Научная Петербургская Академия

Курсовая: Социальное обслуживание населения

Курсовая: Социальное обслуживание населения

План

Введение

1. Центры социального обслуживания населения: правовое положение,

структура, задачи, функции

2. Организация работы отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц

Управления ПФР

3. Социальный работник как субъект социальной работы

Заключение

Список использованной литературы.

Введение.

Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная

ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место

нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета,

практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного

минимума, усиливается дифференсация населения по доходам, повышается

напряженность на рынке труда, задолженность по выплате заработной платы,

пенсий и социальных пособий, остро проявляются тенденции неблагополучия, в

том числе социальные девиации.

Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных

организаций, общественных объединений принятия адекватных мер прежде всего в

сфере развития системы социальной защиты населения и обеспечения социальной

безопасности.

В 90-е годы одной из наиболее существенных тенденций социальной политики

является становление системы социального обслуживания, широкое применение в

работе с населением современных технологий и методик.

Целью моего реферата является ознакомление с службами социальной помощи в

России и за рубежом. В моей работе содержится анализ функционирования служб

социальной помощи (социально-психологические, психолого-педагогические,

центры социальной помощи, «телефон доверия» и т.п.) населению в Российской

Федерации и пример функционирования служб социальной помощи и поддержки на

муниципальном уровне в Норвегии.

Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

является некоммерческой организацией, создаваемой в форме учреждения

социального обслуживания, находящегося в ведении органов социальной

защиты населения субъектов Российской Федерации или муниципальных органов

социальной защиты населения и осуществляющего на территории города,

района города или района организационную, практическую и координационную

деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и

инвалидам Центр создается, реорганизуется и ликвидируется органами

исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного

самоуправления на подведомственной территории по предложению

соответствующих органов социальной защиты населения.

Центр включает в себя аппарат управления и структурные подразделения,

создаваемые, реорганизуемые и ликвидируемые решением директора

Центра по согласованию с соответствующим органом социальной защиты

населения.

Центр организуется и содержится за счет:

- средств бюджета субъекта Российской Федерации;

- средств местного бюджета;

- ассигнований, направляемых в муниципальный сектор социального

обслуживания из средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской

Федерации в качестве дотаций на предоставление услуг, включенных в

федеральный и территориальный перечни гарантированных государством

социальных услуг;

- дополнительных внебюджетных поступлений, в т.ч. средств, поступающих от

граждан в качестве оплаты за социальные услуги;

- доходов от предпринимательской деятельности Центра, а также других

источников, не запрещенных действующим законодательством Российской

Федерации.

Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными

законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации,

законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а

также в соответствии с Примерным положением о Центре социального

обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, а

также муниципальные органы социальной защиты населения осуществляют

координацию деятельности центров на подведомственной территории и

оказывают им организационно - методическую и практическую помощь.

Центр является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс или смету

и печать с полным наименованием Центра. Центр вправе иметь штампы и

бланки со своим наименованием, зарегистрированную в установленном

порядке эмблему, а также открывать в установленном порядке счета в

банках на территории Российской Федерации или за ее пределами.

Центр вправе открывать в качестве обособленных подразделений вне места

своего расположения филиалы, выполняющие часть его функций. Филиал

Центра не является юридическим лицом, действует на основании утверждаемого

директором Центра положения о филиале Центра. Филиал Центра организует

свою работу от имени и в

интересах Центра на основании доверенности, выдаваемой директором Центра.

Центр для достижения поставленных перед ним задач может осуществлять

предпринимательскую деятельность, соответствующую этим задачам и не

имеющую извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Доходы от этой деятельности, а также приобретенное за счет доходов

имущество поступают в

самостоятельное распоряжение Центра и учитываются на отдельном балансе.

Здания или помещения, в которых располагается Центр и его филиалы,

находятся в государственной или муниципальной собственности,

могут передаваться в государственную или муниципальную

собственность и закрепляться за Центром во владение, пользование и

распоряжение с соблюдением норм Гражданского кодекса Российской Федерации.

Центр не подлежит приватизации и не может быть

перепрофилирован на иные виды деятельности, а закрепленное за ним на праве

оперативного управления имущество не может сдаваться в аренду или

отдаваться в залог. Помещения Центра должны быть обеспечены всеми видами

коммунально - бытового благоустройства применительно к условиям данного

населенного пункта, оснащены телефонной связью и отвечать санитарно -

гигиеническим и противопожарным требованиям, а также требованиям охраны

труда. Центр возглавляет директор Центра, назначаемый

соответствующим органом социальной защиты населения.

Основными задачами деятельности Центра являются:

Разработка комплексных плановых мероприятий по организации

социального обслуживания граждан, предупреждению снижения уровня их

социальной защиты на основе анализа социальной и демографической ситуации,

уровня социально - экономического обеспечения населения на территории,

обслуживаемой Центром. Выявление граждан, нуждающихся в социальном

обслуживании, совместно с государственными и муниципальными

органами (здравоохранения, образования, миграционной службы и т.д.),

общественными (комитетами Общества Красного Креста, ветеранскими

организациями, обществами инвалидов и т.д.) и религиозными

организациями и объединениями.

Дифференцированный учет всех граждан, нуждающихся в социальном

обслуживании. Определение конкретных форм помощи, периодичности ее

предоставления гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из

состояния здоровья и возможности к самообслуживанию. Оказание социальных,

бытовых, торговых, медицинских, консультативных и иных услуг постоянного,

временного или разового характера гражданам, нуждающимся в социальном

обслуживании, в соответствии с федеральным или территориальным

перечнем гарантированных государством услуг при условии соблюдения

принципов гуманности, адресности, преемственности, доступности и

конфиденциальности предоставления помощи.

Трудовая реабилитация граждан в лечебно - трудовых мастерских,

надомных производствах, подсобных хозяйствах, находящихся в

введении Центра, при соблюдении законодательства о труде и охране труда

Российской Федерации. Внедрение в практику новых форм социального

обслуживания в зависимости от характера нуждаемости граждан в

социальной поддержке и местных социально - экономических условий региона.

Привлечение различных государственных, муниципальных и негосударственных

структур к решению вопросов оказания социальной поддержки гражданам и

координация их деятельности в этом направлении.

Осуществление мероприятий по повышению профессионального уровня работников

Центра. Структурными подразделениями Центра являются отделения социального

обслуживания на дому, социально-медицинского обслуживания на дому,

дневного пребывания, срочного социального обслуживания, социальной

реабилитации, а также социальная столовая (буфет). В Центре могут

создаваться иные структурные подразделения, деятельность которых

отвечает его целям и задачам.

Структурные подразделения Центра в своей деятельности подчиняются

директору Центра. Общими направлениями деятельности всех структурных

подразделений Центра являются:

- выявление и учет граждан, нуждающихся в социальных услугах, оказываемых

структурным подразделением;

- оказание социальной, бытовой, медицинской, психологической,

консультативной и иной помощи гражданам;

- содействие в активизации у граждан, обслуживаемых Центром, возможностей

самореализации своих потребностей;

- осуществление принципа преемственности в предоставлении различных форм

и видов социальной помощи;

- обеспечение обслуживаемым гражданам их прав и преимуществ, установленных

действующим законодательством. Каждое структурное подразделение Центра

возглавляет заведующий, назначаемый директором Центра.

Контроль за деятельностью структурных подразделений осуществляется

руководством Центра, заведующими соответствующих структурных

подразделений, а также органами здравоохранения, госсанэпиднадзора,

финансов, налоговой инспекции в пределах их компетенции. Социальное

обслуживание граждан структурными подразделениями Центра может

осуществляться на разовой, временной (на срок до 6 месяцев) или постоянной

основе. Противопоказаниями к зачислению граждан на обслуживание структурными

подразделениями Центра являются: наличие у этих граждан психических

заболеваний, хронического алкоголизма, венерических, карантинных

инфекционных заболеваний, бактерионосительства, активных форм туберкулеза,

а также иных тяжелых заболеваний, требующих лечения в

специализированных учреждениях здравоохранения. Отказ в предоставлении

социальных услуг Центром по медицинским показаниям оформляется совместным

заключением его руководства и врачебно - консультативной комиссии учреждения

здравоохранения.

Снятие граждан с обслуживания структурными подразделениями

Центра производится приказом директора Центра по личному заявлению

обслуживаемого лица, при истечении сроков обслуживания, нарушении

договорных условий оплаты за обслуживание, выявлении медицинских

противопоказаний, нарушении гражданами установленных норм и правил

при предоставлении им социальных услуг.

При отказе граждан от обслуживания, при условии, что такой отказ может

повлечь ухудшение их состояния, гражданам или их законным

представителям должны быть разъяснены последствия принятого решения и

получено письменное подтверждение о получении ими такой информации.

Решение об отказе от принятия на обслуживание или снятия с обслуживания

граждан может быть обжаловано ими или их законными представителями в

органы управления социальной защиты населения, а также в суд.

Питание граждан может осуществляться как в Центре, в том числе в

социальной столовой (буфете), так и на предприятиях общественного питания.

Вместо затрат, предусмотренных на содержание специального

автотранспорта для обслуживания граждан, могут производиться расходы

на наем автомобилей в автотранспортных или иных предприятиях.

Оформление документов, связанных с обслуживанием граждан в Центре,

осуществляется в соответствии с примерными образцами документов.

Организация работы отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц

Управления ПФР

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных

служб по социальной поддержке, оказанию социально - бытовых, социально

- медицинских, психолого - педагогических, социально - правовых

услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и

реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Законодательство Российской Федерации о социальном

обслуживании состоит из настоящего Федерального закона, других

федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской

Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов

субъектов Российской Федерации.

В Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

1) социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм

собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане,

занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному

обслуживанию населения без образования юридического лица;

2) клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной

ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;

3) социальные услуги - действия по оказанию клиенту социальной службы

помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом;

4) трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая

жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к

самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью,

сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица,

отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое

обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может

преодолеть самостоятельно.

Государственная система социальных служб - система, состоящая

как из государственных предприятий и учреждений социального

обслуживания, являющихся федеральной собственностью и находящихся в

ведении федеральных органов государственной власти, так и из

государственных предприятий и учреждений социального обслуживания,

являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и

находящихся в ведении органов государственной власти субъектов

Российской Федерации.

К муниципальной системе социальных служб относятся муниципальные

предприятия и учреждения социального обслуживания, находящиеся в ведении

органов местного самоуправления.

Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и

учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися

предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию

населения без образования юридического лица.

Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб

независимо от форм собственности.

Социальное обслуживание основывается на принципах:

1) адресности;

2) доступности;

3) добровольности;

4) гуманности;

5) приоритетности предоставления социальных услуг

несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

6) конфиденциальности;

7) профилактической направленности.

Социальное обслуживание должно соответствовать

государственным стандартам, которые устанавливают основные

требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и

условиям их оказания.

Установление государственных стандартов социального обслуживания

осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской

Федерации.

Требования, установленные государственными стандартами социального

обслуживания, являются обязательными для социальных служб независимо

от форм собственности на всей территории Российской Федерации.

Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности

являются:

1) комплексные центры социального обслуживания населения;

2) территориальные центры социальной помощи семье и детям;

3) центры социального обслуживания;

4) социально - реабилитационные центры для несовершеннолетних;

5) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

6) социальные приюты для детей и подростков;

7) центры психолого - педагогической помощи населению;

8) центры экстренной психологической помощи по телефону;

9) центры (отделения) социальной помощи на дому;

10) дома ночного пребывания;

11) специальные дома для одиноких престарелых;

12) стационарные учреждения социального обслуживания (дома -

интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические

интернаты, детские дома - интернаты для умственно отсталых детей,

дома - интернаты для детей с физическими недостатками);

13) геронтологические центры;

14) иные учреждения, предоставляющие социальные услуги.

К предприятиям социального обслуживания относятся предприятия,

оказывающие населению социальные услуги. Порядок создания, деятельности,

реорганизации и ликвидации учреждений и предприятий социального

обслуживания независимо от форм собственности регулируется гражданским

законодательством Российской Федерации.

Деятельность социальных служб (за исключением государственных и

муниципальных учреждений социального обслуживания), а также граждан,

занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному

обслуживанию населения без образования юридического лица,

осуществляется на основании лицензии, выданной органами исполнительной

власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном

Правительством Российской Федерации.

Управление государственной системой социальных служб осуществляется

федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной

власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.

Управление муниципальной системой социальных служб осуществляется

органами местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

Управление социальными службами иных форм собственности осуществляется

в порядке, определяемом их уставами либо иными учредительными

документами.

Координация деятельности и научно - методическое обеспечение

социальных служб осуществляются в порядке, определяемом

Правительством Российской Федерации.

Социальный работник как субъект социальной работы

Как и любая другая деятельность, социальная работа представляет собой

взаимодействие субъекта и объекта (социального работника и его клиента),

протекающих при определенных общественных условиях. Помимо этих условий, ее

успешное осуществление определяется тем, в какой степени социальный работник

и его клиент удовлетворяет предъявленные к нему требования. Социальный

работник должен быть квалифицированным специалистом в своей области, а так же

обладать рядом моральных качеств, свидетельствующих о его гуманности. Что

касается клиента, то от него требуется не только действительное желание

решить свои проблемы, но и к социальному работнику. Иными словами, между

социальным работником и его клиентом должно возникнуть доверительные

отношения.

Основанные на чувстве и доверии, отношения между социальным работником и его

клиентами больше всего похожи на дружбу, они являются формой межличностных

отношений, т.е. направленные на установление личных связей между людьми.

Дружба, однако, предполагает равенство сторон, тогда как отношения между

социальным работником и его клиентом не равны. Действительно, эти отношения

предполагают помощь клиенту со стороны социального работника, но не наоборот.

Доверяя социальному работнику, клиент убежден, что ему помогут в решении его

проблем. Его убежденность в этом являет психологическим фактором, влияющим на

эффективность социальной работы.

Поскольку социальный работник любого ранга — всегда активная сторона, можно

говорить о том, на что направлена его деятельность, вне зависимости от того,

встречает ли она активный ответ, или только пассивно принимается людьми. В этом

смысле объектом социальной работы являются индивиды, семьи, группы,

общности, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная

ситуация — это такая ситуация, которая нарушает или грозит нарушить,

возможности нормального социального функционирования указанных объектов. Важно

также добавить, что самостоятельно, без внешней помощи, сами индивиды

справиться с этой ситуацией не в силах.

Практика показывает (и у нас особенно), что часто люди сталкиваются с

проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни

друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются

люди особой профессии – социальные работники.

Разрешить окончательно социальные проблемы инвалидности, бедности, расовой или

национальной нетерпимости невозможно, но необходимо разрешать их вновь и вновь

для каждого следующего индивида или семьи, оказавшихся в затруднении из-за этих

проблем. Поэтому, оказывая социальную помощь клиенту, социальный работник имеет

дело в первую очередь с его социальной ситуацией. Социальная ситуация —

конкретное состояние проблемы конкретного клиента социальной работы,

индивидуального или группового, со всем богатством своих связей и

опосредований, имеющих отношение к разрешению данной проблемы.

В трудных материальных условиях находится большинство семей одиноких

матерей. По состоянию на конец 2001 г. их насчитывалось около 1,5 млн.

Аналогичные трудности испытывают семьи военнослужащих срочной службы с

детьми (около 40 тыс. семей), а также семьи, в которых один из

родителей уклоняется от уплаты алиментов (800 тыс. семей). Еще одна

категория семей, получающих поддержку государства, — это семьи с

детьми-инвалидами. В 2001 г. было около 285 тыс. семей, воспитывающих

детей-инвалидов. Следует назвать также семьи с родителями-инвалидами.

Нуждаются в поддержке, кроме того, и семьи, взявшие детей под опеку

(попечительство). Их около 200 тыс. Следующая многочисленная категория семей с

объективно ограниченными материальными возможностями — это многодетные

семьи. Их численность постоянно сокращается и составляет в настоящее время

2,3 млн.

Как правило, в трудных материальных условиях находятся семьи с малолетними

детьми (в возрасте до трех лет). Таких семей около 6 млн.

В особом положении находятся студенческие семьи с детьми. Фактически они

являются иждивенцами родителей (в большинстве случаев).

Помимо этого к семьям, нуждающимся в особой поддержке государства, должны быть

отнесены семьи беженцев и вынужденных переселенцев. По данным

Федеральной миграционной службы России, на 1 мая 2002 г. в России находилось

200,2 тыс. таких семей.

Еще одна категория семей, нуждающихся в поддержке, — это семьи безработных,

имеющие несовершеннолетних детей.

Особый разряд семей составляют девиантные семьи. Это семьи алкоголиков,

наркоманов, правонарушителей и др.

Социальная работа ориентирована не только на решение данных проблем семьи, но

и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для

выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию

демографического и социально-экономического положения в России.

Вопросы правового обеспечения социальной работы и современной системы

социального обслуживания в России весьма актуальны, особенно вопросы,

касающиеся правового обеспечения организационно-управленческой деятельности в

области социального обслуживания семьи и детей.

Правовое поле системы социальной работы, социального обслуживания и

деятельности социальных служб формируется в русле основных направлений

государственной социальной политики по улучшению положения семей, детей и

других категорий населения в Российской Федерации со всеми позитивными и

негативными последствиями в их диалектическом единстве.

Пути достижения нового качества социальной работы и системы социального

обслуживания населения в целом предполагают полную и всеобъемлющую реализацию

принятых федеральных законов и подзаконных актов, касающихся улучшения

социального обслуживания и социального обеспечения различных категорий

населения, создание надежного правового механизма их реализации.

Социальная ситуация клиента и является предметом социальной работы, тем

непосредственным полем, где прилагает усилия социальный работник. Одной из

важных сфер и одним из главных объектов социальной работы является семья.

Заключение.

Поддержка экономических, политических и социальных условий есть базис для

стабильности общества. Любые изменения в одной из этих сфер сразу же

отражается на других. Как мы знаем из истории, игнорирование этих связей

ведёт к социальной дестабилизации. С другой стороны, изменения в этой

структуре необходимы для успешного развития общества. Улучшение жизненных

условий населения – вот чаще всего цель реформ. Но в России жизненные условия

различных групп изменились к худшему. В свете этих перемен потребность в

социальной поддержке населению резко возросла, и продолжает расти по сей

день.

Общий анализ показал, что службы социальной помощи являются неотъемлемой

частью социальной политики современного Российского государства. Их

необходимость – вопрос, не требующий обсуждения, их эффективность – проблема

современной России. Налицо такие недостатки социальных служб в России, как:

· зацикливание работы только на «социально незащищённых слоях

населения», тогда как другие обширные группы людей остаются без внимания;

· отсутствие единой социальной политики;

· низкая (скорее недостаточная) квалификация социальных работников;

· скудный набор социальных услуг.

Службы социальной помощи за рубежом дают интересный пример своего успешного

функционирования. Я не заявляю, что «у них лучше», я имею в виду – «у них

получилось». При научном подходе и трезвом контроле за ситуацией, выполнении

всех рекомендаций теоретиков и практиков социальной работы, стабильном

финансировании в России так же может быть достигнут высокий уровень

социальной помощи населению.

Литература.

1. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и

инвалидов» ФЗ от 02.08.1995.

2. «Об основах социального облуживания населения» ФЗ от 10.12.1995.

3. Актуальные проблемы состояния и перспектив социальной работы в

России/материалы координационного совещания, 12-14 октября, М., 1992

4. Ромашов О.В. Социальная защита трудящихся: проблемы, пути решения//

Социологические исследования. – 1993. - №1.

5. Содержание и организация деятельности центров психолого-педагогической

помощи населению/ под. Ред. А.С. Алексеевой. – М.: НИИ семьи, 1997

6. Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования.

М., 1995

7. Теория и практика социальной работы/ Е. Н. Барябина, М. Э. Ерютина, В.

Т. Кривошеев, Е. Р. Смирнова и др. Под общей редакцией В. Н. Ярской;

Российский учебный центр. Поволж. Филиал – Саратов: Изд-во Самар. Ун-та, 1995



(C) 2009