Научная Петербургская Академия

Реферат: Мы и взрослые

Реферат: Мы и взрослые

Между отцами и детьми выситься стена

робости ,стыда ,непонимания ,уязвленной

нежности ,Чтобы эта стена не выросла,

требуются усилия ,на которые еле хвата-

ет человеческой жизни ,Но дети родятся

у нас в ту пору ,когда мы еще переполнены

собой ,сжигаемы честолюбием и от детей

просим не столько доверия ,сколько покоя.

Отцов отделяют от детей их собственные

страсти .Если ты помнишь о своих грехах,

в чем ты смеешь упрекать своего сына?

Одна Из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста -

смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

"Мы и взрослые" - постоянная тема подростковой и юношеской рефлексии

.Конечно, возрастное "Мы" существуют и у ребенка .Но ребенок принимает

различие двух миров - детского и взрослого - и то, что отношения между ними

неравноправны, как нечто бесспорное, само собой разумеющееся. Подростки стоят

где-то "посередине", и эта промежуточность положения определяет многие

свойства их психологии, включая и самосознание.

Французские психологи (Б. Заззо, 1969 ) спрашивали детей от 5 до 14 лет,

считают ли они себя "маленькими", "большими" или "средними" ( не по росту, а

по возрасту); при этом выяснилась эволюция самих эталонов "роста".

Дошкольники часто сравнивают себя с младшими и потому утверждают, что они

"большие". Школьный возраст дает ребенку готовый количественный эталон

сравнения - переход из класса в класс; большинство детей считают себя

"средними", с отклонениями преимущественно в сторону " большого ".С 11 до 12

лет точка отсчета меняется; ее эталоном все чаще становиться взрослый,

"расти" - значит становиться взрослым.

Советские психологи, начиная с Л. С. Выготского, единодушно считают главным

новообразованием подросткового возраста чувство взрослости .Однако

ориентация на взрослые ценности и сравнение себя со взрослыми зачастую

заставляют подростка снова видеть себя относительно маленьким,

несамостоятельным. При этом , в отличии от ребенка, он уже не считает такое

положение нормальным и стремиться его преодолеть. Отсюда противоречивость

чувства взрослости - подросток претендует быть взрослым и в то же время знает,

что уровень его притязаний далеко не во всем подтвержден и оправдан.

Одной из самых важных потребностей переходного возраста становиться

потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших

вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Как же появляется эта

возрастная тенденция ( не смешивать с отношениями между поколениями!) в

отношениях старшеклассников с наиболее значимыми для них конкретными

взрослыми ,которые являются не только старшими по возрасту, но и полномочными

представителями общества взрослых в целом, - родителями и учителями?

Из факторов социализации ,рассматриваемых по отдельности ,самым важным и

влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества

,влияние которой ребенок испытывает раньше всего ,когда он наиболее

восприимчив. Семейные условия ,включая социальное положение ,род занятий

,материальный уровень и уровень образования родителей ,в значительной мере

предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного

воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся

внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с

возрастом, преломляясь в структуре личности.

Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения

подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем

или прошлом.

Правда ,меняется характер этой зависимости. Так ,если в прошлом школьная

успеваемость ребенка и продолжительность его обучения зависели главным

образом от материального уровня семьи ,то теперь этот фактор менее влиятелен.

По данным ленинградского социолога Э. К. Васильевой (1975), у родителей с

высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью ( средний балл выше 4

) втрое выше ,чем в группе семей с образованием родителей ниже семи классов.

Эта зависимость сохраняется даже в старших классах, когда дети имеют навыки

самостоятельной работы и не нуждаются в непосредственной помощи родителей.

Помимо образовательного уровня родителей ,сильно влияет на судьбу подростков

и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами.

Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так

называемых трудных подростков.

Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его

взаимоотношений с родителями ,который лишь отчасти обусловлен их социальным

положением.

Существует несколько относительно автономных психологических механизмов

,посредством которых родители влияют на своих детей. Во-первых ,

подкрепление : поощряя поведение ,которое взрослые считают правильным ,и

наказывая за нарушение установленных правил ,родители внедряют в сознание

ребенка определенную систему норм ,соблюдение которых постепенно становиться

для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых , идентификация

: ребенок подражает родителям ,ориентируется на их пример ,старается стать таким

же ,как они . В-третьих ,понимание : зная внутренний мир ребенка и чутко

откликаясь на его проблемы ,родители тем самым формируют его самосознание и

коммуникативные качества.

Семейная социализация не сводиться к непосредственному «парному» взаимодействию

ребенку с родителями. Так, эффект идентификации может быть нейтрализован

встречной ролевой взаимодополнительностью : например, в семье, где оба

родителя умеют очень хорошо вести хозяйство, ребенок может и не выработать этих

способностей , так как , хотя у него перед глазами хороший образец , семья не

нуждается в проявлении этих качеств; напротив , в семье , где мать

бесхозяйственна, эту роль может взять на себя старшая дочь. Не менее важен

механизм психологического противодействия : юноша, свободу которого

жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности , а

тот , кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому конкретные свойства

личности ребенка в принципе невыводимы ни из свойств его родителей ( ни по

сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методов воспитания

(Д. Баумринд, 1975) .

Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и

преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи

представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой стоят максимально близкие ,

теплые, доброжелательные отношения (родительская любовь) , а на другом -

далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания

являются внимание и поощрение , во втором - строгость и наказание. Множество

исследований доказывают преимущества первого подхода. Ребенок, лишенный сильных

и недвусмысленных доказательств родительской любви , имеет меньше шансов на

высокое самоуважение , теплые и дружественные отношения с другими людьми и

устойчивый положительный образ «Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих

психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими

расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе,

показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в

детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или

невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у

детей. Эта враждебность может проявляться как явно, по отношению к самим

родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая

некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим

им ничего плохого, нередко оказывается следствием детских переживаний. Если же

эта бессильная агрессия направляется внутрь ,она дает низкое самоуважение,

чувства вины, тревоги и т.д.

Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе , а в связи с

определенным типом контроля и дисциплины , направленных на формирование

соответствующих черт характера. Разные способы родительского контроля также

можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность,

самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом - пассивность, зависимость,

слепое послушание ( Г. Элдер, 1971) .

За этими типами отношений стоит не только распределение власти , но и

разное направление внутрисемейной коммуникации : в одних случаях коммуникация

направлена преимущественно или исключительно от родителей к ребенку, в других

- от ребенка к родителям.

Разумеется, способы принятия решений в большинстве семей варьируют в

зависимости от предмета:

в одних вопросах старшеклассники имеют почти полную самостоятельность , в

других ( например, в финансовых) - право решать остается за родителями. Кроме

того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как

правило, воспринимаются юношами и на самом деле бывают более жесткими и

авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль в известной мере

компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать

влияние друг друга.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно

тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания .

Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности,

активности, инициативы и социальной ответственности . Поведение ребенка

направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и

рационально :

родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение

подростком ;

власть используется лишь в меру необходимости ;

в ребенке цениться как послушание , так и независимость;

родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает

себя непогрешимым ;

он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Крайние типы отношений , все равно, идут ли они в сторону авторитарности или

либеральной всетерпимости , дают плохие результаты. Авторитарный стиль

вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и

нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся

необоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и

пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение ,

что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные

родители не могут быть предметом подражания и идентификации , а другие

влияния - школы , сверстников, средств массовой коммуникации - часто не могут

восполнить этот пробел , оставляя ребенка без надлежащего руководства и

ориентации в сложном и меняющемся мире . Ослабление родительского начала ,

как и его гипертрофия , способствует формированию личности со слабым «Я» .

В нашей стране существуют разные стили семейного воспитания, которые во

многом зависят как от национальных традиций, так и от индивидуальных

особенностей. Однако в целом наше обращение с детьми является значительно

более авторитарным и жестким, чем мы это склонны признать. При анонимном

анкетировании детей разного возраста из 15 городов страны выяснилось, что 60

процентов родителей используют физические наказания; среди них 85 процентов -

порка, 9 процентов - стояние в углу (иногда на коленях на горохе , соли или

кирпичах ), 5 процентов - удары по голове и лицу и т.д.

Почему так живучи авторитарные методы? Во-первых, такова традиция. Став

взрослым, люди часто воспроизводят то, что с ними самими проделывали

родители, даже если они помнят, как трудно им приходилось. Во-вторых,

характер семейного воспитания очень тесно связан со стилем общественных

отношений вообще: семейный авторитаризм отражает и подкрепляет командно-

административный стиль, укоренившийся на производстве и в общественной жизни.

В-третьих, люди бессознательно вымещают на детях свои служебные неприятности,

раздражение, возникающее в очередях, переполненном транспорте и т. п. В-

четвертых, низкий уровень педагогической культуры, убежденность в том, что

лучший способ разрешения любых конфликтных ситуаций - сила.

Но если с маленькими детьми авторитарность еще « проходит» , то теперь она

неминуемо порождает конфликты, причем приходится платить и по старым, давно

забытым счетам.

Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится

не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам стиль

взаимоотношений с родителями давно уже сложился, и «отменить» эффект прошлого

опыта невозможно.

Чтобы понять взаимоотношения старшеклассника с родителями, необходимо знать,

как меняются с возрастом функции этих отношений и связанные с ними

представлениями. В глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких

«ипостасях»:

как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых ребенок чувствует

себя беззащитным и беспомощным;

как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений;

как образец , пример для подражания, воплощение мудрости и лучших

человеческих качеств;

как старший друг и советчик, которому можно доверить все.

Соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с

возрастом меняется.

Переходный возраст - период эмансипации ребенка от родителей. Процесс

этот является сложным и многомерным . Эмансипация может быть

эмоциональной , показывающей , насколько значим для юноши эмоциональный

контакт с родителями по сравнению с привязанностями к другим людям (дружбой,

любовью), поведенческой , проявляющейся в том , насколько жестко

родители регулируют поведение сына или дочери, или нормативной ,

показывающей, ориентируется ли юноша на те же нормы и ценности, что его

родители , или на какие-то другие. Каждый из этих аспектов эмансипации имеет

собственную логику.

В основе эмоциональной привязанности ребенка к родителям первоначально

лежит зависимость от них. По мере роста самостоятельности, особенно в

переходном возрасте, такая зависимость начинает ребенка тяготить. Очень

плохо, когда ему не хватает родительской любви. Но есть вполне достоверные

психологические данные о том , что избыток эмоционального тепла тоже вреден

как для мальчиков , та и для девочек. Он затрудняет формирование у них

внутренней анатомии и порождает устойчивую потребность в опеке, зависимость

как черту характера. Слишком уютное родительское гнездо не стимулирует

выросшего птенца к вылету в противоречивый и сложный взрослый мир.

Любящие матери , не способные мыслить о ребенке отдельно от самих себя, часто

не понимают этого. Но юноша не может повзрослеть, не разорвав «пуповину»

эмоциональной зависимости от родителей и не включив свои отношения с ними в

новую , гораздо более сложную систему эмоциональных привязанностей , центром

которой являются не родители , а он сам. Избыток материнской ласки и

положение «маменькиного сынка» начинают его раздражать не только потому , что

вызывают насмешки сверстников , но и потому, что пробуждают в нем самом

чувство зависимости , с которым подросток борется. Чувствуя охлаждение ,

многие родители думают, что дети их разлюбили , жалуются на их черствость и

т. д. Но после того как критический период проходит , эмоциональный контакт с

родителями, если они сами его не испортили, обычно восстанавливается, уже на

более высоком, сознательном уровне.

Рост самостоятельности ограничивает и функции родительской власти .К старшим

классам поведенческая автономия, как правило, уже весьма велика:

старшеклассник самостоятельно распределяет свое время, выбирает друзей,

способы досуга и т. д. В семьях с более или менее авторитарным укладом эта

автономизация иногда вызывает острые конфликты.

Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют к

родителям завышенные требования, в том числе и материальные. Во многих

обеспеченных семьях дети не знают источников семейного бюджета и не заботятся

об этом. Почти девять десятых опрошенных Л.Н. Жилиной и Н.Т Фроловой (1969 )

московских девяти- и десятиклассников надеялись , что их желания иметь

определенные вещи осуществятся, причем две трети уверены, что осуществить это

желание - дело родителей («купят родители»). Поведение и запросы этих

старшеклассников практически автономны , поскольку желания приобрести ту или

иную вещь совпадали с планами родителей только в 10 процентах случаев. Тем не

менее дети уверены, что их желаниям будет отдано предпочтение.

Степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве.

Разумеется, хорошие родители остаются для старшеклассников важным эталоном

поведения. На вопрос «Хотели бы вы быть таким человеком, как ваши родители?»

положительно ответили свыше 70 процентов санкт-петербургских

старшеклассников, опрошенных Т.Н. Мальковской (1971). На вопрос «Хотели бы

походить на родителей кое в чем?» положительно ответили 10 процентов

опрошенных, ни в чем - 7 процентов и уклонились от ответа на вопрос 11

процентов опрошенных.

Однако родительский пример уже не воспринимается так абсолютно и некритично ,

как в детстве. У старшеклассников есть и другие авторитеты, кроме родителей.

Чем старше ребенок, тем вероятнее, что идеалы он черпает не только из

ближайшего окружения, но и из более широкого круга лиц (общественно-

политические деятели, герои кино и литературы). Зато все недостатки и

противоречия в поведении близких и старших воспринимаются остро и болезненно

. Особенно это касается расхождение слова и дела. Из трех тысяч

старшеклассников и учащихся ПТУ, опрошенных социологами , свыше 2/3 отметили,

что замечают существенные расхождения между тем, чему учат их родители,

близкие родственники и учителя, и тем , как они сами поступают в повседневной

жизни

(С.И. Плаксий, 1987). Это не только подрывает авторитет старших, но и

является практическим уроком приспособленчества и лицемерия.

В психолого-педагогической литературе широко дебатируется вопрос о мере

сравнительного влияния на подростков родителей и сверстников. Однако на него

не может быть однозначного ответа. Общая закономерность состоит в том, что

чем хуже отношения подростка со взрослыми, тем чаще он будет общаться со

сверстниками и тем автономнее будет это общение от взрослых. Но влияния

родителей и сверстников не всегда противоположны, чаще они бывают и

взаимодополнительными .

«Значимость» для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально

неодинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей

при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений,

свободного общения, потребительских ориентаций.

Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в родителях друзей и

советчиков. При всей их тяги к самостоятельности, юноши и девушки остро

нуждаются в жизненном опыте и помощи старшим. Многие волнующие проблемы они

вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как мешает самолюбие. Да и

какой совет может дать человек, который прожил так же мало, как и ты? Семья

остается тем местом , где подросток, юноша чувствует себя наиболее спокойно и

уверенно. Отвечая на вопрос: «Чье понимание для вас важнее всего, независимо

от того, как фактически понимает вас этот человек?» - большинство московских

мальчиков (с 5 по 11 класс), поставили на первое место родителей (ответы

девочек более противоречивы).

Однако взаимоотношения старшеклассников с родителями часто обременены

конфликтами и их взаимопонимание оставляет желать лучшего.

«Мне уже 17 лет, а с мамой мы еще ни разу не говорили по душам... Я бы даже

рассказала все, что меня волнует, любой другой женщине».

«Вечером родители только успевают спросить: «Как дела в школе?» А нам на этот

вопрос надоело отвечать и кажется, что родителей больше ничего не

интересует... Мы часто поэтому не понимаем родителей, а родители нас...»

И таких писем множество.

При исследовании юношеской дружбы было специально зафиксировано, как

оценивают школьники с 7 по 11 класс уровень понимания со стороны родителей,

легкость общения и собственную откровенность с ними. Оказалось, что по всем

этим показателям родители уступают друзьям - сверстникам опрошенных и что

степень психологической близости с родителями резко снижается с 7 к 9 классу.

Причина этого коренится прежде всего в психологии взрослых, родителей, не

желающих замечать изменение внутреннего мира подростка и юноши.

Рассуждая абстрактно, хорошие родители знают о своем ребенке значительно

больше , чем кто бы ни было другой, даже больше, чем он сам. Ведь родители

наблюдают изо дня в день на протяжении всей его жизни. Но изменения,

происходящие с подростком, часто совершаются слишком быстро для родительского

глаза. Ребенок вырос , изменился, а любящие родители все еще видят его таким,

каким он бал несколько лет назад, причем собственное мнение кажется им

непогрешимым. «Главная беда с родителями - то, что они знали нас, когда мы

были маленькими», - заметил 15 - летний мальчик.

Понять другого человека можно только при условии уважения к нему,

приняв его как некую автономную реальность. Самая распространенная (и

совершенно справедливая!) жалоба юношей и девушек : «Они меня не слушают!»

Спешка, неумение и нежелание выслушать , понять то, что происходит в сложном

юношеском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери,

самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта - вот что в

первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими

детьми.

Сотрудники Института психологии АПН опросили 164 старшеклассника относительно

их потребности в разных видах общения и реальных взаимоотношений с разными

партнерами. Общение со взрослыми, включая родителей, оказалось гораздо более

формальным и регламентированным , чем общение со сверстниками. Оно вызывает у

юношей острую неудовлетворенность.

Реферат: Мы и взрослые

Регламентированное общение Нерегламентированное общение

Партнеры

потребность реальное потребность реальное

в нем общение в нем

общение

Родители и близкие родствен-

ники 4,7

70,8 66,6 29,2

Учителя 8,3

95,7 10,9 4,3

Другие взрослые 2,6

98,6 6,5 1,4

Близкие друг - сверстники 0 0

68,2 56,2

Другие сверстники 4,6

68,4 24,3 31,6

Реферат: Мы и взрослые

Как видно из таблицы, потребность в неформальном общении с родителями

удовлетворяется меньше чем наполовину. В ходе дополнительного интервью

выяснилось, что общением с матерью удовлетворены только 31,1 процента, а с

отцом - всего 9,1 процента опрошенных. А ведь этот вид общения психологически

очень важен. Среди школьников, имеющих доверительные отношения с родителями,

устойчивой самооценкой обладают 79,1 процента опрошенных , а среди тех, у

кого общение с родителями жестко регламентировано, - только 25 процентов.

Неадекватную самооценку в первой группе имеют 8,3 процента , а во второй -

87,9 процента обследованных.

В другом исследовании отношения старшеклассников с родителями изучались с

точки зрения доверительности общения со стороны старшеклассников ,

информационного содержания общения , внимания, проявляемого детьми к делам и

жизни родителей, и авторитетности мнений родителей для старшеклассников. Было

опрошено 140 ленинградских семей, причем дети и родители опрашивались

отдельно. Выяснилось, что старшеклассники , независимо от пола, более

откровенны с матерью, нежели с отцом, чаще обращаются к ней за советом и

более сочувственно относятся к ней. Отцы имеют преимущество только в

«информационной сфере», когда речь идет о политике и спортивных событиях.

Бросается в глаза также резко выраженная асимметричность интересов детей и

родителей : родители проявляют внимание ко всем сторонам жизни детей, тогда

как дети мало интересуются жизнью и трудом родителей. Особенно отчетливо это

проявляется в общении с отцами : дети редко расспрашивают их о служебных

делах, годах детства и юности и т.д.

Отношения детей и родителей асимметричны , неравноправны. Многие родители,

привыкнув распоряжаться детьми, болезненно переживают ослабление своей

власти. Кроме того, действуют определенные культурные запреты. Например, у

нас не принято обсуждать сексуальные проблемы с представителями других

возрастных групп, это делается только со сверстниками. В результате важнейшая

сфера интимных переживаний подростка из общения с родителями «изымается». При

опросе 402 пар молодых москвичей, подавших заявление о вступлении в брак, 85

процентов невест и 80 процентов женихов сказали, что никогда не обсуждали с

отцами проблемы брака и семьи . Чрезвычайно важные для переходного возраста и

ранней юности темы - «этапы полового созревания» и «интимные отношения» -

занимают последние места в разговорах с родителями.

Но если о том, что больше всего волнует, говорить невозможно, общение

неизбежно принимает формальный, рутинный характер. Обе стороны чувствуют

возникший между ними барьер , страдают от этого, но сделать ничего не могут.

Чем больше родители «нажимают» на поведение, успеваемость и прочие

формально- ролевые аспекты жизни детей, тем суше, казеннее ,

регламентированнее становятся их взаимоотношения.

Вот типичное письмо старшеклассника : « Моему другу повезло с родителями,

потому что они считают своего сына за человека. Я целые дни провожу в их

доме. Его отец любит отгадывать кроссворды, заводить радиолу; нашу музыку

называет «шум» , но разрешает слушать... Мои родители , наоборот , думают

только о моих уроках. Что я человек , у меня могут быть дела - это им даже в

голову не приходит. Кандидаты наук, а к телефону не зовут. Разговаривают со

мной как будто всегда с обидой, хотя бы я даже все выучил. В доме у нас

зеленая тоска...»

Юноши, в свою очередь, невнимательны к родителям в следствии своего

возрастного эгоцентризма. Поглощенные собой, они видят своих родителей только

в каких-то определенных и подчас не самых привлекательных ипостасях , разбить

которые может только новая информация, высвечивающая привычный образ «предка»

с какой-то неожиданной стороны. А родители ждут от выросших детей тепла и

понимания и вместе с тем смертельно боятся обнаружить свои человеческие

слабости, которые детям давно известны.

В любящих душах родителей живет иллюзия, что они нужны выросшим детям в том

же качестве , что и в раннем детстве. Идеальный воспитанник Эмиль, женившись

и готовясь стать отцом, говорит своему идеальному воспитателю: «Советуйте,

руководите нами, мы будем послушны; пока я буду жив, я буду наждаться в вас»

Растроганный собственной утопией , Руссо не замечает, что послушание и

потребность в руководстве - не самые ценные качества взрослого человека, что

существуют другие формы любви и человеческих взаимоотношений. Так приятно

для самолюбия всегда и во всех ситуациях оставаться для своих детей и

учеников мудрым наставником и учителем жизни! Но в этой установке - источник

постоянных конфликтов.

И здесь особенно трудно приходится отцам. Сегодня отцовская роль стала

особенно сложной и проблематичной. Не говоря уже о том , что во многих семьях

отцы вообще отсутствуют , их влияние на детей большей частью ниже, чем

влияние матерей. По мнению опрошенных уфимских школьников, свыше трети их

отцов практически не занимаются домашними бытовыми делами, две трети отцов не

помогают детям в учебе, не обсуждают с ними книг, фильмов , телепередач.

Отвечая на вопрос : «С кем ты делишься своими секретами?» - дети, начиная с 5

класса, ставят на первое место друзей , затем идут матери, бабушки и на

предпоследнем месте, опережая только братьев и сестер, - отцы. В некоторых

семьях единственная форма отцовского общения с детьми - совместный просмотр

телепередач, после чего семейство отходит ко сну. Сравнительно редко

наблюдается и психологическая близость с отцами.

Дело, по-видимому , не в том, что современные мужчины уделяют меньше внимания

семье и детям, а в том, что подорвано их традиционное положение в семье , а

новые роли усваиваются медленно. Отец перестал быть единственным кормильцем и

дисциплинирующим фактором. Труд, который всегда был и остается главной сферой

самоутверждения мужчины, в наши дни пространственно отделен от семейного

быта. Как работает отец, ребенок не видит. Что же касается внутрисемейных

функций, роль матери здесь выглядит гораздо более важной и значимой, чем роль

отца. Кроме того, взаимоотношения отцов с детьми ( мы видели выше , что

старшеклассники чаще ощущают близость с матерью и откровеннее с ней, чем с

отцом) осложняется меньшей экспрессивностью мужчин, их частым неумением

выражать сравнительно тонкие чувства и психологические переживания. Эти

качества, столь ценимые в наши дни, не входили в традиционный стереотип

мужчины.

Отцовские чувства и отцовская роль сами требуют определенного воспитания и

обучения. В старом, патриархальном обществе, на нормы которого мы все еще

ориентируемся, учиться отцовству не было необходимости. Будь сильным и

преуспевающем мужчиной в обществе , и все остальное - благоустроенный дом ,

уважение окружающих, послушная жена и дети - появится автоматически. Возится

с детьми и разводить «нежности телячьи» - не мужское дело. Такова была

господствующая установка, и, хотя очень многие мужчины чувствовали себя в

этом мире неуютно и испытывали дефицит эмоционального тепла и интимности, это

не воспринималось как социальная проблема.

Сегодня положение резко изменилось. Раскрепощение женщин и другие процессы

лишили мужчин их привилегированного положения. Чтобы иметь душевное

спокойствие и авторитет в семье, мужчина должен обладать рядом тонких

психологических свойств, которые никогда не входили в традиционный стереотип

маскулинности , - чуткостью, внимательностью, отзывчивостью и т.д. Их

недостаток болезненно сказывается на психике и здоровье мужчин. Равняясь на

систему ценностей , принятых в обществе сверстников, мальчики-подростки

старательно искореняют в себе эти якобы «женские» качества, а став взрослым,

обнаруживает, что не в состоянии выразить волнующие их переживания. Броня,

которой подросток окружил себя в порядке самозащиты, превращается в тюрьму,

из которой взрослый мужчина не может освободиться. В том, что касается

выражения эмоций, «настоящий мужчина» напоминает порой собаку из поговорки:

все понимает, а сказать не может. По уровню душевного самораскрытия мужчины

существенно уступают женщинам, и это остро проявляется в семье и отношениях

с детьми. Поэтому, вовлекая отцов в дело воспитания, школа должна

одновременно оказывать им необходимую психологическую помощь.

-Ах так! Тогда вообще никуда не пойдешь!

-Пойду!

-Ты с кем разговариваешь? Не пойдешь, если отец не разрешает!

-Как бы не так!

Стук входной двери поставил точку на разговоре.

Санька бежал по улице, ничего не видя и не слыша, кроме возмущения,

бушевавшего в нем.

«Ненавижу! Ненавижу! Я не маленький, чтобы мной так командовать! Весь класс

идет в поход, и все вместе вернутся. Только мне почему-то приказывают быть

дома к пяти. Значит я один должен возвращаться? Почему? Что изменится, если я

приеду попозже, со всеми? Просто ему надо показать свою власть и унизить

меня! Вечно так! А если я действительно провинюсь - что же тогда? Убить меня,

что ли? Не может отец понять, что я уже вышел из того возраста , когда можно

мною командовать!»

...Отец нервно постукивал кулаком по столу, сосредоточенно уставясь в одну

точку, и размышлял

«Как разговаривать стал , паршивец! Вырастил, называется , сынка! Что ни

скажи - все встречает в штыки! Ему кажется, что много понимать стал! Так ведь

только кажется! Что десять лет, что пятнадцать... Но почему так? Что было!»

Была любовь. Санька еще не умел говорить и гулять, его возили в коляске до

половины завернутым в одеяло. Но стоило появиться рядом отцу, как из коляски

раздавалось радостное покряхтывание. Оно означало, что право везти коляску

переходило к папе. Когда же папа уходил, вслед несся горестный плач.

-Папа! - сказал Санька в числе первых своих трех слов и немедленно сделал

это слово синонимом высшего достоинства.

Была дружба. Выходной день превращался в праздник.

-Позаботься о лыжах! - накануне мимоходом бросал отец. И сын допоздна

колдовал над баночками с мазями, наполнявшими кухню едким смоляным запахом.

Снежным воскресным утром к лыжникам в парке прибавлялось еще двое - высокий,

плотный в синем костюме и маленький в красном с белыми полосками. Оба были

неутомимы и отважны.

-Съедем? - спрашивает старший, указывая палкой на крутую горку.

-Съедем! - отвечал младший, и никто не смог бы уловить неуверенности в его

ответе, хотя внутри холодело при одно взгляде на гору. Но показать себя

трусом перед папой? Ни за что! Присесть, палки назад! Ух! Удержался!

-Молодец! - кричал отец. И Саня счастливо вздыхал. А если он падал, то слышал

снисходительное: «Цел? Ну, ну! Не разлеживайся! Вставай!»

Было уважение. В ящике письменного стола лежали отцовские боевые награды. На

23 февраля и на 9 мая они переходили из своих коробочек на лацканы отцовского

пиджака. Саню заполняла до краев гордость. Он слушал отцовские рассказы,

радуясь и страдая, время от времени хватая широкую, крупную руку, чтобы

убедиться: все то, страшное, позади! Папа здесь, рядом!

Было послушание.

-Изволь делать так, как я говорю!

Иногда мальчишка возражал. Но только по существу.

-Папа мне не хочется...

-Что за разговоры! Сказано - делай!

И вдруг - возмущение, открытая неприязнь во взгляде, в тоне, в словах сына.

Словно какая-то злая сила отбросила их друг от друга. Вначале отец испытывал

гневное удивление: что случилось? Он инстинктивно попробовал увеличить силу

своей власти , своего покровительства, всего того, что столько лет надежно

притягивало к нему сына. И убедился, что тот отдаляется еще больше. Тогда

отец растерялся: понятно, переходный возраст и все такое, но какое отношение

имеет это к нему? И наконец, почувствовал сильное искушение: махнуть на все

рукой и снять ответственность за дальнейшее. Что бы не произошло - всегда

можно будет сказать: «Не хотел делать по-моему? Сам Виноват!»

Наше знакомство с Коротковыми состоялось тогда, когда между отцом и Саней

отношения установились: периоды острой враждебности чередовались с периодами

подчеркнутого безразличья. Первые наполняли дом ссорами и злыми вспышками по

любому поводу. Во время вторых царило угрюмое молчание. Мать старалась

разрядить обстановку, но это плохо ей удавалось. Боязнь повредить

родительскому авторитету мешала ей обвинить в чем-то отца, а попытки

оправдать сына наталкивались на раздражение мужа: «Не требуется вовсе

вставать грудью на защиту Саньки!»

-Как только вместе соберутся, так или вцепляются друг в друга из-за каждой

мелочи, или молчат! - устало пожаловалась Ольга Викторовна . - Просто

трагедия!

Еще не трагедия. Ничего безнадежно непоправимого не произошло. Но произойти

может, если труднообъяснимые семейные нелады приведут к полному разъединению

тех, кто недавно был связан, казалось , неразрывно.

Бывает и так: сын уходит из дома. И спустя годы зрелый самостоятельный

человек старается, как может, избегать общения с отцом, А отец, уже старик,

так и живет с чувством обиды и недоумения: за что?

-За что? - спросила и я.

Сын пожал плечами.

Не сошлись характерами и взглядами!

У взрослых людей характер и взгляды, естественно, обладают известной

стабильностью, которая неизбежно проявляется и в отношениях с детьми.

-Уважения надо сначала заслужить! - веско сказал Алексей Петрович. - А Санька

его еще не заслужил!

-Да кто его унижает?! И в мыслях нет! - сердится Алексей Петрович.

А Саня, идя по улице, вспоминает:

-У меня Гришка с Леной сидели , а отец пришел в комнату и начал: «Посмотрите,

ребята, на его патлы! На кого он похож! Чучело какое-то! Хоть бы вы его

пристыдили и сводили в парикмахерскую!! Ходить в таком виде - неуважение к

обществу!»

-Ведь для его же блага говорю! Ему добра хочу! - продолжал Алексей Петрович.

-Разве дело в тоне? Неужели загвоздка в том, что форма не нравится?

И в этом тоже. Но, конечно же , не только в этом. Каждодневная опека,

дозволенная и неизбежная в детстве, давит тяжелым, стесняющим грузом на того,

кто почувствовал себя взрослым, даже если ему только кажется , что он

взрослый. Она настораживает: проверяют каждый мой шаг - не доверяют;

стараются чересчур помогать - сомневаются в моих силах; поучают без конца -

не считают способным к самостоятельности. Юношеская запальчивость всегда

находит крайние определения.

Мы-то знаем, как несправедливы эти выводы. Но привычка к определенному стилю

отношений с детьми, нежелание или неумение отказаться от нее может оказать

плохую услугу.

Непреклонность? Да, если речь идет о главном: о порядочности, о честности, об

отношении к труду. Терпимость в мелочах? Обязательно, если в них как-то

раскрывается индивидуальность подростка. Вот хоть, к примеру, Санькины

«патлы». Допустим, что отца коробит прическа сына. У него в распоряжении

много средств: посоветовать подстричься, посмеяться в семейном кругу над

«диким» видом. Пожалуйста! Но схватить за этот чуб и обкорнать его или

демонстративно срамить сына в присутствии товарищей - это уже прием

запрещенный.

Мы стараемся понять до конца наших детей. Великое счастье, когда это удается.

А если не удается, порой необходимо им просто поверить.

С ростом детей растут и родители, именно так, не стареют, а растут. Во всяком

случае должны расти, чтобы быть на высоте к тому времени , когда у ребят

начинает происходить переоценка ценностей.

«Ты требуешь от меня, а какой ты сам?» Авторитет родительской власти

кончается. Теперь будет действовать авторитет человеческой личности. Только

он. Значит, наступила пора, когда что-то в отношениях приходится

перестроить. И самому перестроится. Так бывает всегда, и нельзя, чтобы это

заставляло врасплох.

Те же трудности , что и родители , переживают учителя. Как уже говорилось,

работа учителя по сравнению с патриархальным прошлым заметно усложнилась,

причем особенно трудно иметь дело со старшеклассниками. И не потому, что

ребята или учителя стали хуже, а потому , что предъявляемые к тем и другим

требования стали более противоречивыми.

Для многих старшеклассников понятия «учиться» и «учиться в школе» не только

различны, но даже противоположны. Вот как выглядели ответы некоторых учеников

11 класс очень неплохой подмосковной школы на вопрос: «Какую пользу приносит

тебе посещение школы?»

Никакой.// Никакой. Может , потом свои знания я смогу применить где-нибудь,

но сейчас вся учеба мне кажется бесполезной.// Посещение школы мне не

приносит пользу, на уроках я мало чего усваиваю полезного. Польза - общение с

классом, с народом. //Наверное, какую-то пользу и приносит, но я ее не

замечаю.// Великую радость общения и отдых от родителей...//Школа не дает мне

замкнуться в узком кругу моих занятий, но я с такой же охотой и не посещал бы

ее. //Очень мало - только по литературе, а так - только вред!

«Нам уже 16, - рассказывала десятиклассница, - и на табличку у касс

кинотеатров « Дети до 16 лет не допускаются» мы смотрим с насмешливой

улыбкой. Итак , у администрации кинотеатров мы получили полное признание. А в

школе? Как ни странно, в школе нас во многом считают детьми... Однажды один

из преподавателей сказал мне : «Вот кончишь школу, и тогда тебе придется

приобретать собственные мысли». Смешно!»

Чтобы преодолевать стереотипы собственного мышления, учитель должен знать

специфические опасности и вредности своей профессии. Американский социолог У.

Уоллер в работе « Что учение делает с учителем» (1932) описал некоторые из

этих вредностей. Многих учителей и вне школы отличает назойливо-

дидактическая, поучающая манера держать себя. Привычка упрощать сложные вещи,

чтобы сделать их доступными детям, способствует развитию негибкого,

прямолинейного мышления, вырабатывает склонность видеть мир в упрощенном,

черно-белом варианте, а привычка постоянно держать себя в руках затрудняет

эмоциональное самовыражение.

Положение учителя - это постоянный искус, испытание властью. Дело не только в

субъективизме и личной предвзятости в оценках и отношении к учащимся. В

бюрократически организованной системе образования учитель является прежде

всего государственным служащим, чиновником. Его главная задача - не допускать

каких-либо происшествий и отклонений от официально принятых мнений.

Юношеский возраст - не фаза «подготовки к жизни» , а чрезвычайно важный,

обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути. Будут

ли юношеские годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти

сегодняшнего школьника как заполненные мелкими конфликтами, унылой зубрежкой

и скукой, - во многом зависит от атмосферы, царящей в школе, от его

собственных отношений с учителями

«Для ребят идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель,

воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит презираемый ими,

чуждый им человек», - писала Н.К. Крупская. Но любимым учителем может быть

только учитель любящий.

Реферат: Мы и взрослые



(C) 2009