Научная Петербургская Академия

Реферат: Реализация функций семьи

Реферат: Реализация функций семьи

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

на тему:

«РЕАЛИЗАЦИЯ ФУНКЦИИ СЕМЬИ»»

Студентки

Москва

2004г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Основные концепции социологии семьи

3

1.Определение семьи

5

2.Функции семьи и их взаимосвязь

6

3.

Государственная семейная политика

10

4.Нравственные устои семьи

13

5.Типы отношений в семье

14

6.Психологический климат семьи

15

7.Лидер в семье

16

Заключение

20

Список литературы

21

ВВЕДЕНИЕ

«ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ СЕМЬИ» Ни Маркс, ни Вебер, ни Патеро не исследовали семью. Э. Дюркгейм только мельком рассматривал ее как часть социальной структуры. В то же время, начиная со II половины ХIX века, теоретические проблемы семьи так или иначе находились в поле зрения ряда первоклассных антропологов и социологов: Л. Моргана, Ф. Энгельса, М. Ковалевского, Ф. Ле Пле, Б. Малиновского, П. Сорокина. По мнению Моргана «идея семьи» эволюционировала, проходила ряд последовательных стадий, причем монополия была последней формой в этом ряду. Ей предшествовали более древние формы периода дикости и раннего периода варварства. Он различал пять последовательных форм семьи, каждой из которых соответствовал свой порядок брака: · кровнородственная семья - браки внутри рода между братьями и сестрами; · пуналуальная семья - групповой брак между мужчинами и женщинами разных родов, архаический род, материнский род; · синдиасмическая семья (парная) базируется на браке отдельных пар, но без индивидуального сожительства. Продолжительность союза зависила от доброй воли сторон; · патриархальная семья - брак одного мужчины с несколькими женщинами. Принадлежала к позднему периоду варварства, сохранилась и при цивилизации отцовская власть, господство старших в семье; · моногамная семья - брак отдельной пары раз и на всю жизнь. На протяжении трех тысячелетий обнаруживает постепенное ее усовершенствование. Ф.Энгельс 1884 г. в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» делит историю общества на: · дикость - групповой брак; · варварство - парный брак; · цивилизацию - моногамный брак. Растет роль мужчины в обществе (достоверность отцовства, роль в производстве). Муж становится собственником скота, рабов, всего богатства. Дети начинают наследовать отцу. Потомство членов рода мужчин остается внутри него. Это еще доисторическая эпоха, но шаг к цивилизации. Ниспровержение материнского права было всемирно - историческим поражением женского пола. Муж стал господствовать и в доме, а жена была закабалена, превращена в рабу его желаний, в орудие деторождения. В основе патриархальной семьи лежали не естественные, а экономические предпосылки - победа частной собственности. Энгельс писал, что пожизненное единобрачие - несомненный факт исторического развития и прогресса. Рядом с пожизненными единобрачием и проституцией неустранимым общественным явлением стал адюльтер, запрещенный, строго наказуемый, однако неискоренимый. М.М.Ковалевский придерживался принципов генетической социологии, т.е. учения об исходных моментах в развитии семьи, рода, собственности, политической власти и психической деятельности. Занимался этнографическими наблюдениями. Изучал племена Океании, индейцев Северной Америки. Пришел к выводу, что славяне, германцы, арийцы и другие начали свой путь с материнского родоисчисления, но не с матриархата. Семья развивается у всех: и у дикарей, и у цивилизованных народов через одни и те же этапы. Бронислав Малиновский (1884 - 1942 г.г.). Отрицал существование на заре человечества промискуитета и любых форм группового брака; отстаивал патриархальную семью как колыбель культуры, базовую единицу простого общества. Считал, что для семьи функция сохранения и преемственности традиций столь же важна, как и продолжение рода. Критиковал «фантастические теории Моргана». П.А.Сорокин изучает не только эволюцию семьи, но и ее статистику, функции, типологию, внешние и внутренние связи. Наиболее детально он рассматривает проблемы семьи в работе «Кризис современной семьи». Выход из кризиса семьи он видит в возвращении к ее традиционным формам, но на другом витке истории. Средством выхода должна быть «моральная реконструкция» человечества, как будто бы наполняющая старые формы относительно новым содержанием - умеренный консерватизм. «Семья - это малая церковь». Спектр точек зрения на генезис, состояние и перспективу института семьи многообразен и противоречив. И это неудивительно. Проблемы семьи всегда были в поле научных интересов социологов.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕМЬИ

Семья - это социально санкционированное и относительно постоянное объединение людей, связанных родством, браком или усыновлением, живущих вместе и экономически зависящих друг о друга. Являясь необходимым компонентом социальной структуры любого общества и выполняя множественные социальные функции, семья играет важную роль в общественном развитии. «Общественные порядки, - подчеркивал Ф. Энгельс, - при которых живут люди определенной исторической эпохи и определенной страны, обусловливаются... ступенью развития, с одной стороны - труда, с другой – семьи». Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. В семье происходит первичная социализация и воспитание детей, а также в значительной части реализуется обязанность заботиться о старых и нетрудоспособных членах общества. Семья является также ячейкой организации быта и важной потребительской единицей. Основу семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной в тех или иных формах, санкционированных обществом. Она не сводится, однако, к отношениям между ними, даже юридически оформленным, а предполагает отношения между мужем и женой, родителями и детьми, что придает ей характер важнейшего социального института. Это определяется прежде всего, тем, что семья обязана своим возникновением, существованием и развитием прежде всего общественным потребностям, нормам и санкциям, предписывающим супругам заботиться о своих детях. Вместе с тем семья рассматривается как основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Сущность семьи выражается через такие понятия, как функция семьи, ее структура и ролевое поведение ее членов.

2. ФУНКЦИИ СЕМЬИ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗЬ

Основное назначение семьи - удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции социалистической семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость. Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни, то есть в рождении детей, продолжении человеческого рода. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это, прежде всего, связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий. Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи. С экономической функцией тесно связана проблема управления семьей, то есть вопрос главенства в семье. Как отмечалось, советской семье все меньше присущи черты единовластия. Семьи, где мужу принадлежит безраздельная власть, встречаются редко, зато появились семьи, где главой является жена. Здесь в руках матери (в силу различных причин) сосредоточен семейный бюджет, она основной воспитатель детей, организатор досуга. Такое положение тоже нельзя считать нормальным: на плечи женщины взваливается непомерная тяжесть, детям она не может заменить отца, в семье нарушается психологическое равновесие. В семье воспитываются и взрослые, и дети. Особенно важное значение имеет ее влияние на подрастающее поколение. Поэтому воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, бабушкой и др.) накопленного обществом социального опыта; выработка у них научного мировоззрения, высоконравственного отношения к труду; привитие им чувства коллективизма, потребности и умения быть гражданином и хозяином, соблюдать нормы социалистического общежития и поведения; обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их физическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект - систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Аспект третий - постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием. Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Он представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс объединяет материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, развитость семейного коллектива и характер отношений между его членами. Он включает идейно-нравственную, эмоционально- психологическую и трудовую атмосферу, жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. Большое значение имеют личный пример отца и матери, традиции семьи. Следует учитывать характер общения в семье и ее общение с окружающими, уровень педагогической культуры взрослых (в первую очередь матери и отца), распределение между ними воспитательных обязанностей, взаимосвязь семьи со школой и общественностью. Особый и весьма важный компонент - специфика самого процесса семейного воспитания. Семья объединяет людей разного возраста, нередко пола, с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности. Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов. Общественные правила впервые осознаются в семье, культурные ценности общества потребляются через семью, познавание других людей начинается с семьи. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия. Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Можно назвать следующие компоненты этой функции: посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее/восприятия; организация внутрисемейного общения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи. Общество постоянно меняется, вместе с ним меняется и семья. Семья - это живая, постоянно меняющаяся система. Она меняется не только под воздействием социально- экономических условий, но и в силу внутренних процессов развития. На семью влияют также такие явления, как миграция, урбанизация, индистраализация и др. Возникают проблемы которых не было раньше. Каковы же проблемы с которыми сталкивается семья в результате социальных и экономических изменений? Как указывает А.Ф. Безлепкина, директор Департамента семьи, женщин и детей Министерства Социальной защиты населения Российской Федерации, это: · увеличение малообеспеченных слоев населения; · увеличение социальной и географической мобильности; · миграция, в том числе и за пределы государства; · ухудшается состояние здоровья населения, демографической ситуации (началась естественная убыль населения); · фундаментальные изменения традиционных ролей членов семьи, особенно женщин; · рост количества неполных семей; · повышение коэффициента иждивенчества; · социальное сиротство. За всем этим – совместная ответственность государственных органов, семьи, промышленников и предпринимателей. Очевидно, что замедленное, непоследовательное построение государственности России, серьезные ошибки в формировании социально – экономической жизни нанесли ущерб таким социальным ценностям, как разветвленная бесплатная система дошкольного и внешкольного воспитания, оздоровительно отдыха детей. Анализ социологической информации показывает, что в современном цивилизованном мире идет процесс постепенно­го удаления от традиционного типа семьи и приближение к демократическому типу. Хотя такое движение неравномерно по всем четырем шкалам и неоднозначно во всех обществен­ных системах, наблюдаемую тенденцию можно считать про­грессом в семейных отношениях. Известный американский социолог У. Гуд определяет се­мейную дезорганизацию как «разрыв семейного единства, нарушение структуры социальных ролей, когда один или более членов семьи не могут точно выполнять свои ролевые обязанности». В качестве главных форм семейной дезорганизации вы­ступают: 1. Неполная семейная группа, незаконнорожденность. Хотя о такой семейной группе нельзя говорить, что она распалась - она никогда не существовала, - незаконнорожденность может все-таки расцениваться как одна из форм семейной дезорганизации. Во-первых, потому, что отец-муж не может выполнять своих ролевых функций по отно­шению к матери и ребенку, как они предписаны обществом. Во-вторых, потому, что не выполняются роли члена семьи как отца, так и матери по отношению к социальному кон­тролю, что является косвенной причиной незаконнорожденности. 2. Распад семьи из-за намеренного ухода одного из супру­га; аннулирование брака, разделение, развод, дезертирство. Сюда можно отнести и заброшенность семьи, когда человек использует различные предлоги, чтобы находиться вне дома длительный срок. 3. Семья «как пустая оболочка», когда супруги живут вме­сте, но поддерживают лишь минимальные контакты друг с другом, неспособны выполнять свои ролевые обязанности в области взаимной эмоциональной поддержки, в том числе и сексуальных отношений. 4. Семейный кризис, вызванный внешними событиями: смерть одного из супругов, заключение в тюрьму и т.д. 5. Внутренние катастрофы, связанные с физической пато­логией одного из супругов или детей; неизлечимые психиче­ские болезни супругов, умственная отсталость детей. Данная классификация позволяет утверждать, что се­мья, как и другие социальные институты, является создате­лем ролей, а их выполнение — обязательным атрибутом ее существования. Сравнительные данные статистики за 10 лет показыва­ют, что в России распадается примерно каждый третий, а в больших городах и второй брак. Из разводящихся только около 40% мужчин и 30% женщин вступают в повторные браки, остальные люди, как правило, остаются одинокими. Среди мотивов разводов, проанализированных в рабо­тах отечественных социологов А.Г. Харчева, М.С. Мацковецкого, Л.И. Чуйко, В.И. Сысенко, одно из первых мест занимает пьянство или наркомания одного из супругов, конфликты и скандалы, плохие отношения с родственни­ками мужа или жены и их вмешательство в отношения мо­лодой семьи, измена мужа или жены, сексуальная несо­вместимость. В указанных мотивах необходимо выделить общую доминанту — отсутствие у супругов должной соци­ально-психологической подготовки к браку, выполнению семейных ролей. Предпосылками удачного брака являются позитивные со­циально-психологические свойства личности, устойчивое со­циальное и материальное положение супругов, высокий уро­вень их культуры и сексуального согласия. Отсюда вытекает проблема подготовки молодежи к браку; ее серьезное отноше­ние к обязанностям будущих супругов является непременным условием благополучной семьи. 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА Государственная семейная политика, объектом которой является семья, формируется на основе закономерностей функционирования института семьи. Модернизация государственной семейной политики связана с модернизацией семьи как социального института. Это два взаимосвязанных процесса. Семья - это структурное базисное образование, своеобразное «ядро» общества, его первичная клеточка. Наиболее значимые, актуальные общественные интересы формируются в семье и агрегируются сначала на уровне семьи, так как именно она является уникальным носителем и транслятором социального опыта. Значение семьи в общественной жизни определяется такими ее основными социальными функциями, как регулирование отношений между полами и поколениями, рождение и социализация детей, передача материальных и духовных ценностей от поколения к поколению, внутрисемейное перераспределение доходов, формирование потребностей и совместное потребление материальных и культурных благ, организация и ведение домашнего хозяйства, личного подсобного хозяйства и семейного производства, восстановление сил и здоровья, уход за малолетними детьми, больными и престарелыми. Семья выполняет функции эмоционального и духовного общения, взаимной поддержки и сотрудничества, удовлетворения сексуальных потребностей и другие. От нормального функционирования семьи во многом зависит личное счастье мужчин и женщин, психическое, физическое и духовное здоровье супругов и детей, удовлетворенность человека жизнью. Вот и получается, что здоровая, благополучная, законопослушная семья – это и опора государства, и основа общественного согласия, а также политической и социальной стабильности. Наиболее развернутая характеристика семьи как социального института дана С.В.Дармодехиным: «Семья как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции, играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании личности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении первичной социализации. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидом и государством, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гражданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности». В этом определении сделана попытка охватить максимально возможное число характеристик, типов и социальных функций семьи. В то же время, лишь часть семей может обладать всеми этими качествами. Иначе говоря, не во всех семьях имеются супруги либо дети, не все семьи ведут совместное домохозяйство, не все обеспечивают реализацию основных социальных функций и противостоят социальному противоборству и напряженности в обществе и т.д. До сих пор не удалось сформулировать безупречное определение семьи. Однако очевидно, что основу семьи составляет супружеская пара с детьми или без детей, так называемая нуклеарная семья. Все остальные семьи можно рассматривать как модификации такой семьи на разных этапах ее развития: от генезиса до прекращения существования. В том числе могут образовываться некие «осколки» нуклеарной семьи, ее части без полного ядра - супружеской пары. Каждый тип семей требует адекватных подходов к обеспечению их жизнедеятельности, что закрепляется в государственной семейной политике. Государственная семейная политика регулирует отношения между семьей, как особой социальной группой общества и государства, а также между индивидами внутри семьи по поводу реализации функций семьи. Цели, принципы и меры государственной семейной политики изменяются в процессе исторического развития государства и общества. Семейная политика - это относительно обособленная часть социальной политики, воздействующая на функционирование семьи как одного из общественных институтов и индивида (отца, матери, супругов, родителей, детей, других родственников) как носителя семейных ролей, которые он выполняет наряду с другими социальными ролями. Государственная семейная политика дополняет другие, более значимые для семьи области социальной политики, специальными мерами, адресованными непосредственно семье как социальному институту. Политическая значимость государственной семейной политики социального государства заключается в том, что она объединяет интересы всех типов семей и направлена на формирование благоприятной социокультурной среды для их жизнедеятельности и реализации основных социальных функций, гармонизацию как внутрисемейных отношений, так и взаимоотношений семьи, государства и общества, на обеспечение необходимых условий для стабильности института семьи. В процессе модернизации государственной семейной политики в России, можно отметить неадекватность концептуальных подходов и политической практики этой политики (правильность концепции и недостаточность и несоответствие практических мер), популизм, недооценку со стороны государства значения государственной семейной политики и семьи как основной опоры социально- политических преобразований, незавершенность законодательного обеспечения политики, а также серьезные недостатки институциональных механизмов реализации этой политики. Однако главной причиной неэффективности современной государственной семейной политики является незавершенность реформирования отраслей социальной сферы, перевода ее на рыночные механизмы хозяйствования и соответствующего реформирования распределительных отношений. Государственная семейная политика должна стать объектом политических стратегий современных политических сил России. 4. НРАВСТВЕННЫЕ УСТОИ СЕМЬИ Каждой семье присущ определенный уровень духовности. Чем выше этот уровень, тем больше оснований для семьи быть сплоченной, развивать способности и интересы, удовлетворять культурные потребности своих членов, успешно воспитывать детей, жить богатой нравственной и эмоционально-эстетической жизнью. К духовным ценностям семьи следует, прежде всего, отнести ее идейно- нравственные устои, коллективистские отношения, психологический климат, общение внутри семьи и с окружающим миром, контакты со средствами массовой информации, литературой и искусством, эстетику быта, воспитательный потенциал, интеллектуальные устремления. Единство гражданственности и устойчивых нравственных отношении оказывает сильное всестороннее воздействие на каждого члена семьи, особенно на детей. Наиболее мощным средством в комплексе этих влияний является характер отношений между супругами. Это особенно четко вырисовывается, если посмотреть на жизнь семьи не только глазами взрослых, но и детей. Они (судя по результатам многих исследований) особенно, ценят трудолюбие родителей, их активное участие в общественной жизни, а также такие внутрисемейные отношения, которым присущи дружба, коллективизм, сердечность и доброта, взаимная забота и взаимопомощь, единство семейных и общественных интересов. Подлинная духовная близость детей с родителями и старшими - это такие отношения, при которых взрослый отдает ребенку самые сокровенные богатства своей души, отдает бескорыстно, не требуя ничего взамен, а ребенок, впитывая все лучшее, в свою очередь, обогащает взрослого целебной чистотой своих эмоций, открывает ему бесхитростные тайники своей души. Именно добрые внутрисемейные отношения оказывают положительное влияние на всестороннее формирование личности. Цементируют эти отношения и усиливают их влияние семейные традиции. Они играют важную роль в воспроизводстве культуры и духовной жизни, в обеспечении, преемственности поколений, в развитии общества и личности. Через систему традиций новые поколения социально наследуют выработанные обществом отношения и опыт вплоть до конкретных поступков и действий. Непосредственным носителем и воспроизводителем общенародных традиций является семейный коллектив. Воспитательная сила традиций состоит, прежде всего, в том, что заключенный в них опыт воспринимается подрастающим поколением наиболее естественным путем. В семье, где немало добрых традиций, больше условий для нейтрализации отрицательного влияния на детей отдельных ошибок родителей. 5. ТИПЫ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ Конфронтация как тип отношений в семье - это противоборство супругов, столкновение их взглядов. В центре столкновений нередко оказываются вопросы воспитания детей. Сосуществование характеризуется тем, что внешне семьи живут вполне благопристойно: взрослые работают, дети учатся. Но каждый живет своей жизнью. Главная черта таких отношений - невмешательство в дела друг друга. Даже родители предпочитают не вмешиваться в дела детей. Оба указанных типа отношений порочны по своей сути. Они не формируют коллективистов, отрицательно сказываются на развитии личности подрастающего человека, мешают в достижении счастья взрослыми, тормозят развитие или приводят семью на грань катастрофы. Естественно, такие семьи нельзя считать коллективами. Совсем иная картина в семьях, которым присущи отношения содружества. Для них характерны единство или близость взглядов, устремлений, интересов, взаимопомощь, сплоченность. А сколько человек должно быть в семье, чтобы стал возможен такой тип отношений? Обратимся к точке зрения психолога А. В. Петровского: «...было бы ошибкой рассматривать размер семьи как ее единственную и даже определяющую характеристику. Все, в конечном счете, решается ее нравственным климатом, целями, которые, ставит она перед собой, общей стратегической линией ее развития. Просто в большой семье легче протекают процессы коллективообразования, преодолевается индивидуализм, и создаются условия для развития гуманных взаимоотношений». 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ СЕМЬИ Характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой принято называть психологическим климатом (синоним - психологическая атмосфера). Он является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Многие исследователи выделяют два типа психологического климата семьи: благоприятный и неблагоприятный. Многолетние наблюдения показывают, что довольно значительной части семей присущ противоречивый психологический климат. Исходной основой благоприятного психологического климата является супружеская совместимость, в первую очередь такой ее компонент, как общность идейно- нравственных взглядов мужа и жены. Для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплоченность, возможность всестороннего развития личности каждого ее члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищенности и эмоциональной удовлетворенности, гордость за принадлежность к своей семье, принципиальность, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый ее член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям - еще и с почитанием, к более слабому - с готовностью помочь в любую минуту. Важный показатель благоприятного психологического климата семьи - стремление ее членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчеркивать достоинства и добрые дела каждого, преподносить друг другу приятные сюрпризы, вместе путешествовать. Неблагоприятный психологический климат семьи ведет к депрессиям, ссорам, психической напряженности, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным. Вопрос этот подробнее рассматривается при обсуждении семейных конфликтов и разводов.

7. ЛИДЕР В СЕМЬЕ

Полного понимания мужу и жене достичь трудно. Во-первых, мужчина и женщина - это разные психологические «системы». У них, как у представителей разного пола, разное восприятие, разное видение мира. Во-вторых, каждый из супругов вступает в брак, имея собственный «багаж» привычек, взглядов, убеждений. В пору влюбленности эти различия не дают о себе знать. Психологии человека, охваченного страстным чувством, органически присущи «сверхинтуиция» и «сверхпластичность». Когда же влюбленность проходит, супругов покидает дар сверхвнушаемости и они перестают понимать друг друга в той мере, в какой понимали в пору взлета связавшего их чувства. Вначале - несколько слов не о семейном коллективе, а о коллективе вообще. Если один из членов коллектива обладает наиболее существенными для главенства качествами - такими, как ум, сильный характер и чувство ответственности за дело, то ответ ясен - он и будет лидером. А если, как это нередко бывает, указанные качества не сосредоточены в одном лице, а присущи - каждое в отдельности - трем разным членам данного коллектива? Речь, разумеется, идет не о номинальном лидере, утвержденном «сверху», а об фактическом, неформальном. Ответ на поставленный вопрос мы найдем в определении коллектива. Коллектив - это объединение людей, сплоченных единой общественно значимой целью. Из определения следует, что, поскольку общее дело - главное, ради чего возник и существует коллектив, основную роль в его судьбе будет играть тот в ком чувство ответственности, решимость идти на жертвы, поступиться соображениями любого плана ради идеи коллектива выражены в наибольшей степени. Этот член коллектива «пересилит» и более умного, и более сильного (по характеру). Недостаток ума и характера компенсируется одержимостью. Семья - тоже коллектив. Какое же «дело» или какая идея лежит в основе семейного коллектива? Мужчину и женщину соединяет любовь, а объективная основа любви - продолжение рода. Значит, рождение и воспитание ребенка – «идея» семейного коллектива. Кто же в большей мере - муж или жена - живет заботами о ребенке, одержим идеей его блага? В абсолютном большинстве случаев - женщина. Мать обладает такой решимостью во всем, что касается благополучия ребенка, что найдет тысячу способов переломить сопротивление мужа, если ей покажется, что его действия в какой-то мере не согласуются с идеей блага их общего дитя. В ход пойдут и игнорирование мужа, и слезы, и угрозы... Женщина не остановится ни перед чем, чтобы добиться своего. Во всем, что касается ребенка, женщина никому не уступит первенства. Но ведь почти все, что происходит в семье, так или иначе имеет отношение к ребенку. Ребенок - определяющий, но не единственный фактор, обусловливающий лидерство женщины в семье. Другим условием ее более сильной позиции является то обстоятельство, что она - хозяйка в доме. Порядок, чистота, уют, приготовление пищи, то есть весь быт, - обычно ее «монополия». А стать лидером женщине помогают такие психические особенности, как более конкретный и практичный ум, большая, чем у мужчины, способность понимать психологию и настроение другого человека, лучше развитая интуиция. В патриархальной семье женщина была ведущей во внутрисемейных отношениях; но она не могла стать полновластной хозяйкой, лидерство ее не было авторитарным. Мужчина занимал более важное социальное положение: от него зависело материальное благополучие семьи. Не вникая в мелочи быта, он имел достаточные основания быть самым влиятельным лицом в глазах домашних. Таким образом, при патриархате семья была как бы двуглавой: жена была эмоциональным лидером, муж - лидером в социальном плане. Наверное, редко случалось, что обе «главы» были равны, то есть супруги играли бы одинаковую роль в делах семьи; чаще кто-то из двоих «перевешивал». Соотношение семейного статуса мужа и жены зависело от многих причин. Среди них: привязанность к ребенку; очень сильный характер одного из супругов; большая разница в возрасте; утрата чувства (тот, кто больше любит, попадает в зависимое положение)... Комбинация этих и многих других, часто вообще не поддающихся осмыслению обстоятельств и определяла, кто из супругов имел больший психологический «вес»; бывало, разумеется, что лидерство мужа или жены носило авторитарный характер. Но все же главенство одного из супругов не могло быть общим правилом для основной массы браков, поскольку роль каждого была по-своему весомой. Представление о семье при патриархате как о союзе мужчины и женщины, в котором муж обладал решающим правом голоса (так думает большинство людей), основано на том, что жены в то время материально зависели от супругов. Но думать, что материальная зависимость жены от мужа делала его главой семьи, означает смотреть на брак с позиций вульгарного материализма. Ошибка в таком подходе заключается в игнорировании эмоционального плана, в уподоблении супружеских отношений отношениям хозяина и домработницы. Между тем именно примат эмоционального отличает институт семьи от других социальных институтов, где факторами, определяющими положение члена коллектива, могут быть административная власть или материальная зависимость. Во многих произведениях классической литературы, в которых показана жизнь семьи прошлого, можно найти подтверждение той мысли, что женщина в браке не уступала мужчине, а зачастую была главой семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья - неотъемлемая ячейка общества, и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья - начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме. Семья - это и результат, и, пожалуй, еще в большей мере - творец цивилизации. Семья - важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство - человека. Когда человек относится к семье как к важнейшей жизненной ценности и в создании ее крепкой и счастливой видит одну из главных задач своей жизни, то можно быть уверенным, что фундамент такой семьи прочен и внутренние ее силы позволят ей устоять в любых жизненных бурях. И наоборот, если на семейную жизнь он смотрит как на явление обыденное, а на свои семейные обязанности как на нечто малозначащее, отягощающее, то тогда трудно ожидать, что внутренние силы самосохранения этой ячейки, ее фундамент будут крепки. Будущее такого семейного союза практически предопределено. Это или безрадостное, наполненное постоянными неурядицами сосуществование, или его распад. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Баранов С.П. « Педагогика» - Просвещение М; 1987 Общие основы педагогики, проблемы дидактики, теория воспитания и школоведения. 2. Смирнов С.А. Педагогика: пед. теория, системы, технологии. Учебное пособие для студентов. М; Издательский центр « Академия » 1998 3. Семья: XXI век. Проблемы формирования региональной семейной политики / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2002 4. Основные концепции социологии семьи второй половины XIX - начала XX веков Ревенко Н.В. (кафедра гуманитарных дисциплин, МГТУ)


(C) 2009