Реферат: Аутогенная тренировка
Реферат: Аутогенная тренировка
Кировская государственная медицинская академия Кафедра гуманитарных и социальных наук Реферат по психологии:Выполнила:
Чудиновских Ю.А.
Группа Л-217Киров 2000
План: I. История создания. II.Теоретико- практические основы аутогенной тренировки. III. Обоснование метода и частных приемов аутогенной тренировки. 1.Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции. 2. Нейрофизиологические эффекты тренированной мышечной релаксации. 3. Нейропсихологические эффекты комплекса упражнений АТ. IV. Клинические варианты АТ. 1.Классическая методика И. Шульца. 2. Другие модификации аутогенной тренировки. V. Применение в клинике. VI. Применение АТ у здоровых людей. VII. Заключение. I. История создания аутогенной тренировки. На протяжении всей истории медицины в мышлении врачей и пациентов укоренилась мысль, что болезнь – это результат преимущественно внешних воздействий. Но этот подход мало учитывал внутренние факторы, которые определяют психическую, нервную, гуморальную регуляции, т. е. Реактивность организма. Т.о. теория будущего – это теория внутренних механизмов адаптационного реагирования и управления этими процессами. Сегодня уже доказано, что многие физиологические процессы подвержены выраженному психологическому влиянию, но механизмы этого воздействия пока еще гипотетичны. Аутогенная тренировка – один из методов психотерапии , метод самовнушения, предложенный Шульцем в 1932 году. В ней привлекают простота лечебных приемов , сочетающихся с выраженной эффективностью психологического воздействия, способствующего нормализации высшей нервной деятельности, коррекции отклонений в эмоциональной и вегето- сосудистой сфере, повышению эффективности лечения. Достигаемые с помощью АТ саморегуляции эмоционально – вегетативных функций , оптимизация состояния покоя и активности, повышение возможностей реализации психифизиологических резервов организмам позволили использовать в разнообразных отраслях медицины. С АТ связаны проблемы управления и адаптации поведения. Широко распространено мнение, что АТ- отпрыск гипноза, успокаивающее средство с общим седативным эффектом. В настоящее время существует ряд модификаций методов АТ, направленные на психофизиологическую активацию, стимулирующих нервно-эмоциональное напряжение для определенного состояния . Метод активно включается в пстхотерапию при полном сохранениии самоконтроля и инициативы личности. Приобретенные навыки при проведении курсов сохраняются всю жизнь. Активный характер АГТ выгодно отличает ее от гипоноза, в котором пациент пассивен, а лечебный эффект часто сопровождается чувством зависимости от врача. Начиная с 50-х годов интерес к методу неуклонно возрастает. Миллионы людей сегодня с успехом применяют этот метод. IV Всесоюзным съездом невропатологов и психиатров (1963) АГТ была включена в комплексную психотерапию. Две значительные области применения метода – клиническпя и психигигиеническая. За годы накоплен значительный клинический материал действенности АГТ. Наиболее эффективен метод при лечении неврозов, функциональных расстройств, заболеваний , связанных с нарушением кортико-висцеральной регуляцией. АГТ способствует снижению нервно-эмоционалоного напряжения, чувства тревоги, эмоционального дискомфорта, оказывает нормализующее воздействие на основные физиологические функции. Под влиянием АГТ улучшается настроение, нормализуется сон, повышается уровень функционирования и произвольной регуляции различных систем организма, происходит активизация личности болиного , более продуктивно осуществляется органическое лечение. II.Теоретико-практические основы аутогенной тренировки. 1.Нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы саморегуляции. Базисным элементом АГТ является тренированная мышечная релаксация на фоне которой реализуется специфические приемы аутодидактики и аутосуггестии. Выделяют два основных типа реагирования на эмоционально значимые стимулы : психо- соматическое, при котором отреагирование осуществляется во внутренней сфере, и социальное, когда разрядка направленна во внешнюю сферу. Первый тип обеспечивает надежное функционирование регуляторных механизмов организма и личности. Тренировка произвольного управления и коррекции возникающих отклонений составляют основную цель психотерапевтических приемов и механизмов АГТ. Существенным коррелятом отрицательных эмоций является мышечное напряжение. Переходное состояние связано с релаксацией. Релаксация вызывается самовнушением и служит базой на котором основывается дальнейшее самовнушение. Используемые механизмы АГТ способствуют снижению роли соматического компанента отрицательных эмоциональных переживаний. Путем специфического воздействия на корковые интегративные процессы, она приводит к восстановлению внутреннего равновесия, а при длительном применении метода регуляцию функций на качественно новый уровень, обеспечивающий оптимальное реагирование. Физиологические эффекты в целом и механизмы нервной регуляции конкретных функций под ее влиянием весьма сложны и малоизучены. Состояние мышечной релаксации и покоя, возникающие во время АГТ сопровождается ослаблением тонуса мускулатуры и угнетением эмоциональной напряженности. Центральное место в раскрытии механизмов АГТ занимают вопросы изучения саморегуляции исходно непроизвольных функций организма. Важным условием для овладения методами АГТ является управление по расслаблению мышц, т.е. управление в целенаправленной двигательной активности. И.М. Сеченов обосновал, что все психические акты рефлекторны и « все сознательные движения вытекающие из этих актов , называемые произвольными в строгом смысле только отражение.» Процесс движения подчиняется воле, сопровождается ощущениями, отражается в сознании, а также является заученным под влиянием условий , создаваемых жизнью. А обучающий характер является одним из основных принциповАГТ. Многие поразительные феномены обучения еще не исследованы и вызывают удивление и ощущение прикосновения к загадочному. Учение Сеченова об отражательной роли мозга бло поддержано и развито в трудах Павлова и его школы. Обоснованные принципы невризма, детерминизма, учение об условных реакциях позволили физиологических позиций подойти к вопрсу об произвольных и непроизвольных реакциях. Было доказано , что в основе произвольных движений лежат корковый анализ и синтез афферентных сигналов, идущих от экстерорецепторов и интерорецепторов ( проприоцепторов). Весь механизм волевого движения условен , ассоциативный процесс подчиняется всем законам ВНД. Павлов подчеркивает роль речи и образных представлний в установлении двусторонних связей кинестетических клеток с двигательными, с клетками корковых отделов анализаторов. Идеомоторная тренировка как один из главных компанентов входит в многие модификации аутотренинга. Павлов подчеркивал связь ЦНС и адаптационного поведения с движениями, тонусом мускулатуры, имеющие обширное корковое представительство. Известно, что мышечное напряжение является компанентом страха и других отрицательных эмоций. В ответ на эмоциогенные раздражители регистрируются вегетативные, биохимические, моторные изменения. Так отрицательные эмоциональные состояния всегда сопровождаются активацией скелетной мускулатуры, а расслабление наблюдается при положительных эмоциях, состоянии покоя , уравновешенности. Поэтому понятен физиологический смысл волового расслабления мышц, тренировки этого, а также роль самовнушения на фоне релаксации, вызывающей фазовые состояния в коре. Сложный сигнал или образ , вызванный при повторении в тренировке ведет к образованию условных кортико-висцеральных реакций и реализации желаемых сдвигов, повышении уровня саморегуляции. Непроизвольное можно сделать произвольным , но только с помощью второй сигнальной системы. Ограниченные значения в понимании механизмов внушения имеют устойчивые фазовые состояния между сном и бодрствованием, отличающиеся различной степенью выраженности и интенсивностью процессов торможения в коре. Одной из наиболее существенных является возможность воздействия на некоторые психифизиологические фуекции в обход сознательного контроля. Лурия , проводив нейрофизиологические и психифизиологические исследования сделал вывод, что речь является одним из наиболее существенных средств регуляции поведения человека, поднимающего отдельные непроизвольные реакции до уровня сложных произвольных действий и осуществляет контроль за протеканием внешних, сознательных форм человеческой деятельности. Существеннон значение для психотерапии имеютположения о регуляторном влиянии речи при патологических состояниях и речевом воздействии на общую нейродинамику. Теорию функциональных систем Анохина также необходимо учитывать в изучении механизмов воздействия АГТ на организм и личность. Эта теория продолжает учение Павлова и вводит качественно новые понятия о специфических механизмах динамической активности в целостную систему поведенческого акта. Анохин обосновал, что совокупность отдельных эффекторных проявлений или их сочетаний не образуют поведенческого акта, а лишь их согласованность в интегративной деятельности мозга определяет суммарное выражение и сам феномен поведенческого акта. Поведенческий акт определяется конкретным результатом, на достижение которого направлен этот акт. В структуру поведенческого акта должна быть вкл.чена цель, без которой невозможно объяснение адаптивной деятельности организма .С учетом данной теории изучение структуры любого поведенческого акта , в основе которого лежат мотивации и трансформированный прошлый опыт пациента должно всегда предшествовать психотерапевтическому воздействию. Именно представления о системной организации физиологических, психических, поведенческих реакциях должны найти отражение в решении целого ряда вопросов психотерапии, в раскрытии механизмов АГТ. 2.Нейрофизиологические эффекты тренированной мышечной релаксации. Словесный сигнал или образ , вызванный словом, при систематическом повторении в процессе АГТ ведет к образованию условных кортико-висцеральных реакций. Давно доказана связь функционального состояния с тонусом поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры. G Тренированная мышечная релаксация является и пусковым, и базисным элементом АГТ. G Во время релаксации наступает некоторое снижение АД, замедляется сердечная деятельность, дыхание становится более медленным и поверхностным. Постепенно можно приобрести навыки целенаправленного управления деятельностью сердца. G АД у лиц у лиц с гипертонией нормализуется за счет систолического давления, у лиц с гипотонией почти не изменяется. G При выполнении первого упражнения температура тыла кисти увеличилась на 1,5°, а ректальная понизилась на 0,8°С. G Кривая кожно-гальванического рефлекса осталась плоской. G Можно также наблюдать понижение перистальтической активности ЖКТ, что сопровождается редукцией боли, увеличением кровотока и моторики желудка, понижением кислотности желудачного сока. G Релаксация часто сопровождается сонливостью, которая может переходить в сон. G электрическая активность головного мозга у одних близка к той, которая бывает во время бодрствования, у вторых приобретает особенности просоночных состояний, у третьих напоминает напряженное бодрствование. G Во время мышечной релексациичаще наблюдаются изменения ЭЭГ, указывающие на преобладание тормозных процессов в коре , а в период максималього сосредоточенного внимания ЭЭГ процессы , свидетельствующие о концентрации внимания, бодрствовании коры. G В состоянии релаксации увеличивается объем кровотока.G В состоянии релаксации происходит изменение лабильности нейронов, в результате появляются новые свойства и происходят парадоксальные реакции. Вероятно состояние релаксации – это переходное состояние между сном и бодрствованием- гипнотическое фазовое состояние. Вызвано оно самовнушением и при этом состоянии торможение в одних областях может сочетаться с концентрированным возбуждением в других. Процессы торможения распределяются в коре избирательно. Благодаря этому возникает контроль за переживанием и осуществлением дальнейших самовнушений. Каждое движение состоит из рецепторного и моторного компанентов. Релаксация весьма специфический процесс, при котором существенно изменгяются соотношения рецепции и моторики и отражение их в сознании. Принимая все раздражения от экстеро- и интерорецепторов ретикулярная формация (РФ)не только осуществляет переработку, но и специфически активирует кору в зависимости от характера поступающего раздражения. РФ имеет самые непосредственные связи с висцеральным мозгом, интегрирующим раздражения от органов чувств и внутренней среды организма человека, которые определяют психологические феномены состояния и самочувствия. Корковая деятельность может оказывать определенные влияния на активационно- регуляторные механизмы субкортикальных структур, обеспечивающих ее же функционирование. Эволюционно сложившиеся связи коры , вегетативной, висцералоной, эндокринной, эмоциональных систем ( через системы прямых и обратных связей) позволили предполагать, что воздействие на одну из этих систем неизбежно должно вызывать определенные изменения в функционировании остальных. G Расслабление мускулатуры от различных факторов сопровождается снижением эмоциональной реактивностии ослаблением невротической симптоматики. АГТ предполагает активное вовлечение сознания в терапевтический процесс и осуществляется именно на основании активации сознания. Она направлена на максимальное использование стимуляцию резервных возможностей интегративной деятельности корына основе перестройки субкоординационных нервно-регуляторных корково-подкорковых механизмов. G Ряд испытуемых научились самовнушением вызывать изменение ЧСС, общую мышечную каталепсию с восковой гобкостью, усиливать способность визуальзации представлений, просыпаться в заданное время, влиять на скорость восприятия и время простой реакции. G Присамовнушении можно достгнуть повышение внимания, скорость восприятия. G В процессе АГТ может быть достигнута глубокая анестезия. 3. Нейропсихологические эффекты комплекса упражнений АГТ. Основные нейропсихологическе эффекты связаныс развитием способности к образным представлениям, улучшением памяти, усилением рефлексивной способности сознания, возможностей саморегулирования произвольных функций и формирование навыков к сознательному управлению непроизвольными функциями. Особенно демонстративно влияние АГТ на память. В процессе АГТ повышается способность к запоминанию иностранных слов, появляется гипермнезия. С помощью АГТ можно целенаправленно вызывать у себя гипнотическое состояние с Эффектами автоматической речи и автоматического письма. Возможно также погружение в состояние общей каталепсии. G АГТ повышает скорость сенсомоторного регулирования, способствует концентрации внемания и повышению эмоциональной устойчивости, стабилизации настроения и поведенческих реакций, нормализации сна, снижению тревожности, внутренней напряженности, развитию уверенности в себе, улучшению социальной адаптации и общительности. G АГТ увеличивает способности к психофизиологической мобилизации резервных возможностей личности и организма человека. G Краткосрочный отдых в аутогенном расслаблении ведет к быстрому восстановлению сил и снижает развитие утомления при значительных физических нагрузках. В эволюционном аспекте формирование внешних психических функций и разума , реализующих преимущественно внешние коммуникативные и регуляторные функции, не могло не привести к изменению структуры и функции связей внутренней гомеостатической регуляции. Практика медицины будущего связана с проблемами адаптивного реагирования и сознательного управления этими процессами. Возможно нет неуправляемых функций, а есть функции, задача опроизволивания которых раньше не ставилась. Действенность самовнушения при АГТ вероятно объясняется тем, что оно проводится в состоянии релаксации и сопровождается развитием легкого гипнотического фазового состояния. В этом состоянии следовой раздражитель может приобрести большую силу воздействия , имеет значение и то, что самовнушения многократно повторяются для регулирования непроизвольных вегетативных функций, необходимо много раз вызывать представления, направленные на эту функцию. Повторяется путь от представления к ВЦ, регулирующий функцию. Этот механизм играет существенную роль в патогенезе неврозов. Во время АГТ снижается поток интеро – и экстерорецепции импульсов , поступающих в РФ , ведет к ослаблению оказываемого ею тонического влияния на кору ГМ и к снижению уровня бодрствования. В зависимости от солдержания самовнушения кора оказывает тормозящее или возбуждающее действие на РФ. В результате повышается или понижается активность функциональных систем ГМ. Психика человека имеет свое гомеостатическое состояние, стабильность которого обеспечивается осознаваемым целенаправленным самовоздействием и с помощью некоторых неосознаваемых механизмов. G Такое большое внимание к изложению теоретических основ и механизмов необходимо для понимания сути процессов происходящих в ходе АГТ и для осознанного и более эффективного применения метода. GG IV. Клинические варианты АТ. Общепризнанным создателем метода аутогенной тренировки является Иоганнес Генрих Шульц. По своему характеру является синтетическим методом, объединившим в себе ряд эмпирических и научно обоснованных открытий, сделанных в различных областях психхотерапии. Можно выделить пять основных источников , с которыми в той или иной степени она связана и на основе которых сформировалась в ее современном виде: это практика использования самовнушения так называемой малой нансийской школой ( Ch.Baudon, E. Coue), эмпирические находки древнеиндийской системы йогов и исследования ощущений людей при гипнотическом внушении ( I. Shultz), психофизиологические исследования нервно- мышечного компонента эмоций ( Е.Jakobson), рациональная психотерапия. Основные составляющие элементы психотерапевтического воздействия и источники аутогенной тренировки. Метод ДжейкобсонаТренированная Мышечная релаксация |
Асаны Регуляция мышечного тонуса Дыхательная гимнастика. |