Научная Петербургская Академия

: Неврозы детей. Причины и следствия

: Неврозы детей. Причины и следствия

РОССИЙСКИЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

по курсу КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

на тему: “НЕВРОЗЫ ДЕТЕЙ, ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ”

1997 год, Москва

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Введение

2. Мнение о проблеме детских неврозов: А.И.Захаров

3. Выводы: невроз детей - можно ли избежать?

4. Библиография

1. ВВЕДЕНИЕ

Данная тема по своей актуальности заслуживает внимания не только специалистов

в области детской невропатологии, но и, прежде всего, родителей, воспитателей

детских садов, учителей. С каждым годом возрастает количество детей, которым

поставлен диагноз какого-либо нервного заболевания. По данным исследований

А.И.Захарова к окончанию младшей школы здоровых детей меньше половины.

Причины такого явления кроются не только в сложной социальной обстановке, но

на много глубже.

Опасность этого заболевания кроется не в его тяжести или неизлечимости

(невроз - излечим), а в отношении к этому заболеванию. Большинство родителей

просто не обращают на первые признаки неврозов или нервных расстройств у

своих детей, вторая часть - если и обращает внимание, то относится достаточно

поверхностно (“само пройдет”), и лишь незначительная часть предпринимает

реальные действия для исправления положения. По мнению школьных педагогов и

психологов к средним классам диагноз нервного расстройства можно поставить

большинству детей, а фактически здоровыми можно назвать лишь единицы. Если

учесть, что невроз появляется не в школьном возрасте, а гораздо раньше, и к

школьному возрасту часть детей приходят с устойчивыми нервными нарушениями,

то можно сделать печальные выводы.

Пословицы говорят: “Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер -

пожнешь судьбу”, “Привычка - вторая натура”. Народная мудрость тонко

подметила связь между образом жизни, который закладывается еще в детстве, и

отношениями человека с окружающими его людьми, из которых действительно

складывается его судьба. Если ребенку в детстве родители постоянно внушали,

что он:” тюфяк, разгильдяй, оболтус”, то рано или поздно в это начинает

верить. Но сначала внутри ребенка происходит конфликт, потому что он знает,

что он не такой плохой, что он старается порадовать своих родителей, а они

этого не замечают, стараясь подогнать ребенка под свои мерки. Из этого

конфликта “вытекает” нервное напряжение, с которым ребенок под час не может

справиться. Возможно два варианта решения ребенком этой проблемы: либо он

приспособиться под непомерные требования взрослых и спрячет свои личностные

качества, но будет вынужден искать механизм защиты собственного “Я”

доступными для него способами, либо он будет сопротивляться, что породит

множество конфликтов с родителями. И то и другое неизбежно приведет к

повышенному нервному напряжению, а если родители не сменят свою

“воспитательную политику”, то у ребенка возникнет нервное расстройство,

невроз, который подрастающий человек понесет с собой во взрослую жизнь.

Напрашивается закономерный вопрос: вырастут ли эти дети полноценными

личностями, будут ли они удачливы и счастливы? Напрашивается соответствующий

ответ. В книге Вл. Леви “Нестандартный ребенок”* описывается случай, когда

родители обратились к психологу по поводу своего ребенка: мальчик перестал

убирать свою постель. Сколько лет вашему мальчику? - спросил психолог. 25 -

ответили родители - он уже 3 года как женат. Причина оказалась лежала на

поверхности - родители воспитывали своего ребенка так, как хотелось им,

принудили поступить в институт по их выбору. Вот “ребеночек” и взбунтовался.

Судя по масштабу распространения этой проблемы - в недалеком будущем нам

грозит “полная невротизация населения”. Общество состоящее в большинстве

своем из невротиков не сможет гармонично существовать в дальнейшем. Чем может

обернуться проблема детских неврозов в дальнейшем, говорить не приходится.

· Вл.Леви “нестандартный ребенок” М., 1989год

Может показаться, что я сгущаю краски и рисую апокалиптическое будущее. Да,

проблема важна, очень. Но все больше родителей придает значение здоровью

своих детей и своих семей в целом. К сожалению, большинству из них приходится

действовать методом проб и ошибок, но самое главное - они хотят вырастить

здоровых детей. Задумываются о профилактике детских нервных заболеваний и

стараются не допускать их. Никто не спорит - современная жизнь стала сложной,

лишенной стабильности и полна стрессов. В данных условиях жить и растить

новое поколение будет легче только здоровому человеку и физически, и

морально, но в первую очередь психически.

Современная семья “представляет собой не застывшую социальную организацию, а

динамическую микросистему, постоянно находящуюся в диалектическом развитии.

Общеизвестны определенные изменения, происшедшие в структуре семьи:

уменьшение размеров семьи и количества детей, уменьшение роли старшего брата

и сестры, исчезновение резкой дифференциации между членами семьи в целом” -

пишет А.И.Захаров в книге “Неврозы детей”*. Сюда же можно добавить и смешение

половых ролей в обществе: становится все более заметна феминизация мужчин и,

обратно, мускулюнизация женщин. Мужчины все больше отстраняются от воспитания

собственных детей (хотя надо отметить, эта тенденция существовала и раньше),

стараются сложить с себя как можно больше ответственности за этот процесс.

Женщины предлагают своим детям стереотип модели поведения (согласно половой

дифференциации в обществе), не соответствующий действительности: для

мальчиков - образец смеси “прекрасного принца” и “Шварценегера”, не

подкрепленный личным примером отца, для девочек до сих пор действует

стереотип поведения скромной, домовитой женщины, хотя перед глазами ежедневно

пример собственной матери, не соответствующий реальной женщине в современном

обществе.

Современные социальные психологи отмечают изменения происшедшие в нынешней

семье. Намечается тенденция к формированию нового типа семьи. Отношения между

родителями изначально в семье строятся скорее на принципах товарищества,

нежели на принципах главенства того или иного члена семьи (по патриархальному

или матриархальному укладу). Но процесс становления новой семьи труден и

болезнен, так как новые роли еще не до конца освоены: мужчин в семье еще

тянет стукнуть кулаком по столу и сказать: ”Кто в доме хозяин?”, женщины,

воспитанные старшим поколением в ином ключе, вынуждены приспособиться к

современным условиям и вести себя более активно , тоже претендуют на роль

главы семьи. Множество семей распадается, не перейдя 5-летний рубеж

существования. Но так как в большинстве семей уже есть дети, то прежде всего

они расплачиваются за ошибки взрослых. Что, в свою очередь, способствует

возникновению неврозов и других нервных заболеваний детей.

На мой взгляд, причины сложных взаимоотношений между родителями и детьми, а,

в свою очередь и в большинстве случаев, причины повышенной нервозности детей,

кроются в несостоятельности родителей, не способности выполнять материнские и

отцовские обязанности из-за инфантилизма людей, создающих семью. Современные

родители по инерции продолжают жить своими проблемами, не задумываясь о

судьбе своих детей. Современные родители, по определению Дж.Пирса,

“рассоединенные” , они существуют рядом, но не вместе. Каждый из членов

семьи занимается своими проблемами, забывая, что ребенок нуждается в

постоянном любви, внимании и заботе, понимании своих проблем, которых у него

много. Вместо этого современные родители стараются как можно раньше

переложить воспитание собственного ребенка на детские учреждения, занимаясь

тем временем собственной карьерой и собственной жизнью. Что в свою очередь не

способствует здоровью ребенка во всех

* А.И.Захаров “Неврозы у детей” Изд-во Дельта, СПб ,1996г, стр.18

отношениях. Предвижу возражения, что современная жизнь заставляет принимать

решения, не соответствующие собственным стремлениям. На что могу ответить:

компромисс можно найти всегда, было бы желание. Термин “Воссоединение в

родительстве”, предложенный ,Дж.Пирсом*, на самом деле - актуальное

требование к современной семье, реально выполнимое в современных условиях.

Оно поможет предотвратить большинство случаев нервных заболеваний детей, что

в свою очередь обеспечит психическое здоровье подрастающего поколения.

Дети уносят во взрослую жизнь тот стереотип отношений, который закладывается

в детстве. Если малыш часто видит ссоры родителей, то в последствии принимает

их за норму жизни, вырабатывает привычку к подобным отношениям. Став, в свою

очередь родителем, подсознательно реализует заложенное в детстве

представление в собственной семье. По моему мнению, в современную школьную

программу надо включить предмет “Родительство”, обучая , что называется “с

младых ногтей” премудростям этой сложной науки. Так как пока что редкую

нынешнюю семью можно взять за пример для подражания - гармония семейных

отношений вероятнее всего создаст благоприятную почву для воспитания

гармоничной личности (конечно, ни кто не застрахован от ошибок).

______________________

Дж.Пирс “Волшебный ребенок вырастает” Самиздат

2. МНЕНИЕ О ПРОБЛЕМЕ ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ: А.И.ЗАХАРОВ

По мнению А.И.Захарова существуют несколько видов неврозов. В своей книге

“Неврозы у детей” он перечисляет их в следующем порядке:

1. Невроз страха *. Пример девочки 6-ти лет описывает данный вид невроза.

“Мы знаем, что, когда возникают такие состояния, чаще всего речь идет о

страхе смерти. Он проявляется в той или иной степени у всех детей в возрасте

5-6 лет. ... Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями; но

только в том случае, если в семье существует жизнерадостная эмоциональная

атмосфера... А если ребенок и прежде был беспокойным , то подобное

беспокойство резко усиливает возрастной страх смерти, и вот вам набор

невротических страхов, как у этой девочки ( боязнь лифта, пожара, огня,

болезни, машин и т.д.). Все эти страхи мотивированы, по существу, одним:

боязнью, что может что-то случиться. В своем максимальном выражении это “что-

то” означает смерть: от пожара, болезни и т.д. ...Источником подобных страхов

была мать, тревожная по характеру, и всего этого боявшаяся в детстве”.

А.И.Захаров видит причину передачи материнских страхов дочери в такой

особенности психологического развития ребенка, как “феномен ролевой

идентификации “ - в возрасте 4-5 лет девочки хотят в играх изображать себя

мамой, мальчики 5-8 лет - отца.

Так и в данном случае девочка подсознательно, незаметно усвоила материнский

способ поведения.

2. Неврастения *.

“Болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребенка. Он не

в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее считает

себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями”.

Чаще всего это происходит от неспособности родителей принять ребенка таким,

каков он есть на самом деле. Ребенок, в свою очередь не может понять, почему

родители так строги к нему, ведь он так старается делать то, что они требуют.

Противоречия самих родителей приводят ребенка к нервному перенапряжению,

неврастении. Говорить о здоровой психике ребенка не приходится - конфликт

родителей с ребенком, воспринимается последним, как собственная

неполноценность. На самом деле, приходится удивляться терпению детей в таких

ситуациях. По словам Захарова, родители по его просьбе подсчитали сколько

замечаний в день они сделали своему ребенку: около 300 противоречивых

требований ( не просьб, обращений, а требований и приказов).

Другой причиной подобного невроза может быть переключение внимания родителей

на другого ребенка, появившегося в семье, неспособность самих родителей

равномерно распределять внимание между всеми детьми в семье. Часто, упреки в

адрес старшего (в такой ситуации реже бывает наоборот) ребенка бывают

несправедливы и мотивированы тем, что “он старший, на нем больше

ответственности, он сам должен понимать”. Как правило оборачивается такая

ситуация нервными срывами, тиками, а в худших случаях неприкрытой агрессией к

младшему брату или сестре. Так страдающий ребенок понимает причину снижения

своего рейтинга у родителей.

· А.И.Захаров “Неврозы у детей” . Невроз страха -стр.61

· неврастения

- стр.66

3. Истерический невроз*.

“Его внешние проявления, видимо, знакомы всем: ребенок чрезмерно капризен, то

и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. Но подобный невроз надо

отличать от патологии характера, которая бывает в более старшем возрасте”.

Можно добавить: надо отличать от педагогической запущенности, но причина - та

же. Родители до определенного момента потакали возрастающим требованиям чада,

но потом ввели ограничения, поступив непоследовательно - ведь ребенок не

понимает смену логики родителей. “Главное отличие: ребенок не хочет быть

таким; он устраивает сцены, хотя и страдает от этого. Но ничего с собой не

может сделать, это происходит помимо его воли”.

Причины возникновения такого поведения Захаров видит в вышеуказанной причине:

непоследовательность в воспитании родителей и ближайшего окружения - бабушек

и дедушек. За примером далеко обращаться не надо, он взят из жизни. Приехала

свекровь, которая видит своего внука раз в год, решила проявить

“педагогическую чуткость. “Ребенку нельзя говорить нет” - сказала она мне.

Ребенок требовал достать специально спрятанные от него сладости перед обедом.

Малыш почувствовал, что здесь он не получит сопротивления, заставил бабушку

поднять его на нужную высоту и сам достал искомое. Перед этим устроив

небольшую истерику для острастки. Хуже было, когда бабушка уехала -

невозможно было объяснить, почему ему запрещают то, что вчера разрешили.

Другую причину истерического невроза Захаров называет обратную сторону такой

ситуации: не повышенное внимание к ребенку, а наоборот, полное отсутствие

такового. Дети, лишенные эмоционального внимания, по мере накопления дефицита

внимания устраивают демонстрации. Но, как правило, натыкается на стену

непонимания - всегда тихий и незаметный ребенок превращается в неуправляемого

буяна. “Ты нам такой не нравишься” - как бы говорят родители. Таких детей

называют “невостребованными”.

На самом деле проблема “невостребованных детей” характерна для поколения 60-

80х годов, когда молодые родители были заняты устройством личной жизни и

карьеры, лишь у малого количества родителей была возможность заниматься

домашним воспитание детей, остальные были лишены такой возможности, вынуждены

были отдавать своих детей в детские ясли и сады. Можно сказать - веяние

времени.

4. Невроз навязчивых состояний*.

Последний невроз, описанный Захаровым. “...Обычно проявляется в более старшем

школьном возрасте”. Состояния, при которых ребенок испытывает потребность

совершать какие-либо действия, так как, по его мнению, это несет в себе

защитные элементы. На самом деле, это и является механизмами защиты, как

тики, однообразные движения, или респираторные явления (по мнению

В.И.Гарбузова).

Корни этого невроза - те же, семейные отношения, вернее их нарушения.

Повышенная требовательность родителей, требовательность - ради требований,

принципиальность - вопреки здравому смыслу. Родители требуют беспрекословного

подчинения от ребенка, воспитание напоминает муштру. У детей в таких семьях

возникает мнительность, боязнь нарушить требования родителей (о взрослых,

выросших в таких условиях говорят: ”Пуганная ворона куста боится”).

*А.И.Захаров “Неврозы у детей” Истерический невроз - стр.69

Невроз навязчивых состояний - стр.70

3. ВЫВОДЫ: НЕВРОЗ ДЕТЕЙ - МОЖНО ЛИ ИЗБЕЖАТЬ?

А.И.Захаров видит причины детских неврозов в несовершенстве семейных

отношений. Но, таким образом, проблема становится похожа на замкнутый круг:

родители несут из своего детства свои страхи проблемы, перекладывая их на

плечи порастающих детей, те в свою очередь - на плечи своих детей. И так

можно продолжать долго, пока кто-либо из этой цепочки не остановится и не

задумается, как исправить это положение. Сознательное родительство, то есть

полное осознание свей ответственности как родителя и воспитателя многим мамам

и папам помогло решить проблемы своей семьи и растить своих детей

относительно здоровыми. Дети, чувствуя в родителях, прежде всего любовь,

находя опору и понимание более безболезненно проходят кризисные моменты своей

жизни.

Очень важный момент, которому Захаров придает большое значение - период до

рождения ребенка. Насколько ребенок будет желанным в семье, в каком состоянии

находится сама семья на момент появления ребенка в семье.

Старинная притча говорит: когда к древнему мудрецу пришли молодые родители,

ребенку которых было 10 дней, и спросили: “Когда нам начинать воспитывать

своего ребенка?” На что мудрец им ответил: “Вы опоздали на 9 месяцев и 10

дней”.

На самом деле, никто не требует совершенства от родителей, все имеют право на

ошибки, но многих из них можно было бы избежать. Для начала решить

собственные проблемы и проблемы взаимоотношений в семье. Ясное понимание

такого решения в будущем гарантирует и психическое здоровье ребенка в семье,

а так же гарантия, что большинство ваших проблем не перейдут бесполезным

багажом в жизнь наших внуков.

Не менее важно понимание чувства меры - “Ничто не яд, ничто не лекарство -

главное мера”. Избыток неоправданного внимания, этакое “всевидящее око”,

родителей может породить в ребенке неуверенность в собственных силах,

различные комплексы, так же может привести к возникновению невроза.

Адекватное отношение к возрасту ребенка (кстати, большинство родителей не

может спокойно принять темпы взросления собственных детей - здесь возможны

полярные мнения, то им кажется, что ребенок еще слишком маленький, то

предъявляются требования, не соответствующие возрасту ребенка) - сложность,

которую не многие могут преодолеть спокойно. Понимание и уважение к личной

жизни ребенка соблюдается далеко не всеми родителями, но это относится уже к

разделу этики самих родителей.

Многие родители воспринимают собственного ребенка, как еще один шанс для

воплощения собственных амбиций и нереализованных возможностей. Как и чем

расплачиваются дети таких родителей, по-моему, не требуется рассказывать.

Действительно, перечислять причины детских неврозов можно долго. Главное

понять, что причины нервных заболеваний детей кроются не в несовершенстве

детской природы, а в ошибках воспитания. Некоторые родители, водя своих детей

по врачам, допытываясь, отчего у ребенка тик, энурез, заикание, страхи,

говорят о посторонних причинах заболевания. Но поступая так, валят “с больной

головы на здоровую” - если здесь уместен такой каламбур. Первопричина в них

самих. Не состоятельность как родителей.

Конечно, нельзя забывать, что спровоцировать выход невроза “на поверхность”

может какой угодно напряженный момент - облаяла собака, резко просигналила

машина, несправедливость учителя, но надо помнить, что основа закладывается в

раннем детстве.

Сложности семейных отношений не должны служить поводом для оправдания

собственной невнимательности к своим же детям.

В кабинете у моего отца висел плакат: “Кто хочет работать - работает, кто не

хочет - ищет оправдания собственной бездеятельности”. Перефразируя, можно

сказать: “Кто хочет вырастить гармоничного ребенка - прикладывает усилия для

достижения своей цели, кто хочет заниматься только собой - ищет оправдания

собственной бездеятельности”.

Говоря о детских неврозах, надо постоянно помнить, что это заболевание

получают в виде наследства от своих собственных родителей. А.И.Захаров

постоянно подчеркивает, что неврозы у детей - заболевания не генетические, но

обусловлены состоянием родителей на момент рождения малыша.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. А.И.ЗАХАРОВ “НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ”, изд-во “Дельта” , СПб, 1996 год

2. В.И.ГАРБУЗОВ “НЕРВНЫЕ ДЕТИ” Ленинград 1990 год (?)

3. В.ЛЕВИ “НЕСТАНДАРТНЫЙ РЕБЕНОК” Москва 1989 год.

4 Дж.ПИРС “ВОЛШЕБНЫЙ РЕБЕНОК ПОДРАСТАЕТ” , Самиздат.



(C) 2009