Научная Петербургская Академия

: Ступени восхождения человека: индивид, индивидуальность, личность

: Ступени восхождения человека: индивид, индивидуальность, личность

Московский Государственный

Социальный Университет

Институт Социологии

Реферат

Ступени восхождения человека: индивид, индивидуальность, личность

Студента 3курса факультета социологии

Иванова Михаила Сергеевича

Жена просматривает свежие газеты и говорит мужу:

- Все таки недотепы эти журналисты!

- В чем дело?

- Делают одну и туже ошибку. О смерти выдающихся людей сообщают

регулярно, а об их рождении – никогда.

(Журнал «Сатирикон» №3 1997 г.)

Взяв эпиграфом следующий анекдот, я прежде всего хотел подчеркнуть то, что

действительно великими, да и просто нормальными людьми не рождаются, а

становятся благодаря длительному и весьма сложному процессу социализации.

Данная проблема давно волновала умы человечества и не только представителей

общественных наук, таких, как история, психология, философия, социология, но

и писателей, поэтов. Так, феномен превращения почти чисто биологического

существа, каким в детстве является каждый из нас, в высокоорганизованную

социобиологическую систему, не смотря на его, казалось бы очевидность,

вызывает немало споров и в наши дни.

Прежде, чем преступать к рассмотрению этой темы, я считаю, необходимо

разобраться в рассматриваемых понятиях.

Индивид – представитель какой либо социальной группы , с которой он себя

отождествляет

Индивидуальность –

Личность – результат общественного развития на данном этапе, результат

социализации

Социализация – последовательная смена состояний стадий социального развития.

С. – процесс формирования, становления личности.

Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности можно в

какай то мере рассматривать и как процесс социализации ( влияния общества ) с

одной стороны и как процесс самосовершенствования человека изнутри, с другой.

Социализация человека начинается с самого раннего возраста и продолжается на

протяжении всей его жизни. Избежать этого процесса во взрослом возрасте

человек может, лишь изолировав себя от общества. Процесс социализации

человека представляет собой взаимосвязь трех других процессов: идентификация,

индивидуализация, персонализация. Эти процессы не происходят автономно, а

взаимно дополняют друг друга. Другое дело, что в начале становления личности

все-таки превалирует процесс идентификации. Уникальность процесса

социализации для человека состоит еще и в том, что он одновременно является и

ее объектом и ее предметом.

На процесс социализации личности влияет всякого рода факторы, но основными

можно выделить биологические и социальные. От того, какого рода гены заложены

в человека, во многом зависит его развитие, особенно на ранней стадии. Но не

обязательно у гениальных родителей рождаются гениальные дети. Очень многое

зависит и от окружения, в котором воспитывается человек. Так, наглядным

примером этому может служить русские народные сказки, в одной из которых

волею судеб в младенческом возрасте поменялись семьи у представителей разных

социальных слоев.

Процесс социализации в основном идет в семье, но чем старше ребенок, тем

менее он зависим от семьи, и тем большее влияние на него оказывает « улица »,

школа и т. д. Причем очень важно наличие и женского и мужского начала в

процессе первичной социализации, когда большая часть информации закладывается

на подсознательном уровне. В более же старшем возрасте, на социализацию

человека особенно важное влияние оказывает трудовой коллектив и общество в

целом.

Процесс социализации отдельной личности неразрывно связан с развитием всего

общества, а в настоящее время, в связи с открытость границ и возможностью

получения информации со всего мира, и всего человечества.

По мнению Нейла Смелзора процесс социализации обусловлен тремя факторами:

ожиданиями, изменитнием поведия, стремлением к конформизму. Он приводит

пример из жизни школьников, когда часть ребят, выделившись из общей массы,

навязывают модели поведения другим.

Смелзер выделяет три основных аспекта социализации: биологический, культурный

и социокультурный. Автор считает, что уже при рождении в человеческом

организме заложены определенные элементарные модели поведения и навыки,

которые помогают ему органично вливаться в общество. Но, навыки эти очень и

очень ограниченны и поэтому, особенно в первые годы для ребенка столь важно

присутствие родителей. С точки зрения Смелзара для процесса социализации

особенно важно влияние культуры, сложившейся в том или ином обществе. Так, в

соответствии с культурными традициями ребенок с самого начала жизни через

коммуникативные каналы вынужден усваивать нормы и ценности принятые в данном

обществе. Все проявления индивидуальности в той или иной мере наказуемы.



(C) 2009