Научная Петербургская Академия

Курсовая: Социология Э Дюркгейма

Курсовая: Социология Э Дюркгейма

тема: СОЦИОЛОГИЯ ДЮРКГЕЙМА

Москва

1998

П Л А Н

Введение

$ 1. Жизнь Дюрнгейма и интеллектуальные истоки

социологии.

$ 2. "Социологизм" - философская основа социологии Дюрнгейма.

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Совсем недавно, каких-нибудь десять лет назад, по интересую­щим нас в данной

работе вопросам мы вряд ли нашли бы сколь-нибудь исчерпывающие ответы. Ведь в

учебниках и пособиях по философии имя Дюркгейма - основателя французской

социологической школы - лишь упоминалось вскользь наряду с другими

представителями "бур­жуазной" социологии конца XIX - начала ЧЧ веков".

"Дюркгей Эмиль (1858-1917) - французский социолог и философ; позитивист,

последователь Конта, профессор в Сорбонне. Дюркгейм утверждал, что социология

должна изучать общество как особую ду­ховную реальность, законы которой отличны

от законов индивидуаль­ной психики. Любое общество, по Дюркгейму, основано на

общезначи­мых коллективных представлениях; ученый имеет дело с социальными

фктами - коллективными представлениями (право, мораль, религия, чувства,

привычки и т.д.), которые принудительно навязываются че­ловеческому сознанию

общественной средой"*. Эти строки - практи­чески половина всей информации об

Эмиле Дюркгейме, которую можно было прочесть тогда в философском словаре.

Основными работами Э.Дюркгейма являются его книги "О разделе­нии

общественного труда", "Правила социологического метода" ("Ме­тод социологии"),

"Элементарные формы религиозной жизни". Но поз­накомиться с ними читателю в

советское время в нашей стране было не так просто.

В 1991 г. в серии "Социологическое наследие" издательства

* См.: Философский словарь (Под редакцией М.М.Розенталя). М.,

1975. С.126.

"Наука" был опубликован однотомник Дюркгейма, в которой вошли но­вые переводы

книг "О разделении общественного труда" и "Метод со­циологии"*. Тираж быстро

разошелся, что неудивительно, учитывая, с одной стороны, его незначительность,

с другой - большой чита­тельский интерес к социологической классике и

потребности разви­вающегося социологического образования. Кроме того, в 1991 г.

в журнале "Социологические исследования" была опубликована извест­ная работа

Дюркгейма "Ценностные и "реальные" суждения"**.

А ведь именно в России были осуществлены первые переводы его книг, причем еще

при его жизни, когда классик еще не стал класси­ком. (См.Метод социологии.

Киев-Харьков, 1899. О разделении об­щественного труда. Одесса, 1900.

Самоубийство. СПб., 1912). Поми­мо указанных, в дореволюционной России были

опубликованы следую­щие работы Дюркгейма: Социология и социальные науки. -

Метод в науках. СПб., 1911. Социология и теория познания. - Новые идеи в

социологии. СПб., 1914, N 2 и др.

"Судьба незаурядных научных идей нередко такова, что, оказав глубокое и

повсеместное влияние в науке, превратившись в "пара­дигму", они, по крайней

мере внешне, теряют свою актуальность. Кажется, что они существовали всегда и

не существовать не мог-

________________

* См.: Дюркгейм Э.Г. О разделении общественного труда. Метод социологии.

Общ.ред.А.Б.Гофмана. М., 1991.

** См.: Дюркгейм Э.Г. Ценностные и "реальные" суждения. // Со­циол.исслед.,

1991, N 2.

ли"4. Так произошло и с идеями Дюркгейма, находящимися у истоков

современного социологического мышления.

Трудно найти сегодня такую отрасль социологии, начиная от об­щей

социологической теории и кончая прикладными исследованиями, в которой бы

влияние исследований Дюркгейма так или иначе не ощуща­лось. Трудно, наконец,

назвать такую страну, в которой хотя бы номинальное присутствие социологии не

сочеталось с одновременным присутствием дюркгеймовских идей.

Вклад Дюркгейма в становление и развитие социологического знания общепризнан.

И тем не менее идеи Дюркгейма продолжают сох­ранять актуальность в том

смысле, что далеко не все из них и не повсюду стали достоянием не только

массового сознания, но и про­фессионального сознания социальных ученых. Между

тем, они могут оказаться очень полезными и сегодня, особенно в обществах,

нахо­дящихся в переходном состоянии.

Рассмотрим подробнее социологию Дюркгейма.

________________

* См.: Гофман А.Б. Социология Эмиля Дюркгейма. / Приложение к кн.:

Э.Дюркгейм. Социология. Её предмет, метод, предназначение.

М., 1995. С.336.

$ 1. ЖИЗНЬ ДЮРКГЕЙМА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИСТОКИ

ЕГО СОЦИОЛОГИИ

"Дюркгейм - представитель позитивизма в социологии. Он пре­тендовал на то,

что его социологическая теория, якобы чуждая "крайностям" материализма и

спиритуализма, должна быть названа рационализмом, а при дальнейшем уточнении -

позитивизмом. Социо­логические взгляды Дюркгейма враждебны материалистическому

пони­манию истории и во многом сближаются с идеализмом и религией"*.

Это можно было прочесть о Дюркгейме в шеститомной истории филосо­фии,

изданной в 1961 году. Более внимательное и беспристрастное отношение к наследию

Дюркгейма находим в источнике, изданном поч­ти тридцать лет спустя: "Основатель

французской социологической школы, группировавшейся вокруг журнала Конта,

Дюркгейм испытал также влияние Монтескьё, Руссо, Канта, Спенсера, Ш.Ренувье.

Обос­новывая особое место социологии в ряду наук о человеке, он отста­ивал

специфичность ее объекта - социальной реальности, ее несво­димость к

биопсихической реальности индивидов. В работе "Правила социологического метода"

(1895, в рус.пер. - "Метод социологии",

1899) Дюркгейм определяет предмет социологии как социальные фак­ты,

существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему принудительной

силой"**.

Приведем некоторые факты из жизни ученого. Эмиль Дюркгейм ро-

* См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

С.188.

** См.: История философии. В шести томах. Под ред.Дынника М.А. и др. М., 1961.

дился 15 апреля 1858 года в г.Эпинале, на северо-востоке Франции

в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущий автор

социологической теории готовился к религиозному поприщу своих

предков, изучая древнееврейский язык, Тору и Талмуд. Но он до­вольно рано

отказался продолжить семейную традицию. Биографы Дюркгейма отмечают, что

определенное влияние на это решение ока­зала его школьная

учительница-католичка. Короткое время он испы­тывает склонность к католицизму

мистического толка. Но и католи­ком Дюркгейм не стал, также, впрочем, как и

атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком. Постоянно

подчеркивая важную социальную и нравственную роль религии, он сделал предме­том

своей веры науку вообще и социальную науку в частности.

Окончив в 1882 году Нормальную школу, Дюркгейм в течение нес­кольких лет

преподавал философию в провинциальных лицеях.

В 1887 ггоду Дюркгейм был назначен преподавателем "социальной науки и

педагогики" на филологическом факультете Бордоского уни­верситета. Там же в

1896 г. он возглавил кафедру "социальной нау­ки", по существу, первую

самостоятельную кафедру социологии во Франции.

Как уже говорилось выше, с 1898 по 1913 гг. Дюркгейм руково­дил изданием

журнала "Социологический ежегодник". Деятельность этого научного коллектива

занимала ведущее место во французской социологии вплоть до конца 30-х годов.

С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сарбонне, где возглавлял ка­федру "науки о

воспитании и социологии". Многие его научные рабо­ты родились из лекционных

курсов. Дюркгейм был блестящим орато­ром, и его лекции пользовались большим

успехом. Они отличались строго научным ясным стилем изложения и в то же время

носили ха-

рактер своего рода социологических проповедей.

Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но,

несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода

общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и

либеральных убеждений, сторон­ником социальных реформ, основанных на научных

рекомендациях.

Вместе с тем, Дюркгейм был противником революционного социа­лизма, считая,

что подлинные и глубокие социальные изменения про­исходят в результате

длительной социальной и нравственной эволю­ции. С этих позиций он стремился

примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как

научную альтернативу левому и правому радикализму.

Будучи человеком прежде всего, Дюркгейм постоянно стремился соединить в своей

собственной жизни принципы профессиональной и гражданской этики. Практическая

цель его профессиональной и об­щественной деятельности состояла в том, чтобы

вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказалось в

последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима Второй империи,

поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской коммуны. В связи

с этим он активно выступал против сторонников возрождения монархии и

приверженцев "сильной власти", против ре­акционных клерикалов и националистов.

Дьркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм -

французская национальная традиция, начало которой положил Декарт. "Правила

социологического метода", "манифест" Дьркгеймовской социологии удивительным

образом перекликаются с "Рассуждением о методе" Декарта. Оба труда объединяет

одна цель: найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю

постичь истину независимо от общепринятых мнений и общественных

предрассудков всякого рода.

Другого своего великого соотечественника Шарля Монтескье сам Дюркгейм считал

главным предтечей научной социологии. Именно у Монтескье он обнаружил идеи,

обосновывающие саму возможность су­ществования социальной науки, а именно идеи

детерменизма и внут­ренней законосообразности в развитии социальных явлений, а

также сочетания описания и рационального объяснения этих явлений. Жан-Жака

Руссо Дюркгейм также рассматривал в качестве предшест­венника социологии,

способствовавшего развитию представления о природе социальной реальности.

Из более поздних предшественников дюркгеймовской социологии следует указать

на А.де Сен-Симона и на его ученика и последова­теля Огюста Конта.

Несмотря на то, что Дюркгейм в своих исследованиях критиковал ряд положений

социологии Конта, он признавал за ним титул "отца" социологии и подчеркивал

преемственную связь своих и контовских идей, хотя не склонен был принимать его

наследие целиком. Он от­вергал знаменитый закон трех стадий интеллектуальной и

социальной эволюции (теологической, метафизической и позитивной), который Конт

считал главным своим достижением. В противовес своему пред­шественнику,

провозгласившему отказ от причинности в научном объ­яснении и замену вопроса

"почему" вопросом "как", Юркгейм упорно искал причины социальных явлений. В

отличие от Конта он стремился сочетать теоретический анализ с эмпирическим.

Необходимо отметить влияние Канта и кантианства на теорию Дюркгейма. Речь

идет прежде всего о концепции морали и нравствен­ного дома, пронизывающей всю

теорию основателя Французской социо-

логической школы.

Особое значение в формировании социологических взглядов Дюрк­гейма имели идеи

французского неокантианца, "неокритициста" Ш.Ре­нувье, в частности его

рационализм. Все научное творчество Дюрк­гейма говорит о том, что он не остался

в стороне от влияния идей двух опостолов позитивизма конца XIX - начала ХХ в.

Э.Ренана и

Э.Тэна, энергично доказывающих роль науки как ведущей социальной силы, на

которую должны опираться все социальные институты, вклю­чая искусство, мораль и

религию.

Важную роль в формировании воззрений Дюркгейма сыграли идеи

Г.Спенсера и опиравшегося на них биографического направления в социологии.

Влияние Спенсера было неоднозначным; многие концепции Дюркгейма разрабатывались

как раз в полемике с концепциями Спенсера.

"Положительное" влияние идей Спенсера также сказалось в исс­ледованиях

Дюркгейма. Это относится, в частности, и к структур­но-функциональной стороне

социологии Дюркгейма, и к эволюционной стороне, поскольку вслед за Спенсером

Дюркгейм рассматривал слож­ные типы обществ как комбинации простых.

Дюркгейм был знаком и с работами Маркса, но отрицал его влия­ние на свои

исследования, что, по-видимому, соответствовало исти­не. Так же, как и многие

марксисты, он интерпретировал Маркса в духе экономического редукционизма,

сводящего всю жизнедеятель­ность социальных систем к экономическому фактору. Он

признавал плодотворной идею Маркса о том, что социальная жизнь должна

объ­ясняться не представлениями ее участников, а более глубокими при­чинами,

коренящимися главным образом в способе, которым сгруппи­рованы объединенные

между собой индивиды. Но, согласно Дюркгейму,

эта идея, составляющая логическое следствие эволюции социальной

мысли, никак не связана с социалистическим дувижением и "грустным

зрелищем конфликта между классами"*.

В отличие от Маркса Дюркгейм противопоставлял понятия "социа­лизм" и

"коммунизм". При коммунизме социальные функции являются общими для всех,

социальная масса не состоит из дифференцирован­ных частей; социализм же,

наоборот, основан на разделении труда и стремится связать различные функции с

различными органами и пос­ледние между собой".

Несмотря на то, что научное творчество Дюркгейма находилось на пересечении

множества влияний и традиций социальной мысли, он не считал, что социология как

наука уже сформировалась. Концепции Конта и других мыслителей прошлого столетия

представлялись ему слишком общими и схематичными, содержащими лишь предпосылки

собс­твенно научной социологии. Самостоятельную науку об обществе со своим

собственным предметом и специфическим методом, с его точки зрения, еще

предстояло создать.

________________

* См.: Дюркгейм Э. Материалистическое понимание истории. / Работы разных лет

/ М., 1995. С.204.

$ 2. "СОЦИОЛОГИЗМ" - ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА СОЦИОЛОГИИ

ДЮРКГЕЙМА

Для обозначения основополагающих принципов теории Дюркгейма и его способа

обоснования социологии в литературе используется тер­мин "социологизм". Изложим

главные принципы социологии Дюркгейма, вокруг которых объединилась Французская

социологическая школа. Именноэти принципы зафиксированы в понятии

"социологизм", кото­рое, конечно, не охватывает всего многообразия

теоретических построений Дюркгейма.

При изложении главных принципов его социологии необходимо различать в нем два

аспекта: онтологический и методологический. Онтологическая сторона

"социологизма", т.е. концепция социальной реальности, состоит из следующих

базовых постулатов.

1. Социальная реальность включена в универсальный природный порядок, она

столь же устойчива, основательна и "реальна", как и другие виды реальности, а

потому, подобно последним, развивается в соответствии с определенными законами.

2. Общество - это реальность особого рода, не сводимая к дру­гим ее видам.

Речь идет об автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной,

т.е. биопсихической реальности, воплощенной в ин­дивидах. Эта идея "красной

нитью" проходит через все научное творчество Дюркгейма.

На различных этапах и в различных исследованиях дихотомия ин­дивида и

общества выступает у французского социолога в форме ди­хотомических пар, так

или иначе воплощающих разнородность этих реальностей. "Индивидуальные факты -

социальные факты", "индиви-

дуальные представления - коллективные представления", "индивиду­альное

сознание - коллективное сознание" - таковы некоторые осно­вы дихотомии

социологии Дюркгейма.

Человек для него - это двойственная реальность, в которой со­существуют,

взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная.

Противопоставление этих двух начал человеческой природы выступает у Дюркгейма в

разнообразных формах, в частнос­ти, в следующих дихотомиях:*

1) определяемое социально и биологически заданное;

2) факторы, специфичные для отдельных обществ и выделяемые или постулирующие

характеристики человеческой природы;

3) факторы, общие для данного общества или группы и характер­ные для одного

или нескольких индивидов;

4) сознание и поведение ассоциированных индивидов, с одной стороны, и

изолированных индивидов - с другой;

5) социально предписанные обязанности и стихийно формирующие­ся желания и

действия;

6) факторы, исходящие "извне" индивида и возникшие внутри его сознания;

7) мысли и действия, направленные на социальные объекты, и те, что являются

сугубо личными и частными;

8) альтруистическое и эгоцентрическое поведение. Онтологическая сторона

"социологизма" не сводится, однако, к

признанию основательности и автономии социальной реальности. Ут­верждается

примат социальной реальности по отношению к ииндивиду-

________________

* См.: Лакс С. Эмиль Дюркгейм. Его жизнь и работа. - Стено­рорд, 1985. С.21.

альной и ее исключительное значение в детерминации человеческого

сознания и поведения; значение же индивидуальной реальности приз­нается

вторичным.

Таким образом, характерная онтологическая черта "социологиз­ма" - это

позиция, обозначаемая в истории социологии как "соци­альный реализм".

Дюркгейм признает, что генетически общество возникает в ре­зультате

взаимодействия индивидов; но раз возникнув, оно начинает жить по своим

собственным законам.

Методологический аспект "социологизма" тесно связан с его

он­тологическим аспектом и симметричен ему.

1. Поскольку общество - часть природы, то наука об обществе - социология -

подобна наукам о природе в отношении методологии; ее

познавательной целью провозглашается исследование устойчивых при­чинно-

следственных связей и закономерностей. Дюркгейм настаивает на применении в

социологии объективных методов, аналогичных мето­дам естественных наук.

Основной принцип его методологии выражен в знаменитой форму­ле: "Социальные

факты нужно рассматривать как вещи".

2. Из признания специфики социальной реальности вытекает са­мостоятельность

социологии как науки, ее несводимость ни к какой другой из наук, специфика ее

методологии и понятийного аппарата. Отсюда же и методологический принцип,

согласно которому социаль­ные факты должны объясняться другими социальными

фактами.

3. Но "социологизм" Дюркгейма выходит за рамки этого методо­логического

принципа. Поскольку в соответствии с его "социальным реализмом" общество

оказывается доминирующей, высшей реальностью, постольку происходит

социологизация как объясняемых, так и объ-

ясняющих фактов.

Социологический способ объяснения провозглашается единственно верным,

исключающим другие способы или включающих их в себя. Со­циология в результате

выступает не только как специфическая наука о социальных фактах, но и как

своего рода наука наук, призванная обновить и социологизировать самые

различные отрасли знания: фи­лософию, гносеологию, логику, этику, историю,

экономику и др.

Таким образом, социология мыслилась Дюркгеймом не просто как самостоятельная

социальная наука в ряду других, но как "система, корпус социальных наук"*. В

результате социология предстает не только как наука о социальных фактах, но и

как философское уче­ние. Те глобальные проблемы природы морали, религии,

познания, категорий, мышления, которые стремился разрешить в своих

исследо­ваниях Дюркгейм, нередко выходили за рамки собственно

социологи­ческой проблематики, являясь философскими в самой своей

постанов­ке. Отсюда его двойственное отношение к философам. С одной сторо­ны,

Дюркгейм отмечал в качестве одного из отличительных признаков

социологического метода независимость от всякой философии, с дру­гой - он, по

собственному признанию, всегда оставался философом.

Требование отделить социологию от философии у Дюркгейма было в значительной

мере связано с его отрицательным отношнеием к умо­зрительным спекуляциям в

социальной науке, которые, с его точки зрения, только дискредитируют ее.

Социология должна строиться на эмпирическом и рациональном методологическом

фундаменте.

________________

* См.: Гофман А.Б. Социология Эмиля Дюркгейма. / Приложение к кн.:

Э.Дюркгейм. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. /

М., 1995. С.320.

Таковы основные принципы "социологизма", посредством которых Дюркгейм

обосновывал необходимость и возможность социологии как самостоятельной науки.

Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые, как уже

отмечалось, характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне

индивида и оказывают на него при­нудительное воздействие*. Впоследствии он

дополнил это истолкова­ние предмета еще одним, определив социологию как науку

об инсти­тутах, их возникновении и функционировании**.

Представление Дюркгейма об основных разделах и отраслях соци­ологии в

определенной мере отражает его взгляд на значение тех или иных сфер

социальной жизни. В соответствии с этими делениями располагался материал в

дюркгеймовском "Социологическом ежегодни­ке". В целом социология делилась на

три основные отрасли: соци­альную морфологию, социальную физиологию и общую

социологию.

Дюркгейм был довольно плодовитым автором, хотя и не столь плодовитым, как его

не менее знаменитый современник, немецкий со­циолог Макс Вебер. Он

опубликовал немало статей и бесчисленное множество рецензий; многие его

статьи, лекции и лекционные курсы

опубликованы посмертно.

При жизни Дюркгейм издал четыре книги: "О разделении общест­венного труда"

(1893), "Метод социологии" (1895), "Самоубийство" (1897) и "Элементарные

формы религиозной жизни" (1912). Это был последний и самый значительный по

объему труд Дюркгейма. Религия, считает Дюркгейм, - это символическое

выражение общества, поэто-

________________

* См.: Дюркгейм Э. Метод социологии. Гл.I.

** См.: Там же, предисловие ко второму изданию.

му, поклоняясь тем или иным священным объектам, верующий в дейс­твительности

поклоняется обществу - "реальному объекту всех рели­гиозных культов. Дюркгейм

подчеркивает сходство между религиозны­ми и гражданскими церемониями, он

фиксирует внимание на общих чертах сакрализации как социального процесса.

Поэтому его работа явилась вкладом не только в становление социологии религии

в собственном смысле, но и в изучение гражданской религии и светс­ких

культов. Подобно предыдущим работам, книга "Элементарные фор­мы религиозной

жизни" явилась выдающимся достижением социологиче­ской мысли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конечно, в такой небольшой по объему работе, как эта, невоз­можно

сколь-нибудь подробно коснуться каждой книги Дюркгейма, можно лишь

констатировать: вклад Дюркгейма в становление и разви­тие социологического

знания общепризнан.

Можно согласиться, что концепции французского социолога во многом ошибочны:

ведь у классиков в отличие от простых смертных, и заблуждения бывают

выдающимися. Тем не менее, теория Дюркгейма разрабатывалась не только для

Франции конца XIX - начала ХХ вв. и применима не только к ней. Ведь между

обществом и эпохами, кроме различий, существуют и сходства.

Какие же из основных тем и принципов социологического насле­дия Дюркгейма

имеют существенное значение для социальной науки и практики в нашей стране в

современных условиях?

1. Общество. Даже такая, казалось бы, сверхбанальная катего­рия, как

"общество", сегодня нуждается в новом обосновании и воз­рождении и актуальна не

менее, чем во времена Дюркгейма.

Ведь на протяжении многих лет в социальной псевдонауке от имени марксизма,

основным субъектом исторического процесса про­возглашалось не общество, а

классы. Само же общество трактовалось в социал-дарвинистском духе как арена

беспощадной классовой борь­бы, так что общество как целостная система выступало

как своего рода фикция.

В настоящее время в некоторых исторических, околонаучных и

околохудожественных концепциях возрождается старый миф

росо­во-антропологической школы, согласно которому главные субъекты

исторического процесса - не классы, а расы и этносы. Общество

толкуется как превращенная форма "игры кровей", борьбы рас и эт­носов.

Таким образом очевидно, что идее общества как совокупности всех индивидов и

групп, объединенных многообразными социальными, экономическими, культурными

связями, общими традициями, целями и ценностями, еще предстоит занять свое

место и в сознании социаль­ных ученых, и в общественном мнении.

2. Социальная солидарность. Это основная тема всей социологии Дюркгейма.

Солидарность для Дюркгейма - синоним общественного состояния. Он был убежден,

что люди, в конечном счете, объединяются в об­щество не ради индивидуальной и

групповой вражды, а вследствие глубокой и взаимной потребности друг в друге.

Известно, что разделение труда ведет к формированию социаль­ных групп со

своими особыми, нередко конфликтующими интересами. Это убедительно доказал еще

Маркс.

Осуществление принципа социальной солидарности может успешно противостоять

теперь пагубным проявлениям индивидуального, груп­пового, национального

эгоизма. При этом необходима такая солидар­ность, которая основана на

различиях, на взаимодополнительности и взаимообмене. Выражаясь дюркгеймовским

языком, насильственная и искусственная "механическая" солидарность должна

уступить место естественной и добровольной "органической" солидарности.

Современное общество безнадежно деградирует, когда разделение труда в нем

основано на протекционизме, родственных связях, при­вилегиях, происхождении и

прочих формах противоестественного со­циального отбора. Общество может

процветать только при условии естественного социального отбора, основанного на

свободном сорев-

новании трудовых достижений, умов, талантов, нравственных досто­инств в

равных деловых и соответственно вознаграждемых. Сущест­венное условие

социальной эффективности и успешного функциониро­вания разделения труда, всех

форм иморализма - безусловное приз­нание всеми членами общества определенного

минимума объединяющих общих ценностей, образующих то, что Дюркгейм называл

"коллектив­ным сознанием". Придумывать их не нужно, их необходимо лишь

кол­лективно отобрать из ценностей, уже функционирующих в обществен­ном мнении,

и из социокультурных традиций. Они зафиксированы во "Всеобщей декларации прав

человека".

3. Мораль. "В истолковании Дюркгейма мораль неотделима от со­циальной

солидарности и также постоянно находилась в центре его исследовательских

интересов"*. Доказывая, что разделение труда

порождает солидарность, он одновременно доказывал, что оно выпо­лняет и

нравственную функцию. Последняя неоконченная работа фран­цузского социолога

была посвящена проблемам этики.

В течение длительного времени и в науке, и в массовом созна­нии в нашей

стране доминировало представление о том, что практи­ческой, реальной силой в

истории являются только экономика и по­литика. Нравственность же считалась

чем-то из области высших сфер сознания, не затрагивающих общественного бытия.

Между тем, и со­циальная наука, и социальный опыт свидетельствуют о том, что

лю­бые экономические и политические институты базируются на опреде­ленных

нравственных основаниях. Чтобы преобразовать эти институ­ты, требуется изменить

основания, восстановить их и опереться на

________________

*См.: Николаев Ю.Н. Эмиль Дюркгейм как социальный философ.

"Социологич.исслед.", 1978. B 2. С.31.

них. В противном случае даже самые верные экономико-политические

решения не могут быть реализованы.

4. Социальные нормы и ценности. Дюркгейм внес важнейший вклад в понимание

общества как ценностно-нормативной системы.

И здесь нам есть что почерпнуть в теории французского социо­лога. Это

относится, в частности, к его понятию аномии. Описанное Дюркгеймом состояние

аномии всегда сопровождает общества в пере­ходные периоды их истории; в этом

смысле оно нормально. Такое состояние, по-видимому, переживает в нашей время и

наше общество. Осознание этого - первый шаг на пути преодоления аномического

состояния.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дюркгейм Э. Метод социологии. Киев - Харьков, 1899.

2. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900.

3. Дюркгейм Э. Самоубийство. Спб., 1912.

4. Дюркгейм Э. Ценностные и "реальные" суждения. Социол.исслед.,

1991, N 2.

5. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение.

М., 1995.

6. Дюркгейм Э. Материалистическое понимание истории. / Работы разных лет. /

М., 1995.

7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социоло­гии.

общ.ред.А.Б.Гофмана. М., 1991.

8. Гофман А.Б. Социология Эмиля Дюркгейма. (Приложение к кн.:

Э.Дюркгейм. Социология. Ее предмет, метод, предназначе­ние.) М., 1995.

9. История философии. В шести томах. под ред. Дынника М.А. и др.

М., 1961.

10. Лакс С. Эмиль Дюркгейм. Его жизнь и работа. Стенфорд, 1985.

11. Николаев Ю.Н. Эмиль Дюркгейм как социальный философ. "Социо­логические

исследования", 1978, N 2.

12. Философский словарь. (Под редакцией М.М.Розенталя). М., 1975.

13. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.



(C) 2009