Научная Петербургская Академия

Лекция: Лекция по психологии

Лекция: Лекция по психологии

Предмет и задачи психологической науки

1. Общая характеристика психологии как науки

2. Сравнение житейской и научной психологии

3. Основные отрасли психологии

4. Основные направления психологии

5. Методы исследования в психологии

1. Общая характеристика психологии как науки

В дословном значении психология это – знания о психике, наука изучающая ее.

Психика – это свойство высоко организованной ма­терии, субъективное отражение

объективного мира, необ­ходимое человеку или животному для активной

деятельности в нем и управлении своим поведением. Сознание – это высшая форма

психики, необходимая для организации общественной и индивидуальной жизни

людей, для их совместной трудовой деятельности. Здесь психология проявляется

как совокупность типичных для человека или группы людей, способов поведения,

общения, познание окружающего мира, убеждение и предпочтение черт характера.

Например, психология студента, женская психология. Общей задачей психологии

является изучение психики человека (и животных) и его психологии.

2. Сравнение научной и житейской психологии

Существует 2 разных области психологи знания – научная и житейская

психологии, и если научная психология возникала сравнительно не давно, то

житейская всегда была включена в различные виды человеческой практики.

Условием существования человека является определенной сознательное

представление и окружающего мира и своего места в нем. Знание конкретных

психологических закономерностей позволяет людям понимать друг друга,

управлять собственным поведением. Годом рождения научной психологии считают

1879 г. (Лейпциг, Германия). Основатель лаборатории психологии, а затем

института психологии является В. Вундт (1832-1920 г.). Согласно Вундту

предметом изучения психологии является сознание, а именно состояния сознания,

связи и отношения между ними, законы которым они подчиняются. Отечественные

ученые психологии считают, что предметом психологии является закономерные

основы функционирования и развития психики. Основное отличие научной психики

от житейской заключается в том, что для житейской поле исследовательской

деятельности практически бесконечно, в научной психологии происходит резкое

сужение поля исследовательской деятельности. С ограничением предмета и

появлением специальных методов его исследования связаны и остальные различия

научной и житейской психологии: 1) откуда и каким путем приобретаются

психологические знания; 2) в каких формах они сохраняются; 3) благодаря чему

передаются, воспроизводятся. Научная психология является системой

теоретических (понятийных), методических и экспериментальных средств познаний

и исследование психологических явлений.

3. Основные отрасли психологии

Отрасли психологии можно различать по нескольким критериям: 1) по сферам

деятельности, нужды которых обслуживаются, т.е. по тому, что делает человек

(психология труда, педагогическая психология); 2) по тому, кто именно эту

деятельность выполняет, т.е. является ее субъектом и вместе с тем объектом

психологического анализа (субъект: человек определенного возраста –

возрастная психология); 3) по конкретным научным проблемам, например,

проблемам связи, нарушением психики с мозговыми поражениями

(нейропсихология).

4. Основные направления психологии

Психоанализ, бихевиоризм, гештальт психология, гуманистическая психология.

Психоанализ первоначально сложился как метод лечения неврозов, основная его

идея – поведение человека определяется не только и не столько сознанием,

сколько бессознательностью. Пути проявления бессознательного – ассоциации,

сны, случайные действия в нашей жизни. Бихевиоризм – направление американской

психологии отрицающее сознание, как предмет психологии и сводящее психику к

различным формам поведения. Поведение – это совокупность реакций организма на

стимулы внешнего мира. Основатель направления Дж. Б. Уотсон. S-R (стимул -

реакция) – предложил Уотсон. Каждой ситуации – стимулу соответствует

определенное поведение и реакция. Они отрицали сознание. Бихевиористы

считали, что человек подобен животному и его реакции подобны животному.

Торндайк показал, что научение во многих случаях может быть результатом проб

и ошибок. Любое поведение определяется своими последствиями. Гештальт

психология (гештальт (нем.) – форма, конфигурация, организация). Это

направление возникло в Германии. Основные представители: М. Верткаймер, К.

Коффка, В. Келлер. Предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются

чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованное целое. Основные

два понятия гештальт психологии: фигура и фон. Фигура – замкнутая,

выступающая вперед, привлекающая внимание часть, а фон окружает фигуру и

кажется непрерывно продолжающимся за ней. Гуманистическая психология

(экзистенциальная психология) – основные понятия: личность, как уникальная

ценностная система, которая представляет собой ни ничто заранее данное, а

открытую возможность самоактуализации. Главный представитель: А. Маслоу.

Пирамида потребностей человека – самоактуализация (вершина треугольника),

самоуважение, принятие и любовь, потребность в безопасности, физиологическая

потребность в еде и сне (основание треугольника). Основные положения

гуманистической психологии: 1) человек должен изучаться в его целостности; 2)

каждый человек уникален; 3) человек открыт миру, переживания человеком мира и

себя в мире главная психологическая реальность; 4) жизнь должна

рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; 5) человек

наделен потенциалами непрерывного развития и самореализации; 6) человек

обладает определенной степенью свободы; 7) человек активное, творческое

существо.

5. Методы исследования в психологии

Основные методы – наблюдение, эксперимент, беседа, тестирование и анкетирование.

Эволюционное развитие психики и сознания

1. Уровни поведения и эволюционное развитие психики

2. Сознательная деятельность человека

3. Психологическая характеристика сознания

4. Возникновение и развитие сознания

5. Сознание и бессознательность

1. Уровни поведения и эволюционное развитие психики

1859 г Ч. Дарвин: «Все существующие ныне растения и животные происходят от одной

формы жизни и являются результатом эволюции, продолжающейся миллионы лет». В

настоящее время насчитывают »12 млн. Различных форм бактерий и растений,

включая и животных, принадлежащих к 1,2 млн. видов. Дарвин после экспедиции

совершенной им пришел к выводу, что все виды достигли своего многообразия в

результате изоляции, когда та или иная группа была отделена от другой морским

проливом или горной цепью. Дарвину нужно было объяснить, почему эволюция данной

группы шла именно в таком направлении. Дарвин основывался на теории о

человеческом обществе Томаса Мальтуса. По мнению Мальтуса рост численности

населения происходит гораздо быстрее, чем рост источников пропитания. В случае

голода или войны, когда пищи становится недостаточно, возникает конкуренция и в

борьбе за существование побеждает сильнейший. Этот принцип был перенесен с

человеческого общества на общество растений и животных. (Как в растительном

мире осуществляется борьба за существование?) С точки зрения теории эволюции

даже самые простые среди живых организмов, благодаря отбору, обладают

поведением адаптированным к их образу жизни. Уровни развития поведения: =

тропизм – это движение простейших живых организмов и растений, возникающее в

результате внешних воздействий. Фототропизм – тенденция живых

организмов двигаться под воздействием цвета. Термотропизм – тенденция

живых организмов двигаться под воздействием тепла. Хемотропизм

тенденция избирать определенную физико-химическую среду. Топотропизм

тенденция к движению под воздействием механического раздражителя. В основе всех

этих реакций лежат биохимические процессы. Обмен веществ является основой

саморегуляции организма. = таксисы – характерны для простейших одноклеточных

организмов (инфузория туфелька). С помощью очень простых автоматических

движений туфелька направляется ко всему тому, что похоже на пищу и удаляется от

любых неприятных раздражителей. Общая и при том механическая ориентация

организма по отношению к источнику раздражения называется таксисом. = рефлекс –

впервые возникают у кишечно-полостных животных. Медуза – ее примитивная нервная

система состоит из нервных клеток, которые связаны между собой подобием

рыболовной снасти. Рефлекс – это цепь событий, когда сигналы от какого-либо

органа чувств передаются с помощью нервной системы и вызывают автоматическую

реакцию. Безусловный рефлекс является врожденным и проявляется только при

строго определенном постоянстве внешней среды. В течении жизни под воздействием

внешних факторов происходит перепрограммирование врожденных рефлексов и

образуются условные рефлексы (писать под диктовку). Таксисы и рефлексы – это

простые и стереотипные реакции характерные для самых примитивных животных.

Следует различать инстинктивное поведение и инстинкт. Инстинктивное поведение –

комплекс врожденных и приобретенных компонентов. Инстинкт – часть

инстинктивного поведения, наименее пластичный его компонент, основан на

безусловном рефлексе и направленный, как правило, на удовлетворение

биологических потребностей. = научение – это сформированные, автоматически

осуществляемые движения, не требующие сознательного контроля и специальных

волевых усилий для его выполнения. С развитием способности к научению

эволюционно более продвинутые виды получали возможность изменять свое поведение

в зависимости от обстоятельств и адаптироваться к изменениям среды. Человек

смог выработать способность устанавливать связь между различными элементами

ситуации и выводить из нее правильное решение, путем умозаключений, не прибегая

к пробным действиям, производимым неудачно. Основные черты поведения животных:

1) интеллектуальное поведение животных сохранило свою связь с биологическими

мотивами и не может перейти за их границы; 2) интеллектуальное поведение

животных всегда определяется непосредственно воспринимаемыми стимулами или

следами прежнего опята; 3) заключены в ограничении источников этого поведения.

2 источника – программы заложенный в видовом опыте и источником поведения

является непосредственно опыт. Эти 3 черты сохраняют основные особенности

всякого поведения животных.

2. Сознательная деятельность человека

Основные отличительные черты сознательной деятельности человека: 1) Они

всегда связаны с биологическими мотивами. Встречаются ситуации, при которых

сознательная деятельность входит в конфликт с биологическими мотивами и

подавляет их. Самый распространенный пример – человек бросается спасать

других из огня пожара; 2) Деятельность человека вовсе не обязательно

определяется наглядными впечатлениями получаемыми от среды или следами

прошлого опыта. Человек абстрагироваться от них. У человека появляется

усвоение общечеловеческого опыта, накопленного до него предшествующими

поколениями.

3. Психологическая характеристика сознания

Рефлексивная способность сознания, т.е. готовность к познанию других психических

явлений и самого себя. Без наличия этих способностей человек никогда не смог бы

даже представить что у него есть психика. Таким образом, психологическая

характеристика включает в себя ощущение человеком себя, познающим субъектом.

Это означает, что человек осознает себя, как отделенное от мира существо,

готовое и способное к изучению и познанию этого мира. Человек осознает эти

знания, может сформулировать их, выразить их в словах, понятиях, передать

другому человеку, хранить эти знания, воспроизводить, работать с ними, как с

особым объектом. При утрате сознания такая способность теряется. Вторая

характеристика сознания – тесная взаимосвязь сознания с волей. Представить

действительно отсутствие в данный момент или вовсе не существование в данный

момент человек может только произвольно. Третья черта – способность

сознания к коммуникации, т.е. передача другим лицам того, что осознает данный

человек с помощью языка и других знаковых систем. Обмениваясь друг с другом

информацией люди выделяют в сообщаемом главное, так происходит абстрагирование,

т.е. отвлечение от всего второстепенного и сосредоточение сознания на самом

существенном. Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме.

4. Возникновение и развитие сознания

Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является

совместное, продуктивное, опосредованное речью орудийная деятельность людей.

Она требует общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает

создание продукта, который всеми участниками деятельности осознается как цель

их сотрудничества. Эта цель должна быть определена и выражена в слове. Прежде

чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и его содержание должны

получить общее значения для пользующихся ими людей. Это впервые происходит в

совместной деятельности, получив всеобщее значение слово проникает в

индивидуальное сознание, в начале своего развития сознание человека

направлено на познание внешнего мира. Человек осознает, что находится в него

его, с помощью данных ему природой органов чувств. Он видит, воспринимает,

отражает этот мир как отделенный от него и существенно независимый от него.

Такая последовательность развития стадий сознания называется рефлексивной.

5. Сознание и бессознательность

На ряду с сознанием у человека существует и бессознательное.

Бессознательность – это форма психического отношения, в которой образ

действительности и отношения к ней человека не выступают как предмет

специальной рефлексии. Понятие сознательности в науку ввел Фрейд. Он относил

к бессознательности в личности те качества, интересы, потребности, в которых

человек не осознает себя, но которые ему присущи и проявляются в

разнообразных не произвольных реакциях, действиях и психических явлениях. К

одному из таких явлений Фрейд относил ошибочные действия – оговорки, описки,

ошибки при написании и слушании слов, не произвольное забывание имен,

обещаний, намерений, предметов, событий и др., что прямо или косвенно

связанно для человека с неприятными переживаниями. Третья группа явлений

проявления бессознательности – представления связанные с восприятием, памятью

и воображением.

Познавательная сфера личности

1. Ощущения

2. Восприятие

3. Память

Мышление и речь, воображение. Внимание – в лекции не упоминается.

1. Ощущения

Ощущения – это простейшая форма психического отражения, свойственная и

животному, и человеку и обеспечивающая познание отдельных свойств

предметов и явлений. Ощущения являются источником наших знаний о внешнем мире,

они являются основными каналами, по которым информация о явлениях внешнего мира

доходит до мозга, давая человеку возможность ориентироваться в окружающем.

Методы измерения Ощущений: прямой и косвенный. В психологии конца 19 – начала

20 вв. сложилось представление, согласно которому органный чувств (рецепторы)

пассивно отвечают на воздействующие раздражители и соответственно ощущения, с

этой точки зрения ощущения являются пассивным процессом. Рефлекторная теория

считает, что ощущение это активный процесс – основное положение этой теории

заключается в следующем – в состав каждого ощущения входит движение. Сложные

ощущения не возможны без активного движения, примером сложного ощущения может

быть ощупывание предмета с закрытыми глазами.

Лекция: Лекция по психологии

Лекция: Лекция по психологии

обонятельные

кожные

Лекция: Лекция по психологии

слуховые

Лекция: Лекция по психологии

зрительные

Лекция: Лекция по психологии

экстрацептивные

Лекция: Лекция по психологии

Проприоцептивные (сигнализируют о положение частей тела)

Лекция: Лекция по психологии

Интерацективные - органические

Лекция: Лекция по психологии

слуховые

зрительные

обонятельные

Лекция: Лекция по психологии Лекция: Лекция по психологии Лекция: Лекция по психологии

органические

вкусовые

кожные

кинестетические

Лекция: Лекция по психологии Лекция: Лекция по психологии Лекция: Лекция по психологии

Контактные ощущения

Лекция: Лекция по психологии

Дистантные ощущения

Лекция: Лекция по психологии Лекция: Лекция по психологии

Общие свойства ощущений: 1) Качество – каждый вид ощущений имеет свои

специфические особенности, отличающие его от других видов. 2) Интенсивность –

определяется силой действующего раздражителя и функционального состояния

рецептора. 3) Длительность – определяет функциональное состояние органов

чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью. 4)

Пространственная локализация раздражителя – пространственный анализ

осуществляется дистантными рецепторами, он дает нам сведения о локализации

раздражителя в пространстве. 5) Порог ощущений. Минимальная величина

раздражителя вызывающая едва заметные ощущения – нижний порог. Максимальная

величина раздражителя еще вызывающая ощущения – верхний порог. (Для слуха min

порог – тиканье часов с расстояния 6 метров. Для осязания – ощущение движения

крыла мухи при падении с высоты 1 см).

2. Восприятие

Восприятие – это форма целостного психологического отражения предметов и явлений

при их непосредственном воздействии на органы чувств. Сумма ощущений не

является восприятием - В¹О+О+О. Все восприятия можно разделить на

отдельные виды в зависимости от того, какие анализаторы играют ведущую роль:

зрительные, слуховые, двигательные и т.д. Основные характеристики восприятия:

1) Предметность – отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому

миру. 2) Целостность – целостность предмета. 3) Структурность восприятия –

восприятие не есть сума ощущений. Мы воспринимаем абстрагированную от ощущений

абстрактную структуру, которая формируется в течении некоторого времени. 4)

Контактность – относительное постоянство воспринимаемых предметов при изменении

условий их восприятия. 5) Осмысленность – восприятие у человека тесно связано с

мышлением, с пониманием сущности предмета. Оно не сводится к одной лишь

чувственной основе. Мы воспринимаем предметы, имеющие определенное значение.

6) Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с

другими. Она обусловлена направленностью и опытом личности. Зависимость

восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его

личности называется апперцепцией. Восприятие пространства. Здесь

различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов. Форма

– один из наиболее информативных признаков внешнего мира. Восприятие формы

требует выделения предметов из фона внешнего мира. Основную роль при восприятии

объемности предмета играет бинокулярное зрение. Восприятие времени. Это

отражение длительности и последовательности явлений объективной

действительности. Во многом зависит от содержания деятельности и установки

личности. Восприятие движения. Это отражение направленности и скорости

пространственного существования предмета. Восприятие предметов может быть

ошибочно. Иллюзия – закономерно неправильное восприятие предмета, который в

данный момент действует на наши органы чувств. Галлюцинации – кажущиеся

(ложные) восприятия.

3. Память

Это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и

воспроизведении прошлого опыта. Благодаря памяти человек имеет представление о

воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания

включает в себя приобретенный в прошлом опыт и знания. Ассоционисты считают,

что запоминание есть соединение или связывание впечатлений прошлого или

настоящего. Теория деятельного опосредования. Запоминание зависит от

того, какую роль играет данный материал в деятельности человека, каково его

место в системе потребностей. Классификация видов памяти: 1) по

характеру психической активности – двигательная (запоминание различных

движений), эмоциональная (память на чувства), наглядно-образная (память на

вкусы, запахи, зрительные картины и т.д.), словесно-логическая; 2) в

зависимости от длительности закрепления и сохранения материалов –

кратковременная, долговременная, оперативная (мнемические процессы

обслуживающие конкретную актуальную деятельность); 3) в зависимости от приемов

заучивания – механическая, логическая; 4) в соответствии с целями деятельности

– произвольная, непроизвольная, постпроизвольная.

Психология личности

Личность, ее структура и направленность

1. История развития представлений о личности

2. Структура личности

3. Развитие личности

4. Индивидные свойства личности

1. История развития представлений о личности

По Неману 3 этапа развития истории представления и личности. 1эт. –

философско-литературный этап (начало 3 – 4 в.). Этот этап связан с поиском

конкретного ответа ан вопрос о нравственной духовной сущности человека. 2эт.

– клинический (начало 19 в.) – в центре внимания те особенности личности,

которые присущи больным людям. Большинство работ этого периода включает в

себя описание их поведения. Итогом этого периода явилось то, что были

выработаны классификации личности связанные с определенной болезнью. 3эт. –

экспериментальный (начало 20 в.) – в это время можно наблюдать кризисное

состояние психологии, связанное с невозможностью объяснения целостных сложных

поведенческих актов только исходя из изучения отдельных психических функций.

2. Структура личности

Личность – это функциональный психологический орган, позволяющий индивиду

интегрировать свою жизнедеятельность в системе множественных,

социально-детерминированных связей с миром. Культура личности. 1)

Конституционально-антротеметрическая. Объект исследования – врожденные

предрасположенности к реагированию (Шейден, Крегмер). 2) Факторная стратегия –

факторный анализ, где обработке подвергается вербальная или словесная реакция

человека на определенное число вопросов (Дж. Гильфорд). 3) Блочная стратегия –

на основаниях наблюдения за жизнью людей (Платонов К.Н.): а) индивидуальные

свойства человека – половое различие, темперамент; б) психические процессы; в)

блок прошлого опыта – знания, умения, навыки; г) направленность личности. 4)

Мотивационно-динамичесая стратегия – в основе этой стратегии лежат

представления о динамике мотиваций. Характеризуется это положение общим

представлением о том, что в любом проявлении личности предполагается

иерархично-организованная структура потребностей и мотивов (пирамида Маслоу).

3. Развитие личности

Развитие личности по Э. Эриксону – это последовательная смена этапов, на

каждом их которых происходит качественное преобразование внутреннего мира,

отношений и поведения человека. Эриксон выделил 8 этапов развития личности:

Возрастные периодыНормальное развитиеАномальное развитие

раннее младенчество (0-1 год)ребенок обретает доверие к людям, при взаимной любви и привязанности, а также при удовлетворении всех его жизненных потребностей и потребностей в общенииребенок не доверяет людям, эмоциональная изоляция, его отвержение, игнорирование

позднее младенче­ство (1-3)ребенок обретает автономность и уверенность в себе, установление баланса между чувством независимости, самостоятельности и с другой стороны ограничениями взрослыхчувство своей неприспособленности, сомнение в своих возможностях, в этот период у ребенка слабо развита речь и присуще желание скрыть свою ущербность

раннее детство (3-5)формируется активность, инициативность, живое воображение, активное изучение окружающего мира, включение в полоролевое поведениепассивность, проявляющаяся в вялости, подавленности, чувство зависти, отсутствие признаков полоролевого поведения

среднее детство (5-14)чувство долга, стремление к достижениям, происходит активное усвоение инструментальных и предметных действийхарактерно чувство собственной неполноценности, слабые трудовые навыки, избегание сложных заданий и ситуаций соревнований, а также присуще конформность – «рабское поведение»

половая зрелость, подростничество, юность (11-20)формируется жизненное самоопределение, выстраиваются планы на будущее, идет активный писк себя и экспериментирование в разных ролях, в том числе и в сексе, четкая половая поляризация в формах поведенияпутаница ролей, мысли не только о будущем, но и о прошлом, самокопание, смещение форм полоролевого поведения, путаница в моральных и мировоззренческих установках, потеря трудовой активности
ранняя взрослость (20-45)близость к людям, стремление к контактам с людьми, рождение и воспитание детей, любовь и работа, удовлетворенностьодиночество и изоляция от людей, проявляется в избегании близких и интимных отношений с людьми, неразборчивость в отношениях и непредсказуемость в поведении
средняя взрослость (45-60)продуктивная работа над собой, зрелая, полноценная и разнообразная жизнь, удовлетворенность семейными отношениями, родительская гордостьзастой, эгоцентризм, непродуктивность в работе, ранняя инвалидность, исключительная забота о себе, все прощение себя
поздняя взрослость >60 летспокойная оценка прошлого, принятие прожитой жизни такой, какая она есть, ощущение полноты и полезности прожитой жизни, примирение с неизбежным, т.е. отсутствие страха смертиотчаяние, ощущение, что жизнь прожита зря, бессмысленность своего существования, желание прожить жизнь заново, получить от нее больше чем было, боязнь приближающейся смерти

4. Индивидные свойства личности

Способности, темперамент и характер. Способности: врожденные и приобретенные.

Способности - индивидуальные и психологические особенности человека, которые

выражают его готовность к осуществлению конкретной деятельности, природными

предпосылками способностей являются задатки. Талант, одаренность – высшее

проявление способностей и связаны с особенностью мотиваций человека. Одаренные

дети отличаются тем, что у них есть повышенная тяга к занятию делом, которое им

очень нравиться, и впоследствии вся жизнь концентрируется вокруг этой

деятельности. Сенситивный период проявляется повышенной

чувствительностью к тем или иным средовым воздействиям, а также к освоению того

ли иного рода деятельности (2-3 года – развитие речи; 5-7 лет – чтение,

писание). Темперамент – динамические характеристики психической деятельности,

проявляющиеся в трех областях: 1 область – общая активность человека; 2 область

– в особенности материи; 3 область – способность к эмоциональности. Темперамент

является природной или динамической основой характера. Характер – это

совокупность устойчивых свойств, в которых выражаются типичные способы его

поведения и эмоционального реагирования.

Социально-психологические основы взаимодействие людей

Общение и основы взаимоотношений

1. Определение общения

2. Структура и функции общения

3. Интимные межличностные отношения

1. Определение общения

Общение – это сложный ,многоплановый процесс установления и развития контактов

между людьми, который порождается потребностями в совместной деятельности и

включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии и взаимодействия,

а также включает восприятие и понимание другого человека. 3 группы факторов

доказывающие решающую роль общения в развитии человека: 1 фактор – изучение

детей маугли; 2 фактор – изучение явления госпитализма; 3 фактор – влияние

общения на общее психическое развитие ребенка: а) общение может ускорять

психическое развитие ребенка; б) общение позволяет преодолевать детям

неблагоприятные ситуации; в) общение может исправлять дефекты неправильного

воспитания.

2. Структура и функции общения

Структура и функции общения по Г.М. Андрееву он выделяет 3 стороны общения: 1)

Коммуникативная сторона общения – общение – это обмен информацией между

общающимися людьми. 2) Интерактивная – включает организацию

взаимодействия общающихся людей. 3) Перцептивная – процесс восприятия

друг друга партнерами по общению и установлению на этой основе взаимодействия.

Функции общения: 1) общепсихологическая классификация: а)

информационно-коммуникативная (прием и передача информации); б)

регуляционно-коммуникативная (регулирование деятельности людей); в)

аффективно-коммуникативная (передача эмоциональных переживаний). 2)

социально-психологическая: а) функции организации совместной деятельности; б)

функция познания людьми друг друга с целью взаимопонимания; в) функция

формирования и развития межличностных отношений.

3. Интимные межличностные отношения

Дружба – положительные, интимные взаимоотношения, которые

основаны на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов,

преданности людей друг другу и их постоянной готовности в любой момент придти

друг другу на помощь. Дружеские отношения носят деловой характер или

утилитарный. Другая цель – эмоциональная цель основанная на удовлетворении от

дружбы. Цель может быть рациональной и может быть нравственной.

Любовь. Графически изобразить любовь и дружбу не возможно. Любовь

– это такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного

человека над другим или беспрекословного подчинения одного человека другому.

Виды любви по Э. Фромму: 1) братская любовь, т.е. любовь между равными людьми

(равными по семейному положению); 2) материнская любовь – любовь сильного к

слабому, защищенного к незащищенному - такая любовь наиболее открыта и крепка;

3) эротическая – любовь психофизиологического плана, в отличие от двух других

видов требует предпочтительности и особого выделения любимого существа среди

других и исключительного отношения к нему; 4) любовь человека к самому себе –

эгоизм от любви к себе отличается тем, что в нем существует исключительная

любовь к себе, в ущерб такому же по отношению к окружающим; 5)любовь к Богу

(религиозная любовь) – такая любовь является универсальной и выбирает в себя

виды любви. Бог в этом случае выступает как воплощение признаков добра,

справедливости, истинности и любви.

Вражда – это отношения взаимной неприязни и ненависти любви.

Причины вражды: 1) антиподы; 2) на основе не сложившихся дружеских или любовных

отношений. Неприязнь возникает на основе существования различных интересов,

потребностей людей, индивидуальных и интеллектуальных различий среди людей.

Одиночество – депрессия, привычный способ реакции на одиночество, он

проявляется в агрессии.



(C) 2009