Конфуцианская социальная утопия. - (реферат)
Конфуцианская социальная утопия. - (реферат)
Дата добавления: март 2006г.
МГТУ имени Н. Э. Баумана
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
ПО ПОЛИТОЛОГИИ
''Конфуцианская социальная утопия''
Cтудент:
Группа:
Преподаватель: Волкова И. В.
МОСКВА 1996год.
Да будет сохранен великий человек
от тех, кто никогда не сможет объять
всего учения и кто , дробя его на параграфы,
разрушает гармонию , высший дар живой
души.
Ромен Ролан
Имя Конфуций -латинизированная форма китайского имени Кун -цзы (Учитель Кун). Вопросы веры занимали самое незначительное место в мировоззрении Конфуция , однако его имя очень часто упоми
нается в одном ряду с именами Будды, Заратустры, пророка Мухаммеда. Не был он и умозрительным философом : теория познания и загадки бытия также оставались вне его поля зрения . Несмотря на всё это Конфуций оставил широкий и неизгладимый след в духовном развитии целого культурного региона . Сверх того , его общественные и нравствен ные идеалы стали впоследствии предметом повышенного внимания и на Западе и в России .
Этого мыслителя древности , в отличии от многих других , не скры вает завеса , сотканная воображением последователей . Наоборот - бла годаря им мы можем узнать о его привычках, характере, манёрах , о со бытиях его жизни , услышать его подлинные слова. Оказывается , в его облике нет ничего сверхчеловеческого , он удивительно прост , даже про заичен.
Однако Конфуций не оставил цельного письменного изложения своих идей . Ему приписывают составление и редактирование зна
менитого ''Пятикнижия'' , которое издавна рассматривалось в Китае как исходный пункт всей китайской литературы . Особое место среди этих источников занимает книга''Лунь-юй''-- ''Изречения'', составленная учениками Конфуция уже после его смерти . Она состоит главным образом из отдельных афоризмов , которые начинаются словами ''Учитель сказал .... ''. В этих афоризмах мы можем найти мысли сходные с мыслями ан тичных философов, например мысли об идеальном правителе и идеальном государстве : какими они должны быть?
2. 1 .... Кто правит согласно добродетели,
Подобен северной звезде:
Стоит на своем месте
В кругу других созвездий.
4. 10 .... Благородный муж
Ничего не разрешает
И не запрещает в Поднебесной
А соизмеряется со справедливостью
Правление -- это:
12. 11 .... когда будет государем государь,
Слугой слуга,
Отцом отец,
И сыном сын.
12. 17 .... есть исправление.
Кто же посмеет не исправиться,
Когда исправитесь вы сами?
13. 6 .... Когда ведешь себя ты правильно,
То за тобой пойдут и без приказа;
Когда же ты ведешь себя неправильно,
То не послушают, хоть и прикажут.
13. 10 .... Когда бы власть в стране принадлежала добрым людям,
Они в течении ста лет могли бы победить жестоких
И отринуть казни.
Т. е идеальный правитель должен быть справедливым , стремиться к добру , тогда и народ пойдет за ним , как ''.... склоняется трава вслед ветру . '' . По словам Конфуция , на месте государя должен стоять человек , которому от рождения положено править. Правитель должен быть та кой , чтобы ''.... были рады те, что близко , и приходили те, что далеко. '' Также мы можем встретить мысли об идеальном государстве: ''.... Если богатство распределить равномерно, то не будет бедных , если в стране установить гармонию , то население не будет казаться малочисленным . Если же народ будет находиться в состоянии покоя , то
государству не будут грозить никакие опасности ''. Но самое главное , по мнению Конфуция , это то, что народ должен верить своим ''управляю-щим, иначе государству не устоять''. Большая часть афоризмов , приведенная в хрестоматии, относится к очень интересным жизненным поучениям и правилам:
8. 13 .... Всегда будь искренним , люби учиться,
Стой насмерть, совершенствуй путь....
Стыдись быть бедным и убогим, когда в стране есть путь;
Стыдись быть знатным и богатым, когда в ней нет пути.
4. 14 .... Не печалься о том , что нет места,
А заботься о том , чем себя утвердить;
Не печалься о том, что никто не знает тебя ,
А стремись быть тем, кого могут знать.
15. 29 .... Человек может сделать путь великим ,
Не путь делает великим человека.
Представляют большой интерес некоторые философские афоризмы Конфуция, которые имеют жизненную ценность вплоть до настоящего времени: 15. 28 .... Что ненавидят все, то требует проверки.
Что любят все, то требует проверки.
15. 30 .... Лишь та -- ошибка , что не исправляется.
17. 3 .... Не происходит изменений лишь с высшей мудростью И низшей глупостью.
Все эти афоризмы дают некоторое представление о характере миро-восприятия Конфуция , становиться ясно, почему его учение нашло столько много последователей. Однако они не могут дать полное представле-ние об этом , влиятельнейшем учении древности .