Научная Петербургская Академия

Реферат: Проблемы обучения и воспитания в школе ГДР

Реферат: Проблемы обучения и воспитания в школе ГДР

Многих волнуют вопросы, касающиеся проблем обучения и воспитания в школе, где

человек проводит довольно большую часть своей жизни, где он воспитывается,

получает знания и, в конечном счете, у него формируется собственная точка

зрения, мировоззрение. Таким образом, школа формирует будущую личность,

самостоятельного человека, который сам может принимать решения. И очень

многое зависит от того, кто помогает ему познавать новое, направляет его в

нужную сторону.

Данная книга адресована читателю, интересующемуся формированием личности

школьника в обществе. И хотя в ней рассказывается о наиболее актуальных и

важных вопросах учебно-воспитательной деятельности школы в Германской

Демократической Республике, многие проблемы близки и современной российской

школе. В книге рассматриваются многие немаловажные вопросы. Как добиться

наибольшего эффекта, давая урок? Что значит научить школьника мыслить и

логично рассуждать? Каким образом своевременно обнаружить индивидуальные

особенности и правильно развивать способности каждого ребенка в обычных

условиях школьных будней?

Авторы настоящего издания - научные сотрудники Академии педагогических наук

ГДР, имеющие не только многолетний опыт научно-исследовательской деятельности

в области дидактики и детской психологии, но и преподавательской работы в

школе. Они известны среды педагогов своей страны большим количеством

публикаций по вопросам теории обучения.

По моему мнению, этот сборник по своей тематике, содержанию и структуре

вполне соответствует главному назначению - привлечь внимание к наиболее

сложным вопросам обучения и воспитания детей в школе, в семье, помочь

конкретным примером, советом, рекомендацией справиться с этими трудностями с

наименьшими ошибками и более результативно.

Значительное преобразование в социальной жизни, бурное развитие науки, ее

достижения, характерные для современного периода, оказывают существенное

влияние на облик молодого поколения, его интересы, потребности,

представление, запросы, идеалы. И каждое последующее поколение иначе

относится к некоторым устоявшимся нормам и ценностям школьной жизни.

Система народного образования в ГДР гарантировала общее бесплатное,

образование для всех граждан во всех типах школ и преемственность между

учебно-воспитательными учреждениями, начиная от дошкольных и кончая вузами.

Основой школьного образования и главным звеном всей его системы в ГДР

являлась обязательная для всех детей с 6 до 16 лет общеобразовательная

политехническая 10-летняя (неполная) средняя школа, закладывающая фундамент

последующего профессионального обучения или общего (расширенного)

образования.

Согласно системе образования ГДР, уже в младших классах дети воспитываются

эстетически, физически и в уважении к труду. Обязательным иностранным языком

является русский. Литература, рисование, пение, музыка объединены, в так

называемый, художественно-эстетический цикл, задачей которого является не

только познакомить с достижениями мировой литературы, развить познавательные

способности, хороший художественный вкус и эстетические потребности, но и

научить петь, музицировать, рисовать с натуры, моделировать.

Примечательным для школы ГДР является и разветвленная сеть шефских связей -

это и организация воспитательной работы, свободного времени, Обеспечение школ

специалистами- практиками с предприятий для проведения кружковой

(факультативной) деятельности по техническим, теоретическим и прикладным

отраслям знаний.

В течение более трех десятилетий со дня образования ГДР шло постоянное

совершенствование системы народного образования. На передний план выдвигались

вопросы, связанные с активизацией процесса обучения, развития творческого

мышления детей, их сознательного отношения к учебе и труду, выработке

активной жизненной позиции, самостоятельности, потребности расширить свои

знания, умения применять их на практике.

Важное место в книге отводится вопросам мотивировки учебной деятельности

школьника, развитию его мышления. Как наиболее важное в ходе урока сделать

существенным для каждого ученика? Реально ли на всех уроках проводить

воспитывающее обучение и уделять каждому ученику необходимое внимание? Как

реагировать на неожиданные ситуации и добиваться нормальной рабочей

обстановки в классе? Можно ли все уроки планировать по принципу проблемного

обучения? Эти и многие другие вопросы, далеко не просто решаемые учителем в

школьной практике, стоят в центре внимания авторов.

Проблемное обучение как особый метод преподавания путем решения учениками

познавательных задач (поисковый принцип) прочно вошло в практику школы ГДР.

Он более эффективен, чем традиционные методы обучения, так как интенсивнее

содействует активизации процесса усвоения учащимися знаний, развитию их

мышления, самостоятельности, интереса к учению.

Одной из сложных задач обучения и воспитания справедливо считается развитие

индивидуальных склонностей, задатков, способностей школьников. Этот аспект

учебно-воспитательной работы нашел отражение в исследованиях ряда ученых ГДР.

В этой книге процесс обучения рассмотрен со многих сторон и позиций разных

ученых. И большое влияние уделено развитию личностных качеств, способности

принимать самостоятельные решения на основе полученного опыта и собственного

мнения по данной проблеме.



(C) 2009