Научная Петербургская Академия

Реферат: Безработца

Реферат: Безработца

Содержание

Содержание. 2

Введение. 3

1. Понятие, формы безработицы и их специфика. 4

2. Причины безработицы в переходной экономике. 7

3.Определение уровня безработицы.. 10

4. Методы сокращения безработицы.. 11

5. Последствия безработицы.. 12

6.Факторы, способствующие безработице в России. Минимизация их воздействия. 15

6.1.Методы борьбы с безработицей. 16

7.Государство в системе трудоустройства. 21

7.1.Государственная служба занятости населения и ее функции. 21

7.2.Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест. 24

Заключение. 28

Список использованной литературы.. 29

Введение

Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям

связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических

проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с

людьми, их производственной деятельностью.

Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений

на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы

использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые

проблемы занятости, растет безработица.

Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша

действительность.

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую

наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для

большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную

психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто

является предметом политических дискуссий.

Наиболее угрожающим фактором роста безработицы и массового высвобождения

людей из производства является развал межхозяйственных связей и свертывание

по этой причине производства на крупных и сверхкрупных предприятиях первого

подразделения. Разрыв горизонтальных экономических связей, нарушение

договорных обязательств по поставкам продукции сопровождаются снижением

объемов продукции, сокращением числа рабочих мест и работающих. Перестройка

системы управления и политического устройства общества сопровождается

сокращением числа занятых на руководящих должностях в аппаратах

государственного управления, в армии. Возникает специфический вид безработицы

среди лиц высокой квалификации, профессионально непригодных к использованию в

низовых хозяйственных звеньях производственной и непроизводственной сфер.

Интенсивность высвобождения и перераспределения рабочей силы зависит от

множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности,

ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств,

предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие

коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно

должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере

занятости и трудовых отношений. Регулирующая роль государства должна состоять

в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и

приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

1. Понятие, формы безработицы и их специфика

Начнем с той формы безработицы, о которой можно вести речь фактически в любом

обществе и которая во многом является необходимым следствием активных

структурных перестроек экономики. Это фрикционная (или структурная)

безработица. Рабочие имеют различные склонности и способности, а к каждому

конкретному рабочему месту предъявляются определенные профессиональные

требования. Кроме того, система распространения информации о претендентах на

рабочие места является несовершенной, а географическое перемещение рабочих не

может происходить моментально. Поиск подходящего рабочего места требует

определенного времени и усилий. В самом деле, поскольку различные рабочие места

различаются и по сложности, и по оплате труда, безработный может даже

отказаться от первого предложенного ему рабочего места. Безработица, вызванная

тем, что установление соответствия между работниками и рабочими местами требует

времени, называется фрикционной безработицей.

Определенный уровень фрикционной безработицы неизбежен в условиях постоянно

меняющейся рыночной экономики. Спрос на различные товары постоянно колеблется,

что в свою очередь вызывает колебания спроса на труд работников, производящих

эти товары. Далее, поскольку различные регионы производят разные товары, спрос

на труд может одновременно возрастать в одной части страны и сокращаться в

другой. Экономисты называют такие изменения в структуре спроса на труд по

отраслям и регионам структурными сдвигами. Поскольку структурные сдвиги

происходят постоянно и рабочим требуется определенное время для смены работы,

фрикционная безработица носит устойчивый характер.

Структурные сдвиги не являются единственной причиной постоянного

высвобождения работников и фрикционной безработицы. Помимо этого, рабочие

неожиданно для себя оказываются уволенными в случае, если предприятие

становится банкротом, если качество их работы признается неудовлетворительным

или если их конкретная квалификация более не требуется.

Если речь идет о систематическом высвобождении работников предприятий,

которые должны свертывать свою деятельность вследствие ее технологической или

экономической неэффективности, вследствие того, что научно-технический и

социальный прогресс требует переструктурирования экономической жизни, то

такого рода высвобождение рабочей силы должно считаться безусловно

позитивным процессом, так как это высвобождение работников в одних сферах

всегда сопровождается параллельным появлением значительного числа вакансий

рабочих мест в новых отраслях и сферах деятельности, порождаемых научно-

техническим развитием. Однако все это воплощается в реальность только при

условии, что в обществе действуют социально-экономические отношения,

обеспечивающие гибкую занятость, взаимное соответствие структур рабочей силы

и производства, при том, что перестройка структуры занятости является не

принудительной, а базирующейся на свободном доступе каждого работника к

системе переквалификации, получения дополнительного образования, смене места

работы, жительства и т.д. Между тем, в конкретных условиях переходной

экономики фрикционная, структурная безработица принимает, как правило,

иррациональные формы, закрытие предприятий идет гораздо быстрее, чем

образование новых рабочих мест в перспективных отраслях, усугубляясь к тому

же и опережающим спадом в сферах, которые, напротив, заслуживают наибольшего

развития (высоких технологий, наукоемкого производства) и требуют

квалифицированной рабочей силы. В результате сегодня в России инженеры и

ученые переквалифицируются в продавцов и грузчиков.

Второй классической формой безработицы является циклическая безработица

. Традиционно она связана с фазой спада в воспроизводственном цикле, в

условиях которого существенно возрастает объем безработицы.

Однако циклическая безработица в условиях переходной экономики имеет ряд

существенных особенностей. В экономике переходных обществ циклическая

безработица фактически превращается в перманентную безработицу периода

постоянного свертывания производства. Более того, постепенное, временное

оживление экономики в гораздо меньшей степени приводит к рассасыванию

безработицы, чем это можно было ожидать.

Причины этого достаточно понятны: модель «шоковой терапии», приводящая к

глобальному спаду, разрешает противоречия экономического роста прежде всего за

счет трудящихся. Постепенно, конечно, создаются формы общественных работ или

другие механизмы парирования наиболее жестких последствий безработицы. Однако

циклическая безработица, связанная с устойчивой тенденцией к спаду экономики,

является главной формой безработицы в переходной экономике. Фактически

такая стабильная безработица может быть названа скорее застойной,

нежели циклической.

Итак, застойная безработица - это третья форма, наиболее характерная для

экономики переходного общества. Застойная безработица как наиболее типичная

форма безработицы переходной экономики усугубляется тем, что традиции прошлого

во многом приводят к надеждам значительной части работников на возможность

решения своих проблем в будущем за счет поддержки государства, но не за счет

собственной активности.

Завершая характеристику форм безработицы, хотелось бы подчеркнуть, что для

России, находящейся в состоянии перехода от прошлой жизни в условиях «реального

социализма» к некоему (пока еще непонятно к какому именно) новому качеству,

становится реальностью действие так называемого «всеобщего закона

капиталистического накопления», в свое время сформулированного К.Марксом

применительно к буржуазному обществу классического периода - периода середины

XIX века. Тогда, по словам Маркса, нарастание безработицы, абсолютного и

относительного обнищания масс на одном полюсе; нарастание богатства,

концентрация и централизация капитала - на другом, было законом воспроизводства

буржуазного общества.

Борьба наемных работников и других общественных сил буржуазных стран на

протяжении не одного столетия (а особенно - в течение XX века) привела к

тому, что в развитых странах этот закон сегодня фактически не действует или

проявляется в иных, переходных формах. В отличие от этих стран почти полная

пассивность наемных работников бывшего «социалистическогго лагеря» в

сочетании с рождением примитивных форм «номенклатурного капитализма» привела

к тому, что для экономики переходного общества во многих странах стало

характерно действие тенденции нарастания социально-экономической поляризации

в переходных обществах, чем-то напоминающей всеобщий закон капиталистического

накопления. В условиях системного кризиса здесь происходит огромная

поляризация общественного богатства, концентрация капитала в руках бывшей

номенклатуры и «новых богатых» - на одном полюсе; не только относительное, но

и абсолютное обнищание, нарастание безработицы - на другом полюсе. Разрыв

доходов между 10% наиболее богатых и наиболее бедных семей в России уже вдвое

превышает аналогичный показатель в развитых странах Западной Европы. Более

того, он превышает даже разрыв, характерный для новых индустриальных

государств. Безусловно, такое положение не может продолжаться бесконечно

долго, и важнейшей задачей сейчас является поиск путей преодоления такого

рода противоречий и, в частности, преодоления безработицы в переходной

экономике России. Возможно начинать такой поиск следует начинать с выявления

причин возникновения российской безработицы.

2. Причины безработицы в переходной экономике

Среди множества проблем, встающих перед любой страной в условиях ее перехода

к рыночной экономике, одной из самых острых является, как известно, угроза

массовой безработицы. И угроза эта в более или менее значительной степени

реализуется. Сегодня (а точнее, наверное, еще вчера) для России приобрели

исключительную актуальность меры по возможному предотвращению обвального

размаха безработицы и смягчению ее социальных последствий.

Однако прежде всего следует сказать о характере кризиса, порождающего

безработицу в российских условиях. Это не циклический кризис, известный из

экономики состоявшегося капитализма и как бы «сам по себе» выводящий ее по

истечении некоторого времени к фазе подъема, в которой существует только

фрикционная и ограниченная структурная безработица. В России массовая

безработица порождается трансформационным экономическим кризисом. Он

отражает глубокие противоречия условий перехода от командной экономики к

рыночной и носит не циклический, а главным образом структурный характер.

Отсюда следует, что выход из этого кризиса может быть лишь следствием

глубоких структурных преобразований в народном хозяйстве. Однако по

отношению к сфере занятости обязательно должно сохраняться регулирующее

участие государства.

Успех реформ в России в решающей мере зависит оттого, сумеет ли народное

хозяйство страны вписаться в систему мирохозяйственных связей, эффективно

найти свое место в системе международного разделения труда. Если страна не

согласна с перспективой стать сырьевым придатком развитых государств, ее

обрабатывающая промышленность должна производить конкурентоспособную

продукцию; конкурентоспособную и на мировых рынках, и, тем более, на своем

собственном внутреннем рынке, причем не опирающемся на искусственные и не

могущие быть долговечными в рыночной экономике подпорки в виде взвинченных

таможенных, лицензионных и иных барьеров. Иначе говоря, путь к подлинной

экономической стабилизации и, в частности, к предотвращению условий

появления массовой безработицы лежит через повышение производительности

труда, снижение трудо- и зарплатоемкости, оптимизацию численности персонала.

Среди конкретных причин, обусловливающих сокращение занятости

трудоспособного населения в России, можно отметить следующие:

Первая причина коренится в том, что характерной чертой советской

экономики являлась чрезмерная численность производственного персонала (в том

числе вспомогательного и управленческого) предприятий. В литературе уже давно

отмечался тот факт, что на советских предприятиях, в сравнении с аналогичными

по профилю и объему производства в западных странах, было занято в два-три раза

больше работников. Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой

техники и трудосберегающих технологий, препятствовало росту производительности

труда. С другой стороны, необходимость оплачивать излишних работников

неоправданно завышала издержки производства с вытекающим отсюда ослаблением

конкурентоспособности производимых товаров. Наличие чрезмерного количества

рабочих мест означало искусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал

дисциплину труда, способствовал широкому распространению «выводиловки» в

оплате работников, подавлению у них стимула к лучшей работе.

В основе такой ситуации лежало, во-первых, то, что экономические ведомства и

директора советских предприятий руководствовались укоренившимся догматом

экономической теории о принципиальной несовместимости социализма и

безработицы; во-вторых, то, что излишек рабочей силы оказывался практически

полезен для отбывания предприятием различных административно взваливаемых на

него повинностей, не относящихся к характеру его деятельности: участие в

уборке урожая, в обеспечении сохранности продукции на базах, в строительстве

объектов соцкультбыта, в уборке улиц и т.п. Наконец, - и это, наверное,

главное, - излишек персонала можно было с успехом использовать для

традиционных авралов по выполнению плана в самом конце месяца, квартала или

года. Короче, долгие годы существовала устойчивая и весьма массовая скрытая

безработица.

Директора государственных предприятий нередко и по сей день склонны мириться

с наличием избыточного персонала. Иное дело - частные собственники, которые

берут под контроль предприятия в результате их приватизации: они стремятся

иметь оптимальное количество работников, т.е. возможно меньшее. Таким

образом, эта причина безработицы состоит в том, что сам факт перехода к

частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает

выталкивание в ряды безработных значительных масс людей, которые были

безработными и раньше, но в форме не открытой, как сейчас, а скрытой.

Вторая причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования

предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не

могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту,

качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обычным

способом (кому нужны акции банкротов?), их придется предварительно санировать,

а затем уже целиком продавать физическим или юридическим частным лицам,

согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить производственные

инвестиции. Очевидно, что эти новые собственники рискнут стать таковыми лишь

имея полную свободу освобождения от груза ненужного персонала. А это - еще один

канал, пополняющий безработицу.

Третья. Многие госпредприятия восприняли либерализацию цен как

возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои

чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На

первых порах это широко удавалось. Однако такое положение не может сохраняться

долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного

удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и в конечном счете - кризисом

неплатежей по всем технологическим цепочкам. Он поразил не только

потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция которых нужна

обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями.

Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу.

Четвертая. Рыночные реформы ведут к успеху только если сопровождаются

глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только

микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику:

ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые имеют

реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и,

соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется

спросом. Очевидно, что в России, для экономики которой характерны глубокие

диспропорции, прежде всего огромное разбухание группы А, служившей базой

форсированного роста ВПК, такая перестройка породит массовую структурную

безработицу.

Пятая. Наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших

условиях действуют и репродуцирующие безработицу специфические факторы.

Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными

республиками СССР (ныне независимыми государствами), а также между Россией и

странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение предприятий и

по материально-техническому снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не

может не питать безработицу. Говоря о специфических для бывшего СССР факторах,

нельзя обойти и известный факт наличия явно гипертрофированного ВПК.

Нормализация его удельного веса в экономике служит весьма ощутимым фактором в

уменьшении общего количества рабочих мест, тем более, что решение проблем

конверсии военных предприятий оказалось на практике делом далеко не простым и

не быстрым. Поэтому неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболее

острые формы именно в районах концентрации военных заводов.

3.Определение уровня безработицы

Споры по поводу определения уровня безработицы при полной занятости

усугубляется тем, что на практике трудно установить фактический уровень

безработицы. Все население разделено на три большие группы. В первую входят

лица, не достигшие 16 лет, а также лица, находящиеся в специализированных

учреждениях – т.е. лица, которые не считаются потенциальными компонентами

рабочей силы. Вторую группу, составляют взрослые, потенциально имеющие

возможность работать, но по какой-то причине не работающие и не ищущие

работу. Третья группа – рабочая сила, в эту группу входя лица, который могут

и хотят работать. Считается, что рабочая сила состоит из работающих и

безработных, но активно ищущих работу. Уровень безработицы – это процент

безработной части рабочей силы.

Уровень безработицы = (безработица/рабочая сила) × 100%

Статистическое управление министерства труда пытается установить количество

работающих и безработных, проводя в масштабе всей страны ежемесячные

выборочные опросы примерно 60 тыс. семей.

Точная оценка уровня безработицы осложняется из-за следующих факторов:

- Частичная занятость. В официальной статистике все

занятые неполный рабочий день входят в категорию полностью занятых. Считая их

полностью занятыми, официальная статистика занижает уровень безработицы.

- Рабочие, потерявшие надежду на получение работы.

Не включая рабочих, потерявших надежду на получение работы, в категорию

безработных, официальная статистика занижает уровень безработицы.

- Ложная информация. Уровень безработицы может быть

завышен в том случае, когда некоторые неработающие утверждают, что они ищут

работу, хотя это и не соответствует действительности, а также теневая экономика

способствует завышению официального уровня безработицы.

Таким образом, хотя уровень безработицы является одним из важнейших

показателей экономического положения страны, его нельзя считать безошибочным

барометром здоровья нашей экономики.

4. Методы сокращения безработицы

Возникновение безработицы связано с различными причинами, и сократить ее

можно лишь за счет создания условий, способных ослабить влияние той или иной

из этих причин. Необходимость для любой страны стремиться к сокращению

безработицы до экономически рационального минимума порождается рядом причин.

Во-первых, человек – экономический ресурс особого типа, его нельзя

зарезервировать до лучших времен. Потерянное рабочее время невосстановимо, и

при этом – даже не работая – человек должен иметь возможность потреблять

жизненные блага не ниже прожиточного минимума. Поэтому общество вынуждено

искать средства для спасения безработных от голодной смерти или превращения в

бандитов. Но направляемые на эти цели средства не служат дальнейшему развитию

экономики страны – они просто проедаются.

Во-вторых, рост безработицы сокращает спрос на товары; люди, не получающие

зарплату, могут позволить себе лишь самый минимум. Это обостряет

экономические проблемы страны и служит толчком для дальнейшего сокращения

занятости. Это порочный круг крайне опасен – с каждым оборотом разомкнуть его

становится все сложнее.

В-третьих, безработица обостряет политическую ситуацию в стране.

К счастью, безработица может быть уменьшена. Для этого используются различные

методы, например переобучение безработных, поощрение индивидуального

предпринимательства и др.

Изучая проблемы безработицы, экономическая наука пришла к выводу: фрикционная

и структурная безработица – явления естественные и не представляющие угрозы

для нормального развития страны. Более того такое развитие без них просто

невозможно. Наличие безработицы заставляет людей опасаться потери рабочего

места и побуждает их трудиться более производительно и качественно. Поэтому

полная занятость – как ее сегодня понимают в большинстве развитых стран – это

ситуация, когда существуют фрикционная и структурная безработица, но нет

безработицы циклической. При таком положении безработица в стране

соответствует своей естественной норме, в разных странах она складывается по-

своему. Какова естественная норма безработицы для России сегодня сказать

нельзя, еще только предстоит экспериментально определить эту величину. Но

сделать это можно будет только тогда, когда экономика нашей страны выйдет из

кризиса и начнется процесс сокращения циклической безработицы.

5. Последствия безработицы

Как и всякое социально-экономическое явление, безработица имеет закономерные

и случайные черты, сущностные и поверхностные характеристики, позитивные и

негативные стороны.

Их интенсивность зависит от масштабов, уровня, региональной специфики, формы

безработицы. С точки зрения теории и практического регулирования рынка труда,

наибольший интерес предоставляет анализ негативных социальных последствий

роста безработицы, он позволяет повысить качество мероприятий по

предупреждению и смягчению этих последствий, миннинизировать социальную цену

радикальных реформ .

При анализе безработицы в РФ. можно выявить следующие негативные тенденции:

1. Безработица ведет к не полному использованию экономического потенциала

общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального

богатства, по этому в стране возникают потери от недоиспользованная

производственных возможностей.

2. При продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся

работников. Особенно ощутимы Социально-Экономические потери в связи с

массовыми увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированную

работу специалистов и научных работников. Даже при последующем включении в

производительный процесс, работник выходит на нормальную , устойчивую высоту

производительности труда, примерно за полугодовой срок . И весь период

адаптации работник отстает в результатах своего труда, по сравнению с

постоянными рабочими кадрами той же квалификации в равных условиях труда.

3. Рост безработицы приводит к снижению жизненного уровня, следствием чего

является подрыв психического здоровья нации. Согласно опросу проведенному в

Санкт-Петербурге среди безработных, этим обеспокоены 40 % респондентов.

Оценивая, безработицу как потери общества, следует упомянуть также следующие

факторы экономической нестабильности:

• снижение покупательного спроса.

• сокращение сбережений.

• снижение инвестиционного спроса.

• сокращение предложения, спад производств.

4. Рост числа безработных служит благоприятным фактором для увеличения числа

преступлений. В Санкт-Петербурге эту закономерность отмечали 12,7%

опрошенных. Рост безработицы на 1% ведет к увеличению числа преступлений на

8%, 39% зарегистрированных преступлений совершают лица не имеющие постоянного

источника дохода.

Также по данным опроса 18% считают, что безработица усиливает социальную

напряженность и политическую нестабильность в обществе. А 5,2% - что

безработица ведет к снижению заработной платы, в следствии конкуренции на

рынке труда.

Оценки мужчин и женщин примерно одинаковы, однако женщины более остро реагируют

на снижение жизненного уровня и утрату квалификации и менее болезненно на

усиление социальной напряженности и политической нестабильности.

Потеря безработными значительной части личных доходов и ухудшение жизненного

уровня характерна для всех стран, независимо от системы страхования в фонд

занятости, размеров пособий и другой материальной помощи.

В странах с развитой рыночной экономикой размеры пособий по безработице,

соотнесенные со средней заработной платой, колеблется довольно существенно.

Так в США этот показатель в среднем составляет 50%, в Канаде 60%, в Австралии

30-60%, в Бельгии 40-60%. Западные специалисты указывают на дестимулирующий

характер высоких пособий:

безропотные затягивают время поиска работы, повышается уровень притязаний к

заработной плате на новом рабочем месте.

В России законы по социальной помощи более либеральны, они позволяют получать

от 45-70% от средней заработной платы в течении года.

При всех отрицательных сторонах безработицы на определенном уровне имеются и

положительные аспекты.

1. Безработные представляют собой резерв незанятой рабочей силы, которую

можно задействовать при расширении производства или структурных перестройках.

Трудности перехода нашей страны на рельсы интенсивного развития во многом

были связаны с полной занятостью. Новые стройки, цеха оказались

незадействованы, так как работникам было легче работать на старых уже

освоенных местах. Капиталовложения оказались омертвленными, эффективность

развития страны на определенном этапе стала снижаться.

2. Наличие безработицы усиливает агрессию профсоюзов и их требования

повышения заработной платы, и тем самым усиливает стимулы предпринимательской

деятельности.

Страх потерять работу и влиться в число высвободившихся из сферы

производства, является самым лучшим организатором дисциплины труда, а кроме

того создает условия для поддержания необходимого качества затрат труда. Этот

аспект отметило 14% от опрошенных в Санкт-Петербурге. Респонденты также

отмечали что:

• 75,2% -устраивает статус безработного т.к. он увеличивает личное свободное

время.

• 13% -безработица стимулирует овладение новыми специальностями. » Каждый 7

репондент .считает, что безработица воспитывает ответственность и

самостоятельность.

В силу отмеченных причин, умеренная безработица (от3-7% от числа занятых)

считается необходимым спутником развития рыночной экономики.

6.Факторы, способствующие безработице в России. Минимизация их воздействия.

Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее

искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.

В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов

увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих

факторов:

· подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию мужчин в 58,

женщин в 53);

· частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день,

сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);

· условная безработица (непостоянная работа);

· временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за

инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения

содержания);

· потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);

· безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными

и опасными условиями труда;

· безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);

· вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии,

комплектующих, приведшего к остановке предприятия);

· безработица вследствие повышения производительности труда и его

интенсификации;

· безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной

перестройки в армии;

· безработица членов семей военнослужащих и военных советников,

возвращающихся в РФ из-за рубежа;

· безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах

вследствие остановки предприятий;

· первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);

· безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей

обучение по собственному желанию;

· безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;

· безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности

переквалифицироваться и получить иную профессию;

· безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)

· безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;

· безработица возвращающихся из мест лишения свободы;

· безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;

· безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций

(аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в

результате взрывов или военных действий);

· безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и

утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с

избытком рабочих мест.

Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии

потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются

несколько групп населения. Как и в каждом государстве в России есть

определенная часть населения не желающая работать, - люмпен-элемент. Эта

группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет

зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая

по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на

рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет,

особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа -

прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства

с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды

безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не

работающие, тоже формально являются безработными.

6.1.Методы борьбы с безработицей

При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости

населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом

из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но

можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные,

политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного

населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного

гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10%

только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального

продукта.

В социально - трудовой политике первоначально превалировали меры,

направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших

институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в экономике.

Важнейшими из них были поддержание доходов на минимальном уровне и гарантии

занятости в условиях спада производства и роста безработицы. В русле

демократизации общества было модернизировано законодательство о труде и

занятости путем приведения его в соответствии с международно признанными

правилами: сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная продолжительность

отпусков, расширены гарантии занятости безработных, началось реформирование

социального страхования. Регулирование социально - страховых отношений

способствовало их нормализации во время приватизации экономики, установлению

перемирия между нынешними работниками и их будущими хозяевами.

Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной защиты

населения, пострадавшего от правительства « реформаторов». Государство на

время отказалось от прямой регламентации в оплате труда (кроме его минимума),

перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу росло реальное

наполнение средней заработной платы, отставая, однако, от динамики

потребительских цен на товары и услуги.

В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестоких

социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам,

неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на нет

традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием рабочего

времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты труда.

Вместе с тем увеличивалась вынужденная безработица, порожденная новыми

условиями функционирования предприятий и формами найма. Высвобожденные по

экономическим мотивам составили более половины официально зарегистрированных

безработных. Именно для них, квалифицированных работников со стажем и

производственным опытом, были особенно нужны реальные гарантии занятости,

альтернативные косметическим мерам по трудоустройству социально незащищенных

маргиналов.

Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимость

преобразования фондов занятости в полноценную систему социального

страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно

действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие

места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью

процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной

занятости.

Однако безработица оказалась тем «орешком», о который сломали «рыночные» зубы

не одна команда реформаторов в России. Следуя правительственному курсу

социальной защиты, служба занятости трансформировалась в организацию по

борьбе с безработицей. Были продолжены раздачи гарантий ее клиентам по

растущему числу специально проводимых мероприятий. Причем упор делался на

выигрышные в глазах общественности проекты в пользу социально незащищенных. И

наоборот, в программах содействия занятости сознательно принижалось значение

трудового посредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей

силы и ее конкурентоспособности на открытом рынке труда.

Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращение безработицы не

решал важнейшую задачу реформ - повышение эффективности производства. Когда

экономический кризис усилился, обновленное к тому времени правительство

увидело выход из него в достижении финансовой стабилизации, фактически в

ускоренном развитии финансово - промышленного капитала путем мобилизации

ресурсов накопления.

В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно для

системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения

возможностей инфляционного кредитования промышленности источником

стабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальным

приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические задачи

перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий,

возникших в результате «народной» приватизации.

Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролем

государства. Оказывается легче приостановить высвобождении работающих без

оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без

долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой

мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными

компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами

неимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили как трудящиеся, им

пытаются вернуть как социально незащищенным.

Наряду с этим расширяется « исход » ранее многочисленного слоя

квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных

производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет

депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены перебиваться

случайными заработками, искать относительно доходные занятия в ущерб своей

квалификации и социально - профессиональному статусу. Что же надо делать,

чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте, неурегулированную, а

потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему отношений труда и капитала?

Суть новой социально - трудовой политики можно свести к следующему:

окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном

труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей

полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную

армию труда и безработицу. Особенно важной является социальная либералиция

наемного труда прежде всего через радикальную реформу трудового

законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Надо

коренным образом изменить «дух законов» о труде, бес всяких оговорок признать

рабочую силу товаром, собственником которого является свободный от

внеэкономического принуждения и административного диктата индивид. Как хозяин

уникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его цена

формируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта.

Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от

рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административных

ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Затем

желательно отказаться от так называемой социальной защиты трудящихся и ввести

в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них принципиально важны

справедливая оплата, надежная охрана и достойные условия труда, механизмы

социального страхования экономических рисков потери трудоспособности,

независимые институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов.

Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе,

малом предпринимательстве.

Давно пора заменить архаичные и неэффективные формы законодательного

регулирование труда, например, единый для всех размер минимальной заработной

платы и ее индексации, которые из инструментов социальной защиты на практике,

в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в государственные нормы

фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установить минимум

оплаты за единицу отработанного времени (час) и заложить в основу тарифных

систем.

Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону над

государственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении. Поэтому

необходимо ограничить роль государства в обеспечении занятости, включая отказ

от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать нормы и нормативы

социальной и экономической «защищенности» от безработицы. Для этого

необходимо создать независимую от правительства и местной администрации

систему активного содействия безработным на основе страховых взносов. Следует

рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынка труда, а под

обеспечением занятости понимать трудоустройство вынужденно безработных и

трудовую активизацию добровольно незанятых с использованием преимущественно

экономических стимулов привлечение к труду.

Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное

страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить

экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского

толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую активность, но

зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы социальной опеки для

последующей трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них

занятиям.

Однако, в последнее время предпринимаются попытки «спрятать» официальную

растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб занятости.

Направляемые на общественные и временные работы безработные в результате

бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем настает очередь

посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на перерегистрацию.

Далее следует черед других «нарушителей» новых правил, вводимых, кстати,

«заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре борьба с безработицей

закономерно перерастет в войну с безработными.

По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой

пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты за труд.

Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в соответствии с

реализацией программ реструктуризации производства, создавая на ее базе

мобильный резерв рабочей силы, используемый для интенсивного развития

экономики. Прежде всего следует стремиться к поддержанию взаимосвязи

занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что является

условием социально - экономической сбалансированности. Только так может быть

обеспечена надежная экономическая основа для создания новых рабочих мест,

расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к

«рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития.

Именно тогда становится возможным создание в обозримой перспективе

динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике

социально - трудовой сферы.

7.Государство в системе трудоустройства.

7.1.Государственная служба занятости населения и ее функции.

Для реализации государственной политики в области занятости населения и

обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе

действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации

населения создана Государственная служба занятости.

В связи с этим, нового определения потребовало понятие занятости. С одной

стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может,

как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения

человека к административной или уголовной ответственности. С другой стороны -

незанятость человека, который ищет работу. Именно эта категория населения

должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому

гражданину его конституционное право на труд. Соответственно нужно решать

проблему организации учета незанятого населения, необходимо из миллионов

незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина

заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения

гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет

неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству,

а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо,

ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в

течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по

истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он

приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

Государственная служба занятости является структурой специальных

государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов

занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу,

содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их

профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.

Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Функции службы занятости многообразны:

Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование

населения и работодателей о состоянии рынка труда;

Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

Для эффективного осуществления этих задач необходимо комплексное внедрение

автоматизации в процессы управления занятостью. Она позволяет освободить

персонал от рутинной работы по переработке информации, оставляет время для

разбора различных вариантов принимаемых решений. Основным средством

автоматизации является вычислительная техника. Наиболее перспективным также

представляется создание распределительных информационных систем, сети

локальных баз данных с обменом информацией между ними по всем уровням службы

занятости. На городском и областном уровнях системы целесообразно создание

персонифицированных банков данных по гражданам, обратившимся в службу

занятости за помощью в трудоустройстве.

Консультация обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о

возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях,

предъявляемых к профессиям и работникам;

Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям - в

подборе необходимых работников;

Для граждан, потерявших работу и заработок, подходящей считается работа,

соответствующая их профессиональной подготовке, учитывающая возраст, трудовой

стаж и опыт работы по прежней специальности, транспортную доступность нового

рабочего места. В соответствии с законом граждане имеют право на свободный

выбор работы путем прямого обращения на предприятия, а не обязательно через

службу занятости.

Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения

квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных

заведениях, оказание помощи в развитии и определении содержания курсов

обучения и переобучения;

В настоящее время уровень профессиональной подготовки занятого населения

достаточно низок, несмотря на довольно высокий общеобразовательный уровень: в

промышленности, например, 78% работников имеют среднюю квалификацию, 5% -

высокую и 17% - низкую. При значительном высвобождении с предприятий

работников потребуется организация курсов ускоренной их подготовки и

переобучения по краткосрочной программе. Основным принципом обучения, в том

числе и через систему служб занятости, должно стать "непрерывное

образование". На базе действующих учебных заведений необходимо создать

межреспубликанское учебное заведение для переподготовки и повышения

квалификации высвобождаемых работников и незанятого населения. Служба

занятости и соответствующие органы по подготовке кадров, исходя из

потребностей административно-территориальных делений, анализа и прогноза

занятости, будут определять тематическую направленность обучения, перечень

учебных заведений, а также набор учебных программ, а региональные службы

занятости - рассчитывать потребность в учебных местах, заключать договоры и

обеспечивать соответствующее финансирование. Центры занятости городов,

ориентируясь на свободные учебные места, могут заключать с высвобожденными

работниками соглашения и направлять на профессиональную подготовку по

избранной ими профессии.

Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым

работникам и другим категориям населения;

В связи с этим необходима разработка новой концепции развития системы

профориентации, охватывающей все категории населения, определения статуса

различных звеньев этой системы, перспективы развития сети центров

профориентации и психологической поддержки. Профориентационные услуги должны

предоставляться не только учащейся молодежи, но и рабочим гражданам, желающим

сменить профессию. Это требует развитие сети профконсультационных

подразделений, входящих в службу занятости. В связи с новыми функциями

системы профориентации изменяются и требования к работникам службы занятости.

Сейчас необходимы специалисты для оценки ситуации в сфере занятости, прогноза

занятости, разработки программ и организации общественных работ; по

профессиональной ориентации взрослого населения и организации профобучения

безработных, финансовому обучению занятости; инспекционной работе.

Регистрация безработных и оказание им в пределах своей компетенции помощи;

В законе определен статус безработного, которым является вынуждено незанятый

человек, по отношению к которому государство не смогло выполнить своих

обязательств, то есть не предоставило работы. Однако не всякий незанятый

человек, желающий работать, получает статус безработного и может рассчитывать

на социальную помощь или поддержку государства. Для этого требуется соблюдать

два условия. Во-первых, гражданин должен быть трудоспособного возраста и

обладать способностью к систематической работе по какой-либо профессии. Если

профессии нет, то он обязан пронять предложение службы занятости о

предварительной профессиональной подготовке. Во-вторых, необходима его

готовность трудиться, то есть желание и обязанность принять предложение о

подходящей работе.

Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан,

трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на

весь период обучения стипендии;

Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и

приостановление выплаты этих пособий;

Подготовка предложений и заключений об использовании труда иностранных

рабочих, привлекаемых в РФ на основе межправительственных соглашений и

лицензий;

Разработка республиканских и региональных программ занятости, включая

финансовое обеспечение и мероприятия по социальной защищенности различных

групп населения.

Таким образом, функции Государственной службы занятости значительно

расширились по сравнению с функциями ранее действовавшей системы

трудоустройства населения.

7.2.Политика государства по созданию и сохранению рабочих мест.

Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться

на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о

занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и

свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки,

повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания

массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности

государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на

обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях

управления являются федеральная, территориальные и местные (городские,

районные) программы.

Прежде чем оценивать эффективность федеральной программы, рассмотрим

мероприятия по содействию занятости населения. Группа мероприятий

«Государственное регулирование, обеспечивающее сохранение и развитие рабочих

мест» опирается на целевые программы типа «Электроэнергетика Дальнего

Востока на 1993-1995 гг.», «Наукоемкие технологии на период до 1995 г.»,

«Топливо и энергия до 2000 г.», «Жилище на 1993-1995 гг. и на период до 2000

года» и др. Подобные целевые программы трудно связывать с созданием новых

рабочих мест, к тому же в этих программах практически отсутствуют данные об

их количественных и качественных изменениях. Такой учет в стране не ведется,

и Госкомстат РФ должен (причем не только в этой связи, а и в целях

отслеживания движения рабочих мест на всех стадиях процесса воспроизводства)

организовать учет новых и дополнительных рабочих мест, которые статистикой

не разграничиваются.

Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект, но в

региональных программах содействия занятости населения даже не упоминаются

федеральные и иные региональные программы, не говоря уже об отражении

показателей движения рабочих мест. Очевидно, было бы целесообразнее

разрабатывать федеральные и региональные программы содействия занятости на

трехлетний период (по аналогии с программами Правительства РФ «Развитие

реформ и стабилизация российской экономики» в 1993-1995 гг. и «Реформы и

развитие российской экономики в 1995-1997 годах») и с учетом параметров

важнейших отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных программ,

обеспечивая при этом увязку показателей движения рабочих мест и рабочей

силы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском

обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости,

допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого

принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической

эффективности и социальных результатов, которое будет различным в российских

регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства,

ресурсообеспеченностью и т.д.

Обусловленные переходом к рыночным отношениям кризисные явления в экономике

России не сопровождаются массовым высвобождением работников и устойчивой

хронической безработицей (в 1999 г. всего 8% выбывших работников были уволены

по сокращению штатов, а 64% - по собственному желанию). Вместе с тем

получила развитие скрытая (внутрифирменная) безработица, при которой

трудовой потенциал по разным причинам недоиспользуется, что сказывается на

эффективности производства и уровне производительности труда.

Стабилизация и последующий рост производства должны стать отправным пунктом

реализации стратегии занятости для достижения и поддержания эффективной

занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по

двум критериям:

· финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного

государственного фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиями из

бюджетной системы (федерального и региональных уровней) обеспечивают

финансирование программ содействия занятости. При нынешней ставке (2% фонда

оплаты труда) социально допустимый уровень безработицы составит примерно 3%

(заметим, что на 1 октября 1999 г. уровень зарегистрированной безработицы

достиг 3,4%);

· социальному, в соответствии с которым общество устанавливает порог

естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и

фрикционной форм), непревышение которого должно стать целью государственной

политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами

управления.

Наличие определенного числа граждан, ищущих работу и официально признанных

безработными, следует рассматривать как неизбежный результат особенностей

движения рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально допустимого

уровня безработицы зависит от действенности организационно-экономического

механизма регулирования рынка труда, а также его составных звеньев - рынка

рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы,

формирующего спрос на рабочие места.

На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент

эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих

мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо для России

в целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора

формирование рынка рабочей силы может протекать по-разному.

Так, в московском регионе крупном промышленном центре России при одинаковом

значении социально-демографического фактора позиции руководства двух

субъектов РФ Москвы и Московской области - в отношении сохранения имеющихся

рабочих мест как в целом, так и по отраслям экономики не могут быть

одинаковыми. Например, решение столичного правительства сохранить предприятия

текстильной промышленности путем предоставления им кредитов и другой

финансовой поддержки не выдерживает никакой критики. Большинство предприятий

использует рабочую силу со стороны и расположено в районах, примыкающих к

Центральному административному округу. Между тем земля в столице все время

дорожает. Нужно ли сохранять такую структуру столичной промышленности? В

Подмосковье, Владимирской, Тверской, Ивановской областях текстильные

предприятия зачастую являются градообразующими. Им следует оказывать

финансовую поддержку при закупках сырья из ближнего зарубежья и предоставлять

льготные кредиты для пополнения оборотных средств.

Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе

обусловлены спецификой формирования экономически активного населения,

сложившимися уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и

привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными

и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить

выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки

экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами

из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых

затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и

финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения

или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно

является градообразующим.

Реализация Программы призвана обеспечить координацию долгосрочных и

среднесрочных инвестици­онных программ, федеральных целевых программ,

связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-

экономического развития отдельных регионов, иных программных решений,

принима­емых органами исполнительной власти на федеральном и региональном

уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и

материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.

Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие

годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к

саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в

использовании элементов государственного регулирования, которое

предусматривается организовать в ходе реализации Программы.

Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере

является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест,

сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по

предотвращению роста безработицы.

Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости

населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных

рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

Основными задачами Программы являются:

· обеспечение правовых, экономических и организационных условий для

создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных

отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

· регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение

конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

· формирование эффективной структуры занятости населения; повышение

качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и

территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для

повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения,

усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в

сфере занятости населения;

· предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы;

развитие системы общественных работ.

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства

Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной

мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение

рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для

организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение,

переподготовку и профориентацию и др.

Федеральная и региональные службы занятости населения, аккумулируя в фондах

занятости большую часть страховых платежей, должны с учетом сложившихся и

прогнозируемых показателей занятости и безработицы определять кризисные

территории - республики, края, области и автономии, а в каждом из них -

города и районы.

Федеральная служба занятости России использует арифметический подход и

группирует регионы по уровню безработицы в соответствии со следующими

критериями: 1) ниже среднего уровня по стране; 2) в пределах двукратного

превышения среднего уровня; 3) более двукратного превышения. По расчетам ФСЗ

РФ, ко второй группе (от 2 до 4% на конец 1999 г.) относились 27 регионов, а

к третьей (от 4,3% в Ленинградской до 8,4% в Ивановской области) - 16.

Среди последних выделяются пять субъектов РФ, уровень безработицы в которых

превышает средний показатель по группе (5,6%): Ивановская, Псковская,

Ярославская и Владимирская области и Республика Ингушетия. Именно эти регионы

следует квалифицировать как кризисные, присвоив их программам содействия

занятости статус федеральных.

Для того чтобы представить в общих чертах специфику региональной политики,

все регионы Российской Федерации были поделены на 9 групп в соответствии с

уровнем безработицы (шаг - 1%), по каждому из них был рассчитана доля

средств, расходуемых по различным направлениям.

Заключение

Категории занятости и безработицы занимают одно из важнейших мест в анализе

рынка труда. Занятость населения определяет уровень и качество жизни как

отдельных граждан, так и общества в целом. Существует множество видов

безработицы, которые объединяются экономистами в три основных типа:

фрикционную, структурную, циклическую.

В развитых странах мира государственная политика занятости функционирует по

двум направлениям: содействие в трудоустройстве и переобучение, создание

гибкого рынка труда. Среди перспективных путей снижения безработицы наиболее

интересными являются: сокращение рабочей недели, работизация, расширение

сферы услуг и надомного производства.Исходя из вышеизложенного, очевидно, что

проблема безра­ботицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не

решив его невозможно наладить эффективную деятельность эконо­мики. Особенно

остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно,

т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический

спад, развалив промышлен­ность, не мог не затронуть рынок труда. За последние

4 года численность занятого населения сократилась на 9 процентов.

Список использованной литературы

1. А.Ананьев «Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к

рыночной экономике», «Вопросы экономики», № 5 – 1999

2. Е.Балацкий «Россия: проблема безработицы в переходный период», «Проблемы

теории и практики управления», № 1 –2000

3. Т.Батяева, М.Гарсия-Исер, А.Касаткина, Н.Кутепова «Безработица среди

специалистов - российкий феномен», «Человек и труд», № 11 – 1999

4. И.В.Бестужев-Лада «Безработица? Не может быть!» М.: Знание, 1998

5. Э.Бородянский, В.Кузьмин «Реальный путь противодействия безработице»,

«Человек и труд» № 9 – 1997

6. А.В.Бузгалин «Переходная экономика» М.: Таурус, 2001

7. Г.Волынский «К вопросу о безработице в переходный период», «Российский

экономический журнал», № 4 – 1998

8. А.А.Дикаpева, М.И.Миpская «Социология труда» M.: Высшая школа, 1998

9. И.Заславский «О пользе рынка труда», «Вопросы экономики» № 9 – 1999

10. А.Карташева, Е.Кубишин «Ситуация на рынке труда: направления развития»,

«Экономист» №12 –2000

11. А.Кашепов «Проблемы предотвращения массовой безработицы в России»,

«Вопросы экономики», № 5 – 1999

12. В.Колосов «Правовое регулирование занятости», «Советские профсоюзы» №2 –

1998

13. Я.Корнаи «Дефицит» М.: Наука, 1998

14. С.Котляр «Методология оценки безработицы», «Человек и труд», № 8 – 1997

15. Н.Матыцина «Обеспечение занятости населения», «Экономист», №4 –2000

16. И.Д.Мацкуляк «Стратегия занятости: предотвращение безработицы (политико-

экономический аспект)» М.: Экономика, 2000

17. Г.Мэнкью «Макроэкономика» М.: МГУ, 1999

18. Г.Г. Руденко «Служба занятости и ее функции» М.: РЭА, 1999

19. Г.Стендинг, Т.Четвернина «Загадки российской безработицы», «Вопросы

экономики», № 12 – 2000

20.Т.Четвернина «Безработица в России (официальная оценка и реальные

масштабы)», «Проблемы теории и практики управления», № 4 – 1998

21. П.Хейне «Экономический образ мышления» М.: Новости, 2001

22. «Экономика труда» под редакцией Г.Р.Погосяна и Л.И.Жукова М.: Экономика,

2001



(C) 2009