Научная Петербургская Академия

Проблема снижения безработицы - (реферат)

Проблема снижения безработицы - (реферат)

Дата добавления: март 2006г.

    Проблема снижения безработицы
    ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования - проблема снижения безработицы среди молодых специалистов с высшим образованием обусловлена тем, что в настоящее время, когда в России идет процесс активного формирования нового рыночного хозяйства, в связи с чем, растет потребность общества в новых специалистах: брокерах, аудиторах, юристах, менеджерах, торговых агентах - вместе с этим, такие социально-экономические последствия рынка как безработица, снижение уровня доходов населения стали неизбежной реальностью.

Если вникнуть в суть безработицы, то можно с сожалением утверждать: когда трудовые ресурсы страны используются не полностью, - экономическая система функционирует неэффективно, следовательно, не достигает границ своих производственных возможностей, а значит, ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи. Последствия безработицы ложатся тяжелым бременем на все население страны, нанося колоссальный ущерб жизненным интересам людей и системе общественных ценностей. Таким образом, высокий уровень безработицы - одна из острейших проблем современного общества, яркий и неоспоримый показатель нестабильности экономики страны.

Отдельный вопрос - занятость молодежи. В новой социально-экономической ситуации обостряется вопрос подготовки экономически грамотного молодого поколения вне зависимости от профессии, способного самостоятельно решать жизненные вопросы, быстро приспосабливаться к условиям новой экономической системы, обладать конкурентоспособностью на рынке труда. Тем не менее, новоиспеченные современными вузами молодые специалисты, так необходимые стране, не находят своего покупателя на рынке труда и вынуждены получать скромные пособия или минимальную заработную плату за использование своего труда не по специальности.

Молодежь - наиболее активный и перспективный слой населения с точки зрения кадрового резерва. Молодые люди легче приспосабливаются и адаптируются в постоянно меняющихся условиях современной рыночной экономики, они легко обучаются, перспективней мыслят, в них отсутствует консерватизм взглядов, они мобильнее, любознательнее, целеустремленней, часто образованнее, чем остальные слои населения и, тем не менее, они наиболее не востребованы (в силу своей некомпетентности, отсутствия практических навыков и опыта, завышенных амбиций и издержек современного российского профобучения) на рынке рабочей силы. Возникает вопрос: если молодые специалисты с высшим образованием не могут применить свои знания с пользой для государства на практике, что же говорить о менее образованной молодежи, их вообще необходимо вычеркнуть из списка претендентов на рабочие места? Но ведь все молодые люди - это будущие родители, которые должны уметь обеспечить свои семьи необходимыми средствами к существованию. Выходов из подобной ситуации несколько, как правило, люди склонны выбирать наиболее быстрые и доходные пути обогащения, а в следствие, повышение уровня криминогенной напряженности в стране.

Вопросы занятости молодежи актуальны не только для России и стран с переходной экономикой, но и для промышленно-развитых капиталистических стран. Решение проблемы занятости молодых специалистов (особенно молодых специалистов с высшим образованием) позволит не только поднять экономику любой страны, вывести ее на более высокий качественный уровень, но и поднимет престиж государства в международных масштабах.

В теории и практике по рассматриваемому вопросу наметились следующие противоречия:

возрастающая потребность общества в специалистах нового профиля с одной стороны и - низкий спрос на молодых специалистов - с другой стороны; высокий уровень перспективности молодых специалистов с высшим образованием с их профессиональной практической и психологической незрелостью; разрыв между профессиональной подготовкой, предоставляемой современными вузами и реальной обстановкой, сложившейся на рынке труда;

неоднократные попытки современных ученых, экономистов и политиков решить проблему занятости и вывести страну из “безработного” кризиса и, тем не менее, высокий уровень безработицы среди молодых специалистов в любом современном государстве.

Все вышеперечисленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: оптимизация социально-экономических механизмов снижения безработицы среди молодых специалистов.

Анализ противоречий и сформулированная проблема позволили определить тему исследования - Социально- экономические механизмы снижения безработицы среди молодых специалистов с высшим образованием в условиях современного города (на примере г. Брянска).

Цель исследования - выявить и обосновать наиболее эффективные социально-экономические механизмы снижения безработицы среди молодых специалистов с высшим образованием.

Объект исследования - состояние и тенденции развития рынка труда города Брянска.

Предмет исследования - социально-экономические механизмы снижения безработицы среди молодых специалистов г. Брянска.

Гипотеза исследования - безработица среди молодых специалистов будет снижена при соблюдении следующих условий:

создании специализированных агентств труда для молодых специалистов с высшим образованием;

адаптации перечня подготавливаемых современными вузами специалистов к требованиям времени;

включении в учебный процесс современных вузов планирования профессиональной карьеры молодых специалистов

    Задачи исследования:

Изучить теоретические предпосылки снижения безработицы среди молодых специалистов с высшим образованием.

Исследовать сложившийся в г. Брянске рынок труда молодых специалистов. Теоретически обосновать и экспериментально проверить функции и основные направления деятельности специализированного агентства для молодежи; Выявить перечень специальностей, по которому ведется подготовка в вузах Брянска, и разработать предложения по его адаптации к сложившемуся рынку труда.

    Методологической основой исследования являются:

Учения о значении труда и трудовой деятельности в формировании личности, содержании и функциях труда, его роли как средства воспитания студентов в профессиональном самоопределении, значение и роль среды, ее влияние на процесс вхождения личности в социально-производственные отношения.

    Кроме того, в своем исследовании опирались на:

теоретические основы выбора профессии (И. В. Алехина, А. Ф. Ах матов, Е. А. Климов, Н. В. Матяш, Т. А. Макарченко, М. В. Ретивых, В. Д. Симоненко и др. ); работы по теории и методике трудоустройства (И. Безменова, Е. Беляева, Т. Н. Василюк, Л. Мирошников, М. Новикова, С. Осипов, Ю. Пасс, К. Торшина, Т. Фролова и др. );

теории занятости и экономические законы безработицы С. С. Носовой и др. ; теоретические основы экономики страны в сфере безработицы и занятости (С. С. Носова, М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко и др. );

законодательные основы государственного регулирования трудовых отношений (законодательные акты Правительства РФ, ГК РФ, КЗОТ, А. Б, Панина и др. ) Методы исследования:

Изучение и анализ философской, экономической, психолого-педагогической, правовой и методической литературы по проблеме; обобщение зарубежного опыта; изучение и анализ законодательной и нормативной документации; Анкетирование, опрос, математический анализ статистических данных; Анализ организационно-правовой документации, беседы, наблюдение, анализ деятельности агентства;

Анализ документации, опрос, разработка адаптированного к требованиям времени перечня специальностей для вузов Брянска, теоретическое моделирование.



(C) 2009