Научная Петербургская Академия

Контрольная: Психологическая природа воли

Контрольная: Психологическая природа воли

Министерство Российской Федерации по высшему и профессиональному образованию

Волгоградский Государственный Университет

Контрольная работа

по дисциплине «Психология и педагогика»

Тема: «Психологическая природа воли»

Выполнил: Субботин Д. А.

Группа: ЭП-971

Проверил:

Вопрос № 1. Мотивация и направленность личности.

Для определения причины активности человека прежде всего необходимо

проанализировать направленность активности человека, то есть куда и на что

данная активность направлена.

Вообще, направленность личности человека ¾ это совокупность

устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно

независимых от наличных ситуаций.

Мотивы могут быть с определенной степенью осознанности или неосознанными вовсе.

Главная роль направленности личности человека принадлежит осознанным мотивам.

Человек осознает объект своих потребностей и сопоставляет свои личные цели с

целями коллектива, которому он принадлежит. В случае несовпадения целей

коллектива со своими целями человек либо корректирует их, либо маскирует.

Если осознается не только цель, как идеальное предвосхищение результата, но и

реальность выполнения этой цели, то следует говорить о перспективе личности

.

Если по каким-то причинам человек, осознающий перспективу, попадает в состояние

расстройства, подавленности и т. п., то данная ситуация называется

фрустрацией. Она возникает тогда, когда человек на пути к достижению цели

сталкивается с препятствиями, барьерами, которые являются непреодолимыми или

воспринимаются как таковые. В результате возникновения фрустрации можно

говорить об изменении поведения и самосознания личности.

В заключении следует сказать, что мотивация будущих действий индивида

непосредственно влияет на направленность последнего.

Вопрос № 2. Самооценка личности, уровень притязания. Их взаимосвязь.

Прежде всего, самооценка - оценка личностью самой себя, своих

возможностей, качеств и места среди других людей. Немаловажным является то, что

с помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

Переосмыслив высказывание Маркса о самооценке можно сделать вывод о том, что

познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения,

которые позволяют выработать собственную оценку. Уже сложившиеся оценки

собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность

наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях.

Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку,

производя сравнения себя с ним, предполагает, что тот не безразличен к его

личностным качествам, поступкам, действиям, проявлениям. Все это является

проявлением личностной самооценки и определяет ее психологическое

самочувствие.

Самооценка тесно связана с уровнем притязания личности, которую можно

определить как желаемый уровень самооценки личности, проявляющийся в степени

трудности цели, которую индивид ставит перед собой.

Если личность стремится к повышению самооценки в случае, когда имеется

возможность свободно выбирать степень трудности очередного действия, то могут

возникнуть два конфликта: с одной стороны - стремление повысить притязания,

чтобы пережить максимальных успех, а с другой - снизить притязания, чтобы

избежать неудачи. В первом варианте уровень притязания обычно повышается, а

во втором - уменьшается.

Уровень притязания обычно устанавливается где-то между чересчур легкими и

чересчур трудными целями и задачами, для того, чтобы сохранить на приемлемом

уровне собственную самооценку.

Не только на основе предвосхищения успеха или неудачи, но и на основе прежних

успехов или неудач идет формирование личностью своего уровня притязаний.

Может возникнуть вопрос о том, с помощью чего личность может повысить свой

уровень притязания? С одной стороны это может происходить после того, как

будут успешно выполнены поставленные перед собой определенные цели. Но так же

это может произойти с помощью коллектива или руководителя, если последние

будут всячески подбадривать индивида в процессе выполнения поставленных

задач. К примеру, в процессе ответа на поставленный вопрос на семинарском

занятии студенту говорят: «Вы идете в правильном направлении» или «Ваша мысль

правильна» и т. п. В этом случае повышается самооценка личности, а вследствие

чего личность может достигнуть успеха. В конечном счете у индивида повышается

уровень притязания. На этом примере было наглядно показано о том, как между

собой связаны самооценка и уровень притязания личности.



(C) 2009