Научная Петербургская Академия

Контрольная: Социальная мобильность

Контрольная: Социальная мобильность

Тема: Социальная мобильность.

1. Понятие социальной мобильности и её виды.

2. Каналы, фильтры, принципы мобильности.

3. Трудности формирования среднего класса в России.

Ответ №1:

Каждый человек перемещается в социальном пространстве, в обществе, в котором

он живет. Иногда эти перемещения легко ощущаются и идентифицируются,

например, при переезде индивида из одного места в другое, переход из одной

религии в другую, изменение семейного положения. Это меняет позицию индивида

в обществе и говорит о его перемещении в социальном пространстве. Однако

существуют таки перемещения индивида, которые трудно определить не только

окружающим его людям, но и ему самому. Например, сложно определить изменение

положения индивида в связи с ростом престижа, увеличением или уменьшением

возможностей использования власти, изменением дохода. Вместе с тем такие

изменения в позиции человека в конечном итоге сказываются на его поведении,

системе отношений в группе, потребностях, установках, интересах и

ориентациях.

В связи с этим важно определить, как осуществляются процессы перемещения

индивидов в социальном пространстве, которые получили название процессов

мобильности.

Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и

социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения,

можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро

поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие.

Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу

индивидов их одной статусной группы в другую. Один из самых главных барьеров

возникает из-за того, что социальные классы обладают субкультурами,

готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой

субкультуре, в которой они социализированы. Обычный ребенок из семьи

представителей творческой интеллигенции с меньшей вероятностью будет

усваивать привычки и нормы, помогающие ему впоследствии работать крестьянином

или рабочим. То же можно сказать о нормах, помогающих ему в работе в качестве

крупного руководителя. Тем не менее, в конечном счете, он может стать не

только писателем, как его родители, но и рабочим или крупным руководителем.

Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального

класса в другой имеет значение "различие в стартовых возможностях". Скажем, у

сыновей министра и крестьянина разные возможности для получения высоких

должностных статусов. Поэтому официальная общепринятая точка зрения,

состоящая в том, что для достижения любых высот в обществе нужно только

трудиться и иметь способности, оказывается несостоятельной.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что всякое социальное перемещение

происходить не беспрепятственно, а путем преодоления более или менее

существенных барьеров. Даже переезд человека с одного места жительства на

другое предполагает определенный период адаптации к новым условиям.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс

мобильности. Согласно определению П.Сорокина, «под социальной мобильностью

понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности,

созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной

позиции к другой».

П.Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и

вертикальную. Горизонтальная мобильность – это переход индивида или

социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же

уровне. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому

он принадлежит, или социального статуса. Наиболее важным процессом является

вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий,

способствующих переходу индивида или социального объекта их одного

социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение,

существенное улучшение благосостояния или переход в более высокий социальный

слой, на другой уровень власти.

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И

это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны

вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами.

В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальные

мобильности, или социальный подъем и социальное падение. Восходящие течения

профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух

основных формах: как индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов их

низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением

групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них.

Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания

отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и

понижение социальных статусов целой группы. Примером второй формы нисходящей

мобильность может служить падение социального статуса группы инженеров,

которая некогда занимала весьма высокие позиции в нашем обществе, или

снижение статуса политической партии, теряющей реальную власть по образному

выражению П.Сорокина, «первый случай упадка напоминает падение человека с

корабля; второй – корабль, затонувший со всеми находящимися на борту».

Механизм инфильтрации в вертикальной мобильности. Для того чтобы понять, как

происходит процесс восхождения, важно изучить, каким образом отдельный

индивид может преодолеть барьеры и границы между группами и подниматься

вверх, то есть повышать свой социальный статус. Это стремление достичь более

высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной

степени имеется у каждого индивида и связан с его потребностью добиваться

успехов и избегать неудач в социальном аспекте. Актуализация этого мотива

порождает в конечном итоге силу, с которой индивид стремится к достижению

высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не

скатиться вниз. Реализация силы достижения зависит от многих причин, в

частности от ситуации, складывающейся в обществе. Анализ проблем, возникающих

при реализации мотива достижения, полезно рассматривать, пользуясь терминами

и идеями, высказанными К.Левиным в его теории поля.

Для того чтобы достичь более высокого статуса, индивид, находящийся в группе

с более низкими статусами, должен преодолеть барьеры между группами или

слоями. Индивид, стремящийся попасть в более высокую статусную группу, имеет

определенную энергию, направленную на преодоление этих барьеров и

расходующуюся на прохождения расстояния между статусами более высокой и более

низкой групп. Энергия индивида, стремящегося к более высокому статусу,

находит выражение в силе F, с которой он пытается преодолеть барьеры перед

высшим слоем. Удачное прохождение барьера возможно только в том случае, если

сила, с которой индивид стремится достичь высокого статуса, будет больше силы

отталкивания. Измерив силу, с которой индивид стремится проникнуть в верхний

слой, можно с определенной вероятностью предсказать его попадание туда.

Вероятностный характер инфильтрации обусловлен тем, что при оценке процесса

следует учитывать постоянно меняющуюся ситуацию, которая складывается из

многих факторов, в том числе их личностных отношений индивидов.

Характеристики социальной мобильности. Для количественной оценки процессов

мобильности обычно используют показатели скорости и интенсивности социальной

мобильности. Под скоростью мобильности понимается «вертикальная социальная

дистанция или число страт - экономических, профессиональных или политических,

которые проходит индивид в его движении вверх или вниз за определенный

промежуток времени» [1, с.230]. Например, некоему индивиду в течение трех лет

после окончания института и начала работы по специальности удается занять

должность заведующего отделом, а его коллеге, закончившему институт вместе с

ним, – должность старшего инженера. Очевидно, что скорость мобильности выше у

первого индивида, так как за указанный промежуток времени он преодолел больше

статусных уровней. С другой стороны, если какой-либо индивид в результате

сложившихся обстоятельств или личной слабости с высокого общественного

положения скатывается на дно общества, то говорят, что у него высокая

скорость социальной мобильности, но направленная вниз по статусной иерархии.

Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих

социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за

определенный промежуток времени. Число таких индивидов какой-либо социальной

общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей

численности, данной социальной общности показывает относительную мобильность.

Например, если мы будем учитывать число индивидов в возрасте до 30 лет,

разведенных и перешедших в другие семьи, то речь пойдет об абсолютной

интенсивности горизонтальной мобильности в данной возрастной категории. Если

мы будем рассматривать отношение числа перешедших в другие семьи к

численности всех индивидов в возрасте до 30 лет, то речь пойдет об

относительной социальной мобильности в горизонтальном направлении.

Часто возникает необходимость рассмотреть процесс мобильности с точки зрения

взаимосвязи ее скорости и интенсивности. В этом случае используется

совокупный индекс мобильности для данной социальной общности. Таким путем

можно, например, сравнить одно общество с другим с целью выяснения, в каком

из них, или в какой период мобильность по всем показателям выше. Такой индекс

может быть рассчитан отдельно по экономической, профессиональной или

политической области деятельности.

Ответ №2:

Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и

от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного

значим, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных

ролей. В другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не

подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах

амбиции молодых людей могут находить один или два возможных, открытых для них

канала мобильности. В то же время в других обществах молодежь может

воспользоваться сотней путей для достижения высшего статуса. Одни пути

достижения высшего статуса могут быть закрыты в связи с этнической или

социально-кастовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за

индивидуальных особенностей просто на способен применить свои таланты.

Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто

возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким

статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействий с представителями

новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера общения

существует несколько способов, к которым, так или иначе, прибегают индивиды в

процессе социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить большие

деньги в том случае, когда индивид сравнялся в доходах с представителями

более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусного уровня ему

необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню.

Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. - все должно

соответствовать новому, более высокому статусу. Материальная бытовая культура

- это и не очень заметный, но весьма значительный способ приобщения к более

высокому статусному уровню. Но материальный образ жизни - только один из

моментов приобщения к новому статусу и сам по себе, без изменения других

компонентов культуры немного значит.

2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную

мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый

слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы

следовать им без каких-либо усилий. Образцы одежды, словесные обороты,

проведение досуга, манера общаться - все это подвергается пересмотру и должно

стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто готовят

специально к усвоению поведения, характерного для высокого социально-

классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не все

аспекты субкультуры социального слоя или группы могут быть освоены в

результате преднамеренного обучения и сознательной имитации, но такие усилия

могут ускорить процесс принятия индивидом субкультуры более высокого

социального слоя.

3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании

контактов с индивидами и ассоциациями того статусного соя, в который

социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой

является положение? когда индивид полностью окружен представителями того

слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень

быстро. Однако положительным моментом налаживания связей всегда служит то,

что новое знакомство может создать благоприятное общественного мнение в

пользу новичка.

4. Брак с представителем более высокого статусного слоя. Во все времена такой

брак служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути

социальной мобильности. Во-первых, он может в значительной степени

способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во-

вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя

несколько статусных уровней. В-третьих, брак с представителем или

представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает

проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего

статусного слоя. Подобного рода браки позволяли людям преодолевать самые

трудные социальные барьеры в кастовом обществе, а также проникать в элитные

слои. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из

более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов

поведения и образа жизни нового для него социального окружения если он не

может быстро усваивать новые культурные статусы и стандарты, то этот брак

ничего не даст, так как представители высшего статусного слоя не будут

считать индивида "своим".

Ответ № 3:

«Размывание» среднего слоя, возможное в периоды экономических кризисов,

чревато для общества серьезными потрясениями. Обнищание в условиях

либерализации цен и падения производства основной массы населения России

резко нарушило социальное равновесие в обществе, привело к выдвижению на

первый план требований люмпенской части населения, которая, как показывает,

опыт несет в себе большой разрушительный заряд, направленный в основном, на

перераспределение, а не на созидание национального богатства.

Каковы перспективы формирования среднего класса в нашей стране сегодня? Во

многом они зависят от успешной адаптации населения, формирования продуктивных

моделей социально-экономического поведения, адекватных сложившейся

хозяйственной ситуации. Характеристики процесса адаптации в настоящее время

очевидны. Прежде всего, на смену доминировавшим ранее надеждам на государство

приходит существенно большая ориентация населения на собственные силы и

возможности. Жестко заданные и органические типы социально-экономического

поведения уступают место разнообразию типов социального действия. На смену

прямому и непосредственному властному хозяйственному и идеологическому

контролю приходят такие универсальные регуляторы как деньги и правовые

нормативы. Новые способы и стандарты поведения обусловлены различными

источниками формирования, хотя часто они не корректируются ни устойчивыми

нравственными нормами, ни правовыми санкциями.

Невостребованность квалифицированного персонала или востребованность только

при наличии нужных связей деформирует цепочку: образование – квалификация -

доходы – долгосрочные сбережения – уровень потребления, обеспечивающую

формирование и развитие среднего класса. Образование не гарантирует

получение работы с перспективами роста. Работа не гарантирует доход: зарплата

у представителей одной профессии в частном и государственном секторах

различается на порядок. Доход не гарантирует статус, поскольку многие

источники высоких доходов незаконны. А противоречивость законодательства,

несовершенство налоговой системы превращают практически любое предприятие в

правонарушителя и вынуждают владельцев предприятий при найме работников

обращать внимание не только на их профессиональные и деловые качества,

сколько на факторы, подтверждающие их безусловную « надежность».

Интересно, что фактор наличия сбережений не получил преимущества ни в одной

группе. Сегодня только одна треть населения положительно ответила на вопрос:

« Имеется ли у Вас определенный запас прочности, который позволит

продержаться, если экономическая ситуация ухудшится?». Вдвое большее число

респондентов ответили на этот вопрос отрицательно.

Как показали исследования, с ростом объема сбережений увеличивается их доля в

наличной валюте. В ответах, полученных в ходе фокусированных интервью, в

качестве основных причин, снижающих частный инвестиционный потенциал,

указывается на нестабильность в стране и ненадежность банков. Респонденты

считают, что общество не вышло из полосы нестабильности, не исключено резкое

изменение принципов финансовой политики. Отсутствие доверия к власти и ее

финансовым институтам лишает потенциальный средний класс возможности строить

долгосрочные стратегии роста благосостояния и переводит значительную часть

возможных накоплений в сферу потребления

В целом приведенные в литературе данные свидетельствуют об ограниченности

масштабов адаптационных процессов и о кризисных явлениях в процессе

адаптации, причем в субъективно худшем положении оказалось поколение 40-50 –

летних, т.е. люди, находящиеся в активном трудоспособном возрасте и благодаря

опыту и квалификации, обладающие достаточно высокими социальными амбициями.

В этой группе респондентов нарастает или разочарование в реформах или

укрепляется их неприятие. Это поколение, которое обычно составляет сердцевину

среднего класса – слой социальной стабильности, - не стало таковым, а,

напротив, превратилось в крупную дестабилизирующую группу.

Слабо адаптированные слои в половине случаев рассматривают свой социальный

статус как средний, что, прежде всего, свидетельствует о нереализованности

образовательного и профессионального – квалификационного потенциала в

процессе адаптации: сформированные в прежнее время статусные позиции не

подтверждаются практикой адаптации, но сохраняются в сознании респондентов.

Для « группы успеха», скорее, характерно занижение социального статуса (около

10% респондентов рассматривают свое социальное положение как ниже среднего).

На наш взгляд, главной причиной заниженной социальной самооценки здесь

является тот факт, что способы адаптации (например, источники дохода,

формирующего » достойное материальное положение») не престижны по меркам,

ранее принятым в обществе.

Таким образом, о кризисном характере адаптации говорит и несбалансированность

взаимосвязи статусно - ролевых позиций и социальной идентичности, что

«выливается» в неустойчивые формы социального поведения. Невозможность

реализации большинством населения своих социально-экономических притязаний,

повышения или хотя бы поддержание социального статуса будет блокировать

продвижение по всем другим направлениям преобразований, создавать социальное

напряжение.

Нельзя обойти вниманием и политическую самоидентификацию потенциального

среднего класса, которая в принципе должна отражать его ориентацию на

стабильность политической ситуации. Политическая самоидентификация

заключается, прежде всего, в делегировании властных полномочий в форме

электорального поведения. Оказавшись в сфере взаимодействия различных

политических партий и движений, индивид должен сделать «осознанный выбор» в

пользу политической организации, в наибольшей степени выражающий его

интересы. В условиях, когда не «работает» традиционная политическая шкала

западноевропейского типа, а рациональный прагматизм не подкреплен

институционально, встает задача поиска «работающего» индикатора политической

идентификации.

Результаты наших исследований с определенность свидетельствуют о наличии

социальной базы, поддерживающей реформаторов-прагматиков, которые обладают

рычагами реальной власти. Для этой части населения электората важны не

столько идеологический контекст и популистская риторика, сколько гарантия

стабильности и преемственности власти, обеспечивающая сохранение правил, по

которым значительная часть населения уже научилась жить.

Таким образом, структурное оформление среднего класса возможно при наличии

непротиворечивого и взаимодополняющего комплекса внутренних и внешних

факторов. К числу внутренних можно отнести развитие автономной активности,

четкое очерчивание круга социальных интересов, групповую идентификацию,

формирование системы социокультурных ценностей, норм и санкций, а к числу

внешних – стабилизацию социально-экономических и политических институтов и

способность общества к воспроизводству этой стабильности, под которой следует

понимать не консервацию существующего порядка, а предсказуемость и открытость

действий власти.

Это крайне важный вопрос, ибо успех реформ, создание нового демократического

общества с рыночным механизмом во многом зависит от возможностей формирования

среднего класса. По некоторым данным, сегодня около 15% занятого в народном

хозяйстве населения может быть отнесено к этой социальной категории, но,

вероятно, что его социальное созревание до « критической массы» потребует

немало времени. Уже сейчас наметилась тенденция формирования отдельных

социальных слоев, относимых к среднему классу – бизнесмены, предприниматели,

менеджеры, отдельные категории научно-технической интеллигенции,

высококвалифицированные рабочие, которые заинтересованы в осуществлении

реформ. Однако эта тенденция весьма противоречива, т.к. общие социально-

политические интересы различных социальных слоев, потенциально образующих

средний класс, не подкрепляются процессами сближения их по такому важному

критерию как уровень доходов и престиж профессий.

Использованная литература:

1. Осипов Г.В. и др. Социология. М., 1995.

2. Смелзер Н.Дж. Социология. М., 1994.

3. Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. –

М.: Наука, 1994.

4. Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Интерпракс,

1995.

5. Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.:

Наука, 1994.

6. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Социология. Учебник для гуманитарных

вузов.М.: Интерпракс,1995. – 344с.



(C) 2009