Научная Петербургская Академия

Доклад: Религия в современном мире

Доклад: Религия в современном мире

Религия в современном мире.

Религия является неотъемлемой частью современного ми­ра, по­скольку выполняет

три блока социальных функций. Во-первых, религиозные институты осуществляют

духовное оформление верующих, что проявляется в организации связи "человек -

Бог", в воспитании религиозности и гражданствен­ности, в насыщении человека

добром и снятии зла, грехов. Во-вторых, религиозные организации занимаются

религиозным и специаль­ным светским образованием, милосердием и

благотво­рительностью. В-третьих, предста­вители церквей активно уча­ствуют в

общественной деятельности, способствуют нормализа­ции политических,

экономических и культурных процессов, межнациональных и межгосударственных

отношений, решению глобальных проблем цивилизации.

Своеобразным ключом к пониманию роли религии в про­исходя­щих про­цессах

служит свободное от крайностей, научное представление об этом феномене.

Понятие "религия" происхо­дит от латинского "religare", что означает

"связывать, соеди­нять, объединять". Религия - это пред­ставление человека о

все­общих мировых связях, выражаемое при помощи специфиче­ского поведения.

Следовательно, религиозное учение есть не что иное, как систематизированное

представление человека о все­общих мировых связях.

Различают мировые и народностно-национальные рели­гии. К мировым религиям

религиоведы относят буддизм, хри­стианство, мусульман­ство, т. е. такие

религии, которые надна­циональны по характеру и развиваются вне специфики

монона­ционального самосознания определенной этнической группы.

Складывание народностно-национальных религий - иу­даизма, конфуци­анства,

синтоизма и др. - возможно лишь на базе моноэтнического сообщества (не более

10-15 процентов инородцев) вследствие наличия в общественном сознании дан­ной

этнической группы людей национальной исключительно­сти.

Развитые религии формируют религиозные системы, имеющие следую­щую структуру:

1 - вера в Бога; 2 - догматиче­ское богословие; 3 - нравственное богосло­вие

и соответствую­щий ему морально-нравственный императив поведения; 4 -

ис­торическое богословие; 5 - система культо­вой (обрядовой) практики; 6 -

наличие церквей (мечетей, молельных домов и т.д.), проповедников, служителей.

Систематическим изложением религиозных взглядов, а также толкова­нием

религиозных догматов занимается догмати­ческое богословие. Догматы (от греч.

глагола "думать, полагать, верить") есть несомненно истинные и бесспорные

основополо­жения о Боге и человеке, составляющие символ веры в каждой религии.

Отличительные признаки догматов: 1) умозритель­ность или

созерцательность: они постигаются верой и не тре­буют рациональных

доказательств-, 2) богооткровенность. дог­маты даны человеку

непосредственно Богом, поэтому искренни, непререкаемы и неизменны, однажды и

навсегда записаны в священных писаниях; 3) церковность догматы

признаются всеми церквами данной религиозной системы, именно церкви хранят и

дают толкования догматам как божест­венному откро­вению, убеждают верующих в их

неизменности и истинности, 4) общеобязательность для всех членов церкви,

все верующие должны безусловно верить в истинность догматов и обязательно

руководство­ваться ими в жизни, иначе следует отлучение от церкви.

В качестве основных отличий религиозных систем выде­ляются особенно­сти

восприятия Бога (Бог как бы «растворен» в буддизме, троичен в христианстве,

един в мусульманстве и т.п.). Каждая из религий в догматическом отношении

решает свою важную проблему. Отличия также имеются в историче­ском богословии

(т. е.) трактовка истории Вселенской церкви и конкретных церквей), в системе

культовой или обрядовой прак­тики, проявляются в деятельности священников и

мирян.

Итак, разность в понимании Бога и его способов общения с че­ловеком приводит

к функционированию различных религи­озных систем, характеризующихся

специфической религиозной практикой и самостоятель­ными религиозными

объедине­ниями. Вместе с тем религии были и остаются духовным стержнем

раз­вития земной цивилизации.

Структура общества. Социальные отношения.

Социальная сфера - это область жизнедеятельности чело­веческого обще­ства,

охватывающая систему социальных отно­шений, а также связи общества и личности.

Содержанием соци­альной сферы являются отношения между социальными груп­пами,

индивидами по поводу их положения, места и роли в об­ществе, образа и уклада

жизни.

Важнейшими компонентами социальной сферы являются различные про­блемы

общения, представляющие многоплано­вый процесс установления и развития

человеческих контактов, обу­словленный потребностями современной

деятельности. Об­щение включает в себя обмен инфор­мацией, взаимодействие

людей, их взаимопонимание.

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее

направлен­ность, содержание, средства бес­конечно разнообразны.

Социальная деятельность - это деятельность, направлен­ная на удовлетво­рение

общественных потребностей. Конечно, люди занимаются самовоспроизводством,

самоизлечением, са­мообразо­ванием, сами себя кормят и развлекают. Однако

вос­производство, сохранение жизни, стимулиро­вание активности,

непосредственное обслуживание человека - настолько важное общественное дело,

что общество не может его полностью дове­рить отдельным людям, семье.

Общество вклю­чается в этот процесс через системы образования,

здравоохранения, культур­ного отдыха и быто­вого и социального обслуживания

своих граждан.

Следует отметить, что все названные виды социальной деятельности всегда

взаимосвя­заны, пере­крещиваются и взаимопроникают друг в друга. Таким

образом, социальная сфера реально сущест­вует и проявляется в обществе именно

в много­образной и сложной человеческой деятельности. В этом её важ­нейшие

особенности. Поэтому неверно было бы представлять общественную жизнь так, что

в ней где-то в одном измерении существуют социальные общности, их связи, а в

другом - мно­гообразная деятельность миллионов. Нет, вся социальная сфера -

это и есть не что иное, как грань, сторона, часть деятельности людей.

Социальная сфера общества очень сложна и многопланова. Это обуслов­лено,

прежде всего, тем, что отношения между людьми, группами, обществами весьма

различны в силу деле­ния людей по природным признакам - расы, нации,

народно­сти, этнические группы, а также половозрастные группы. Люди

различаются по социальным, политическим, территориальным, религиозным и

гра­жданским признакам, обусловли­вающим принадлежность к каким-либо группам.

Имеется масса и других признаков, ибо самое непознанное, пожалуй, сам

человек, нахо­дящийся на стыке двух ми­ров - природ­ного и социального

Сказанное позволяет выделить следующее значение соци­альной сферы: это такая

среда, где реализуются межчеловече­ские отношения. Формируются различные

направления дея­тельности и потребности самых разных социальных общностей.

Социальная сфера охватывает всё простран­ство жизни челове­ка, группы,

общностей и общества в целом: от условий их труда и быта, здоро­вья и досуга

до социально-классовых, националь­ных и общечеловеческих ценностей и

отношений.

Основой (скелетом, каркасом) общества является его со­циальная струк­тура.

Структура - это совокупность частей, компонентов, эле­ментов какого-либо

объекта, а также связей между ними, обес­печивающих устойчивость этого

объекта.

Социальная структура чрезвычайно сложна. Её компонен­тами являются социальные

общности, т.е. группы людей, объе­диненных по какому-либо признаку, которые

охватывают все возможные состояния и формы бытия человека. Из этого следует,

что социальная общность - понятие чрезвы­чайно сложное. В настоящем пособии

под социальной общностью понимается любое достаточно устойчивое объединение

людей на основе различных связей, например, территория проживания,

деятель­ность, культура, владение материальными ценностями и др.

Современное общество - это совокупность социальных общностей различного

уровня. Глобаль­ный уровень общества - это всё человечество в целом.

Человечество может быть разде­лено по раз­личным признакам, например, на

классы по призна­ку отношения к собственности, на социальные слои и группы

Сущность понятий "социальные организа­ции", "слои" и "группы" будут

рассмот­рены далее. Здесь же важно понять, что любые общности: классы, нации,

социальные организа­ции, слои и группы могут выступать в качестве компонентов

соци­альной структуры.

Для понимания сущности связей между компонентами социальной структуры

общества введем понятие социальных отношений. Социальные отношения - это

специфический вид общественных отношений, выражающихся в форме и характере

взаимодействия социальных субъектов по поводу их положения в обществе и их

роли в общественной жизни. При этом понятие "социальные отно­шения" и

"общественные отношения" - это не одно и то же. Известно, что общественные

отноше­ния склады­ваются между социальными субъектами по поводу того или

иного материального или духовного объекта. Если эти отноше­ния по поводу

средств производства - это экономические от­но­шения, по поводу власти -

политические отношения, по поводу юридических норм - правовые отношения.

Социальные отно­шения складываются по поводу реализации собственно

соци­ального взаимодействия, возникающего между различными со­циальными

общностями, классами, слоями, группами и инди­видами. Социальные отношения

всегда выражают положение людей и их общно­стей в обществе, потому что это

всегда отно­шения равенства или неравенства, равноправия или неравно­правия,

справедливости или несправедливости

Социальные отношения реализуются в форме:

— социальных ролей и их особенностей (люди с высоким уровнем обра­зования

выполняют преимущественно умственную работу, с низким уровнем -

преимуще­ственно физическую ра­боту, живущие в городах - в основном в

промышленности, жи­вущие в сельской местности - заняты пре­имущественно в

сель­ском хозяйстве и т.д.);

— социальных статусов, определяющих положение инди­видов в общно­сти, в

группе (токарь, начальник цеха, директор и т.д.);

— социальных норм (законов, традиций, обычаев и т.д., регламентирую­щих

поведение лю­дей в обществе).

Перечисленные формы социальных отношений являются основными ви­дами связей в

соци­альной структуре общества.



(C) 2009