Научная Петербургская Академия

Доклад: Буддизм

Доклад: Буддизм

БУДДИЗМ, одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий.

Возник в Др. Индии в 6-5 вв. до н. э. Основателем считается Сиддхартха

Гаутама. Основные направления: хинаяна и махаяна. Расцвет буддизма в Индии 5

в. до н. э. — нач. 1-го тыс. н. э.; распространился в Юго-Вост. и Центр.

Азии, отчасти в Ср. Азии и Сибири, ассимилировав элементы брахманизма,

даосизма и др. В Индии к 12 в. растворился в индуизме, сильно повлияв на

него. Выступил против свойственного брахманизму преобладания внешних форм

религиозной жизни (в т. ч. ритуализма). В центре буддизма — учение о «4

благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние

освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение — субъективные состояния

и одновременно некая космическая реальность: страдание — состояние

беспокойства, напряженности, эквивалентное желанию, и одновременно пульсация

дхарм; освобождение (нирвана) — состояние несвязанности личности внешним

миром и одновременно прекращение волнения дхарм. Буддизм отрицает

потусторонность освобождения; в буддизме нет души как неизменной субстанции —

человеческое «я» отождествляется с совокупным функционированием определенного

набора дхарм, нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет

бога как творца и безусловно высшего существа. В ходе развития буддизма в нем

постепенно сложились культ Будды и бодхисатв, ритуал, появились сангхи

(монашеские общины) и т. д.

* * *

БУДДИЗМ, древнейшая мировая религия, истоки которой восходят к деятельности

индийского мудреца Будды Шакьямуни, проповедовавшего в городах долины Ганга

примерно в 5 в. до н. э.

Буддизм никогда не знал ни единой церковной организации (даже в рамках одного

государства), ни других централизующих социальных институтов. Единственным

общим для всех буддистов правилом является правило хранить три Драгоценности

(три-ратна): Будду, Дхарму и сангху.

Это простое правило передавалось из поколения в поколение, от учителей

ученикам и разошлось практически по всем странам Южной, Восточной и

Центральной Азии, а в 20 в. — Северной Америки, Европы, России. Согласно

этому правилу,

1) Есть Будда — совершенно просветленное, всеведущее существо, достигшее

духовных вершин естественным образом через развитие ума и сердца в длинной

последовательности перерождений (сансара). Главными из этих вершин являются

Просветление (бодхи) и Успокоение (нирвана), которые знаменуют окончательное

освобождение (мокша) и достижение высшей цели духовных устремлений в

индийской и других восточных культурах, что недоступно ни богам, ни святым

других религий.

2) Есть Дхарма — Закон, открытый Просветленным, который является смысловым

ядром Вселенной, в соответствии с которым происходят все процессы вне и

внутри человеческих судеб, с помощью которого можно понять законы жизни и

общества, взаимосцепленность и взаимозависимость всего. Этот Закон Будда

постиг и сообщил ученикам в виде Слова, текста сутр (проповедей, бесед).

Тексты Закона Будды несколько столетий передавались изустно. В 80 до н. э.

они были впервые записаны на пали, специально созданном буддийскими монахами

языке (близком санскриту) индо-европейской группы. Эти писания составили

канон школы тхеравадинов (старейшин) и назывались Три корзины (Трипитака, на

языке пали — Типитака): Корзина устава, правил поведения (Виная-питака),

Корзина бесед, проповедей (Сутра-питака, на языке пали — Сутта-питака) и

Корзина учений Закона (Абхидхарма-питака, на языке пали — Абхидхамма-питака).

Именно в корзинах, плетеных коробах хранились пальмовые листы записей

текстов, распределенных по отделам.

3) Есть сангха — община равных, не имеющих никакой собственности,

нищенствующих (бхикху, на пали: бхиккху), сообщество носителей Закона,

хранителей знаний и мастерства, которые из поколения в поколение следуют

путем Будды.

Буддизм начинался как движение нищих и отверженных в условиях распада родо-

племенных отношений и становления раннегражданского общества. Людям, не

нашедшим себе места в формирующихся социальных структурах, Будда предложил

свой Закон (Дхарма) и путь спасения от страданий в общинном братстве,

пребывающем вне гражданской жизни и государственных институтов, но и не

порывающем с ними, окормляющем граждан духовно и кормящемся от них

материально. Таким образом, жизнь на обочине общества, на границе между

цивилизацией и природой в общине (сангхе), монастыре становилась самым

подходящим местом для совершенствования ума и психики человека.

История распространения

Уже первые документальные сведения о буддизме, которыми стали выбитые в камне

указы императора Ашоки (268-231 до н. э.), объединившего северо-восточную,

северную и центральную Индию, свидетельствовали об огромном влиянии Закона

Будды на внешнюю и внутреннюю политику государства. Ашока стремился

воздействовать и на соседние страны, посылая туда буддийские миссии, в том

числе и на далекую Шри-Ланку. Этим же временем датируются и наиболее ранние

памятники культового зодчества в буддизме, прежде всего ступы — курганы над

останками Будды Шакьямуни, которые раскопаны на территории от долины Ганга до

северной окраины империи в Гандхаре (восточная часть современного

Афганистана) и которые сохранились благодаря тому, что примерно со 2 в. ступы

украшались каменными пьедесталами, барельефами, оградами и становились

центрами строительства храмово-монастырских комплексов.

Хотя ученые датируют этапы распространения буддизма, опираясь преимущественно

на данные археологии (поскольку буддийские письменные источники по каждой

стране удревняют начала, мифологизируют его тем, что связывают зарождение

религии с посещениями либо самого Будды Шакьямуни, либо его непосредственных

учеников, либо с посланцами Ашоки), все-таки очевидно, что сохранившиеся

материальные памятники создавались значительно позднее прихода буддийских

миссионеров в возникающие государства. Так, в странах Юго-Восточной Азии от

Мьянмы (Бирмы) до Вьетнама буддизм закрепился постепенно в 1-3 вв., за

исключением Лаоса, где это произошло лишь в 16 в. На острова Малайского

архипелага (прежде всего Яву и Суматру современной Индонезии) буддизм проник

в конце 7 в.

На север в страны Средней Азии буддисты тоже пришли в 1 в. во времена великой

империи Кушан, покровительствовавшей буддизму. Самые ранние храмово-

монастырские комплексы здесь датируются 2 в. Отсюда в этом же веке по двум

основным караванным тропам Великого шелкового пути буддисты прибыли в города-

государства на территории современного Синьцзяна (Восточный Туркестан) и в

китайскую столицу Лоян. Уже из Китая буддизм проникает во второй половине 4

в. на Корейский полуостров, а оттуда в середине 6 в. в Японию. В Тибете

буддизм распространялся преимущественно из Индии с середины 7 в., но

окончательно закрепился и даже стал государственной религией со второй

половины 8 в. В Тангутском государстве 9-13 вв. (северо-западная часть

современного Китая) буддизм в этой роли укрепился в 10 в. Монгольские ханы

объявили буддизм (в тибетском варианте) государственной религией во второй

половине 16 в.; с этого времени его приняли и ойраты (западные монголы),

сформировавшие в 17-18 вв. огромное Джунгарское ханство, простиравшееся от

Семипалатинска и степного Алтая до Тибета на юге и Тувы на востоке (население

которой с 18 в. — буддисты), а также Калмыцкое ханство, вошедшее в 1640 в

Московское царство. В этом же веке в него было включено и Забайкалье, которое

одновременно с русскими заселялось бурятами, уже исповедовавшими тибетский

буддизм. В 1741 императрица Елизавета Петровна узаконила буддизм и его

монастыри в России, в соответствии с чем в 1991 праздновалось 250-летие

религии в нашей стране.

Одновременно с распространением буддизма на Север и Восток с 8 в. начинается

постепенный упадок буддизма на западе и юге Индийского субконтинента, а также

уничтожение и изгнание монахов воинами ислама с земель современных

Афганистана, республик Средней Азии, Пакистана.

Направления в буддизме и особенности их учений

Многочисленные конфессиональные формы современного буддизма можно

подразделить на три основные направления, отличающиеся сводами канонической

литературы, культовыми, социально-поведенческими и др. особенностями.

(1) Хинаяна (Малая колесница)

Буддизм стран Южной Азии представляет школа тхеравада (учение старейшин),

являвшаяся в древности одной из 18 школ Малой колесницы (хинаяны), отдельные

канонические и постканонические тексты которых сохранились на санскрите, а

также в китайском и тибетском переводах. Трипитака тхеравады — исторически

самая авторитетная запись Закона Будды Шакьямуни. Уже в Первой проповеди

Просветленного (Дхарма-чакра-правартана-сутра) определена роль Закона: он

предназначен для тех, кто намерен следовать к высшим духовным целям,

освобождению от круга перерождений Срединным путем (мадхьяма-пратипат),

пролегающим между двух крайностей религиозной жизни. Одна состоит в

удовлетворении мирских желаний верующих, потакая которым священнослужители

совершают ритуалы, жертвоприношения и т. д., другая — в отказе от желаний, в

умерщвлении плоти, аскезе, самобичевании ради свободы собственного Я (атман)

и отождествлении Я с Абсолютом (Брахманом или Богом). Будда советовал

избегать обеих крайностей, не привязываясь ни к удовлетворению желаний, ни к

отказу от них, стремиться к равновесию, или невозмутимости (упекша), в

поступках, словах, мыслях, к любви (майтри) и состраданию (каруна) ко всем

существам, а также к радости (мудита) от чистоты намерений. Важным условием

такого образа жизни, способствующего «истинному познанию, умиротворению,

Просветлению, невозрождению в мире скорби», является непривязанность,

отрицание собственного Я (анатман) и, следовательно, Моего.

Одна из форм изложения Закона в тхераваде и Малой колеснице — это учение о

четырех благородных истинах. Первая из них гласит, что существование, состоящее

в рождении, старении, болезнях, смерти, недостижении желаемого и т. д. есть

страдание (духкха). Вторая истина провозглашает причиной страдания троякую

жажду: чувственных наслаждений, существования и гибельного перерождения. Третья

постулирует, что страдание может быть прекращено только искоренением причины,

жажды. Четвертая предлагает для этого Восьмеричный путь (он же Срединный),

каждая ступень которого должна быть по-буддийски правильной, а именно:

созерцание Закона, размышление о нем, речь, поведение, способ поддержания

жизни, приложение сил, память и сосредоточение.

Эти четыре истины и различные их аспекты (обычно называют 16) суть лучшие

объекты углубленных раздумий и медитаций (практического соединения адептом

внимания, сосредоточения и интуитивной мудрости), которым в буддизме

отводится главная роль в познании и духовном совершенствовании. Состояние же

абсолютного покоя, нирваны является конечной целью религиозного пути.

Предварительным условием вступления на этот путь было, по примеру Будды,

оставление всех мирских забот и обязанностей, забвение привязанностей и

склонностей, разрыв родственных уз и пострижение в монахи. В Малой колеснице

только последние считались членами сангхи, общины.

Будда учил, что в мире нигде нет вечных сущностей, бессмертных богов,

нетленных душ. Во вселенной и в существах вообще отсутствует какое бы то ни

было постоянство, а есть лишь закономерное, беспрестанное чередование

возникновения и развития, разрушения и гибели, пребывания в непроявленном

состоянии и нового проявления. Этот обратимый процесс сансары безначален. За

каждым из существ тянется тяжелая цепь кармы как результат его деяний в

бесчисленных перерождениях, в которых он уже побывал и богом, и царем, и

животным, и тварью ада. Но наиболее предпочтительна для совершенствования и

достижения нирваны участь человека.

В карму издревле верили приверженцы и других религий Индии. Буддийская

трактовка идеи неотвратимости возмездия, воздаяния отличалась отрицанием идеи

вечного носителя кармы, т. е. души, атмана. Кроме того, согласно школам Малой

колесницы, лишь самостоятельные нравственные и духовные усилия могут

благоприятно сказаться на судьбе, ибо над законом кармы индивидуума не

властны ни иные люди, ни боги, ни сверхъестественные силы: «Чистота и

нечистота связаны только с самим собой, одному другого не очистить»

(Дхаммапада, 165). Одним из отличительных описаний кармической причинности

стало учение о 12 звеньях цепи взаимозависимого возникновения (пратитья-

самутпада), характеризующее три последовательные жизни индивида — прошлую,

настоящую и будущую.

Среди крупнейших представителей хинаяны, которые внесли огромный вклад в

развитие ранней доктрины и труды которых сохранились в оригинале, следует

назвать прежде всего двух мыслителей 5 в.: тхеравадина Буддхагхошу и

сарвастивадина Васубандху.

(2) Махаяна (Великая колесница)

Самые ранние тексты махаяны — это сутры Совершенствования мудрости (Праджня-

парамиты), которые датируются 1 в. до н. э. — 1 в. н. э. и которые начали

переводиться на китайский язык уже со второй половины 2 в. По легенде

считается, что их тоже произнес Будда Шакьямуни, но смысл их не был понят

людьми и поэтому эти сутры 500 лет хранили наги (змеи-драконы) и боги, пока

не пришел Нагарджуна (историки датируют его жизнь 2-3 вв.), которого

махаянисты именуют Вторым Буддой, и не возвестил их вновь, дав подробные

разъяснения и комментарии. То же примерно произошло и с махаянскими сутрами

второго поколения, которые были объяснены людям Майтреей (или Майтреянатхой)

и Асангой в 4-5 вв. Махаянские тексты, как сутры, так и комментарии к ним и

др. труды, записывались на санскрите, но далеко не все сохранились в

оригиналах.

Со 2 по 11 вв. санскритские рукописи активно переводились на китайский язык и

были собраны в единую колоссальную Трипитаку. С 8 в. санскритские рукописи

переводились также на тибетский язык и в 14 в. они были отредактированы и

упорядочены в едином каноне, состоящем из двух собраний: Ганджур (Слово Будды

в 108 томах энциклопедического формата) и Данджур (Толкования Закона

индийскими мастерами в 225 томах). Китайский и тибетский каноны, во-первых,

содержательно и структурно не совпадают, во-вторых, включают в себя также

сутры хинаяны и тантры ваджраяны (Алмазной колесницы), поскольку махаяна

осознанно признает фактически бесконечное многообразие буддийских путей и

способов освобождения.

В доктрине Великой колесницы основной упор делается на учение о небесных и

земных бодхисаттвах. Первые — это просветленные существа, которые обрели

Просветление (бодхи), но до того они дали обет остаться в кругу перерождений,

чтобы помогать другим существам достичь этого состояния и нирваны, хотя

последняя при таком идеале практического альтруизма отходит на второй план.

Земные бодхисаттвы — это монахи и миряне махаяны, стремящиеся к Просветлению

из сострадания к мукам ближнего. Делать это нужно с любовью, но без

привязанности, чему можно обучиться с помощью 10 (в ранней махаяне — 6) видов

совершенствования: даяния, нравственности, терпимости, решимости,

сосредоточенного созерцания (медитации), проникновенной мудрости, способа,

молитвы, силы и знания. Обретаемое совершенство характеризуется многими

качествами, в том числе свехъестественными способностями адепта:

ясновидением, яснослышанием, чтением чужих мыслей, памятью о прошлых

перерождениях, чудесной силой. Бодхисаттва постоянно в пути, накапливая

добродетели и знания, постигая таинство пустотности (шуньята).

Эта великая Пустота (шунья), которую возможно созерцать, и есть единственно

подлинная реальность. В ней пребывает Будда — абсолютное единство сущего,

неотличимое от Пустоты и неохватимое мыслью (ачинтья). Все остальное

мыслимое, начиная с сансары и нирваны, является Иллюзией (майя), обманом,

игрой сознания. Следовательно, Иллюзия — это способ представления Будды, а

избавление от нее — это достижение состояния буддства, которое есть всегда,

везде и во всем, в том числе в нас. Все мироздание можно уподобить Телу

(кайя) Будды, иллюзорно разделяемому на 2, 3, 4 тела Будды. Из них одно (Тело

формы) или два (Тело воплощения, напр., явившийся людям Будда Шакьямуни, и

Тело наслаждения) удобно изображать, но в действительности это лишь

иллюзорные средства сообщения Тела Закона (Дхарма-кайя), которое в реальности

есть Будда и Пустота.

Главными школами махаяны стали школа срединников (мадхьямика) и школа йоги

сознания (йогачара, виджнянавада), имевшие несколько подшкол в Индии, а ныне

существующие среди тибетцев, китайцев, японцев и др. буддистов махаяны в виде

соответствующих национальных школ, произошедших от тех двух индийских.

Различия между последними сводились в основном к способам доказательства,

изложения доктрины.

(3) Ваджраяна (Алмазная колесница, буддийский тантризм)

Самые ранние тексты (тантры) Алмазной колесницы ученые относят к 5-6 вв.

Тантры учат только посвященных (поэтому здесь огромное значение придается

ритуалу) бесчисленным способам йогической практики, которая включает в себя и

элементы многочисленных тайных материнских культов. Будучи доктринально почти

идентичной махаяне (дополненной положениями о возможности обрести

Просветление именно в этой жизни, о главенстве в Пути практических средств и

т. д.), ваджраяна развивала многоуровневую систему йоги. Существуют три

внешние системы тантризма: 1) Крийя-тантра, или тантра действа, ритуализма

тела и речи, 2) Чарья-тантра, или тантра простой йоги ума, 3) Йога-тантра,

или тантра сложной йоги ума, и три внутренние системы тантризма: 1) Маха-

йога, или великая отцовская йога по созерцанию Иллюзорного тела, 2) Ану-йога,

или материнская йога по созерцанию Пустоты, 3) Ати-йога, или йога Великой

полноты (дзогчен) как состояние совершенства Изначального Будды.

Более ранние внешние системы тантризма распространились в Китае и Японии. Обе

системы тантризма практиковались только в Индии, Гималаях, Тибете и среди

монгольских народов, ныне же этот тантризм (особенно дзогчен) популярен на

Западе и в России.



(C) 2009