Научная Петербургская Академия

Социология и экономика труда - (курсовая)

Социология и экономика труда - (курсовая)

Дата добавления: март 2006г.

    ВВЕДЕНИЕ.
    Раздел 1.
    1. Расчёт численности работников в цехе.
    1. 1. Расчёт численности производственных рабочих.
    1. 2. Расчёт годовых фондов времени работы рабочего.
    1. 3. Определение производительности труда.

Раздел 2. Определение технически обоснованной нормы времени при ручных работах методом наблюдения.

    2. 1. Обработка результатов фотографического рабочего дня.
    2. 2. Обработка результатов хронометражных наблюдений.
    2. 3. Определение нормы времени и нормы выработки.
    Раздел 3. Организация оплаты труда в бригаде.
    3. 1. Определение часовых тарифных ставок.
    3. 2. Расчёт численности рабочих в бригаде.
    3. 3. Определение заработной платы рабочих бригад.
    3. 4. Определение экономии фонда заработной платы за счёт
    сокращения численности бригады.
    3. 5. Определение размеров премии бригад.
    3. 6. Распределение премии между членами бригады.
    3. 7. Определение среднемесячной зарплаты.

3. 8. Определение доли тарифа зарплаты в общем размере зарплаты. Литература.

    Введение.

В условиях производственной деятельности экономика и социология труда и её разделы призваны решать следующие социально-экономические задачи: обеспечить научно-обоснованную базу для внутрипроизводственного планирования и организации труда;

способствовать выявлению и использованию резервов роста производительности труда и на этой основе обеспечить снижение себестоимости;

стимулировать рост квалификации работников и на этой основе научно обобщать и распространять передовой производственный опыт;

научно обосновать состав и численность работников производства; способствовать совершенствованию оплаты труда и установлению более полного соответствия между мерой труда и мерой вознаграждения за труд. В экономике и социологии труда перекрещиваются личные, коллективные и общегосударственные интересы, проблемы стимулирования труда и повышения его производительности, рост эффективности производства и улучшение благосостояния его работников.

В курсовой работе нашли отражение составные части плана по труду и заработной плате, которые включают численность персонала производительность труда и среднемесячную заработную плату.

При выполнении работы учтены требования кодекса законов о труде (КЗОТ), а также соответствующие приказы и распоряжения МПС.

    Задание на курсовую работу.
    Годовая программа ремонта электровозов - 250.
    Цех для расчёта - электровозосборочный.
    Тип локомотива - ВЛ-60.
    Вид ремонта - К1.
    Раздел 1.
    Расчёт численности работников в цехе.
    Расчёт численности производственных рабочих.
    Выполняется по формуле:
    Пгод · t
    Р= ѕѕѕ-, чел. ,
    B
    где Пгод - годовая программа ремонта электровозов;
    t - норма человеко-часов (чел · час) на единицу программы;
    В - годовой фонд времени рабочего в часах.

Задача расчёта численности производственных рабочих сводится к нахождению перечня для данного производства необходимых профессий рабочих и соответствующеё нормы человеко-часов на единицу программы для каждой профессии. Эти данные берутся из норм проектирования того или иного производства.

    Расчёт годовых фондов времени работы рабочих.

Годовой фонд времени рабочего с нормальными условиями труда.

    В=[(365-52-52-10-8) · 8+8 · 7-20 · 8] · 0, 96 = 1766 час,
    где 365 - количество дней в году;
    52 - количество воскресных дней в году;
    52 - количество субботних дней в году;
    10 - количество праздничных дней в году;
    8 - количество предпраздничных дней в году;
    8 - продолжительность рабочей смены (час);

8 ·7 - количество рабочих часов в предпраздничные дни (продолжительность рабочей смены на один час меньше);

20 - количество рабочих дней в четырёх недельном трудовом отпуске; 0, 96 - коэффициент, учитывающий отсутствие рабочего по уважительной причине.

    Годовой фонд времени рабочего с вредными и тяжёлыми
    условиями труда.

Для этих категорий работников продолжительность рабочего дня 7 часов.

    В=[(365-52-52-10-8) · 7+8 · 6-20 · 7] · 0, 96 = 1545 час.

Расчёт численности производственных рабочих сводим в таблицу 1.

    Таблица 1.
    Расчёт численности производственных рабочих.
    Наименование отделений, участков и профессий рабочих
    Годовая программа ремонта электровозов
    Норма чел. -час. На один электровоз
    Затрата чел. -час на годовую программу
    Годовой фонд времени рабочего, час
    Количество рабочих, час.
    Расчётная
    Принятое
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    1. Разборочное, ремонтное и сборочное отделения
    1. 1. Слесари по разборке
    250
    34. 6
    8650
    1766
    4. 8
    5
    1. 2. Слесари по ремонту
    250
    47. 6
    11900
    1766
    6. 7
    7
    1. 3. Слесари по общей сборке
    250
    78. 3
    19575
    1766
    11
    11
    1. 4. Слесари-электрики по разборке
    250
    104. 5
    26125
    1766
    14. 7
    15
    1. 5. Слесари-электрики по ремонту
    250
    90
    22500
    1766
    12. 7
    13
    1. 6. Слесари-электрики по сборке
    250
    208. 0
    52000
    1766
    29. 4
    29
    1. 7. Слесари-автоматчики по разборке
    250
    20. 5
    5125
    1766
    2. 9
    3
    1. 8. Чистильщики
    250
    15. 3
    3825
    1545
    2. 4
    2
    1. 9. Столяры
    250
    76. 0
    19000
    1766
    10. 7
    11
    1. 10. Электросварщики
    250
    15. 3
    3825
    1545
    2. 4
    2
    1. 11. Газорезчики
    250
    1. 5
    375
    1545
    0. 2
    1
    1. 12. Слесари-автоматчики по сборке
    250
    75. 5
    18875
    1766
    10. 6
    11
    2. Гарнитурное отделение
    2. 1 Слесари
    250
    95. 5
    23875
    1766
    13. 5
    14
    2. 2. Электросварщики
    250
    9. 7
    2425
    1545
    1. 5
    2
    2. 3. Газосварщики
    250
    1. 7
    425
    1545
    0. 2
    1
    3. Электроремонтный участок
    3. 1. Слесари-электрики
    250
    30. 0
    7500
    1766
    4. 2
    4
    4. Слесарно-замочный участок
    4. 1. Слесари-замочники
    250
    21. 2
    5300
    1766
    3
    3
    5. Отделение травления труб
    5. 1. Слесари-трубники
    250
    9. 8
    2450
    1545
    1. 5
    2
    6. Участок ремонта воздушных резервуаров
    6. 1. Слесари
    250
    14. 9
    3725
    1766
    2. 1
    2
    6. 2. Электросварщики
    250
    1. 6
    400
    1545
    0. 2
    1
    7. Автотормозное отделение
    7. 1. Слесари-автоматчики
    250
    38. 3
    9575
    1766
    5. 4
    5
    7. 2. Газосварщики
    250
    2. 9
    725
    1545
    0. 4
    1
    8. Трубное отделение
    8. 1. Слесари-трубники
    250
    22. 1
    5525
    1766
    3. 1
    3
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8. 2. Электросварщики
    250
    3. 7
    925
    1766
    0. 5
    1
    9. Участок ремонта секций радиаторов
    9. 1. Слесари
    250
    49. 0
    12250
    1766
    6. 9
    7
    9. 2. Паяльщики
    250
    2. 2
    550
    1545
    0. 3
    1
    10. Механический участок
    10. 1. Станочники
    250
    11. 0
    2750
    1766
    1. 5
    2
    11. Отделение испытаний и сдачи электровозов
    11. 1. Слесари
    250
    61. 8
    15450
    1766
    8. 7
    9
    11. 2. Слесари электрики
    250
    11. 4
    2850
    1766
    1. 6
    2
    11. 3. Машинисты электровозов
    250
    21. 6
    5400
    1766
    3
    3
    11. 4. Помощники машинистов электровозов
    250
    5. 8
    1450
    1766
    0. 8
    1
    12. Малярное отделение
    12. 1. Маляры
    250
    147. 0
    36750
    1545
    23. 7
    24
    Итого:
    198
    Определение производительности труда.

Удельная потребность производственных рабочих на электровоз годовой программы определяется по формуле:

    Рпринятое чел
    К= ѕѕѕѕ ѕѕѕѕѕ
    Пгод электровоз
    чел
    К= 0. 792 ѕѕѕѕѕ ,
    электровоз
    где Рпринятое - количество рабочих (таблица 1, итог 7);
    Пгод - заданная годовая программа - 250 электровозов.
    Расчёт производительности труда
    Пгод электровоз
    Пр= ѕѕѕ ѕѕѕѕѕ в натуральном выражении,
    Рпринятое чел
    электровоз
    Пр= 1. 262 ѕѕѕѕѕ .
    чел
    Раздел 2.

Определение технически обоснованной нормы времени при ручных работах методом наблюдения.

    Обработка результатов фотографии рабочего дня.

Фотография рабочего дня даёт возможность накопить необходимый материал для нормирования подготовительно-заключительного времени Тзп, времени обслуживания рабочего места Тоб, времени отдыха Тполн. , технологических перерывов Тпт и составить по изученным данным нормативы. Обработка результатов фотографии рабочего дня производится на бланках формы ТНУ-2 - сводная карта индивидуальной и групповой фотографии рабочего дня, в которые переносятся из таблицы 2 задания затраты рабочего времени. По каждому наименованию затрат времени определяется суммарная величина всех наблюдений и среднеарифметическое значение затраты времени приём деления суммарной величины на общее количество наблюдений.

Суммируя средние значения по всем группам и категориям баланса времени рабочего дня, в итоге получаем продолжительность рабочего дня - 480 минут. Итоговые значения по каждой категории затрат рабочего времени переносится в аналитическую сводку фактического баланса времени рабочего дня. Затем, по фактическому балансу времени рабочего дня определяется в % к продолжительности рабочего дня и в % к оперативному времени значения каждой категории затрат рабочего времени.

Определяем затраты рабочего времени, которые надо полностью ликвидировать. Они включают :

    случайную работу (С. Р. , код 1210);
    лишнюю непроизводительную работу (Н. Р. , код 1220);

вызванные нарушения производительного процесса (ПНТ, код 2210); вызванные нарушением трудовой дисциплины (ПНД, код 2220). Находим излишнее время работы Тизл:

    С. Р. , код 1210
    10. 4 мин.
    Н. Р. , код 1220
    ѕ мин.
    ПНТ, код 2210
    9. 2 мин.
    ПНД, код 2220
    25 мин.
    Тизл
    54. 6 мин.

При ликвидации всех перечисленных лишних затрат рабочего времени рост производительности труда определяется по формуле:

    Тизл
    К=1+ ѕѕѕѕ ,
    Тсм-Тизл
    К= 1. 11 мин.

где Тизл - возможные сокращения потери рабочего времени, минут; Тсм - продолжительность рабочей смены, минут;

Производительность труда после ликвидации излишнего времени может быть повышена на 11%.

Распределяем излишнее время между составляющими продуктивной работы: РЗ, код 1100

    412. 6 мин.
    100%
    ПЗ, код 1110
    22. 4 мин.
    5. 4%
    ОП, код1120
    369. 2 мин.
    89. 5%
    Об, код 1130
    21 мин.
    5. 1%
    100%

Принимаем Тизл, равное 54. 6, за 100% и распределяем Тизл в полученном процентном отношении между ПЗ, ОП и Об:

    ПЗдоп = 54. 6 · 0. 054 = 2. 9 мин.
    ОПдоп = 54. 6 · 0. 895 = 48. 9 мин.
    Обдоп = 54. 6 · 0. 051 = 2. 7 мин.

Находим данные нормального (рационального баланса) времени рабочего дня добавляя при этом полученное значение к данным фактического баланса:

    ПЗрац = ПЗфакт + ПЗдоп
    ОПрац = ОПфакт + ОПдоп
    Обрац = Обфакт + Обдоп
    ПЗрац = 22. 4 + 2. 9 = 25. 3 мин.
    ОПрац = 364. 2 + 48. 9 = 418. 1 мин.
    Обрац = 21 + 2. 7 = 23. 7 мин.
    Обработка результатов хронометражных наблюдений.

Хронометраж представляет собой проведение наблюдений и замеров затрат рабочего времени на выполнение основ рабочего времени на выполнение операционных (То) и вспомогательных (Тв) приёмов или движений многократно повторяющихся при выполнении операций. В отличии от фотографии рабочего дня, хронометраж применяют для изучения затрат только оперативного времени (Топ), которое представляет собой сумму основного и вспомогательного времени. Результаты наблюдений и замеры продолжительности выполнения отдельных элементов операции заносятся в специальную форму (хронокарту) ТНУ-5. В процессе наблюдений получается ряд значений продолжительности выполнения данного элемента операции, т. е. хроноряд. В таблице 1 задания на курсовую работу представлены хроноряды элементов трудового процесса, которые переносятся в отчёт по курсовой работе.

При математическом анализе проверка качества хронорядов путём вычисления коэффициента устойчивости, представляющий собой отношение максимальной продолжительности выполнения данного элемента трудового процесса Тmax к минимальному Тmin:

    Tmax
    K= ѕѕѕ .
    Tmin

Для различных типов производств (массовое, крупно-, средне-, мелко- серийное, единичное) и различных видов работ (ручная, машинно-ручная, машинная) установлен нормативный коэффициент устойчивости хроноряда. Так, для массового машинного производства Ку = 1, 1 а для единичного ручного - Ку = 3, 0. Хроноряд считается устойчивым при условии если фактический коэффициент устойчивости меньше или равен максимально допустимому нормативному. Для рассматриваемых в заданиях видов нормируемых работ нормативный коэффициент устойчивости равен 1, 75.

Затем по каждому хроноряду определяется средняя величина продолжительности выполнения каждого элемента трудового процесса при условии устойчивости хронорядов и продолжительность всей оперативной работы - Топ. Таблица 3.

    Обработка результатов хронометражных наблюдений.
    №№ п/п
    Перечень элементов трудового процесса
    Замеры времени, мин
    Средне-арифме-тическое
    Коэффици-ент устойчивости
    1
    2
    3
    4
    5
    1.
    Взять заклёпку и установить в отверстие
    0. 021
    0. 017
    0. 016
    0. 020
    0. 024
    0. 02
    1. 5
    2.
    Взять молоток и оправку
    0. 06
    0. 08
    0. 04
    0. 07
    0. 05
    0. 06
    2
    3.
    Расклепать заклёпку
    0. 22
    0. 23
    0. 20
    0. 15
    0. 28
    0. 21
    1. 9
    4.
    Отложить оправку и молоток
    0. 022
    0. 023
    0. 018
    0. 021
    0. 012
    0. 02
    1. 9
    Топ = 0. 31

Действительный коэффициент устойчивости по всей работе в целом определяется по формуле:

    t1K1+t2K2+ј+tnKn
    Ку= ѕѕѕѕѕѕѕѕѕ ,
    t1+t2+ј+tn
    Ку = 1. 29

где t1, t2, tn - среднеарифметические затраты времени по каждому хронометражному ряду; К1, К2, Кn- коэффициенты устойчивости соответственно первого, второго и т. д. хронометражных рядов.

Расчетный коэффициент меньше нормативного т. е. хроноряды правильны.

    2. 4. Определение нормы времени и нормы выработки.

После нахождения по таблице 1 задания оперативного времени Топ определяется технически обоснованная норма времени на работу в целом.

    a + b + c + d
    T = Tоп · ( I + ѕѕѕѕѕѕѕ ),
    100
    Т = 0. 36 мин.

где Топ- сумма всех арифметических затрат времени, входящих в рабочую операцию (результат обработки таблицы 1 задания);

a - коэффициент затрат времени на подготовительно-заключительные действия, %; b - коэффициент затрат времени на обслуживание рабочего места, %; c - коэффициент затрат времени на технологические перерывы; d - коэффициент, учитывающий время на удовлетворение физиологических потребностей исполнителя (отдых и личные надобности), %.

Коэффициенты a, b, c, d определяются по нормальному (рациональному) балансу времени рабочего дня, как отношение затрат по каждой категории к оперативному времени (форма ТНУ-2, с. 4 коды 1110, 1130, 2110, 2120).

    Норма выработки определяется по формуле:
    Тсм
    Н = ѕѕѕ,
    Т
    Н = 1333 Заклёпок в смену
    где Тсм - продолжительность рабочей смены - 480 мин. ;

Т - технически обоснованная норма времени на единицу продукции, мин.

    Раздел 3.
    Организация оплаты труда в бригаде.

Комплексная бригада пункта технического обслуживания вагонов переведена на коллективную форму организации стимулирования труда. На основании исходных данных необходимо рассчитать заработную плату каждого члена бригады с применением коэффициента трудового участия Кту.

    Таблица 1.
    Исходные данные варианта 1.
    №№ п/п
    Показатели
    Величина
    1.
    Количество поездов, обрабатываемых за смену, поезд
    18
    2.
    Длина состава, вагон
    50
    3.
    Сокращение численности в бригаде, человек
    7
    4.
    Размер премии за выполнение показателей премирования, %
    40
    5.
    Месяц, для которого производятся расчёты
    1
    6.
    Количество рабочих часов в месяце
    151
    7.
    Количество праздничных дней в месяце
    3
    Определение часовых тарифных ставок.

Часовые тарифные ставки и должностные оклады работников железнодорожного транспорта определены приказом МПС № %Ц от 19 марта 1997 года. Таблица 2.

    Часовые тарифные ставки.
    Показатели
    Разряды, тарифные коэффициенты и часовые тарифные ставки
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8

Тарифные коэффициенты рабочих, связанных с движением поездов, ремонтом подвижного состава

    1. 10
    1. 26
    1. 47
    1. 68
    1. 89
    2. 10
    2. 36
    2. 63

Часовые тарифные ставки рабочих с нормальными условиями труда, руб.

    2. 174
    2. 490
    2. 905
    3. 32
    3. 735
    4. 150
    4. 663
    5. 197

Часовые тарифные ставки рабочих с вредными условиями труда, руб.

    2. 391
    2. 739
    3. 196
    3. 652
    4. 109
    4. 565
    5. 129
    5. 717

Часовая тарифная ставка для рабочих 1-го разряда с нормальными условиями труда с 01. 03. 98 г. равна 1. 976 руб.

С вредными условиями труда на 10 % больше, чем с нормальными условиями труда

    Расчёт численности рабочих в бригаде.

В методике таблице 2 дана нормативная численность работников бригады при длине состава 55 вагонов. Поправочный коэффициент для другой длины состава дан в таблице 3 методики. Для длины состава по заданию 50 вагонов поправочный коэффициент равен 0. 91.

    Таблица 3.

Нормативная численность технического обслуживания вагонов поездов.

    Профессия
    Тарифный разряд
    Явочная численность за смену
    Поправочный коэффициент
    Принятое количество, чел
    Условия труда
    Табельный номер
    Расчёт
    Принято
    После сокращения
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    Парк
    прибытия
    Осмотрщики-ремонтники вагонов
    5
    4. 2
    0. 91
    3. 822
    4
    2
    Тяж
    01, 02
    Оператор ПТС (по разъединению тормозных рукавов)
    3
    1. 0
    0. 91
    0. 91
    1
    1
    Норм
    03
    Оператор ПТО
    3
    1. 0
    0. 91
    0. 91
    1
    1
    Норм
    04
    Парк
    отправления
    Осмотрщики-ремонтники вагонов на машине
    6
    4. 2
    0. 91
    3. 822
    4
    3
    Тяж
    05, 06, 07
    Осмотрщики-ремонтники вагонов
    5
    3. 7
    0. 91
    3. 367
    3
    2
    Тяж
    08, 09
    Слесари по ремонту подвижного состава:
    вагонов
    4
    5. 6
    0. 91
    5. 091
    5
    3
    Тяж
    10, 11, 12
    буксового узла
    3
    2. 0
    0. 91
    1. 82
    2
    1
    Тяж
    13
    Оператор ПТО
    3
    1. 0
    0. 91
    0. 91
    1
    1
    Норм
    14
    Всего за смену:
    21. 1
    21
    14
    Таблица 4.
    3. 3. Определение заработной платы рабочих бригады.
    Табельные номера работников
    Профессиональная группа работников
    Тарифный разряд
    Часовая тарифная ставка, руб.
    Отработанное время, ч.
    Тарифная заработная плата за отработанные часы, руб.
    Доплата за работу в ночное время, руб.

Установленный КТУ для распределения доплаты за расширение зоны обслуживания и премии

    Расчётная заработная плата, руб.

Премии плюс доплата за расширение зон обслуживания с учётом КТУ, руб. Доплата за работу в праздничные дни, руб.

    Надбавка за сверхсрочную работу, руб.
    Доплата за выслугу лет
    Надбавка за разъездной характер работы, руб.
    Итого начислено зарплаты на одного рабочего в месяц, руб.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    Парк
    прибытия
    01
    Осмотрщик-ремонтник вагонов
    5
    4. 109
    182
    747. 838
    89. 74
    1. 8
    1346. 108
    713. 437
    147. 924
    63, 690
    89. 74
    2360, 900
    02
    Осмотрщик-ремонтник вагонов
    5
    4. 109
    182
    747. 838
    89. 74
    1. 3
    972. 189
    515. 26
    147. 924
    63, 690
    89. 74
    1788, 804
    03
    Оператор ПТС (по разъединению тормозных рукавов)
    3
    2. 905
    176
    511. 280
    61. 353
    0. 5
    255. 64
    135. 489
    104. 58
    36, 313
    61. 353
    593, 375
    04
    Оператор ПТО
    3
    2. 174
    170
    493. 850
    59. 262
    1. 6
    790. 16
    418. 785
    104. 58
    27, 598
    59. 62
    1400, 384
    Парк отправления
    05
    Осмотрщик-ремонтник вагонов на машине
    6
    4. 565
    180
    821. 700
    98. 604
    0. 5
    410. 85
    217. 75
    164. 34
    66, 193
    98. 604
    957, 737
    06
    Осмотрщик-ремонтник вагонов на машине
    6
    4. 565
    182
    830. 830
    99. 699
    1. 1
    913. 913
    484. 373
    164. 34
    70, 758
    99. 699
    1733, 084
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    7
    14
    15
    07
    Осмотрщик-ремонтник вагонов на машине
    6
    4. 565
    182
    830. 830
    99. 699
    1. 1
    277. 447
    354. 317
    164. 34
    70, 758
    99. 699
    1733, 084
    08
    Осмотрщик-ремонтник вагонов
    5
    4. 109
    182
    747. 838
    89. 74
    0. 7
    421. 616
    414. 360
    147. 924
    63, 690
    89. 74
    1102, 289
    09
    Осмотрщик-ремонтник вагонов
    5
    4. 109
    176
    723. 184
    86. 782
    1. 1
    374. 724
    501. 742
    147. 924
    51, 363
    86. 782
    1503, 187
    Слесари по ремонту подвижного состава:
    10
    вагонов
    4
    3. 652
    176
    642. 752
    77. 13
    0. 7
    707. 027
    246. 59
    131. 472
    45, 650
    77. 13
    1336, 004
    11
    вагонов
    4
    3. 652
    182
    664. 664
    79. 759
    1. 7
    465. 265
    559. 376
    131. 472
    56, 606
    79. 759
    979, 693
    12
    вагонов
    4
    3. 652
    170
    620. 840
    74. 5
    1. 4
    1055. 428
    431. 6
    131. 472
    34, 694
    74. 5
    1855, 472
    13
    буксового узла
    3
    3. 196
    182
    581. 672
    69. 8
    1. 3
    814. 341
    364. 281
    115. 056
    49, 538
    69. 8
    1480, 336
    14
    Оператор ПТО
    3
    2. 905
    182
    528. 710
    63. 445
    687. 323
    484. 373
    104. 58
    45, 028
    63. 445
    1264, 657
    Итого:
    9493. 826
    1139. 253
    10651. 145
    5645. 101
    1907. 928
    745, 564
    1139. 253
    20089, 005
    Пояснения к таблице 4.

Доплата за каждый час работы в ночное время (гр. 7) установлена в размере 40% часовой тарифной ставки. Ночное время составляет 30 % от отработанного. Таким образом, (гр. 5 табл. 4 · 0. 3) · (гр. 4 табл. 4 · 0. 4) равно гр. 6 · 0. 12. Отработанное каждым работником время и коэффициент трудового участия берутся из методики. Перечень факторов, влияющих на КТУ, берутся из таблицы 5. Базовое значение КТУ принимается равным единице.

    Таблица 5.
    Факторы определяющие КТУ.
    № п/п
    Факторы
    КТУ
    Повышение
    Снижение
    1

Наибольшая выработка за временно отсутствующего работника по сравнению с другими членами бригады

    0. 4
    –
    2
    Внедрение передовых методов труда
    0. 4
    –
    3

Шефская помощь (наставничество) вновь принятым членам бригады 0. 4

    –
    4
    Повышение своего профессионального мастерства
    0. 3
    –
    5
    Выполнение работы с более высоким качеством
    0. 3
    –
    6
    Отказ от выполнения сложных работ
    –
    0. 2
    7
    Нарушение правил техники безопасности
    –
    0. 3
    8
    Неудовлетворительное содержание рабочих мест
    –
    0. 3
    9
    Нарушение трудовой дисциплины
    –
    0. 3

Расчётная заработная плата для каждого работника определяется произведением тарифной заработной платы (гр. 6 табл. 4) на установленный КТУ для распределения доплаты за расширение зон обслуживания (гр. 8 табл. 4).

3. 4. Определение экономии фонда заработной платы за счёт сокращения численности бригады на 7 человек (по заданию), идущего на расширение зон обслуживания.

    Профессии сокращённых работников берутся из таблицы 3.

Осмотрщики - ремонтники вагонов парка прибытия: сокращено - 2 чел. , 5 разряда. В январе 1998 года - 151 рабочих часов. Часовая тарифная ставка для категории с вредными условиями труда - 4. 109 руб. Экономия фонда заработной платы составит:

    Э1 = 151 · 2 · 4. 109 = 1240. 918 руб.

Осмотрщики - ремонтники вагонов на машине парка отправления: сокращено - 1 чел. , 6 разряда. В январе 1998 года - 151 рабочих часов. Часовая тарифная ставка для категории с вредными условиями труда - 4. 565 руб. Экономия фонда заработной платы составит:

    Э2 = 151 · 1 · 4. 565 = 689. 315 руб.

Осмотрщики - ремонтники вагонов парка отправления: сокращено- 1 чел. , 5 разряда. В январе 1998 года - 151 рабочих часов. Часовая тарифная ставка для категории с вредными условиями труда - 4. 109 руб. Экономия фонда труда составит:

    Э3 = 151 · 1 · 4. 109 = 620. 459 руб.
    Слесари по ремонту подвижного состава парка отправления:

вагонов: сокращено - 2 чел. , 4 разряда. В январе 1998 года - 151 рабочих часов. Часовая тарифная ставка для категории с вредными условиями труда - 3. 652 руб. Экономия фонда заработной платы составит:

    Э4 = 151 · 2 · 3. 652 = 1102. 904 руб.
    Общий фонд экономии фонда заработной платы составит:
    Э = Э1 + Э2+ Э3+ Э4
    Э = 3653. 596 руб.
    3. 5. Определение размера премии бригады.
    Фонд, на который начисляется премия, включает в себя:

Оплату по тарифным ставкам (итог гр. 6 табл. 4) - 9493. 826 руб. ; Надбавки за работу в ночное время (итог гр. 7 табл. 4) - 1139. 253 руб. ; Доплаты за расширение зоны обслуживания (экономия фонда зарплаты за счёт сокращения численности бригады)-3653. 596 руб.

    Итого премиальный фонд составит - 14286. 675 руб.
    Размер премии по заданию 1 - 40%.
    Пбригады =14286. 675 · 0. 4 = 5714. 67 руб.
    3. 6. Распределение премии между членами бригады.

Премия распределяется между членами бригады с учётом КТУ по формуле: Пр = Тп · Вр · ККТУ · Кр. пр

    где Пр - премия каждого члена бригады, руб. ;
    Тп - тарифная ставка каждого рабочего бригады, руб. ;
    Вр - время, отработанное каждым членом бригады, руб. ;

ККТУ - коэффициент трудового участия каждого работника бригады; Кр. пр - расчётный коэффициент сдельного приработка и коллективной премии.

    Пбригады
    Кр. пр = ——————,
    ? Тп · Вр · ККТУ
    5714. 669
    Кр. пр = —————— = 0. 53
    10651. 145

где Пбригады - сдельный приработок или начисленная коллективная премия, руб. ; ? Тп · Вр · ККТУ - итог гр. 9 табл. 4.

Премия плюс доплата за расширение зон обслуживания, распределённая с учётом КТУ (гр. 10 табл. 4) для каждого работника бригады, определяется как произведение расчётной заработной платы (гр. 9 табл. 4) на коэффициент сдельного приработка (Кр. пр).

    3. 7. Доплата за работу в праздничные дни.

Работа в праздничные дни (гр. 11 табл. 4) оплачивается каждому работнику бригады в двойном размере. Количество часов работы в праздничные дни в соответствии с месяцем, для которого производится расчёт. Часовая тарифная ставка каждого работника умножается на часы работы в праздничные дни.

    3. 8. Оплата сверхурочных работ.

Для каждого работника из отработанного времени (гр. 5 табл. 4) вычитается месячная норма часов и полученная разница умножается на 0. 5 тарифной ставки (гр. 4 табл. 4). результат заносится в гр. 12 табл. 4.

    3. 9. Доплата за выслугу лет.

Доплата принимается определённым процентом от тарифной ставки или оклада, предусмотренного отраслевым тарифным соглашением - 12%.

    4. Определение среднемесячной заработной платы.

Среднемесячная заработная плата определяется отношением месячного фонда заработной платы (итог гр. 15 табл. 4) к общей численности членов бригады (гр. 7 табл. 4)

    Ф зар. пл.
    С ср. мес. = ————,
    Р
    20089. 005
    С ср. мес. = —————— = 1434. 928 руб.
    14
    где С ср. мес. - среднемесячная заработная плата, руб. ;
    Ф зар. пл. - месячная заработная плата бригады, руб. ;
    Р - количество рабочих в бригаде, чел.

4. 1. Соотношение между тарифной зарплатой и остальными доплатами.

    Тз. п.
    С = ————— · 100% ,
    Фз. п.
    9493. 826
    С = ————— · 100% = 47%
    20089. 005

где Тз. п. - тарифная заработная плата, руб. (итог гр. 6 табл. 4); Фз. п. - месячная заработная плата, руб. (итог гр. 15 табл. 4).

Вывод: 1) расчёты показали, что среднемесячная заработная плата составила 1434. 928 руб. , что соответствует требованиям приказа МПС № 5Ц от 17. 01. 93 г. , т. е. увеличение её на 20-25%.

2) Доля тарифной заработной платы в общей заработной плате - 47%. Тот же приказ предусматривал повышение доли процента до 60%.

    Литература.

Отраслевое тарифное соглашение между правительством РФ, МПС и ЦК независимых профсоюзов работников ж. д. транспорта и транспортного строительства на 1998 2000 гг. М. 1997.

О совершенствовании организации заработной платы работников занятых в основной деятельности ж. д. Приказ МПС № 5Ц от 17. 03. 97.

Толкачёва М. М. Материальное стимулирование на железнодорожном транспорте. М. : Транспорт, 1983.

Жуков Я. И. , Овчинникова А. А. , Погосян Г. Р. Экономика бригадного труда. М. : Высшая школа, 1988.

Ремизов К. С. Основы экономики труда. М. : Изд-во МГУ, 1990.

Гурьянов С. Х. , Поляков И. А. , Ремизов К. С. Справочник экономиста по труду. М. : Экономика, 1992.

Каплунов М. П. , Шабанов А. В. Нормирование труда. Методические указания к лабораторным и практическим занятиям. Ростов-на-Дону, РГУПС, 1994. Каплунов М. П. , Ячник Н. С. Организация оплаты труда. Методические указания к курсовой работе и практическим занятиям. Часть 3. Ростов-на-Дону, РГУПС, 1996. Каплунов М. П. , Уеды В. Н. Технико-экономические расчёты в курсовом и дипломном проектировании. Часть 1. Методические указания.

    Ростов-на-Дону, РИИЖТ, 1985.



(C) 2009