Научная Петербургская Академия

Реферат: православная церковь и Ватикан: перспективы и трудности диалога

Реферат: православная церковь и Ватикан: перспективы и трудности диалога

Реферат Русская Православная церковь и Ватикан: Перспективы и трудности диалога. Оглавление:

1. Введение

2. Историческое формирование Православия, Католичества.

3. Взгляды В.С. Соловьева на проблему взаимоотношений Русской Православной Церкви и Ватикана.

4. Взаимоотношения Католичества и Русской Православной церкви в настоящее время.

5. Заключение

6. Список использованной литературы

Стр.3

Стр.4

Стр.6

Стр.10

Стр.14

Стр.15

1. Введение. Проблема диалога Русской Православной церкви и Ватикана, т.е. Католической церкви, рассматриваемая мной в данном реферате, является одной из важнейших проблем в сфере религиозных отношений современного общества и, в частности, России. Эта проблема, воздействующая как на социальную (взаимоотношение представителей православия и католичества), так и на политическую и экономическую (а именно отношения стран-представителей различных ветвей христианства) сторону жизни общества, с самого момента появления обращает на себя внимание философов, политиков, религиоведов. Пути решения этой проблемы искали многие, В.С.Соловьев - один из наиболее известных философов, начавших освещать этот вопрос еще в конце 19 века. Именно его работы, такие как “Великий спор и христианская политика” и “Чтения о богочеловечестве”, я и хотела бы рассмотреть в своем реферате. Также, я обратила внимание на работы известного философа Н.А. Бердяева, а именно, я изучила такие его статьи, как “Вселенскость и конфессионизм” и “Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьева». Актуальность этой проблемы в настоящее время не вызывает сомнений. Это подтверждает активность ее освещения СМИ. Множество статей, очерков, интервью с известными религиозными деятелями, опубликованных в различных изданиях и послужили основой для моей работы. Это и письмо-обращение Папы Римского Иоанна Павла II к Б.Н.Ельцину, и интервью с кардиналом Вальтером Каспером, и множество статей, опубликованных в “Независимой Газете”. Изучая и анализируя их, я попыталась сделать выводы о том, как же влияют СМИ на общество, призывают ли они сторонников разных церквей к объединению, как относятся современные философы и религиозные деятели к вопросу объединения церквей. Начать работу следует с краткой справки по поводу исторического формирования православия и католичества. Это поможет нам разобраться в исторических предпосылках разделения христианства. Следующая часть реферата посвящена освещению взглядов В.С. Соловьева на данную проблему. Продолжил мою работу анализ статей о состоянии данной проблемы в настоящее время. Анализируя названные выше статьи, я произведела попытку сравнить точки зрения Соловьева и современных исследователей. В реферате ставится задача найти ответы на вопросы, касающиеся причин разделения христианства, взаимоотношений Ватикана и Российской Православной церкви, и возможные пути решения данной проблемы. Предложены здесь решения проблемы, которые видел Соловьев и, также, мои варианты решения этого вопроса. 2. Историческое формирование Православия и Католицизма. Основой христианства является вера в Иисуса Христа как Богочеловека, спасителя, воплощение второго лица триединого Бога. Источник вероучения – Священное Писание (Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Завета.) Христианство родилось в первые годы новой эры среди евреев Палестины, и сразу же распространилось в Средиземноморье. Разногласия в христианстве между восточным христианством и западным христианством достаточно явственно выявились после раздела Римской империи на Западную Римскую и Восточную Римскую империи (395) и были связаны с различием в историческом (социально-экономическом, политическом, культурном) развитии обеих частей империи. Дальнейшее постепенное углубление расхождений между обоими направлениями христианства привело и к формальному разделению общехристианской церкви на западную - римско-католическую и восточную: восточно-кафолическую, или греко-православную. Это началось в 1054 и завершилось после захвата в 1204 крестоносцами Константинополя. С падением Византии (1453) на её территории и в соседних с ней государствах сложились самостоятельные автокефальные церкви. Они сохранили общую систему вероучения и религиозного культа, однако во внутренних порядках этих церквей наметились некоторые различия. Обострившиеся из-за этого отношения между Католической и Восточной церквями, закончившиеся разделением церквей, искали оправдания в догматических и обрядовых различиях, свойственных той и другой. Востоку очень долго приходилось ограничиваться указанием второстепенных, незначительных отступлений; в древней Руси, например, католикам ставилось в вину, главным образом, употребление в евхаристии опресноков (пресных хлебцов) вместо квасного хлеба. В новое время православные курсы догматического богословия имели большое сходство с католическими системами и были написаны большей частью по католическим образцам. Расхождение с Католической церковью православные богословы усматривают преимущественно в учении об исхождении св. Духа “и от Сына”, в учении о непорочном зачатии Пресвятой Девы (Католическая церковь учит, что первородный грех состоит в утрате первобытной праведности, лишении сверхъестественной благодати, а так как эта благодать излилась на Пресвятую Деву преизобильно в самом ее зачатии, то она должна была родиться в таком состоянии, в каком находился первый человек до своего падения) и в учении о главенстве римского епископа. Четвертый пункт разногласия - учение о непогрешимости римского первосвященника. Классическое определение Ватиканского собора гласит: римский первосвященник , говоря с кафедры, т.е. при отправлении своих обязанностей пастыря и учителя всех христиан, своей верховной апостольской властью определяя учение о вере и жизни для всей церкви, обладает непогрешимостью (infallibilitate) и посему определения римского первосвященника неотменяемы сами по себе, даже и без единодушного согласия Церкви . Отличия в обрядах Католической церкви сводятся к следующему: крещение совершается через кропление и обливание, а не через погружение в воду; миропомазание (конфирмация) совершается только епископом. В учении о браке разница между Католической и Православной церквями глубокая. В Православной церкви, вследствие очень раннего обычая церковного благословения брака на Востоке (которое византийское право считало обязательным с 9 в.) таинством считается венчание. Брак здесь есть богослужебное действие, правомочный совершитель его - священник. В Католической - таинство брака есть сама брачная связь, а не венчание. Универсальной церковной организации с единым церковным центром (как Ватикан в католицизме) в православии нет. Проникновение христианства в форме православия на русскую землю началось с середины 9 в., а в 988 оно было объявлено государственной религией Киевской Руси. С утверждением православия на Руси ускорился процесс отмирания остатков патриархально-родового строя, укрепились феодальные отношения, Киевское государство сблизилось с другими странами Европы. Введение Православия в известной мере способствовало развитию культуры на Руси. 3. Взгляды В.С. Соловьева на проблему взаимоотношений Русской Православной Церкви и Ватикана Проблема отношений Русской Православной Церкви и Ватикана является одной из важнейших проблем в религиозной сфере деятельности человека. Начавшись в момент отделения католичества и православия от первоисточника – христианства, - эта проблема и до сих пор является предметом споров историков, философов, религиоведов. Одним из философов, заинтересовавшихся данным вопросом, является Владимир Сергеевич Соловьев. Изучая вопросы истории церкви и христианской догматики, Соловьев углубился в изучение этих проблем, превратившись из «Соловьева-философа» в «Соловьева-богослова». Изучая акты Вселенских Соборов и развития догматов христианского учения, Соловьев сделал вывод о том, что не существует догматов, запрещающих объединение Православной и Католической церквей, а точнее, среди положений, разделяющих церкви, нет таких, которые бы являлись реальными догматами, установленными Вселенскими Соборами. Придя к этой мысли, Соловьев становится сторонником воссоединения Православной и Католической церквей. Соловьев изучал этот вопрос не только с точки зрения вероисповедания, но и с точки зрения отношений между Востоком и Западом. В его первых работах противоречие «Восток-Запад» рассматривается, как противоречие двух типов философского познания: Западного - аналитически-рассудочного и Восточного – синтетически-интуитивного. «Видит Соловьев на Востоке преобладание бесчеловечного бога, на Западе же преобладание безбожного человека»1 . Православный Восток, по мнению Соловьева – «правый в своем постоянном благочестии, правый в своей непоколебимой преданности отеческой святыне православия»2.
1. Бердяев Н.А., Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьева, www.magister.msk.ru. 2. Соловьев В.С., Великий спор и христианская политика // В.С. Соловьев. Сочинения в двух томах. Т.1. М.,1989. С.115 Но Соловьев не считает это положительным моментом, напротив, он утверждает, что, оберегая основу церкви – «священное предание» – православная церковь не хотела ничего ни менять, ни создавать на этой основе. Но, если Восток только берёг начала «Царствия Божия», то Запад, т.е. Рим, прежде всего поставил себе цели получить «средства к достижению Царства Божия на земле». Главной задачей Риму представлялось объединение и усиление духовной власти. Таким образом, раскол, по мнению Соловьева, произошел из-за различия поставленных перед церквями целей. «Оно [разделение] окончательно могло призойти только потому, что и с восточной, и с западной стороны крепко хотели покончить друг с другом. Важнее всего в этом деле был факт вражды между церковными людьми Востока и Запада. Было желание разрыва – и разрыв совершился” – так пишет Соловьев в своей работе “Великий спор и христианская политика”. Итак, объяснив причины разделения церквей, Соловьев пытается понять, нужно ли и возможно ли их воссоединение. По словам Соловьева , в то время ( 19 в.) в Европе велась культурная борьба с католичеством. Сам Соловьев называет католичество “религиозным прошлым”, ведущим борьбу “против умственного и социального прогресса”. Католичество он представляет слишком приземленным, его идеей философ называет истину: “все мирские власти и начала, все силы общества и отдельного человека должны быть подчинены началу религиозному”1. Таким образом, католичество требует, чтобы все социальное, все общество было подчинено церкви, находилось под ее властью. Т.е., католичество требует не столько любви к Богу, веры в него, сколько подчинения церковным властям. Католичество перестало быть верой, как таковой, заменив собой власть, требуя от народа не “покорности Христу”, а только лишь признания власти Папы. Таким образом, католичество стало сильно отличаться от христианства как такового. Но Соловьев замечает, что, хотя Восток, в том числе и Россия, и сохранил ”истину Христову”, не пойдя по пути католичества, он не дал реального выражения этой истине, и причиной этого было отсутствие свободного согласования двух начал: низшего (материального и рационального, т.е. человеческого) и высшего (божественного). Для того, чтобы истина 1. Соловьев В.С., Великий спор и христианская политика // В.С. Соловьев. Сочинения в двух томах. Т.1. М.,1989. Стр 85 проявила себя, необходимо, чтобы низшие начала сами пришли к познанию и принятию Божественого. Но в Православной Церкви слишком большое количество “низшего начала”, т.е. людей, окунались в веру бесссознательно, под влиянием традиций, давления извне, хотя требовалось совсем иное: каждый человек должен был прийти к вере, к принятию божественного, “сознательным ходом своей внутренней жизни”. Таким образом, высшее начало не могло проникнуть в низшее и слиться с ним, т.к. начало низшее, человеческое,было слишком слабо. Именно это и являлось несовершенством в развтии Православной Церкви. Рассматривая положительные и отрицательные стороны Католической и Православной церквей в совокупности, можно прийти к выводу, что объединение церквей просто необходимо для полноценного и свободного согласования божественного и человеческого начал, т.е. “истинное богочеловеческое общество” должно не только сохранять “истину Христову”, как Православная, но и развиваться в материальной и рациональной сферах, как Католическая Церковь. По словам Соловьева, историческое разделение Христианской Церкви было необходимо для всестороннего развития. И теперь должно произойти объединение. То есть именно восстановление церковного единства является для Соловьева важнейшей задачей при объединении церквей. А это может быть достигнуто только путем духовного объединения Востока и Запада. При этом все остальное (политика, экономика) должны служить лишь средством для достижения этой цели, а не быть самой целью. Объединение не может состояться через “вынужденное соглашение”, оно не может основываться на желании выгоды, “в области религий люди не могут быть рабами внешних и искуственных условий”1. У Востока есть своя духовная связь, церковная идея, говорит Соловьев, что мешает некоторым представителям Запада обратить Восток в латинство. Ведь тогда Церковь Вселенская, которая должна основываться на сотрудничестве православия и католичества, превратится в Церковь Латинскую, что приведет, по мнению Соловьева, к потере значения христианства в истории человечества. То есть, не должно произойти поглощение одной религии другой. А это невозможно без
1. Соловьев В.С., Великий спор и христианская политика // В.С. Соловьев. Сочинения в двух томах. Т.1. М.,1989. С.157 строгой организации церковной деятельности, без единения и самостоятельности церковной власти. Для того, чтобы правильно понять задачу христианской политики, Соловьев предлагает прежде всего понять, что церковь состоит в “живой, реально- мистической связи людей с Христом” (см. Соловьев В.С., Великий спор и христианская политика // В.С. Соловьев. Сочинения в двух томах. Т.1. М.,1989. С.158), И эта связь не разрушается видимым разделением церквей. То есть,при всех разногласиях, соследователи православной и католической церквей продолжают быть членами Церкви Христовой. Но при этом недьзя забывать, замечает Соловьев, что эта “мистическая связь” не может существовать без “братского единения” между церквами. Именно эти две связи – “мистическая” и “братская” должны дополнять друг друга для объединения христианского мира. Именно это восполнение и является главнейшей задачей христианского мира. Но для осуществления ее должно быть признано “существенное единство” Восточной и Западной церкви, их представители должны признать их “братство во Христе”, принадлежность обеих церквей единой церкви – Вселенской. И задачей христианской политики является доказательство существования Вселенской Церкви. (Вселенская церковь, говоря исторически, - полный синтез восточной и западной культуры. Так ее называл Соловьев.) Соловьев называет проблему раскола христианства “борьбой Востока и Запада”. При этом он считает, что Россия” не призвана быть только Востоком”, т.е. в этом споре, в споре католичества и православия, Россия должна занять примирительную позицию, позицию так называемого “Третьего Рима”. Соловьев говорит о том, что задача России – христианская, а не только православная. И задача эта состоит в примирении Востока и Запада: «Великая миссия России - преодолеть любовью и самоотречением грех тысячелетней распри Востока и Запада, победить вражду, всего более препятствующую делу Христову на земле», как отмечает Бердяев Н.А. в своей работе «Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьева». Но примирение это не должно состояться в “рабском подчинении западной форме, а в братском соглашении с тем духовным началом, на котором зиждется жизнь западного
1.Соловьев В.С., Великий спор и христианская политика // В.С. Соловьев. Сочинения в двух томах. Т.1. М.,1989 стр.73 мира”. Подчеркивая христианское значение России, Соловьев показывает, что для объединения Востока и Запада необходимы компромиссы. Так же он утверждает, что именно христианский (то есть общий, объединяющий католичество и христианство, Запад и Восток) принцип веры и нравственного служения явяется единственно полным и верным принципом и в политической деятельности, т.к. именно этот принцип является включающим в себя ”все положительное содержание” начал православия и католичества, что предполагает учитывание законных интересов и истинного призвания каждого народа и каждого человека. Конечно, взгляды Соловьева не во всем совпадали со взглядами общественных движений того времени. Соловьев признается критиком славянофильства, видевшего в России, Православии “полноту и цельность истины христианской”. В Католичестве же славянофилы видели лишь «измену христианской истины». Они не хотели объединения церквей, т.к. именно Православие несло в себе истину, а Католичество уклонялось от нее. Только в Православии возможен «высший тип христианской культуры», а Католицизм, западная культура – рационалистическая, антихристианская, а значит, ложная. Поэтому Православию не нужно объединяться с Католической церковью, речь может идти только о присоединении Католичества к Православию. Таковы были взгляды славянофилов. Соловьев понял, что такое отношение сложилось у славянофилов из-за их националистических взглядов. Именно тогда для него проблема Востока и Запада стала проблемой соединения двух «односторонних правд в высшей полноте, как взаимовосполнение». 4. Взаимоотношения Католичества и Русской Православной церкви в настоящее время Проблема взаимоотношений Востока и Запада, обострившаяся в момент отделения православной и католической церквей от первоначальной христианской церкви, не решена и до настоящего времени. Проблема эта стала проявляться не только в сфере религиозных отношений, но и в политической жизни общества. Примером этому могут служить отношения России и Ватикана в настоящее время. Очень большую роль в формировании отношения к данной проблеме современного русского общества сыграло письмо-обращение Папы Римского Иоанна Павла II к первому президенту РФ Б.Н.Ельцину в 1997 году1. Отзывы СМИ, обличающие вмешательство Папы во внутренние дела России во время обсуждения законопроекта "О свободе совести и религиозных объединениях" , негативно сказались на отношение общества к католичеству и Ватикану . Как же реагировало общество на такие заявления Папы, как данное : «Положения главы II (законопректа «О свободе совести») в особенности приводят к мысли, что российские светские власти желают приравнять католическую церковь к иностранному объединению, без какого-либо учета ее векового присутствия и деятельности в России и даже ее специфической иерархической организации». Как же отреагировали на эти заявления СМИ? «Не менее удивляет заявление папы Римского о том, что католичество — традиционная религия в России. Деятельность в России католической церкви хорошо известна: это до 40 крестовых походов против Руси в XIII веке, это благословение польской интервенции с планами окатоличивания России в Смутное время (нач. XVII в.), это поддержка интервенции европейских держав в союзе с мусульманской Турцией во время Крымской войны 1854—1855 годов, это попытки сотрудничества с коммунистической властью в 20-е годы нашего века... Видимо, за эту деятельность папа Римский и требует поддержки католицизма со стороны российского правительства?»2 – подобным образом отзываются о 1. Католицизм и Россия сегодня // www.voskres.ru 2. Там же. данном обращении Папы в некоторых изданиях.Также, в своем обращении Папа уверяет, что закон в думской редакции "представил бы для католической церкви в России реальную угрозу для нормального осуществления ее пастырской деятельности и даже для ее выживания ". Но, как утверждают СМИ, Папа не может привести примера угрозы для католической церкви, кроме непризнания католичества в качестве "традиционной" религии в России: «Святой престол с сожалением отметил, что в этом тексте нет никакого упоминания о "традиционных религиях", среди которых всегда фигурировал католицизм, и что католическая церковь ни разу не названа» - вот что говорит Папа в своем письме по этому поводу. Таким образом, Папа требует признания католицизма традиционной религией России, что является вмешательством во внутренние дела нашего государства. Многие источники информации,такие, как «Независимая газета» и некоторые интернет-издания, говорят о том, что «послание папы является чисто политическим документом, ясно свидетельствующим о непреклонном намерении Ватикана расширять свое присутствие в России любыми средствами, включая несомненную дезинформацию и прямое давление, ведущими к насилию». Об этом также говорят и действия Католической церкви: Визит Папы на Украину в 2001 году состоялся вопреки позиции Украинской Православной Церкви Московского Патриархата - крупнейшей конфессии в этой стране. Учреждение в 2002 году в России четырех католических епархий, объединенных в "митрополию", с Российской Православной Церковью согласовано не было. О чем же это говорит? О лицемерии, как утверждают СМИ, Католической церкви в ее желании объединиться с Православной церковью. Почти не изменилась данная точка зрения на проблему объединения церквей со времен Соловьева. Как и тогда, люди понимают, что для России и Православия приемлемо только объединение с Католичеством, но никак не подчинение ему, а ведь именно этого хочет Запад. Также, религиозные и политические деятели утверждают, что, наладив отношения между Востоком и Западом не столько как религиями, сколько как обществом, политическими системами, Россия может решить некоторые проблемы, зародившиеся не столько из-за разногласий экономических, политических ии территориальных, сколько из- за вопросов, основанных на религии и идеологии. Но, к сожалению, ни действия глав церквей, ни отношение СМИ, имеющих большое влияние на общественное мнение, не позволяют на данный момент решить данную проблему без ущемления прав одной из сторон. Бескомпромиссные заявления авторов газетных статей не только в России, но и в католических странах не позволяют обществу увидеть решение проблемы объединения, или, как говорят священнослужители, проблему «соединения христиан, соединения христиан Востока и Запада, соединения христиан на Западе» с точки зрения благоприятного развития диалога между церквами. Избыток в прессе подобных заявлений приводит к обоюдным обвинениям: «Против Католической Церкви в России развернута организованная кампания, считают католические священники. В частности, указывается на то, что иностранным священникам в последнее время все труднее исполнять свои "пастырские обязанности". К примеру, не так давно в российской визе было отказано священнику из Италии. Конференция считает, что "подобные действия представителей государства направлены прежде всего против российских граждан-католиков, которые остаются без пастырей и теперь - даже без епископов» (См. Свешникова М., Вальтер Каспер: "Россия нуждается в Риме, если не желает быть изолированной", “Страна.ru”) ; «Католическая политика в России переживает бурный подъем. Нельзя не отметить, как бурно реагирует весь мир на изменения в России, и реагирует не только политически и экономически, но и религиозно. Каждый спешит урвать себе побольше от глубоко больной России. Так звери в лесу набрасываются на ослабевшее животное. Множество католических деятелей всех рангов активно действует по всей России. Они проповедуют "истинное" христианство...» (См. Архив новостей , “Lenta.ru”) - именно такие обвинения все чаще появляются в прессе. Разве такие публикации помогут решить социальную проблему разногласий церквей? Вряд ли. Только более широкое, развернутое, не настолько одностороннее рассмотрение данной проблемы может содействовать ее решению. Конечно же, нужно наладить постоянный, наиболее результативный диалог между католичеством и православием, между главами церквей. И это происходит уже сейчас. Достаточно вспомнить приезд «папского посланника» Вальтера Каспера в Москву. Он поддерживает объединение церквей, в своем обращении 1 говорит он следущее: «С общей ответственностью мы призваны заботиться о том, дабы Восток и Запад не утратили своей христианской души. Это станет возможным тогда, когда нам удастся, по преодолении политических и военных разделений Европы, преодолеть и церковные разделения между Востоком и Западом. Запад нуждается в России, которая в течение истории часто служила защитной стеной для Европы; Россия нуждается в Западе, нуждается в Риме, если не желает быть изолированной. Недостаточно только устранять недоразумения и предрассудки, необходимо также содействовать обоюдостороннему положительному пониманию. Следовало бы принять то, что уже достигнуто, и претворить его в жизнь. единство Церкви - это единство в истине; полное общение невозможно без согласия в догматических вопросах, все еще стоящих перед нами, и прежде всего - в вопросе Петрова Служения. Поэтому следует как можно скорее возобновить международный богословский диалог». Именно так, по моему мнению, должны быть настроены те, кто поддерживает если не объединение, то поддержку церквями друг друга. 1.Свешникова М., Вальтер Каспер: "Россия нуждается в Риме, если не желает быть изолированной", «Страна.ru” 5. Заключение Таким образом, мы видим, что вопрос объединения Католической и Православной церквей до сих пор остается открытым. Конечно, отношение церквей друг к другу сейчас несколько смягчились, но, к сожалению, этого не достаточно для полного решения данной проблемы. Давление со стороны СМИ, традиционные «идеи-клише» как у православных, так и у католиков, не позволяют диалогу между церквями принимать более дружественный характер. Конечно, потребуется много времени как для решения данных социальных проблем, так и для преодоления политических и экономических барьеров, но действия политических и религиозных деятелей уже сейчас настроены на нахождение решения этих вопросов. Поэтому все предпосылки к решению этого вопроса уже существуют. А значит, можно надеяться на сглаживание, а в дальнейшем и полное исчезновение, конфликта между Востоком и Западом. Как же предлагал решить эту проблему В.С.Соловьев? Вот что он говорит: «Если же от меня потребуют практического указания, что, по моему убеждению, должно нам прежде всего сделать для соединения церквей, то я скажу, что нам прежде всего должно вновь пересмотреть все главные спорные вопросы между двумя церквами . с искренним желанием вполне понять противную сторону, оказать ей полную справедливость, и, в чем должно, согласиться с нею.»1 . И его точка зрения схожа со взглядами современных ученых, выступающих за объединение церквей. На данный момент существует так называемое экуменистическое движение - движение за объединение христианских конфессий, возникшее в начале 20 в. (Координатор движения за вероисповедное единство христиан - Всемирный совет церквей (ВСЦ; образован в 1948), в который входят представители большинства протестантских и православных конфессий). Это движение имеет своих последователей во всем мире, но, конечно же, существуют и противники
1. Соловьев В.С., Великий спор и христианская политика // В.С. Соловьев. Сочинения в двух томах. Т.1. М.,1989. С.165 объединения церквей. К сожалению, большое влияние на общество сейчас имеют СМИ, которые зачастую отзываются очень неблагоприятно о тех представителях католичества, которые пытаются наладить контакт с Россией – представителем православия, что неблагоприятно сказывается на отношении православных к объединению церквей. Но, хотелось бы надеяться, что в будущем объединение церквей произойдет, причем объединение это будет основано на равноправии религий, на взаимопонимании и поддержке между Востоком и Западом. «Наши разделения не проникают до самых глубин, и также не доходят до небес. Бог - превыше наших различий, а Святой Дух Божий действует - как утверждает II Ватиканский Собор - и в наших отделенных братьях и сестрах; Поэтому Церкви Востока и Запада признают друг друга Церквами-сестрами. Они понимают друг друга - более того: они должны воспринимать друг друга не как соперницы, и менее всего как недруги, а как братья и сестры. Следовательно, срочно необходимо открыть новую страницу в отношениях между Русской Православной и Католической Церквами и заложить новую основу в их отношениях»1- заявил кардинал Вальтер Каспер в своем интервью «Стране.ru». Именно вера в необходимость объединения церквей, вера в возможность этоо объединения, по моему мнению, должна стоять во главе всех действий по решению этого вопроса, а остальное, как говорил Соловьев, приложится. Список использованной литературы: 1. Соловьев В.С., Великий спор и христианская политика // В.С. Соловьев. Сочинения в двух томах. Т.1. М.,1989. 2. Соловьев В.С., Чтения о богочеловечестве // В.С. Соловьев. Сочинения в двух томах. Т.2. М.,1989. Другие источники ( интернет – сайты ): 1. Бердяев Н.А., Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьева // www.magister.msk.ru 2. Православная церковь и Ватикан // «Православие.ru» ( www.pravoslavie.ru ) 3. Совпадение православной и католической пасхи стало очередным поводом для лицемерных призывов "польского" Папы // «Страна.ru” ( www.strana.ru ) 4. Католицизм и Россия сегодня // www.voskres.ru 5. Путь православия сегодня // www.zavet.ru 6. Бердяев Н.А., Вселенскость и конфессионизм // www.magister.msk.ru 7. Свешникова М., Вальтер Каспер: "Россия нуждается в Риме, если не желает быть изолированной" // «Страна.ru” ( www.strana.ru ) 8. Выжанов И., Русская церковь и Ватикан: до перемирия еще далеко // «Незвисимая газета» (www.ng.ru) 9. Свешникова М., Диалог между Московским Патриархатом и Ватиканом труден, но возможен // «Страна.ru” ( www.strana.ru ) 10. Историческое формирование православия, католицизма, протестантизма, и выделения в христианстве других ветвлений. // avkbible.narod.ru 11. Католическая церковь. // avkbible.narod.ru 12. Архив новостей // “Lenta.ru” ( www.lenta.ru ) 13. Русская Церковь и Ватикан: до перемирия еще далеко // www.religion.ng.ru


(C) 2009