Научная Петербургская Академия

: Типология К.Г. Юнга и модель информационного метаболизма

: Типология К.Г. Юнга и модель информационного метаболизма

Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию

Новосибирский Государственный Технический Университет

Реферат

по дисциплине

Психология

на тему :

“ТИПОЛОГИЯ К.Г.ЮНГА И МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННОГО МЕТАБОЛИЗМА

АУШРЫ АУГУСТИНАВИЧЮТЕ.”

Факультет : АВТ

Группа: АМ-511

Студент: Лобанович Александр

г. Новосибирск

1998 г.

Наиболее зрелой для понимания совместимости и несовместимости разных типов

людей является типология К.Г.Юнга. Этому способствует подход автора к

психике человека как к определенной структуре, тогда как все типологии других

авторов имеют описательный характер. Может возникнуть вопрос, почему

вышеупомянутые авторы не заметили закона дополняемости человека человеком.

Во-первых, наверное, потому что все они психиатры, которые по роду своих

занятий работали с отдельными пациентами, углубляясь в познание качеств

отдельных типов людей, и не могли наблюдать за их взаимодействием в

постоянных микроколлективах: в семье, на работе. Кроме того, достаточно долго

бытовало мнение, что полностью психически здоровые люди - однотипны, что

определенные типические черты проявляются лишь при некотором отклонении от

нормы. Что все люди "средние", и лишь у пациентов с отклоненным поведением

можно заметить типичные черты какой-то акцентуации или психопатии. Хотя,

например, А.Е.Личко недвусмысленно говорит, что определенные акцентуации

появляются на базе определенного типа личности. Мы от себя можем добавить,

что тип личности определяет склонность человека не только к разным

психическим, но и к совершенно другим соматическим заболеваниям.

Типология К.Г.Юнга кардинально отличается от всех других типологий, которые,

как правило, ограничиваются описанием поведения людей и классификацией этого

поведения.Типология К.Г.Юнга - это типология здоровых людей, позволяющая

понять и психику больного человека, а не наоборот, как это обычно бывает.Но

она не совершенна.Юнг дал лишь контурную карту человеческих типов, требующую

доделки и завершения.

В чем же заключаются преимущества типологии Юнга ?

Это - структурный подход. Кроме того, автор классифицирует здоровых, а

не больных людей, поэтому пользуются не такими неприятными названиями как

другие. За его названиями не психические отклонения, а самые сильные стороны

психики человека, называемые автором психическими функциями. Основные функции

- это способности человека с особым умением разбираться в определенных

аспектах мира.

Но существует и другая типология,разработанная на принципах типологии Юнга и

теории информационного метаболизма А.Кемпинского, созданная Аушрой

Аугустинавичюте из Литвы в конце 70-х годов.

Автор теории,научных открытий и основатель науки соционика - Аушра Аугуста

(Аугустинавичюте), родилась 4 апреля 1928 г. в Литве под

Каунасом. В 1953 г. окончила экономический факультет Вильнюсского

Государственного Университета,по специальности - финансист. Работала в

Министерстве финансов Литвы, затем преподавала политэкономию в учебных

заведениях Вильнюса. В настоящее время на

пенсии,продолжает научные работы над усовершенствованием программирования

информационных (психических) процессов. Во многих странах бывшего Советского

Союза имеет много учеников и последователей.

Эта типология сходится с другими известными типологиями: с типологией и

акцентуациями А.Е.Личко, К.Леонгарда. В отличии от западных

психологов,пользующихся типологией Юнга и типологией Майерс-Бриггс, Аушра

Аугуста /Аугустинавичюте/ усовершенствовала ее и теоретически доказала 16-

типность типологии человека.

Ее типология воспринимает каждого человека как носителя определенного типа

переработки информации. Под типом переработки информации подразумевается

порядок восприятия, селекции и переработки получаемых извне и из самого

организма сигналов.

Многие психологические свойства - внимание, способности, склонности,

интересы, память, целенаправленность и мотивация

поведения,отношения с другими людьми могут быть выведены из предложенного ею

механизма информационного метаболизма.

Ее классификация типологии исходит из следующих предпосылок:

1. Необходимым условием существования любого организма являются его двойные

связи с окружающим миром. Процессом энергетического метаболизма/ЭМ/ он

включен в химический обмен веществ. Процессом информационного метаболизма/ИМ/

в систему информационного взаимодействия с окружающим миром. Как образно

выразился А.Кемпинский - для информационного метаболизма внешние сигналы

являются тем же самым, чем пища для энергетического метаболизма.

2. Мозг функционирует как аппарат ИМ при условии его обеспечения химичискими

веществами/ЭМ/ и постоянными сигналами /ИМ/ из

окружающего мира. Если поток сигналов обрывается, через некоторое время

наступает начало дезинтеграции психики.

3. Сама по себе жизнедеятельность живого существа, т.е. любое взаимодействие

организма с окружающей средой является источником

двухстороннего потока сигналов: потока принимаемых и потока посылаемых сигналов.

4. Человеческая психика, как любая другая система,воспринимает только

тождественную информацию, т.е. принимает сигналы только о том, о чем и сама

может сигнализировать. Раздражитель воздействует на организм лишь постольку,

поскольку он сам в нем в каком-нибудь виде находится. А.Аугуста создала

энергетическую модель структуры психики человека, образованную из двух колец,

в которой свое место, но уже в ином порядке, нежели у К.Юнга,нашли все 8

элементов информационного метаболизма (Юнг их называл психическими

функциями).

Данная модель позволяет с математической точностью описать механизм

психических процессов человека и функционирования общества в целом. По сути

А.Аугуста создала теорию матаматизации мышления. С ее появлением модель

К.Юнга потеряла свою актуальность.

Кроме этого, А.Аугуста является автором ряда научных открытий об интертипных

отношениях и основоположником новой науки СОЦИОНИКА - "науки о

соционе,соционной природе человека и соционной структуре общества, о разных

формах взаимоотношений между ними. Это точная наука,показывающая, что в

основе восприятия и мышления человека, как и в основе функционирования и

развития общества лежат законы физики".

Первым крупным открытием А.Аугусты было открытие закона диады или

дополняемости психологических типов. Оказалось, что общество

образовано не только из 16 различных типов информационного метаболизма, но и

из восьми диад (8 пар взаимодополняемых

психологических типов).

Вторым важным открытием было открытие особенностей так называемой третьей

функции в структуре психики человека, того,что у

А.Е.Личко называется местом наименьшего сопротивления/МНС/, и что, как

оказалось, является причиной стрессовых конфликтных отношений.

Третьим открытием было установление того факта, что все восемь диад образуют

два кольца социального прогресса или социон,которыми и можно объяснить давно

замеченную спиралевидность социального развития общества. Социон, как

образование из 8 диад, оказался

самостоятельным информационно-энергетическим образованием. Это высшая форма

организации психической энергии. Кроме этого, значимым для конкретной

практики при организации малых групп, является открытие квадры (состоящей из

двух диад), оптимальной по психотерапевтическому самовоздействию рабочей и

лечебной группы людей. Знания соционики имеют большое прикладное значение и

могут применяться везде, где требуется определить адекватное соответствие

данного индивида (социотипа) его профессиональной деятельности, где требуется

прогноз степени психологической совместимости с

определенными типами людей.

Знания этого необходимы для выбора спутника жизни,воспитания ребенка, для

определения тактики и стратегии поведения с любым партнером, для формирования

любой компактной долгодействующей производственной группы под определенную

цель.

Соционика, в какой-то мере, продолжает и дополняет экономическую теорию

К.Маркса. Она учитывает все проблемы того, что К.Маркс

называл рабочей силой, а мы называем рабочим фактором. Можно сказать, что

соционика - это теория рабочей силы или использование

рабочего фактора в современных условиях производства. Конечно, можно дать и

более точные названия, по той причине, что соционика -

многофункциональна. Например, только соционику, а не какую-то другую науку,

сегодня можно назвать физикой живого организма.

Повидимому, в будущем появятся новые научные направления: соционическая

биология, соционическая история, соционическое

литературоведение, соционическая лингвистика (наука о типальности языка

каждого человека) и т.п. Области применения соционики: социально -

экономическая сфера (педагогика, психология, медицина, социология,бизнес

армия, космонавтика и многие другие). Теоретические разработки соционики

используют в Российском Центре подготовки космонавтов.

Таким образом на основании открытий А.Аугусты можно предположить, что

совершенно новым этапом развития человеческого общества будет СОЦИОНИЗМ -

такая общественно-экономическая формация,которая будет организована на знании

соционических законов,законов организации не только человеческого интеллекта,

но и интеллекта всего"живого" во Вселенной, со своими, присущими только этому

этапу стадиями развития:

1. Дуализация (объединение в диады).

2. Объединение в квадры

3. Объединение между квадрами

4. Объединение в СОЦИОН ( объединение 16 различных типов в самостоятельную

энергетическую единицу общества)

5. Объединение соционов.

Аушра Аугустинавичюте пишет в своей работе “О дуальной природе человека”:

“Люди всегда мечтали жить в хороших отношениях, мечтали быть понятыми и

хотели понимать других. Хотели видеть кругом доброжелательство и самим быть

доброжелательными. Мечтали все, удавалось немногим. Сегодня мы знаем, что

нельзя мечтать по-настоящему о гармоничной, мирной и творческой жизни

общества и отдельного человека, пока люди не поняли своей разнотипной

природы и скрытых за своими типами закономерностей общения. Совершенно новым

этапом в жизни общества будет такая его реорганизация, которая каждому

человеку предоставит возможность для достаточного количества контактов с

нужными для его психического здоровья людьми. Трудно сказать, когда сбудется

эта мечта, но другой дороги нет”.

Список литературы:

1. АУШРА АУГУСТИНАВИЧЮТЕ Дуальная природа человека.Очерк по соционике.

2. В. Гуленко Концепция соционики.



(C) 2009