Научная Петербургская Академия

Контрольная: Коллективное поведение

Контрольная: Коллективное поведение

ПЛАН:

1)ВВЕДЕНИЕ............... 2стр

2) КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ..... 5стр

ВВЕДЕНИЕ

Проблема взаимоотношений индивида и общества занимает основное место в

налаживании социального контроля. Теоретически отношения общества и личности

в условиях социального контроля выглядят довольно просто: подгонка

индивидуальных качеств под социальный стандарт. В действительности отношения

усложняются наличием у личности индивидуального сознания, а, следовательно

возможностей сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения

стереотипов, норм и ценностей, которые предлагаются индивиду на уровне

общественного сознания. Социальный контроль осуществляется в пределах

взаимовлияния индивидуальных и коллективных, которые соотносятся как

контролируемая деятельность индивида и контролирующая деятельность социальных

институтов. Субъектом контролирующего действия выступает не только

государство, но и социальные институты: образование, мораль, культура и т.п.

При анализе взаимодействия общества и личности с точки зрения социального

контроля можно выявить внутреннюю противоречивость взаимодействия. С одной

стороны человек обретает социальные качества и социально обусловленную

индивидуальность только под воздействием социальной системы, а с другой - не

сможет развить индивидуальность и самореализоваться, если будет слепо

копировать предлагаемые системой образцы культуры. Вызревание и постоянное

разрешение противоречий осуществляется в процессе социализации индивида, когда

происходит сознательное усвоение им социальных норм и ценностей и исполнение

ролевых требований и ожиданий. Именно в ходе социализации реализуется

социальный контроль в различных формах.

Социальный контроль осуществляется посредством реакции общества, социальной

общности на индивидуальное поведение личности. Общество использует различные

санкции. Санкции - это способы реагирования окружающих на поведение человека,

осуществляемые в формах поощрения и наказания. Отсюда возникают позитивные

(поощрения за действия желательные обществу) и негативные (наказания за

нежелательные действия) санкции. Конкретное содержание санкций зависит от

особенностей культуры, морали, религиозных догм, политических концепций,

законодательства определенной общественной, государственной системы и т.п.

Характер общественной реакции (санкции) определяет и характер воспроизводства

индивидуального акта: его повторение, изменение или прекращение. Регулятивную

роль играют не только санкции за совершенные действия, но и ожидания применения

санкций за еще не совершенные действия.

В обществе существуют множество самых различных санкций. Одни из них

(правовые санкции) строго регламентированы, формализованы и применяются

полномочными лицами, властными структурами в соответствии с нормами права. Иные

санкции (моральные) неформальны и применяются отдельными членами общности и в

форме улыбки или нахмуривания бровей и т.п. и в форме высказанного одобрения

или осуждения и т.п. Все виды социальных санкций образуют некую систему, могут

взаимно нейтрализовать друг друга, если вступают в противоречие, или усилить

друг друга при совпадении их содержания. На эффективность действия санкций по

отношению к конкретному человеку оказывают влияние глубина и характер их

сознания индивидов, что в свою очередь, обусловлено ценностями и ценностными

ориентациями личности, уровнем ее самосознания. Без воздействия на самосознание

индивида система социального контроля перестает существовать.

Общество постоянно стремится бороться с негативным поведением. Но до этого

времени большинство средств социального контроля и профилактики вызвано

эмоциями, догмами и иллюзиями и наименее всего - реальными закономерностями

процессов, которыми общество пытается управлять. Как правило,

запрещающе-репрессивные меры признаются в нашем обществе лучшим средством

борьбы. Но полноценный социальный контроль - это совокупность средств и методов

влияния общества не нежеланные (отклоняющиеся) формы поведения. Поэтому

действенным социальный контроль может быть тогда, когда используются различные

его механизмы, с учетом особенностей самих отклонений. К таким механизмам можно

отнести:

1)собственно контроль, осуществляющийся извне, в том числе путем наказаний и

санкций;

2)внутренний контроль, обеспечивающийся интериоризацией социальных норм и

ценностей;

3)побочный контроль, вызванный идентификацией с референтной “законопослушной

группой”;

4)”контроль”, установленный на широкодоступных разнообразных средствах

достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным

или аморальным.

Учитывая качество, направленность и распространение социальных отклонений на

Украине, можно предложить такую стратегию социального контроля: замещение,

вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии общественно полезными и

нейтральными; направленность социальной активности в общественно одобренном или

нейтральном русле; легализация (как отказ от уголовного или административного

преследования) “преступлений без жертв” (гомосексуализм, проституция,

алкоголизм и т.п.); создание организаций (служб) социальной помощи:

суицидологических, наркологических, геронтологических; либерализация и

демократизация режима содержания в местах лишения свободы при отказе от

принудительного труда и сокращения части этого вида наказания в системе

правоохранительной деятельности.

Проблема социальных отклонений, девиантного поведения обращает на себя все

большее внимание отечественных социологов. Активнее разрабатываются пути

рационального контроля и распространения положительного поведения. Важным

заданием исследователей становится также типологизация девиантного поведения

личности, разработка концептуальных основ механизма социального контроля.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Тем не менее, всякое множество людей (толпа и народ в том числе) несет в себе

коллективное сознательное и бессознательное и управляется им. По существу

несет в себе информационные модули определенного смысла, распределённые

своими различными фрагментами по иерархически организованной психике (в

смысле определённости строя психики в каждый момент на рассматриваемом

интервале времени) каждого из множества разных людей*, а эти модули

предопределяют процесс самоуправления коллектива, поскольку людям во множестве

свойственна общность, во-первых, культуры, а во-вторых, по характеристикам

излучаемых ими биополей. То есть информационный обмен,

являющийся существом процессов управления и самоуправления, в обществе носит

как минимум двухуровневый характер: биополевой и через средства культуры (виды

искусств, средства массовой

информации, науку и образование).

* При этом некий функционально-целостный информационный модуль может

оказаться не сосредоточенным в психике одного человека, а рассредоточенным в

психике множества людей своими разными фрагментами. В этом случае, он - как

информационная целостность - недоступен осознанному восприятию отдельной

личности, но если все его носители встретятся и, выделив его фрагменты в своей

индивидуальной психике, выразят их на уровне сознания, то он станет доступным

осознанному восприятию в целом и для индивидуального сознания.

Коллективное сознательное и бессознательное в таком его понимании, как

объективного информационного процесса, поддается целенаправленному сканированию

и анализу, поскольку обрывки информационных модулей так или иначе находят свое

выражение в произведениях культуры разного рода: от газетно-туалетной

публицистики, до фундаментальных научных монографий, понятных только самим их

авторам и нескольким их коллегам. Один человек или аналитическая группа в

состоянии систематически сканировать (по-русски - просматривать) множества

публикаций и высказываний разных людей по разным вопросам, выбирая из них по

тематическим ключам фрагменты функционально-целостных информационных модулей,

принадлежащих коллективному сознательному и бессознательному. Точно также и

действия и бездействие индивидов и коллективов в определённых обстоятельствах,

не связанные с такого рода публикацией их мнений, представляют собой фразы

"языка жизни", по которым тоже может быть выявлен смысл того, что несет их

коллекти вное бессознательное.

После анализа состояния коллективного сознательного и бессознательного, на

него возможно оказать воздействие в субъективно избранном направлении его

изменения, преследуя определенные цели, если сгрузить в него информацию,

объективно соответствующую, во-первых, целям и во-вторых, информационному

состоянию общества. Такое воздействие может быть произведено вопреки

долговременным жизненным интересам большинства; вопреки тому, как большинство

понимает и выражает свои жизненные интересы; но сделать это возможно, если люди

не умеют, а главное и не желают, защитить свое коллективное поведение от своего

же коллективного сознательного и бессознательного, и агрессивного воздействия

на него сторонних сил.

И государственность - один из атрибутов современного общества, который

представляет собой фактор систематического воздействия на коллективное

сознательное и бессознательное, во многом будучи его порождением в прошлые

времена.

Коллективное бессознательное и сознательное - своего рода информационное

домино просто вследствие объективности информации в Мироздании. Каждая мысль, в

большинстве её выражений имеет начало и конец. Перед нею может встать* иная

мысль, которую первая объективно будет продолжать; но может

найтись и мысль, продолжающая первую. И каждая из них может принадлежать

разным людям. И есть некий "информационный магнетизм", о природе которого мы в

этой работе говорить не будем, но вследствие которого, как и в настольном

домино, в информационном домино коллективного сознательного и бессознательного

есть возможные и невозможные соответствия завершений и начал мыслей. Отличие

только в том, что возможные соответствия "завершение информационного модуля -

продолжение его иным информационным модулем" в информационном домино не

однозначно. Но кроме того неоднозначность продолжений в информационном домино

вызвана и тем, что в этом сплетении

мыслей и их обрывков участвует множество людей одновременно, оттесняя своими

мыслями мысли других. Но в отличие от настольного домино, где определённая по

составу группа игроков плетет только одну информационную цепь, в коллективном

сознательном и бессознательном плетется одновременно

множество информационных выкладок** как из завершенных мыслей, так и из

обрывочных, порождаемых разными людьми на уровне биополевой

общности(сознательного и бессознательного характера) и на уровне средств

культуры.

* Равно: возможно умышленно вставить.

** Строгий термин в настоящем контексте, указующий на то, что в отличие от

цепи костяшек в домино, информационной выкладке объективно свойственна

направленность чтения, т.е. воспроизведения информации в действиях людей.

Какие-то информационные выкладки могут замкнуться концом на свое же начало,

иллюстрацией чего является известное многим повествование: "У попа была собака.

Он её любил. Она съела кусок мяса – он её убил, вырыл яму, закопал, крест

поставил, написал: "У попа была собака... и т.д."". Если так построенное кольцо

недоброй информационной выкладки коллективного сознательного и

бессознательного устойчиво, то оно может работать в режиме нескончаемых

кругов ада.

Всякое кольцо информационной выкладки может поддерживаться относительно

немногочисленным подмножеством людей, и процессы в нём происходящие не способны

увлечь остальное большинство, если в него нет открытых входов для завершений

чужих мыслей и открытых окончаний ему свойственных, к которым могли бы

пристроиться сторонние начала мыслей и завершения. Либо же

открытые входы-выходы есть, но в информационной среде общества отсутствуют

необходимые проставочные информационные модули (информационные мосты меж данным

информационным кольцом-цепью и другими иерархически взаимовложенными

информационными кольцами), которые могли бы соединить открытые входы-выходы со

всеми прочими информационными выкладками

коллективного сознательного и бессознательного.

Именно по этой причине заглохли демократизаторские преобразования в России:

узок круг демократизаторов; страшно далеки они от пахарей, рабочих и прочих

работящих, которым нет до демократизаторов конкретного дела; и варятся

демократизаторы в собственном соку, выражая свойственный им строй психики в

осмысленных битвах и бессмысленной грызне между собой...

Но может случиться так, что какая-то информационная выкладка, поддерживаемая

также весьма небольшим числом людей, содержит в себе множество завершений

собственных, открытых для

присоединения чужих начал, и ответных продолжений чужих завершенных мыслей и

их обрывков (аналогом этого в настольном домино являются кости-дуплеты, лежащие

поперек цепи костяшек). Такая информационная выкладка может замкнуть на себя

каждодневную деятельность почти всего общества. И направленность общественного

развития, свойственная такого рода выкладке информационных модулей в

коллективном сознательном и бессознательном, определит дальнейшую жизнь

общества. Вне этого процесса останутся разве что те, кто поддерживает кольцевые

информационные кандалы для самих себя, в

которые нет открытых входов, и из которых нет открытых выходов для завершений

и начал мыслей остального большинства членов общества.

Может случиться так, что в какой-то информационной выкладке есть разрыв и не

достает всего лишь одного доброго слова, чтобы она стала благоносной программой

самоуправления общественным развитием на основе коллективного бессознательного

или сознательного.

Но может случиться и так, что одного неосторожного обрывка мысли достаточно,

чтобы в коллективном бессознательном и сознательном заполнить разрыв в какой-то

информационной выкладке, и тем самым дать старт действию какой-то программы

общественного самоуправления, которая способна уничтожить

плоды многих тысячелетий развития культуры.

Поэтому, памятуя об информационном домино коллективного сознательного и

бессознательного, его управляющем воздействии на течение событий, человеку

должно быть аккуратным даже в собственных обрывках сонных мыслей, а не то что в

мысленных монологах перед своим "Я" или в громогласной работе

на публику в кампании друзей или в средствах массовой информации.

Если не ходить вокруг, да около, то духовная культура общества - это культура

формирования информационных выкладок в коллективном сознательном и

бессознательном. Какова культура - такова и жизнь общества. Нынешнее состояние

России и история её последних нескольких столетий при таком взгляде говорит о

господстве в повседневности крайне извращенной и загрязненной духовной

культуры, и в этом выражается господство нечеловечных типов строя психики.

Впрочем, это относится и к остальным модификациям толпо-"элитарной" культуры в

ближнем и дальнем зарубежье, хотя там иная проблематика.

Кто не согласен с этим утверждением о реальной* духовности России, пусть

опровергнет слова апостола Павла: "И духи пророческие послушны пророкам, потому

что Бог не есть Бог неустройства, но мира.

Так бывает во всех церквах у святых".

* Реально в стаде павианов иерархия их "личностей" выстраивается на основании

того, кто кому безнаказанно показывает половой член. Соответственно

общероссийский мат: " Я тебя ..."; "А вот ... тебе"; "Я на вас всех ...

положил" – вторжение стадно-обезьяньего в общество тех, кому Свыше дано быть

людьми - наместниками Божьими на земле. Обезьянам не дано быть людьми;

россиянам же дано, и не должно унижаться до уровня обезьян.

Тем кто хочет поупражняться в расизме в отношении русских в связи с этим

сообщением, исключительно с целью их просвещения, следует знать, что согласно

кораническим сообщениям некоторая часть иудеев была обращена Богом в обезьян за

отступничество от Его Единого Завета. Реальное состояние страны не отрицает

хранимых ею высоких идеалов нравственности и зерен истинной духовности под

грудой мусора и извращений, но является выражением распущенности, беззаботности

и безответственности при известных высоких идеалах и притязаниях осуществить их

в жизни.

Коллективное сознательное и бессознательное иерархически организовано: от

семьи и группы сотрудников на работе до наций и человечества в целом. Эта

иерархическая организованность имеет место в системе объемлющих взаимных

вложений, каждомоментно меняющих свою структуру и иерархичность. Это подобно

матрешке, но отличие от реальной матрешки в том, что, если вскрыть самую

маленькую "матрешку" в коллективном сознательном и бессознательном, то в ней

может оказаться любая из её объемлющих б(льших "матрешек" со всеми другими,

поскольку человек - часть Мироздания, отражающая в себя всю Объективную

Реальность в её полноте и целостности, но с разной степенью

детализации тех или иных фрагментов, что и определяет своеобразие

мировоззрения и внутреннего мира каждого индивида.

Все типы строя психики, которые наличествуют в обществе, участвуют в

порождении коллективного сознательного и бессознательного этого общества,

вследствие чего оказывают воздействие на самоуправление общества на основе его

коллективного сознательного и бессознательного. Но каждый из

типов строя психики, вступая в коллективное сознательное и бессознательное

общества, вносит в него свойственное только ему своеобразие, обособляющее в

коллективном сознательном и бессознательном каждый тип строя психики от

фрагментов коллективного сознательного и бессознательного, порожденных

другими типами строя психики. Но в силу того, что все индивиды принадлежат к

одному и тому же биологическому виду "Человек разумный", в коллективном

сознательном и бессознательном, состоящем из своеобразных фрагментов,

поддерживаемых носителями каждого строя психики, есть общие области

(информационные массивы типа "common", через которые передается информация

между самостоятельно работающими программами и подпрограмм ами, если искать

аналогии в программировании для компьютерных систем). Точно также имеются

информационные массивы типа "common", благодаря которым человечество

принадлежит биосфере Земли.

Человечество в целом, каждый народ, та или иная социальная группа в своем

коллективном сознательном и бессознательном несёт большие объемы самой

разнообразной информации. Поэтому, входя в обсуждение этой темы, чтобы в ней не

утонуть, следует ограничиваться рассмотрением только некоторых

её аспектов. В настоящей записке мы рассмотрим только соотношение частотных

характеристик процессов в коллективном сознательном и бессознательном,

обусловленных каждым из типов строя психики, что и определяет общий характер

самоуправления общества и его групп на основе проявлений коллективного

сознательного и бессознательного, распределяя по частотным диапазонам поведение

носителей каждого из типов строя психики и разобщая их в видах деятельности,

которые оказываются доступными или недоступными при каждом из них.

Использованная литература:

1.Андрущенко В.П.,Горлая Н.И. Социология наука об обществе. Харьков,1996;

2.Осипов Г.В. Социология. Москва,1990;

3.Кудрявцев В.Н. Социальные отклонения. Москва,1990;

4.Пига В.Н. Социология, курс лекций. Киев,1996.



(C) 2009