Научная Петербургская Академия

Реферат: Проблемы правового государства в России

Реферат: Проблемы правового государства в России

Проблемы и пути формирования правового государства в России.

Россия вступила на путь формирования правового государства в 1906—1907 гг.,

что было связано с начавшимся в эти годы процессом ее перехода к

конституционному строю.

В 1917 г. процессы, происходящие в государственной жизни стра­ны, получили

новое направление, новое содержание: возникло Совет­ское государство. Его

первая Конституция 1918 г. закрепляла дикта­туру пролетариата и беднейшего

крестьянства. Как известно, диктату­ра представляет собой власть, которая не

связана законами. В этих ус­ловиях, конечно, вопрос о правовом государстве, о

господстве права, верховенстве закона был неуместен. Более того, утверждался

право­вой нигилизм, который сочетался с нигилизмом государственным, с

недооценкой роли и значения государственно-правовых начал, инсти­тутов, норм,

процедур и гарантий в общественной и политической жизни.

В теории и практике советского государственного строительства от­вергался

принцип разделения властей. Он трактовался как буржуаз­ный и неприемлемый для

управления Советским государством.

Лишь в конце 80-х годов стало возможным сколько-нибудь серьез­но вести речь о

необходимости создания правового государства.

1. В качестве одного из направлений решения этой задачи можно выделить

дальнейшее реформирование всей системы государствен­ной власти. В основе этих

преобразований — принцип разделения властей, закрепленный впервые у нас в

статье 13 Декларации о госу­дарственном суверенитете Российской Федерации от 12

июня 1990 г.

Новая Конституция Российской Федерации (ст. 10:

«Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе

разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы

законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.»)

закрепляет это разделение. В соответствии со статьей 11 Конституции

Российской Федерации государственную власть в РФ осуществляют: Президент

Российской Федерации (согласно ст. 80 Конституции РФ он — глава государства:

1. «Президент Российской Федерации является главой государства.

2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции

Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном

Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране

суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной

целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие

органов государственной власти.

3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией

Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления

внутренней и внешней политики государства.

4. Президент Российской Федерации как глава государства представляет

Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.»);

Федеральное Собрание, состоящее из двух палат — Сове­та Федерации и

Государственной Думы (это парламент РФ — предста­вительный и законодательный

орган Российской Федерации); Прави­тельство Российской Федерации и суды

Российской Федерации.

Конечно, еще много предстоит сделать для выработки процедур, формирования

определенных традиций и правил взаимодействия этих структур государственной

власти.

2. Узловое условие функционирования Российской Федерации как демократического

правового государства состоит в проведении судебной реформы — утверждении

судебной власти в государствен­ном механизме как самостоятельной влиятельной

силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и

исполнительной .

3. В правовом государстве человек, его права и свободы — выс­шая ценность.

Крупнейший русский философ Н. Бердяев после ок­тябрьских событий 1917 г.

отметил: идея класса убила в России идею человека.

Дальнейший ход истории показал, что личность так и не стала чем-то самоценным

в нашей стране. Человек рассматривался лишь как винтик огромной машины —

административно-управленческой систе­мы. Обеспечение прав и свобод личности

оставалось на втором плане.

Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. Декларация прав и

свобод человека и гражданина, новая Конститу­ция исходят из того, что

соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека — главная

обязанность государственной власти. Процесс формирования правового

государства предполагает создание системы политических, юридических и иных

гарантий, ко­торые обеспечивали бы реальность этих конституционных

положе­ний, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответствен­ность

государства и личности.

4. В качестве одной из важнейших задач, связанных с формиро­ванием правового

государства, следует рассматривать развитие и совершенствование

законодательства, формирование новой по су­ществу правовой системы.

В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы

для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового.

Это Декларация о государственном су­веренитете Российской Федерации,

Декларация прав и свобод чело­века и гражданина, Закон о гражданстве и др. 12

декабря 1993 г. путем всенародного голосования была принята новая Конституция

Россий­ской Федерации, которая заложила правовую основу для дальнейше­го

развития и совершенствования правовой системы России.

5. В течение долгих десятилетий в нашей стране действовала одно­партийная

система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных

оппозиционных партий. Официаль­ной, государственной идеологией являлся

марксизм-ленинизм.

6. Необходимым фактором, определяющим успех многих преоб­разований в

государственной и политической жизни нашего обще­ства, является уровень

политической и правовой культуры в обще­стве.

Необходимо избавиться от того правового нигилизма, который осо­бенно отчетливо

проявился в последнее время не только у граждан, но и у представителей

государственного аппарата. Уважение и соблю­дение Конституции, закона всеми

членами общества, всеми должност­ными лицами — неотъемлемая черта

демократического правового го­сударства, а также современное

демократическое правовое государство предполага­ет развитое гражданское

общество, в котором взаимодействуют раз­личные общественные организации,

политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в

качестве официаль­ной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом

го­сударстве строится на основе идеологического, политического много­образия

(плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового

государства, одним из направлений этой ра­боты является развитие гражданского

общества, являющегося важ­ным звеном между личностью и государством, в котором

реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов

поли­тического плюрализма.

Становление и развитие гражданского общества.

Становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории

человечества, государства и права. Общество, отличное от государства,

существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Последнее

возникает в процессе и в результа­те отделения государства от социальных

структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной

жизни и одновре­менно «разгосударствления» ряда общественных отношений. В

процессе становления и развития гражданского общества склады­вались

современное право и государство.

Категория «гражданское общество», отличная от понятий государ­ства, семьи,

племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в

XVIII-XIX веках и обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля,

определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему

потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и

правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации) . В «философии права»

отмечено, что право­выми основами гражданского общества являются равенство

людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная

собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также

упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных.

Несмотря на устарелость взглядов Гегеля на общество и государство той эпохи,

его выводы о самостоятельности гражданского общества как сферы частных

интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), о

зависимости обще­ственного строя от разделения труда и форм собственности

стали гро­мадным шагом в развитии общественных наук.

Представления о гражданском обществе как не только сумме индивидов, но и о

системе их связей через экономические, правовые и другие отношения получили

развитие в трудах ряда мыслителей, в том числе Маркса и Энгельса. В их

произведениях показана динамика соот­ношения общества и государства,

основанная на изменении форм соб­ственности и разделения труда. Примитивные

формы разделения тру­да, поясняли Маркс и Энгельс, порождали кастовый строй в

государстве, вели к огосударствлению ряда сфер общественной жизни, так как

первоначальные формы частной собственности несли на себе печать общности.

«Выражение «гражданское общество» возникло в XVIII в., когда отношения

собственности уже высвободились из античной и сред­невековой общности... —

писали Маркс и Энгельс. — Благодаря высво­бождению частной собственности из

общности (Gemeinwesen), государ­ство приобрело самостоятельное существование

наряду с гражданским обществом и вне его...» .

Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот

процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе.

Отдельные элементы гражданского общества существовали в неко­торых странах

античного мира (Греция, Рим), где развитие ремесла и торговли породило

товарно-денежное производство, получившее офор­мление и закрепление в ряде

институтов частного права (особенно римское частное право). Но это были

только элементы, очаги граждан­ского общества, существовавшие лишь в

отдельных регионах и соче­тавшиеся с вертикальными структурами сословно-

кастовых обществ. Формирование гражданского общества в масштабе целых

стран, больших регионов Европы и Америки, началось в Новое время. В развитии

гражданского общества можно обозначить три этапа, переход от каждого из

которых к последующему знаменовался существенными изменениями общественного и

государственного строя, социальными и политическими потрясениями, массовыми

движениями, столкно­вениями классов, коренными преобразованиями общественной

идео­логии.

На первом этапе (примерно XVI-XVII вв.) складывались экономические,

политические и идеологические предпосылки гражданско­го общества. К ним

относятся развитие промышленности и торговли, специализация видов

производства и углубленное разделение труда, развитие товарно-денежных

отношений. При поддержке городов и городского сословия в ряде стран возникали

централизованные национальные государства, обладавшие рядом признаков

современных государств (суверенитет, государственная казна, профессиональный

управленческий аппарат и др.). К этому же времени относится переворот в

общественной идеологии, бурное развитие искусства и культуры, широкое

распространение протестантской буржуазной этики, оформление в «теорию

естественного права» основных общих идей, связанных с представлениями о

гражданском обществе как о социально-политиче­ском идеале. Во главе борьбы

угнетенных сословий против феодального Неравенства и привилегий стояли

горожане. От начала буржуазной Революции в Англии (1640 г.) ведется отсчет

Нового Времени. На втором этапе (примерно конец XVII — конец XIX вв.) в

наибо­лее развитых странах сформировалось гражданское общество в виде

первоначального капитализма, основанного на частном предпринима­тельстве.



(C) 2009