Научная Петербургская Академия

Шпора: Шпоры для сдачи риторики

Шпора: Шпоры для сдачи риторики

Предмет и задачи риторики – это наука о теории, мастерстве и

законах искусства красноречия.

Соотношение риторики и философии – без философского осмысления

невозможно решение любого вопроса, любой проблемы, любой задачи. Решать

проблему в глобальном, философском ключе-это значит придавать ей

общечеловеческое значение, поднимать ее на более высокий нравственный и

духовный уровень, повышать ценность речи.

Соотношение риторики и логики – логика-это наука о законах

правильного мышления. Логическая цепочка повествования и доказательств должна

быть безупречно точной, чтобы люди поверили вам безоговорочно. Чтобы слушатель

вам поверил, нужны точная последовательность и безупречность доказательств.

Связь этики и эстетики с риторикой-Этика-наука о законах

нравственности и морали общества. Эстетика-это наука о законах красоты.

Использование методов психологии в риторики – это наука изучающая

законы психической деятельности человека. Надо знать и изучать законы психики,

законы психического поведения человека, все, что связанно с нервной

деятельностью человека, его душевным состоянием.

Как реализуется в риторике данные языкознания и орфоэпии

–Языкознание наука о законах языка. Грамотная речь вызывает у слушателя уважение

и к оратору, и к тому что он произносит. Правильная речь может передать не

только что любую мысль, но и самый тонкий оттенок мысли и чувства. Орфоэпия

наука о законах правильного произношения и ударения. Неприятно, тяжело слушать

человека, коверкающего знакомое слова, неверно ставящего ударение.

Время и причины формирования риторики – Античная риторика родилась

а Древней Греции из героического эпоса и драмы, но в отличие от этих жанров

речи были необыкновенно актуальны и помогали решать именно те вопросы и

проблемы, которые возникали в данный момент жизни греков. Причем красноречие

взяло от других жанров самое лучшее: эмоциональность высокую художественность,

привнесло в искусство силу логики и убедительность.

Кем являлись в Древней Греции Горгий, Лисий, Исократ, Демосфен? Их вклад в

развитие риторики – Горгий (480-380гг.до. н.э.) разработал приемы

риторической художественной прозы, используя для повышения ее психологического

воздействия поэтическую выразительность. Он сознательно применят определенные

стилистические средства украшения (горгианские фигуры). Лисий

(435-380гг.до.н.э.) – афинский оратор и логограф. Умел отражать в речи

особенности характеров своих клиентов. Благодаря простой манере изложения он

считался великим мастером речи. Исократ (436-338гг. до.н.э.) – афинский оратор,

учитель риторики, публицист, логограф. Представитель торжественного, пышного

красноречия. Сам публично не выступал. Имел свою школу риторики. Демосфен

(384-322гг до.н.э.) – афинский оратор и политический деятель. Страстные речи

против македонского царя Филлипа II за свободу Греции вошли в историю

человеческой культуры как филлипики. Его манеру речи отличало эффективное

применение риторических средств. Для его речей характерны воодушевление и

проникновенная страстность, покоряющая логика и острая аргументация.

Основные черты древнегреческой риторики Платона и Аристотеля

Платон (427-347гг до.н.э.) – один из выдающихся греческих мыслителей. Обобщил

опыт мастерства речи на примерах выдающихся ораторов, в том числе Сократа.

Аристотель (384-322гг. до.н.э.) – великий древнегреческий философ,

ученый-энциклопедист. Полагал, что риторика должна развивать способность

убеждения. Он возражал против смещения разных стилей

Древнеримское понимание риторики (Цицерон, Квинтилиан) – Цицерон

(106-43гг. до.н.э) – философ, оратор, политический деятель и писатель. Цицерон

был самым крупным представителем римского классического красноречия, достигшего

в его лице совершенства. Квинтилиан (35-100гг. н.э.) – оратор, ритор. Написал

“Наставление оратору” в 12 книгах, начиная с элементарных основ, с изложением

всей риторической теории. Теоретик литературного классицизма, реформатор

литературного стиля своей эпохи.

Гомилетика как отрасль риторики – церковное, богословие

красноречие, унаследовавшее основные принципы античной науки.

Основы древнерусского красноречия – были народные

традиции.Существуют тексты, свидетельствующие о высокой культуре устной речи

“Золотое слово Святослава”(Слово о полку Игореве), “Поучение Владимира

Мономаха” (Поучение чадам своим) и др.Древнерусские произведения до

монгольского нашествия свидетельствуют,что старинному русскому красноречию были

присущи: высокое уважение к книжному слову,мудрой речи, словесному мастерству.

Значение деятельности епископа Макария и Феофана Прокоповича для русской

риторики – первые русские руководства по риторики XVI I века написана

вологодским епископом Макарием одним из создателей Славяно-греко-латинской

академии, и сподвижником Петра I Феофаном Прокоповичем.Первые риторические

труды были подвержены влиянию латинских образцов и имели богословскую

направленность они служили пособием для овладения особым проникновенным,

выразительным голосом, интанациями,принятыми в церковной службе, речитативом.

М.В.Ломоносов и его вклад в русскую риторику XVIII века

– наиболее заметный след в развитии теории риторики XVII века оставило “Краткое

руководство к красноречию”.Оно предназначалось для нужд

просвещения,образования,несколько раз переиздавалось для молодежи жаждущей

знаний.Он понимал значение красноречия в языковой культуре народа и связал

риторическую систему со стилями речи, разработал теорию трех стилей (возродил

античную традицию).Ломоносов соединил риторику с русским языком, русской

традицией, русской наукой.

Стилистические или риторические фигуры – это зафиксированные

обороты речи,являющиеся подлинным ее украшением, поднимающие речь на высокий

эмоциональный уровень.Они используются для усиления выразительности

высказывания обогащают и разнообразят текст.

Синтаксический параллелизм как средство художественной выразительности

– это одинаковое построение соседних предложений или их частей. Используются в

афоризмах, пословицах – там, где требуется краткость, лаконичность.

Анафора и эпифора как средство художественного синтаксиса

эпифора – это концовка или повторение слов или их сочетаний в конце

конструкции.

Антитезы и оксюморон – 1.Это противопоставление контрастных

положений, понятий, образов. В ее основе лежат антонимы.Обычно антитеза может

ограничиваться всего двумя словами, как правило в заглавиях: “Войны и мир”,

“Волки иовцы”.2. Как и антитеза, строится на противоположностях, но они не

противопоставлены, а слиты и отражают противоречивость явлений жизни, они

парадоксальны: “Смех сквозь слезы”, “Пышное природы увяданье”.

Что относится к понятию “Культура речи” - под ней понимается

совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на

адресата с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной

задачей. К ним относятся: 1. Богатство ( разнообразие) речи; 2. Ее чистота.3.

Выразительность. 4. Ясность и понятность. 5. Точность и правильность.

Что в риторике понимается под словом этос – это

нравственно-ценочный критерий речь в котором должна быть правдивой,

соответствовать истине, должна преследовать благородные цели, служить добру.

Какими средствами достигается выразительность речи – в устном варианте

речи – это богатейшие по истине неисчерпаемые возможности интонации,

ударений, пауз, тона, тембра, темпа, и силы звука. Выразительность имеет свою

шкалу: от того минимума внятности, правильности, который обеспечивает понимание

текста, до многоцветного артистического исполнения, в котором расскрываются

новые глубины смысла и чувства.

Основные правила чтения книг – во время чтения важно уметь

осмыслить содержание прочитанного, соединить его с теми знаниями, которые были

получены раннее. Это помогает анализировать и систематизировать материал,

делать необходимые выводы. Верный признак понимания прочитанного – умение

передать его содержание своими словами. Пересказ прочитанного – своебразноя

тренировка для оратора: обогащается его речь, совершенствуются лекторское

мастерство.

Для чего нужна целевая установка в речи - она облегчает

восприятие речи. Говорящий должен ясно представлять для чего, с какой целью он

произносить речь, какой реакции слушателей добивается.Если выступающий не

подумает о назначении речи, он не добьется успеха в ее подготовке и

произнесении.

Что в риторике понимается под композицией речи – под ней

понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение

каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Основные правила и приемы композиции - 1.Пересекающиеся сюжетные линии; они

соприкасаются: например линии семейств Болконских, Ростовых, Безуховых.2.

Временный перенос места действия; повествование начинается не сначала, а с

итога жизни героя к примеру “ Мцыри”. 3.Обрамление текста документами

(записки, переписка). 4.Приемы поэтического творчества.5.Рассказ в рассказе.

В чем различие монолога, диалога и полилога - в монологе один

участник общения говорит, а другие молчат, они воспринимают речь первого.В

диалоге каждый из двоих участников общения, в сущности, произносят небольшой

монолог, и они все время меняются ролями.И полилог т.е. разговор многих обычно

нескольких человек, обменивающихся по очереди небольшими монологами.

Основные способы подготовки речи – 1.Запись текста.2. Выступление

с опорой на текст.3.Выступление без записей.4.Выступление экспромтом.

Назначение и особенности развлекательной речи – она не содержит

иной цели кроме заключающейся в ней самой.Она сама по себе должна развлекать и

потешать слушателя.В ней шутка и серьезная мысль, правда и вымесел.Она

проникнута единством связного повествования, или состоит из анектодов.В ней

юмор много личного, ирония, насмешливая серьезность, карикатура преувеличения.

Назначение информационной речи – она пробуждает любознательность и

дает новое представление о предмете.Она может быть повествованием,

описанием,объяснением.Информационная речь должна отвечать следующим требованием

: 1.В ней ничего не должно быть спорного;2.Она должна вызывать пытливость;3.Она

должна удовлетворять запросы слушателя.4.Сообщение должно быть актуально.

Особенности убеждающей речи – она логическими доводами доказывает

или опровергает какое-либо положение.В этих речах любимыми методами –

логическими или иными – оратор убеждает согласится с ним в спорном

вопросе.Такая речь стремится определить образ мышления и поведения, но она не

призваает к непосредственному действию.

Что представляет собой призывающая к действию или агитационная речь

– она заставляет слушателя почувствовать потребность делать то, о чем просит

оратор.Можно призвать к действию новому, к продолжению или прекращению

прежнего.Призыв к действию бывает прямым и косвенным.

Что такое стилистика – это учение о стилях их разграничении о

выборе выразительных средств языка.

Деление устно-разговорных стилей – они делятся на :

литературно-разговорный – это речь образованных людей в учебных заведения, в

деловом производственном общении, в учреждениях культуры; разговорно-бытовой –

это речь в домашних условиях, на отдыхе., на улице; тут встречаются не строгие

обороты речи и слова, выходящие за границы нормы литературного языка;

ораторский-строгий вариант устной-публичной речи: на

конференциях,собраниях,лекции,доклады, сообщения пр.;этот стиль находится в

рамках литературной нормы.

Риторические функции и определения - бывают трех видов:

1.Классификационные , где определение при помощи классификации указывает род,

которому принадлежит понятие и его видовые отличия.2.Определение при помощи

синонимов и антонимов вряд ли требует объяснения.3.Обычно самым выразительным

способом определения является пример, конкретный и характерный случай, который

типичен для нуждающегося в определении понятия.

Виды авторских утверждений – бывают трех видов 1.Утверждения

основанные на авторитете самого автора, и лучший способ убедить всех – в

действительности обладать качествами, внушающими доверие, т.е. быть

добросовестным, прямолинейным, объективным и хорошо знать предмет.2.Убеждение

на основе общественного мнения является вторым по своему значению.3.

Утверждение следующих лиц, авторитетное мнение – вопрос не только доходчивости

речи, но и этики оратора.

Композиционные части конспекта – 1.Введение(подход к теме и

конкретная цель, пояснение и предварительный обзор основных пунктов главной

части).2.Главная часть.3.Заключение.

Основные требования предъявляемые к тезису – тезис должен быть

достаточно подкреплен вспомогательными пунктами, расположенными под ним.В речи

агитационного характера тогда достаточно подтезисов, когда понятно, что можно

подвести слушателя к тому или иному убеждению.

Для чего нужно редактирование конспекта – оно необходимо чтоб он

был ясным, конкретным, кратким и отвечал специфике вопроса.Конспект не может и

не должен заключать все богатство самой речи.Но вдумчивое словесное его

оформление составляет первое условие, которое определит в конечном итоге

впечатляющую силу речи при ее признесении и будет также необходима для оратора

как партитура для музыканта.

Какая разработка делается на основе двух предметов – разработка

делается на основе уподоблений и противопоставлений двух предметов.

Перечислите зрительно воспринимаемые элементы речи – во время

выступления слушатели присматириваются к оратору: как он стоит, какое унего

выражение лица,какая походка,что он делает руками.

Основные виды жестов – их несколько

видов1.Выразительные.2.Описательные.3.Указывающие.4.Подражательная

жестикуляции.

Строение голосового аппарата – он состоит из четырех частей:

дыхательных органов,вибраторов,резонаторов и артикуляторов.

Значение интонации, основные недостатки интонирования – она

создает общий мелодический склад речи,т.е. рисунок речи.По тону мы можем

определить не только чего хочет человек , но и искренен ли он или издевается,

заинтересован или скучает,доволен или огарчен.

Тембр,темп как голосовые характеристики - это характерная окраска

звука, он определяется плотностью,формой и размерами тела, приведенного в

состояние колебания, и особенностями среды в которой оно вибрирует.

Какие требования предъявляются к артикуляции – она связана с

требованием членораздельного,отчетливого произношения.От неправильного

произношения можно избавится систематически и тщательно изучая словари и

внимательно прислушиваясь к речи окружающих, а в особенности образованных

людей.

Что такое неориторика – это современная , обновленная риторика,

прямое продолжение риторики классической.

Смысл понятий коммуникатор и перципиент – 1.Это говорящее лицо

или отправитель речевых сигналов.2.Это лицо принимающее речевой сигнал.

Назовите ситуации побуждающие к высказыванию – 1.Бригадир дает

задание рабочим –строителям.2.Я решил написать письмо другу.3.Науроке географии

ученик вызван отвечать урок.4.Встретились друзья и рассказам нет

конца.5.Преподавателя истории попросили выступить с лекцией “О крещении Руси”.

6.Журналист берет интервью у известной актрисы.

Что такое мотивация – это потребность высказывания превратившаяся

в конкретную цель, она начинает руководить действиями автора.

Мастерство оратора и понятие ораторской этики – оценка слушателями

языкового риторического мастерства оратора или собеседника, которая проявилась

в выступлении.Его ошибки в ударениях, орфоэпии, выборе слов, образовании

падежных форм и т.д.раздражают слушателя;примитивный уровень речи

разочаровывает.С другой стороны, мастерство, остроумие, уместный намек, яркий

художественный образ вызавают уважение к выступающему и следовательно к его

речи.Если цель выступления- убеждение слушателей, то результат этого убеждения

– главный критерий мастерства оратора.Этика -это учение о морали,система норм

нравственного поведения.Этикет –установленный, принятый обществом порядок

поведения, отраженный в речевых формах. Эитек этичен только тогда,когда

отражает душевное богатство личности.



(C) 2009