Научная Петербургская Академия

Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков

Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков

Факультет журналистики, Социологии и психологии

Отделение психологии

Курсовая работа

Тема: «Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков»

2002 г.

Введение

Актуальность. Тема насилия и агрессии становится все более актуальной в

обществе. Нередко агрессивность в открытой или замаскированной форме

культивируется в обществе как орудие в борьбе за преуспевание. Этой

замаскированной формой являются компьютерные игры. Агрессивность в личностных

характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против

непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе,

что проявляется в агрессивном поведении.

Сейчас основное зло для подростков видится в персональных компьютерах нового

поколения. Обилие разнообразных игр завлекают подростков на длительное время.

На протяжении пятнадцати лет ведется дискуссия. Существует ли неразрывная

причинно-следственная связь между злом. Созданным в фантазии (в игре), и злом

реальным. Однако в психологии проблема влияния склонности к

компьютерным играм на формирование агрессивности как свойства личности изучено

не достаточно.

Цель: выяснить особенности влияния компьютерных игр на

агрессивность подростков.

Гипотеза: компьютерные игры агрессивного содержания оказывают влияние на

формирование агрессивности подростков.

Задачи: 1) На основе теоретического анализа выявить степень изученности

проблемы влияния компьютерных игр на развитие агрессивности.

2)Обосновать выбор методик для диагностики агрессивности.

3)Исследовать и проанализировать различия в степени

агрессивности между подростками, играющими и не играющими в компьютерные

игры.

Объект исследования: проявление агрессивности и внушаемости у

подростков увлеченных компьютерными играми агрессивного содержания.

Предмет исследования: особенности агрессивности и внушаемости у

подростков увлеченных компьютерными играми агрессивного содержания.

Методологической основой исследования явились представления о развитии

психики, сформировавшиеся в виде таких основополагающих принципов, как принцип

детерминизма (Выготский Л.С., Рубинштейн С.Л) принцип развития (Ананьв Б.Г.,

Леонтьев А.Н.), взглядов на возрастные особенности психики (Братусь Б.С.,

Эльконин). В работах также учитывались результаты исследований, выполненных в

рамках проблемы агрессии ( Бандура, Берковиц, Бютнер).

Теоретическая и практическая значимость исследования. В работе затронута

мало исследуемая проблема влияния компьютерных игр на формирование личности.

Показано, что компьютерные игры агрессивного содержания способствуют развитию

агрессивных тенденций личности: физической агрессии, склонности заражаться

агрессией толпы, ригидность и внушаемости. Полученные результаты осуществляют

вклад в копилку психологии личности, а также могут быть использованы в

консультационных, психо-коррекционных и воспитательных мероприятиях с

подростками.

Глава 1

1. Проблема агрессии в психологии

Начиная с середины 60х годов тема насилия и агрессии становится одной из

актуальной на Западе, ее даже называют «интригующей»; а сам ХХ век - « веком

беспокойства о насилии». Анализ новейшей психологической и социально-

философской литературы, вышедшей в ведущих странах Запада 70-80г. посвященной

проблеме человека. Свидетельствуют о том, что вопросы связанные с

человеческой агрессивностью (или агрессией) выдвигаются на передний план

многих исследований.

Чрезвычайная сложность и многообразие форм проявления агрессивности (особенно

применительно к человеческому поведению) приводят к тому, что на сегодняшний

день в науке отсутствует его однозначная трактовка и определение.[12]

Прежде всего, агрессия в какой бы форме она не проявлялась, представляет

собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому

существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Данное

комплексное определение включает в себя следующие частные положения:

1) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное

причинение вреда жертве.

2) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение,

которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам.

3) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.

Существует несколько разнонаправленных теоретических перспектив, каждая из

которых дает свое видение сущности и истоков агрессии.

Старейшая из них теория инстинкта, рассматривает агрессивное поведение как

врожденное. Фрейд самый знаменитый из приверженцев этой довольно

распространенной точки зрения, полагал, что агрессия берет свое начало во

врожденном и направленном на собственного носителя инстинкте смерти; по сути

дела, агрессия – это тот же самый инстинкт, только спроецированный вовне и

нацеленный на внешние объекты.

Теоретики–эволюционисты считали, что источником агрессивного поведения

является другой врожденный механизм: инстинкт борьбы, присущий всем животным,

включая и человека.

Человек генетически запрограммирован на совершение насильственных действий,

доказывает Р.Ардри, он бессилен против инстинктов собственной природы,

которые неотвратимо приводят его к социальным конфликтам и борьбе.

Человек в развитии своего сознания и бытия настолько далеко ушел от животного

мира. Что распространять закономерности последнего на человеческое поведение,

его мотивы и механизмы с научной точки зрения абсолютно бесперспективно.

Различные общественные формы деятельности человека детерминированны отнюдь не

его биологической сущностью. Но осуществляются прежде всего по законам

общественного труда, законам развития определенного способа производства.

Обладая специфической и уникальной в природе способностью сознательно

производить орудия труда и целенаправленно использовать их в своем

воздействии на окружающий мир, наличием второй сигнальной системы и связанной

с ней членораздельной речью, человек выступает прежде всего как субъект

труда, мысли, воли и общения. Корни всех проявлений насилия следует искать не

в материальных отношениях и условиях, а в индивидуальной психологии людей, в

субъективном мире личности.[16]

Теории побуждения предполагают, что источником агрессии является, в первую

очередь, вызываемый внешними причинами позыв, или побуждение, причинить вред

другим. Наибольшим влиянием среди теорий этого направления пользуется теория

фрустрации агрессии, предложенная несколько десятилетий назад Доллардом и его

коллегами. Согласно этой теории, у индивида, пережившего фрустрацию,

возникает побуждение к агрессии. В некоторых случаях агрессивный позыв

встречает какие-то внешние препятствия или подавляется страхом наказания.

Однако и в этом случае побуждение остается и может вести к агрессивным

действиям, хотя при этом они будут нацелены не на истинного фрустратора, а на

ругие объекты, по отношению к которым агрессивные действия могут совершаться

беспрепятственно и безнаказанно. Это общее положение и смещенной агрессии

было расширено и пересмотрено Миллером, выдвинувшим систематизированную

модель, объясняющую появление этого феномена. Автор предложил, что выбор

агрессером жертвы в значительной степени обусловлен тремя факторами: 1) силой

побуждения к агрессии; 2) силой факторов, тормозящих данное поведение и 3)

стимульным сходством, каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором.

Барьеры, сдерживающие агрессию, исчезают более быстро, чем побуждение к

подобному поведению, по мере увеличения сходства с фрустрировавшим агентом.

Таким образом, модель предсказывает. Смещенная агрессия наиболее вероятно

будет разряжена на тех мишенях, в отношении которых сила торможения является

незначительной, но у которых относительно высокое стимульное сходство с

фрустратором.

Когнетивные модели помещают в центр рассмотрения эмоциональные и когнетивные

процессы, лежащие в основе этого типа поведения. Согласно теориям данного

направления, характер осмысления или интерпретации индивидом чьих-то

действий, например, как угрожающих или провокационных, оказывает определяющее

внимание на его чувства и поведение. В свою очередь степень эмоционального

возбуждения или негативной аффектации, переживаемой индивидом, влияет на

когнетивные процессы, занятые в определении степени угрожающей ему опасности.

В соответствии с теориями социального научения, глубокое понимание агрессии

может быть достигнуто только при обращении пристального внимания: 1) на то.

Каким путем агрессивная модель поведения была усвоена; 2) на факторы,

провоцирующие ее появление; 3) на условия, способствующие закреплению данной

модели поведения.

Агрессивные реакции усваиваются и поддерживаются путем непосредственного

участия в ситуациях появления агрессии, а так же в результате пассивного

наблюдения проявлений агрессии. Теории социального научения утверждают, что

агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях, то есть

теории этого направления более оптимистично относятся к возможности

предотвращения агрессии или взятия ее под контроль.[1]

1.1. Факторы влияющие на развитие агрессивности

Согласно Бандуре, исчерпывающий анализ агрессивного поведения требует учета

трех моментов:

1) способов усвоения подобных действий;

2) факторов провоцирующих их появление;

3) условий, при которых они закрепляются.

Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение,

включающее в себя действия, «за которыми стоят сложные навыки требующие

всестороннего научения». Например, чтобы осуществить агрессивное действие,

нужно знать, как обращаться с орудием, какие движения при физическом контакте

будут болезненными для жертвы. Поскольку эти знания не даются при рождении,

люди должны научиться вести себя агрессивно.

Ситуативные факторы, заставляющие индивидуума в большей или меньшей степени

осознавать самого себя, могут служить внешними детерминантами агрессивного

поведения. Самосознание относится к состояниям, в которых внимание

сосредоточенно на собственных установках, ценностях и других характеристиках

индивидуума.

Множество ситуаций, особенно в которых высока вероятность остаться анонимным

или возможность избежать персональной ответственности, могут ухудшать

способность к осознанию самого себя и усиливать агрессивность. Напротив,

обострение самосознания может ослаблять агрессию.

Пентис-Данн и Роджерс выдвинули теорию дифференциального самоосознания, чтобы

объяснить, каким образом процесс самоосознания связан с поведением, особенно

с агрессивным. Они утверждают, есть два класса переменных ослабляющих процесс

самоосознания, и оба они связаны с различными компонентами самосознания.

Посылы, вызывающие чувство ответственности, - это не аспекты ситуации,

которые дают возможность индивиду стать менее узнаваемым, тем самым редуцируя

общественное соосознание – компонент сомоосознания, связанный с желанием

произвести впечатление на окружающих.другими словами. Если человек обладает

относительной анонимностью, он может выбрать в качестве модели поведения

ненормативное или «недопустимое» поведение, поскольку ему вряд ли грозит

ответственность за эти действия. В этом случае индивид растормаживается.

Модификаторы внимания ослабляют личное самоосознание – компонент

самоосознания, связанный с сосредоточением на собственных внутренних

ощущениях и мыслях. Например, сильное возбуждение или измененое состояние

сознания, а также «погружение с головой» в групповую деятельность могут

отвлечь внимание индивида от его внутреннего мира. Тогда про него говорят,

что он деиндивидуализирован и не может обратиться к своим внутренним нормам,

чтобы оценить и изменить свое поведение.

На частоту и силу агрессивных действий адресованных конкретному человеку,

может сильно повлиять степень ассоциации данной персоны с неприятными

событиями вообще или с тем. Что в прошлом или настоящем вызвало раздражение.

Согласно теории когнетивных неоассоциаций, «то как люди реагируют на

прочитанное, услышанное или увиденное зависит в основном от их интерпретации

этого сообщения, идей, заложенных в нем, и мыслей, им пробуждаемых».

Показываемое в средствах массовой информации насилие может пробудить

соответствующие мысли и идеи. Эти мысли затем могут «актуализировать

конкретные эмоции и даже специфические тенденции поведения».

В своем обзоре литературы по проблеме кратковременного воздействия сцен

насилия в масс-медия Берковитц выделил следующие факторы, влияющие на

вероятность того, что насилие в масс-медия будет способствовать агрессии:

1) Увиденное кажется наблюдателю проявленном агрессии – «агрессия

присутствует в мыслях зрителя, и кино их не пробуждает, если зритель не

считает агрессией то, что видит».

2) Зритель отождествляет себя с агрессором, «у зрителя, отождествляющего

себя с агрессором из фильма, будут. возникать мысленные образы, тем самым

подталкивая его к агрессии».

3) Потенциальный объект агрессии ассоциируется с жертвой агрессии в

фильме – как это имело место в некоторых исследованиях Берковитца.

4) Наблюдаемые события должны выглядеть «реальными» и быть захватывающими

– зритель «особенно склонен поддаваться влиянию, когда захвачен сюжетом и

представляет, что сам ведет себя аналогичным образом».

Все большее число данных свидетельствуют о том, что черты характера,

обуславливающие склонность к агрессии, сами по себе являются достаточно

устойчивыми. Часто считается, что страх – особенно страх наказания – может

способствовать подавлению агрессии. Если страх или тревога сдерживают

агрессию, вполне разумно предположить, что люди, склонные к подобным реакциям

– наиболее остро чувствующие опасность, - зачастую проявляют меньшую

агрессивность: иначе говоря, индивиды с высоким уровнем тревожности имеют

тенденцию ожидать наказания или, по крайней мере, социального неодобрения за

свое участие в выступлениях против других. Когда провокация постоянно

усиливается. То даже индивиды с высоким уровнем тревожности начинают

постепенно встречать агрессию контрагрессией. Во многих случаях ситуационные

факторы, похоже, способны затмевать даже яркие индивидуальные наклонности. В

результате, при определенных условиях даже самые кроткие, самые мягкие в

обычной жизни лица проявляют агрессивность, а самые враждебно настроенные,

самые вспыльчивые – воздерживаются от нее.

На снижение уровня агрессии влияет тревожность, вознгикшая из-за возможности

быть наказанным или получить неодобрение со стороны общества. Поскольку лица,

заинтересованные в социальном одобрении, неравнодушны к суждениям и критике

со стороны других, свидетельствует о том, что тревога именно этого типа тесно

связана с агрессией.

Атрибуции относительно намерения других зачастую играют важную роль в

агрессии. Склонность приписывать недоброжелательность и другие намерения

другим лицам, даже если этого на самом деле нет, является важной чертой,

которая может привести индивидов к более частным, чем обычно, агрессивным

столкновениям с другими.[1]

Контроль над агрессивными импульсами и непрямое их выражение, не являются

врожденными: они результат научения.

Процесс научения контролировать свои агрессивные устремления или выражать их

в форме приемлемых в рамках данной цивилизации называется социализацией

агрессии.

Очевидно, человек не перестает быть агрессивным достигнув зрелости. Однако в

результате социализации многие люди учатся контролировать свои агрессивные

импульсы, что необходимо для жизни в обществе. Другие индивиды остаются

весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко, через

словесные оскорбления, скрытое принуждение, завуалированные требования.

Люди неподвергшиися социализации, чьи агрессивные импульсы находят выход в

физическом насилии.

В социализируемой агрессии присутствуют два фактора:

1. снисходительность

2. строгость наказания родителем агрессивного поведения ребенка.

Суровое наказание, вызывает в ребенке враждебность, и таким образом,

дальнейшую агрессивность. Кроме того, склонный к применению наказаний

родитель, хотя и ненамеренно, подает ребенку пример агрессивного поведения;

ребенок привыкает к тому, что агрессия есть нормальный путь преодоления

фрустрации. Строгость родителя, если она последовательна и достаточно

чувствительна для ребенка, может привести к подавлению агрессивных импульсов

в присутствии родителя, но вне дома ребенок ведет себя агрессивно.

Несколько исследований, проведенных Капрарой и его коллегами, показали, что

от индивидуальных различий действительно зависят сила и вероятность

проявления агрессиии.

Простое наблюдение показывает, что некоторые люди «заводятся с пол-оборота» -

они с необычной злостью и агрессией отвечают даже на самые слабые провокации.

Раздражительность – устойчивая тенденция обижаться даже на минимальную

провокацию. Другая личностная характеристика эмоциональная чувствительность –

устойчивая тенденция, свойственная некоторым индивидам, ощущать себя

некомпетентными и испытывать дистресс в ответ на самые умеренные фрустрации.

Уверенность индивидов в своей способности влиять на собственную судьбу может

быть дополнительным личностным фактором, имеющим отношение к агрессии во

многих ситуациях. Если создать условия, при которых люди не будут ощущать

взаимосвязь между своим поведением и его результатами, они могут

почувствовать себя бессильными и будут страдать от снижения мотивации и

уменьшения количества действий. Люди испытывая чувство стыда, зачастую также

ощущают гнев и враждебность: они злятся на самих себя. Что своим поведением

заставляют себя усомниться в собственной ценности. Такие чувства затем

переадрисовываются тем, по чьей вине возник стыд. Поскольку стыд- это сильная

эмоция, то негативные чувства, порождаемые ею, зачастую бывают глубокими,

неадекватными событию, вызвавшему их.

Поскольку и вина и стыд приводят в действие механизм и негативные реакции –

«плохое поведение», можно предположить, что связь между стыдом и агрессией

может напрямую зависеть от степени неодобрения своего собственного «Я».

Другими словами, именно тенденция стыдливых людей бить по своему собственному

«Я» лежит в основе их высокой склонности к агрессии.

Личностные факторы начинают играть ведущую роль в ситуациях, смоделированных

самими людьми, нежели в ситуациях, им навязанных, а также если самосознание

человека не «замутнено», в отличии от случаев, когда оно заблокированно или

«задавленно» ситуацией.[18]

1.2. Мотивация агрессивного поведения подростков

Все начинается с возникновения конфликтной (при общении) или фрустрирующей

(при деятельности) ситуации, играющих роль внешнего стимула. Так, для

возникновения состояния конфликта необходимо, чтобы столкновение мнений,

желаний, интересов, целей между общающимися, во-первых, было осознанно

субъектами как таковое; во-вторых необходимо, чтобы субъекты общения не

захотели пойти на компромисс, и в-третьих, чтобы между ними возникли

взаимные неприязненые отношения – враждебность.

Нужны определенные провоцирующие условия, в качестве которых могут выступать

как внешние объекты (поведение оппонента, давление со стороны других людей),

так и определенные черты субъекта: обидчивость, вспыльчивость, заносчивость,

«ершистость» (характеризующие его «возбудимость», «конфликтность»)

подозрительность, нетерпимость к возражениям, неуступчивость. Они создают

предрасположенность субъекта к возникновению состояния конфликта. Наибольший

вклад в агрессивное поведение вносят вспыльчивость, обидчивость,

мстительность.[8]

Кроме «возбудимости» на возникновение агрессивного поведения. Как показал

Реан А.А., влияет и такая особенность личности (характера), как

«демонстративность». Демонстративная личность постоянно стремится произвести

впечатление на других, привлечь к себе внимание . это реализуется в

тщеславном поведении. Часто нарочито демонстративном.[11]

Шляхтина О.О. показала зависимость уровня агрессивности от социального

статуса подростков. Наиболее высокий ее уровень наблюдается у лидеров и

«отверженных». В первом случае агрессивность поведения вызывается желанием

защитить или укрепить свое лидерство, а во втором – неудовлетворенностью

своим положением.[17]

Возникновение конфликта может зависеть и от партнера по общению, который

проявляет по отношению к субъекту вербальную или физическую агрессию. Все это

вызывает у субъекта определенные отрицательные состояния – досаду, обиду,

злость, негодование, гнев, ярость, с появлением которых и начинается

формирование мотива агрессивного поведения. Переживание этих состояний

приводит к возникновению потребности субъекта общения устранить психическое

напряжение, разрядить его. Эта потребность ведет к формированию пока

абстрактной цели: что надо сделать, чтобы удовлетворить возникшее желание

наказать обидчика, устранить его как источник конфликта.

Возникновение намерения наказать, отомстить ведет к поиску конкретного пути и

средства достижения намеченной абстрактной цели. С этого момента начинается

вторая стадия формирования мотива агрессивного поведения, субъект

рассматривает конкретные агрессивные действия, выбор которых зависит от

оценки ситуации и его возможностей, отношения к источнику конфликта,

установки на разрешение конфликтов.

Пропустив все эти способы через «внутренний фильтр», субъект переходит к

третьей стадии формирования мотива агрессивного поведения: формированию

намерения осуществить конкретное агрессивное действие в отношении того или

иного объекта. На этой стадии осуществляется выбор конкретного агрессивного

действия, то есть принимается решение. На этом процесс формирования мотива

агрессивного поведения заканчивается. Его итогом является образование

сложного психологического комплекса, в который входят потребность личности

отреагировать на конфликтную ситуацию. Способ и средство этого реагирования и

обоснование, почему выбраны именно они. Таким образом, у субъекта появляется

обоснование агрессивного поведения, которое объясняет, почему он пришел к

пониманию необходимости такого поведения (что побудило), что он хочет достичь

(какова цель).[8]

.

2. Психологические особенности агрессивного поведения подростков

Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый

возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее

сложившихся психологических структур, но возникают новые образования,

закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая

направленность в формировании нравственных представлений и социальных

установок. Нередко агрессивность в открытой или замаскированной форме

культивируются в обществе как орудие в борьбе за преуспевание.

Проявлениям агрессивности способствуют недостатки воспитания, осуществляемого

разными институтами социализации, в том числе не только семьей, школой, но и

средствами массовой информации.

Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном

как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворения своим

положением в обществе, что проявляется в соответствующем поведении. Вместе с

тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности

его темперамента, например возбудимость и сила эмоций, способствующие

формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность,

неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток к

подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том

числе и в драке, ругани.

Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям

социализации. Это связано с типом и ритмом технико-технологических

преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Подростки

больше других возрастных групп, страдают от нестабильности социальной,

экономической и моральной обстановки в стране, потеряв сегодня необходимую

ориентацию в ценностях и идеалах, - старые разрушены, новые – не созданы.

Подростки считают, что большинство взрослых обычно говорят неправду, что

«сейчас каждый живет для себя, старается как-то извернуться, обмануть

другого. В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит

позитивного воздействия на растущих детей. Происходит «деформация» семьи,

которая не выполняет такие важные функции, как формирование у детей чувства

психологического комфорта, защищенности. В результате для многих подростков

характерна неразвитость нравственных представлений, потребительская

ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что

связано, в частности, с повышенной внушаемостью, подражательностью. Следует

отметить, что для многих подростков типично умышленное подражание

определенным манерам как конкретных людей, так и тем стереотипам которые

предлагаются различными средствами информации. Отсюда обилие боевиков,

детективов и т. п. Провоцирующие агрессивные формы поведения подростков,

делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации

своей значимости.

Расхождение между стремлениями подростка связанности с осознанием своих

возможностей и положением ребенка, зависимого от воли взрослого, вызывает

существенное углубление кризиса самооценки интенсифицируя квазипотребности,

квазиинтересы растущего человека. По мере его взросления изменяется характер

и особенности виденья себя, восприятия окружающих, изменяются мотивы и

степень их адекватности общественным потребностям.[13]

2.1. Фантазия как компонент психической жизни подростка

В зарубежной литературе сущность и функции мечты рассматриваются с

психоаналитических и бихевиористических позиций как замещение реального

действия, поведения, как способ уйти от реального совершения того, что

связанно со слишком большим риском или трудом.

Фешбах С. показал, что после «агрессивных» мечтаний реальная агрессивность

уменьшается. Таким образом, в западной психологии мечта понимается как способ

разрядки возникшего потребностного напряжения, как квазиудовлетворение

потребности.[8]

Мечта всегда проявляется в воображении, рождая образы желаемого будущего;

она имеет яркую эмоциональную окраску; она осознанна и прочно закреплена в

личности, то есть обладает устойчивостью. Додонов Б.И. выделяет мечту-игру,

характерную для детей и подростков, у которых предмет желаний часто бывает

настолько нереальным, что его недостижимость осознают даже сами мечтатели (по

сути, речь идет о фантазии). Чаще всего дети и подростки прибегают к таким

мечтам ради самоутешения или «самоуслаждения».[6]

Фантазии – неотъемлемый атрибутивный компонент психической жизни ребенка и

подростка. Если для ребенка воображение практически неотделимо от игры,

строится целиком из реальных элементов, почерпнутых из ближайшего окружения,

то для подростка процесс интеллектуализации воображения, его фантазия

становится более абстрактной и творческой. Фантазия подростка движется от

конкретного наглядного образа, через абстрагирование к воображаемому образу.

По мнению Выготского, именно для подростка характерен период от пассивного и

подражательного фантазирования ребенка к активной и подражательной фантазии.

Он полагал, что самой существенной чертой фантазии в переходном возрасте

является ее раздвоение на субъективное и объективное воображение. Первое –

продукт начавшейся интенсивной гормональной перестройки, второе –

использование в качестве строительного материала внешних впечатлений.

Современные представления о значении фантазии уходят корнем в гипотезу

Фрейда, согласно которой в фантазиях реализуются наши тайные желания, не

пропускаемые сознанием ввиду их несоответствия социальной и моральной

нормативности, и поэтому вытесняемые в область бессознательного. Фрейд

считал, что в основе подобных желаний лежат два генерализующих феномена –

агрессии и сексуальности, если они не удовлетворяются в реальности, то их

энергия переносится в мир фантазий , наполняя его агрессивными и

сексуальными образами.

Две стороны фантазии:

1. релаксационная, направленная на слияние сексуального и

агрессивного напряжения субъективно управляемая и сублимируемая в реальную

просоциальную деятельность.

2. регрессивная, замыкающая индивида в рамках

фантастического мира, который воспринимается им как особым образом

организованная реальность. Настоящая реальность редуцируется ввиду

невозможности индивида удовлетворять через нее свои базисные потребности.

Подобный уход в суррогатную реальность не снимает сексуального и агрессивного

напряжения, а лишь переводит его в деструктивную плоскость (гетеро- и

аутоагрессия).

Мир фантазий подростка – это мир тайно вынашиваемых грандиозных планов

пульсирующих сексуальных желаний, амбивалентных чувств и

переживаний.Дисбаланс физического, психологического и духовного развития

накладывает заметный отпечаток на воображение подростка. Которое

структурируется вокруг новых ценностей – своей возрастной группы и своей Я-

концепции. Подросток при всей своей нацеленности на независимость все же

больше ориентируются на поведенческую эмансипацию, чем на разрыв

экономической или эмоциональной связи с родителями.[7]

Направленность разрушительной злобы и агрессии на близких людей, причем без

достаточно мотивированного повода, представляет собой своего рода феномен

«самоотрицания», поскольку такие действия подростка направлены на разрыв

кровных связей – жизненной основы его существования.[10].

Все это находит отражение в фантазиях подростков. В них встречаются

значительно больше агрессивных образов нежели в фантазиях детей.

Для подростка агрессия не столько действие воспринимаемое как таковое им

самим сколько поведение, идентифицируемое как агрессивное группой

сверстников.

«Материалом» для агрессивного фантазирования служат психотравмирующие

ситуации, которые в пубертатной фазе усложнены гормональной революцией и

активным процессом самостроительства личности. Именно в этот временной период

подросток наиболее сензитивен к макро- и микро- средовым воздействиям,

которые воспринимаются далеко не адекватно. Подросток постоянно находится в

состоянии внутренней напряженности в стрессовых условиях. Уход в фантазию –

бегство от стресса, но не только. Это и уникальное средство интроспекции,

возможность до беспредельных масштабов расширять пространство для

психофизиологического экспериментирования, которое в реальной жизни связано

с жесткими ограничениями и запретами. В фантазии эксперимент не наказуем,

более того, он позволяет испытывать переживания связанные с тайными, но

страстными желаниями, не включенными в репертуар поведения ввиду их

«кромальности».

В фантазиях подростка также отражается стремление к устранению лидера той

референтной группы, которая наиболее значима для него, с целью занятия места

прежнего лидера или же стремление к укреплению своего социального статуса в

группе, пктем приобретения отсутствующих личностных качеств с одновременной

местью те членам группы, которые открыто или скрыто унижали подростка.[7]

У фантазирования есть опасная сторона: бессознательное узнавание в чужой

фантазии своего собственного вытесненного желания может послужить соблазном

для его актуализации. Ибо при нарушении равновесия между реальностью и

фантазией кажется, что преодолевается граница, за которой желание

становится всемогущим. Тогда фантазии могут все более и более овладевать

человеком, по крайней мере, это будет выглядеть так со стороны хотя сам он

может считать, что его фантазии и есть настоящая реальность. Или же

независимо от его воли будут повторятся определенные фантазии или

фантастические структуры, как это, например, бывает в случае так называемой

игроманией. В конце концов человек теряет способность жить нормальной

человеческой жизнью.

Желания, возникающие в ответ на отказы в удовлетворении элементарных

потребностей и проявляющиеся в фантазиях о величии собственного «Я», ведут к

самоослеплению миром супергероев и других могущественных персонажей.[2]

2.2. исследования влияния компьютерных игр на развитие агрессивности в

подростковом возрасте

Только в начале 70-х годов озабоченная благом детей общественность и

отдельные родители и воспитатели начали проявлять беспокойство по поводу

военных игрушек. Затем внимание привлекли к себе игровые залы и установленные

в них автоматы с военными играми. Сейчас же основное зло для подростков видят

в видеоиграх в войну на персональных компьютерах.

J. U.Rogge (1984 г.) считает, что увлечение военными игрушками и военными

видеоиграми непременно приведет к претворению всего этого в жизнь.

H.Selg (1983 г.) «вредное влияние не было доказано, хотя его нельзя

полностью исключить. Не хватает методически безупречных исследований,

касающихся влияния видеоигр на детей и подростков. Необходимость, например,

многолетние лонгитюдные исследования».[2]

Увлечение подростков видеопродукцией компьютерными играми, насыщенными

сценами насилия имеет по мнению Завражина С.А. и нормативное значение. Во-

первых, процесс сопереживания увиденному сопровождается спонтанной разрядкой

накопленной агрессивности, глубинных бессознательных страхов и тревог,

сопровождающие реальную жизнь подростка. Во-вторых, желание увидеть на экране

и переживать еще раз в фантазии сцены насилия является не чем иным, как одним

из современных способов проверки на прочность формирующейся Я-концепции,

которая должна «держать удар» вырабатывая сопротивляемость помогающую

подростку соответствовать стандартам подростковой популяции в целом.

И все же сцены видеонасилия и возникающие на этой почве агрессивные

фантазии представляют для подростка и общества реальную опасность,

заключающуюся не столько в возможности их оперативной реализации, сколько в

постепеннойм формировании у подростка установки на их рациональное

использование в качестве универсального инструмента для разрешения

собственных проблем и спонтанно возникающих желаний.[7]

Бютнер считает, что видеоигры в войну представляют собой провокацию,

предлагая одновременно и свой сценарий безграничных возможностей. Эти

безграничные возможности проявляются не только в том, что играющий

перемещается в дальние дали космического пространства, но и в сознании

иллюзии всемогущества. Чувства безграничной силы и отсутствия реальных

последствий разрушающих фантазий могут перекликаться со стремлением взрослых

все контролировать.

Видеоигры в войну нового поколения представляют врага существующем во вне, в

определенном месте, а в наиболее откровенных вариантах находящимся в полном

созвучии с принятым в обществе образом врага.

Но игровая ситуация отображает борьбу, происходящую во внутреннем мире

играющего, - внутреннее раздвоение доходящее порой до возникновения безумных

идей.

Миллер А. (1980 г.) считал, что даже самый детальный анализ биографии не

сможет полностью раскрыть взаимосвязи между индивидуальной судьбой и насилием

в обществе.[2]

Глава 2 Практическая часть

1. Организация и методы исследования

Данное исследование проводилось в марте 2002 года в общеобразовательной

школе. Заполнение опросников осуществлялось на добровольной основе.

В исследовании принимало участие подростки 13- 17 лет (8 и10 классы).

Были предложены опросники, предназначенные для изучения постоянного уровня

агрессивности.

1). «Опросник агрессивности» Басса-Дарки. Басс сначала провел разграничение

между враждебностью и агрессией. Враждебность есть реакция отношения

скрытно-вербальная реакция, которой сопутствуют негативные чувства и

негативная оценка людей и событий. Если врожденные реакции вербализуются, они

принимают форму уничижительных замечаний или негативных высказываний. Басс

определил агрессию как ответ, содержащий стимулы, способные причинить вред

другому существу. Дальнейшие различия он проводил, предлагая выделить

подклассы во враждебно-агрессивном поведении. Предложение о необходимости

учитывать при измерении существование нескольких различных структур

основывалось на классификационной схеме, в которой различаются агрессия и

враждебность, причем агрессивное поведение подразделяется на прямое и

косвенное, а также на активное и пассивное.

Исследователи предложили 75 вопросов, с которыми можно согласиться или нет.

Индексы различных форм агрессивных и враждебных реакций определяются

суммированием полученных ответов. Физическая агрессия, косвенная агрессия,

раздражение и вербальная агрессия вместе образуют суммарный индекс

агрессивных реакций, а обида и подозрительность – индекс враждебности;

Враждебность – общая негативная, недоверчивая позиция по отношению к окружающим;

Агрессия – активные внешние реакции агрессии по отношению к конкретным лицам.

Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций:

1. Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против

другого лица.

2. Косвенная агрессия – агрессия окольными путями направлена на

другое лицо (сплетни, злобные шутки), а также агрессия, которая ни на кого не

направлена (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топании ногами, битье

кулаками по столу и т. д.)

3. Раздражение – готовность к проявлению при малейшем возбуждении

вспыльчивости, резкости, грубости.

4. Негативизм – оппозиционные реакции, направленные против авторитета

и руководства (от пассивного сопротивления до активной борьбы против

установившихся законов и правил).

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством

горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

6. Подозрительность – недоверие и осторожность по отношению к людям,

основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств через форму

(ссоры, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (упреки, угрозы,

проклятья, ругань, насмешки).

8. угрызения совести , чувство вины – выражают сдерживающее влияние

чувства вины и проявления форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами

общества), степень убежденности человека в том, что он является плохим

человеком, совершающим неправильные поступки.

2). Опросник Бойко В.В. «Я агрессивен или нет?» предлагает выявление

агрессивных тенденций личности путем ответов «да» или «нет» на предлагаемые

суждения.

Опросник позволяет вывести «индекс агрессии» с учетом 11 параметров, каждый из

которых оценивается отдельно. По сумме баллов оценивается уровень агрессии;

низкий свидетельствует о не искренности, о стремлении соответствовать

социальной норме. Такие показания встречаются у людей со сниженной

самокритичностью и завышенными притязаниями. Невысокий уровень

агрессии отмечается у большинства опрашиваемых. Он обычно обусловлен спонтанной

агрессией и сопряжен с неумением переключать агрессию на деятельность или

неодушевленные объекты. Средний уровень агрессии выражается в

спонтанности , некоторой анонимности и слабой способности к торможению.

Повышенный уровень агрессии к атрибута среднего уровня добавляются

показатели расплаты, провокации. Очень высокий уровень агрессии связан

с получением удовольствия от агрессии, перенятием агрессии толпы, провокацией

агрессии у окружающих.

3). Тест «Самооценка психических состояний» по Айзенку позволяет измерить

степень и характер адаприруемости. В отношении со сверстниками и взрослыми

дезадаптированный человек проявляет повышенную раздражительность, грубость

либо угрюмую отстраненность.

Тест предлагает описание различных психических состояний. Испытуемый должен

оценить состояние, которое чаще ему присуще, изредка или не подходит. Тест

содержит 40 описаний, разбитых на 4 группы: тревожность, фрустрация,

агрессивность и ригидность. По каждой группе подсчитываются баллы и

оцениваются по шкалам для каждой группы отдельно.

4). Тест на внушаемость Клаучека С.В., Деларю В.В. состоит из 20 утверждений

на которые отвечает испытуемый, присуще или нет. Затем ответы сверяются с

ключом, подсчитываются совпадения. Затем по формуле высчитывается

определенное значение, определяется уровень внушаемости.

2. Анализ проведенного исследования

2.1. Описание выборок испытуемых

Сравнивались результаты следующих групп испытуемых:

Выборка 1

Подростки 13 – 15 лет играющие в компьютерные игры;

Выборка 2

Подростки 13 – 15 лет не играющие в компьютерные игры.

Выборка 3

Подростки 16 - 17 лет играющие в компьютерные игры.

Выборка 4

Подростки 16 – 17 лет не играющие в компьютерные игры.

2.2. Интерпретация результатов

Обработка данных основана на количественном анализе.

Анализ средних данных показал различия показателей между выборками. Короткие

статистики представлены в таблицах 1,2,3,4.

Выборка 1 короткие статистики таб.1

значениеинтерпретация
15.77

Физическая агрессия

24.73Косвенная агрессия
35.50Раздражение
42.77негативизм
54.92обида
65.81Подозрительность
77.15Вербальная агрессия
86.73Угрызения совести, чувство вины
92.42Спонтанность агрессии
101.15Неспособность тормозить агрессию
112.58Неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты
120.96Анонимная агрессия
132.08Провокация агрессии у окружающих
142.85Склонность к отраженной агрессии
152.77Аутоагрессия
160.96Ритуализация агрессии
171.46Склонность заражаться агрессией толпы
181.58Удовольствие от агрессии
192.96Расплата за агрессию
2021.15Итог
219.31Тревожность
229.46Фрустрация
239.85Агрессивность
2410.62Ригидность
2549.68Внушаемость

Выборка 2 короткие статистики таб. 2

значениеИнтерпретация
14.62Физическая агрессия
24.00Косвенная агрессия
35.03Раздражение
42.62Негативизм
54.48Обида
65.59Подозрительность
76.90Вербальная агрессия
86.14Угрызение совести, чувство вины
91.93Спонтанность агрессии
101.07Неспособность тормозить агрессию
112.79Неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты
120.55Анонимная агрессия
131.93Провокация агрессии у окружающих
143.24Склонность к отраженной агрессии
152.66Аутоагрессия
160.9Ритуализация агрессии
170.76Склонность заражаться агрессией толпы
181.03Удовольствие от агрессии
192.52Расплата за агрессию
2019.34Итог
218.86Тревожность
228.59Фрустрация
238.62Агрессивность
249.62ригидность
2549.34Внушаемость

Выборка 3 короткие статистики таб.3

значениеИнтерпретация
16.40Физическая агрессия
24.35Косвенная агрессия
35.35.Раздражение
42.70Негативизм
54.35Обида
64.85Подозрительность
76.70Вербальная агрессия
85.70Угрызения совести, чувство вины
91.75Спонтанность агрессии
101.40Неспособность тормозить агрессию
112.70Неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты
121.15Анонимная агрессия
132.65Провокация агрессии у окружающих
143.15Склонность к отраженной агрессии
152.05Аутоагрессия
161.00Ритуализация агрессии
171.10Склонность заражаться агрессией толпы
181.55Удовольствие от агрессии
192.10Расплата за агрессию
2020.75Итог
218.40Тревожность
228.55Фрустрация
2310.7Агрессивность
2410.6Ригидность
2549.45Внушаемость

Выборка 4 короткие статистики

таб.4

значениеИнтерпретация
15.64Физическая агрессия
24.84Косвенная агрессия
35.4Раздражение
42.84Негативизм
54.82Обида
65.56Подозрительность
78.36Вербальная агрессия
85.6Угрызения совести, чувство вины.
91.92Спонтанность агрессии
101.2Неспособность тормозить агрессию
113.04Неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты
120.84Анонимная агрессия
132.04Провокация агрессии у окружающих
143.6Склонность к отраженной агрессии
152.12Аутоагрессия
161.12Ритуализация агрессии
170.8Склонность заражаться агрессией толпы
181.88Удовольствие от агресии
192.52Расплата за агрессию
2021.24Итог
218.08Тревожность
227.4Фрустрация
239.8Агрессивность
248.76Ригидность
2549.28внушаемость

Достоверность выявленных различий в выборках 1 и 2 показан в таблице 5.

Достоверные различия в показателях агрессивности между

выборками испытуемых 1 и 2 таб. 5

значениеИнтерпретация
172.373 *Склонность заражаться агрессией толпы
252.048 *Внушаемость

Примечание: 2.005(р=0.05) 2.670 (р=0.01) 3.480 (р=0.001)

Подростки 13- 15 лет играющие в компьютерные игры отличаются от своих

сверстников не играющих, повышенной склонностью заражаться агрессией толпы и

внушаемостью.

Сравнение данных исследования выборки 1 и 3 показал, что различий нет. То

есть подростки 13-15 и 16-17 лет играющие в компьютерные игры по показателям

агрессивности не отличаются.

Достоверность выявленных различий в выборках 1 и 4показан в таблице 6.

Достоверные различия в показателях агрессивности между выборками испытуемых 1

и 4 таб.6

значениеИнтерпретация
82.449*Угрызение совести, чувства вины
14-2.295*Склонность к отраженной агрессии
222.228*Фрустрация
242.293*Ригидность
252.136Внушаемость

Примечание: 2.009 (р=0.05) 2.678 (р=0.01) 3.495 (р=0.001)

Подростки 13- 15 лет играющие в компьютерные игры отличаются от подростков

16-17 лет не играющих в компьютерные игры повышенными угрызениями совести,

чувством вины, фрустрацией, ригидностью и внушаемостью. Не играющие подростки

16-17 лет более склонны к отраженной агрессии.

Достоверность выявленных различий в выборках 2 и 3 показана в таблице7.

Достоверные различия в показателях

агрессивности между выборками испытуемых 2 и 3 таб. 7

значениеИнтерпретация
1-2.483*Физическая агрессия
23-2.191*Агрессивность

Примечание: 2.011(р=0.05) 2.682(р=0.01) 3.504 (р=0.001)

Подростки 16-17 лет играющие в компьютерные игры отличаются от подростков 13-

15 лет не играющих повышенной физической агрессией и агрессивностью.

Достоверность выявленных различий в выборках 2 и 4 показана в таблице 8.

Достоверность различия в показателях

агрессивности между выборками испытуемых 2 и 4 таб. 8

значения Интерпретация
7-2.494*Вербальная агрессия
18-2.473*Удовольствие от агрессии

Примечание: 2.006 (р=0.05) 2.672 (р=0.01) 3.483 (р=0.001)

Подростки 16-17 лет не играющие в компьютерные игры отличаются от подростков

13-15 лет также не играющие повышенной вербальной агрессией и удовольствием

от агрессии.

Достоверность выявленных различий в выборках 3 и 4 показана в таблице 9.

Достоверные различия в параметрах

агрессивности между выборками испытуемых таб. 9

значениеИнтерпретация
7-2.362*Вербальная агрессия

Примечание: 2.016 (р=0.05) 2.692 (р=0.01) 3.524 (р=0.001)

Подростки 16-17 лет не играющие в компьютерные игры отличаются повышенной

вербальной агрессией от подростков играющих в компьютерные игры.

Таким образом, основные количественные различия выявленные в результате

исследования касаются физической агрессии, вербальной агрессии, угрызений

совести и чувства вины, склонности к отраженной агрессии, склонности

заражаться агрессией толпы, удовольствия от агрессии, фрустрации, ригидности,

агрессивности и внушаемости в выборка 1, 2 , 3, 4.

На следующем этапе обработки данных осуществлялся корреляционный анализ

отдельных методик, графически представленный на рисунках: выборка 1:

рисунки1,2,3; Выборка 2: рисунки 4,5,6; выборка 3: рисунки 7,8,9; выборка 4:

рисунки 10,11,12

Выборка 1

Блок-схема: узел: 2
Блок-схема: узел: 1

Рис.3 Тест самооценка психических состояний по Айзенку

Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Блок-схема: узел: 24Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Блок-схема: узел: 21Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Блок-схема: узел: 23Блок-схема: узел: 22

Рис.2 Опросник агрессивности Бойко В.В.

Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Блок-схема: узел: 20Блок-схема: узел: 19Блок-схема: узел: 17Блок-схема: узел: 18Блок-схема: узел: 16Блок-схема: узел: 15Блок-схема: узел: 13Блок-схема: узел: 14Блок-схема: узел: 12Блок-схема: узел: 11Блок-схема: узел: 10Блок-схема: узел: 9Блок-схема: узел: 7

Рис.1. Опросник агрессивности Басса-Дарки

Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Блок-схема: узел: 5Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Блок-схема: узел: 8Блок-схема: узел: 6Блок-схема: узел: 4Блок-схема: узел: 3

Выборка 1

Опросник агрессивности Басса-Дарки

Косвенная агрессия(2) значительно влияет на раздражение (3), то есть

готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости,

грубости; так же она влияет на вербальную агрессию(7), то есть выражение

негативных чувств через форму (ссоры, крик), так и через содержание словесных

ответов (упреки , угрозы).

Раздражение(3) в меньшей степени влияет на физическую агрессию(1) и

вербальную агрессию(7).

Совсем незначительно физическая агрессия(1) связана с вербальной

агрессией(1), которая так же влияет на негативизм(4), в свою очередь который

влияет на обиду(5). Раздражение (3) незначительно связано с обидой(5),

подозрительность(6) влияет на чувство вины, угрызения совести(8).

Бойко В.В. опросник «Я агрессивен или нет?»

Проявление агрессии связано с незначительным влиянием спонтанности

агрессии(9), анонимной агрессией(12), провокацией агрессии у окружающих(13),

склонности к отраженной агрессии(14), удовольствием от агрессии(18) и

расплатой за агрессию(19).

Менее значимо на проявление агрессии(20) влияет аутоагрессия(15) и

склонность заражаться агрессией толпы(17).

Мало значимо неспособность тормозить агрессии (10) влияет на спонтанность

агрессии (9).

Айзенк «Самооценка психических состояний»

Тревожность (21) незначительно влияет на фрустрацию(22), которая менее

значимо связано с ригидностью(24). На ригидность мало значимо влияет

тревожность(21) и агрессивность(23).

Выборка 2

«Опросник агрессивности Басса-Дарки»

Физическая агрессия (1) незначительно влияет на вербальную агрессию(7), в

свою очередь косвенная агрессия(2) так же незначительно связана с

раздражением(3).

Мало значимая связь между раздражением(3) и вербальной агрессией(7), между

физической агрессией(1) и угрызениями совести(8).

Бойко В.В. опросник «Я агрессивен или нет?»

На проявление агрессии(20) оказывает большое влияние провокация агрессии у

окружающих(13), которая сильно влияет на склонность к отраженной

агрессии(14), а та в свою очередь связана с проявлением агрессии(20).

Анонимная агрессия(12) мало зачимо влияет на проявление агрессии(20)

Спонтанность агрессии(9) не значительно связано с расплатой за агрессию(19),

менее значимая связь с провокацией агрессии у окружающих(13) и склонностью к

отраженной агрессии(14).

Провокация агрессии у окружающих мало связана с ритуализацией агрессии(16).

Неспособность тормозить агрессию(10) имеет малозначимую связь со склонностью

заражаться агрессией толпы(17).

При увеличении неумения переключать агрессию на деятельность или

неодушевленные объекты(11) уменьшается степень удовольствия от агрессии

(18).

Айзенк «Самооценка психических состояний»

Тревожность (21) значительно оказывает влияние на фрустрацию(22) и

ригидность(24), которые незначительно связаны между собой.

Выборка 3

Опросник агрессивности Басса-Дарки

Физическая агрессия(1) имеет значительную связь с вербальной агрессией(7),

которая незначительно связана с негативизмом(4).

Обида(5) имеет незначительную связь с раздражением(3), меньшую связь с

подозрительностью(6) и угрызениями совести(8).

Бойко В.В опросник «Я агрессивен или нет?»

На проявление агрессии (20) значительно влияют: спонтанная агрессия(9),

анонимная агрессия (12) и склонность заражаться агрессией толпы(17). В свою

очередь прослеживается тесная связь между анонимной агрессией(12) и

спонтанностью агрессии(12) и склонностью заражаться агрессией толпы(17).

Незначительно спонтанность агрессии(9) влияет на ритуализацию агрессии(16) ,

на склонность заражаться агрессией толпы(17), которые друг с другом

значительно связаны.

При не значительном уменьшении неспособности тормозить агрессию(10),

повышается неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные

объекты(11). При понижении неумения переключать агрессию на деятельность(11)

повышается анонимная агрессия (12) и удовольствие от агрессии(18).

Анонимная агрессия(12)имеет незначительную связь с ритуализацией

агрессии(16), удовольствием от агрессии(18), которые оказывают друг на друга

незначительное влияние.

Склонность заражаться агрессией толпы(17) незначительно влияет на

удовольствие от агрессии(18), которая так же влияет на проявление

агрессии(20). Провокация агрессии у окружающих(13) незначительно влияет на

проявление агрессии(20).

Менее значимо влияет спонтанность агрессии(9) на: анонимную агрессию(12), на

удовольствие от агрессии(18), на провокацию агрессии у окружающих(13),

которые так же мало значимо влияют друг на друга. Неспособность тормозить

агрессию(10) имеет мало значимую связь с провокацией агрессии у

окружающих(13),склонностью к отраженной агрессии (14), склонностью заражаться

агрессией толпы(17) и при понижении неспособности тормозить агрессию,

повышается аутоагрессия(15). При понижении склонности к отраженной

агрессии(14) мало значимо повышается аутоагрессия(15). Менее значимо

провокация агрессии у окружающих(13) влияет на склонность заражаться

агрессией толпы(17) и на удовольствие от агрессии(18).

Айзенк «Самооценка психических состояний»

Тревожность(21) значительно влияет на фрустрацию(22).

Ригидность незначительно влияет на агрессивность(23).

На ригидность(24) мало значимо влияют тревожность(21) и фрустрация(22).

Выборка 4

«Опросник агрессивности Басса-Дарки»

Негативизм(4) значительно влияет на вербальную агрессию(7), и незначительно

влияет на раздражение(3).

Физическая агрессия(1) менее значимо влияет на раздражение(3), негативизм(4)

и вербальную агрессию(7). Обида (5) влияет менее значимо на угрызение

совести, чувством вины(8) и подозрительность(6).

Бойко В.В. опросник «Я агрессивен или нет?»

Значительно на проявление агрессии(20) влияют спонтанность агрессии(9) и

удовольствие от агрессии(18).

Незначительно на проявление агрессии(20) влияют анонимная агрессия(12),

аутоагрессия(15), расплата за агрессию(19).

Анонимная агрессия(12) незначительно влияет на спонтанность агрессии (9).

Менее значима связь между спонтанностью агрессии(9) и аутоагрессией(15),

ритуализацией агрессии(16), удовольствием от агрессии(18) и расплатой за

агрессию(19).

На проявление агрессии(20) мало значимо влияет: неспособность тормозить

агрессию(10),на которую так же влияет склонность заражаться агрессией

толпы(17); провокация агрессии у окружающих (13) и ритуализация агрессии(16).

Склонность заражаться агрессией толпы(17) мало значимо влияет на анонимную

агрессию(12). При понижении неумения переключать агрессию на деятельность или

неодушевленные объекты(11), повышается анонимная агрессия(12). Провокация

агрессии у окружающих(13) менее значимо влияет на расплату за агрессию (19).

Айзенк «Самооценка психических состояний»

Тревожность(21) значительно влияет на фрустрацию(22).

Агрессивность (23) незначительно влияет на ригидность(24)

При обобщенном корреляционном анализе было выявлено множество связей между

показателями разных методик. Поэтому дальнейший анализ представлен только

значимыми связями.

Выборка 1

Корреляционный анализ выборки 1 показал, что у подростков 13-15 лет, играющих

в компьютерные игры, агрессивность проявляется в значительной степени (***) в

косвенной агрессии(2), которая связана со спонтанностью агрессии(9), и в

вербальной агрессии(7).

Подозрительность (6) влияет на ритуализацию агрессии(16) и на ригидность(24).

Раздражение(3) оказывает влияние на провокацию агрессии у окружающих(13) и на

проявление агрессии(20). Рисунок:13

Выборка 2

Корреляционный анализ выборки 2 показал, что выражением агрессивности(23) у

подростков 13-15 лет не играющих в компьютерные игры являются : физическая

агрессия(1) , раздражение(3), вербальная агрессия(7).

При понижении косвенной агрессии(2) повышается неумение переключать агрессию

на деятельность или неодушевленные объекты(11).Рисунок 14

Выборка 3

Корреляционный анализ выборки 3 показал, что у подростков 16-17 лет, играющих

в компьютерные игры агрессивность (23) проявляется в провокации агрессии у

окружающих(13) , в удовольствие от агрессии(18), в неспособности тормозить

агрессию(10), на которую влияет физическая агрессия(1). При понижении

физической агрессии, увеличивается расплата за агрессию(19). При понижении

косвенной агрессией(2), повышается неумение переключать агрессию на

деятельность или неодушевленные объекты(11). Угрызения совести, чувство

вины(8) влияют на аутоагрессию(15). Рисунок 15

Выборка 4

Корреляционный анализ выборки 4 показал, что выражением агрессивности(23) у

подростков 16-17 лет, не играющих в компьютерные игры являются косвенная

агрессия(2), провокация агрессии у окружающих(13) и ригидность(24).

Рисунок 16

Дисперсионный анализ показал различия по возрастному критерию, по критерию

игры в компьютерные игры показанный в таблице 10, 11.

Достоверные различия

по возрастному критерию таблица 10.

ЗначениеИнтерпретация
84.68Угрызения совести, чувство вины
154.75Аутоагрессия

Примечание: 3.96 р=0.05 6.96 р=0.001

Подростки 13-15 лет подвержены большими угрызениями совести, чувством вины,

то есть подростки выражают сдерживающее влияние чувства вины на проявление

форм поведения, которые обычно запрещаются (нормами общества), степень

убежденности подростков в том, что они являются плохими людьми, совершающие

неправильные поступки. И вследствие этого подросток направляет агрессивное

поведение на себя.

Достоверные различия межу играющими

и не играющими подростками таблица 11

значениеИнтерпретация
14.50Физическая агрессия
174.84Склонность заражаться агрессией толпы
244.65Ригидность
254.07Внушаемость

Примечание: 3.96 р=0.05 6.96 р= 0.01

Подростки 13-15 лет и 16-17 лет играющие в компьютерные игры склонны к

физической агресиии, за которую они расплачиваются или здоровьем, или личным

счастьем, отношением с близкими. Они не способны тормозить агрессию, что и

влияет на агрессивность. Подростки могут позволить себе эмоциональные

разрядки в окружении, где их не знают, где снижен социальный контроль и мала

вероятность понести наказания. Они склонны заражаться агрессией толпы,

подростки очень подозрительны, что в свою очередь влияет на ригидность.

Проявляется повышенная внушаемость, которая также ведет к агрессивности,

через физическую агрессию.

Дисперсионный анализ показал общее между выборками, которое представлено в

таблице 12.

Общее между выборками таблица 12.

значенияИнтерпретация
74.13Вербальная агрессия

Примечание: 3.96 р=0.05 6.96 р=0.01

Подростки 13-15 лет, играющие в компьютерные игры отличаются тем, что

выражают агрессивность через вербальную агрессию.

Выводы

1)Обзор литературы, посвященный влиянию компьютерных игр на агрессивность

подростков позволил сделать вывод о том, что

эта тема достаточно не изучена в последние года. Данные приведенные в

исследованиях различных авторов уже устарели. Всеобщая компьютеризация

«поглотила» огромное количество подростков, поэтому ситуация изменилась.

Необходимы новые исследования проблемы влияния компьютерных игр на

агрессивность подростков.

2). Данное исследование подтверждает тот факт, что компьютерные игры являются

одним из фактором влияющих на агрессивность подростков. Компьютерные игры

агрессивного содержания способствуют развитию агрессивных тенденций личности.

Подростки более внушаемы, применяют физическую агрессию, ригидны и склонны

заражаться агрессией толпы. Все , что видят на экране монитора, то есть образ

того как необходимо поступать, эталон превосходства над другими, они выносят

в «жизнь». Фантазии все более и более овладевают человеком. Он не может

отличить реальную жизнь от фантазии.

Выражением своей агрессивности они видят в вербальной агрессии, то есть

выражение негативных чувств через ссоры, крики, визги, упреки, угрозы.

Человек при таком поведении становится антисоциален. Его поведение не

устраивает общество. Человек все больше отстраняется, «сам себе на уме»,

позволяет дать разрядку своим негативным эмоциям в обстановке, где их

преимущественно не знают и мала вероятность понести наказание.

Полученные результаты могут быть использованы в консультационных,

воспитательных мероприятиях.

Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Блок-схема: узел: 2Блок-схема: узел: 3Блок-схема: узел: 1Выборка 2

Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков

Рис.4 опросник агрессивности Басса-Дарки

Рис. 6 Айзенк «Самооценка психических состояний

Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Блок-схема: узел: 22Блок-схема: узел: 23Блок-схема: узел: 21Блок-схема: узел: 24

Рис, 5 опросник БойкоВ.В. «Я агрессивен или нет?"

Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Блок-схема: узел: 17Блок-схема: узел: 16Блок-схема: узел: 18Блок-схема: узел: 15Блок-схема: узел: 20Блок-схема: узел: 19Блок-схема: узел: 14Блок-схема: узел: 13Блок-схема: узел: 12Блок-схема: узел: 11Блок-схема: узел: 10Блок-схема: узел: 9

Блок-схема: узел: 3Блок-схема: узел: 1Блок-схема: узел: 2Выборка 3

Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков

Рис.7опросник агрессивности Басса-Дарки

Блок-схема: узел: 10

Рис.9 Айзенк «Самооценка психических состояний

Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Блок-схема: узел: 23Блок-схема: узел: 22Блок-схема: узел: 21Блок-схема: узел: 24

Рис.8 Бойко В.В. опросник «Я агрессивен или нет?»

Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Блок-схема: узел: 9Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Блок-схема: узел: 11Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Блок-схема: узел: 20Блок-схема: узел: 19Блок-схема: узел: 18Блок-схема: узел: 17Блок-схема: узел: 16Блок-схема: узел: 15Блок-схема: узел: 13Блок-схема: узел: 14Блок-схема: узел: 12

Блок-схема: узел: 2Блок-схема: узел: 3Блок-схема: узел: 1Выборка 4

Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков

Рис. 10 опросник агрессивности Басса-Даки

Рис 12. Айзенк «самооценка психических состояний

Рис. 12 Айзенк «Самооценка психических состояний»

Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Блок-схема: узел: 24Блок-схема: узел: 23Блок-схема: узел: 22Блок-схема: узел: 21

Рис. 11 Бойко В.В. опросник «Я агрессивен или нет?»

Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Блок-схема: узел: 20Блок-схема: узел: 18Блок-схема: узел: 19Блок-схема: узел: 17Блок-схема: узел: 16Блок-схема: узел: 15Блок-схема: узел: 14Блок-схема: узел: 13Блок-схема: узел: 12Блок-схема: узел: 11Блок-схема: узел: 10Блок-схема: узел: 9

Блок-схема: узел: 1Блок-схема: узел: 5Блок-схема: узел: 4Блок-схема: узел: 3Блок-схема: узел: 2Выборка 1

Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков

***
Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков

выборка 2

Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков

Блок-схема: узел: 20
Блок-схема: узел: 12
Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков
Блок-схема: узел: 17Блок-схема: узел: 16Блок-схема: узел: 15

Выборка 3

Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков

Выборка 4

Курсовая: Влияние компьютерных игр на агрессивность подростков

Литература:

1) Бэрон Р. «Агрессия» 2000 г. Сб-П.

2) Бютнер К. «Жить с агрессивными детьми» 1991 г.

3) Бойко В.В. «Энергия эмоций в общении , взгляд на себя и других» 1996 г.

4) Выготский Л.С. Избранные сочинения.

5) Головин С.Ю. Словарь практического психолога 1997 г.

6) Додонов Б.И. потребности, отношения и направленность личности//

Вопросы психологии 1973 г. №5

7) Завражин С.А. Агрессивные фантазии в детском и подростковом

возрасте// Вопросы психологии 1993 г. №5

8) Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы» 2000 г.

9) Лоренц К. Агрессия 1994 г.

10)Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.

11)Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии

// Вопросы психологии 1991 г.№1

12)Семенюк Л.М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков»

13)Джуди Солпитер « Дети и компьютер» 1991 г.

14) Столяренко Л.Д. «Основы психологии. Практикум» 2000

15)Холлечер В. «Человек и агрессия»

16)Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и

социальным статусом// Ананьевские чтения-97 тезисы научно-практической

конференции Спб. 1997 г.

17)Нравственность, агрессия, справедливость // вопросы психологии 1992 г. №1-2

Содержание:

Введение...................3

Глава 1

1. Проблема агрессии в психологии.........5

1.1. факторы влияющие на развитие агрессивности...9

1.2. Мотивация агрессивного поведения подростков...16

2. Психологические особенности агрессивного поведения подростков..........19

2.1. Фантазия, как компонент психической жизни подростка.........21

2.2. Исследования влияния компьютерных игр на развитие агрессивности

в подростковом возрасте.......26

Глава 2

1. Организация и методы исследования.........28

2. Анализ проведенного исследования.........32

2.1. Описание выборок...............32

2.2. Интерпретация результатов............32

Выводы.....................57

Литература.....................59



(C) 2009