Научная Петербургская Академия

Реферат: Маргиналы

Реферат: Маргиналы

НГУ

Кафедра социологии

Реферат

Тема: Маргиналы

Выполнил:

Группа:

Принял:

1999

СОДЕРЖАНИЕ

1. Вступление -3

2. Причины дезорганизованности и их

преодоление - 4

3. Классовая маргинализация -12

4. Стереотипы господства и подчинения

человека - 19

5. Маргинальность и право -22

Литература

1.ВСТУПЛЕНИЕ

Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности, периферийности

или промежуточности по от­ношению к каким либо социальным общностям

(национальным, классовым, куль­турным). Маргинал, просто говоря,—

«промежуточный» человек. Классическая, так сказать, эталонная фигура

маргинала — человек, пришедший из села в город в поисках работы: уже не

крестьянин, еще не рабочий; нормы деревенской субкультуры уже подорваны,

городская субкультура еще не усвоена. Главный признак маргинализации — разрыв

социальных связей, причем в «классическом» случае последовательно рвутся

экономические, социальные и духовные связи. При включении моргинала в новую

социальную общность эти связи в той же последовательности и устанавливаются,

причем установление социальных и ду­ховных связей как, правило, сильно

отстает от установления связей экономиче­ских. Тот же самый мигрант, став

рабочим и приспособившись к новым ус­ловиям, еще длительное время не может

слиться с новой средой.

В отличии от «классической» возможна и обратная последовательность

маргинализации. Объективно все еще оставаясь в рамках данного класса, человек

теряет его субъективные признаки, психологически деклассирует­ся. Ведь

деклассирование — понятие прежде всего социально-психологическое, хотя и

имеющее под собой экономические причины. Воздействие этих причин не является

прямым и немедленным: объективно выброшенный за пределы проле­тариата

безработный на Западе не станет люмпеном, пока сохраняет психологию класса и

прежде всего его трудовую мораль. У нас в стране нет безработицы, но есть

деклассированные представители рабочих, колхозников интеллигенции,

управленческого аппарата. В чем их выделяющий признак? Прежде всего— в

отсутствии своего рода профессионального кодекса чести. Профессионал не

унизится до плохого выполнения своего дела. Даже при отсутствии материальных

стимулов настоящий рабочий не сможет работать плохо — скорее он отка­жется

работать вообще! Физическая невозможность халтурить отличает кадрово­го

рабочего-профессионала (так же как и крестьянина, и интеллигента) от

дек­лассированного бракодела и летуна.

2. ПРИЧИНЫ ДЕЗОРГАНИЗОВАННОСТИ И ИХ

ПРЕОДОЛЕНИЕ

Привычку к расхлябанности, дезорганизованности порождает множество причин.

Кратко проанализируем основные из них.

Первая мировая война усилила в социальной структуре российского обще­ства

маргинализационные процессы. Едва ли не в наибольшей степени затрону­ли они

рабочий класс. Что он представлял из себя до войны? Общая числен­ность (без

членов семей) — 15 миллионов человек, в том числе промышленных рабочих —

только 3,5 миллиона, из них кадровых — 600 тысяч. Именно эта группа в силу

своих особых качеств составляла главную социальную базу большевистской

партии. И период войны значительная часть кадровых рабочих были призвана в

действующую армию (в Петрограде, например, тридцать процентов), а на смену им

пришли далеко не лучшие. Ленин неоднократно отмечал, что в период войны

фабрично-заводское производство привлекает «всех, спрятавших­ся от войны,

босяцкие и полубосяцкие элементы, проникнутые одним желанием «хапнуть» и

уйти». [1, с275]

Последовавшая за революцией гражданская война привела к взаимному истреблению

наиболее активных элементов российского общества, составлявших культурное

меньшинство народа. Это в полной мере относится и к рабочему классу: из

гражданской войны и сопутствовавшей ей разрухи вышел «пролета­риат,

ослабленный и до известной степени деклассированный разрушением его

жизненной основы—крупной машинной промышленности...». [2,с10] «...Неслыханные

кризисы, закрытие фабрик привели к тому, что от голода люди бежали, рабо­чие

просто бросали фабрики, должны были устраиваться в деревне и перестава­ли

быть рабочими». [3, с 42]

В августе 1920 года переписью было учтено 1,7 миллиона промышленных рабочих

(менее 50 процентов от их довоенной численности), из них кадровых — около 700

тысяч (по другим, скорее всего, более точным данным — всего 350 тысяч

человек). Некоторые авторы вполне справедливо увязывают падение авто­ритета и

влияния ленинской гвардии в партии с истончением слоя кадровых ра­бочих,

являвшихся ее социальной базой и источником пополнения. В годы граж­данской

войны и военного коммунизма развал хозяйства и деклассирование про­летариата

сочетались с ростом аппарата хозяйственного управления и распреде­ления: в

1921 году он уже в два с половиной раза превосходил численность пролетариата

— 4 миллиона чиновников, «полученных от царя и от буржуазно­го общества,

работающих отчасти сознательно, отчасти бессознательно против нас». [4, с290]

Основанием социальной структуры общества оставались огромный слой

пат­риархального или полупатриархального крестьянства, в большинстве бедного,

а кроме того, не поддающиеся учету массы люмпенов, выбитых из жизненной -

колеи войной. И во главе этого общества — партия, пролетарская политика

ко­торой «определяется не ее составом, а громадным, безраздельным авторитетом

того тончайшего слоя, который можно назвать старой партийной гвардией».[4,

с20] Но и с этим «тончайшим слоем» далеко не все в порядке. 12 ноября 1921

года один из руководителей ЦКК РКП(б) А. А. Сольц писал в «Правде»: «Долгое

пребывание у власти в эпоху диктатуры пролетариата возымело свое разлагаю­щее

влияние на значительную часть старых партийных работников. Отсюда

бюрократизация, отсюда крайне высокомерное отношение к рядовым членам пар­тии

и к беспартийным рабочим массам, отсюда чрезвычайное злоупотребление своим

привилегированным положением в деле самоснабжения. Выработалась и создалась

коммунистическая иерархическая каста...». В одном из писем извест­ный деятель

того времени X. Г. Раковский упоминал «автомобильно-гаремный фактор»,

«играющий немаловажную роль в оформлении идеологии нашей совет­ской партийной

бюрократии».[ 5 ] У партийной, элиты складывался своеобразный групповой

навык, выражавшийся в отрицании общечеловеческих моральных цен­ностей,

возведении в абсолют волевых, жестко авторитарных методов, примени­мых только

в условиях гражданской войны, и распространении их на все слу­чаи жизни,

полный отказ от собственного «я» в пользу «партийной линии». Эта мораль в

дальнейшем способствовала успеху сталинщины и последовательному уничтожению

представителей «старой гвардии» руками товарищей по партии, а конечном счете

безжалостному обращению с массами трудящихся.

Довольно запутанные отношения сложились у партийной верхушки с управленческим

аппаратом, заимствованным от царского режима. Вот что говорил об этом Ленин

на XI съезде РКП(б): «...Не хватает культурности тому слою коммунистов,

который управляет. Но если взять Москву — 4700 ответственных коммунистов — и

взять эту бюрократическую махину, груду,— кто кого ведет? Я очень сомневаюсь,

чтобы можно было сказать, что коммунисты ведут эту груду. Если правду

говорить, то не они ведут, а их ведут».[4, с95]

Итак, в начале 20-х годов социальная структура советского общества

пред­ставляла из себя пеструю мозаику разных классов и групп, «взрыхленную»

ми­ровой и гражданской войнами, белым и красным террором, разрухой; массу

лю­дей, выбитых из колеи, с оборванными социальными связями, с потрясенными

до основания моральными устоями. При этом, пожалуй, больше других постра­дал

рабочий класс, который подвергся за эти три с половиной года политиче­ского

господства таким бедствиям, лишениям, голоду, ухудшению своего

эконо­мического положения, как никогда ни один класс в истории. И понятно,

что в результате такого сверхчеловеческого напряжения мы имеем теперь особую

усталость и изнеможение и особую издерганность этого класса», «...Никогда не

было так велико и остро бедствие этого класса, как в эпоху его диктатуры».[3,

с132]

Много раз в последнее время ставился вопрос об альтернативах сталинской

модели казарменного социализма, или конкретнее, о том, можно ли было

со­хранить нэп. Попробуем взглянуть на этот вопрос, учитывая прежде всего

дина­мику общественных процессов, движения классов, слоев, групп населения в

стра­не. Кому и что сулила новая экономическая политика?

Нэп, введенный партийным руководством вопреки собственному желанию под

угрозой полного развала экономики и поголовного крестьянского восстания, был

ненавистен и партийному, и государственному аппарату. Первому — потому что

товарно-денежные отношения не подчинялись методу «простых решений» и,

выступал регулятором экономической жизни, отнимали у партийного аппарата

возможность командовать, порождая у наименее культурной его части ощущение

собственной ненужности. «Совслужащие» же, в большинстве взятые внаем у

про­шлого, просто оказались не у дел: из имевшегося в 1924 году 1 миллиона

без­работных 750 тысяч — бывшие служащие. В 1928 году эта категория составила

50 процентов всех безработных. Таким образом, нэп способствовал

неопределен­ности в положении и прямой люмпенизации работников

управленческого ап­парата.

Что же касается рабочего класса, то к началу первой пятилетки общая его

численность по сравнению с 1920 годом увеличилась в 5 раз, а если вести

отсчет от численности его кадрового ядра, то — минимум в 12, а скорее всего —

в 24 раза. Вполне вероятно, что основную массу пополнения рабочих составила

пауперизированная крестьянская молодежь. Многие из крестьян-мигрантов,

по­ступавших на заводы и фабрики, сохраняли земельные участки и хозяйство в

деревне. «...Каждый седьмой рабочий не умел читать и писать, многие

справ­ляли церковные праздники, ради чего могли и не выйти на работу, уход в

де­ревню, например, на сенокос или уборку урожая кое-где был массовым».[6]

Как считал Христиан Раковский, «ни физически, ни морально он рабо­чий класс,

ни партия не представляют из себя того, чем они были лет десять тому назад. Я

думаю, что не очень преувеличиваю, если скажу, что партиец 1917 года вряд ли

узнал бы себя в лице партийца 1928». Думается в условиях пореволюционной

России кадровый пролетариат и крестьянство пред­ставляли собой не просто два

разных класса, а были носителями двух принци­пиально различных линий развития

— европейской и азиатской. В свое время Г. В. Плеханов писал, что «в лице

рабочего класса в России создается теперь народ в европейском смысле этого

слова».[7, с78] То есть цивилизованное, культур­ное, осознающее свои

классовые интересы и способное их защищать, с развитым чувством собственного

достоинства население. Что же касается русского кресть­янства, то не слишком

ли сильно преувеличивался его мелкобуржуазный харак­тер? Есть много оснований

согласиться с мнением И. М. Клямкина о том, что русское крестьянство, говоря

экономическим языком, представляло мелкотовар­ного производителя

добуржуазного типа[8], а на языке современной социологии — «традиционный

сектор», связанный не столько с товарно-денежным, сколько с натуральным

хозяйством. И хотя нэп резко уменьшил долю пауперизированного населения в

деревне, слой «бедняков» по-прежнему оставался очень зна­чительным и оказал

влияние не только на процессы «раскулачивания» и коллективизации. Остатки

старого кадрового пролетариата европейского типа бы­ли захлестнуты морем

сельских переселенцев, несущих в город не только традиционное крестьянское

трудолюбие, но и — в лице именно этого пауперизированного слоя — мораль

азиатского патернализма. Бывшие крестьяне были преисполнены радужных надежд,

«революция растущих ожиданий» превращала их в послушную и доверчивую всякому

волеизъявлению свыше массу.

Проиграли от нэпа две социальные категории: люмпены, не способные включиться

в процесс производства ни при каких условиях, и работники бюро­кратического

аппарата, лишившиеся с концом военного коммунизма распредели­тельных функций,

ибо в условиях нэпа регулятором распределения должен был стать «автомат»

закона стоимости. Интересы собственно люмпенов совпали с ин­тересами люмпен-

бюрократов, и тем и другим был нужен перераспределитель­ный аппарат,

демонтированный в период нэпа: первым — как объекту его благо­деяний, вторым

— как причастным к распределительной кормушке. И притом парадоксальным

образом эти интересы оказались как бы на параллельных кур­сах с общим

умонастроением значительной части партийного аппарата, да и партийной массы.

«...Годы нэпа проходили под знаком жгучей ностальгии... по временам военного

коммунизма. Полистаем газеты тех лет и увидим, что новая экономическая

политика изображена в них преимущественно со знаком ми­нус. Почитаем

воспоминания ветеранов, и встретимся с «тоской» по времени, когда все было

«просто» и «ясно»: приказ — исполнение».[9]

При такой расстановке социальных сил в стране нэп, думается, был обре­чен,

несмотря на экономическую эффективность и благотворное влияние на все стороны

общественной жизни. Сложилась не столь уж редкая в истории нашей страны

ситуация: у объективно необходимой политики не оказалось соответствующей

социальной базы.

В период «великого перелома» победила не просто одна из далеко не луч­ших

моделей «неразвитого социализма». «Азиатская» модель общественного раз­вития

одержала победу над «европейской». «Европейская» характеризуется нали­чием

независимых от государства субъектов собственности, развитыми граждан­ским

обществом и классовой структурой, при которой государство — лишь эле­мент

надстройки. «Азиатская» модель отличается тотальным проникновением

государства не только во все надстроечные сферы, но и превращением его в

решающий элемент базиса, слиянием отношений политики, власти с отноше­ниями

собственности. Государство превращается в верховного собственника всех

средств производства: в социальной структуре поглощенного им гражданского

общества складывается не классовое, а сословное деление (ибо главный

классообразующий признак узурпируется государством).

Место нормального экономического обмена, распределения на основе товар­но-

денежных отношений в «азиатской» модели занимает так называемая редистрибуция

(в переводе с английского — перераспределение). Этот термин ввел в обиход

крупнейший представитель экономической антропологии Карл Поланьи.

Редистрибуция - неэквивалентный продуктообмен, основанный на волевом изъя­тии

центральной властью прибавочного продукта с целью его последующего

на­турального перераспределения. Складывается ситуация с двумя зеркальными

ан­типодами — социализмом и его «больной тенью» — «казарменным коммуниз­мом»,

напоминающая Одетту - Одиллию из балета П. И. Чайковского «Лебеди­ное озеро».

Каждому структурному элементу социализма соответствует уродли­вый «азиатский»

двойник: общественной форме собственности противостоит госу­дарственно-

бюрократическая форма; нетоварному характеру продуктообмена при коммунизме,

гипотетически предсказанному Марксом и Энгельсом,—волевое перераспределение

(редистрибуция) в рамках полунатурального хозяйства; социа­листическому

коллективизму как форме добровольной ассоциации свободных лю­дей —

казарменно-принудитсльный псевдоколлективизм; равенству всех в праве на

самореализацию талантов и способностей — равенство посредственностей,

ра­венству богатства — равенство нищеты и т. д.

Переход от товарно-денежных отношений к редистрибуции имел серьезней­шие

последствия для всей социальной структуры советского общества. Ведь при такой

системе общество делится на две основные группы: управленческую вер­хушку,

выполняющую диспетчерско-распределительные функции, и рядовых

про­изводителей, создающих прибавочный продукт, изымаемый первой группой в

перераспределительную сеть. Причем изъятие приобретает определенно

выражен­ный рентный характер и напоминает явление, именуемое К. Марксом

«рентой-налогом».

Политический, внеэкономический характер изъятия прибавочного продукта с

неизбежностью порождает деление общества на социальные группы, разли­чающиеся

по правам и обязанностям — деление не клас­совое, а сословное. Если в

«западной» модели источник материального благосостояния - собственность на

средства производства, то в модели «азиат­ской» — место в бюрократической

иерархии: личная зависимость производителя, внеэкономическое принуждение,

натуральная трудовая повинность — на одном полюсе общества, натуральные

привилегии и опять же личная зависимость от вышестоящего - на другом.

«Поголовное рабство» — так охарактеризовал К. Маркс систему отношений,

сложившуюся на Востоке.[10, с485] Термин «рабство» употребляется здесь

Марксом не в экономическом, а в правовом смысле для обозначения той системы

личной зависимости, которая снизу доверху пронизы­вает всю пирамиду азиатской

деспотии, при которой даже чиновник, обладающий огромной властью, сам

является рабом более высокого начальника.

Специфическая особенность сталинской деспотии в отличие от азиатской — ее

динамическая направленность на создание современной индустриальной базы

общества. Необходимое условие стабильности азиатской деспотии вообще —

аб­солютное статическое равновесие. Введение в эту застойную модель целевого

принципа, выходящего за пределы простого воспроизводства и направленного на

создание материально-технической базы в принципе несовместимой с

пере­распределительной экономикой, подрывает основы данного порядка. Режим,

созданный Сталиным,— сплошное противоречие, дьявольский гордиев узел. Типично

азиатская, статичная система фискально-тягловых псевдообщин - «колхозов».

обираемых бюрократией, озабоченной лишь перераспределением произведенного,

явно несовместима с динамичной политикой форсированной индустриализации.

Новая техника и соответствующие её уровню интеллигенция и рабочий класс

входят в противоречие с принципами азиатской деспотии. При таком порядке

вещей сталинские колхозы (государственное крепостничество) и ГУЛАГ

(государственное рабовладение) выступают «внутренней колонией»—источником

накоплении, которые волевым путем перераспределяются для развития

современного сектора экономики. При этом внеэкономическое принуждение,

например, драконовское трудовое законодательство 1940 года, вынуждено

уживаться с экономическими стимулами: ведь относительно высокий уровень

производительных сил требует сохранения товарно-денежных отношений хотя бы в

урезанном и дефор­мированном виде (заработная плата, рынок потребительских

товаров).

Роль бюрократии в условиях сталинского режима также неоднозначна. По природе

своей она стремилась не к управлению современным производством, но лишь к

выколачиванию, перераспределению (и присвоению) ренты- налога. Однако под

кнутом террора чиновники были вынуждены осуществлять несвойственные им задачи

индустриализации страны. Прямая социальная родня старокитайских «шеньши» и

древнеегипетских писцов, они вместо возведения Великой стены или Великих

пирамид были обязаны заниматься возведением Гигантов Инду­стрии — гротескная

и трагикомическая картина. И если строительство разного рода «котлованов»

вполне укладывалось в русло старых традиции, то налаживание современных

индустриальных производств входило в вопиющее противоречие с социальной

природой и общим культурным уровнем бюрократии.

Общество, создающее современную индустриальную цивилизацию метода­ми

египетских фараонов, неминуемо запуталось бы в противоречиях и не смог­ло

достигнуть цели, если бы не универсальное средство, разрубающее все гордиевы

узлы. Террор. Иррациональный, омерзительно-отталкивающий, он тем не менее в

течение четверти века помогал обществу ценою страшных издержек и расточения

живой силы народа справляться со своими проблемами и противоречиями.

Существовавшему при сталинском режиме обществу нельзя отказать в динамизме.

Сословное деление (рабы —«зеки», крепостные—колхозники, относительно

свободные, хотя и не избавленные от гнета внеэкономического принуждения

рабочие, интеллигенция, бюрократия и еще великое множество внутриклас­совых

делений и разного рода искусственных кастово-сословных образований) не было

жестко фиксированным. «Вертикальные» подвижки из одного слоя населе­ния в

другой обеспечивали постоянный приток кадров в «современные» секторы за счет

массового исхода из «традиционного». Обусловленный репрессиями обрат­ный

поток с верхних уровней социальной структуры в ее «подвальные» этажи открывал

возможности для головокружительных карьер, создавая иллюзию социальной

справедливости и высокой социальной мобильности.

3. КЛАССОВАЯ МАРГИНАЛИЗАЦИЯ

Горизонтальные и вертикальные перемещения огромных масс людей вели к

маргинализации основных классов общества. Массовое перемещение сельских

жителей в города не сопровождалось развертыванием социальной инфраструктуры.

Потеряв связь с деревенской жизнью, переселенцы не получили возможности

полноценно включиться в жизнь городскую. Возникла типично маргинальная,

«промежуточная» «барачная» субкультура. Обломки сельских традиций причудливо

переплетались с наспех усвоенными «ценностями» городской цивилизации.

Бесчисленные «нахаловки» на первый взгляд похожи на южноамериканские тру­щобы

с их «культурой нищеты», эмпирическими исследованиями которой в странах

Западного полушария прославился в свое время Оскар Льюис. Но о полной

аналогии говорить не приходится. Трущобы безработных «у них» и «нахалов­ки» у

нас — явления социально различные. Обитатели наших бараков — не без­работные,

а люди, имеющие постоянный заработок. При внешнем сходстве черт быта коренным

было социально-психологическое различие: безысходная тупиковость ситуации «у

них» и состояние «революции растущих ожиданий» у нас. Ожидания питал

несомненный рост промышленной базы, вера в «завтрашний день» обеспечивала и

беспримерный энтузиазм, и готовность принять барачное существование, низкую

зарплату, тяжкий труд. (Заводы, как пишет Л. Карпин­ский, строили вручную, с

нечеловеческими усилиями, люди жили в нечеловече­ских условиях. Так, на

строительстве Магнитогорского металлургического гиган­та умерли от тифа и

других болезней около 60 тысяч человек [11, с652]). Надежда на «светлое

будущее» (на которое, по старой русской традиции, не грех постра­дать)

позволяла народу и в тяжелейших испытаниях сохранить духовное здоровье. Но на

энтузиазме нельзя жить вечно. Сколь бы долго — по природному своему

долготерпению и безграничной доверчивости — ни позволяли барачные жители

оттягивать оплату просроченных векселей, когда-то наступает срок вы­полнении

многочисленных обещаний. Иначе «революцию растущих ожиданий» сменяет

«революция утраченных надежд» с глубочайшим душевным надломом, ци­низмом,

психологическим деклассированном. Еще в тридцатые годы академик Винтер

предупреждал о том, что временные сооружения являются самыми долговечными. Л.

Лнинский в статье, посвященной анализу произведений И. Маканина констатирует:

«барак, порождение первых пятилеток, жилье ав­рально - недолгое, рассчитанное

на сезон-другой, застряло в нашей жизни на три-четыре десятилетия. Барак стал

колыбелью нескольких поколений—психологи­ческие результаты этого сказываются

теперь, когда поколения выросли».

Несколько конкретных цифр, иллюстрирующих процесс «исхода» из дерев­ни и

соответствующий рост численности рабочего класса, интеллигенции, слу­жащих

городских жителей в целом. Если в 1924 году в стране было 10,4 процента

рабочих и 4,4 процента служащих (от общей численности населения, включая

неработающих членов семьи), то в 1928 году эти цифры составили 12,4 процента

и 5,2 процента соответственно, в 1939 году — 33,7 процента и 16,5 процента. В

течение трех неполных предвоенных пятилеток (1928 — 1940 гг.) среднегодовая

численность рабочих увеличилась в 2,7 раза — с 8,5 миллиона человек до 22,8

миллиона, а вместе со служащими их численность составила 33,9 миллиона

человек. Если доля естественного прироста в увеличе­нии городского населения

в 1927—1938 годах составляла 18 процентов, то на долю миграции сельских

жителей приходилось 63 процента. В 1917 и в 1926 годах доля городского

населения составила 18 процентов, а к 1940 году она возросла до 32 процента.

И в послевоенный период выходцы из села обеспечили большую часть прироста

городского населения и рабочего класса. С 1951 по 1979 год ежегод­ный «отток»

из деревни приближался в среднем к 1,7 миллиона человек а доля естественного

прироста в увеличении городского населения поднималась весьма незначительно,

составив 40 процентов в 1959-1969 годах и 43 процен­та в 1969-1978 годах.

Наблюдались и определенные волнообразные колебания миграций «село-город», что

отражало как послабления в политике прикрепле­ния работников к колхозам, так

и ход разного рода бюрократических «экспери­ментов» над безгласным сельским

населением,— ответом на сомнительные нова­ции было усиление бегства из

деревни. Так, например, если наибольший зареги­стрированный за послевоенный

период исход из деревни составил в 1953 году 3594 тысячи человек, то

наименьший — в 1955 году, в период относительной ста­билизации дел в сельском

хозяйстве — 1023 тысячи человек. Во второй полови­не 50-х годов, по мере

«завинчивания гаек», поток сельских мигрантов вновь возрос, что повторилось

затем в 1965 году, когда упали закупочные цены на сельхозпродукцию.

Типичная модель миграции: «деревня—малый город—большой город», и общем

совпадает с положением в несоциалистических странах, прежде всего в странах

«третьего мира». Экстенсивное развитие промышленности, как прави­ло, связано

с расширенной урбанизацией, стягиванием промышленных предприя­тий и рабочей

силы в центры с более развитой инфраструктурой; а это ведет к ее перегрузке.

Население страны с 1939 по 1984 год увеличилось в 1,4 ра­за, а численность

городского населения—в 2,9 раза, причем население малых (до 100 тысяч

жителей) городов—в 2,2 раза, больших (100—800 тысяч) в 3,1 раза, крупнейших

(свыше 500 тысяч)— в 4,6 раза. С 1970 по 1987 год численность населения

крупнейших городов возросла с 37,3 миллиона человек до 61,6 миллиона.

Характерная для экстенсивного развития экономики тенденция к выкачиванию из

сел и малых городов рабочей силы в большие и крупные города без развертывания

соответствующей социальной инфраструктуры продолжает дейст­вовать. Эта

тенденция в нынешних условиях приводит к формированию в рам­пах рабочего

класса уродливой системы различных сословных групп, фактиче­ски ограниченных

в своих конституционных правах различного рода подзаконными актами. Пример —

«лимитчики» (советский аналог западногерманских «гастарбайтеров»).

Отвратительным наследием сталинского прошлого является исполь­зование

пенитенциарной (тюремно-исправительной) системы не столько по своему прямому

назначению, сколько в качестве поставщика дешевой, неполноправной рабочей

силы. «Довольствуясь двумя квадратными метрами жилой площади на человека

(такова норма в ИТК), они освобождали ведомства от необходимости создавать

разветвленную социальную структуру... Чтобы привлечь и устроить тысячу

рабочих и их семей, нужно вложить 20 миллионов рублей. А когда их заменяют

«условниками» из спецкомендатур, это обходится ведомствам ровно в двадцать

раз дешевле». «Зеки», «химики», «лимитчики», «стройбатовцы» — разные степени

внеэкономического принуждения к труду, от прямой личной зависимости до слабо

закамуфлированной (у «лимитчиков») — через место В общежитии, прописку,

очеррдь на жилплощадь.. Относительно же первых двух категорий автор вовсе не

хочет скапать, что осужденный по суду не должен работать. Отнюдь нет. Но

осужденные не должны превращаться фактически в одни из специфических отрядов

рабочего класса, наводняя стройки Урала, Сибири, Дальнего Востока и оказывая

— через совместный труд — деморализующее влияние на другие отряды рабочего

класса, а также на ведомства, компенсирующие де­шевой рабочей силой низкий

уровень фондовооруженности.

Система бюрократических рогаток (прописка, обмен жилплощади и т. д.), носящих

явно выраженный докапиталистический характер, препятствует свобод­ному

переливу рабочей силы, дробя рабочий класс на многочисленные ведомст­венные,

региональные, профессиональные и прочие касты, различающиеся по уровню

правовой защищенности, обеспеченности социальными благами, снабже­нию и т. д.

Эта уродливая система мешает и воспроизводству рабочего класса на своей

собственной основе. Чтобы искусственно поддержать хиреющий процесс такого

воспроизводства, используется система ПТУ, долженствующая пополнять рабочий

класс крупных городов за счет сельской молодежи. Из-за предельно низкого

уровня преподавания и оснащенности оборудованием эта система фак­тически

закрывает для учащихся всякую возможность дальнейшей «вертикаль­ной»

мобильности. По данным авторов книги «Молодое поколение», «из выпуск­ников

ПТУ делают попытку поступить в вуз лишь несколько процентов, и поступают

единицы». Заведомая предопределенность жизненного пути в качестве «работяг»,

«пахарей», фактическое неравенство со сверстниками из других социальных

слоев, плохая постановка учебно-воспитательного процесса — все это делает ПТУ

не столько источником пополнения рабочего класса, сколько еще одним каналом

его маргинализации. Так, например, из пришедших на стройку выпускников СПТУ

Ленинграда половина бросает работу в течение первого го­да. Качество

профессиональной подготовки ниже всякой критики.

Маркс ввел в научное обращение понятия «класс в себе» и «класс для себя».

«Класс в себе» — общность, не осознающая себя как единое целое; она

существует объективно, занимает определенное место в системе

производствен­ных отношений, но единства своих интересов не понимает и,

следовательно, до­стойно защищать их не может. «Класс для себя» — общность

осознанная, гото­вая отстаивать свои, отдельные от других классов интересы.

Обусловленный сложными обстоятельствами вашей истории раскол рабочего класса

на отдельные сословия, его ведомственная разобщенность консервируют состояние

«класса в себе», лишая возможности действовать в общенациональном масштабе.

Как пишет А. А. Галкин, «для разобщенных социальных групп характерны

пассив­ные формы сопротивления, а также спорадические бунтарско-анархические

вспыш­ки». Борьба представителей рабочего класса за улучшение своего

положения принимает в этих условиях форму внутриклассовой конкуренции в

различных сферах — таких, как распределение жилплощади, заработной платы и

прочих материальных благ при помощи связей, отношений клиентелы (а проще —

«бла­та»), взяток и т. д. Вполне естественно, что подобная длящаяся

десятилетиями «борьба» за реализацию потребительских интересов не только не

укрепляла внутренние связи рабочего класса, но способствовала его дальнейшей

дезинтегра­ции, сохранению и усилению его маргинализации. Все это низводит

отдельные отряды рабочего класса до уровня «рабсилы», превращая их в простой

прида­ток к основным производственным фондам удельных ведомственных княжеств,

создающих зачастую в одних н тех же регионах ряд дублирующих друг друга

специальных ифраструктур.

Есть и другие причины сохранения состояния «класса в себе» для рабочих и иных

социальных групп советского общества, причины, лежащие прежде всего в

политической сфере. О них несколько ниже, пока обратим внимание лишь на тот

факт, что социальные перемещения типа «из крестьян — в рабочие» дополняются

другими типами таких подвижек. Например, «несоответствие между рас­селением

населения и размещением образовательных институтов приводит к рез­ному

повышению миграции молодежи в ущерб менее развитым типам поселений и

регионам. Три четверти людей в возрасте 30 лет живут и работают не там, где

они родились; относительная стабилизация социально-профессионального

по­ложении человека, его места в структуре общества происходит примерно к 27

годам, до этого же он находится в состоянии «социального перемещения».

Ощущение неукоренности, «выбитости из колеи», потери «малой родины», вообще

очень болезненно, особенно опасно для юной личности, только вступаю­щей в

общественную жизнь. Вот как описывает это Василий Белов в своих «Раздумьях на

родине»: «Никогда не выветрится из души ощущение бездомно­сти, чувство

начисто обворованного человека, которое пришло сразу же, когда я узнал, что в

деревне никого больше нет, что дом заколочен, и печь, которая не остывала

много десятилетий, остыла и часы-ходики остановились. Часто во сне я плакал

сухими слезами, плакал, а за окнами общежития шумела бессон­ная громада

Москвы». Неопределенность положения, вообще присущая студен­честву,

многократно усиливается из-за необходимости преодолевать различные

искусственные препятствия. Психику приезжего абитуриента травми­рует

фактическое неравноправие при приеме в вуз — лимиты для иногородних, больший,

чем у местных жителей, проходной балл, реальная неравноправность при

распределении на работу и т. д. Не случайно, анализируя мотивы самоубийств,

специалисты относят к разряду потенциально опасных в этом отноше­нии групп

студентов высших и средних учебных заведений.

В целом по стране миграция необыкновенно велика, и в этом одна из при­чин

социальной неопределенности, рыхлости, магмообразности населения. «Еже­годно

в СССР около двадцати миллионов человек меняют места проживания. При такой

подвижности в нынешней продолжительности жизни средний человек переселяется

за свою жизнь шесть раз. И если сто лет назад подавляющее боль­шинство людей

умирали там, где рождались, то теперь большинство рано или поздно покидает

свою «малую родину». По последней переписи, жило не там, где родилось, 47

процентов населения страны в целом и 57 процентов горожан в частности». Очень

велика текучесть рабочих кадров. И в промышленности и в строительстве она

превышает 11 процентов.

Хотя в настоящее время большинство населения проживает в городах, по

происхождению своему оно сельское. Горожане третьего поколения (только их

можно считать «вполне» горожанами) составляют в среднем не более 15

про­центов. Причем потенциальные резервы миграции еще очень велики. Так,

среди русских, белорусов и литовцев за год 4—5 процентов сельских жителей

переезжают в город (у узбеков, таджиков, туркмен, грузин эта цифра в 5—6 раз

! ниже). В РСФСР доля потенциальных мигрантов среди русских сельских жителей

по-прежнему высока — 21 процент, в Грузии среди грузин— 12, в Узбеки­стане

среди узбеков — всего 6.

Общую картину неукорененности и неустроенности осложняет ежедневная

«маятниковая миграция» огромных масс населения из пригородных зон к месту

работы в города и обратно. «Только с 1975 но 1980 г. число людей, охваченных

маятниковой миграцией, выросло с 13,2 млн. до 17.3 млн. человек». «Развитие

трудовой маятниковой миграции привело к тому, что возникла «дневная» и

«ночная» социальные структуры города». «Примерно каждый десятый ездит на

работу в город из близлежащих сел или поселков городского типа. Обостряется

и проблема «транспортного времени» внутри больших городов. Предельная

усложненность квартирного обмена и невозможность свободной купли и продажи

жилья превращают чисто бытовую задачу приближения места жительства к месту

работы в социально-политическую проблему государственного масштаба.

Отсутствие условий для свободного перелива рабочей силы порождает в среде

мигрантов весьма своеобразные человеческие качества. Фиктивные бра­ки,

махинации с обменом квартир, взятки, «лимит» и другие способы преодоле­ния

многочисленных социальных рогаток и фильтров приводят к «отрицательному

отбору», превращают большие города в своего рода отстойники далеко не

луч­шего человеческого материала. Как считает В. И. Переведенцев, «ситуация с

пропиской вообще обернулась парадоксом: запреты прописки в крупнейших городах

стали, по существу, запретами выписки...»: боясь потерять право на

жи­тельство, люди всеми силами пытаются удержаться в «запретном» городе,

упу­скают возможности самореализации в другом месте. Значительная часть

квали­фицированных трудовых ресурсов находится как бы в скованном, связанном

со­стоянии. Так, в 1974 году число выбывших из Москвы в расчете на 1 тысячу

населения было втрое меньше, чем по городским поселениям СССР в целом.

«Закрытость» города противоречит не только экономической целесообразности, но

и этическим нормам. «Раньше в столицу приходили познавать науки, приходили из

других городов ремесленники со своим инструментом и со своими навы­ками. А в

послевоенные годы хлынул люд самый ушлый, изворотливый. И шел он из деревень

с одной целью: найти легкую жизнь. Конечно, нельзя обвинять этих людей:

обстановка в послевоенной деревне была несладкая, но ведь те, кто остался,

вытащили деревню из нищеты и разрухи. А в Москве появился бездуховный мещанин

с низким уровнем культуры, без серьезной профессии».

4. СТЕРЕОТИПЫ ГОСПОДСТВА И ПОДЧИНЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Опасно, однако, не само «размывание» городского населения волнами сель­ских

переселенцев, а невозможность при отсутствии социальной инфраструктуры для

мигрантов укорениться, организоваться, наладить социальные связи в рам­ках

новой для них среды. Превращение аморфных «классов в себе» в осознающие свои

цели организованные «классы для себя» возможно только в условиях гражданского

общества. Но именно этого-то условия после 1929 года и не бы­ло: после

«великого перелома» сталинское государство приложило огромные уси­лия для

того, чтобы разорвать органично возникающие между людьми связи, разрушить

спонтанно зарождающиеся самоуправляемые организации — классо­вые,

профессиональные, творческие, территориально-поселенческие, совокупность

которых, в сущности, и составляет гражданское общество.

Длительная историческая традиция подавления и поглощения гражданского

общества государством — черта не то чтобы специфически российская, а скорее

общевосточная, свойственная «азиатскому» способу производства вообще.

«Сте­реотипы господства и подчинения впитывались россиянином буквально с

детства, они царили повсюду, воспринимались как нечто непреложное и

естественное и потому не могли нередко не отравлять и революционное

сознание». Еще Герцен подметил в российских революционерах «свой,

национальный, так ска­зать, аракчеевский элемент, беспощадный, страстно сухой

и охотно пала­чествующий». На этот специфический национальный элемент

драматически наложилось свойственное любой нации в периоды революций

стремление к разру­шению старого общества, пресечению, подавлению малейших

попыток противо­стояния, что неизбежно ведет к ломке моральных ценностей,

моральному ниги­лизму. Небольшое «ядро» культурного рабочего класса

направляло революцион­ное творчество масс к созданиию социалистического

гражданского общества, но «азиатская» стихия оказалась сильнее. А это всегда

чревато опасностью тор­жества жестко-авторитарного, нечаевского по своей

сути, режима, установления специфической формы бонапартизма. К сложившейся у

нас в 20-х годах ситуа­ции вполне применимы слова, написанные К. Марксом в

работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» о Франции середины прошлого

века: «...Государство опутывает, контролирует, направляет, держит под своим

надзором и опекает гражданское общество, начиная с самых крупных и кончая

самыми ничтожными проявлениями его жизни, начиная с его самых общих форм

существования и кончая частными существованиями отдельных индивидов, где этот

паразитический организм вследствие необычайной централизации стал вездесущим,

всеведущим и приобрел повышенную эластичность и подвижность, которые находят

себе па­раллель лишь в беспомощной несамостоятельности, рыхлости и

бесформенности действительно общественного организма...».[15, с157]

Очевидны и исторические различия. Классический бонапартизм паразити­ровал на

равновесии классовых сил, балансировал между одинаково сильными классами,

стравливал их между собой, играл роль третейского судьи и, таким образом, как

бы вставал над гражданским обществом. Сталинский режим осно­вывался не

столько на балансировке между классами, сколько на стремлении размыть их,

превратить в маргинальные группы, сохранить в состоянии «классов в себе». И в

этом сталинский режим опять-таки более походит не на европейско-

бонапартистский, а на азиатско-деспотический. Гражданское общество состоит

прежде всего из «классов для себя», а когда их нет, возникает небывало

широ­кое поле для самых фантастических, самых диких социальных и политических

экспериментов государственной власти. Она начинает выступать в качестве

свое­образного «скульптора», «лепящего» из податливой человеческой глины по

сво­ему усмотрению вер, что заблагорассудится, а чтобы «глина» не теряла

подат­ливости, «скульптор» - государство «размягчает» ее, обрывая естественно

возни­кающие социальные связи.

И вот посреди полуживых колоссов — «классов в себе» — резвится самодо­вольный

карлик - единственная группа, достигшая состояния если не класса, то сословия

«для себя»— государственная бюрократия.

«Безадресный» сталинский террор преследовал весьма определенную жертву —

гражданское общество. «Топор репрессий был, таким образом, направлен не на

людей - на связи между ними. Люди уничтожались, так как при этом исчезали и

беспокоившие Хозяина связи». Сколь-нибудь солидарная группа, сплоченная,

осознающая собственные интересы, подлежала неминуемому разгрому как

потенциально опасная. Любую саму по себе возникшую автономную общественную

организацию, даже самую «идеологически выдержанную», бюрокра­тия преследует

вовсе не за «идеологию», а за «самостийность». Как писал А. Грамши, «если в

государстве преобладает бюрократический централизм, то это означает, что

руководящая группа, достигнув насыщенности, становится уз­кой кликой, которая

стремится увековечить свои эгоистические привилегии, регу­лируя или даже

предотвращая возникновение противодействующих сил, Причем даже тогда, когда

эти силы по своей природе однородны с основными господствующими

интересами...».

Насильственный разрыв социальных связей, образующих клетки живой ткани

гражданского общества, ведет к тому, что эта живая ткань оказывается

изо­дранной в клочья. Для обозначения последствий этого явления используются

разные термины, заимствованные у естественных наук: социальная энтропия,

со­циальный распад, некроз социальной ткани. Смысл в любом случае один —

че­ловек, с которого «сдирают» слой за слоем социальные связи, как с кочана

капусты сдирают лист за листом, постепенно превращается из «совокупности всех

общественных отношении» в «абстракт, присущий отдельному индивиду». А стра­на

в целом, лишенная гражданского общества, одновременно лишается и источ­ника

самодвижения и саморазвития. Следствие - сначала частой, а затем и

деградация.

5. МАРГИНАЛЬНОСТЬ И ПРАВО

Во взаимодействии права с феноменом маргинальности есть нечто общее для всех

стран. Э. Дюркгейм увидел корень проблемы в утрате связей части общества с

социальным целым, что было зафиксировано им в категории «аномия»

(безнормность). Аномия давала многим исследова­телям ключевую характеристику

асоциальной части маргинальных групп, которые иногда считались неспособными

переступить высокий порог нормального социума. Затем стали говорить о

заколдованности самого порога. Асоциальных маргиналов пытались представить

как неких пер­вобытных субъектов.

Исследователь Черной Африки В. Тэриер описал обряды так называемых пороговых

людей — ламиналов. Ламиналы и маргиналы, имея кое-что общее, принципиально

расходятся. Ламинал временно утрачивает одни нормы, однако завершение обряда

делает его частью нормального коллектива. Маргинал же, выйдя из одного

состояния, не может отождествиться с другим. Отход от базовых норм становится

бессрочным. Нарушение трансляции социаль­ного опыта между социальным целым и

его частями, социальными груп­пами и индивидами, структурами управления и

управляемыми охватыва­ет область права и правосознания. Само право становится

маргиналь­ным, а общество — анемичным.

Носитель аномии оказывается не в состоянии подчиняться ценност­но-нормативной

системе общества. Потеря нормы — часто условие ее нарушения, которое может

закрепить маргинализующие факторы. Со­вершенно закономерно, что преступники

вытесняются в маргинальные слои на периферию общества. Но при тех ножницах в

праве, которые об­разуются между провозглашением равенства возможностей и

отсутстви­ем механизмов его осуществления, возникает интерференция норм и их

взаимное угасание.

Может ли право носить маргинальный характер? Не является ли маргянализация

права простым возвращением в ненравовое, а по сути в бесправное состояние?

Оказывается, нет. Так, а нашей стране в условиях нарушения транс­ляции

правового опыта через правовые механизмы после распада соци­ального целого

советских структур происходит интерференция старых и новых правовых

отношений, при которой старые структуры могут выполнять функции новых, а

новые— служить для реализации прежнего правового потенциала. На поверхности

общественной жизни такие явле­ния воспринимаются как «суверенизация», «война

законов»,«правовой нигилизм», «попрание нрав» и т. д. На самом же деле

происходит марги-нализация права, что означает ущербный тип правосознания и

правового поведения, воплощающий переходную форму общественного сознания, а

равно и некое «серединное бытие», сочетающее элементы традиции и инновации.

Причем традиция зачастую ведет себя как инновация, а ин-новация пытается

утвердиться как традиция.

Маргинализация правовых норм не всегда означает распад социаль­ности. Это

могут быть нормы ложной социальности — нормы апартеида, оседлости,

пространственной сегрегации, оккупационного режима и т.д. Об этом же

свидетельствует стандарт маргинального сознания преступ­ника: «они достигают

всего через связи, а я через отвагу», т. е. маргинал и преступник — сами

творцы своего статуса. Но при такой трактовке права любые асоциальные

стандарты, касающиеся части обществ, могут быть объявлены тсждественными

стандартам социальным. Например, если для закона не существует различия между

террористом-уголовником и террористом-революционером, то для маргиналыюсти

или нормально­сти в смысле наличия базовых норм такого целого, в смысле связи

с более высокой реальностью как источником норм, такие различия

принци­пиальны.

Маргинал не обязательно преступник и не люмпен. Статус люмпена законен.

Статус преступника нет, а статус маргинала может быть и тем и другим. «Быть

вне норм» может означать разное. Более высокий статус для люмпена недостижим,

пока он люмпен. Статус маргинала не конеч­ное звено его переходности.

Таким образом, если обратиться к шкале нарушения кодексов куль­тур,

предложенной Т. Селином", то мы увидим, что первая позиция, когда кодексы

сталкиваются на границах, присуща и люмпену, и моргиналу, и преступнику;

вторая в потенциале интерференции юридических норм может трактоваться как

исключающая преступника; третья, когда члены одной культурной группы

переходят в другую, может быть названа как маргинальность на излете.

Структурно-функциональный анализ, типичный для западиой соц­иологии, не

решает проблемы корней маргинальности и не объясняет маргинализации самого

права.

Линия, восходящая к Р. Парку, дала ряд догадок, которые позволили раскрыть

сущность маргинальности как распада социальных связей с базово-нормативным

целым. Для социально-экологического направле­ния феномен маргинальности не

исчезал как самостоятельный объект.

Применяя выделение самостоятельности объекта для маргинального права, мы тем

самым ставим вопрос о соотношении «нормального» и «маргинального» права, о

специфике маргинальности, ибо простое от­клонение от нормы ничего не

объясняет. Если дело в нарушении соци­ального наследования трансляции,

размещения и приращения соц-иокультурного и правового опыта, то дисфункции

также присущи всем группам и индивидам. Маргинальность не передается

генетическим об­разом, ибо наличие социального контроля при относительно

здоровых социальных условиях способно нейтрализовать специфически

маргинальные характеристики индивидов и общностей.

При обосновании существования маргиналь­ного права могут быть выдвинуты три

взаимосвязанных тезиса. Во-первых, маргинализация советского права является

неизбежным следствием изменения контекста функционирования правовых отношений

в направ­лении правового государства. Именно это и вызывает нарушение

транс­ляции правового опыта и интерференцию правовых норм. Во-вторых, при

переходе к новой правовой культуре неизбежно рождаются смешан­ные переходные

формы юридических отношений, действующие как ре­альная практика и как фактор

правосознания, превращая функциониру­ющее право в маргинальное. В-третьих,

восстановление нормальной трансляции правового опыта оказывается невозможным

из-за аналогич­ного процесса в социальной структуре. Выделение маргинальных

групп и их изоляция на разных уровнях социальной лестницы обостряет вопрос о

социальных функциях правового государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. В.И. Ленин Полное собрание сочинений, том 35;

2. В.И. Ленин Полное собрание сочинений, том 44;

3. В.И. Ленин Полное собрание сочинений, том 43;

4. В.И. Ленин Полное собрание сочинений, том 45;

5. Х. Раковский Нет ничего опаснеепассивности масс, 1998;

6. В.С. Лельчук, Л.П. Кошелев Индустриализация СССР. Первая пятилетка,1998;

7. Г.В. Плеханов Сочинения, том 3, М.,1923;

8. И. Клямкин Какая улица ведет к храму?,1987;

9. А. Галаган, Б.Ручкин Власть и безвластие;

10. К. Маркс, Ф. Энгельс Сочинения, том 46, ч1;

11. Л. Карнинский Почему сталинизм не сходит со сцены?. М.,1998;

12. . К. Маркс, Ф. Энгельс Сочинения, том 8.



(C) 2009