Научная Петербургская Академия

Реферат: Идеология

Реферат: Идеология

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА

МЕНЕДЖМЕНТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

Реферат по курсу социологии

На тему: ИДЕОЛОГИЯ.

Выполнил:

Студент группы БМ-72

Березин С.А.

Проверил

Ровбель С. В.

НОВОСИБИРСК

1998

Содержание:

1. Идеология

2. Либерализм

3. Консерватизм

4. Социализм

5. Заключение

6. Список литературы

Идеология

Идеология – совокупность общественных идей, теорий, взглядов, которые

отражают и оценивают сознательную действительность с точки зрения интересов

определенных классов, разрабатываются, как правило, идейными представителями

этих классов и направлены на утверждение либо изменение, преобразование

существующих общественных отношений. В сфере идеологии формируются системы

ценностей различных общественных классов, здесь они осознают свои коренные

интересы, место в обществе, отношение к другим классам, формулируют и

обосновывают цели и программы своей деятельности. Господствующей в данном

обществе является идеология господствующего класса, который держит в своих

руках средства материального и духовного производства. Идеология – часть

надстройки и необходимый фактор формирования идеологических (политических,

правовых и др.) отношений. Будучи частью общественного сознания, идеология

занимает определенное место в его структуре как иной уровень по отношению к

общественной психологии и обыденному сознанию и проявляет себя в различных

формах общественного сознания. Соответственно различаются политическая и

правовая идеология, философия и религия, нравственное и эстетическое сознание.

Наука является преимущественно формой познания, а не идеология, но испытывает

влияние идеологии, ибо научные открытия осмысливаются в различных формах

идеологии, а фундаментальные теории общественных наук носят идеологический

характер. В классово-антагонистическом обществе отношения и столкновения

различных классов находят отражение в области идеологии, т.е. являются одной из

форм классовой борьбы, как, например, противоборство буржуазной и пролетарской,

социалистической идеологии. Принципы научного анализа идеологии впервые

разработаны марксизмом. Согласно им для всесторонней оценки каждой конкретной

идеологии необходимо учитывать ее социально-классовою принадлежность

(буржуазная, социалистическая, демократическая и т.д.), характер отражения ею

действительности (иллюзорная или научная) и выполняемые ею социальные функции,

ее роль в общественной жизни (прогрессивная и революционная либо консервативная

реакционная). Вместе с тем идеология обладает относительной самостоятельностью,

опирается в своем развитии на имеющийся мыслительный материал, и поэтому ее

связь с классовыми интересами может быть не прямой, а опосредствованной.

Особенно это касается идеологических форм, удаленных от экономической основы

(философия, религия, мораль). В политической науке давно уже предложено простое

и ясное определение идеологии как «системы политических, экономических и

социальных ценностей и идей, служащих основанием для поставки целей; последние

в свою очередь, образуют ядро политических программ» (Р.Макивер). Но идеологию

относят к числу малоизученных феноменов. Во-первых, она представляет собой

неблагоприятный объект научного анализа, т.к. вводя понятие «идеология»,

ученый должен доказать, что его собственный подход свободен от идеологических

пристрастий. А это очень трудно.

Во-вторых, одна из причин негативного отношения бихевиористов к изучению

идеологии носила явно вненаучный характер, дело в том, что как уже было

сказано, первый вклад в это направление исследований внес К. Маркс.

Но именно марксизму было суждено стать наиболее массовой идеологией прошлого

столетия. К концу XIX в. миллионы людей во всем мире придерживались

социалистических взглядов.

Первая попытка социологического исследования идеологии была предпринята

немецким ученым К. Мангеймом. Как и Маркс, он полагал, что социальная функция

идеологии реализуется в рамках отношений классового господства-подчинения.

Если правящий класс пытается выдать свою познавательную перспективу (способ

понимания общественно-политических явлений) за единственно истинную и

пытается ее теоретически обосновать в этом качестве, то налицо духовное

образование идеологического типа. По Мангейму, идеологиям противостоят утопии

– духовные образования, порождаемые непривилегированными классами и

выражающие их стремление к социальному реваншу. Утопии легко превращаются в

идеологии, когда оппозиционные слои приходят к власти. Былая утопия при этом

теряет свой радикализм и начинает так или иначе обосновывать неравенство.

Идеи Мангейма, впервые высказанные в 1929 г. («Идеология и утопия»), сохраняют

свое значение и по сей день. Во-первых, Мангейм преодолел свойственное Марксу

чрезмерно расширительное понимание идеологии. Теперь этот термин применяют для

отображения политического сознания, включенного во взаимоотношения между

правящей элитой и массами. Во-вторых, немецкий социолог выделил такую важную

характеристику идеологии, как ее систематизированность. Мы видели, что в

процессе социализации у человека вырабатывается совокупность логически не

связанных между собой и часто взаимоисключающих представлений. Восприятие

идеологии приводит к частичному вытеснению этих представлений, а оставшиеся

жестко связывает друг с другом. Поэтому идеология ,как правило, и претендует на

научность. Была разработана структурная классификация идеологий, основанная на

способе связи между отдельными ее элементами (идеологемами) и масштабах охвата

идеологиями социальной реальности. По этим признакам выделяют две основные

разновидности – открытые и тоталитарные идеологии. Последние

характеризуются тем, что стремятся дать объяснение всем без исключения явлениям

и выработать таким образом целостную политически насыщенную картину мира.

Человек, воспринявший тоталитарную идеологию, придает всему, что он видит,

политическое значение. Такой подход хорошо передает лозунг «советское – значит,

отличное». Идеологемы при этом связываются настолько прочно, что отделить одну

от другой можно только аналитически. Внешняя характеристика тоталитарной

идеологии – репрессивность, т.е. то, что она навязывается индивиду с помощью

интенсивной пропаганды, ломающей прежнюю структуру его сознания. «Открытая»

идеология описывается как прямая противоположность тоталитарной. Связь всей

этой классификации с концепцией тоталитаризма вполне очевидна. Стоит отметить,

что тоталитарная идеология в рамках этой концепции предстает как следствие с

одной стороны, и как необходимая и самая важная предпосылка установления

соответствующего режима с другой. Главным недостатком подхода оказалось жесткое

противопоставление двух видов. Если тоталитарная и открытая идеологии не имеют

между собой ничего общего, то можно ли говорить об идеологии вообще? Попытку

дать ответ на этот вопрос предприняли ученые, работавшие в рамках

структурно-функционального подхода. Была сформулирована гипотеза, согласно

которой любая идеология возникает как реакция на значимое смещение социальных

ролей (теория социального напряжения). В условиях изменений, в особенности

затрагивающих экономическую структуру общества, человек испытывает глубокий

дискомфорт и растерянность. Тут-то к нему на помощь и приходит идеология,

позволяющая по-новому помять и оценить свое место в обществе, а значит –

действовать в соответствии с новыми условиями. К сожалению, теория социального

напряжения не объясняет, каким именно образом эмоциональная неудовлетворенность

трансформируется в идеологические конструкты. Вариант такого объяснения

предлагает теория культурного напряжения, также сформировавшаяся в

структурно-функциональной традиции. Приверженцы этой теории указывают на то,

что смещение социальных ролей вызывает не только психологическую болевую

реакцию, но – и это главное – еще и разрушение всей системы «знаков» (символов

социокультурного характера), позволяющих индивиду ориентироваться в мире.

Социальная реальность оказывается как бы лишенной смысла. Идеология же,

пользуясь словами К. Гиртца, выступает как средство возвращения смысла. В

отличие от теории социального напряжения, эта теория дает возможность понять,

почему идеология в зрелом виде всегда представляет собой систему ценностей и

идей, а не наоборот отдельных, логически не связанных между собой идеологем. Но

и здесь остается открытым важнейший вопрос: каким критерием руководствуются

люди, выбирая идеологии? Почему, например, кризис Веймарской республики в

Германии привел к одновременному росту влияния коммунистической и

национал-социалистической идеологий, и почему последняя в конечном счете

победила?

Очевидно, что ответить на этот вопрос невозможно. Это заставляет многих

исследователей перейти от нормального анализа социальных функций идеологи к

«применению литературных и философских концепций смысла» (Х. Дракер).

Представители этого направления уделяют большое внимание содержательному

анализу различий «классическими» идеологиями – марксизмом, консерватизмом и

либерализмом. С другой стороны, довольно широкое распространение получила

идея о том, что в современном мире идеология исчезает (Д. Белл, Р. Арон, С.

Липсет) «Конец идеологии» осмысливался на рубеже сороковых и пятидесятых

годов как следствие фундаментальной реконструкции общества в ходе НТР, резко

ограничивающей масштабы политической борьбы внутри либеральных демократий.

«Во всем западном мире есть сущностное согласие интеллектуалов по

политическим проблемам: приятие государства благосостояния, принцип

децентрализации управления, смешанная экономика и политический плюрализм. Это

и значит, что идеологический век кончился», - писал Белл.

Пятидесятые годы прошли под знаком «деидеологизации». Впереди были расовые

конфликты, Вьетнам, молодежный бунт, экономическая депрессия семидесятых

годов. Мир оказался не таким беспроблемным, как это виделось сразу после

войны. И совсем неуместными стали казаться разговоры о «конце идеологии» к

началу прошлого десятилетия, когда разразилась дуэль между «старым»

либерализмом и неоконсерватизмом. Таким образом, в современном мире осталось

место для идеологии. Правда, в семидесятых – восьмидесятых годах заметные

изменения произошли в механизмах индоктринации и «производство идеологии»,

ранее находившихся под контролем партий. Как отмечает французский политолог

К. Исмаль, «сегодня правые силы не сводятся к политическим партиям. По

крайней мере, последние не вырабатывают идеологию. Это делают клубы,

ассоциации, еженедельники». И действительно, в США ведущую роль в

«неконсервативной революции» играли непартийные группы и клубы. Созданные по

инициативе подобных групп интеллектуальные и исследовательские центры и

вырабатывают идеологии, которые затем средствами массовой информации

распространяются в обществе. Идеология рекламируется, как дорогой товар,

производимый в малых сериях. Характерно, что на этом фоне растет популярность

и политическое влияние «независимых» изданий в ущерб «партийным».

Основная сложность в изучении идеологии связана с тем, что, как и всякое

комплексное духовное образование, она требует философских средств анализа.

Наиболее общей категорией, характеризующей субъективную сторону политики,

является политическое сознание. Оно охватывает чувственные и теоретические,

рациональные и подсознательные представления людей, опосредующие их отношения

между собой и с инструментами власти по поводу участия в управлении

государством и обществом. Представляя самосознание социальной (национальной,

классовой, конфессиональной и др.) группы, политическое сознание отражает

действительность с позиций коллективных интересов, сопоставляет групповые

потребности с их влиянием на общество в целом. Поэтому оно не может не

включать в себя общегрупповые, общедемократические и общечеловеческие идеи

представления. Основными формами существования политического сознания

являются политические идеология и психология. Среди них особую и

всевозрастающую роль играет политическая идеология.

Термин «идеология» древнегреческого происхождения и буквально означает

«учение об идеях», поскольку состоит из двух слов: «идея» и « логос». В

научный оборот он был введён Антуаном Дестютом де Траси, одним из

представителей позднего поколения французских просветителей. В своём труде

«Этюд о способности мыслить» он использовал термин «идеология», чтобы

охарактеризовать науку об идеях. Позднее в многотомном сочинении «Элементы

идеологии» (т.1-4, 1805-1815 гг.) он более подробно развил это понятие.

Дестют де Траси характеризовал идеологию как «науку об идеях»,о том, как они

возникают, и о законах человеческого мышления». По его мнению, эта наука

должна быть такой же точной, как и все естественные науки.

В самом общем плане под идеологией следует понимать относительно

систематизированную совокупность взглядов, существенной чертой которых

является функциональная связь с интересами и стремлениями общественной

группы. В состав идеологии входят идеи, возникшие на основе исторического

опыта и условий жизни определенной социальной общности, которые особым

образом отображают и оценивают действительность. В нее нередко включают и

директивы к действиям, основанным на этих идеях. Последнее обстоятельство

особенно характерно для политической идеологии, как комплекса идей о

политической власти и о сфере политики в целом. Очевидно, что становление

политической идеологии происходило вместе с появлением государства, и с этого

времени формируются особые отношения между идеологией и политикой. Они

характеризуют пример отношения теории и практики, сознания и действия.

При характеристике пути формирования политической идеологии отмечают четыре

основные модели этого процесса. Во-первых, это модель конденсации. Она

работает в том случае, когда происходит трансформация идеологических

представлений, присущих обыденному политическому сознанию, в теоретические

идеологические структуры. Во-вторых, это интегративная модель. Для нее

характерны синтез, интеграция, конвергенция различных идей и представлений

существующих идейно-политических течений или новое пересечение идеологических

установок (неоконсерватизм, неолиберализм и т.п.). В-третьих, это

дивергентная модель. В данном случае формирование новой политической

идеологии происходит в результате редукции, дзинтеграции, дивергенции, то

есть «расщепления» идеологии уже существующей. В-четвертых, модель

ревитализации идеологии, когда происходят возврат к старым идеям, их

возрождение в более или менее модифицированной форме (попытки возврата к

истокам консерватизма, марксизма и т.п.). Выделение этих моделей носит

условный и вспомогательный характер, поскольку в реальном процессе генезиса и

изменения идеологий они нередко сочетаются, пересекаются и не встречаются в

чистом виде. Вместе с тем их знание может помочь при анализе механизма

возникновения некоторых идейных течений.

Либерализм

В европейской общественно-политической литературе понятие «либерализм»

появилось в начале XIX века. Термин «либерализм» происходит от латинского

“liberalis”- свободный, имеющий отношение к свободе. Все определения

либерализма включают в себя идеи личной свободы индивида, нескованной рамками

традиций. Либерализм, как сложное структурное явление, принадлежащее

одновременно философской, идеологической и политической сферам, предстает как

историко-философская доктрина и политическая идеология, обосновывающая

программные установки объединившихся под его знаменем социальных слоев, и как

более или менее массовое организованное движение.

В мировозренчиский комплекс классического либерализма вошли представления о

свободе групповых, классовых, националистических и иных предрассудков; идеи

космополитизма, терпимости, гуманизма, прогресса, демократизма и

индивидуализма с подчеркиванием самоценности личности. В экономической

области основатели либерализма требовали отмены регламентаций и ограничений

со стороны государственной власти, простора для частной инициативы,

максимально свободных условий для развертывания частного предпринимательства.

В сфере политики он основывается на признании прав человека, на разделении

законодательной и исполнительной властей, на свободе выбора занятий, свободе

конкуренции, что реализуется в требовании правового государства.

Концептуальное кредо классического либерализма включает в себя утверждение

абсолютной ценности человеческой личности и равенство от рождения всех людей;

провозглашение автономии индивидуальной воли; требование создания государства

на основе общего консенсуса и с единственной целью сохранить и защитить

естественные права человека, что определяет договорный характер отношений

между государством и обществом; убеждение в необходимости верховенства закона

как инструмента социального контроля и вразумности ограничения объема и сфер

деятельности государства; утверждение важности защищенности государства

частной жизни человека и свободы его действий в рамках закона и т.п. В

классическом либерализме свобода еще не вступает в конфликтующие отношения

взаимопологания и взаимоотрицания с равенством. Свобода рассматривается как

равная свобода для всех. Равенство же толкуется как равенство в свободе того

же круга граждан.

В последней трети XIX века начал складываться новый тип либерализма, нередко

обозначаемый в литературе разными терминами: «неолиберплизм», «социальный

либерализм», «либерал-реформизм». Для политической идеологии либерал-

реформизма характерны ориентации на социальное реформирование, стремление

примерить равенство и свободу, отстаивание идеи согласия всех и подчеркивания

нейтральности либеральной политики.

Своеобразно сложилась судьба либерализма в современной России. Русская

либеральная мысль зародилась и оформилась в рамках западничества. Но на

русской почве он обрел свои специфические черты. Первые теоретические

разработки либерального образа мыслей представлены в произведениях К. Д.

Ковелина, Б. Н. Чичерина, С. м. Соловьева.

Одной из центральных тем в русском либерализме является рассмотрение проблемы

личности, ее статуса в общественном и государственном устройстве. Для русской

либеральной мысли в период, когда она только заявила о себе на общественной

арене, характерна сильная антидемократическая тенденция. Она проявляется,

например, в склонности опираться на принцип монархизма. На грани XIX-XX веков

наметилась иная тенденция: постепенное сближение либеральных лозунгов с

демократическими программами. В русском либерализме на раннем этапе

присутствовало сильное консервативное начало, что можно считать закономерным.

Другая особенность русского либерализма связанна с тем, что ко времени его

зарождения Россия еще оставалась крепостной страной.

В XIX и XX веках либерализм пережил три тяжелых кризиса. Первый кризис

политической идеологии либерализма возник, когда «партия движения» XIX век

превратилась в «партию статус кво», отодвинув на задний план интересы самого

значительного политического движения того времени – рабочего движения. Истоки

кризиса лежали в обострении антагонизма между равенством и свободой. Ответом

на этот кризис стало возникновение либерал-реформизма. Второй кризис

либеральной доктрины разродился после второй мировой войны. В тот период

достижения и идеалы правового и конституционного государства, за которые в

течение столетия выступал либерализм, перестали находить отклик во многих

странах Европы. Третий и продолжающийся ныне кризис либерализма связан с

нарастающим влиянием НТР, системой обострившихся глобальных проблем,

цивилизационых противоречий.

Консерватизм.

Идеология консерватизма рассматривается как один из важнейших структурных

компонентов современных политических идеологий. Носителями идеологии

консерватизма являются социальные группы, слои и классы, заинтересованные в

сохранении традиционных общественных порядков или в их восстановлении. Сам

термин «консерватизм» произошел от латинского “conservo” – сохраняю, охраняю.

В структуре консерватизма выделяются два идейных пласта. Один ориентируется

на поддержание устойчивости общественной структуры в ее неизменной формы;

другой – на устранение противодействующих политических сил и тенденций и

восстановление, воспроизводства прежней. Различные направления и формы

консерватизма обнаруживают общие характерные черты. К ним относятся:

признание существования морально-религиозного порядка и несовершенство

человеческой природы; убеждение в прирожденном неравенстве людей и в

ограниченных возможностях человеческого разума; утверждения о необходимости

жесткой социальной и классовой иерархии и предпочтения устоявшихся

общественных структур и институтов. Политическая идеология консерватизма в

некотором смысле носит вторичный характер, поскольку производна от иных

идеологических форм.

В России консервативный тип мышления наглядно выявляется в мировоззрении

славянофилов. Консерватизм как тип мышления предполагает отказ от любых форм

экстремизма. В этом смысле консервативная мысль противостоит и крайне правой,

ультра реакционной идеологии и лево радикальной, которая в середине и конце

XIX века обретает популярность в интеллектуальной среде (народники, эсеры,

анархисты). Судьба консерватизма в России была трагической. Консервативный

тип мышления в русской общественной мысли оказался зажатым между двумя

формами экстремизма – левым и правым. Чаша весов склонялась то в одну, то в

другую сторону, не останавливаясь посередине.

В современном консерватизме в мире обычно выделяют три течения:

традиционалистское, либертаристское и неоконсервативное. Они тесно

переплетаются, взаимодействуют между собой, сохраняя особенности эволюции,

собственные истоки и создавая неоднородное, сложноструктурное целое, которое

обозначают понятием «современный консерватизм».

Социализм

Социализм (от латинского “socialis” – общественный) как политическая

идеология исторически связан с многовековыми чаяниями масс об обществе

социальной справедливости, солидарности, социальной защиты личности. Следы

подобных мечтаний встречаются уже на ранних ступенях классово организованного

человеческого общества, играют заметную роль в средние века, в Новое время,

бросают мощный вызов либерализму и консерватизму в последней трети XIX –

первой половине XX века. От многочисленных социальных утопий и теорий

прошлого социализм отличают акценты на связь социальных бедствий с

отношениями собственности на средства производства, на необходимость

соотнесения политических изменений с преобразованиями в социальной сфере.

Свою классическую форму социалистические идеи начали приобретать вместе с

утверждением капитализма. Противоречия, свойственные незрелым ступеням нового

общества, делали его объектом острой социальной критики.

Социалистическая идея в нашей стране имеет давние корни. Она прослеживается

уже в средневековых представлениях о социальной справедливости и равенстве

людей перед богом. Принципом характеристики социализма в России является то,

что социалистическая мысль очень активно подкреплялась практической

организацией социалистического дела

Заключение

По каким направлениям может идти разработка новой идеологии в условиях

современной России? На каких предпосылках она может базироваться?

Мы уже отмечали, что идеология это совокупность общественных идей, теорий,

взглядов, которые отражают и оценивают сознательную действительность с точки

зрения интересов определенных классов, но в силу относительной

самостоятельности идеологии присущи собственные манеры и тенденции развития.

Всякая идеология уходит корнями в прошлое, она основывается на прежних

исторических традициях народа. Но это не означает. Что новая идеология может

возникнуть лишь на базе прошлого идейного, мыслительного материала. Значит

идеология должна не только использовать прошлое и исходить из него, но и

обогатиться новыми представлениями, которые отражают современное состояние, а

также будущее российской действительности. В связи с этим государственная

идеология не может быть некой суммой политических линий различных партий и

социальных сил. Государственная идеология представляет собой нечто общее, а

политика – более частное.

При анализе идеологии необходимо руководствоваться принципом партийности,

выявляя связь идеологических построений с интересами определенных классов, а

также принципом конкретно-исторического подхода, имея в виду, что сами классы

и их интересы меняются в ходе истории. Поскольку идеология отражает природу

того или иного общественного строя, то идеологические различия неустранимы,

пока существуют различные социальные системы.

Список литературы

1. Голосов Г.В. «Сравнительная политология» Новосибирск; 1995

2. Осипов Г. В. «Социология» Москва; 1990

3. Философский словарь / под ред. Фролова И. Г. / 5-е издание; Москва 1986

4. Государственная идеология /Ковалев А. М. //Вестник МГУ; серия

12;Социально-политические исследования; 1994 №1

5. Политические идеологии: история и современность / В. И. Коваленко,

А. И. Костин // Вестник МГУ; серия 12; политические науки; 1997 №12



(C) 2009