Социометрия - (шпаргалка)
Дата добавления: март 2006г.
Социометрия
Цель: выявить сплоченность группы, а также “лидеров” и “отверженных”.
Методика: Социометрический метод –это метод опроса, направляемых на выявление межличностных отношений путем фиксации взаимных чувств симпатии и неприязни среди членов группы (в учебном коллективе). В основе лежат критерии, формулируемые в виде вопросов, ответы на них и служат основанием для установления структуры взаимоотношений. Социометрия проводится только в коллективах, имеющих опыт совместной работы (учебы).
Испытуемые: было опрошено 26 школьников – семиклассников (12-13 лет) школы N68 Заволжского района г. Ульяновска.
Процедура: каждому давался заранее приготовленный лист, давалась инструкция. После сбора ответы обрабатывались и были сделаны выводы (см. ниже). Инструкция: Здравствуйте, меня зовут Марина, 2 курс отделения социологии УлГУ проводит исследование, я хочу попросить вас помочь мне. Результаты этого исследования будут известны только вашему учителю и мне. Важно, чтобы каждый из вас написал лично свое мнение, только тогда можно уверенно говорить о положительных результатах исследования. Возьмите, пожалуйста, небольшой лист бумаги, в правом верхнем углу напишите свою фамилию, имя и класс. А теперь задание: “у вас через несколько дней вечер в классе, с конкурсами и КВНом. С кем из присутствующих в классе вы бы хотели пойти на праздник? ” Напишите последовательно трех человек в зависимости от величины вашего интереса к нему, то есть первым вы напишите того, с кем хотели бы пойти в первую очередь, затем под цифрой два– во вторую очередь и только после этого в третью очередь. СПАСИБО! До свиданья!
Обработка результатов:
Взаимный выбор
Число взаимных выборов: 20
Хитрова (1) – Белоногова (1);
Голованова (1) – Артамонова (3);
Голованова (2) – Колесникова (3);
Голованова (3) – Альбикова (3);
Веркина (1) – Биккулова (2);
Веркина (2) – Нафиева (2);
Артамонова (1) – Колесникова (2);
Артамонова (2) – Альбикова (2);
Янина (1) – Левицкова (1);
Янина (2) – Попова (2);
Будаева (1) – Игошина (1);
Шанин (1) – Гаврильчев (1);
Карпенко (1) – Головин (1);
Макарова (3) – Нафиева (1);
Колесникова (1) – Альбикова (1);
Нафиева (1) – Биккулова (1);
Левицкова (2) – Попова (1);
Уфимов(1) – Улитин (1);
Ефимова (1) – Андреева (1);
Андреева (3) – Биккулова (3).
Таблица 1.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
1. Хитрова Юля
3
2
1
2. Голованова Люда
1
2
3
3. Веркина Марина
2
3
1
4. Бондарь Саша
2
1
3
5. Артамонова Оля
3
1
2
6. Янина Даша
1
2
3
7. Будаева Надя
2
1
3
8. Шанин Данил
3
2
1
9. Карпенко Олег
3
1
2
10. Макарова Настя
3
1
2
11. Колесникова Алена
3
2
1
12. Нарбеков Наиль
3
1
2
13. Альбикова Эльвира
3
2
1
14. Живицы Миша
3
2
1
15. Головин Антон
1
2
3
16. Игошкина Кристина
1
2
3
17. Нафиева Эльвира
2
3
1
18. Левицкова Маша
1
3
2
19. Уфимов Роман
3
2
1
20. Улитин Игорь
3
2
1
21. Гаврильчев Сергей
3
1
2
22. Ефимова Маша
3
1
2
23. Андреева Наташа
2
1
3
24. Попова Лида
2
3
1
25. Белоногова Наташа
1
3
2
26. Биккулова Женя
2
1
3
Итого:
2
9
4
3
11
8
4
4
1
3
17
7
8
3
1
1
16
7
4
5
3
5
8
11
1
11
Выводы:
Социометрия, проведенная в 7 классе школы N68 Заволжского района г. Ульяновска выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень благополучия взаимоотношений означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении, признании сверстниками.
На основании таблицы и рисунков 1-3 можно сказать о характере отношений, существующих в группе, то есть свидетельствует о разобщенности группы на отдельные группировки по половому признаку, причем в группе девочек наблюдается разобщенность на две группы во главе с лидерами (Колесниковой, Нафиевой). В основе мотива выбора у девочек или мальчиков детей своего пола находятся дружеские отношения, а также проявляется интерес к совместной деятельности с выбираемым ребенком. В данной группе положение, как девочек, так и мальчиков благоприятно в равной степени. Выявлен такой характер связи как взаимная симпатия. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные. Среди популярных членов группы можно выделить: Артамонову, Голованову, Попову, Биккулову.
Нельзя оставлять без внимания непопулярных детей (Карпенко, Головин, Игошкина, Белоногова, Хитрова). Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо учителю пересмотреть свое личное отношение к этим детям.