Научная Петербургская Академия

Реферат: Изучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастов

Реферат: Изучение возрастных и межполовых особенностей самооценки трех школьных возрастов

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации

Удмуртский Государственный Университет

Факультет романо-германской филологии

Кафедра общей психологии

Изучение межполовых и возрастных особенностей самооценки в трех школьных

возрастных группах

Выполнили студенты гр.423 и 424

Бюркланд Ярослав

Безносов Владимир

Проверил:

Кагиров Артур Юрьевич

Ижевск 1999

Введение.

Целью данного исследования является выявление возрастных и межполовых

особенностей самооценки в младшем, среднем и старшем школьном возрасте. Для

этого были проведено анкетирование учащихся третьего, седьмого и десятого

класса средней школы№8 г.Ижевска. В качестве задания школьникам было

предложено написать, какие психологические качества они хотели бы в себе

убавить и прибавить(не меньше трех, но и не более семи качеств).

Изучаемые социальные группы обладают некоторыми особенностями, которые не

могли не повлиять на результаты исследования. К числу таких объективных

признаков мы считаем нужным причислить следующие:

- Анкетирование в седьмом и десятом классах пришлось на время,

предшествующее обеденному перерыву, в силу чего учащиеся указанных классов не

отнеслись к исследованию с должным вниманием, в отличие от учащихся третьего

класса, время для анкетирования которых было выбрано более удачно.

- Исследуемая школа не относится к числу элитарных, исследуемые классы не

имеют конкретно выраженной направленности, поэтому избранные группы могут

представлять объективный срез данной социальной группы.

Перед анкетированием с учетом вышеизложенного исследователями были выдвинуты

следующие гипотезы:

- Учащиеся третьего класса будут в своих ответах, по

сравнению с более старшими школьными возрастами, больше ориентироваться на

мнение о себе учителей, родителей и т.п., то есть взрослых, являющихся для

них непререкаемым авторитетом. Седьмой класс будет ориентироваться на мнение

своего окружения (друзей), и десятый класс уже будет иметь о своих

психологических качествах собственное мнение.

- Неразграничение психологических и непсихологических

качеств будет более свойственно третьему классу, чем остальным двум.

- Разграничение физических и материальных свойств: в младших классах -

ориентация в равной степени на те и другие, в старших классах неразграничение

психологических и непсихологических качеств не должно присутствовать.

- С возрастом тяга к играм будет уменьшаться, тяга к обучению – увеличиваться.

Младший школьный возраст.

Качество учебной работы школьника, а также и все его поведение оценивается

школой, и эта оценка влияет на характер его отношений с окружающими –

учителями, родителями, друзьями. К ребенку, небрежно относящемуся к учебе,

пропускающему занятия, не желающему учиться, окружающие, естественно,

относятся иначе, чем к школьнику, прилежно выполняющему свои обязанности.

Вместе с новыми обязанностями школьник получает и новые права. Очень важным

для младшего школьника является также и то, что, получая хорошие оценки за

свой учебный труд, он может ждать со стороны окружающих не только похвалы, но

и уважения. Особую роль играет поощрение, награда.

Основной предпосылкой для формирования личности в этом возрасте является

переход к новому положению ребенка в обществе, которое обязывает его к

ответственной, общественно контролируемой, целенаправленной деятельности,

воспитывает чувство долга и ответственности перед окружающими, умение

действовать сознательно и организованно, развивает в ребенке волевые

качества.

Новое положение ребенка наполняет его жизнь глубоким содержанием, что

сказывается на общей направленности его личности, переживаниях,

представлениях. Новая направленность, появляющаяся у детей младшего школьного

возраста, выражается также и в том, что они активно стремятся найти свое

место в коллективе, завоевать уважение и авторитет у товарищей. Это

стремление к определенному положению в коллективе в условиях обучения и

воспитания в школе является огромным стимулом в учебной работе. Младшие

школьники начинают сознательно добиваться звания отличника, так как в хорошо

организованных школой и учителями коллективах именно это звание в первую

очередь дает им право на уважение и авторитет у товарищей.

В младшем школьном возрасте изменяется и система взаимоотношений ребенка с

окружающей действительностью, а потому изменяется и углубляется его

эмоциональная сфера, возникает впечатление меньшей эмоциональности младших

школьников по сравнению с дошкольниками. Это объясняется тем, что, чем старше

ребенок, тем лучше он умеет управлять своими эмоциями. В этом смысле

показательны ответы учащихся третьего класса: хочу быть спокойной(ным), не

нервничать. Правда, такие ответы более свойственны девочкам, поскольку им в

этом возрасте сложнее сдерживать эмоции, чем мальчикам, социальная ситуация

развития которых с детства обязывала их не проявлять определенные эмоции(«не

плачь, ты же мальчик!» и т.д.)

В младшем школьном возрасте не только появляются новые эмоции, но и те,

которые имели место до школы, изменяют свой характер и содержание. В этом

отношении очень показательны исследования детских страхов. У малышей чаще

всего страх вызывается тем, что может непосредственно угрожать ребенку. У

младших школьников по отношению к обстоятельствам такого рода появляется даже

некое бравирование бесстрашием, так как умение преодолеть страх поднимает

школьника как в глазах его товарищей, так и в его собственных глазах.

В ответах мальчиков часто встречались желания быть смелым. Поведение

мальчиков в данном случае, их желание стать смелыми, храбрыми и т.д.

определяется стереотипом пола. Появляются другие формы страха, возникающие из

разных источников, например, страх показаться смешным, некрасивым, боязнь быт

осмеянным и т.п.

Большое место занимают ответы, относящиеся к внешности: не хочу быть толстым,

иметь узкие глаза, короткие руки и т.д. Стоит отметить, что в данный период

развития происходит особенно интенсивное формирование моральных чувств

ребенка, вместе с тем означающее и формирование моральной стороны его

личности.

Жизнь коллектива не может протекать организованно, если не управляется

определенными правилами общественного поведения. Такая организация класса

практически ставит ребенка, поступившего в школу, перед необходимостью

усвоить нормы и правила общественного поведения и общественной морали.

Те правила и требования, которые ставит перед ребенком коллектив, выступают

тогда для него не как нечто чуждое его собственной жизни и деятельности, а

как необходимый элемент его жизни в коллективе класса, школы, как необходимое

условие его бытия. Для учащихся третьего класса характерны были ответы вроде:

хочу быть добрым, добродушным, отзывчивым, не хочу быть злым и т.п.

В связи с тем, что новое положение школьника накладывает на него и новые

обязанности, в его сознании возникают представления о труде. Чтобы выполнять

обязанности ( а их у младших школьников много, и школьных, и домашних),нужно

приложить определенные усилия. Дети чувствуют это и отражают это чувство в

своих ответах: хочу часто убираться, не хочу быть ленивым, хочу быть

трудолюбивым. Обучение в школе предъявляет к ребенку принципиальные

требования. Во-первых, оно требует от ребенка сознательно поставленной

специальной цели - учиться. Во-вторых, оно требует подчинить свои умственные

процессы этой цели.

В начале школьного обучения дети еще не умеют активно заучивать учебный

материал, быть постоянно внимательными. Это наглядно демонстрирует большое

количество ответов: хочу хорошо пересказывать, хочу, чтобы у меня была

хорошая память, хочу быть внимательным. Мышление младшего школьника имеет

конкретный характер. В нашем случае, при конкретном вопросе, какие

психологические качества вы хотели бы в себе убавить и прибавить, ребенок

иногда отвечает предельно конкретно: мне не нравится длина моих волос, то,

что у меня узкие глаза и т.д., я хочу хорошо пересказывать, не получать

двоек... Младший школьник редко абстрагируется от реальности, и это мешает

ему разграничивать непсихологические и собственно психологические качества.

Заканчивая разговор о младших школьниках, стоит сказать несколько слов о том,

что уже в дошкольный период происходит накопление ребенком знаний о типично

мужской или типично женской роли, о физическом различии мужчины и женщины, о

различии в их поведении, об их взаимоотношениях, о наиболее важных

качествах личности. У ребенка постепенно формируется чувство половой

принадлежности и начинают проявляться характерные модели поведения, связанные

с «ролью» мужчины или женщины. Придя в школу, ребенок ведет себя

соответственно своим представлениям о том, каким должен быть мальчик и какой

должна быть девочка.

Подростковый возраст.

Когда ребенок вступает в подростковый возраст (7 класс), в развитии его

самосознания происходит очень важный сдвиг. Он связан с возникновением

чувства взрослости. Это чувство выражает совершенно новое отношение к миру и

себе.

Сравнивая себя со взрослыми, подросток приходит к заключению, что между им и

взрослым нет никакой разницы. Он начинает требовать от окружающих, не считать

его маленьким, ребенок понимает, что у него тоже есть права. Новообразование

этого возраста – ребенок ставит себя наравне с взрослыми, но у него еще нет

ощущения подлинной принадлежности к взрослости, но есть огромное желание в

признании его среди взрослых.

В данном возрасте характерно открытие своего «Я», осознание своей

индивидуальности, он ищет и находит недостатки в себе. У некоторых появляется

недовольство собой. Подростки стремятся занять уважаемое положение среди

сверстников, поэтому именно сверстник становится образцом равнения. Кто-то

видит свои недостатки, а у кого-то собственная самооценка завышена, но

гораздо хуже когда наоборот, потому что подросток сильно переживает если он

находит себя хуже других.

В нашем случае мальчики нуждаются в остроумии и уверенности, а вот девочкам

нужно спокойствие и скромность.

Но что интересно – мальчики хотели бы убавить лень и эгоизм, а девочки лень и

раздражительность. Но не стоит забывать, что в этом возрасте происходит

половое созревания и чувства подростков несколько обостренны. И в данном

периоде существует негативная фаза, что обуславливается повышенной

раздражимостью, капризами и т.д. Недовольство собой часто выражается

«меланхолией» или агрессивным поведением.

В ответах можно встретить противоречия. Допустим то они хотят добавить

скромность, то убавить – это объясняется становлением индивидуальности.

Самоуверенность переход в застенчивость, веселость сменяется замкнутостью.

Так только после кризиса самосознания подросток приобретает «чувство

индивидуальности».

Период самовоспитания, где мальчик ищет и стремится к идеалу «настоящего

мужчины», а девочки «настоящей женщины».

Ранняя юность.

В возрастной психологии юность определяется как стадия развития начала

полового созревания и до наступления взрослости. По отечественной

периодизации детского развития ранняя юность, или старший школьный возраст

(14,5 –17-18 лет) относится к шестому периоду. Юноша является промежуточным

звеном между ребенком и взрослым. Юность – это завершающий этап созревания в

формировании личности. Большие изменения в собственном организме и внешности,

связанные с половым созреванием, с известной неопределенностью положения

(ведь уже не ребенок, но еще и не взрослый), с расширением круга лиц, с

которыми личность должна соотносить свое поведение; все это вместе взятое

резко увеличивает активность ценностно- ориентационную деятельность в

юношеском возрасте. Юноша озабочен оценкой новых знаний и стремится

выстраивать свое поведение на основе сознательно выработанных или усвоенных

критериев и норм. Ранняя юность характеризуется появлением чувства

собственной неповторимости, личной индивидуальности; в отрицательном варианте

возникает расплывчатое «я», ролевая и личностная неопределенность.

Главное новообразование этого возраста – открытие «я», развите рефлексии,

появление жизненного плана, постепенное врастание в различные сферы жизни. В

ответах прослеживается ориентация на будущее. Положительные качества связаны

с выбором профессии, жизнью в обществе. В связи с тенденцией мышления юношей

и девушек к абстрагированию у них появляются собственные теории философии,

счастья, любви... Последняя – особенно у девушек, которым свойственны

любовные переживания, тогда как юноши больше думают о будущем.

Для юноши и девушки зрелость и внешность имеют некоторую социальную ценность

( в ответах проскальзывает неразделение психологических и непсихологических

качеств: прибавить мускулы и т.п.) Внешность для данного возраста поднимает

статус юноши в глазах окружающих, вызывая у них соответствующие чувства и

ожидания.

Для юношей понятия «величина» и «величие» - почти синонимичны. Со стройным,

мускулистым телом в этом возрасте ассоциируются качества вожака:

энергичность, решительность (подтверждается результатами тестов).

Юношеский возраст – важный этап развития умственных способностей.

Старшеклассники чаще и настойчивей, упрямей задают вопрос: «Почему?» и

высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых

объяснений. Для этого возраста характерна тяга к обобщению, поиску

универсальных принципов и законов, стоящих за частными фактами. Ответы на

тесты представляют собой некие общие формулы жизни и социального устройства

общества.

Развитие интеллекта в юности тесно связано с развитием творческих

способностей и стремлением к созданию чего-то нового, что приводит к

индивидуальному стилю умственной деятельности. В тестах встречаются такие

ответы, как желание прибавить к к своим психологическим качествам артистизм.

Многим детям данного возраста свойственно преувеличение своей уникальности,

что также проявляется в ответах. Развитие временных представлений тесно

связано как с умственным развитием, так и с изменением жизненной перспективы.

После 15 лет увеличивается самоуважение, уменьшается застенчивость и все

больше возрастает интерес в своем будущем.

Юношеские самоописания более динамичны, более разбросаны, а у девочек более

субъективны, больше связанные с чувствами, отсюда наблюдается, в ответах у

девочек, меньшее количество качеств, направленных на других, чем у юношей.

Ответы девушек больше связанны с любовью.

Самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипных представлениях

мужчины и женщины. Поэтому девочки хотят прибавить более «материнские

чувства»: нежность, ласку, доброту, а мальчики мужество, выносливость, силу.

И по результатам теста, юноши хотят убрать: нерешительность, застенчивость,

скромность.

В этом возрасте мы заметили такое подразделение: одни ставят четкие цели в

своем будущем, а другие живут фантазиями. А характерная черта юношеского

возраста – формирование жизненных целей. Юноша также задумывается о пути

достижения его целей. И поэтому в ответах мы встречаем желания добавить такие

качества как ум, терпеливость, совесть.

Внутренний мир только- только сформировался и он еще очень хрупок и человек

нередко в этом возрасте переживает нереальность своего Я, одиночества,

непонимания.

Ранняя юность – период роста социальной активности. Старшеклассник более

заинтересован в происходящем вокруг него и старается принять участие. Юность

– завершающий этап первичной социализации.

Заключение.

В ходе исследования гипотезы, выдвинутые перед его началом, подтвердились

частично.

На наш взгляд, причина кроется в отношении учеников к целям и результатам

исследования: старшеклассники участвовали в таких опросах не один раз,

результаты им не показывались, что снизило их заинтересованность. Кроме того,

второклассникам было лестно внимание новых взрослых, сказался и авторитет

учителя.

Третьеклассники не разграничивают психологические и непсихологические

качества, как мы и предполагали. Среди учеников седьмого и десятого классов

такое разграничение присутствует, наблюдается небольшое количество

исключений(упомянуто несколько физических качеств), но это связано с

индивидуальными особенностями, а не с возрастными.

Половые различия наблюдаются в большей степени в седьмом классе, что связано

с возрастными особенностями данной группы школьников.

В целом наши прогнозы оправдались, что служит подтверждением как традиционных

теорий, на которых построена работа, так и соответствия устоявшимся

представлениям исследованных групп школьников.

Список использованной литературы.

1. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте – Москва; 1968.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4. Детская психология – Москва, 1984.

3. Возрастная и педагогическая психология/под ред. А.В. Петровского -

Москва, 1973.

4. Кон И.С. Психология ранней юности - Москва,1989.

5. Мир детства. Младший школьник/сост. А.В. Захарова - Москва,1988.



(C) 2009