Научная Петербургская Академия

Контрольная: Социальный контроль

Контрольная: Социальный контроль

Тема № 14 : Социальный контроль .

План :

1. Понятие социального контроля .

2. Элементы социального контроля .

3. Механизм действия социального контроля .

4. Самоконтроль .

Введение.

Пытаясь открыть законы общества , дать дефиницию человека и выяснить законы ,

по которым он живет и развивается , социология не может не интересоваться и

отношением , существующим между обществом и индивидом . И вполне можно

утверждать , что всякая социологическая теория , объясняя общество и элементы

, из которых оно состоит , стремится определить так же отношения общества и

индивида , объясняя это отношение в соответствии со своим пониманием сущности

общества .

Существуют различные теории , которые сводят общество к индивидам или

рассматривают индивида как всего лишь часть , “молекулу “ общества .

Существуют так же и представление , будто индивид и общество - это два

отдельных и независимых друг от друга явления , которые имеют собственные

отдельные и независимые законы своего возникновения и развития . Между тем

человек и общество диалектически взаимосвязаны . Они не могут рассматриваться

изолированно , отдельно друг от друга : нет общества без человека , но и

человек существует только в обществе . Отношение между обществом и человеком

является сложным . Эта сложность воздействие человека на общество и общества

на человека проистекает из того , что человек как отдельный индивид

появляется на свет с определенными психическими склонностями , которые лишь в

обществе , в продолжение жизни в общественном коллективе , развиваются и

через развитие которых индивид становится личностью. Личность , как единство

особенностей , свойств , формируется в результате взаимодействия организма и

общественной среды . Важнейшими свойствами личности являются ее творческая

способность ( которая проявляется в способности изменить внешний мир , а так

же во внутренней потребности в творчестве ) , социальность ( которая отражает

включенность в социальный коллектив и общественный характер человеческой

природы ) , субъективность ( выражение своеобразной индивидуальности ) и

целостность ( в которой выражается взаимосвязанная организация со всеми

психосоциальными характеристиками и которая обеспечивает относительное

единство поведения в различных ситуациях ) . Люди устанавливают

взаимоотношения и согласуют между собой свое поведение как личности , и в

этом взаимосвязанном поведении проявляются личные качества индивида , такие ,

как совесть , характер, отношения к общественным ценностям и др.

Таким образом , то , что отдельные люди представляют собой как личности ,

индивидуальность имеет большое значение для характера отношений , которые они

устанавливают в обществе своим взаимосвязанным поведением .

С другой стороны , и общество , более или менее организовано , через

социальные институты оказывает влияние на всякого индивида , то есть на

формирование личности . Именно в обществе развертывается процесс превращения

биологического индивида в личность . Этот процесс называется социализацией .

Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия

общества на индивида с целью формирования личности , которая отвечает

потребностям данного общества . Это может быть воздействием на индивида

определенных социальных групп и общественных ситуаций , в которых индивиды

оказываются как члены общества или как более или менее активные участники . В

таких случаях от индивида требуется , чтобы он усвоил определенные правила и

нормы поведения и поступал в соответствии с ними . Но общество может

воздействовать на индивида еще и развивая в человеке, посредством различных

видов и уровней образования и воспитания , его человеческие и индивидуальные

способности , готовя его к тому , чтобы стать членом коллектива и проявить

себя как существо , способное производить .

1. Понятие социального контроля .

Социализация касается прежде всего индивида . Это индивидуальный процесс . Но

он протекает всегда под бдительным оком общества , окружающих его людей . Они

не только обучают детей , но и контролируют правильность усвоенных образцов

поведения . Если контроль осуществляется отдельным человеком , то он носит

индивидуальный характер , а если целым коллективом — семьей , группой друзей

, учреждением или социальным институтом, то приобретает общественный характер

и называется социальным контролем .

Основная задача социального контроля — создание условий для устойчивости той

или иной социальной системы , сохранение социальной стабильности и в то же

время для позитивных изменений . Это требует от контроля большой гибкости ,

способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности :

дисфункциональные , приносящие обществу вред , и необходимые для его развития

, которые следует поощрять .

Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях , инновациях ,

привнесениях нового , однако невозможен без сохранения старого , если это

старое заслуживает быть сохраненным для потомства . Самое важное в этом

старом — нравственные законы , нормы , правила поведения , обычаи , которые

составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных

отношений , жизнедеятельность общества . Переселяясь на другое , новое место

народ переносит с собой не памятники материальной культуры , а обычаи , нормы

, традиции .

Таким образом , социализация , формируя наши привычки , желания и обычаи ,

является одним из основных факторов социального контроля и установление

порядка в обществе . Она облегчает трудности при принятии решений ,

подсказывая , как одеваться , как вести себя , как действовать в той или иной

жизненной ситуации . При этом любое решение , идущее вразрез с тем , которое

принимается и усваивается в ходе реализации , кажется нам неуместным ,

незаконным и опасным . Именно таким путем осуществляется значительная часть

внутреннего контроля личности за своим поведением .

2. Элементы социального контроля.

Социальный контроль помогает сохранить живую ткань социальных отношений и

представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка и

включает два главных элемента — нормы и санкции .

Социальные нормы — это предписания о том , как правильно надо себя вести в

обществе .

Социальные санкции — средства поощрения или наказания , стимулирующие людей

соблюдать социальные нормы .

Социальные нормы различаются масштабом . Одни нормы возникают и существуют

только в малых группах — компании друзей , рабочие коллективы , семьи ,

спортивные команды . Другие нормы возникают и существуют в больших группах

или в обществе в целом и называются “ общими правилами “ , а не “ групповыми

привычками “ . К “общим правилам “ относятся обычаи , традиции , нравы ,

законы , этикет , манеры поведения , которые присущи определенной социальной

группе .

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того , насколько

строго соблюдается их исполнение . За нарушение одних норм следует очень

слабое наказание — неодобрение , ухмылка , недоброжелательный взгляд . За

нарушение других норм следуют очень сильные санкции — изгнание из страны ,

смертная казнь , тюремное заключение . Строже всего карается нарушение табу и

юридических законов ( например , убийство человека , разглашение

государственной тайны ) , мягче всего — отдельные виды групповых привычек ,

в частности семейные ( например , отказ выключать свет или закрывать входную

дверь ) . Однако существуют групповые привычки , которые ценятся очень высоко

и за нарушение которых следуют строгие санкции .

Нормы связывают людей в единую общность , в коллектив . Каким образом

подобное происходит ? Во-первых , нормы — это еще и ожидание : от

соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного

поведения . Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы , а те , кто

идет на встречу , передвигаются по левой , возникает упорядоченное ,

организованное взаимодействие . При нарушении правила возникают столкновения

и беспорядок . Значит , нормы формируют систему социального взаимодействия ,

которая включает мотивы , цели субъектов действия , само действие , ожидание

, оценку и средства .

Таким образом , нормы выполняют определенные функции в зависимости от того ,

в каком виде они себя проявляют — как стандарты поведения ( обязанности ,

правила ) или как ожидание поведения ( реакции , поведение других людей ) .

Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность

каждого мужчины . Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения .

Этому стандарту соответствует вполне конкретные ожидания членов семьи ,

надежда на то , что их честь и достоинство будут защищены .

Почему люди стремятся соблюдать нормы , а общество строго следит за этим ?

Нормы стражники ценностей . Честь и достоинство семьи — одна из важнейших

ценностей человеческого общества с древнейших времен . А обществом ценится то

, что способствует его стабильности и процветанию . Семья — основная ячейка

общества , и забота о ней — его первейшая обязанность .

Социальные нормы — действительно стражники порядка и хранители ценностей .

Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то , что ценится группой

или обществом . Различие между нормой и ценностью выражается так : нормы —

правила поведения , ценности — абстрактные понятия о том , что такое добро ,

зло , правильное , неправильное , должное , недолжное и так далее .

Социальные санкции — охранники норм . Наряду с ценностями они отвечают за то

, почему люди стремятся выполнять нормы . Нормы защищены с двух сторон — со

стороны ценностей и со стороны санкций .

Социальные санкции — разветвленная система вознаграждений за выполнение норм

, то есть за девиантность . Выделяют четыре типа санкций : позитивные и

негативные , формальные и неформальные . Они дают четыре типа сочетаний ,

которые можно изобразить в виде логического квадрата .

ПозитивныеНегативные
ФормальныеФ +Ф -
НеформальныеН +Н -

Формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны официальных

организаций ( правительство , учреждения ) : правительственные награды ,

ученые степени , вручение почетных грамот и так далее .

Неформальные позитивные санкции — публичное одобрение , не исходящее от

официальных организаций : дружеская похвала , комплименты , аплодисменты ,

улыбка и так далее .

Формальные негативные санкции — наказания , предусмотренные юридическими

законами , правительственными указами , предписаниями , распоряжениями :

лишение гражданских прав , тюремное заключение , арест , увольнение , штраф ,

конфискация имущества .

Неформальные негативные санкции — наказания не предусмотренные официальными

инстанциями , инструкциями : порицание , замечание , насмешка , злая шутка ,

пренебрежение и так далее .

3. Механизм действия социального контроля.

В системе социального контроля ключевую роль выполняют санкции . Вместе с

ценностями и нормами они составляют его механизм . Сами по себе нормы ничего

не контролируют . Поведение людей контролируют другие люди на основе норм ,

которые как ожидается , будут соблюдаться всеми . Соблюдение общепринятых

норм делает наше поведение предсказуемым . Санкции так же предсказуемы и

общеприняты . Каждый из нас знает , что за выдающиеся научное открытие

ожидает официальная награда , а за тяжкое преступление — тюремное заключение

. Санкции также вносят в поведение элементы предсказуемости . Когда мы

ожидаем от другого человека определенного поступка , то надеемся , что он

знает , не только норму , но и следующую за ним санкцию .

Таким образом , нормы и санкции соединены в единое целое . Если у какой - то

нормы отсутствует сопровождающая его санкция , то она перестает регулировать

реальное поведение . Она становится лозунгом , призывом , воззванием , но она

перестает быть элементом социального контроля .

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних

лиц , а в других не требует . Увольнение оформляется отделом кадров

учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа .

Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства , на

основании которого выносится решение суда . Привлечение к административной

ответственности , например , за безбилетный проезд — штрафование ,

предполагает присутствие официального транспортного контролера , а иногда и

милиционера . Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную

процедуру защиты научной диссертации и решения ученного совета . Если же

применение санкций совершается самим человеком , то такую форму контроля надо

считать самоконтролем .

4. Самоконтроль .

В зависимости от способа вынесения санкций — коллективного или

индивидуального - социальный контроль может быть внешним и внутренним .

Внутренний контроль еще называют самоконтролем : индивид самостоятельно

регулирует свое поведение , согласовывая его с общепринятыми нормами . В

процессе социолизации нормы усваиваются настолько прочно , что люди , нарушая

их , испытывают чувство неловкости или вины . Вопреки нормам подобающего

поведения , человек влюбляется в жену своего друга , ненавидит собственную

жену , завидует более удачливому сопернику . В таких случаях говорят о муках

совести . Совесть — проявление внутреннего контроля .

Общепринятые нормы , будучи рациональными предписаниями , остаются в сфере ,

ниже которой расположена сфера подсознания , состоящая из стихийных импульсов

. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии , он основывается на

волевом усилии .

Самосознание - чрезвычайно важная социально - психологическая

характеристика человека . Источником , из которого черпается представление

человека о самом себе являются окружающие его и значимые для него люди . По

реакции на его поступки , по их оценкам индивид судит и о том , каков он сам

. На содержание самосознания влияет представление человека о том , каким его

считают окружающие . Социальное поведение человека в значительной мере

складывается из его реакции на мнения о нем окружающих людей, причем это

мнение серьезно влияет на формирование индивидуального самосознания .

В отличии от муравьев , пчел и даже обезьян , человеческие существа могут

продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае , если каждый

индивид прибегает к самоконтролю . О взрослом человеке , неумеющем

контролировать себя , говорят , что он “ впал в детство “ . Импульсивное

поведение неумение властвовать над своими желаниями и прихотью характерны как

раз для детей . Импульсивное поведение поэтому называют инфантилизмом .

Напротив , поведение в соответствии с рациональными нормами , обязательствами

, волевыми усилиями служат признаком взрослости .

Примерно на 70 % социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля .

Чем выше у членов общества развит самоконтроль , тем меньше этому обществу

приходиться прибегать к внешнему контролю . И наоборот , чем меньше у людей

развит самоконтроль , тем чаше приходится вступать в действие институтам

социального контроля , в частности , армии , судам , государству . Чем

слабее самоконтроль , тем жестче должен быть внешний контроль . Однако

жесткий внешний контроль мелочная опека граждан тормозит развитие

самосознания и волеизъявления , приглушает внутренние волевые усилия . Часто

диктатура устанавливалась якобы во благо гражданам , с целью навести порядок

. Но привыкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивали

внутренний контроль . Они деградировали как социальные существа , способные

брать на себя ответственность и вести себя в соответствии с рациональными

нормами . Они подвергали сомнению как раз саму разумность принудительных норм

, исподволь подготавливая разумное обоснование всякому сопротивлению этим

нормам . Великолепным примером служит Россия , где декабристы , революционеры

, цареубийцы , покушавшиеся на основы социального порядка , оправдывались

общественным мнением потому , что разумным считалось сопротивление , а не

подчинение принудительным нормам .

Литература.

1. “ Основа социологии “

С. С. Фролов . г. Москва , = Юрист = 1997г.

2. “ Введение в социологию “

А. И. Кравченко , г. Москва , учебное пособие 1997г.

3. “ Теория социологии “

Г. П. Зинченко , г. Ростов-на-Дону ,1993г.

4. “ Социология. Основы общей теории “

г. Москва , = Аспект- Пресс = , 1994г.

5. “ Социология “

Н. И Смелзер , г.Москва , = Феникс = , 1994г.

6. “ Основы социологии “

Харчева , Учебник , г.Москва , = Логос = ,1997г.

7. “ Современная социология права “

Кудрявцев , Казимирчук , г.Москва , =Юрист= , 1995г.



(C) 2009