Научная Петербургская Академия

Контрольная: Психодиагностика

Контрольная: Психодиагностика

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Новгородский Государственный Университет имени Ярослава Мудрого Психолого-педагогический факультет Контрольная работа по дисциплине «Психологическая диагностика» Выполнила:

Студентка 2 курса группы 0261 з/у

Горяйнова Ирина Владимировна

Проверил:

Великий Новгород

2002г.

ПЛАН

1. Анализ требований к психологам, использующим психодиагностические методики. 2. Диагностика интеллектуальных способностей человека. 3. Диагностика личности. 4. Психологический портрет испытуемого. 1. Анализ требований к психологам, использующим психодиагностические методики. Работа практического психолога очень специфична своим предметом – индивидуальностью человека. Специфичность проявляется и в том, что сам психолог тоже выступает как индивидуальность, как человек, имеющий на нее полное право. В этом смысле возникает множество проблем, связанных с социальным статусом профессии практического психолога. Опыт работы практических психологов позволяет выделить и описать основные качества, которые существенно отличают его деятельность от работы неквалифицированного психолога. 1.Требование компетентности. Психолог, который занимается психодиагностикой, должен хорошо разбираться в общих и частных вопросах по данному предмету. В запас его знаний должны входить общие теоретико-методологические принципы психодиагностики, знание основ дифференцированной психометрии. Естественно, что психолог, который проводит различные исследования, должен отлично владеть практическими умениями в проведении различных методик. Для оценки результатов после проведения методики, важное значение имеет интерпретация результатов. Квалифицированный психолог должен уметь правильно и точно оценить результаты проведения той или иной методики. Для повышения своей квалификации практический психолог должен постоянно черпать новые знания из разных источников. Для того чтобы идти в ногу со временем, квалифицированный психолог должен обновлять свой запас знаний посредством чтения разнообразной методической литературы. 2. Требование ответственности. Психолог отвечает за решения, которые принимаются на основе тестирования. Если психолог вооружает непрофессионала какой-либо методикой, то он отвечает за ошибки, допускаемые непрофессионалом. Квалифицированный психолог постоянно рефлексирует на содержание своей профессиональной деятельности, реально оценивает свои возможности и уровень квалификации. Принимает и понимает ограничения своих возможностей, проводит совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей – психиатрами, врачами-терапевтами, психоневрологами, нейропсихологами и др. Квалифицированный психолог адекватно относится к проблеме профессионального взаимодействия с коллегами. Для квалифицированного психолога ответ клиенту: «Нет, я не работаю над этим вопросом» не является показателем его профессиональной некомпетентности, а наоборот, ограничения и их обоснование, как для клиента, так и для себя являются источником профессионального роста практического психолога. 3. Преимущество в проведении диагностики. Психолог пользуется преимущественным правом на проведения психодиагностики и получение методических материалов. Это необходимо для проведения качественной работы с клиентами. Квалифицированный психолог понимает сложность предмета своего исследования и воздействия на индивидуальность человека, понимает невозможность описания и исследования его в рамках одной концепции, поэтому стремится понять и использовать в работе множество концепций. 4. Соблюдение всех требований к методикам. Психолог обеспечивает тщательное соблюдение всех требований. Процедура, подсчет, интерпретация- все это строится в соответствии с методическими указаниями. Психолог не имеет права отклоняться от стандартов в проведении методики. Любое малейшее отклонение от стандарта может привести к недостоверным результатам, тем самым получаются недостоверные данные о личности испытуемого. Психокоррекционная работа, которая строится по результатам того или иного исследования, может быть организована неправильно. 5. Требование конфиденциальности. В работе квалифицированного психолога это качество есть всегда. Он четко рефлексирует на содержание психологической информации и ее значимость для клиента. Он может и должен проводить четкое разграничение Заказчика психологической информации, Клиента и пользователя психологической информации. Квалифицированный психолог понимает меру ответственности всех участников ситуации его профессиональной деятельности и владеет юридическими нормами регуляции ответственности. 6. Требование альтернативности. Квалифицированный психолог создает и реализует свою собственную концепцию психологической помощи. Он может стать приверженцем какой-то одной теории, но постоянно открыт для освоения нового знания, для восприятия альтернативных точек зрения, стремится к системному подходу в своей практической работе. 7. Сохранение профессиональной тайны. В работе практического психолога человеческое достоинство является самоценностью. Для квалифицированного психолога уважение достоинства клиента является аксиомой, которая определяет его честность в общении с клиентом при получении, использовании и передаче ему психологической информации. Психолог сохраняет профессиональную тайну. Он не передает информацию лицам, не уполномоченным проводить методику. 2. Диагностика интеллектуальных способностей человека. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (ТУС) Отдельные способности человека не существуют как изолированные элементы, их развитие взаимосвязано и объединено в определенных и, в то же время, подвижных структурах. Эти структуры способностей являются взаимодополнительными, что обеспечивает не только уникальность, но и универсальность возможностей человека. В индивидуально-своеобразных особенностях личности существенное место занимают интеллектуальные, по структуре которых можно опосредованно судить о возможных профессиональных способностях. Эта идея единства структур способностей послужила основой многих интеллектуально-профессиональных тестов, в частности, - теста структуры интеллекта Р.Амтхануэра (ТУС). Цель использования методики: диагностика различных аспектов умственной деятельности человека. Оборудование: специальный бланк, ручка, секундомер. Испытуемый: молодая женщина в возрасте 26 лет, имеющая высшее гуманитарное образование. Анализ и обработка результатов: после обработки теста были получены следующие результаты: По субтесту №1 (ОС), который проверяет осведомленность, испытуемая набрала 12 баллов из 20 возможных, по субтесту №2 (ИЛ) – исключение лишнего , испытуемая набрала 14 баллов из 20. Результаты субтеста №3 (ПА) - поиск аналогий - следующие: 15 баллов из 20. По итогам субтеста №4 (ОО) – определение общего - у испытуемой 17 баллов. По результатам субтестов №5 (АР) – арифметический - и №6 (О3) – определение закономерностей - испытуемая набрала 9 и 10 баллов соответственно. Данные субтестов №7(ГС) – геометрическое сложение - , №8 (ПВ) – пространственное воображение - и №9 (З) – запоминание - следующие: 5, 8 и 19 баллов соответственно. После подсчета баллов по каждому субтесту переводим полученные значения в нормированные баллы по специальной таблице. Общая сумма баллов по всем субтестам также переводим в нормированные баллы. В нашем случае мы используем таблицу перевода в нормированные баллы по отдельным субтестам для женщин 16 лет и старше. Получаем следующую картину:

ОС

ИЛ

ПА

ОО

З

АР

ОЗ

ГС

ПВ

СУММА

ПО

121415171991058109

НБ

104107111951209794809198
На основе этих данных строим следующий график, который помогает нагляднее представить, с каким из видов заданий испытуемый справился лучше, а с каким хуже.

130

ОСИЛПАООЗАРОЗГСПВ

120

Контрольная: Психодиагностика

Контрольная: Психодиагностика

110

Контрольная: Психодиагностика

Контрольная: Психодиагностика

Контрольная: Психодиагностика

100

Контрольная: Психодиагностика

90

Контрольная: Психодиагностика

Контрольная: Психодиагностика

80

70

На основании полученных данных проводится интерпретация результатов. Известно, что тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра позволяет интерпретировать результаты на трех уровнях. 1. Общий уровень интеллекта. На основе итоговой оценки, которая получилась путем сложения баллов по каждому субтесту и переводу в стандартный показатель, а это в нашем случае 98 баллов, можно сделать вывод о том, что испытуемая обладает достаточно высоким уровнем интеллекта. 2. Интерпретация группы субтестов, близких по факторному принципу. Можно отметить, что в вербальных субтестах (ОС, ИЛ, ПА, ОО, З) испытуемая набрала высокое число баллов. Данные виды субтестов требуют способностей в оперировании символами. Можно предположить, что у испытуемой превалирует вербальный интеллект, следовательно, она должна быть ориентирована на общественные науки или на изучение иностранным языкам. Испытуемая в большей степени должна интересоваться такими видами практической деятельности, в которых могут использовать вербальные символы и соответствующий вид мышления. Данные по математическим субтестам АР и ОЗ говорят об отсутствии у испытуемой «математической одаренности». Результаты по данным субтестам низкие. Субтесты на пространственное воображение (ГС и ПВ) выявили отсутствие у испытуемой технической и научно-естественной одаренности. Так как испытуемая показала лучшую результативность в тестах ОС и ПА, чем в тестах ИЛ и ОО, то можно говорить о наличии практической одаренности в большей степени, чем теоретической. 3. Интерпретация результативности по отдельным субтестам. Субтест ОС (осведомленность) не вызвал особых трудностей у испытуемой, поэтому она набрала достаточно высокое количество баллов. Изветно, что для успешного выполнения данного субтеста человек должен обладать соответствующим запасом знаний. Поэтому можно сказать, что испытуемая обладает достаточным относительно простым набором сведений из различных областей: географии, истории, биологии и так далее. Субтест ИЛ (исключение лишнего) несет знания об умении испытуемой сравнивать предметы между собой. Результаты по данному субтесту позволяют предположить, что испытуемая хорошо справляется с данной задачей, умеет переходить от наглядно-действенных форм сравнения к сравнению отвлеченному. Испытуемая способна хорошо выделять общие признаки предмета и их свойства. Результаты субтеста ПА (поиск аналогий) говорят о высоком уровне развития у испытуемой операций обобщения. Уровень развития словесно-логического мышления у испытуемой высокий. Можно говорить о том, что испытуемая быстрый и сообразительный человек. Субтест ОО (определение общего) диагностирует уровень развития операции абстрагирования. Достаточно большое количество баллов по данному субтесту у испытуемой позволяет говорить о наличии хороших способностей к абстрагированию. По результатам данного субтеста можно сделать вывод о том, что испытуемая имеет хороший словарный запас, широкий кругозор. Результаты субтеста З (запоминание) самые высокие. Это позволяет говорить о высоком уровне развития кратковременной памяти у испытуемой. Данные по субтесту АР (арифметический) на среднем уровне. Это свидетельствует о средней способности испытуемой к математическому анализу и синтезу, математическому обобщению. Практические математические способности испытуемой так же находятся на среднем уровне. Результаты субтеста ОЗ (определение закономерностей) позволяют судить о средних теоретических математических способностях испытуемой. Результаты субтеста ГС (геометрическое сложение) очень низкие. Решение данных задач требует особого вида логики, при которой схватывание наглядной ситуации осуществляется симультанно, осознание ее не сопровождается развернутыми словесными рассуждениями. Данный вид логики у нашей испытуемой отсутствует. Следовательно, успехи в технической деятельности нашей испытуемой будут невысокой. Уровень развития пространственного мышления у испытуемой низкий. Субтест ПВ (пространственное воображение) предъявляет высокие требования к развитию пространственного воображения испытуемой. Результаты данного субтеста низкие, следовательно уровень развития пространственного воображения у испытуемой также низкий. Наглядно-действенное мышление развито слабо. Таким образом, можно сказать следующее: запас относительно простых сведений и знаний у испытуемой достаточно высок, испытуемая обладает хорошими аналитико- синтетическими способностями, умеет сравнивать предметы и явления между собой. У испытуемой присутствует высокая способность к обобщению, абстрагированию. Достаточно высок уровень сформированности научных понятий и в целом уровень развития. Уровень развития вербальной кратковременной памяти очень высокий, а данные по математическим субтестам невысоки. Оперирование пространственными образами у испытуемой развито слабо, пространственное мышление и воображение также слабо развиты. 4. Диагностика личности. Методика «Шестнадцатифакторный личностный опросник» Р. Кэттелла, вариант А: «16ФЛО-187, форма А». Цель использования методики: измерение 16 личностных факторов для более полного представления о личности испытуемого. Оборудование: бланк ответа, ручка. Испытуемый: молодая женщина в возрасте 26 лет. Анализ и обработка материалов: после того, как испытуемая ответила на все вопросы, проводится обработка теста по ключу. При подсчете баллов по каждому фактору учитывается, что за совпадение с вариантами «а» и «в» начисляется по 2 балла, за совпадение с вариантом «б» начисляется 1 балл. Необходимо помнить, что при обработке результатов по фактору. В начисляется по 1 баллу за каждый правильный ответ. После того, как мы обработали результаты теста, у нас появились следующие данные:

ФАКТОРЫ

A

B

C

E

F

G

H

I

L

M

N

Q

Q1

Q2

Q3

Q4

БАЛЛЫ

1211171711141612861012106128
Далее, для оценки сырых результатов их надо перевести в систему, которая устанавливает связь между результатом испытуемого и результатами, полученными у других людей в определенной популяции. Таблица стандартизации превращает сырые результаты в стены.

ФАКТОРЫ

A

B

C

E

F

G

H

I

L

M

N

Q

Q1

Q2

Q3

Q4

БАЛЛЫ

1211171711141612861012106128

СТЕНЫ

71079567863566454
Балл в стенах распределяется по 10 точкам, расположенным на разных интервалах друг от друга. Стены 5 и 6 считаются средними, 4 и 7 – слегка отклоняющимися; 2,3,8,9 – сильно отклоняющимися, а 1 и 10 – крайними случаями. Результаты проведения методики в нашем случае выглядят так:
12345678910
A

Контрольная: Психодиагностика

B

Контрольная: Психодиагностика

C

Н

Н

Контрольная: Психодиагностика

E

Контрольная: Психодиагностика

F

Контрольная: Психодиагностика О

О

G

Контрольная: Психодиагностика

H

Р

Р

Контрольная: Психодиагностика

I

Контрольная: Психодиагностика

L

Контрольная: Психодиагностика

М

М

M

Контрольная: Психодиагностика

N

Контрольная: Психодиагностика А

А

Q

Контрольная: Психодиагностика

Q1

Контрольная: Психодиагностика

Q2

Контрольная: Психодиагностика

Q3

Контрольная: Психодиагностика

Q4
Исходя из полученных данных, проводим интерпретацию по каждому из факторов. По фактору А наблюдается направление в сторону повышения (7 стенов). Это свидетельствует о том, что испытуемая человек открытый, коммуникабельный, легкий в общении. Этот человек легко включается в активные группы. Наличие 10 стенов по фактору В свидетельствует о высоком уровне интеллекта испытуемой. Этот человек быстро воспринимает и усваивает новый материал, способен получать и усваивать новые знания из любых областей. Результат по фактору С (7 стенов) говорит о том, что испытуемая эмоционально устойчивая, умеет трезво оценить ситуацию, действительность. В сложной ситуации способна принять правильное решение. В целом этот человек достаточно активный и зрелый. Результат фактора Е (9 стенов) показывает, что испытуемая относится к такому типу людей, которые склонны утверждать себя, свое «Я», могут независимо мыслить. По фактору F у испытуемой набрано 5 стенов, что находится в пределах нормы. Это говорит о том, что испытуемая в меру веселый и открытый человек. По фактору G также набрано количество баллов, которое находится в пределах нормы (6 стенов). Это позволяет говорить об испытуемой как о человеке, который обязателен, настойчив, на него можно положиться. Результаты фактора H (7 стенов) говорит о том, что данный человек склонен к спонтанным действиям, он социально активен, даже может ввязаться в авантюрные ситуации. Фактор I (8 стенов) говорит нам о том, что данный испытуемый склонен к мечтам, иногда требователен к вниманию. Не любит грубых людей и грубых профессий. Фактор L (6 стенов) свидетельствует о том, что испытуемая человек, который доверчив к людям, легко адаптирующийся в любой ситуации, уживается практически со всеми членами коллектива. По фактору М (3 стена) можно сказать, что испытуемая часто беспокоится о том, чтобы поступать правильно, практично, руководствуется возможным, сохраняет присутствие духа в экстремальных ситуациях. Результат по фактору N (5 стенов) свидетельствует о том, что наш испытуемый человек прямой, естественный и бесхитростный. Фактор Q (6 стенов) сообщает нам, что перед нами человек, которому присуще безмятежность, доверчивость и спокойность во всех действиях. Данного человека бывает трудно вывести из себя, он уверен в себе и невозмутим. Фактор Q1 (6 стенов) говорит о том, что человек уважает принципы, которые возникли давно, чтит традиции и устои прошлых времен, относится терпимо к традиционным трудностям. По фактору Q2 (4 стена) можно сказать, что данный человек любит работать и принимать решения вместе с другими людьми, любит общение в группе. По результатам фактора Q3(5 стенов) мы видим, что испытуемая внутренне дисциплинированный человек, не склонен к конфликтам, следит, однако, за своей социальной репутацией. Фактор Q4(4 стена) свидетельствует о том, что человек большей частью спокоен, способен реально оценивать обстановку и достичь высоких результатов в своей деятельности. 5. Психологический портрет испытуемого. Как уже упоминалось выше, в наших исследованиях принимала участие молодая женщина 26 лет, закончившая гуманитарный институт и работающая администратором в одной из гостиниц. Психологический портрет мы составляем по результатам проведения двух методик: тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра и методика шестнадцатифакторного исследования личности Р. Кэттелла. Использование результатов методик позволило получить нам большую информацию о личности испытуемой. Испытуемая открытый, коммуникабельный, легкий в общении человек. Это человек, который может стать душой компании, так как она в меру веселый, открытый и общительный человек. Испытуемая человек, который доверчив к людям, легко адаптирующийся в любой ситуации, уживается практически со всеми членами коллектива. В то же время наше исследование выявило, что испытуемая склонна придерживаться моральных норм и требований, предъявляемых в обществе. Она склонна сначала обдумать свои действия, а затем применять их на практике, хотя в отдельных случаях может ввязаться в авантюрные ситуации. В сложных ситуациях можно положиться на данного человека. Она способна быстро принять нужное решение. Если этот человек что-то пообещал, то он обязательно сделает. Про интеллектуальный уровень испытуемой можно сказать, что он достаточно высокий. Испытуемая обладает высоким потенциалом для своего дальнейшего развития. Больше склонна к гуманитарным наукам, чем к математическим и естественно-научным. Достаточно высок уровень сформированности научных понятий и в целом уровень развития. Испытуемая человек неконфликтный, способный найти выход из любой ситуации. Список литературы. 1. А Анастази Психологическое тестирование, в 2-х кн., М., 1982. 2. Е.И. Рогов Настольная книга практического психолога, М., 1996. 3. Психологическая диагностика, учебник для гуманитарных Вузов / под. ред. Гуревич Н.А, Борисова П.Н., М., 2000.


(C) 2009