Научная Петербургская Академия

Социология - (книга)

Социология - (книга)

Дата добавления: март 2006г.

    Методичка по Социологии .
    Чеб. Кооп. Институт МУПК
    Тема 1. Социология как наука ( 4 ч. )
    Занятие 1. Предмет социологии ( 2ч )

1. Определение понятия социологии как науки. Социология и обществознание. 2. Социология и социологическое знание. Уровни социологического знания. 3. Законы, категории, функции и методы социологии.

Социология ( от лат. общество и греч. -слово, понятие, учение) наука о закономерностях становления, функционирования и развития общества, социальных отношений и социальных общностей. В настоя щее время социология трактуется как одна из составных частей об ществознания. Если считать, что социология - наука об обществе, социальных общностях и отношениях и механизма их формирования и их деятельности.

Большинство социологов различают три уровня социологического знания: общесоциологическая теория, специальные (частные) социо логические теории, электрические социологические исследования. Социальные законы - необходимые, существенные, устойчивые, пов торяющиеся отношения между социальными явлениями и процессами. Социологические категории - наиболее общие понятия социологии, обращающие объективную социальную реальность в обобщенном виде, в ее появлении, развитии и функционировании. Метод в социологии (от греч. - путь к чему-либо) - способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и опера ций эмпирического и теоретического познания социальной реальнос ти. Функция ( от лат. - исполнение, совершение) -роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной системы в ее организа ции как целоги, в осуществлении интересов социальных групп. В своих ответах приведите примеры социальных законов, категорий, методов и функций.

    Темы рефератов и докладов.
    Исторические предпосылки возникновения социологии.
    Социологические взгляды Огюста Конта.

Э. Дюркгейм О правилах социологического метода (По книге "О раз делении общественного труда. Метод социологии". -М. :1990)

    Учение М. Вебера об идеальных типах.

П. Сорокин О предмете социологии (Охарактеризуйте социологию как науку на основе реферирования соответствующего раздела работы

П. Сорокина "Структурная социология" (по книге: П. А. Сорокин Человек. Цивилизация. Общество-М. :Политиздат, 1992. -С. 156-175). Что изучает современная социология.

    Социология в системе обществознания.

Роль социологии в профессиональной подготовке специалиста и руководителя.

    Литература.

1. Гуров Ю. С. Основы социологии. Конспект лекций. - Чебоксары: Изд-во Чувашского госуниверситета, 1996, -С. 5-20.

В список в основном включена только та литература, которая имеется в г. Чебоксары.

2. Зооровский Г. Е. и др. Введение в социологию. -Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1992. -С. 9-70.

Кравченко А. И. Введение в социологию. -М. : Новая школа, 1995. - С. 5-15. 4. Краткий словарь основных социологических понятий. \\Социология. Практикум-М. :Социально-политический урнал, 1993. С. 133-139.

5. Лавриненко В. Н. и др. Основы социологических знаний. -М. : Изд-во Мос. ун-та менеджемента и коммерции, 1995. -С. 5-21.

6. Основы социологии. Курс лекций. В 2-х ч. -М. :Знание, 1994. Ч. 1. -С. 5-20. 7. Радугин А. А. и др. Социология. Курс лекций. -М. :Владос, 1995. -С. 4-12. 8. Смелзер Н. Социология. -М. : Феникс, 1994-С. 14-39.

    9. Социология. -М. :Знание, 1995. -С. 4-25.

10. Социология. Наука об обществе. -Харьков: ХГУ, 1996. -С. 9-28. 11. Социология - студенту в вопросах и ответах. -М. : Изд-во Москов. уе-та, 1992. -С. 7-22.

12. Тадевосян Э. В. Словарь-Справочник по политологии и социологии -М. : Знание, 1996.

13 Тощенко Ж. Т. Социология: общий курс. М. : Прометей, 1994. -С. 8-40. 14. Фролов С. С. Социология . Изд-во 2-е. М. :Логос, 1996. -С. 19-41 15. Энциклопедический социологический словарь. -М. : ИСПИ.

    Дополнительная литература.
    1. Краткая фмлософская энциклопедия. -М. : Прогресс, 1994.
    2. Политологический словарь. - М. : Высшая школа. 1995.

3. Политология. Энциклопедический словарь. -М. :Изд-во , 1993.

    Занятие 2. Социология общества и личности.
    Социальные институты (2ч. )

1. Общество как система. Социальная структура. Социологическая характеристика современного российского общества.

2. Сущность социальных институтов. Человек как субъект и объект общественных отношений.

Общество - исторически развивающаяся совокупность отношений меж ду людьми, складывающихся в процессах их совместной деятельнос ти. Социальная система (система от греч. -составленное из частей, соединение) - определенное целостное образование, основными эле ментами которого являются люди, их нормы и связи. Сфера (от греч. - шар) - область, пределы распространения чего-либо; об щественное окружение, среда. Кроме социальной сферы, какие сферы жизнедеятельности общества Вы знаете ?

Социальная структура (от лат. - строение) - совокупность взаимосвязанных социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними. Социальная связь - понятие, обозначающее любые социокультурные обязательства индивидов (групп индивидов) по отношению друг к другу. Приведите примеры социальных связей в студенческой группе.

    Студенческая группа относится к малым группам.

Малая группа - такая социальная группа, между всеми членами которой имеются непосредственные контакты. Бывают и большие со циальные группы (классы, слои, сословия, нации, народности и т. д. )

    Между социальными группами устанавливаются социальные отно

шения - отношения между группами людей, занимающими разное поло жение в обществе, принимающими неодинаковое участие в его жизни, различающимися менталитетом, уровнем и источниками доходов, структурой потребления.

Кроме общества и его составных частей, социология изучает также социальные институты. Социальный институт (институт от лат. - установление, учреждение) - исторически сложившиеся, ус тойчивые формы организации совместной деятельности людей. Пере числите социальные институты.

Социология, кроме общества и социальных институтов, изучает и человека как субъекта и объекта общественных отношений. В ка ком аспекте философия, психология и другие науки исследуют чело века?

    Темы рефератов и докладов.
    Современные проблемы развития общества и личности.

Общество и место личности специалиста и руководителя в нем. Смысл жизни в зеркале социологии.

Социология и общество : пути и цели использования социологических знаний. Место и роль социальных институтов в жизни общества.

    Современная Россия: переходное общество.

Социальный кризис в современной России и пути его разрешения. Социальные конфликты в современной России.

    Литература.
    1. Гуров Ю. С. Основы социологии -С. 21-33.

2. Зборовский Г. Е. и др. Введение в социологию. -С. 120-148, 178-198. 3. Кравченко А. И. Введение в социологию -С. 16-31, 56-139.

4. ЛавриенкоВ. Н. идр. Основы социологических знаний С. 99-113, 158-167, 188-196.

    5. Радугин А. А. и др. Социология. -С. 41-50, 61-129.

6. Основы социологии. В 2-х ч. Ч. 1-С. 65-134; Ч. 2-С. 47-93.

    7. Смелзер Н. Социология - С. 70-167, 273-303.
    8. Социология -М. :Знание, 1995. -С. 141-199, 226-263.
    9. Социология: Наука об обществе. -С. 198-489.

10. Социология - студенту в вопросах и ответах. -С. 33-37, 42-46, 53-55. 11. Тощенко Ж. Т. Социология. -С. 107-134, 227-240.

    12. Фролов С. С. Социология -С. 129-344.

13. Тадевосян Э. В. Словарь-Справочник по политологии и социологии. Энциклопедический социологический словарь.

    Тема 2. Из истории социологии
    1. Этапы развития социальной мысли:

а) Становление статистики (Политическая арифметика В. Петти. Университетская статистика А. Конринга и социальная статистика А. Кетле).

б) Становление социологии : Социология Маркса. Социология О. Конта, Г. Спенсера и Э. Дюркгейма.

    2. Современная социология:

а) Позитивистская социология. Социология структурно-функционального анализа. б) Фрейдистская социология. "Понимающая социология".

    в) Русская классическая социология
    1 Для самостоятельного изучения.
    Тематика рефератов и докладов.

О. Конт о взаимосвязи эволюции общества и развития отдельного индивида. Органическая социология Г. Спенсера

    Субъективна социология П. Л. Лаврова
    Социологические взгляды П. А. Кропоткина
    Теория социокультурной динамики П. Сорокина
    Марксизм и современная социологическая мысль
    Психоаналитическая ориентация социальных идей З. Фрейда.
    Литература.

1. Антология русской классической социологии. Тексты. -М. :ИМзд-во Москов. ун-та, 1995.

2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М. :"Прогресс-Универс", 1993. 3. Вебер М. Избранные произведения. -М. :Политиздат, 1990.

4. Дюркгейм Э. Оразделении общественного труда. Метод социологии. -М. :Наука, 1990. 5. Зборовский Г. Е. и др. Введение в социологию. -С. 71-119.

6. Конт О. //Мир философии. В 2-х ч. -М. :Политиздат, 1991. ч. 1. -С. 57-64; ч. 2. -С. 153. 7. Кравченко А. И. Социология: справочное пособие. М. :Московский лицей, 1996. -С. 203-208, 316-327.

8. Лавриенко В. Н. и др. Основы социологических знаний. -С. 22-98. 9. Основы социологии. В 2-х ч. Ч. 1-С. 33-64.

10. Петти В. У. Трактат о налогах и сборах. // Антология экономической классики. В 2-х т. -М. : Экономключ, 1993. Т. 1. -С. 5-78.

11. Петти У. /В/. Экономические и статистические работы. -М. ,1940 12. Плашко Б. Г. и др. История статистики. -М. :Финансы и статистика, 1990. -С. 7-39. 13. Радугин А. А. и др. Социология. -С. 13-40.

14. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. -М. :Политиздат, 1992. 15. Социология. -М. :Знание, 1995. С. 25-140.

    16. Социология - студенту в вопросах и ответах. -С. 23-32.

17. Тадевосян Э. В. Словарь-Справочник по политологии и социологии. 18. Фрейд З. "Я" и "Оно". В 2-х кн. - Тбилиси: Мерани, 1991.

    19. Фролов С. С. Социология. -С. 9-18.
    20. Энциклопедический словарь.
    Тема 3. Социология труда (2ч. )

1. Становление социологии труда. К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. Зиммель, Э. Мейо, Мак-Грегор о труде.

    2. Труд и типы отношений в процессе труда.

3. Трудовое поведение. Мотивация труда. Социология трудовых организаций, трудовых конфликтов и безработицы.

    Труд - фундаментальная форма деятельности человека, созида

ющая всю совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворе ния его потребностей. Социология труда изучает трудовые отноше ния и социальные процесы в труде. Социология учебы в себя вклю чает отношения обучающихся между собой и изменения, происходящие между ними в ходе учебы. С точки зрения марксихма существовали (существуют) следующие типы отношений в процессе труда: перво бытный, абовладельческий, феодальный, капиталистический.

Какие немарксистские концепции типологии трудовых отношений Вы знаете?

Трудовое поведение - внешнее проявление отношения к труду. Мотивация же труда есть внутреннее проявление отношения к труду. Проведем письменный анкетный опрос о Вашем отношении к учебе. Коллектив ( от лат. - собирательный) - организованная общ

ность людей, обьединенных конкретным видом деятельности, осу ществляемой в рамках той или иной формы собственности, складыва ющимися в ходе этой деятельности отношениями ответственности, интересами, ценностями, установками и нормами поведения. За пос леднее время вместо категории "трудовой коллектив" все чаще употребляется категория "организация". Социальная организация ( от французского - сообщаю стройный вид, устраиваю), в узком смыс ле слова - социальная подсистема организации.

    Социальный конфликт ( конфликт от лат. - столкновение(

столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия развития проти воречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, общества, которая характеризуется усилением противо положных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов. Наиболее распространенной формой социального конфликта в совре менной российской действительности является трудовой конфликт ( в основном виде стачки, забастовки).

    Расскажите о социальной стороне жизни студенческого коллек

тива ( организации ), об имеющихся конфликтах в нем, а, также о путях выхода из конфликтных состояний.

В настоящее время идет бесплановая подготовка специалистов по престижным профессиям. (Попутно заметим, что многие учебные заведения при этом не имеют ни квалифицированных кадров препода вателей, ни научно - производственной базы). Не приведет ли та кое положение вещей в будущем к перепроизводству этих специалис тов и к возможной безработице?

    О социологии безработицы см. Ю. С. Гуров "Основы социоло

гии. Конспект лекций". - г. Чебоксары, изд-во Чуваш. университе та, 1996 г. - с. 42-56.

    Литература.

1. Генкин В. М. Основы экономики и социологии труда. В 3-х ч. Ч. 1. -Спб. ,1994. 2. Гуров Ю. С. Основы социологии. - С. 42-56.

    3. Зиммель Г. Избранное. В 2-х т. -М. :Юристь, 1996.

4. Кравченко А. И. Прикладная социология и менеджимент. -М. :Изд-во Москов. ун-та, 1995.

5. Лавриненко В. Н. и др. Основы социологических знаний. -С. 177-187. 6. Мак-Грегор Д. Человеческий фактор и производство. // Социс. ,-1995 1. -С. 146-151.

    7. Радугин А. А. и др. Социология. -С. 155-176.
    8. Социология: Наука об обществ5е. -С. 390-414.

9. Социология труда. -М. :Изд-во Москов. ун-та. 1993. -Разд. П

    10. Тощенко Ж. Т. Социология. С. 61-73.

11. Кравченко А. И. Социология. - Справочное пособие. -С. 121-202. 12. Тадевосян Э. В. Словарь-справочник по политологии и социологии. 13. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. -М. :Политиздат, 1986.

    14. Энциклопедический социологический словарь.
    Дополнительная литература.

1. Дворецкая Г. В. и др. Социология труда. -Киев: Выща школа, 1990. -С. 21-37. 2. Дикарева А. А. и др. Социология труда. -М. :Политиздат, 1989. -С. 29-34, 54-58. 3. Комозин А. Н. и др. Популярная социология. -М. :Профиздат, 1991. -С. 7-20. 4. Политология. Энциклопедический словарь.

5. Философский энциклопедический словарь. -М. :Советская энциклопедия, 1989.

    ТЕМА 4 СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ И ОБРАЗОВАНИЯ (4ч).
    Занятие 1. Социология молодежи (2ч. )

1. Молодежь как социальная группа и демографическая группа. Молодежные движения и организации.

    2. Специфические проблемы студенчества.
    3. Проблемы взаимодействия поколений.
    Занятие 2. Социология образования (2ч. )
    1. Предмет, метод и функции образования.
    2. Содержание и роль образования в жизни общества.
    Молодежь - социально - демографическая группа, выделяемая

на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально психологических свойств.

    Социология молодежи - область социологии, изучающая поведе

ние социально - демографической группы, находящейся на переход ной стадии ( от детства к миру взрослых ), переживающей этап се мейной и внесемейной социализации, интернализации норм и ценнос тей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статуса.

Значительную часть молодежи составляет студенчество. Оно означает студентов как социально-демографическую группу и опре деленное общественное положение, роль и статус.

Социальные проблемы молодежи - круг проблем этой группы, переживающей период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущее его становление.

    Социальное движение - совместные действия различных соци

альных, демографических, этнических групп, обьединенных общими целями, ценностями, нормами и др. Среди социальных движений вид ное место занимают молодежные движения и их организации. Органи зации и их лидеры бывают официальные и неофициальные.

    Поколение - социально-возрастная категория, номинльня груп

па. Молодежная группа охватывает юношей и девушек примерно от 14(16) лет до 30-ти.

Какие молодежные движения и организации в России и мире Вы знаете?

    Чем неформальные организации молодежи отличаются от фор
    мальных?

Кого из молодых формальных и неформальных лидеров Вы знаете? В чем причины существования проблемы отцов и детей? Какие пути и способы смягчения или ликвидации некоторых аспектов этой проблемы Вы можете обосновать?

    Образование - социальный институт, выполняющий экономичес
    кую, социальную и культурную функции в обществе.
    Социология образования - область социологии, изучающая об

разование как социальный институт ( его функции в обществе и взаимосвязь с другими институтами), его учреждения ( школы, вузы и т. д. ) как социальные организации, а также социальную политику в области образования. Социальная функция образования заключает ся в участии в процессах социализации личности, воспроизводстве социально-групповой и социально-статусной структуры общества. Расскажите, почему в современных условиях растет роль и значение образования ( в том числе и высшего)? Какова при этом роль гуманитарного образования ( в том числе и социологическо го)? Какое место занимает в обществе Ваша профессия?

В заключение проведем письменный анонимный опрос по мотивам Вашего поступления в наш институт.

    Тематика рефератов и докладов по молодежной проблеме:
    История поколений в их преемственности и конфликтах.
    Современные молодежные движения.
    Культура досуга молодежи.
    Проблемы социолизации молодежи в совреиенных условиях.

Связь поколений как основа непрерывности истории и культуры. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей.

    Молодежь в современном обществе.
    Молодежь России и рынок.
    Самодеятельные обьединения: истоки и тенденции развития.
    Неформальные обьединения молодежи вчера, сегодня и завтра.
    Истоки и следствия нового конфликта "отцов и детей".
    Преемственность поколений как социологическая проблема.
    Примерная тематика докладов и рефератов о студенчестве:

Личностные особенности российских и американских студентов. Студенчество России на пороге ХХIв.

    Социальное самочуствие студенчества.
    Учебная мотивация абитуриентов вуза.
    Инновации в ценностных ориентациях студентов.
    Студент - кто он?
    Ценностные ориентации студентов.
    Российское студенчество в условиях переходного периода.
    Поведенческая типология студенческой группы.
    Профессиональная направленность студентов вузов.
    Вузовское обществоведение глазами студентов.
    Социальный портрет современного российского студента.
    Тематика рефератов и докладов по проблемам образования:

Образовательная деятельность как механизм воспроизводства и саморегуляции социума.

    Место и роль образования в системе социолизации личности.
    Высшее образование как общечеловеческая ценность.

Место социологии образования в системе социально-гуманитарных наук. Западная социология образования.

    Проблемы отечественной социологии образования.

Престиж профессии финансиста (экономиста, бухгалтера, юриста.... ). Проблемы гуманизации образования.

    Литература:
    1. Гуров Ю. С. Основы социологии. - с. 126-137.

2. Збровский Г. Е. и др. Введение в социологию. - с. 160-168. 3. Кравченко А. И. ВВедение в социологию. - с. 46, 67-79.

    4. Основы социологии в 2-х ч. Ч. 27 - с. 118-132.
    5. Смелзер Н. Социология. - с. 427-459.
    6. Социология: Наука об обществе. - с. 376-389, 541-576.

7. Социология молодежи. Учебник. Сиб. :изд-во С. -Петербург. университета, 1996 год.

8. Социология - студенты в вопросах и ответах. - с. 59-62, 76-81. 9. Тадевосян Э. В. Словарь-Справочник по политологии и социологии 10. Тощенко Ж. Т. Социология. - с. 241-253.

    11. Философский энциклопедический словарь.
    12. Энциклопедический социологический словарь.
    ТЕМА 5. ЭТНОСОЦИОЛОГИЯ ( 2ч. )
    1. Этносы - субьекты исторического развития.
    2. Социальные проблемы национальных отношений.

ЭТНОС (с греч. - племя, народ) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладаю щих общими чертами и стабильными особенностями культуры ( вклю чая язык) и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований ( самосозна ние). Этносоциология - область социологии, изучающая генезис, сущность, функции, общие закономерности развития этносов, межэт нические ( межнациональные ) отношения и разрабатывающая методо логические принципы из исследования.

Наряду с категорией "ЭТНОС", мы часто встречаем категорию "НАЦИЯ". Нация ( от лат. - народ) - тип этноса, характерный для развитого, классового ( капиталистического) общества.

    Среди социальных отношений видное место принадлежит нацио
    нальным и межнациональным отношениям.

Почему важно изучение этносоциологии в современных условиях вообще, в национальных регионах в особенности?

В чем причина национальных конфликтов в мире и в Российской Федерации?

    Какие проблемы, стоящие перед чувашской культуров и языком
    Вы можете назвать?
    Темы рефератов и докладов:
    Этносоциология как отрасль социологической науки.
    Возможно ли окончательное решение национального вопроса?

Исторические и географические условия как факторы формирования этнических групп.

    Этнические процессы в Российской Федерации.
    Межнациональные конфликты: причины и следствия.

Взаимосвязь социально-экономических, политических и национальных отношений. Динамика социальных изменений внутри этноса.

    Проблемы самоопределения народов.

Национальные движения за возрождение и развитие национальной культуры. Основные направления гармонизации национальных отношений.

    Литература:
    1. Кравченко А. И. Введение в социологию. - с. 48-49

2. Лавриненко В. Н. и др. Основы социологических знаний. - с. 114-130. 3. Смелзер Н. Социология - с. 324-327.

    4. Социология. - М: Знание, 1995 г. - с. 259-262
    5. Социология: Наука об обществе. - с. 431-449

6. Тадевосян Э. В. Словарь-справочник по политологии и социологии. 6. Тощенко Ж. Т. Социология. - с. 135-146

    7. Энцеклопедический социологический словарь.
    Дополнительная литература:
    1. Из истории Евразии [Очерк]. - М. :Искусство, 1993г.
    2. Политология. Энциклопедический словарь.
    - с. 195-213
    3. Философский энциклопедический словарь.
    ТЕМА 6. СОЦИОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ (2ч. )

1. Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения. 2. Социология Общественного мнения и методы его изучения.

    Общественное мнение - специфическое проявление общественно

го сознания, выражающееся в оценках ( как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное ( или скрытое) отноше ние больших социальных групп ( в первую очередь большинства на рода) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес. Социология общественного мнения - область социологических исследований, где предметом анализа выступают содержание высказываний общественного мнения, активность его функционирования и всеобщие ( характеризующие данный тип общест ва) и специфические ( связанные с развитостью демократических гарантий) мнения.

Функции общественного мнения: результативно-воспитательная (моральная0, контрольная, нормативная, аналитическая, консульта тивная, оценочная и др.

Почему в современных условиях растет роль общественного мнения?

    Методы изучения общественного мнения см. последующую тему.
    Темы рефератов и докладов:

1. Роль общественного мнения в социальном управлении и жизни людей. 2. Механизм формирования и функции общественного мнения.

    3. Мнение о мире и мир мнений.
    4. Роль СМИ в формировании общественного мнения.
    5. Сплетни как социальное явление.
    6. Слухи как форма оценок и ожиданий населения.
    7. Каналы восприятия и распространение слухов.
    8. Слухи как социальный феномен.
    9. СМИ как инструмент формирования "политики слухов".
    Литература:
    1. Кравченко А. И. Введение в социологию. - с. 87

2. Лавриненко В. И. и др. Основы социологических знаний. - с. 207-215 3. Социология - студенту в вопросах и ответах. - с. 87-88

4. Тадевосян Э. В. Словарь-Справочник по политологии и социологии. 5. Философский энцеклопедический словарь.

    6. Энциклопедический социологический словарь.
    ТЕМА 7. Эмпирическое социологическое исследование (2 ч. )
    1. Что такое эмпирическое социологическое исследование.

2. Методы сбора данных (опрос, тестирование, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент и др. )Методы

    анализа данных.
    Социологическое исследование-один из видов науч

но-практической деятельности с целью получения новой, достоверной информации об изучаемом социальном объекте. Различают теоретичес кие и эмпирические социологические исследования. Последние дают возможность получить первичную информацию об объекте(статисти ческие данные и другие кличественные характеристики об объекте изучения).

    В заключение дадим оценку современной социально-эконо

мической и политической ситуации в стране и нашем регионе (сог ласно анкете).

    Темы рефератов и докладов.
    1. Прикладная социология в США.
    2. Основные методы сбора социологической информации.
    3. Опрос в социологическом исследовании.
    4. Эксперимент в социологии.

5. Анкетирование-наиболее распространенный способсбора первичной социальной информации.

6. Место интервьюирования в эмпирическом социологическом исследовании. 7. Наблюдение-важный способ сбора информации.

8. Методы изучения документов и контакт-анализа в социологии. 9. Плебисцит и референдум в социологическом исследовании.

    Литература.
    1. Кравченко А. И. Введение в социологию- с. 10-15.

2. Лавриненко В. Н. и др. Основы социологических знаний. - с. 228-255. 3. Основы социологии. В 2-х ч. Ч. 1. -с. 21-32.

    4. Радугин А. А. идр. Социология. -с. 177-189.
    5. Смелзер Н. Социология. -с. 638-648.
    6. Социология. -М. :Знание, 1995. -с. 200-226.
    7. Социология: Наука об обществе. -с. 649-684.
    8. Социология-студенту в вопросах и ответах. -с. 89-98.

9. Тадевосян Э. В. Словарь-справочник по политологии и социологии. 10. Тощенко Ж. Т. Социология. -с. 41-60.

    11. Философский энциклопедический словарь.
    12. Энциклопедический социологический словарь.
    Содержание:
    Тема 1. Социология как наука стр.
    Тема 2. Из истории социологии стр.
    Тема 3. Социология труда стр.
    Тема 4. Социология молодежи и образования стр.
    Тема 5. Этносоциология стр.
    Тема 6. Социология общественного мнения стр.
    Тема 7. Эмпирические социологические исследования стр.
    Основы социологии
    Методические рекомендации к семинарским занятиям.
    Подписано в печать

Формат 60х84|16Бумага газетная. Печать оперативная. Усл. п. л.

Уч. -издат. л...... Тираж 250 экз. ЗаказN Изд-во "Салика" 428015 Чебоксары, ул. Урукова, 17.



(C) 2009