Научная Петербургская Академия

Реферат: Концепция изучения культуры Ф. Ницше

Реферат: Концепция изучения культуры Ф. Ницше

Êîíöåïöèÿ èçó÷åíèÿ êóëüòóðû Ô.Íèöøå.

Прежде, чем начать рассмотрение непосредственно концепции изучения культуры,

мне хотелось бы немного остановиться на самом философе. Обратимся к

энциклопедии (“Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”):

НИЦШЕ (Nietzsche) Фридрих (1844-1900), немецкий философ, представитель

философии жизни. Профессор классической филологии Базельского университета.

Творческая деятельность Ницше оборвалась в связи с душевной болезнью. В

сочинениях, написанных в жанре философско-художественной прозы, выступал с

анархической критикой культуры. В мифе о "сверхчеловеке" индивидуалистический

культ сильной личности ("Так говорил Заратустра", "Воля к власти") сочетался

у Ницше с романтич. идеалом "человека будущего".

Из этой краткой выдержки трудно представить себе философа, а тем более

человека. Однако то, что мы, столетие спустя читаем его работы, мыслим и

спорим над ними, несомненно, говорит о незаурядности этого человека. Душевная

болезнь, к сожалению, приблизила его смерть, но, по моему мнению, также

усилила его индивидуальность. Наверное, Ницше немало задумывался о таком

понятии, как культура, если его отношение к ней упомянуто в энциклопедической

статье.

Сейчас я приведу цитату самого мыслителя о том времени, в котором он жил.

Разве не напоминает она нам, жителям другого века о современности?

“Воды религии отливают и оставляют за собою болота или топи; нации снова

разделяются, враждуют между собой и жаждут растерзать друг друга. Науки

раздробляют и подтачивают всякую твердую веру; образованные классы и

государства захвачены потоком грандиозного и презренного денежного хозяйства.

Никогда мир не был в такой степени миром, никогда он не был беднее любовью и

благостью”.

Так в те времена философ смотрел на культуру. Видя мир во всеобщей спешке и

возрастающей быстроте, в прекращении созерцательности и уничтожении простоты,

он воспринимал это как симптомы полного истребления и искоренения культуры.

По его мнению, даже культурный человек и тот превратился в величайшего врага

культуры в своем слепом отрицании общей болезни и препятствии врачам. Мир во

власти грубых и злых сил - " эгоизма приобретателей и военной тирании”.

Характеризуя современность как эпоху атомов и атомистического хаоса, Ницше

был уверен в необходимости атомистической революции. И здесь он рассматривал

мельчайшие, неделимые частицы человеческого общества, то есть человеческий

образ с трех известных концепций: как человека Руссо, человека Гете и

человека Шопенгауэра. Из них первый образ самый зажигательный, и ему

обеспечено широчайшее влияние; второй создан лишь для немногих, именно для

созерцательных натур и непонятен для массы. Третий, и наиболее близкий Ницше,

ищет в качестве зрителей, самых деятельных людей, ибо лишь таковые в

состоянии без вреда взирать на него; созерцательных же он ослабляет, а толпу

пугает. По мнению Ницше, этот третий образ и следует взять за основу в деле

спасения мира.

Мы должны научиться добровольно обрекать себя на страдание - страдание

правдивости - как выражался Ницше, ибо “быстрейшее животное, которое доведет

вас до совершенства, и есть страдание”. Счастья нет, есть только героический

жизненный путь. Став “порядком злым” и правдивым, сильным в самозабвении во

имя своей веры человек совершает этот жизненный путь. Но тут, быть может, ему

уготовано разочарование, нечто невыразимое, по сравнению с которым счастье и

истина лишь очертания. ”Никогда человек не найдет того, чего он ищет”.

Мыслями о человеке Ницше вводит нас в понимание культуры. Ибо культура, по

его мнению, есть “дитя самопознания каждого отдельного человека и его

неудовлетворенности самим собой”. Первое посвящение в культуру наступает в

момент признания величия какого-нибудь человека и отдания ему своего сердца.

Вторая ступень посвящения - переход от внутренних переживаний к оценке

внешнего мира: его осознанию и непременному действию - борьбы за культуру.

Здесь, однако, следует быть осторожным, ибо существует род “эксплуатируемой и

взятой в услужение культуры”. Те силы, которые активнее всего поддерживают

культуру, питают при этом задние мысли.

Это, прежде всего, эгоизм приобретателей, которые видят в ней цель и меру.

Во-вторых, эгоизм государства, подчиняющего культуру в помощь существующему

порядку. В-третьих, лицемеры, использующие внешний лоск для прикрытия

скудного и безобразного содержания жизни. В-четвертых, эгоизм науки,

разумеющий под культурой содействие науке в деле познания мира в стороне от

страдающего человека.

“Сколь усердно все четыре совместно размышляют над тем, как им помочь себе

при посредстве культуры, столь же вялы и бездумны они, когда не затронут их

интерес”.

Таково мое понимание концепции изучения культуры Фридриха Ницше с

использованием цитат самого автора.

Èñïîëüçóåìàÿ ëèòåðàòóðà:

· Áîëüøàÿ ýíöèêëîïåäèÿ Êèðèëëà è Ìåôîäèÿ 97ã. íà CD.

·Íèöøå Ô. Èçáðàííûå ïðîèçâåäåíèÿ. Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1993.

Работу выполнила:

студентка 3 курса Географ. Ф-та отд. “Менеджмент в соц. Сфере”

Туник Мария.



(C) 2009