи, согласно которым

их ежегодный прирост, включая и миграцию, составляет малую величину в 1,4-

1,6%.

Очень сильно возросло также количество лезгин, корейцев, грузин, ингушей,

кумыков, табасаранов, лакцев, балкарцев, карачаевцев. Количество лезгин

увеличилось почти на 60%, что объясняется не только значительным естественным

приростом, но и притоком извне - из Казахстана и Азербайджана. 40-процентный

рост корейцев и 50-процентное увеличение численности грузин объясняется теми

же причинами.

Александр Починок также отметил, что, согласно итогам Всероссийской переписи, в

России сейчас проживает на 2 миллиона человек больше тех данных, которые

представлял Госкомстат РФ. Кроме того, людей на территории России существенно

больше, так как в переписи не учитывалось число нелегальных мигрантов. В

настоящее время, по словам министра, в России проживает около 144 миллионов

россиян. Министр сообщил, что доля титульной нации в России остается высокой.

По его словам, этот показатель в России гораздо выше, чем в других странах

[17].

2. 3. Проблемы миграции в России.

Необходимость привлечения рабочей силы в Российскую Федерацию в определенной

мере связана с ухудшением демографической ситуации. Во многом на нее повлияли

резкие изменения условий жизни, нестабильная занятость, падение уровня

доходов, существенное сокращение форм государственной социальной поддержки

малообеспеченных граждан.

Население России неуклонно сокращается. Единственная возможность восполнения

численности населения в существующей ситуации это привлечение мигрантов.

Однако увеличение их потока в Россию сейчас будет негативно воспринято и

властями, и россиянами. Конечно, иммиграция принесет очень большие проблемы,

но этот приток необходим.

Заместитель председателя Госкомстата России Сергей Колесников заявил, что

единственным источником пополнения населения России на ближайшее десятилетие

будет миграция.

По его оценке, это связано с низкой рождаемостью в стране.

Существенного, резкого перелома в рождаемости населения, считает он,

прогнозировать нельзя. Сегодня «абстрактная усредненная женщина рождает 1,3

ребенка, надо же минимум - 2,3, а для нормального прироста населения - 3 и

более ребенка».

Согласно прогнозам, к 2050 г. население России может сократиться на треть.

При том, что территория России – самая большая в мире, она уже сейчас

занимает седьмое место по численности населения. Стремительное сокращение

населения России можно будет затормозить только если наша страна будет

принимать ежегодно от 700 тысяч до 1 миллиона мигрантов.

Сейчас число россиян, находящихся в трудоспособном возрасте, составляет 61,

3% (89 млн.) населения, но уже к 2016 году оно снизится на 10 млн. человек и

составит 79 млн. Очевидно, что важная задача России сейчас – привлечь все

перспективные людские ресурсы из славянских республик бывшего СССР, а также

Казахстана.

Распад СССР спровоцировал потоки вынужденных переселенцев. За прошедшие 10

лет в Россию из стран СНГ и Балтии переехало более 8,6 миллиона переселенцев.

Но только 1 миллион 600 тысяч из них получили статус беженца или вынужденного

переселенца. Особую озабоченность вызывают масштабы незаконной миграции,

которая, по разным оценкам, составляет сегодня от 1 миллиона человек до 10

миллионов. Жесткая миграционная политика государств Западной Европы,

отсутствие механизма возвращения незаконных мигрантов из государств-

участников СНГ создают условия для накопления незаконных мигрантов в России,

их объединения в этнические полулегальные группировки, вовлечения в

противоправную деятельность, что приводит к ухудшению криминогенной

обстановки.

Сохранение на территории Российской Федерации очагов межнациональных

конфликтов порождает потоки вынужденных переселенцев и внутри страны. Только

из Чечни, по состоянию на конец июля 2001 года, выехало 422 тысячи человек.

Изменившиеся по сравнению с предыдущими десятилетиями направления внутренних

миграций приводят к сокращению населения в регионах севера и востока страны,

наиболее богатых сырьевыми ресурсами. Сокращение населения приграничных

территорий на востоке страны несет реальную угрозу безопасности государства.

Постепенное вхождение России в международный рынок труда положило начало

развитию процессов внешней, международной трудовой миграции. Процессы

привлечения иностранной рабочей силы сопровождаются незаконным

трудоустройством иностранцев в России — не менее 100 тысяч человек в год.

Общее же число лиц, приехавших в Россию на заработки, составляет до двух

миллионов человек. Их неконтролируемая деятельность оказывает существенное

влияние на состояние рынка труда и платных услуг, уход от налогов и

вовлечение в теневую экономику. Кроме того, наблюдается повсеместное

нарушение прав самих трудящихся эмигрантов. Заниженные заработные платы,

худшие условия труда фактически приводят к демпингу иностранной рабочей силы.

Причинами неэффективной деятельности российских структур по недопущению

незаконной миграции являются слишком длительная разработка стратегии и

тактики борьбы с ней, узковедомственный подход ряда федеральных органов

исполнительной власти при решении этих вопросов.

Потоки как внутренней, так и внешней миграции направлены на густонаселенный

центральный и южный районы России с благоприятными природными условиями либо

относительно высоким уровнем социально-экономического развития. Главная

проблема — это отсутствие единой государственной миграционной политики.

Решение миграционных проблем должно базироваться не только на ограничительных

мерах в рамках борьбы с незаконной миграцией, но и на мерах по стимулированию

притока на свою территорию населения, прежде всего соотечественников. По

прогнозам, готовы переехать в Россию примерно 4 миллиона человек. Сбудется

этот прогноз или нет, зависит от того, насколько в экономическом и социальном

плане Россия будет привлекательна для иммигрантов, особенно для талантливой

молодежи.

За последние годы численность населения в восточных, приграничных с Китаем

регионах сократилась на один миллион человек из 10 миллионов. Русские

уезжают, а на их место приезжают китайцы. В Приморском районе в некоторых

населенных пунктах китайских граждан уже больше, нежели россиян.

Во всех 11 российских субъектах, граничащих с Казахстаном, также наблюдается

насыщение казахами, переселяющимися на территорию России в поисках лучших

условий. Как показывает история, миграции могут быть и созидательными, и

разрушительными. Формируемые и управляемые государством миграционные потоки

способствуют достижению поставленных государством целей, в том числе и

обеспечению территориальной целостности, социально-экономическому подъему.

Идея дезурбанизации должна стать основой градостроительной политики страны и

учитываться при планировании и осуществлении социально-экономической

политики. Согласно данным прогноза комиссии ООН по народонаселению, к 2030

году доля городских жителей в России превысит 90%. Если это произойдет,

Россия станет самой урбанизированной страной в мире (сейчас ею считается

Великобритания, где горожан более 80%).

По данным недавней Всероссийской переписи населения, доля городского

населения в нашей стране составляет 73, 3%, сельского - всего 26, 7%. При

этом 64% горожан проживают в городах с численностью населения от 100 тыс.

человек, из которых 40% - в городах-"миллионерах". Например, в Москве, по

данным переписи, проживает 10 млн. 101 тыс. человек, в Санкт-Петербурге - 4

млн. 669 тыс., в Новосибирске - 1 млн. 425 тыс., в Нижнем Новгороде - 1 млн.

311 тыс. человек.

Для жителей России важны, прежде всего, материальные блага, предоставляемые

им городом, а не качество жизни в нем. В европейских странах основными

критериями качества жизни в городе стали удовлетворенность жителей каждой

страны состоянием окружающей среды, безопасностью, красотами местности,

инфраструктурой, социальной поддержкой, а также медицинским обслуживанием в

месте их постоянного проживания.

Для жителей развитых стран, в число которых стремится войти и Россия, важны в

первую очередь здоровье и жизненный комфорт населения. Эксперты при этом

отмечают, что при сегодняшних ориентирах российских властей, когда во главу

угла ставится достижение неких абстрактных темпов роста, а не реальное

качество жизни россиян, решить проблему чрезмерной урбанизации будет крайне

непросто.

Очевидна также и другая тенденция, вызванная растущей урбанизацией – более

состоятельные россияне начинают уезжать из городов, перебираясь в загородные

дома, спрос на которые в последние полгода резко возрос. Например, Москва.

Зона, приближенная к мегаполису, более привлекательна, чем он сам. Это

объясняется неблагоприятной экологической обстановкой в городах и

ограниченными возможностями комфорта квартир. Уже сейчас спрос на загородную

недвижимость значительно превышает предложение.

Россия заняла первое место в мире по количеству ее граждан, просивших

политического убежища в других странах. По данным Верховного Комиссара ООН по

делам беженцев в первые девять месяцев 2003 года 321.7 тыс. человек

обратились в соответствующие органы 29-ти индустриально развитых государств

мира с просьбой о предоставлении им политического убежища. Из них почти 23.7

тыс. заявителей были гражданами России. На втором месте Ирак (21.6 тыс.), на

третьем - Сербия и Черногория (18.4 тыс.). В первую десятку также вошли

Турция, Китай, Афганистан, Сомали, Нигерия, Индия и Пакистан. В этом перечне

Грузия заняла 14-е место (5.36 тыс. ее граждан попросили политического

убежища), Украина - 18-е (4 тыс.), Армения - 22-е (3.8 тыс.), Молдова - 23-е

(3.56 тыс.), Азербайджан - 33-е (2.6 тыс.), Беларусь - 36-е (2.56 тыс.).

Число россиян, попросивших политическое убежище, увеличилось на 65% по

сравнению с аналогичным периодом 2002 года. Количество граждан других

постсоветских государств, подавших аналогичные прошения, наоборот,

уменьшилось.

· Состояние внешней трудовой миграции.

Внешняя трудовая миграция - добровольное переселение граждан России за

пределы страны, а также иностранных граждан и лиц без гражданства на ее

территорию с целью осуществления ими трудовой деятельности.

Трудящиеся-мигранты – это лица, занимающиеся оплачиваемой трудовой

деятельностью в государстве, гражданами которого они не являются и постоянно

не проживают на его территории.

Численность официально зарегистрированной рабочей силы, привлеченной в

российскую экономику в 2001 г., составила 283,7 тыс. человек, т. е. с 1997 по

2001 г. возросла в 1,2 раза. Из стран СНГ прибыло 148,6 тыс. человек, за этот

период доля прибывших увеличилась с 46,8 до 52,4%

Тенденция к увеличению внешней трудовой миграции достаточно четко проявляется

во многих странах мира и в течение длительного времени наблюдается в

современной России. По сравнению с другими странами СНГ Россия сохраняла

более прочное экономическое положение, что сделало ее рынки труда

привлекательными для некоторых категорий иностранных граждан. Внешняя

трудовая миграция обусловлена многими причинами, связанными с социально-

экономическими условиями той или иной страны: демографическая ситуация,

уровень жизни населения, высокая доля безработных среди трудоспособного

населения.

То есть, в основном, на нее влияют две причины: межгосударственные различиям

в уровне жизни и состояние рынка труда. Важным показателем уровня жизни

населения является валовой внутренний продукт в расчете на душу населения,

который значительно превышает аналогичный показатель основных стран-

экспортеров рабочей силы в Россию, прежде всего стран СНГ. Например, по

данным Госкомстата России, в 1996 г. он составлял $6742 и был выше в 2 раза

по сравнению с Украиной ($3325), в 3,2 раза - с Молдовой ($2100лл.). В 2001

г. среднедушевой ВВП в Российской Федерации был равен $7279.

В 2002 г. номинальная среднемесячная заработная плата составила (в пересчете

на рубли): в Таджикистане – 386руб., Кыргызстане - 1023, Армении - 1447,

Молдове - 1581, Азербайджане –2022, Украине – 2212, Беларуси – 3 361,

Казахстане - 4172, России – 4426руб. Следовательно, в России в 2002 г. она

была выше по сравнению с Азербайджаном в 2,2 раза, Арменией - в 3,1,

Беларусью - в 1,3, Казахстаном - в 1,1, Кыргызстаном - в 4,3, Молдовой - в

2,8, Таджикистаном - в 11,5, Украиной - в 2 раза. Только за два года (с 2000

по 2002 г.) среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного

работника возросла с 2223 до 4426 руб., т. е. на 99,1% (почти удвоилась), а

реальная - на 40,4 %.

Трудовая иммиграция иностранцев в 2001 г. оставалась основным направлением

внешней трудовой миграции, составляя более 86 % совокупного "оборота" в сфере

обмена трудовыми ресурсами с заграницей.

Наибольший приток рабочей силы в 2001 г. был из Украины (91,1 тыс. человек),

Молдовы (13,3 тыс.), Узбекистана (10,1 тыс.), Таджикистана (10,0 тыс.

человек). В январе-мае 2003 г. миграционный прирост населения России по

сравнению с соответствующим периодом 2002 г. снизился за счет иммигрантов из

государств-членов СНГ на 27,1 тыс. человек (на 33,8%). Сокращение

миграционного прироста было отмечено практически со всеми государствами СНГ

(за исключением Туркмении). Единственным государством, с которым у России

сохраняется отрицательное сальдо миграции является Беларусь.

Второй фактор, определяющий приток трудовых мигрантов в Россию, ситуация на

рынке труда, устойчивый спрос на иностранную рабочую силу, сохраняющиеся

возможности занятости для иностранцев в различных секторах экономики России.

В странах СНГ существенно различается соотношение спроса и предложения

рабочей силы на регистрируемом рынке труда. Так, на конец сентября 2002 г.

численность незанятых граждан, состоящих на учете в службах занятости в

поисках работы, в Азербайджане в 7,7 раза превышала потребность предприятий в

работниках (число вакансий), в Армении - в 19, Беларуси - в 3,8, Грузии - в

23,5, Казахстане - в 15, в Кыргызстане - в 26,5, в Молдове - в 9, в России -

в 1,3, в Таджикистане (на конец августа) - в 9, на Украине - в 7,1 раза.

В России сложилось благоприятное соотношение спроса и предложения рабочей

силы, что в определенной мере способствует привлечению иностранных

работников. Однако в последние годы доля официально регистрируемой

иностранной рабочей силы невелика. В 2000 г. она составила всего 0,3%

численности занятых. Поэтому в целом существенного влияния трудовая

иммиграция на внутрироссийский рынок труда не оказывает.

Некоторые российские регионы в силу своего географического положения,

климатических и других условий, нехватки кадров нужной квалификации вынуждены

решать проблему восполнения трудовых ресурсов путем привлечения иммигрантов.

К крупнейшим импортерам рабочей силы можно отнести такие регионы, как Москва

(доля иностранной рабочей силы среди занятых составляет 1,5%), Ханты-

Мансийский и Ямало-Ненецкий (2%) автономные округа, Московская область, на

них в последние годы приходится более половины общего количества привлеченной

иностранной рабочей силы. На отдельных предприятиях удельный вес иностранных

работников достигает 90%.

Профессиональный состав трудовых мигрантов, прибывающих в Россию: большая

часть их занята в строительстве (39,3%), промышленности (12,5%), оптовой,

розничной торговле и общественном питании (12,1%).

Преобладающая часть трудовых мигрантов с Украины сосредоточена в

строительстве, промышленности и сельском хозяйстве. Строительные и ремонтные

фирмы, особенно небольшие, чаще используют рабочую силу из Молдавии, как

правило, без оформления необходимых документов. Трудовые мигранты из

Азербайджана в основном заняты торговлей (каждый пятый).

Иностранная рабочая сила прибывает в Россию по двум каналам. Первый -

официальное привлечение ее российскими предприятиями и организациями,

осуществляемое при посредничестве ФМС МВД России. Второй - нелегальный.

Реальные объемы нелегальной трудовой миграции неизвестны, а экспертные оценки

различаются в несколько раз (от 1,5 до 10,0 млн. человек). Считается, что из

миллиона въехавших в Россию иностранцев обратно выезжают лишь 700 тыс.

человек, остальные же остаются на ее территории. Значительная часть мигрантов

оказывается в "теневой" сфере занятости, растут потери для бюджета России из-

за уклонения от платы за использование иностранной рабочей силы и невыплат

налогов и отчислений в социальные фонды. Ежегодно из-за уклонения от уплаты

налогов иностранные граждане приносят убытки государственной казне в размере

до $1 млрд. Вообще, производство в "теневом" секторе экономики России

оценивается Госкомстатом России в четверть ВВП, а занятость - в 15-30%.

Также происходит утечка капиталов. Заработанные деньги приехавшие на

заработки в Россию работники или увозят с собой, или отсылают переводом,

причем не в рублях, а в иностранной валюте. В 2000 г. таких переводов было

сделано на сумму 738 млн. долл., в 2001 г. - на 1140 млн., за первое

полугодие 2002 г. - на 625 млн. долл. По официальным данным, минимальный

ежегодный денежный поток из России за счет доходов физических лиц составляет

$1,5 млрд., а по неофициальным - $3,5-$18,0 млрд. в год.

15 апреля 1994 г. государствами-членами СНГ было подписано Соглашение о

сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся

мигрантов, вступившее в силу для России 1 сентября 1995 г. В соответствии с

ним трудящиеся-мигранты пользуются социальным страхованием и социальным

обеспечением (кроме пенсионного) согласно действующему на территории стороны

трудоустройства законодательству. Регулирование внешней трудовой миграции

между странами СНГ осуществляется также путем двусторонних

межправительственных соглашений. Между Россией, Арменией, Беларусью,

Киргизией, Молдовой и Украиной заключены двусторонние соглашения, которые

регулируют основные направления сотрудничества в области трудовой

деятельности и социальной защиты лиц и членов их семей, которые постоянно

проживают и трудятся на территории одного из государств сторон.

Усилению контроля за прибывающими мигрантами из стран ближнего и дальнего

зарубежья во многом будут способствовать принятые в 2002 г. федеральные

законы "О гражданстве" и "О правовом положении иностранных граждан в

Российской Федерации" ( ст. 18 Федерального закона "О правовом положении

иностранных граждан в Российской Федерации"; квота на выдачу иностранным

гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления

трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством РФ по предложениям

исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации с учетом

демографической ситуации и возможностей данного субъекта по обустройству

иностранных граждан). На 2003 г. утверждена квота в размере 530 тыс.

приглашений. Органам исполнительной власти субъектов Федерации предписано

начиная с 2003 г. ежегодно, не позднее 1 августа, представлять в Минтруда

России предложения по определению квоты на следующий год, сформированные на

основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с

учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Федерации и

возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. Данное

постановление способствует ограничению притока нелегальной рабочей силы на

отечественный рынок труда, упорядочению трудовой деятельности.

Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской

Федерации" предусматривает создание центрального банка данных для учета

сведений, связанных с въездом, пребыванием и выездом иностранных граждан,

установление квоты на въезд иностранных граждан в Россию для постоянного

проживания, введение института лишения статуса постоянно проживающего в

Российской Федерации иностранного гражданина. Но этот закон не решает всех

проблем, связанных с пребыванием иностранных граждан в Российской Федерации.

Необходима полная реализация ратифицированного 12 июня 2000 г. Россией

Соглашения о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконной

миграцией, в соответствии с которым требуется создание эффективной системы

контроля и противодействия незаконному въезду и пребыванию иностранцев,

формирование банка данных о незаконных иммигрантах и обмен информацией с

другими центральными органами исполнительной власти государств-участников

СНГ.

Ряд положений Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в

Российской Федерации" противоречит обязательствам, принимаемым Российской

Федерацией в рамках процесса присоединения к ВТО. Поэтому подготовлен проект

Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О

правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Так в России

существует определенный механизм регулирования трудовой иммиграции

иностранных граждан, в этой области еще много пробелов, что снижает

эффективность применения законодательных и нормативных актов, а

следовательно, ведет к значительным объемам нелегальной трудовой миграции.

Большинство рабочих приезжает из Китая и Турции. Однако если численность

работников, прибывших из Китая, увеличилась в 2001 г. по сравнению с 1997 г.,

то из Турции она сократилась на 11,3 тыс. человек. Более 60% прибывших из

Китая заняты общей коммерческой деятельностью и торговлей, около 30 - в

строительстве и 5-10% - в сельском хозяйстве. Многие из них не собираются

оставаться в России надолго, они приезжают лишь для того, чтобы заработать

деньги. Но, создавая рабочие места в России, они вносят определенный вклад в

развитие российской экономики.

Среди впервые въезжающих на территорию России китайцев часто отмечаются

нарушения, связанные с порядком въезда и выезда, так как цель въезда не

соответствует цели поездки. Въезжая в Россию по туристической визе, они

надолго, а иногда и навсегда закрепляются на российском рынке труда, пополняя

нелегальный сектор занятости. Китайские мигранты могут в будущем составить

значительную конкуренцию отечественной рабочей силе, так как часто имеют

высокие профессиональные характеристики. Здесь должны строго соблюдаться

квоты на въезд иностранной рабочей силы. Иначе через несколько десятилетий

китайцы массово расселятся на территории Сибири и Дальнего Востока. Их

численность превысит численность коренного населения, в результате чего

произойдет "тихое" отторжение российской территории в пользу Китая. Чтобы

этого не произошло, необходимо принимать продуманные меры по искоренению

нелегальной иммиграции, совершенствовать и строго соблюдать миграционное

законодательство.

Заключение.

Движение населения – это проблема, требующая решения.

Настораживающие показатели естественного прироста, непродуманная регулировка

миграционных потоков. Все это негативно сказывается на экономике России.

Население Российской Федерации с каждым годом становится все меньше и меньше.

Миграционный прирост не способен покрыть убыль населения.

В данной работе было рассмотрено естественное и механическое движение

населения. Была затронута тема трудовой миграции, вынужденных переселенцев и

беженцев.

Выводы из всего написанного следуют неутешительные:

Население Российской федерации снижается, государству необходима новая, более

продуманная миграционная политика.

Необходимо привлекать трудовых мигрантов, упростить процесс регистрации,

привлечь мигрантов из стран СНГ.

Работа над законопроектами по регулированию миграции уже ведется,

составляются разнообразные программы развития, стимулирования как миграции,

так и естественного прироста. Правда, грамотно составленный законопроект еще

нужно правильно провести. В этом случае движение населения в России,

возможно, через некоторое время стабилизируется.

Конечно, большое влияние оказывают и региональные конфликты.

Та же война в Чечне. Во-первых, множество людей погибло, во-вторых, это

привело к появлению новой волны беженцев.

Данные, полученные в результате переписи населения 2002 года оказались вряд

ли уж такими точными.

Ведь у нас в стране появилось даже несколько новых «народностей» (эльфы,

орки, половцы, печенеги и т.д.).

В этом то и состоит проблема. Просто всей важности сложившейся ситуации люди

не понимают.

Они мешали переписчикам, намеренно искажали информацию о себе.

Нормальное проведение подобных программ невозможно, пока население

отказывается сотрудничать.

В общем, конечно, новые законопроекты в области естественного и механического

движения населения необходимы, но нужно также сориентировать население,

подготовить его к изменениям.

В противном случае ничего кроме очередного (расового , вызванного массовым

притоком людей другой национальности) конфликта мы, к сожалению, не получим.

Список используемой литературы.

1. http://antropotok.archipelag.ru – Центр стратегических исследований

Приволжского федерального округа. Группа «Русский Архипелаг»;

2. http://demoscope.ru – Журнал "Демоскоп-Weekly", электронная версия;

3. http://www.gks.ru;

4. http://www.perepis2002.ru – Всероссийская перепись населения 2002 года;

5. http://www.narodinfo.ru;

6. Демографический ежегодник России, 2002;

7. Демографический ежегодник России, 2003;

8. Ерохина О.В.: «Миграция: свободная и вынужденная, социально-

экономические аспекты, специфика миграционной проблемы для России, главные

особенности современной миграции рабочей силы и "утечки умов".» / Интернет-

конференция на портале http://www.auditorium.ru;

9. Кузьмин А.И. Курс лекций "Основы демографии".Лекция 12 Миграция

населения. http://humanities.edu.ru;

10. Татаркова Н.В. Курс лекций «Экономическая демография»;

11. Федеральный Закон от 19.02.1993 «О беженцах».;

12. Федеральный Закон от 19.02.1993 «О вынужденных переселенцах»;

13. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2002 году.

Приложение

Курсовая: Механическое и естественное движение населения России

Курсовая: Механическое и естественное движение населения России

Курсовая: Механическое и естественное движение населения России

Рис 1. Факторы, влияющие на принятие решения о миграции

Курсовая: Механическое и естественное движение населения России

Рис 2. Компоненты прироста (убыли) населения России, тысяч человек

Курсовая: Механическое и естественное движение населения России

1998 1999 2000 2001 2002 2003

Рис. 3. Компоненты изменения численности населения России по месяцам 1998-

2003, тысяч человек

Список регионов Российской Федерации

Центральный федеральный округ

1. Белгородская область2. Брянская область
3. Владимирская область4. Воронежская область
5. Ивановская область6. Калужская область
7. Костромская область8. Курская область
9. Липецкая область10. Московская область
11. Орловская область12. Рязанская область
13. Смоленская область14. Тамбовская область
15. Тверская область16. Тульская область
17. Ярославская область18. г. Москва

Северо-Западный федеральный округ

19. Республика Карелия20. Республика Коми
21. Архангельская область22. Ненецкий авт. округ
23. Вологодская область24. Калининградская область
25. Ленинградская область26. Мурманская область
27. Новгородская область28. Псковская область
29. г. Санкт-Петербург

Южный федеральный округ

30. Республика Адыгея
31. Республика Дагестан32. Республика Ингушетия
33. Кабардино-Балкарская Республика34. Республика Калмыкия
35. Карачаево-Черкесская Республика36. Республика Северная Осетия-Алания
37. Чеченская Республика*38. Краснодарский край
39. Ставропольский край40. Астраханская область
41. Волгоградская область42. Ростовская область

Приволжский федеральный округ

43. Республика Башкортостан44. Республика Марий Эл
45. Республика Мордовия46. Республика Татарстан
47. Удмуртская Республика48. Чувашская Республика
49. Кировская область50. Нижегородская область
51. Оренбургская область52. Пензенская область
53. Пермская область54. Коми-Пермяцкий авт. округ
55. Самарская область56. Саратовская область
57. Ульяновская область

Уральский федеральный округ

58. Курганская область
59. Свердловская область60. Тюменская область
61. Ханты-Мансийский авт. округ62. Ямало-Ненецкий авт. округ
63. Челябинская область

Сибирский федеральный округ

64. Республика Алтай
65. Республика Бурятия66. Республика Тыва
67. Республика Хакасия68. Алтайский край
69. Красноярский край70. Таймырский (Долгано-Ненецкий) авт. округ
71. Эвенкийский авт. округ72. Иркутская область
73. Усть-Ордынский Бурятский авт. округ74. Кемеровская область
75. Новосибирская область76. Омская область
77. Томская область78. Читинская область
79. Агинский Бурятский авт. округ

Дальневосточный федеральный округ

80. Республика Саха (Якутия)
81. Приморский край82. Хабаровский край
83. Амурская область84. Камчатская область
85. Корякский авт. округ86. Магаданская область
87. Сахалинская область88. Еврейская авт. область
89. Чукотский авт. округ

*Данные по Чеченской республике, как правило, отсутствуют,

либо определены путем экспертной оценки

Курсовая: Механическое и естественное движение населения России

Рис. 4. Компоненты изменения численности населения регионов-субъектов

Российской Федерации за 2003 год (по итогам за январь-ноябрь в пересчете на

год), на 1000 человек населения

Курсовая: Механическое и естественное движение населения России

Рис. 5. Миграционный прирост населения России, 1980-2003, тысяч человек и в

расчете на 10 тысяч человек населения

Курсовая: Механическое и естественное движение населения России

Рис. 6. Основные потоки внешней миграции в России по месяцам, 1998-2003 годы

Курсовая: Механическое и естественное движение населения России

Рис. 7. Число мигрантов, перемещающихся в пределах России, 1979-2003, тысяч

человек, зарегистрированных при прибытии

Курсовая: Механическое и естественное движение населения России

Рис. 8. Число мигрантов, перемещающихся в пределах России, по месяцам, 1998-2003

Курсовая: Механическое и естественное движение населения России

Рис. 9. Динамика численности армян, азербайджанцев, грузин, таджиков и

казахов по данным переписей 1959, 1970, 1979, 1989 и 2002 (1989 год = 100%)

Курсовая: Механическое и естественное движение населения России

Рис. 10. Динамика численности отдельных народов Северного Кавказа по данным

переписей 1959, 1970, 1979, 1989 и 2002 (1989 год = 100%)

Курсовая: Механическое и естественное движение населения России

Рис. 11. Динамика численности отдельных народов Поволжья по данным переписей

1959, 1970, 1979, 1989 и 2002 (1989 год = 100%)

Курсовая: Механическое и естественное движение населения России

Рис. 12. Численность населения

Курсовая: Механическое и естественное движение населения России

Рис. 13. Городское и сельское население.

Курсовая: Механическое и естественное движение населения России

Рис. 14. Национальный состав.

Курсовая: Механическое и естественное движение населения России

Рис. 15. Женщины на 1000 Мужчин

Курсовая: Механическое и естественное движение населения России

Рис. 16. Брачное состояние населения.

Курсовая: Механическое и естественное движение населения России

Рис. 17. Основные потоки миграции.

Курсовая: Механическое и естественное движение населения России

Рис. 18.

Курсовая: Механическое и естественное движение населения России

Таблица 1.

Курсовая: Механическое и естественное движение населения России

Таблица 2. Показатели естественного прироста населения.

Курсовая: Механическое и естественное движение населения России

Таблица 3. Численность вынужденных переселенцев и беженцев (человек).

[1] Приложение, стр. 37, рис.1

[2] ст.6 Федерального закона « О беженцах»

[3] Федеральный закон «О вынужденных переселенцах»

[4] Приложение, стр.37, рис.2

[5] Приложение, стр. 48, таблица 2.

[6] Приложение, стр.38, рис.3

[7] Приложение, стр.38

[8] Приложение, стр. 40, рис. 4

[9] Приложение, стр.41, рис. 6

[10] Приложение, стр. 41, рис. 7

[11] Приложение, стр. 42, рис. 8

[12] Приложение, стр. 49, таблица 3.

[13] Приложение, стр. 42, рис. 9

[14] Приложение, стр. 43, рис. 10

[15] Приложение, стр. 43, рис. 11

[16] Приложение, стр. 42, рис. 9

[17] Приложение, стр. 45, рис.14



(C) 2009