Научная Петербургская Академия

Курсовая: Семья в иудаизме

Курсовая: Семья в иудаизме

Содержание

Введение.............................3

Отношение к браку в иудаизме......................3

Брак между евреями и неевреями.....................6

Религиозный суд и законы статуса.....................10

Развод среди евреев.........................13

Еврейская свадьба.........................16

Практическое исследование...................... 18

Заключение............................25

Список литературы...........................26

Введение

В своей курсовой работе я попытаюсь рассмотреть проблему института семьи в

такой религии, как иудаизм. Эта тема не является очень разработанной в нашей

стране, литературы такой тематики не так много, поэтому в курсовом проекте,

кроме доступных мне книг я буду использовать ресурсы всемирной электронной

сети - интернет. Как известно, в государстве Израиль совершается, в

соответствии с законом, только религиозное бракосочетание, то есть

соответствующее требованиям какой-либо признанной конфессии (в то же время

признаётся юридически законным и нерелигиозный брак, заключённый за границей

- по представлении подтверждающего документа). Для евреев таковым является

бракосочетание (свадьба, хупа), проведённое в соответствии с требованиями

еврейской религии. Внешне еврейская свадьба - это обряд, однако за этим

обрядом стоит многотысячелетняя история и философия, включающая и еврейское

отношение к семье и браку, и взгляд на место человека в этом мире, и его

ответственность перед людьми и богом.

Даже в наши дни еврейская семья испытывает сильное влияние иудаизма, она

строится по религиозным канонам. Еврейский народ, несмотря на свою

разрозненность по всему земному шару, как ни один народ в мире сохраняет свою

целостность, по большей части благодаря своей религии, которая объединяет

своих приверженцев, требуя следования своим канонам, также иудаизм очень

консервативен в отношении семьи и брака. Именно этому аспекту я хочу уделить

внимание в курсовой работе, в первой ее части я рассмотрю теоретические

вопросы, опираясь в основном на религиоведческую литературу, рассказывающую

об отношении иудаизма к семье и браку, к заключению и расторжению брака, к

взаимоотношениям мужа и жены, воспитанию детей и многим другим вопросам.

Вторая часть курсового проекта будет носить практический характер, она будет

включать программу социологического исследования, инструментарий и анализ

результатов исследования, проведенной в своей студенческой группе социологов

четвертого курса, на предмет исследования отношения к межнациональным бракам,

иудейской семье и другим аспектам отношения к евреям и иудаизму.

Отношение к браку в иудаизме.

Иудаизм придает большое значение браку, так высоко брак оценивается по двум

причинам. Первая заключается в том, что брак обеспечивает эмоциональную и

духовную полноценность человека через поддержку и товарищество супруга.

Письменная Тора заповедует, что «нехорошо быть человеку одному» и он должен

прилепиться к жене своей, чтобы стать одной плотью. Устная Тора гласит:

«Человек, у которого нет жены обречен на существование без радости, без

блаженства, без ощущения истинной ценности жизни, без Торы, без защиты и без

мира»1 Вторая причина высокого значения,

придаваемого браку иудаизмом, заключается в ощущении человеком физической

полноты жизни. В иудаизме отсутствует предположение, что безбрачие ведет к

особой святости. Наоборот, брак видится как идеал, а сексуальные отношения как

наиболее сокровенный и радостный способ углу­бить общение между людьми. Когда

ортодоксальный иудаизм говорит о сексуальных отношениях, он имеет в виду брак.

Слово “брак” на иврите звучит как “кидушин” (“посвящение”), выражая тем са­мым

его особую священность. Брак — это не просто один из видов священных отношений,

это — те са­мые священные отношения. Вопрос о приемлемости гомосексуальных

взаимоотношений не поднимается, так как они осуждены в Торе, например, в книге

Левит. Реформистские иудеи, однако, ведут упорную борьбу с этими вопросами, так

же, как и все основные христианские вероисповедания. В то время как Римская

католическая церковь настроена категорически против гомосексуализма, известно,

что в других основных церквах ведутся активные дебаты по этому поводу. Может ли

не скрывающий своей сексуальной ориентации гомосексуалист проводить службы в

церкви, может ли он или она быть рукоположены в сан, могут ли устойчивые

взаимоотношения между гомосексуалистами-христианами быть признаны на церковной

церемонии? Аналогичные вопросы обсуждаются в реформистс­кой иудейской общине в

США, а недавно их стали поднимать в Великобритании. И реформисты, и ортодоксы

сходятся, однако, в своем осуждении неверности, неразборчивости в половых

контактах и сексуальной эксплуатации. Они также соглашаются друг с другом в

том, что в браке одна женщина предназначается для одного мужчины в верности,

преданности и взаимном уважении. Полигамия фактически не была запрещена до 1000

г., однако свидетельства показывают, что многими веками раньше нормой еврейской

жизни была моногамия.

Упор на высокую оценку мужчиной своей жены присутствует в раввинистических

утверждениях, но этому не придают значения те, кто считает фор­мулировку

писаний чрезмерно патриархальной. Разумеется, автор писаний всегда оценивает

взаимоотношения мужчины и женщины через призму своего мужского восприятия, но

даже при этом женщина всегда рассматривается как ключ к полноценной жизни.

Некоторые утверждают, что раввины признают за женщиной духовное

превосходство, выводя из этого предположение о возможных причинах

освобождения ее от многих мицвот (предписаний) по сравнению с мужчинами.

Гирш, на­пример, утверждает, что “женщины обладают большей религиозностью и

верой, чем мужчины”. Разумеется, традиция велит “хранить честь жены, ибо

благо входит в дом только благодаря жене”.

Отношение к подобным предписаниям (согласие или неприятие) разделяет многих

женщин-евреек. В целом разделение мнений не зависит от принадлежности к

ортодоксальному или неортодоксальному иудаизму, к тому, современен ли

индивидуум или старомоден, феминист он/она или сексист (если эти две

категории противостоят друг другу). И все-таки существует сфера библейской и

талмудической практики, которую только женщины реформистского направления

на­ходят полезной, по по причинам, весьма отличным от традиционных. Речь идет

о сфере “нида” (“нечистота”). Законы “нида” имеют отношение к ритуальной

чистоте (или семейной чистоте) и рассматриваются одними как унижающие женщин,

а другими, в том числе некоторыми представительницами реформизма, как

выражение еврейской женственности. Чтобы попять это, необходимо рассмотреть

тот образ мыслей, который стоит за этими законами.

Библейские утверждения по поводу “нида” появ­ляются в книге Левит и в

талмудических разъяснениях в трактате “Нида” в разделе “Тогорот” (“Чистота”).

Действительно, “Нида” — единственный трактат Мишны о чистоте, снабженный

комментариями в Вавилонском Талму­де, который, возможно, иллюстрирует

значение дан­ной темы. Законы “нида” имеют отношение к чисто­те святынь,

особенно Храма. Каждый предмет и каж­дый человек, входящий в соприкосновение

с Храмом, должен быть чистым. Из этого следует вывод, что контакта с

оскверняющими субстанциями нужно избегать. Так, если священнослужитель

прикоснется к мертвому телу, он должен очиститься, прежде чем совершать

жертвоприношение, и избавиться от оск­вернения. Отсюда немедленно переходят к

утвержде­нию, что менструирующая женщина считается не­чистой, с последующим

легко вытекающим из этого выводом, будто секс рассматривается раввинами как

что-то грязное. Такой вывод совершенно не соответ­ствует истине. Супружеская

пара поощрялась и по­ощряется к сексуальным контактам в субботу, как в один

из радостных дней. Мужа призывают заботить­ся об удовольствии женщины во

время полового сно­шения и не одобряют, если работа заставляет его

на­ходиться вне дома и тем самым обрекать жену на более долгие перерывы в

общении с мужем, чем она ожидала, когда выходила за него замуж.

Необходимо понимать, что в действительности не секс считается оскверняющим

ритуальную чистоту, а менструальная кровь. Кроме того, что так говорит книга

Левита, мы не знаем причины, почему это счи­тается нечистой субстанцией.

Предполагают, что, как и другие субстанции (такие, как семяизвержение вне

тела женщины и различные болезни типа проказы), она каким-то образом

олицетворяет смерть.

Раввины установили минимальный срок в две­надцать дней, в течение которого

менструирующая женщина не должна иметь сексуальных контактов. Те, кто

принимают эти правила, относятся к пери­оду воздержания положительно. Это

заставляет супружескую пару искать другие пути, кроме фи­зического, для

выражения своих отношений. Пери­од воздержания культивирует признательность

друг к другу, внимание и уважение. Блу Гринберг, непоколебимая защитница

“нида” как специфичес­кой мицвы женщин, пишет:

“...Она предназначалась защитить сущ поешь и сексуальность женщин — совсем

не­плохо, принимая во внимание, что общество было ориентировано на служение

женщины мужчине, сексуально и в других отношениях. “Нида” также предохраняла

женщин от от ношения к ним как чисто сексуальным объек­там; даже когда закон

был бессилен изменить социальные установки, он, по крайней мере, уменьшал

возможности для проявления этого отношения” (“О женщинах и иудаизме”).

Далее она пишет:

“Законы “нида” постоянно напоминают мне, что я еврейка, “нида” усиливает

глубо­кое внутреннее удовлетворение еврейским об­разом жизни. Принятие мицвы в

этом случае является основой: сопутствующие ощущения “общности, еврейской

женственности и цепи традиции” — просто украшения”.

1

Любопытно, что число тех, кто в ряду религиоз­ных перспектив находит

соответствующую перспек­тиву для “нида”, похоже, увеличивается. Многие

ощущают святость еврейских женщин, их принадлежность к народу, и не согласны

с устареванием обычаев, чем представляется религиозное послуша­ние в этом

вопросе другим.

О том, что число приверженцев этой точки зре­ния увеличивается, говорит

статистика: растет ко­личество женщин, которые посещают “микве” (“скопление

воды”) каждый месяц. Это традиция очищения замужней женщины после менструации

(а также перед свадьбой и после рождения ребен­ка). Для ритуального очищения

необходимо, что­бы вода была из естественных источников, чтобы образовать

“живые воды”. Ручей, река, пруд, озе­ро или океан являются “микве”, однако

большин­ство женщин пользуются специально сооружен­ным для этой цели закрытым

бассейном, где есть определенная пропорция дождевой воды. При бас­сейне есть

ванная комната, где женщина готовит­ся к “микве”, снимает одежду, кольца и

любые другие предметы, которые могут помешать про­никновению чистой воды к

каждой части тела. После того как она вымоется обычным образом, она входит в

“микве” и полностью погружается в воду, читая при этом соответствующие

молитвы благословения. Это действие называется “твила” (“погружение”).

Такое духовное очищение практиковалось в иудаизме во все времена и не только

женщинами. Немало особенно религиозных мужчин совершали погружение в “микве”

перед субботой или ежегод­ными праздниками. Многие мужчины делают это

накануне Дня Искупления, так как цель этого дня — устранить все, что может

помешать людям “объединиться” с Богом, встав на их пути. “Твила” также

является обязательным ритуалом в кон­це процедуры перехода в иудейскую веру

(см. ниже).

БРАК МЕЖДУ ЕВРЕЯМИ И НЕЕВРЕЯМИ

В прежние времена существовали еврейские сва­хи, делом которых было знакомить

между собой людей, которые, по их мнению, подходили друг дру­гу по своей

религиозной принадлежности. В настоя­щее время, за исключением очень

традиционных кругов, евреи таким способом уже не знакомятся. Для всех, кроме

ультраортодоксальных иудеев, ра­бота и социальная жизнь, вероятно, проходят в

весь­ма ассимилированном обществе. Последствия этого обстоятельства, когда

речь заходит о браке, вызыва­ет большое беспокойство среди евреев. В США в

на­стоящее время более 50% евреев заключают браки с неевреями. К концу XX

века в Великобритания этот показатель вполне сравнялся с американс­ким. В

эпоху, когда упор делается (или, по крайней мере, так заявляют) на

индивидуальную свободу и терпимость между людьми как разных направлений

внутри одной религии, так и вообще разных религий, противостояние евреев

бракам с представителя­ми других национальностей понятно. Термин, кото­рый

иногда употребляется для обозначения таких браков, выражает основную причину

беспокойства. “Out-marriage” (“брак вовне”) означает уход из веры через брак,

а именно судьба иудейской веры, выра­жение которой во многом происходит через

домаш­ний уклад, ставится на карту. Так ситуация видится многим. Чтобы понять

всю глубину этого беспокой­ства, необходимо учитывать исторический и

куль­турный аспекты этой проблемы. В прежние времена заключить брак с

невреем/нееврейкой означало по­кинуть свою семью, общину и веру. Оставаться

ней­тральным было невозможно, и, таким образом, брак с представителем

христианской веры воспринимался как мощнейший жест отречения. Семья в таких

слу­чаях переживала горькое чувство собственной несос­тоятельности, так как

ребенок полностью исчезал из ее жизни. Сегодня общество уже не придерживается

крайних взглядов, однако эмоциональный груз оста­ется, усиленный историческим

опытом враждебного отношения христиан к иудеям. Страх перед браком с неевреем

появляется у родителей, даже если они не очень религиозны.

Тревоги по этому поводу понятны также в связи с другими показателями,

отражающими заметный упадок в еврейском укладе жизни. По подсчетам,

произведенным в 1991 г., ежегодный коэффициент рождаемости за последнее

десятилетие составил всего около двух третей коэффициента смертности, одна

треть браков в еврейском обществе заканчива­ется разводом, около 20% еврейских

детей прохо­дят через распад брака их родителей, только поло­вина евреев

заключает брак в синагоге.1 Тот факт, что

упадок продолжается и что ситуация становит­ся все более критической,

подтверждает директор Центра регистрации браков верховный раввин рабби доктор

Джулиан Шиндлер. Точно не­возможно определить, сколько браков из недоста­ющей

половины не были заключены в синагоге именно по причине того, что это были

браки с не ев­реями. Одни евреи просто живут вместе, не заклю­чая брак, другие

женятся, но довольствуются толь­ко гражданской церемонией, однако Шиндлер

пола­гает, что число межнациональных браков значитель­но выше. Различные круги

английского еврейства признают наличие проблемы, однако далеко не все согласны

с ее решением.

Мы уже отмечали значение, которое придается браку, как взаимоотношениям, где

иудейская вера выражается наивысшим образом, а также важнос­ти воспитания детей

в еврейской семье. Ортодок­сальный иудаизм утверждает, что цель может быть

достигнута, только если два убежденных в вере супруга-еврея дают торжественное

обещание вместе строить еврейский дом. И здесь просто не может быть

супруга-нееврея. Такое отношение вполне по­нятно, поскольку трудно себе

представить, как мо­жет нееврей исполнять требование соблюдать такие законы,

как “кашрут” (законы о пище). Чем мож­но оправдать все усилия и расходы,

если не важно­стью этих законов? Далее, в этих самых глубоких из всех

взаимоотношениях идеальной является си­туация, когда супруги единодушны во

всем. По, если их ощущение Бога различно, это означает, что они не имеют основы

для единства на самом глубо­ком уровне. Чем больше значит для каждого его вера,

тем больше будут иметь значение разногласия между ними. То же самое относится к

воздействию веры на детей. Чем больше значения придают родители вере, тем

труднее будет для ребенка воспиты­ваться сразу в двух религиях.

Будучи верховным раввином, Иммануил Якобовиц подчеркивал противодействие

ортодоксального иудаизма любому браку с неевреем. Важнейшим фактором является

закон Галахи (повторяемый Якобовицем в ответ на американскую альтернати­ву),

что только ребенок, родившийся у еврейской матери, является евреем. А

поскольку через брак из иудаизма уходит больше мужчин, чем женщин, здесь

появляются очень большие проблемы. Хотя некоторые женщины переходят в иудаизм

(см. ниже), перед тем как выйти замуж, однако боль­шинство этого не делают.

Значит, такое бракосоче­тание не может происходить в синагоге. Актом о

бракосочетании 1949 г., следуя за уже существую­щим законодательством,

разрешается регистрация брака, заключенного в синагоге “двумя лицами, если

они оба исповедуют иудейскую религию”. Все синагоги в Великобритании

придерживаются этого закона. Ни один раввин не может участвовать в роли

официального должностного лица в межрели­гиозном браке. (Увидев, насколько

иудейская цере­мония, где важнейшими являются слова “согласно закону Моисея”,

а не “во имя Отца, и Сына, и Свя­того Духа”, отличается от христианской,

нетрудно понять, почему такая церемония считается невоз­можной. Совершенно

непредставимо с точки зрения разума, как можно объединить Тору и Святую

Тро­ицу.) В США такое участие запрещено ортодоксаль­ными, консервативными и

реконструкционистскими раввинами и не одобряется реформистами.

В последние годы британскими реформистскими раввинами были сделаны некоторые

шаги в целях выработки конструктивного подхода к реальной ситу­ации. Из

опасений быть понятым как поощряющий межнациональные браки, поборник таких

шагов рав­вин доктор Джонатан Ромейн дает понять, что он признает в

межнациональных браках угрозу будуще­му иудаизма. В рабочем отчете 1982 г. он

заявляет, что “первоочередной задачей является поощрение ев­реев заключать

браки с евреями”. Однако он чувству­ет, что одних слов для борьбы с угрозой

недостаточ­но, — необходимы практические меры, причем не такие, как простое

неприятие синагогой нееврея и таким образом вычеркивание супруга-еврея. Если

брак между евреем и неевреем происходит, должна быть принята определенная

линия поведения, чтобы сохранить связь с еврейской общиной. Исходя из этого,

он учредил семинары для таких евреев и (с 1989 г.) их супругов-неевреев, где

он стремится под­черкнуть значение всех элементов еврейского уклада в их

совместной жизни. Эта программа расширяет­ся, и ее в настоящее время

финансируют реформис­тский и либеральный иудаизм в Штернберг-центре. В 1990

г. на ежегодной конференции Реформистс­ких синагог Великобритании

приветствовались

“Инициативы, которые были направлены на возвращение в лоно еврейской жизни

межрелигиозных союзов, возвеличивание личности еврея и расширение роли

образования, соответ­ствующая забота о евреях и их семьях”.

Еще одну попытку не дать роду прерваться, когда заключен межнациональный

брак, сделали британс­кие реформисты, когда разрешили детям, рожден­ным от

отцов-евреев, но от нееврейских матерей, по­сещать религиозную школу в

синагоге. Хотя это ни­коим образом не дает ребенку право на получение статуса

еврея, ставка делается на то, что такого рода подготовка может лечь в основу

дальнейшего обраще­ния в иудаизм, если ребенок захочет это сделать.

Реформисты цитируют Ктубот, где проводится принцип облегчения перехода в

иудаизм в пользу ре­бенка. В некоторых случаях обращение ребенка не требует

обращения матери, которая, как говорит Ромейн, “может иметь большие

основания” не перехо­дить в иудаизм, даже если она счастлива поддержи­вать

отца в его намерении передать иудаизм ребенку в наследство и «воспитывать их

детей как евреев». Хотя честность позиции матери достойна похвалы, необходимо

признать, что здесь существуют серьез­ные проблемы, особенно когда речь идет

об отноше­ниях с ортодоксальными иудеями, которые требуют от каждого

обращения в иудаизм, с тем чтобы стать евреем. Некоторые опасаются, что

британ­ский реформизм движется в сторону ситуации в США, где каждый ребенок

от смешанного брака на­ходится под “презумпцией статуса еврея”, о чем

по­становила резолюция, принятая в 1983 г. Централи­зованным совещанием

американских раввинов. Это решение означает, что существует много людей,

ко­торые причисляют себя к евреям и принадлежат к синагоге и которые не

признаются евреями ортодок­сальным иудаизмом — и все это в стране с

крупней­шим еврейским населением в мире. Кто-то усматрива­ет в этом

обструкцию ортодоксии, кто-то — безответ­ственность со стороны реформистов, а

кто-то считает, что ситуация указывает на необходимость измене­ния критериев

личности еврея по всех аспектах.

Совершенно очевидно, что это область, в которой страсти разгораются и где

реакция ортодоксального и неортодоксального течений радикально отличают­ся

друг от друга. Первый считает, что он охраняет еврейский уклад жизни путем

строгого следования Галахс. Другой борется за то же самое путем следо­вания

реформистскому принципу переоценки основ иудаизма, выступая прагматиком в

существующих обстоятельствах и стараясь все предусмотреть в от­ношении

посещения синагоги и религиозной шко­лы. Когда Джонатан Сакс выступил в 1993

г. с инициативой еврейской целостности, одной из его целей было заставить

услышать себя тех, кто “не вступает в брак, заключает брак вне общины или

уходит из общины каким-нибудь другим путем”. Время идет, и трудно понять, как

различные рели­гиозные группировки английского еврейства могут сотрудничать в

этой области. Мы увидим это сей­час, когда перейдем к проблеме статуса. Что

такое “еврейская целостность” и каким образом лучше всего сохранить ее — это

те сферы, где ярче всего проявляются их разногласия.

В качестве примера о браках между евреями и неевреями можно привести

результаты социогогического исследования, проведенного в Пермской области в

1994-1995 годах, в рамках разработки региональной концепции развития

межнациональных отношений. Был опрошен 101 представитель еврейской

национальности. Эта выборка в достаточной мере репрезентативна, хотя и

наблюдается определенное смещение, так как примерно одна шестая часть

респондентов – активисты местной еврейской общины, что впрочем, позволяет

полнее представить спектр оценочных суждений в еврейской среде.

По результатам исследования видно, что в семейной жизни евреи в значительной

степени подвержены ассимиляторским тенденциям (лишь 32.7 % брачных союзов

образованы супругами-евреями). Еще одна особенность – несколько больший

удельный вес не имеющих семьи или неудачно ее создавших (много таких среди

этнокультурно ориентированных). Существенно преобладает простая однопоколенная

семья – 67.3% (у русских – 54.5%), но этнокультурные респонденты выделяются

большей долей лиц, живущих в расширенной, двухпоколенной семье. Так же было

выявлено отношение к межнациональным бракам (готовность одобрить такой брак

своих детей): большинство обнаружило этническую толерантность, игнорируя

национальную принадлежность брачного партнера сына или дочери (60.4%).

Отрицательную реакцию на межнациональные браки выразило 31.6% респондентов.

1

РЕЛИГИОЗНЫЙ СУД И ЗАКОНЫ СТАТУСА

В раввинистических писаниях евреям предписы­вается разбирать споры в их

собственных религиоз­ных судах, а не в гражданских. Такой раввииистический

суд носит название “Бет дин” (буквально “дом суждения”). Такие суды

существуют в горо­дах со значительным еврейским населением. В Лондоне есть

четыре ортодоксальных Бет дина: они представляют сефардскую общину. Союз

ортодок­сальных еврейских конгрегации (хасидский), Феде­рацию синагог и

Объединенную Синагогу соответ­ственно. Последний, именуемый “лондонский Бет

дин”, — это суд главного раввина, учрежденный актом парламента в 1890 г. В

Бет дин может обра­титься любой человек, при условии, что с этим со­гласны

обе участвующие в споре стороны. По согла­шению, действующему в соответствии

с английс­ким законодательством (“Акты об арбитраже” от 1950 и 1979 гг.),

если обе стороны подписали документ об арбитраже, решения Бет дина так же

обяза­тельны к исполнению, как и решения любого граж­данского суда. Древняя

религиозная обязанность ус­тановления абсолютной справедливости

воспринимается очень серьезно, и состав каждого суда включает в себя трех

высоко­квалифицированных опытных раввинов.

Разрешение спорных случаев занимает только около 20% времени работы

лондонского Бет дина. Он также издает руководства по таким предметам, как

начало праздников, так и частные запросы или предоставление лицензий на

организацию общественного питания и пекарни. Его основной задачей, однако,

является разрешение воп­росов личного статуса, то есть иудейского религиоз­ного

статуса, это могут быть вопросы, связанные с абортами, обращения в иудаизм или

разводов. Каж­дый год суд рассматривает от 300 до 400 случаев, связанных с

желанием неевреев принять иудейскую веру, и следит за выдачей 170—200

“гиттинов” (“свидетельств о разводе”). Каждый ортодоксальный Бет дин признает

решения другого Бет дина в юри­дических вопросах. Поэтому лондонский Бет дин,

например, не являет­ся апелляционным судом для Бет дина в Манчесте­ре, Лидсе

или Глазго (в США и Израиле есть тенден­ция создать неформальный суд, где можно

попробо­вать получить свидетельство о разводе, как в опи­санном ниже случае с

израильтянином).

С точки зрения Галахи любой, родившийся от ма­тери-еврейки или принявший

иудейскую веру, явля­ется евреем (либеральный иудаизм признает евреем

ребенка, родившегося либо от еврейки матери, либо от отца-еврея, так же как

реформистский иудаизм в США, начиная с 1983 г.). Деликатной проблемой,

однако, для всех реформистов является тот факт, что случаи перехода в

иудаизм, а также разводы, утверж­денные их собственным Бет дином, не

признаются действительными ортодоксальными иудеями. Рефор­мистский Бет дин

был учрежден в 1948 г. и с тех пор обслуживал все общины, принадлежащие к

RSGB. Он заседает в Штернберг-центре иудаизма, штаб-квартире на севере

Лондона. Во всех заседани­ях этого суда, как и в ортодоксальном суде,

принима­ют участие три даяна (судьи), все они — рукополо­женные раввины,

хотя, в отличие от ортодоксии, они не находятся в Бет дине полный рабочий

день. Реформисты редко имеют дело с гражданскими случаями, если только с ними

не связаны специфически еврейские проблемы. Ре­формистский Бет дин гордится

своим пониманием Галахи. Придерживаясь по-прежнему своего соб­ственного

видения проблемы, реформизм в последнее время начинает ощущать необходимость

привести гражданские процедуры в соответствие с подобными процедурами в

других иудейских религиозных тече­ниях. Поэтому положение о необходимости

получе­ния разрешения для тех, кто желает во второй раз заклю­чить брак в

синагоге, было введено снова в 1940г. В 70-х годах реформизм также ввел как

обязательные традиционные требования для желающих принять иудейскую веру и

теперь глубоко сожалеет о том, что эта акция не получила удовлетворительного

от­клика со стороны ортодоксов.

В случае, если обращенный в иудаизм намерева­ется заключить иудейский брак,

супруг-еврей дол­жен быть членом реформистской синагоги, прежде чем кандидат

сможет зарегистрироваться в рефор­мистском Бет дине. Ортодоксия принимает к

обра­щению очень мало претендентов, настаивая, что они должны строго

исполнять религиозные обычаи и учиться в течение нескольких лет перед

перехо­дом в иудаизм. Совершенно немиссионерская рели­гия, иудаизм никогда не

поощрял людей к обраще­нию. Существует показательный отрывок из Талму­да, где

говорится о сомнительности мотивов, по­буждающих людей присоединиться к

народу, такому “пренебрегаемому, угнетенному, униженно­му, предназначенному

для страданий”. Реформизм, однако, подчеркивает более привлекательную часть

отрывка, в которой гово­рится о том, что нет необходимости кому-то сги­баться

под тяжестью груза и что не стоит слишком стараться в мелочах. Обычная

процедура обраще­ния в реформизме — это беседа с местным равви­ном, который

объясняет кандидату три условия об­ращения. Первое условие — искреннее

желание стать иудеем, готовность следовать иудейской вере и обычаям, а также

желание присоединиться к ев­рейской общине. За первоначальным интервью иногда

следует второе, в том случае, если кандидат имеет очень слабое представление

о религии. Все­гда существует вероятность, что обращение в иуда­изм кандидату

нужно для того, чтобы было проще заключить брак, и реформизм всегда

подозревает этот мотив, хотя не до такой степени, как ортодок­сальный

иудаизм. Второе условие заключается в том, что кандидат должен приобрести

надлежащие зияния об иудаизме, достаточные, чтобы уверенно себя чувствовать,

выполняя иудейские обряды, и учить детей. Это означает, что кандидат должен

посещать раз в неделю специальные классы, где он будет изучать религию —

верования, обычаи и ри­туалы, историю и язык. Такие занятия проходят в

местной реформистской синагоге и продолжаются минимум один год (если кандидат

имеет еврейские корни, то есть отец — еврей, а мать — нет, в этом случае курс

может быть сокращен). Третье усло­вие — это выполнение ритуальных требований:

об­резание для мужчин. И мужчины, и женщины кандидаты должны пройти “твилу”

(ритуальное омовение). Либеральный иудаизм этого не требует, до 1977 г. не

требовал и реформизм, но затем стал применять это условие. После

продолжительной дискуссии па эту тему Собрание раввинов сделало с 1980 г. это

усло­вие обязательным. Все реформистские синагоги в других европейских

странах и в Израиле требуют “твилы” для обращения, так же, как и все

консер­вативные и ортодоксальные синагоги (обращенный в либеральный иудаизм

тем не менее признается евреем реформистским иудаизмом). Перед войной

реформистская синагога в Манчестере, например, располагала собственной

миквой, и остается загад­кой, когда именно и почему британский реформизм

отменил это требование для обращенных, очевидно только, что американский

реформизм и британское либеральное движение повлияли на это решение. В

Штернберг-центре построили микву для обращен­ных, но и многие жены, особенно

молодые, нахо­дят, что ритуальное погружение помогает лучшему выражению

сущности еврейской женщины. В ре­формизме ритуальное погружение проводится по

желанию, в отличие от ортодоксии, где оно обяза­тельно. Реформизм делает

здесь упор не на риту­альную чистоту, а на начало новой жизни.

Когда все требования исполнены, кандидат при­ходит на собеседование в Бет

дине, где окончатель­но устанавливают уровень его/ее знаний и степень

приверженности к религии. Коли его/ее кандидату­ра принята, он/она получает

удостоверение, где говорится, что он/она является “прозелитом правед­ности”.

Если дети принимают иудаизм вместе с ро­дителями, они тоже должны выполнить

основные требования. Через реформистский Бет дин ежегод­но принимают

иудейскую веру около 100 взрослых, для большинства из них это связано с

супругом-ев­реем. Ортодоксия настаивает на строгом следова­нии всем без

исключения процедурам Галахи.

РАЗВОД СРЕДИ ЕВРЕЕВ

Когда раввины говорили, что “Бог ненавидит того, кто разводится со своей

женой”, они, разумеется, имели в виду нежелательность раз­вода. И все-таки

тот факт, что они уделяют столько внимания практическим вопросам, связанным с

раз­водом, говорит о признании ими реальности распада брака. Даже в старые

времена иудейская вера ни­когда не провозглашала, что брачные узы длятся всю

жизнь, что бы ни случилось. Во Второзаконии говорится о библейском разрешении

на развод и описывается его процедура. Постоянно ведутся дебаты но поводу

основания для развода, ко­торое формулируется в Библии, как “что-нибудь

противное”, но обета “пока смерть не разлучит нас”, который был бы

препятствием для развода, не существует. Даже в “основаниях для развода”

(которые включают в себя неудовлетворенность бра­ком обеими сторонами)

иудаизм не распределяет вину, как это до сих пор широко применяется в

Британском гражданском судопроизводстве. Дей­ствительно, до 1969 г., чтобы

развод просто состо­ялся, необходимо было перед этим установить чью-то вину

(“брачное правонарушение”, такое, как жестокость или супружеская измена).

Основание “не­поправимого распада” брака допускалось, хотя дав­но уже

намереваются через реформы изъять из бра­коразводного процесса формулировку

“желчный характер противной стороны”.

Иудейский бракоразводный процесс — это офи­циальное и окончательное

аннулирование брака. Если супружескую жизнь начинает “ктуба”, то “гет” се

завершает, и оба “в соответствии с норма­ми, установленными раввинами”.

Существенно, что 5 из 7 трактатов, которые имеют отноше­ние к женщинам и

семье, посвящены переходу женщины или в состояние связанности брачными узами,

или в состояние их распада. Женщина рас­сматривается как составная часть

общественной структуры дома, в котором она “свята для мужа”. Если она

оставляет все это и становится “разрешен­ной для каждого мужчины”, она в этом

случае не становится главой семьи для своих детей. Скорее, она вернется в дом

отца. Но несмотря на все огра­ничения, женщина в раввинистические времена

пользуется большим уважением. Если брак пере­стал существовать или

недействителен, все делает­ся для того, чтобы восстановить статус-кво

женщи­ны, каким он был до заключения брака, и не пото­му, что женщину

рассматривают как собственность мужа, а потому, что предполагается, что она

нахо­дится в финансовой зависимости от него.

В некотором смысле иудаизм всегда опережал свое время, признавая реальность

разрушенных отноше­ний и стремясь защитить в браке женщину, которая была в

зависимом положении. Немало людей, вероят­но, приветствовали бы точку зрения

иудаизма на брак как на контракт, а не как на неразрушимый союз или таинство.

Контракты совершенно обоснован­но подлежат аннулированию, если их условия не

соблюдаются должным образом. И все-таки в од­ном существенном пункте, с точки

зрения боль­шинства людей, в том числе большинства евреев, иудейский развод

устарел. Он заключается в том, что последнее слово при разводе остается за

муж­чиной. Женщина может быть инициатором брако­разводной процедуры, но она

не может быть офици­ально осовобождена от супружества без согласия ее мужа.

Такое положение вещей привело к случаям, подобным тому, что описан в журнале

“Гардиан”:

“За последние 30 лет Ихью Авраама отде­ляли от свободы три. слова. С 1963 г.,

когда 80-летний израильтянин был заключен в тюрь­му, он отказывается произнести

“Я желаю (по-английски три слова — “I am willing”. — Прим. пер.) — слова,

которые освободили бы его как от тюрьмы, так и от брака, который продолжается

52 года” (22 февраля 1993 г.)1

В Израиле, где брак, развод и повторный брак возможны только религиозным

путем, бунтарка миссис Авраам остается, до тех пор пока этого же­лает ее

мстительный супруг, “агунойа (“вставшей на якорь”), то есть привязанной к

нему. Суд равви­нов может заключить такого человека в тюрьму, но не во власти

суда добиться от него согласия на раз­вод. В приведенном здесь случае

супружеская пара заключила брак в Йемене, когда супруге было 12 лет, и уже 40

лет, как они не живут вместе. Рассказ «Гардиан» о том, как причудливо

закончилось дело, юмористичен, но сама типичность ситуации не располагает к

смеху:

“В течение двух дней жена дежурила в аэропорту. Когда она наконец увидела

своего мужа, полиция задержала его, и он предстал перед созданным на данный

случай судом аэро­порта, где ему объявили ультиматум: или он соглашается на

развод, или опоздает, на само­лет. Он выбрал первое решение”.

Приведенный пример — это, конечно, крайний случай, но как много существует

несчастных “агунотов”, которые хотели бы остаться в ортодоксии и при этом

освободиться, чтобы снова выйти замуж. Труд­ности с решением проблемы

“агунот” испытывает не только ортодоксальный, но и консервативный иуда­изм.

Такая женщина, “агуна”, может, в частности, быть замужем за человеком,

который отсутствует, например, он не вернулся с войны. Формулировка

“предположительно мертв” не меняет ситуации. Если у нее нет свидетельства о

разводе, она остается заму­жем за отсутствующим. Невозможность отменить этот

закон Галахи связана с тем, что в соответствии с древним постановлением для

отмены закона требует­ся собрание раввинов более высокого ранга, чем то,

которое издало этот закон. Но ни одно современное собрание раввинов не может

быть признано выше того, древнего, которое стоит за Талмудом. Можно спорить о

том, что Галаха намного шире по своим возможностям, чем это принято считать

неортодоксами, и что власти ортодоксального течения могли бы решить множество

очевидно не поддающихся ре­шению проблем, если бы предпочли обратиться к этой

содержательной традиции. Случаи с женщина­ми, чьи мужья отказываются дать им

развод, — это как раз область применения Галахи. Фактически су­ществуют

юридические пути освобождения женщи­ны, чтобы она снова могла выйти замуж.

Они сход­ны с расторжением брака Римской католической церковью. Этот процесс

можно, конечно, считать ис­кусственным, но морально он обоснован.

ЕВРЕЙСКАЯ СВАДЬБА

Еврейская свадьба всегда происходит под хупой (балдахином). Балдахин

символизирует священное пространство супружеского очага. Как только

цере­мония начинается, невеста в сопровождении ее ро­дителей или обеих

матерей (или иногда ее отца) присоединяется к жениху, который уже ждет под

балдахином. Они стоят напротив раввина или офи­циального лица, которое

проводит эту часть цере­монии. Отцы стоят слева от жениха, матери — справа от

невесты. Вся группа, таким образом, об­разует квадрат. В самом простом

варианте функ­цию хупы может исполнять талит (молитвенное покрывало), который

держат над головами пары четверо друзей жениха. По это может быть и

спе­циально сконструированный, искусно украшенный балдахин, с большим

количеством цветов, спускаю­щихся вдоль четырех шестов. Простая или слож­ная,

хупа может располагаться под открытым не­бом или же, как часто бывает, в

синагоге.

Церемония бракосочетания, с незначительными вариантами, проходит следующим

образом: сначала читают вводные молитвы благословения — за ви­ном, оба

супруга пьют вино из одной чаши, как сим­вол разделенной радости, и за всей

свадьбой тоже. Затем надевают кольцо. В большинстве конгрегации это делает

жених — надевает обручальное кольцо на указательный палец правой руки, откуда

оно лучше всего видно двоим свидетелям (позже кольцо надева­ют на тот палец,

на котором его принято носить в стране бракосочетания), Эгот момент — самый

важ­ный, именно сейчас жених произносит следующие слова: “Смотри! По закону

Моисея и Израиля через это кольцо ты посвящена мне”. Эти слова важны с

юридической и религиозной точек зрения. Они составляют еврейский брачный

обет, хотя на церемо­ниях либералов в Великобритании иногда и мужчи­на, и

женщина произносят по-английски слова:

“Этим кольцом я сочетаюсь с тобой...”, позаимство­ванные из христианской

свадебной церемонии. Сва­дебные церемонии у реформистов обычно проходят в

традиционной форме, но при этом невеста, как пра­вило, произносит те же слова

о посвящении в мо­мент, когда она передает жениху кольцо. Они, та­ким

образом, отгорожены от остальных друг для друга. Подразумевается обещание

преданности на всю жизнь, но иудаизм не верит, что люди могут обещать это в

обете: “В радости и в горе...”

Третья часть церемонии сосредоточена вокруг брачного контракта, “ктуба”. Лицо,

проводящее бра­косочетание, зачитывает его на арамейском языке и затем часто

коротко резюмирует его на английском. “Ктуба” — это письменное брачное

соглашение, в котором утверждаются практические обязательства мужа обеспечивать

жену и в котором муж гаранти­рует ей финансовую поддержку из своего имущества в

случае развода или его смерти. Иногда “ктуба” составляют и подписывают во время

церемонии. В некоторых общинах жених зачитывает и утверждает “ктуба” до того,

как церемония начинается. У ре­формистов это часто простое свидетельство о

браке, которое подписывают жених и невеста. Заканчивает­ся церемония чтением

семи благословений. Восхва­ляя Бога за сотворение всего мира, человека,

муж­чины и женщины по своему образу и подобию, эти молитвы намеренно призывают

блаженство Эдемско­го сада. В них звучат отголоски не только истории сотворения

мира, но и истории Израиля и его буду­щих надежд. Вся церемония призвана

освятить обы­денное, изменить именно эту конкретную пару, так как их любовь

сливает воедино создание Божье, откровение и избавление здесь и сейчас. Эти

вырази­тельные молитвы читают еще раз в конце свадебного приема. По традиции их

также читают в конце праздничного обеда, который проводится каждый раз в другом

доме в течение семи дней, следующих за свадьбой. Еврейский свадебный пир — это

яркое событие, полное радости, веселья и танцев.

1

Первоначально свадебная церемония состояла из двух частей, одна за другой с

промежутком в один год. Первая часть, обручение, происходила в доме невесты.

После обручения мужчина и женщина юридически были связаны друг с другом, но

вместе не жили. Теперь эта первая часть воплощается во вводных молитвах.

Вторая часть, фактическое бра­косочетание, имела место, когда невеста входила

под балдахин. Там передавалось кольцо, зачитывался брачный контракт и

читались семь благословений. Другие характерные моменты, которые часто

сопро­вождают еврейскую свадебную церемонию, включа­ют в себя соблюдение

поста, как подготовку к тор­жественному событию (чаще всего в ортодоксальных

конгрегациях), и разбивание стакана с вином, когда жених наступает на него

под крики: “Мазел тов” (“поздравления”, буквально означает “желаем

счас­тья”). В ортодоксии разбивание стакана призвано напоминить о разрушении

Храма, в то время как у реформистов это означает в более общем смысле

на­поминание о мимолетности и печали жизни. Читают также стихи из книги

Иеремии, в кото­рых звучит сходная тема переплетенных печали и радости, когда

они призывают помнить о возрожде­нии, избавлении и возвращении народа

Израилева после пленения, и пророк призывает к вере, хотя враг стоит у ворот

Иерусалима. Иногда пару остав­ляют в отдельной комнате сразу после церемонии,

в знак того, что теперь они стали мужем и женой.

Еврейские свадебные церемонии могут происхо­дить в любой день, кроме субботы

и праздников. Эти дни сами по себе особые события, и в это время нельзя

совершать юридические действия. Большин­ство еврейских свадеб празднуется по

воскресень­ям, обычно в дневное время, чтобы те, кто прибы­вают издалека,

могли отправиться в путь, после того как субботние ограничения закончатся. Во

время свадьбы в синагоге разрешаются хоровое пе­ние, органная музыка, даже

съемки на видеокаме­ру. В периоды траура, как личного, так и нацио­нального,

ортодоксальные иудеи свадьбы стараются не назначать. Соблюдение траура для

многих озна­чает пост.

Практическое исследование.

Проблемой моего социологического исследования является состояние

института семьи в такой религии, как иудаизм, влияние иудаизма на

брачно-семейные отношения. Так как объектом моего исследования являются

ученики двух студенческих групп 74СЦ1 и 94СЦ1, это студенты четвертого курса

социологического отделения факультета естественных наук в Санкт-Петербургском

Государственном Университете, специфика моего исследования немного изменится.

Предметом исследования будут являться отношение моих сокурсников к

межнациональным бракам, в том числе и к браку с представителем еврейской

национальности, иудейского вероисповедания, я попытаюсь установить коэффициент

предпочтения и отталкивания в отношении евреев и представителей других

национальностей. Цель исследования – выяснить отношения учащейся

молодежи к межнациональным бракам в целом, в том числе и к бракам с

представителями еврейской национальности, влияние иудаизма на брано-семейные

отношения. Задачи исследования:

1. Сбор информации о состоянии на объекте, т.е. возможность вступить в

брак с представителем другой национальности, акцентируя внимание на

представителях еврейской национальности.

2. Выяснить возможность вступления в брак с человеком другого

вероисповедания, акцентируя внимание на иудаизме.

3. Вычислить коэффициент притяжения и отталкивания в отношении некоторых

национальностей.

Гипотеза моего исследования заключается в том, что отношение к

межнациональным бракам в целом по группам 74 и 94 СЦ1 окажется нейтральным,

отношение к бракам с представителями еврейской национальности в целом будет

отрицательным.

Обоснование методического материала. Для проверки гипотезы будем

использовать вид письменного опроса - анкетирование, так как оно позволяет

сохранить анонимность респондента и собрать большой объем информации за

сравнительно небольшой промежуток времени.

АНКЕТА

Уважаемые коллеги!

Это исследование проводит Центр Социологических Исследований Санкт-

Петербургского Морского Технического Университета. Целью нашего исследования

является изучение отношения учащейся молодежи к межнациональным бракам. Ваше

участие в данном исследовании очень важно. Просим Вас быть предельно

откровенным в ответах на предложенные вопросы.

Правила заполнения анкеты:

¨ Внимательно прочтите вопрос и все предлагаемые варианты ответов на него.

¨ Отметьте тот вариант ответа, который соответствует Вашему мнению.

¨ Если Ваше мнение не удалось предусмотреть или отсутствуют варианты

ответов, напишите свои ответы на свободных строках.

¨ Убедительная просьба: не оставляйте пожалуйста ни одного вопроса без ответа.

Указывать фамилию не нужно. Полученная информация будет обрабатываться в

общем виде.

Заранее благодарим за участие!

1. Каково Ваше отношение к межнациональным бракам?

q Положительное

q Отрицательное

q Нейтральное

2. Считаете ли Вы для себя возможным брак с человеком другой национальности?

q Да

q Нет

q Затрудняюсь ответить

3. Если да, то человек какой национальности наиболее предпочтителен в браке?

(можно отметить несколько национальностей)

___________________________________________________________________

4. С человеком какой национальности Вы бы никогда не вступили в брак?

(можно отметить несколько национальностей)

___________________________________________________________________

5. Считаете ли Вы себя верующим человеком?

q Да

q Нет

q Затрудняюсь ответить

6. Укажите пожалуйста Ваше вероисповедание?

q Православие

q Католицизм

q Протестантизм

q Ислам

q Буддизм

q Иудаизм

q Другое ____________________________________________________________

7. Согласны ли Вы с тем, что религия может оказывать влияние на отношения в

семье?

q Да

q Нет

q Затрудняюсь ответить

8. Считаете ли Вы для себя возможным брак с человеком другого вероисповедания?

q Да

q Нет

q Затрудняюсь ответить

9. Знакомы Вы с такой религией как иудаизм?

q Да

q Нет

q Затрудняюсь ответить

10. Каково Ваше отношение к представителям еврейской национальности?

q Положительное

q Отрицательное

q Нейтральное

11. Смогли бы Вы вступить в брак с представителем еврейской национальности?

q Да

q Нет

q Затрудняюсь ответить

12. Согласились бы Вы принять иудаизм?

q Да

q Нет

q Затрудняюсь ответить

13. Хотели бы Вы жить в Израиле?

q Да

q Нет

q Затрудняюсь ответить

14. Ваш пол?

q Мужской

q Женский

15. Возраст?

q 15-18

q 19-21

q 22-25

q 26-30

16. Национальность?

___________________________________________________________

Оценка результатов практического исследования.

В моем социологическом исследовании приняло участие 25 студентов групп 74СЦ1

и 94СЦ1. Выборка моего социологического исследования была совсем не

репрезентативной, так как были охвачены студенты только двух групп. Выборка

не репрезентативна по возрасту, все опрошенные – это студенты четвертого

курса, т.е. в возрасте 20-21 года. Так же выборка не репрезентативна по полу:

только 20%, т.е. 5 опрошенных мужского пола, и по национальности: все

участники опроса отнесли себя к русской национальности, учитывая специфику

моего исследования, это не маловажный фактор. Тем не менее можно

проинтерпретировать результаты исследования так: в целом отношение к

межнациональным бракам нейтральное и положительное, соответственно 52% и 36%,

только 12% респондентов высказали отрицательное отношение к межнациональным

бракам. Такая же картина вырисовывается и в возможности межнационального

брака именно для себя: такой брак возможен для 68% участников опроса, 20%

затрудняются ответить, и те же 12% говорят о том, что такой брак невозможен.

Вопросы о том какие из национальностей наиболее предпочтительны и, наоборот,

невозможны в браке были открытыми, это породило неоднозначные ответы, но в

целом, отмеченные национальности можно объединить в следующие группы: в

ответе на вопрос «Человек какой национальности наиболее предпочтителен в

браке?» 40% респондентов не отметили ни одной национальности, 32% написали

либо просто «европейские национальности», либо отметили конкретные

национальности, такие как немец, француз, итальянец, болгарин, которые при

общем исследовании межнациональных браков можно объединить в одну группу

европейских национальностей. Предпочтение в отношении евреев высказал 1

человек, что составляет 4% вех опрошенных, так же один человек отметил

американцев, еще один респондент представителей восточных национальностей –

корейцев, японцев, китайцев, двое респондентов в области предпочтений

отметили такую национальность, как татарин. Все эти ответы, конечно же

основаны на личных взглядах и жизненном опыте респондентов, многие из

указанных в этом вопросе национальностей, в других анкетах были указаны как

невозможные в браке.

В ответе на вопрос «с человеком какой национальности Вы бы никогда не

вступили в брак?» 20% не отметили ни одной национальности, 60% указали

национальности, которые можно объединить в группу южных и восточных, которые

восновном исповедуют ислам, чаще всего отмечались национальности России и

бывшего СССР такие, как грузины, азербайджанцы, армяне, дагестанцы, ингуши,

чеченцы и т.д. Поскольку вопрос был открытым и не предполагал вариантов

ответов, то многие отмечали не национальность, а целую рассу: негроидную –

28%, монголоидную 12%. Один респондент (4%) написал о том, что с только

американцем никогда не вступил бы в брак. Хочу отметить то, что в ответе

можно было указывать несколько национальностей, поэтому в общем подсчете

получается сумма больше, чем 100%. Важным для моего исследования является

то, что в этом вопросе ни один респондент не отметил еврейской

национальности.

Так как мое исследование направленно на изучение проблемы не межнациональных

браков в целом, а так же рассматривает и другие вопросы, то этот вопрос не

является основным, поэтому о коэффициенте протяженности можно сказать

приблизительно, что он больше всех в отношении европейских национальностей, а

коэффициент отталкивания в отношении восточных национальностей, как

ближнего, так и дальнего зарубежья.

В отношении брака с человеком другого вероисповедания 40% опрошенных

отметили, что такой брак возможен, 40% затруднились ответить на этот вопрос,

и 20% относятся отрицательно, этот вопрос вызвал большее затруднение, чем

вопрос о межнациональных браках. При этом 52% респондентов считают себя

верующими, 40% затрудняются ответить, а 8% отметили то, что они не верующие.

Практически все верующие отождествляют себя с православной конфессией, только

один с католической.

В блоке вопросов, направленных именно на брак в иудаизме ответы

распределились следующим образом: 76% студентов знакомы с такой религией как

иудаизм, 40% и 52% опрошенных положительно, и соответственно нейтрально

относятся к представителям еврейской национальности, 8% респондентов, т.е.

два человека относятся к евреям отрицательно. 52% опрошенных смогли бы

вступить в брак с представителем этой национальности, 24% затрудняются

ответить, и 24% не смогли бы заключить такого союза. При этом никто бы не

согласился принять иудаизм, только 20% затруднились в ответе на этот вопрос,

и 52% не хотели бы жить в Израиле, 36% затруднились ответить, ответили

утвердительно на этот вопрос только 12%.

Гипотеза исследования, которую я выдвигала в программе исследования, была

опровергнута в том, что в целом отношение к браку с евреем, иудеем

положительное и нейтральное, хотя я предполагала, что оно будет

отрицательным. Так же я предполагала, что отношение к межнациональным бракам

будет нейтральным, по результатам исследования видно, что в целом оно

положительное.

Заключение

В своей курсовой работе я рассмотрела вопросы, касающиеся влияния иудаизма на

брачно-семейные отношения, состояние института семьи в иудаизме раньше и в

наши дни. Я постаралась доказать то, что еврейская семья и по сей день

испытывает сильное влияние религии, многие живут, стараются жить по законам,

о которых говорится в иудейских религиозных текстах. Я описала то, как

происходят заключение и расторжение браков у иудеев, какое влияние оказывает

иудаизм на отношение между мужем, женой и детьми в еврейских семьях.

Вторая часть моего проекта посвящена практическому исследованию об отношении

к межнациональным браках в целом, и к отношению к бракам с евреями. Так как

в ходе исследования были опрошены только мои сокурсники, которые все являются

представителями русской национальности и практически все отождествляют себя с

представителями православной конфессии, то были рассмотрены только вопросы о

возможности вступления в брак с представителем еврейской национальности,

иудеем, степени знаний о иудаизме, теоретической возможности его принятия и

эмиграции в Израиль. Так как выборка была не репрезентативной в первую

очередь по национальности только эти вопросы могли быть рассмотрены в

отношении влияния иудаизма на брачно-семейные отношения, то есть в первую

очередь возможности вступления в такой брак. В целом отношение к

межнациональным бракам у респондентов положительное и нейтральное, многие

смогли бы связать свою жизнь с представителем еврейской национальности, но

при этом никто не согласен принять иудаизм и не большая часть респондентов

хотела бы жить в Израиле.

Проблема межнациональных браков является одной из самых важных в современном

обществе, социологи должны постоянно изучать динамику межнациональных

отношений. Проблема браков в иудаизме, браков между евреями и не евреями

стоит особенно остро по сравнению с браками многих других национальностей,

она мало изучена и подлежит постоянному исследованию. Надеюсь, что я тоже

внесла свой небольшой вклад в изучение этих сложных межнациональных

отношений.

Список литературы

1. Васильев Л.С. История религий востока М. «Высшая школа»1993г.

2. Пилкингтон С.М. Иудаизм. М. «Прогресс» 1997г.

3. Разинский Г.В. «Евреи российской провинции: штрихи к социальному

портрету» Социс 1997г. №7 С. 36-41

4. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М. «Издательство

политической литературы» М. 1986г.

1 Цитируется по: Васильев Л.С. История

религий востока М. «Высшая школа»1993г. с. 69

1 Цитируется по Пилкингтон С.М. Иудаизм. М. «Прогресс» 1997г. С. 183

1 Пилкингтон С.М. Иудаизм. М. «Прогресс» 1997г. С. 189

1 Разинский Г.В. «Евреи российской

провинции: штрихи к социальному портрету» Социс 1997г. №7 С.37

1 Цитируется по: Пилкингтон С.М. Иудаизм. М. «Прогресс» 1997г. С. 201

1 Токарев С.А. Религия в истории народов

мира. М. «Издательство политической литературы» М. 1986г. с. 379



(C) 2009