Научная Петербургская Академия

Доклад: Мерзляков А.Ф. - основные правила краткой риторики

Доклад: Мерзляков А.Ф. - основные правила краткой риторики

Пуляевского Михаила

специальность 060400

Группа №11

Мерзляков А.Ф.

Основные Правила Краткой риторики.

§ 1. Под словом речи вообще разумеется всякое словесное выражение наших

мыслей и чувствования, расположенное в некотором определенном порядке и

связи. Порядок и связь отличают искусственную речь от языка. Под словом

языка в пространном смысле понимать надо все правила речи, составляющие,

теперь три особенные науки: логику, или диалектику, которая

учит думать, рассуждать и выводить заключения правильно, связно и основательно;

грамматику, которая показывает значение, употребление и связь слов и речей.

И риторику, которая подает правила и последовательному и точному

изложению мыслей, и изящному и пленительному расположению частей речи сообразно

с видами каждого особенного рода прозаических сочинений.

§ 2. Итак, риторика, принятая во всем ее пространстве, заключается

в себе полную теорию красноречия. Красноречие как обыкновенно понимаем, есть

способность выражать свои мысли и чувствования на письме или на словах

правильно и ясно, сообразно с целью говорящего или пишущего. Древние под именем

красноречия разумели единственно - искусство оратора, а под именем

риторики – правила, служащие и образованию ораторов. Теория прочих

прозаических сочинений была предметом их диалектики и грамматики

.

§ 3. Цель риторики как теория всех прозаических сочинений не

ограничивается убеждением и доказательствами. В противность древним и

некоторым новейшим учителям мы понимаем под этим словом науку научать наш

разум или трогать сердце и действовать на волю. Итак, искусство научать,

занимать, трогать, доказывать составляет предмет всякого прозаического

писателя.

§ 4. Смысл, есть чувство, и выражение этих составляют сущность

речи, и должны быть в надлежащей связи точно так, как душа и тело. То, и другое

как материя и форма, служит предметом риторики, которая, впрочем, не простирает

своих исследований до мыслей и до слов, предоставляя это логике и

грамматике. Она более смотрит на красоту и стройность сочинения, т.е. она

учит мысли, правильно обдуманной и по правилам грамматики выраженной

представляет в виде изящном и соответственном каждому роду красноречия.

§ 5. Некоторые под именем красноречия разумеют стихи и прозу, а другие

одну прозу разделяя таким образом всю науку словесности на два рода, на

искусство прозаическое и на искусство стихотворное. Это разделение основано

не на одной наружной форме того и другого рода; оно зависит от существования

различия предметов и цели, которые предполагают себе оратор и стихотворец;

одного – намерение научить, а другой имеет в виду особенно – удовольствия.

§ 6. Есть люди, которые отличаются каким-то природным красноречием; они

никогда не учились правилам риторики , но, имея здравый рассудок, живое

чувство, вкус и легкость в языке, выражают свои чувства и мысли ясно и в

таком порядке который совершенно соответствует их цели. Эта частью они от

природы, частью, воспитанием, обращением и чтением образованная способность

обеспечивать успехи предлагаемого нами искусства, и сама приобретает

посредством правил новый блеск, силу и совершенство.

От всякого писателя требуется, чтоб он со всех сторон осмотрел предмет своей

речи, чтоб он каждую минуту обладал самим собой, чтоб сам был уверен в

причинах и доказательствах, которые предлагает другим, и чтоб, наконец,

которую намерен возбудить в сердце читателя.

§ 7. Польза красноречия очевидна для каждого, кто обращает внимание на

его существо и цель. Ни одна наука не имеет столь великого влияния на

душевные наши силы, как изящное искусство, красноречие пленяет наши сердца и

воспламеняет воображение; этого мало? Будучи рассматриваемо в собственных

своих предметах и всем вообще наукам доставляет новые достоинства и прелести.

Посредством его не только мысли и познания, но самые чувства, склонности и

страсти людей, нам неизвестных, отдаленных от нас веками становятся нашими

собственными, современными. Оно научает нас избирать предметы, разбирать их и

описывать прилично, порядочно и связно; оно дает самой истине большую силу

убедительности и самым страстям больше выражения и трогательности; оно

образует наши нравы.

§ 8. Красноречие обращается в искусство не нужное и вредное, когда

оставляет благородную цель свою, т.е. когда оно устремлено, будет не к

выгодам истины и добродетели, но к распространению заблуждения и пороков

когда оно решится защищать правила и мнения, противные чистой нравственности,

если будет одевать предметы, сами по себе пагубные и соблазнительные, в

одежду приятную и благовидную, чтобы заманить в свои сети неопытный и

ослепленный ум читателя или слушателя. Итак, не красноречие, но его

употребление навлекло на себя справедливые укоризны в древности и в новейшие

времена; злоупотребление всегда будет порицаема между тем как наука

беспрестанно шлет в новом немерцающем свете.

§ 9. Для образования оратора не достаточно одних правил риторики. Но

нужно познакомиться с произведениями, как древними, так и новейшими

произведениями. Внимательное изучение подвигает нас к благородному стремлению

к подражанию. Т.е. через непрерывное изучение, упражнение в красноречии мы

большие силы вернейшее чувство изящного и доброго и быстрейший взор для

отличия погрешностей.



(C) 2009