Научная Петербургская Академия

Лекция: Курс лекций по сравнительной психологии (зоопсихология)

Лекция: Курс лекций по сравнительной психологии (зоопсихология)

1. Предмет и задачи зоопсихологии.

2. Зоопсихология в системе других наук.

3. Области применения зоопсихологических знаний.

4. Краткий исторический очерк становления зоопсихологии, как науки.

1. Предмет и задачи зоопсихологии.

Зоопсихология - это наука о проявлениях, закономерностях и

эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении в онто - и

филогенезе психических процессов и о предыстории и развитии человеческого

сознания (Фабри).

Психика - это форма отражения объективной реальности,

позволяющая животному адекватно ориентировать свою активность по отношению к

компонентам среды.

Поведение - совокупность внешней преимущественно двигательной

активности животного, направленной на установление жизненно необходимых связей

организма со средой.

Психика - это функция животного организма, состоящая в

отражении предметов и явлений окружающего мира, в ходе и результате

направленной на этот мир активности, т. е. поведения.

Поведение - первичнее психики, поведение - первопричина психики, а

психическая функция производная поведения вторично направляет, корректирует

внешнюю активность организма.

Психика зарождается и умирает с движением и поведением (Сеченов).

Предмет изучения зоопсихологии - это психическая деятельность животных - это

комплекс проявлений поведения и психики, единый процесс психического отражения,

как продукт внешней активности животного.

Зоопсихолог познаёт психику животного через психологический анализ его

поведения. При этом, анализируя конкретные формы двигательной активности,

структуру действий зоопсихолог формирует представление о тех или иных

психических качествах и процессах животного.

Крушинский.

1. Экстраполяционные рефлексы - рефлексы, при помощи

которых животные могут предугадать пространственное положение предметов.

Экстраполяция - предположение, угадывание.

2. Условные рефлексы.

3. Безусловные рефлексы.

Задачи зоопсихологии.

1. Изучение животных, стоящих на разных ступенях развития (от амёбы до

приматов). Ощущения животных рассматриваются, как первостепенные явления

психики - нижняя грань, интеллект - высшая грань. Изучаются также растения.

2. Изучение онтогенеза индивидуального развития психической деятельности.

Периоды развития:

1. Эмбриональный - эмбрион способен научаться (птенец в яйце);

2. Постэмбриональный период - явления врождённого узнавания;

3. Импритинг - видовая память, процессы

запечатления (Лоренц - этологизм поведения животных);

4. Ювенальный - процессы, функции игры. Соотношение

врождённого и приобретённого. Проблема врождённого и приобретённого;

5. Сравнение психической деятельности животного и человека

(сравнение языка, мышления, сообществ).

Проблемы зоопсихологии:

1. Огромное количество видов животных;

2. Различия в экологических средах обитания животных;

3. Сложность количественной оценки;

4. Проблема изучения разума (нет критерия для оценки разума животных) -

т. к. в поведении животных переплетены инстинкты, навыки и разумное поведение.

3. Место зоопсихологии в системе других наук.

1. Сравнительная психология по Ярошевскому - направление

исследований, в которых сопоставляются способности к обучению животных

различных эволюционных ступеней развития. Это наука о закономерностях

происхождения и развития психики животных и человека. Об общем и различном в их

психической деятельности.

2. Эталогия - наука, объединяющая общие биологические и зоологические

подходы к поведению животных. Этологов поведение животных интересует, как

экологический фактор и, как фактор приспособления животных к условиям среды.

Изучая поведение животных, этологи выделяют генетически фиксированные

компоненты поведения, которые являются устойчивыми и на основании этого,

определяют существующую классификацию животных. Зоопсихологи изучают

психические особенности поведения. Этологи биологические. Этологи изучают

поведение животных в естественных, природных условиях обитания. Груминг -

перебирание волос обезьянами (показ предпочтения перед высшей особью).

3. Физиология высшей нервной деятельности (ВНД) - изучают нервные

процессы в головном мозге, спинном мозге при поведении животных.

4. Области применения зоопсихологических знаний.

1. Возрастная психология - зоопсихологические исследования помогают

выявить биологические основы развития детской психики. Поведение ребёнка (на

ранних этапах развития) формируется под влиянием ключевых раздражителей.

Эксперимент Харлоу Г: элемент развития на ранних этапах (шимпанзе).

2. Педагогическая психология - применяет зоопсихологические знания в

своей сфере. Общение людей с животными имеет большое воспитательное значение.

Общение с животными способствует умственному развитию детей.

3. Антропология - необходимы знания о биологических предпосылках

антропогенеза (происхождение человека).

4. Медицина:

1) для лечения расстройств у людей с помощью изучения расстройств

психической деятельности животных;

2) на животных проводят эксперименты в том случае, когда они не

возможны на человеке.

5. Сельское хозяйство:

1) структура сообщества крупного рогатого скота (существование в стаде

эмпатии (симпатия, антипатия));

2) проблема общения человека с животными;

3) пушной промысел, рыболовство и рыбоводство (ихтиопсихология),

акклиматизация и доместихоция (одомашнивание) полезных животных, урбанизация

диких животных (перевоз в город диких животных).

Методы зоопсихологических исследований.

Требования к методам:

1. Задачи для животного должны ставиться таким образом, чтобы по

движениям животного можно было сказать с наибольшей точностью об изучаемом

психическом качестве (опыты с явлениями экстраполяции);

2. При проведении методик должно учитываться физиологическое состояние

животного и внешние условия;

3. Необходимы точные количественные оценки поведения;

4. Высокая наблюдательность экспериментатора;

5. Биологическая адекватность условий проведения опыта и применяемой

методики.

Пример: опыт двух учёных спор о чувствительности к цвету у пчёл.

К. Гесс считал, что пчёлы не различают цвета, а летят только на более яркие

тона (в тёмном помещении у пчёл срабатывала защитная реакция - полёт на свет).

Его теория неверна.

К. Фриш: пчёлы из большого числа бумажек выбирают жёлтую. Этот учёный при

опыте выполнил адекватность условий.

Методы:

I. Метод лабиринта:

задача животного - найти путь к непосредственно не воспринимаемой цели

(приманка), при отклонении от пути могут быть применимы наказания животного.

Фиксируется скорость достижения цели и количество допущенных ошибок.

II. “ Метод обходного пути”:

задача животного - достижение цели при преодолении одной либо нескольких

преград. Животное воспринимает приманку, его действия направлены исключительно

на неё.

Результаты: в этот момент фиксируется скорость и траектория передвижения

животного при поиске приманки.

Крушинский: изменил метод обходного пути для изучения способности животных к

экстраполяции. Его методика основывается на поиске исчезающей приманки. Изучал,

что будет делать животное при исчезновении приманки.

III. Дифференцированная дрессировка:

цель: выявить способность подопытного животного к различению одновременно

либо последовательно предъявляемых объектов и их признаков. Пример: метод

выбора по образцу: животное должно произвести выбор среди ряда предметов,

которые ему показывают. Данный метод часто проводится на приматах.

IV. Метод проблемной клетки(ящика):

задача: открыть для себя выход из клетки; проникнуть в клетку, где лежит

приманка.

4. Краткий исторический очерк становления зоопсихологии, как науки.

Ч. Дарвин. Его работы дали начало сравнительным и экспериментальным

исследованиям. “ Выражения эмоций у животного и человека” - 1872 г. В этом

труде Ч. Дарвин впервые использовал объективный метод изучения психики. У

Дарвина был большой фактический материал (большое количество животных). Он

изучил репертуар выразительных движений (невербальных движений) у животных и у

человека. Определённые проявления эмоций сходны у животных и человека. Дарвин

выдвинул три основные категории поведения животных:

1) инстинкт;

2) способность к обучению;

3) способность к рассуждению.

После Дарвина учёные идут по двум направлениям.

Антропоморфизм - стремление преувеличивать разумность животных

и приписывать им человеческие свойства, а именно: сознание, волю, любовь и т.

д. Это перенесение всех человеческих качеств на животных. Джон Роменс - ученик

Дарвина. “ Ум животных”. Доказывает, что животные во многих ситуациях

осуществляют разумные действия. Его материал был неоднороден (анекдотические

материалы).

Механицизм. Жак Леб, Дж. Уотсон, Павлов. Главный постулат в

изучении поведения животных: “ любым выводам должно предшествовать наблюдение”.

При изучении животного необходимо отказаться от попыток узнать то, что нам

знать не дано. Против антропоморфных тенденций. Ж. Леб: теория

тропизмов.

Тропизмы - это генетически фиксированные механизмы

пространственной ориентации и двигательной активности, животных в сторону

благоприятных или от неблагоприятных условий среды (атомы поведения животных).

Леб резко выступал против теории нервных центров и считал её научной ошибкой

- атомистический подход.

Павлов - рефлексы - атомы поведения животных.

Бихевиористы - Уотсон: поведение построено из секреторных и мышечных

реакций организма, которые в свою очередь детерминированы действующими на

животное внешними стимулами. Бихевиористы отбрасывали возможность того, что

существуют какие - то процессы переработки информации в нервной системе -

промежуточные переменные. Заслуга: нахождение высокоточных приёмов

количественного анализа поведения.

Толмен вводит понятие “ промежуточных переменных” между стимулом и реакцией,

которые называются независимыми стимулами. Отец когнитивного подхода в

зоопсихологии.

Л. Морган обособил обучение и инстинкты научения. Обучение - приобретённые,

инстинкты - врождённые. Л. Морган полагал, что животные в ряде случаев

действуют методом проб и ошибок (несколько способов для решения задачи).

Торндайк (ученик Л. Моргана) разработал учение о методе проб и ошибок.

Морган. Закон экономии:

то или иное действие животного ни в коем случае нельзя интерпретировать, как

результат проявления, какой - либо высшей психической функции, если его можно

объяснить на основе наличия у животного способности, занимающей более низкую

ступень на психологической шкале (нельзя объяснить поведение животных наличием

разума, т. к. это объясняется наличием инстинкта).

В. А. Вагнер - основатель зоопсихологии (отечественной), которая занимает

небольшую часть сравнительной психологии.

Ладыгина - Коц - зоопсихолог, одна из основателей.

Э. Фабри - основатель, автор зоопсихологии и сравнительной психологии.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ.

1. Простейшие виды регуляции в поведении животных: таксисы и тропизмы.

2. Инстинкты. Факторы и структура инстинктивной деятельности.

3. Общая характеристика процесса научения.

1. Простейшие виды регуляции в поведении животных: таксисы и тропизмы.

Таксисы (греч. taxis) - расположение в порядке - это

направленные перемещения отдельных, свободно живущих в природе клеток либо

свободных клеток в тканевых жидкостях многоклеточных организмов под влиянием

односторонне действующего стимула. Это способ реагирования организмов, не

имеющих нервной системы.

Виды таксисов:

Пфейфер (проводил эксперименты с бактериями - направление к стимулу).

1) Хемотаксис - это перемещения по градиенту

концентрации химического вещества: положительный (организм подплывает к

веществу); отрицательный (удаление от концентрации вещества).

2) Термотаксис - движение под влиянием температуры.

3) Фототаксис - под действием света.

4) Реотаксис - движение под воздействием воды либо струи воздуха.

5) Гальванотаксис - движения связаны с электрическим током.

Функции таксисов:

необходимы для выживания в определённой среде, для осуществления генетически

заданного вида поведения.

Тропизмы (греч.) - поворот. Впервые употреблено при описании

поворотов растений. В зоопсихологии - это пространственная ориентация у

животных, которые обладают нервной высокоорганизованной системой (птицы,

реагируют на электромагнитное поле).

2. Инстинкты. Факторы и структура инстинктивной деятельности.

Инстинкты (греч. instinctus - побуждение) - совокупность

сложных наследственно обусловленных стереотипных действий, совершаемых

одинаково всеми особями данного вида в ответ на внешние и внутренние

раздражители для удовлетворения основных биологических потребностей.

Вилюнас - потребность, оснащённая генетически предопределённым

способом удовлетворения.

Единицы инстинктивного поведения - это фиксированные комплексы

действий - это специфические генетически обусловленные стереотипные по порядку

и последовательности наступления двигательные акты.

Фабри, выделяет характерную особенность - автономность, ограниченность

(проявление неразумности при изменении условий приводит к гибели животного).

Основная функция инстинктивного поведения - адаптивная,

приспособительная функция. Инстинкты обеспечивают все жизненные функции

организма.

Зоопсихологи говорят о преобладании (примате) инстинктивных движений по

отношению к нервной деятельности, а именно к сенсорному психическому отражению.

Концепция Лоренца, Тимбергена.

Лоренц утверждает, что многие типы поведения животных сформированы на основе

ряда комплексов фиксированных действий, которые характерны для каждого вида и

генетически детерминированы. Утверждает, что каждый комплекс фиксированных

действий (код) мотивирован энергией специфического действия.

Тимберген - эти сосуды либо центры инстинктов организованы по иерархическому

принципу, в результате чего энергия ответственная за один тип активности будет

вызывать ряд подчинённых активностей (например, размножение).

Факторы инстинктивного поведения.

Внутренние:

· гомеостаз - стремление поддерживать постоянство внутренней

среды (саморегуляция). Организм животного постоянно стремится к внутреннему

равновесию, таким образом, первопричиной и внутренней основой организма будут

являться отклонения от нормального уровня физиологических функций и нарушения

внутренних ритмов, обеспечивающих жизнедеятельность организма (организм

существует, когда есть внутренняя основа);

· биологические ритмы (биоритмы) - это ритмично повторяющиеся

действия, которые определяются ритмом внутренних часов синхронизированных с

космическим временем (например, петух).

Внешние:

ключевые раздражители - стимулы внешней среды, побуждающие к совершению

инстинктивных действий, без какого - либо предварительного научения

(врождённые). Отличаются видом типичности и крайним разнообразием. Функция

ключевых раздражителей - обособление.

Виды ключевых раздражителей:

· физические, химические (форма, цвет, запах);

· пространственные отношения, векторы стимулов (например,

векторы движения пчелы).

1. Растормаживающие (пусковые) - запускают определённый вид поведения;

2. Направляющие - раздражители, которые, запустив

реакцию, приобретают также значение ориентира (например, запах жертвы у

хищника);

3. Настраивающие - раздражители, предварительно

понижающие порог нервных центров.

Ключевые раздражители иногда служат некоторым сочетанием свойств предметов.

Существуют оптимальные раздражители в сочетании свойств (например, форма),

вызывающие наиболее выраженную реакцию животного.

Пример: Тимберген - реакция птенцов на красное пятно на клюве матери;

оптимальный раздражитель - красный цвет, предмет продолговатой формы.

Закон суммации - ему подвергаются действия ключевых

раздражителей. С увеличением параметра ключевых раздражителей пропорционально

усиливается реакция инстинктивного поведения животного. Закон суммации приводит

к абсурдному явлению (кукушка подкидывает яйца, размеры разные, но другая птица

ухаживает за яйцами кукушки).

К. Лоренц говорил, что существует внутренний пусковой механизм.

Внутренний пусковой механизм - это совокупность нейросенсорных

систем, обеспечивающих адекватность поведенческих актов по отношению к

биологически адекватным условиям среды (пусковая ситуация).

Рефлекторные системы и генетически фиксированные формы

поведения (рефлексы, соответствующие отдельному виду животных). Это

настройка анализаторов на восприятие специфических раздражителей,

распознавание последних и растормаживание либо активизация нервных

центров, связанных с данным поведенческим актом.

Работая во вне врождённый пусковой механизм избирательно, направляет животное

на окружающие стимулы (это связано с генотипом). Врождённый пусковой механизм

оценивает и отбирает, поступающую через рецепторы информацию и активизирует и

понижает раздражимость соответствующих нервных центров.

Всякому врождённому пусковому механизму соответствует собственный сигнальный

аппарат. Например, когда оса нападает на гусеницу, то гусеница её парализует;

оса строит гнездо, то при нахождении гусеницы, она её выкидывает (т. е. один и

тот же предмет может быть разным объектом).

Крейг: инстинктивное действие состоит из отдельных фаз:

1) поисковая - животное отыскивает те ключевые раздражители либо их

комбинации (пусковые ситуации), которые приведут его в итоге к завершающей

фазе. В поисковой фазе обычно происходит соединение инстинкта и научения.

Поисковое поведение является пластичной фазой инстинктивного поведения, которое

характеризуется ярко выраженной ориентировочно - исследовательской

деятельностью животных и переплетением врождённых и приобретённых компонентов

поведения;

2) завершающая - это воплощение биологического значения всего

инстинктивного. На этой фазе происходит потребление животным жизненно

необходимых элементов среды. Абсолютно инстинктивное поведение;

3) ригидная фаза - движения, которые отличаются строгой

последовательностью и предопределены генетически.

3. Общая характеристика процесса научения.

Различные виды, классификации.

Научение - приобретение нового опыта либо его конечный результат.

Обучение - процедура, процесс, который приводит к указанному результату.

Определения.

Правотворов. Научение - это способность животного, воспринимающего

определённые внешние стимулы:

1) “ удерживать” их специфическую конфигурацию (в памяти);

2) реагируя на данные стимулы “ удерживать” последовательность успешных

ответных действий;

3) способность сопоставить первое со вторым, отличая правильные ответы от

любых других действий, приводящих к другим результатам.

Зорина - это появление адаптивных изменений в результате приобретаемого опыта.

Фабри - основа научения составляет формирование эффективных программ

предстоящих действий, которые являются результатом комплексных процессов,

сопоставления и оценки внутреннего и внешнего раздражений и видового, и

индивидуального опыта, регистрации параметров, совершаемых действий и проверки

их результатов.

Научение и инстинкты очень тесно переплетаются. Научение - это видотипичное

явление, проявляющееся в том, что представитель любого вида не может научиться

чему угодно, а только тому, что способствует продвижению к завершающей фазе

инстинкта - на этом основано явление дрессировки.

Классификация форм научения.

О. Меннинг, Д. Дьюсбери, Р. Томас, Дж. Пирс - 90-е г. г.

1. Неассоциативное научение (простейшие формы научения):

§ привыкание;

§ сенситизация.

2. Ассоциативное научение:

§ классические условные рефлексы;

§ инструментальные условные рефлексы.

3. Когнитивные процессы:

§ латентное обучение;

§ выбор по образцу;

§ научение, основанное на представлениях;

§ инсайт.

Неассоциативное научение.

I. Привыкание (габитуация) - это ослабление либо исчезновение реакции нервной

системы при многократных повторных предъявлениях раздражителя, не

сопровождающихся биологически значимым воздействием на животного.

Впервые было изучено у низших животных, имеющих простую нервную систему

(черви, кишечно-полостные). Первый опыт на черве планария.

В привыкании существует айдиа, это явление, при котором применение какого -

либо нового стимула прекращает процесс привыкания к прежнему раздражителю и

угасшая реакция на исходный раздражитель полностью восстанавливается (новый

стимул нарушает процесс привыкания).

II. Сенситизация - явление усиления ответа на слабый специфический стимул в

том случае, если он сочетается во времени с неприятным воздействием.

Функции привыкания:

это примитивная функция кратковременного научения, которая позволяет

воздерживаться животному от ненужных реакций, а значит предотвращать утомление.

Ассоциативное научение (научение с подкреплением).

Это процесс формирования в ЦНС временной связи между двумя стимулами, один из

которых изначально был для животных безразличен, а другой выполнял роль

вознаграждения либо наказания. Это временная связь (условный рефлекс). В

зависимости от структуры условные рефлексы подразделяются на:

классические (Павлов) - индивидуально - приобретённая реакция на ранее

безразличный раздражитель (слюноотделение);

инструментальные (Торндайк).

Классический условный рефлекс (КУР) - модель Павлова (S → R):

Условный стимул → Безусловный стимул → Безусловная реакция

звонок, пища пища слюна

Торндайк (1898 г.) разработал другую модель формирования условного рефлекса -

инструментальный условный рефлекс (ИУР) (метод проб и ошибок, проблемный

ящик). Опыты с кошкой, помещённой в проблемный ящик.

Согласно концепции проб и ошибок животное запоминает то, что случайно привело

к успеху, а всё остальное постепенно отсеивается, отбор и закрепление удачных

движений приводит к формированию двигательного навыка.

Скиннеровский: ИУР можно изучать с помощью лабиринта.

Сравнительная характеристика ИУР и КУР:

1. Отличия в структуре: при КУР связь между условным сигналом и безусловной

реакцией возникает непроизвольно при действии безусловного раздражителя.

Условный стимул → Подкрепление → Реакция

свет

2. При ИУР животное выполняет движение, которое потом подкрепляется условным

раздражителем.

Движение → Подкрепление → Условный стимул (R → S).

Общая особенность: биологически значимое подкрепление, как при КУР, так и при

ИУР.

Недостаток КУР: он может быть выработан лишь при наличии внутренней

готовности животного, т. е. соответствующей потребности (животное должно быть

голодным).

Недостаток ИУР: его формирование охватывает лишь завершающую фазу

инстинктивного поведения, а фаза ориентации поиска животного во времени и

пространстве остаётся без внимания.

Фабри: “ Павловская установка принципиально верно моделирует

естественные условия формирования поведения животного, т. к. направлена на

анализ первичной ориентации животного по признакам компонентов среды”.

Когнитивные (познавательные) процессы.

Употребляют для обозначения тех видов поведения животных, в основе которых

лежит не условно - рефлекторный ответ на воздействия внешних стимулов, а

формирование внутренних, мысленных представлений о событиях и связях

между ними.

Представления обнаруживаются в тех случаях, когда субъект совершает действие

без влияния какого - нибудь физически реального стимула.

У животного существуют представления, которые свойственны человеку (какой -

то образ мысленный, картинка).

Методы научения:

I. Метод отсроченных реакций.

Халтер - 1913 г.: на глазах голодного животного кладётся приманка через

некоторое время (отсрочку), животное выпускают найти приманку, спрятанную в

одном из трёх ящиков.

Цель: проверить остаётся ли в памяти животного, где лежит приманка (различные

виды животных по - разному себя ведут: собаки стояли во время отсрочки в стойке

и смотрели на ящик с приманкой; шимпанзе находят приманку).

II. Мысленный план лабиринта.

Э. Толмен: “ когнитивные карты” (необихевиоризм) промежуточные реакции -

представления.

Крыса бегала по лабиринту, находила кратчайший путь, потом Толмен делает

преграду, но крыса затем снова находит приманку, сориентировавшись в

пространстве, таким образом, у крысы формируется понятие о местоположении

приманки. В новой обстановке животное сначала располагает все элементы в

пространстве, узнавая “ что к чему ведёт” и каким - то образом интегрирует эти

замеченные особенности в памяти в виде мысленного плана. Этот феномен Толмен

называет латентное научение.

III. Тест на сумму представлений о константности свойств предметов.

Крушинский: изучает способность животных понимать, какой предмет, скрывшийся

из поля зрения, продолжает существовать, может быть найден и не меняет при этом

своих свойств. Эмпирические законы, которые наблюдал Крушинский у животных,

законы поведения.

Эмпирика - факты, наблюдения.

Эмпирические законы.

1. Закон исчезаемости - животные способны сохранять

память о предмете, ставшем недоступным непосредственному восприятию (метод

отсроченных реакций).

2. Закон, связанный с движением - говорит о

способности животных представлять направление и траекторию движения,

наблюдаемого предмета (объекта). Такая способность у животных - приобретённая,

животное с первых дней своей жизни наблюдает передвижения своих родителей,

хищников, жертв и одновременно своё перемещение относительно неподвижных

объектов.

3. Закон вмещаемости и перемещаемости - животные на основе восприятия

и анализа геометрических признаков окружающих предметов “ знают”, что объёмные

предметы могут вмещать в себя другие объёмные предметы и перемещаться вместе с

ними.

Формы научения.

1. Латентное научение - У. Торп - это образование

связи между индеферентными (нейтральными) стимулами либо ситуациями в

отсутствии явного потребления. Пример латентного научения - ориентация осы на

местности по отношению к своему жилищу - существует представление о

местонахождении.

2. Пространственное научение (рассматривается с латентным научением)

- способность животных к ориентации в пространстве. Животное учится

ориентироваться в пространстве.

Способы ориентации (виды научений согласно этим способам):

1) счисление пути - сам элемент не связан с внешней информацией, при

котором животное отслеживает своё перемещение. Представление о пройденном пути

обеспечивается соотнесением этого пути и затраченного времени (например,

ориентация по количеству смены дня и ночи);

2) использование ориентиров - животное запоминает, какие - то элементы

внешней среды строго поочерёдно и таким образом представление о пути животного

- это цепь ассоциативных связей (путь животное запоминает с помощью ассоциаций,

объектов);

3) навигация по карте - животное использует встречающиеся ему предметы и

знаки, как точки отсчёта для определения дальнейшего пути, включая их в картину

представлений о местности (у обезьян есть такое явление - память на сильно

разрастающиеся явления; такая способность есть и у птиц (сойка) - запасают корм

где - либо, а весной вспоминают, где корм).

3. “ Выбор по образцу” (экспериментальный метод) - это один из видов

когнитивной деятельности, основанный на формировании у животных внутренних

представлений о наличии сходства и различий между стимулами среды. Происходит

демонстрация стимула - образца и двух либо нескольких стимулов для

сопоставления, при этом производится подкрепление того стимула, который

соответствует образцу. Варианты выбора: альтернативный; множественный.

4. Имитационное научение и подражание - это способ научения путём

прямого копирования деятельности либо действий животного без оценки их

назначения (только у млекопитающих).

5. Эвристическое научение и инсайт (постижение истины).

В. Кёлер - гештальтпсихология.

Гештальтпсихологи критиковали бихевиористов за сведение сложного поведения

животных к сумме их отдельных элементов (S → R).

Основа учения - целостное поведение животного. Именно целостная

структура образа руководит поведением животного в проблемной ситуации, таким

образом, животное мыслит не тогда, когда действует, а тогда, когда отдыхает.

Недостаток эксперимента Кёлера - он судил о процессе решения задачи по её

результату, но при этом отрывал результат от содержания предшествующего опыта

(от содержания образа жизни).

6. Импритинг - психическое явление, в результате которого в строго

определённые периоды жизни животных запускаются процессы запоминания образа

специфически ключевых стимулов, которые способны инициировать включение

инстинктов.

Отличия импритинга от ассоциативных форм научения (условные рефлексы):

1. Прочность образа - этот образ способен необратимо влиять на способ

запуска инстинктивной программы;

2. Процесс импритирования не требует множество повторений и подкреплений,

(может быть завершён после однократного повторения);

3. Для импритинга существуют чувствительные периоды запечатления (процесс

импритинга строго ограничен во времени).

Функции импритинга у животных:

1. Импритинг имеет важное значение для распознавания близких

родственников, что предупреждает близко родственные спаривания, позволяет

родителям узнавать своих детей;

2. Помощь в осуществлении паразитизма животным - паразитам.

ЭВОЛЮЦИЯ ПСИХИКИ ЖИВОТНОГО.

Концепции стадиального

развития психики (Фабри, Леонтьев).

Леонтьев.

Трёх стадиальная концепция развития психики опирается на принцип,

обнаруженный Ч. Дарвином - принцип взаимной связи, формы и функций организма.

Применительно к психическому развитию - психическое отражение, как свойство

нервной системы формируется в процессе деятельности животного, а конкретные

формы поведения животного определяются средой обитания, особенностями строения

тела, нервной системы и соответствующим ей уровням психического отражения - это

принцип - деятельность, активность - источник развития.

1. Стадия элементарной сенсорной психики -

характерная способность животного к отражению отдельно воздействующих на него

отдельных свойств среды в форме ощущений (низшие животные);

2. Стадия перцептивной психики - происходит

отражение внешней действительности в форме восприятий, происходит усложнение

деятельности животных, возникает новая форма закрепления опыта - двигательные

операции;

3. Стадия интеллекта - характеризуется тем, что

возникает не только отражение отдельных вещей, но и их отношений. Интеллект -

отражение животным воспринимаемой ситуации.

Признаки интеллектуальной деятельности по Леонтьеву.

1. Усложнение строения деятельности животного с появлением двух

фазной деятельности;

2. Решение двух фазных задач - задачи состоящие из подготовительной

фазы и фазы осуществления. Подготовительная фаза - биологически незначима,

имеет значимость поисковую;

3. Наличие поисковой фазы - основной признак интеллектуального поведения.

Фабри (ученик Леонтьева).

Фабри, вносит в концепцию Леонтьева дополнения, подразделяя каждую стадию на

низший и высший уровни развития.

Проблема изучения интеллектуальной деятельности животных.

В понятие “ интеллект” вносят различный смысл.

Ладыгина - Коц: две формы мышления:

1. Установление связей раздражителей, непосредственно

воспринимаемых животным в ходе его жизнедеятельности (“ животные действуют,

думая, и думая, действуют” (Ладыгина - Коц));

2. Характерно установление связей между непосредственно

воспринимаемыми раздражителями и представлениями. Животные могут оперировать

образами.

Интеллектуальная деятельность по Фабри.

Элементы интеллектуальной деятельности (предпосылки интеллектуальной

деятельности).

Способность позвоночных к манипулированию предметами (основана биологически

нейтрально) - любознательность (например, манипулирование коробками без

содержимого). В такой деятельности происходит познание, развитие когнитивных

процессов совместно с работой всех сенсорных систем - способность к широкому

зрительному обобщению.

Способность к решению сложных задач.

Способность к переносу навыков в новой ситуации (элемент поэтапного научения

собак: сначала научилась открывать щеколду, затем доставать мясо, после

объединение первого и второго действий).

Способность к полноценной ориентации и адекватному реагированию в новой

обстановке на основе прежнего опыта.

Фабри в отличие от других, говорит о биологической ограниченности интеллекта,

так как любое поведение, в частности, обезьяны определяется образом жизни и

биологическими закономерностями, барьер который не может перешагнуть даже самая

умная обезьяна (опыты с шимпанзе - постель каждый день из травы, но никогда не

устраивает навесы от ливней).

Высшие обезьяны не способны мысленно оперировать одними лишь представлениями.

Причинно - следственные связи у животных отсутствуют.

ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИЙ ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СЕНСОРНОЙ ПСИХИКИ.

1. Низший уровень психического развития животных:

а) локомоция - движения простейших;

б) ориентация в пространстве простейших;

в) пластичность поведения у простейших (научение).

2. Высший уровень психического развития:

а) строение нервной системы;

б) локомоция;

в) органы чувств;

г) способы ориентации в пространстве;

д) пластичность поведения;

е) зачатки высших форм развития.

Низший уровень (все простейшие):

q амёба;

q эвглена зелёная;

q корненожка;

q инфузория;

q губки (простейшие многоклеточные).

Локомоция - амёбоидное движение необходимы псевдоподии

(ложноножки - выросты цитоплазмы) - движения с помощью ресничек и жгутиков.

Эктоплазма более вязкая, более жидкая, чем эндоплазма. Псевдоподия,

образуется за счёт разжижения слоя эктоплазмы и внутренний слой под давлением

выходит, образуются псевдоподии (выпячивания).

Белки - актин, миозин поочерёдно сокращаются внутри мышц, таким образом,

происходит движение цитоплазмы. Эти белки есть также в мышечных тканях

человека. Существуют сократительные движения цитоплазмы.

Движения с помощью жгутиков - длинные волосовидные выросты, с помощью которых

тело животного приводится в спиралевидное, поступательное движение. Движения

эвглены зелёной - жгутики, выполняя волнообразные движения, позволяют двигаться

эвглене вокруг себя со скоростью один оборот за одну секунду, причём за это

время эвглена передвигается на 0,5 миллиметра, которое является расстоянием в

четыре раза больше, чем размер её тела. Эвглена достаточно медлительная по

сравнению с другими.

Движения с помощью ресничек - более сложный двигательный аппарат, отличие от

жгутиков в том, что реснички находятся в большом количестве. Реснички,

расположены на поверхности тела рядами, бьют назад по диагонали слева направо.

При этом простейшие вращаются вокруг своей продольной оси. Реснички расположены

на поверхности тела неравномерно, достигают равной длины. Движения ресничек и

жгутиков осуществляются благодаря сокращению миофибрилл, которые образуют

мионемы - аналог мышечных волокон, которые имеются у человека.

Особенности движений (локомоции).

Кинезы - способы передвижения простейших, элементарные

инстинктивные движения. По характеру передвижения кинезы делятся:

1. Ортокинез - поступательные движения простейших с переменной скоростью,

интенсивность которых определяется пространственным расположением внешнего

раздражителя. Основной вид: переменная скорость - движение с переменной

скоростью из зоны с неблагоприятными условиями в зону оптимума. Скорость

передвижения зависит от расположения зоны оптимума, если эта зона далеко, то

скорость меньше.

2. Клинокинез - это изменение направления передвижения, имеющее характер

проб и ошибок, в результате которого животное попадает в зону с наиболее

благоприятными параметрами раздражителя. Главное отличие от ортокинеза -

животное изменяет направление вектора движения.

Пространственная ориентация простейших.

Направляющими стимулами у простейших являются градиенты внешних раздражителей

(разность химического состава, плотности вещества).

Таксисы - генетически фиксированная пространственная ориентация

двигательной активности. Подразделяются на:

1. Ортотаксисы - это пространственная ориентация двигательной

активности, которая проявляется в изменении скорости передвижения.

2. Клинотаксисы - пространственная ориентация двигательной активности,

которая проявляется в изменении направления движения.

3. Тигмотаксис - ориентация на прикосновения - отрицательный

клинотигмотаксис.

Общая особенность простейших:

q простейшие реагируют на слабые раздражители - положительно

(например, рассеянный свет), на сильные раздражители - отрицательно (например,

яркая вспышка);

q в целом простейшим свойственно избегать неблагоприятные

воздействия, чем отвечать на них (они нецеленаправленно передвигаются, а

двигаются с помощью проб и ошибок).

Таксисы у простейших.

Геотаксис - ориентация простейшего по силе земного притяжения.

Отрицательный геотаксис - простейшие всегда двигаются против

силы земного притяжения, наверх к поверхности воды (равновесие).

Что позволяет животному так реагировать - орган равновесия - пищеварительная

вакуоль.

Фототаксис - ориентация на свет, у части простейших ориентация

на свет развита слабо и у части простейших очень чётко выражен положительный

фототаксис (эвглена зелёная).

Впервые у эвглены зелёной появляются фоторецепторы - пигментное пятно,

которое позволяет фиксировать животному световые лучи, оно располагается на

брюшной стороне тела эвглены зелёной. Эвглена зелёная крутится вокруг своей

оси, когда она поворачивается, то реакция на свет происходит инстинктивно с

помощью брюшной части тела.

Жгутиковое простейшее - гинофлагелярно пигментное пятно этого простейшего

снабжено светопроницаемым экраном, который является аналогом пигментной

оболочки - радужки глаза человека, являющейся светопроницаемым образованием в

форме сферической линзы - аналог хрусталика.

Пластичность поведения у простейших.

Учёными не было найдено аналогов нервной системы у простейших. Проведение

импульсов осуществляется в цитоплазме по системе градиента от одного знака

вещества к другому знаку.

Способность к элементарному научению у простейших была найдена и доказана в

следующем опыте: долгое время простейшее находится в сосуде квадратной формы, а

в сосуде с круглой формой простейшие двигаются по квадрату, либо по треугольной

траектории.

Тушманова - привыкание к вибрации.

Простейшая форма научения у простейших - привыкание - адаптация к изменённым

внешним условиям, в ходе которой наблюдается модификация видотипичного

поведения.

Врождённые реакции на определённые раздражители исчезают, если при

неоднократном повторении не наступает биологически значимый эффект (например,

вибрация).

Привыкание отличается от утомления.

Утомление - перерасход энергетических ресурсов.

Привыкание - активная приспособительная реакция, назначение которой состоит в

экономии этих ресурсов.

Ассоциативное научение (зачатки условных рефлексов) было обнаружено у высших

простейших (эвглена, инфузория - туфелька) это установление временной связи

между биологически значимыми и нейтральными раздражителями.

Брамштедт: капли воды, в которых плавали инфузории - туфельки, затемнил 1/2

капли, а вторую половину подогревал. Затем все инфузории поместились в холодной

тёмной части (т. к. оптимальная температура) и они остались в этой половине и

при уравнивании температур в двух половинах. Таким образом, у инфузории -

туфельки появляется временная связь между биологически значимыми раздражителями

(температура) и биологически нейтральными (свет) - условный рефлекс.

Критика опыта.

Подогрев воды вызывает изменение химического состава.

Итоги:

1) простейшим свойственна элементарная форма психического отражения -

личная чувствительность;

2) допсихическое отражение и психическое отражение - их граница -

место нахождения простейших (например, эвглена зелёная) пигментное пятно -

аналог рецептора;

3) у простейших мы встречаем первое примитивное инстинктивное

поведение - кинезы и элементарные формы научения;

4) психологическая классификация не совсем точно совпадает с

зоологической, т. к. некоторые представители одного и того же класса животных

могут быть на разных стадиях психического развития.

Высший уровень психического развития.

Фабри: кишечно-полосатые (гидры, медузы); черви: ленточные, ресничные

(планария) - низшие черви; круглые черви: оскориды, острицы; иглокожие: морские

звёзды, ежи; моллюски: двустворчатые (мидии, устрицы) и брюхоногие (виноградная

улитка); кольчатые черви: малощетинковые (дождевой червь), многощетинковые

(пиявки).

Кольчатые черви: внутренняя и внешняя метаметрия - тело этих животных состоит

из нескольких сегментов, из которых состоит комплекс внутренних органов.

Нервная система на данном уровне развития (высший уровень элементарной

сенсорной психики). Нервная система - приобретение новообразования на данной

стадии.

Типы нервной системы:

1. Сетчатая (диффузная) нервная система (гидра).

Состоит из нервных клеток, расположенных в эктодерме (внешние покровы),

которые снабжены длинными тонкими отростками, образующими в своей совокупности

сетевидное нервное сплетение, которое уплотняется на концах щупальцев и вокруг

ротовой полости.

2. Кольцевая нервная система (медуза).

Состоит из нервных клеток, которые, скапливаясь, образуют два нервных кольца

по краю зонтика медузы: наружное (чувствительное), внутреннее (двигательное),

наружное проходит вблизи статоцистов (органы равновесия), светочувствительных

глазков и по основанию щупальцев. Основная функция этого наружного кольца

восприятие сигналов полученных от органов раздражения.

Внутреннее лежит у основания паруса, где сосредоточено большое количество

кольцевых мускульных волокон.

3. Радиальная нервная система (морские звёзды).

Выделение центральных нервных узлов, которые образуют нервное окологлоточное

кольцо с отходящими от него нервными стволами к органам движения.

4. Билатеральная нервная система (симметричная нервная система, появление

нервных стволов).

Простая (планария) - нервная система у неё состоит из располагающихся вблизи

тела сети нервных волокон с выделением нервных продольных тканей и нервных

окологлоточных узлов. Появление головного отдела.

Сложная (кольчатые черви) - нервная система по типу нервной лестницы (“

ортогон”) наличие надглоточных и подглоточных нервных узлов, которые соединены

между собой двумя коммутаторами в окологлоточное кольцо, от которого отходят

парные нервные брюшные стволы с симметричными нервными узлами.

Нервные надглоточные узлы - примитивный головной мозг (особенность данного

уровня развития). Уровень психического развития зависит не только от строения

нервной системы, но и от образа жизни.

Локомоция - у кольчатых червей появляется развитая мускулатура,

представленная кожно-мышечным мешком, который состоит из двух слоёв:

q внешнего подкожного, состоящего из кольцевых волокон;

q внутреннего, состоящего из продольных мышц.

Поочерёдное сокращение продольной и кольцевой мускулатуры обеспечивает движения.

У кольцевых червей впервые появляются парные конечности, которые

располагаются на переднем сегменте и представляют собой пару выростов -

параподии.

Функции: передвижение и обеспечение тактильной и химической чувствительности.

Существует гипотеза происхождения и становления органов чувств из органов

осязания. Первичные органы чувств обладали лишь чувствительностью ко всем видам

раздражителей, но в повышенной степени.

Плюромодания. В ходе эволюции данные органы специализировались

по отдельным видам энергии, которое привело к образованию унимодальных

рецепторных образований. Разнообразие органов зрения (медузы).

Глазное пятно - это светочувствительные клетки, которые

располагаются среди эпителиальных клеток кожных покровов.

Глазная ямка - в строении этого глаза наблюдается инвагинация пигментных клеток.

Инвагинация - погружение вовнутрь.

Настоящий глаз - представляет собой погружение под слоем

эпителиальных клеток глазные пузыри приблизительно шарообразной формы. При этом

эпителий утончён и начинает выполнять функцию прозрачной роговицы. Но и стенки

глазного пузыря состоят из двух типов: ретинальные; пигментные.

У дождевого червя нет специализированных органов светочувствительности.

Отличительная особенность: наличие у дождевого червя фототаксиса. Животные

пытаются избегать неприятные ощущения. Например, черви стремятся к темноте. У

дождевых червей клетки рассеяны по всей поверхности тела. Виды

чувствительности: болевая, температурная и др.

Пространственная ориентация (таксисы).

Совершается на основе примитивных таксисов, но благодаря симметричному

расположению органов чувств появились высшие формы таксисов.

Классификация таксисов А. Кюна.

1. Тропотаксис - движение животного по

равнодействующей интенсивности возбуждения в симметрично расположенных

рецепторах.

2. Телотаксис - выбор и фиксация одного

источника раздражения и направления движения к этому источнику.

3. Менотаксис - при несимметричном раздражении

симметричных рецепторов движения производятся под углом к источнику

раздражения. Функция: сохранение постоянного положения в пространстве.

Пластичность поведения.

В целом на данной стадии поведение животных характеризуется малой

пластичностью: ведущую роль выполняют инстинкты.

Научение (виды):

1) привыкание - прекращение многократных реакций. Пример: кормление

многощетинкового червя комочками бумаги, смоченных соком его обычной жертвы.

Привыкание: через некоторое время червь перестаёт их принимать. Если чередовать

съедобную и несъедобную пищу червь будет отличать кусочки;

2) ассоциативное научение - классические и инструментальные условные

рефлексы. Пример: молочная планария (плоский червь) на пути наждачная бумага.

Наличие на пути преграды останавливает животное.

Фабри: здесь нет подлинной ассоциативной связи, скорее играет роль

закон суммации: объединение не очень явное - раздражители с дополнительным

раздражением - сотрясением, вызывают двойное раздражение - планария

останавливается.

Опыт К. Хекса.

Впервые обнаружил пластичность поведения у червей. Т - образный лабиринт, по

которому запускали червя: в одном конце - комфортные условия, в другом -

электрический ток. После ста двадцати опытов червь научился приползать к

гнезду. Улитки через шестьдесят опытов, т. е. это научение! После

удаления у червей нервных передних сегментов сохранялся результат научения.

Также опыты проводились Эвансом, Куплендом.

Зачатки высших форм поведения.

Высшие формы поведения - сложные инстинктивные программы.

На данной стадии две функции:

1) построение жилища у многощетинковых червей (конструктивная

деятельность) черви собирают маленькие частицы и сплетают трубкообразные

домики. Это многофазная деятельность, которая видоизменяется от природных

факторов (например, грунт, течение воды, возраст червей: молодые - мелкие

частицы; взрослые - крупные);

2) появление у многощетинковых червей агрессивного поведения - борьба за

построение домика и в брачном поведении - агрессивность к другим самцам.

На данной стадии нет ретуализации.

Ретуал - видоспецифические движения животного, модифицирование

таким образом, чтобы осуществлять коммуникативные функции.

Смещённая активность.

Исключение: виноградные улитки у них есть брачные танцы.

Общий вывод:

q ориентация на основе ощущений, предметного восприятия нет

(кроме виноградной улитки);

q избежание неприятных внешних воздействий, а не поиск

благоприятных условий;

q появление нервной системы (эволюция: диффузные - билатеральные);

q выделение головного отдела нервной системы.

ХАРАКТЕРИСТИКА СТАДИЙ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ.

1. Представители.

2. Строение нервной системы.

3. Сенсорные способности.

4. Пространственная ориентация.

5. Особенности предметного восприятия.

6. Высшие формы поведения.

7. Пластичность.

1. Представители.

Основная особенность данной стадии: предметное восприятие.

Головоногие моллюски (осьминоги, кальмары, каракатицы); членистоногие

(ракообразные, паукообразные и насекомые).

Движение локомоторные системы - строение мышц, органов чувств и др.

самостоятельно.

2. Строение нервной системы.

Особенности:

1) метамернорасположенные ганглии;

2) брюшная нервная цепочка;

3) наличие мощного головного мозга (увеличенный надглоточный

ганглий, состоящий из трёх отделов):

а) протоцелебрум - первичный мозг, самостоятельный большой отдел, который

иннервирует органы зрения;

б) дейтоцелебрум - иннервирует усики насекомого;

в) тритоцелебрум - третичный мозг, иннервирует ротовое отверстие насекомого.

В протоцелебруме наблюдаются грибовидные тела (нервные клетки). Они являются

ассоциативным и координирующим центром. С размером головного мозга связана

закономерность: чем больше головной мозг, тем сложнее поведение. У пчелы

соотношение тела и головного мозга - 1/174, у муравья - 1/250, майский жук -

1/3220.

3. Сенсорные способности и органы чувств.

У насекомых появляется сложный глазосеточный, т. к. состоит из многочисленных

отдельных участков. Каждой сетке соответствует свой глазок - оматидий. Эти

глазки изомерны отдельными пигментными перегородками и функционируют вне

зависимости друг от друга. Следствие возникает мозаичное изображение

воспринимаемого предмета. Выявилось, что насекомые близоруки: чёткое

изображение два - три метра от объекта, на большем расстоянии изображение

становится расплывчатым. Насекомые лучше видят подвижные объекты. Для насекомых

характерно цветовое зрение. Видимый ими спектр намного шире, чем у человека, т.

к. насекомые видят ультрафиолетовое излучение.

Осьминог - у него ствол нервной системы толще, чем у человека, глаз

похож на человеческий. Зрение: есть роговица, веки, радужка, хрусталик. Есть

приспособления к видению при сильном и слабом освещении. У него существует

бурый пигмент, который регулирует характерное явление аккомодации - установка

зрения на разные дистанции. Удаление либо приближение хрусталика к сетчатке.

Вся поверхность особенно чувствительна к прикосновению, свету, вкусу, запаху.

Особенно чувствительны щупальца. У них наблюдается орудийная деятельность.

4. Пространственная ориентация.

Фототаксисы насекомых.

Наиболее распространёнными являются тропо, - тело - и мено таксисы - высшие

формы таксисов плюс примитивные таксисы: клино и ортотаксисы (у личинок

насекомых). Чаще всего у взрослых насекомых встречаются телотаксисы, т. е.

движение к источнику раздражения. Менотаксисы имеют свои варианты. Линдауэр

выделил четыре случая менотаксисов:

1. Фиксация источника света является случайной;

2. Врождённая фиксация движения;

3. Фиксации сообщаются особями одного вида друг другу (например,

танцы у пчёл).

4. Фиксации выучиваются в индивидуальном порядке - это высшая форма

таксисов миелотаксис - выученная ориентация.

5. Особенности предметного восприятия.

Отдельные предметы на этом уровне играют преимущественную роль. Зачатки

предметного восприятия. Долгое время считалось, что насекомые воспринимают

признаки специфического характера, свойственные лишь их образу жизни (например,

пчёлы воспринимают фигуры, которые свойственны цветам). Опыт Гирбергена

опровергает данную точку зрения: пчёлы могут располагать фигуры по графическим

признакам (не только по свойствам характерным среде обитания).

Головоногие моллюски могут различать до сорока шести различных форм

предметов, они могут отличить треугольник от квадрата, маленький квадрат от

большого квадрата, треугольник от ромба. Именно у головоногих моллюсков

появляется предметное восприятие.

6. Высшие формы поведения данного уровня.

1. Общение (у пчёл существуют системы коммуникаций - танцы, в которых они

передают информацию о месте нахождения пищевого объекта и какой - либо

опасности);

2. Ретуальное поведение (ретуализация) - брачное поведение (инстинкт

размножения); агрессивное поведение (инстинкт сохранения);

3. Территориальное поведение - способность создавать и распознавать

границы владений.

Территория биологии - определённая зона более или менее

обширная в зависимости от размеров и образа жизни животного, которое её

охраняет и контролирует.

Территориальное поведение, существует у стрекоз - оптически выделяют участок

территории и, отгоняют от него чужих самцов. Территориальное поведение основано

на внутривидовой конкуренции. Основная цель обеспечить пропитание отдельной

особи либо семьи.

7. Пластичность (научение у насекомых).

Научение изначально отрицалось, благодаря, работам Фабри. Фабри, считал, что

поведением насекомых управляют лишь инстинкты и насекомые не могут

приспосабливаться к новым условиям. Он проводил опыты с одиночно живущими

пчёлами. Естественное поведение пчёл проявлялось в том, что когда они вылетают

из гнезда, прогрызая внешнюю оболочку. Эксперимент: Фабри, создал две группы:

q контрольную - закрыл бумагой гнездо так, что между бумагой и

первой оболочкой гнезда не было пространства (пчёлы прогрызли стенки и

выбрались на волю);

q экспериментальная - закрыл бумагой, но так, что был пропуск

между первой оболочкой и бумагой (пчёлы прогрызли естественный слой и остались

внутри бумажного конуса), следовательно, животное не может восстановить акт

прогрызания при выходе из гнезда (акт научения однократный).

Недостаток эксперимента: стенки бумаги скользкие и в силу устройства

челюстного аппарата пчёлы не могли прогрызть.

Вывод: реально насекомые способны к ассоциативному научению. Роль

научения в поведении насекомых была доказана в танцах пчёл. Многие элементы

танца приобретаются условно - рефлективным путём.

Опыт Гинбергена с осой доказывает способность к научению у насекомых.

Головоногие моллюски имеют некоторые противоречия способности к научению. С

одной стороны осьминоги - первые животные, которых мог приручить

человек (дрессировка) в отличие от насекомых. С другой стороны осьминоги не

могут решать задачи элементарного характера по методу обходного пути (преграда)

- опыт с осьминогами.

Этот пример говорит о том, что на данной стадии наблюдаются сочетания

прогрессивных и примитивных черт психического развития животного. Примитивная

черта - негативизм общения.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НИЗШЕГО УРОВНЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ.

1) Основная роль - ориентация по отдельным свойствам предметов,

предметное восприятие выполняет ещё второстепенную роль.

2) На этой стадии преобладают инстинктивные элементы поведения над

индивидуально - приобретёнными.

3) Положительное таксисное поведение получает мощное развитие.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫСШЕГО УРОВНЯ ПЕРЦЕПТИВНОЙ ПСИХИКИ.

1. Представители.

2. Локомоторное развитие.

3. Манипуляционная активность.

4. Сенсорные способности.

5. Особенности восприятия.

1. Представители.

Класс хордовые:

1. Бесчерепные (ланцетник);

2. Позвоночные (круглоротые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы,

млекопитающие).

Кроме птиц и млекопитающих, все принадлежат к низшему уровню перцептивной

психики. Характеризуются разными сочетаниями элементов высшего и низшего

уровней перцептивной психики.

2. Локомоторное развитие.

I. Эволюция хордовых по развитию органов движения.

II. Развитие хорды и поперечно-полосатой

мускулатуры (цельный тяж (у ланцетника) из хрящевой ткани, проходящий по

спинной части низменных хордовых, над которым располагается нижняя часть,

имеющая форму трубки).

III. Появление и развитие челюстного аппарата с

постепенным расширением его функций.

IV. Появление и развитие конечностей.

V. Дифференциация передних и задних конечностей

с расширением функций передних конечностей.

VI. Полное освобождение от функции перемещения в

пространстве передних конечностей.

VII. Развитие речедвигательных органов.

3. Манипуляционная активность.

Особенность данного фактора - наличие эффекторных органов.

Функции:

1. Опорно-локомоторная (перемещение с опорой на землю);

2. Манипуляционная (активное обращение с различными предметами при

преимущественном участии передних, реже задних, а также других эффекторных

органов: челюстной аппарат; у слона - хобот; у обезьяны - хвост).

Манипуляционная активность - манипулирование пищевыми и несъедобными

объектами. Манипулирование несъедобными объектами выполняет познавательную

функцию для животного. Особое значение имеет манипуляция предметом передними

конечностями (изучение со всех сторон). Такая активность позволяет животному

комплексно изучить предмет особенно при деструктивном воздействии на него, это

даёт большую информацию для развития психики. Разновидность манипулирования -

комфортное поведение - уход животного за своим телом.

Виды:

v очищение тела;

v отряхивание;

v катание по субстрату (например, валяние в грязи, как спасение от блох);

v купание.

4. Сенсорные способности.

Высокоразвитые органы чувств, приблизительны по строению к органам чувств

человека.

Орган слуха - появляется у рыб (внутреннее ухо); земноводные (среднее ухо

(плёнка, ямка) и внутреннее ухо); млекопитающие (внутреннее, среднее, наружное

ухо).

Орган обоняния - обонятельные мешки, раковины.

Орган зрения - глазные яблоки.

Тактильно - кинестическая чувствительность - термическая (пресмыкающиеся),

вкусовая, электрическая и эхолокационная (мыши - вампиры).

Доминирующий вид чувствительности у животных этого уровня назвать сложно -

это связано с тем, что преобладание чувствительности связано с образом жизни,

т. е. психическая сенсорная деятельность биологически обусловлена. Пример: у

большинства млекопитающих главная чувствительность - обоняние, у птиц и

приматов - зрение (особенно у хищных птиц).

5. Особенности восприятия у разных классов животных.

Наличие предметного восприятия, кроме круглоротых (червеобразные морские

животные). Но существуют определённые различия в восприятии у высших и низших

позвоночных.

Рыбы: умение отличать геометрические фигуры даже при изменении их величины,

но перестают их узнавать при изменении пространственного положения фигуры.

Птицы: курица не узнаёт перевёрнутую фигуру, но способна к различению фигур

независимо от их цвета и целостности (закон целостности).

Млекопитающие: узнают фигуры любой величины и в любом положении.

Эти примеры показывают наличие у животных предметной обобщённости. Также

характерно наличие сложных представлений - перенесение воспринимаемого

на уровень объективности. Представления позволяют легче ориентироваться в

изменениях среды при временно отсутствующих жизненно важных раздражителей.

Метод отсроченных реакций.

На виду у животного прячется корм, который животное может отыскать лишь через

некоторое время. Эту приманку либо незаметно убирают, либо заменяют другим

предметом. Если животное реагирует на замену, то наличие чувственных

представлений у животного является доказанным. Для животных характерны

зрительные представления, которые отражают количественные и качественные

показатели предмета.

РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИВОТНЫХ В ОНТОГЕНЕЗЕ.

Развитие психической деятельности в пренатальный, натальный период (перед

рождением либо эмбриональный).

Проблемы, возникающие при изучении онтогенеза животных.

1. Разнообразие форм онтогенеза у различных животных - главная проблема:

а) онтогенез может быть определён степенью зрело рождения животного -

птенцовые (незрело рожденные птенцы), выводковые птицы (зрелорождающиеся

птенцы);

б) разнообразие онтогенеза у разных групп животных определяется наличием либо

отсутствием личностных форм.

Имаго - половозрелые особи, личинки отличаются друг от друга

уровнем психической деятельности. Это связано с тем, что они ведут разный образ

жизни.

2. Создание единой периодизации - это связано с разнообразием классов

животных. Так для высших позвоночных характерна игровая активность.

Можно ли говорить о наличии эмбрионального научения - соотношение

инстинктивного и индивидуального научения.

В инстинктивной зоопсихологии существует несколько точек зрения на эту проблему:

первую точку зрения поддерживал американский психолог Цин Янг Куо - считал

преимущественным фактором формирование двигательных функций эмбриона. Проводил

опыты на куриных зародышах - эмбриональная тренировка, которую он обозначал,

как научение, расположенное внутри яйца.

Вывод: реакция клевания является реакцией приобретённой.

Отрицал врождённое поведение - ни одна реакция эмбриона не появляется в

готовом виде (Куо);

вторая точка зрения - роль врождённых факторов в формировании эмбрионального

поведения.

1. Гамбургер - прикосновение тактильной стимуляции не оказывает

существенного влияния на частоту и периодичность движений, производимых

эмбрионом:

а) у позвоночных иннервация мускулатуры туловища и конечностей предшествует

замыканию рефлекторных дуг. Говорить о научении здесь нельзя;

б) последний момент, доказывающий наследственную основу эмбриогенеза -

наличие у новорождённых животных в готовом виде видового поведения. Притом, что

возможность предшествующего эмбрионального поведения исключается.

Кенгурёнок ориентируется в пространстве согласно отрицательному гидротаксису

- поиск сухого места (материнская сумка).

Нельзя отрицать ни приобретённые, ни врождённые факторы, их необходимо

рассматривать в совокупности - это касается эмбриогенеза. Приобретаемое

научение в эмбриогенезе существует на последней стадии, - т. е. перед

рождением.

В эмбриональный период возможна лишь эмбриональная тренировка, которая носит

инстинктивный характер.

Возможен ли акустический контакт, а значит простейшие формы коммуникации

между эмбрионами и родительскими особями - поведение птиц.

Доказано, что зрение и слух появляются у зародышей лишь в конце эмбриогенеза

(окошечки в яйце).

В конце эмбриогенеза у птенца наблюдается расширение зрачка на свет.

Акустический контакт возможен:

Þ птенцы найры за три - четыре дня до вылупления научаются

отличать голос родительской особи от особей, находящихся по соседству. Это было

доказано: перед искусственно выращенными яйцами проигрывали голос определённой

взрослой особи найры, после вылупления этот голос (в реальности) смешивали с

голосом других птиц, птенцы стремились к нужному голосу. Взрослые птицы

реагируют на крик эмбрионов в яйце - трогают яйцо лапой, потом произносят крик,

всё выполняют в определённом ритме, характерном данной особи (это акустический

контакт совместно с кинестетическим контактом).

Þ Было доказано, что возможно общение эмбрионов друг с другом

(покрикивание, постукивание). Цель этого общения - одновременное вылупление из

яиц. Эмбрионы разных пород птиц не контактируют.

Отражаются ли на последующем развитии эмбриона воздействия, которым

подвергалась мать во время беременности.

Þ Эксперимент проводился на женских зародышах морской свинки. На

неё воздействовали мужским гормоном тестостероном. В результате, став

половозрелыми, эти особи проявляли признаки самцового поведения.

Þ Томпсон проводил опыт по изучению воздействия материнского

организма на эмбриона. Он обучал самок крыс до беременности избегать удары

электрического тока.

Психическое развитие наиболее быстро формируется у незрело рожденных.

Исключения: гуси и лошади обнаруживают высокий уровень психического

развития, несмотря на зрелорождённость.

Забота о потомстве.

Ø Превентивная - создание убежища и заготовка пищи для

будущего потомства, с которым мать впоследствии не встречается (забота

насекомых - кладка яиц на мёртвое насекомое того же вида).

Ø Уход за потомством:

а) пассивный - взрослые особи носят с собой молодых животных либо яйца в

специальных кожных углублениях, складках либо сумках (сумчатые животные,

некоторые рыбы);

б) взрослые особи выполняют специфические действия, направленные на

обеспечение многих сфер жизнедеятельности детёнышей (например, очищение

поверхности тела), устройство убежища, научение детёнышей, некоторому опыту,

кормление.

Эволюция заботы о потомстве с одной стороны, характеризуется усилением и

разнообразием действий родителей к потомству, а с другой стороны увеличением

зависимости потомства от взрослой особи, которая ведёт к резкому снижению

плодовитости потомства.

Вагнер: точка зрения о факторах и законах эволюции материнства

животных (три основных фактора, отрицая при этом, активность самки и

потомства).

1. Символическая индивидуальность самки - её интересы,

противоположные интересам потомства. Существует тенденция уделять потомству

лишь столько времени и ухода, сколько детёнышу необходимо в данных условиях

жизни. И если это возможно, то вообще освобождает себя от заботы о потомстве

(минимум жертв “ матери” - самки). Пример: у птиц гораздо более материнские

чувства проявляются к яйцам, после рождения это чувство снижается.

2. Индивидуальность потомства и его интересы, противоположные

интересам самки - потомство всегда обнаруживает выраженную тенденцию “

эксплуатировать материнскую особь, как можно более полно и многосторонне”, и,

если это, возможно, совсем поглотить индивидуальность самки в свою пользу

(“борьба эгоистов”).

3. Уравнивает первый и второй факторы - естественный отбор,

регулирующий интересы и тех, и других, который определяет минимум жертв матери

и максимум требований потомства, необходим для дальнейшего существования вида.

Вагнер. Материнство - среднее пропорциональное в борьбе

интересов самки и потомства регулируемой естественным отбором в пределах

свойств и существования данного вида. В итоге и мать, и потомство, остаются в

условиях выигрыша, потомство питается и, охраняется всё лучше и лучше, а

индивидуальность матери становится более сильной, долголетней и независимой.

Потомство занимает главенствующую роль на низшей стадии психического развития -

с развитием психики начинает работать третий фактор, который уравновешивает

роли самки и потомства. Минимум жертв самки.

Соотношение врождённого и приобретённого в поведении животного после рождения.

Роль инстинкта в формировании движений выявлена экспериментально путём

изолированного выращивания детёныша от родителей с момента рождения.

Выяснилось, что без изменений остаются моторные элементы выполняемых движений

(движения, связанные с едой). Такие особенности, как длительность,

направленность, координированность и совершенство движений остались

нарушенными.

Г. Харлоу: остаются естественные двигательные элементы полового

поведения. У изолированно выращенных животных эти движения, не объединяются в

единый акт в результате поведение этих обезьян, оказывается нарушенным.

Инстинкт обуславливает только двигательные элементы поведения новорождённого,

но не целые поведенческие акты. В сфере поведения новорождённого к инстинктам

можно отнести явление врождённого узнавания.

Фабри: врождённое узнавание - это врождённое, независящее от

индивидуального опыта видоспецифическое избирательное отношение животных к

определённым компонентам окружающей среды, а также способность животных

биологически адекватно реагировать на некоторые признаки ещё незнакомых им

объектов либо ситуаций.

Лоренц: врождённое узнавание основано на врождённых пусковых

механизмах. Признаки, ориентирующие поведение - ключевые раздражители.

Избирательность врождённого узнавания - направленность на определённые

компоненты среды - обусловлена врождённой двигательной активностью. Другими

словами психическое развитие новорождённого животного совершается в результате

развития моторики.

Эксперимент: воспитание роющих и не роющих грызунов - перекрёстно (поменяли

родителей). Но потом молодые грызуны с семнадцатого дня жизни проявляли роющую

активность.

Вывод (Фабри): лишь после того, как сформировались соответствующие

двигательные способности конечностей наступило врождённое узнавание рыхлого

материала.

Взаимосвязь врождённого узнавания и раннего научения.

Врождённое узнавание обогащается, корректируется и перестраивается в

результате приобретённого опыта. Варианты научения, влияющие на корректировку

врождённого узнавания:

1) привыкание к часто повторяющимся биологически малозначимым стимулам;

2) в результате раннего научения может меняться сигнальное значение

раздражителей.

Характер взаимоотношений врождённого узнавания и раннего научения

определяется этологическими особенностями данного вида. Чем больше

неблагоприятных условий среды, тем больше научение.

ЮВЕНИЛЬНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ.

1. Теории игр животных.

2. Концепция игры Фабри.

3. Виды игр по Фабри.

1. Теории игр животных.

К. Гроос (нем.): игра - способ совершенствования. Игра - предварительное

упражнение формирования взрослого поведения в особо важных сферах

жизнедеятельности (теория упражнения).

Спенсер: игровая активность - расход активности.

Рубинштейн: недостатки - “ данный автор не рассматривает содержание игры, не

способен объяснить функции”.

Теория Спенсера.

Лоренц: концепция вакуумной активности.

Когда животному некуда девать накопившуюся энергию, оно начинает с азартом

выполнять незавершённые бесполезные телодвижения, не приносящие никакой выгоды

для обеспечения жизнедеятельности. Игровые действия совершаются без присутствия

соответствующих ключевых раздражителей (например: игровая борьба). Многие

авторы также отрицали значение игры для формирования взрослого.

Мейер - Холоцапфель: игра животных - мнимая деятельность. В основе игры лежит

пробование, основанное на любопытстве. Животные играют лишь тогда, когда не

выполняются игровые действия - её обоснования. Центры игры в головном мозге не

было обнаружено.

Бодендайк: коренное отличие игры от других форм поведения он усматривал в

полном отсутствии приспособительного значения игровой активности. Он

категорически утверждал, что игра важна только для непосредственно играющего

животного, приводя его в положительное эмоциональное состояние, но не для

будущего развития.

Критика Эльконина - указал, что Бодендайк недооценивал ориентировочно -

исследовательскую функцию игры (познавательное значение игры). Игра

препятствует чрезмерно ранней фиксации инстинктивных форм деятельности и

развивает способность к ориентации в сложных условиях среды.

Торп: игра служит для приобретения животным навыков и для ознакомления с

окружающим миром. Особое значение отдавал манипулированию с предметами во время

игры.

Беков: сводил функции игры к двигательной тренировке, формированию процессов

общения и упражнению познавательных процессов.

2. Концепция игры Фабри.

Игра - развивающаяся психическая деятельность животных (а не отдельная

категория поведения).

Игра (Фабри) - процесс, который охватывает все сферы поведения животного в

ходе его окончательного становления перед достижением взрослого состояния.

Адультное.

Предадультное (в молодом возрасте).

С началом игрового периода резко увеличивается количество способов

манипулирования, а также число и ассортимент объектов и доигровых движений

путём их усиления и совершенствования, например, поведение лисиц - этим

животным не свойственно много манипуляционных действий (в игровой период от

двадцати до двадцати восьми движений, лисицы научаются выполнять движения одной

конечностью).

Компоненты игры.

Манипуляционная активность - любое воздействие животного на

предметные компоненты среды, взаимодействия животных с любыми предметами.

Наличие либо отсутствие игры является определённым критерием уровня

психического развития, играют только высшие животные (главным образом

млекопитающие).

Основная функция игры - накопление индивидуального опыта во всех жизненных

сферах, но на основе инстинктивных компонентов поведения.

3. Виды игр по Фабри.

Виды игр животных:

1. Одиночные:

а) локомационные;

б) манипуляционные (компенсаторные; некомпенсаторные).

2. Совместные:

а) локомационные;

б) манипуляционные.

Одиночные манипуляционные игры.

Компенсаторные - естественное видотипичное поведение животного, которое

молодые животные ещё не могут выполнить, компенсирующееся в его играх сходными

действиями с предметами - заместителями. Предмет, как объект игры должен

обладать некоторыми признаками, которые присущи объекту взрослого поведения

(признаки - ключевые раздражители (Лоренц) специфические признаки предмета,

вызывающие инстинктивную реакцию, например, движение объекта).

Некомпенсаторные - игры с предметами, которые являются биологически

значимыми, необходимыми для поддержания жизнедеятельности - те предметы, с

которыми детёныши сталкиваются на протяжении всей жизни (например, игра с

едой). Игра с пищевыми объектами это источник игрового познания (изучение

поведения жертвы). Значение некомпенсаторных игр было доказано в эксперименте -

детёныши выращивались без игры с предметами, при этом свобода пальцев, рук не

ограничивалась. В результате они отличались низкой способностью к хватанию,

ощупыванию, не умели хвататься за служителей, отсутствовало характерное для

обезьян обыскивание.

Функция манипуляционных игр заключается в упражнении, совершенствовании

элементов моторного поведения, а также в познании окружающего мира.

Одиночные локомационные игры - подвижные игры, при которых

животное постоянно меняет своё местонахождение (хватание хвоста). Необходимы

для совершенствования и тренировки своего будущего поведения.

Ладыгина - Коц. Предметная деятельность шимпанзе.

1. Конструктивная деятельность - воссоздание из частей целого путём

сближения, соединения и наслаивания предметов.

2. Ориентировочно - обследующая (ознакомительная) - поверхностное

ознакомление с предметами, не оставляющая на них заметных следов.

3. Обрабатывающая - углублённое воздействие на предмет.

4. Манипуляционная игра.

5. Сохранение и отвергание предмета.

Орудийная деятельность - употребление предмета, как

вспомогательного для достижения какого - либо биологически значимого

результата (исследовательская познавательная).

Ладыгина - Коц одна из первых количественно подсчитывала

манипуляционные действия с предметами.

Вывод: у шимпанзе чаще всего представлена:

- ознакомительная;

- обрабатывающая;

- конструктивная;

- орудийная - встречается меньше всего.

Два вида поведения орудийной деятельности:

1) извлечение термитов из построек с помощью веточек;

2) собирание влаги из углублений с помощью пережёванного комка листьев.

В лабораторных условиях таких типов поведения намного больше (например,

обезьяна сняла ключи со стены при помощи доски и сбежала - подражание,

элементарное мышление (Фирсов))

Ладыгина - Коц: это говорит о потенциальных психических способностях

приматов, которые в естественных условиях не проявляются.

Ладыгина - Коц определила орудийную деятельность, как индивидуальную

черту поведения, а не видовую.

Орудия животных и орудия труда человека. Сравнительный аспект.

Отличия:

1) орудием животного может быть любой предмет, который применяется при

решении определённой задачи в конкретной ситуации. Орудия труда человека

специфично изготавливаются для определённых трудовых операций и кроме этого

предполагают знания о будущем его применении. Отличительной особенностью

изготовления орудий труда человека является предвидение сложных причинно -

следственных связей в будущем;

2) орудие труда человека является материальным воплощением объектов,

созданных в процессе выполнения трудовой операции;

3) подлинное изготовление орудий труда предполагает воздействие на

предмет другими, а не эффекторными органами. Изготовление орудий труда - одна

из предпосылок человеческого сообщества. Создание орудий труда предполагает

установление причинно - следственных связей.

Возникновение трудовой деятельности.

1. Гаптические способности млекопитающих - хватательные функции передних

конечностей. Только у приматов основная форма передвижения - это лазание путём

хватания веток. При этом передние конечности от функции опоры и передвижения.

Освобождение передних конечностей препятствие для быстрого и длительного бега.

Функции рук развивались одинаково по двум направлениям - изменения в сторону

полного обхватывания предметов, увеличение в сторону гибкости и вариабельности

хватательных движений - это развитие - эволюционная основа для зарождения

орудий труда.

2. Взаимодействие кожно-мышечной (тактильно - кинестической)

чувствительности передних конечностей со зрением. Важную роль такой

чувствительности отводил Сеченов: “ первоначальное обучение - это

взаимодействие мышц и зрения - рук и глаз”. По мере того, как зрение обучается

двигательной чувствительностью рук (привыкание) - движения рук всё больше

контролируются, корректируются и управляются зрением.

Фабри: только у приматов есть комплексная тактильно - кинестически -

оптическая чувствительность.

Основа возникновения трудовой деятельности.

Фабри: даже высшие проявления манипуляционной активности ископаемых

антропоидов никогда бы не смогли перерасти в трудовую деятельность, если бы

этому не способствовали экстремальные условия. Аналоги таких условий можно

найти в искусственных условиях (резко объединённая обстановка предметами по

сравнению с естественной средой). В результате чего возникает так называемое

компенсаторное манипулирование - коренная перестройка манипуляционной

активности приматов, при которой обычная многообразная манипуляционная

деятельность концентрируется на тех многочисленных предметах, которыми они

могут располагать - движения приматов становятся более интенсивными,

сосредоточенными и длительными, что приводит к образованию значительно сложных

манипуляционных движений. У человека изменились условия жизни. Происходит

резкое обеднение среды обитания за счёт сокращения тропических лесов.

Преимущества имеют те антропоиды, которые смогли выработать более совершенную

прямую походку на двух ногах на основе первоначального способа передвижения по

деревьям.

Способ передвижения по деревьям - круриация - тип локомоции, который

представляет передвижение по толстым ветвям на задних конечностях, передние

конечности при этом поддерживают верхнюю часть тела. Подготовила передвижение

по земле без опоры на передние конечности.

Проблема зарождения общественных отношений.

Биологические предпосылки общественной жизни человека.

Лоренц (этология) изучает сообщества. Этологи максимально убирают

границу между человеческими и животными сообществами.

Биологические предпосылки (Фабри):

1. Стадность ископаемых высших приматов, а точнее предметная

деятельность в условиях стадной жизни;

2. Социальные закономерности человеческого общения ни в коем случае

не должны быть сведены к экологическим закономерностям жизни стада.

Общественные отношения людей развивались, благодаря ломке этих закономерностей.

Типология сообществ животных.

Тикс Н. А.: особое значение при возникновении общественной жизни отводится

потребности в общении. Вследствие необходимости совместной деятельности, охоты.

Потребность в общении - основа для возникновения общественной жизни.

Возникновение новых отношений между детьми и взрослым поколением связано с

условиями охоты. Дети должны были усваивать традиции и умения, сформировавшиеся

у предшествующих поколений. Задача - наладить контакт, применяя опыт старших.

Самцы должны были проявлять не только взаимную терпимость, но и умение

сотрудничать и согласовывать свои действия. Возникает необходимость в

обозначении предметов без чего нельзя было обеспечить согласованность действий

при совместной охоте. Трудовая деятельность, совместная охота - толчок к

возникновению общения.

Фабри: источник становления человеческих форм общения - поведение

обезьян - демонстрационное манипулирование, моделирование - поведение,

когда животные наблюдают за манипуляционным поведением других животных.

Наиболее типично такое поведение для обезьян, которые оживлённо реагируют на

такое поведение. Происходит только наблюдение, приглашение к совместной игре. В

процессе данного поведения существуют актёры и зрители. Моделирование создаёт

наилучшие условия для создания познавательной совместной коммуникативной

деятельности.

Механизмы, поддерживающие адаптацию.

- Иерархия и доминанта.

- Социотомия.

- Социальное партнёрство.

- Клубы.

Иерархия - пирамида субординации, вершину которой занимает

наиболее агрессивная и активная особь, которую называют доминантом

Особь, располагающуюся на ступеньке ниже, называют субдоминантом.

Основная функция: иерархия обеспечивает организованность потоков

информации, распределение функций и целесообразность группы. Благодаря иерархии

происходит избежание постоянных конфликтов и избежание борьбы всех участников

за первенство (внутренняя сплочённость участников группы в совместной

деятельности).

Лоренц: иерархия - производная территориальности и агрессивности, т.

к. доминантом становится не самое сильное, а самое агрессивное животное,

которое угрожает другим и легко выдерживает чужие угрозы.

Центры агрессивности расположены в коре головного мозга, при потере центра

агрессивности теряется способность к доминанте. Иерархическая организация

достаточно динамична. В природе статус доминанта постоянно подтверждается, если

он, исчезает его место, занимает субдоминант.



(C) 2009