Научная Петербургская Академия

Доклад: Природа способностей

Доклад: Природа способностей

Способности

В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические

особеннос­ти личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и

легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знани­ям, умениям и

навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое

приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в

деятельности и общении определяется не одной, а системой различных

способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.

Существует целый ряд классификаций способностей. Воспро­изведем одну из них,

наиболее значимую:

1) Природные (или естественные) способности в основе своей биологически

обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их

базе, при наличии элементарного жизненно­го опыта через механизмы научения типа

условно-рефлекторных связей);

2) Специфические человеческие способности, имеющие

об­щественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в

социальной среде (общие и специальные высшие интел­лектуальные способности, в

основе которых лежит пользование ре­чью, логикой, теоретические и практические,

учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь

подразде­ляются на:

Ø общие, которыми определяются успехи человека в

самых различных видах деятельности и общения (умственные способнос­ти, развитые

память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные

, определяющие успехи человека в отдельных ви­дах деятельности и общения,

где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические,

технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные

и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга,

но каждая из них имеет собственную структуру;

Ø теоретические, определяющие склонность человека

к абст­рактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в

основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих

способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

Ø учебные, которые влияют на успешность

педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков,

форми­рования качеств личности, и творческие, связанные с

успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, но­вых

идей, открытий, изобретений.

Высшая степень творческих про­явлений личности называется гениальностью,

а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) —

талантом;

Ø способности к общению, взаимодействию с людьми,

а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки

людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке,

вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и

Ø предметно-деятельностные способ­ности, связанные

со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией,

художественными образами и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельно­сти и общения, обладает

общей одаренностью, то есть единством об­щих способностей,

обусловливающим диапазон его интеллектуаль­ных возможностей, уровень и

своеобразие деятельности и общения.

Способности и индивидуальные различия людей

У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретен­ные.

Первые иногда называют природными, а вторые социальны­ми. Всякие

способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы

некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень,

необходимо, что­бы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уров­не.

Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде

своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую

математику, надо обя­зательно знать элементарную, и эти знания по отношению к

высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. Знание

задатков важно потому, что они обусловливают некоторые индивидуальные

особенности процесса формирова­ния способностей, его конечного результата.

Зависимость развития способностей от задатков, их своеоб­разное сочетание у

одних и тех же людей изучает психология индивидуальных различии. Откуда

берутся индивидуальные пси­хологические различия людей? Как они возникают? Один

из ответов на данные вопросы предлагает А. Анастази: «Индивиду­альные различия

порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью

индивида и его сре­дой... Наследственность допускает очень широкие границы

по­ведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его

внешней среды».

Человек с рожде­ния обладает многими такими свойствами, которые впоследст­вии

сказываются на его индивидуальности, могут облегчать или затруднять

формирование у него других личностных свойств.

Проведенные исследования и полученные в них результаты позволяют считать

влияние среды на психиче­ское и поведенческое развитие индивида более

сильным, чем воздействие его наследственности.

При исследованиях, касающихся связи свойств нервной системы человека с

решением задач (мышле­нием), В. М. Русалов пришел к выводу о том, что лишь

формаль­но-динамические характеристики психической активности че­ловека

детерминируются преимущественно (но тоже не исклю­чительно!) биологическими

факторами.

Таким образом, свойства нервной системы не предопреде­ляют психические

качества и формы поведения человека, и их поэтому нельзя рассматривать как

задатки к развитию способ­ностей. Вместе с тем, как писал Б. М. Теплов, они

«образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее —

другие».

Поскольку основные свойства нервной системы человека до­вольно устойчивы, то

практическая задача их изучения в связи с проблемой индивидуальных различий

заключается не в по­иске их изменения, а в нахождении наилучшего для каждого

типа нервной системы пути и метода обучения людей с данным типом нервной

системы.

Развивая в этом плане идеи Б. М. Теплова, В. Д. Небылицын вы­сказал мысль о

том, что особое сочетание основных свойств нер­вной системы, т.е. каждый ее

тип, имеет свои достоинства и не­достатки. В условиях, например, монотонной

работы лучшие ре­зультаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а

при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками,

напротив, люди с сильной нервной системой.

Имеющийся у человека комплекс индивидуально-типологи­ческих свойств его

нервной системы в первую очередь опреде­ляет темперамент, от которого далее

зависит индивидуальный стиль деятельности.

В результатах исследований, которые были направлены на выявление

наследственной обусловленности интеллекта, много противоречивого. В одних

случаях связь интеллектуальных спо­собностей с наследственностью

обнаруживается, в других — нет.

Таким образом, психологических свойств, которые с уверенностью мож­но было бы

считать наследственно обусловленными, не так уж много. Среди характеристик,

которые имеют явную генотипическую предпосылку, находится, например, темп

работы чело­века, от которого в свою очередь зависит темперамент. Особен­но

большое влияние генотипа обнаруживается при изучении некоторых

физиологических показателей, к примеру, электро­энцефалограммы.

Однако — и это очень важный факт — ни одно из известных свойств нервной

системы не является исключительно зависи­мым от генотипа, поскольку на него

самого в определенной степени оказывает влияние среда.

Приведенные данные позволяют сделать вполне определен­ный вывод об отсутствии

выраженной биологической и о нали­чии отчетливой социальной обусловленности

задатков, в дан­ном случае основных свойств нервной системы человека, но не

снимают другой важный вопрос и предполагают его специаль­ное обсуждение. Это

вопрос о генотипической обусловленно­сти межполовых психологических и

поведенческих различий. Бытует мнение, что они в значительной степени

обусловлены именно генотипом, половой биологической принадлежностью человека.

Что касается личностных черт, то каких-либо заметных раз­личий у детей

разного пола в дошкольном возрасте не наблюда­ется. Межполовые различия на

ранних стадиях онтогенеза про­являются только в связи с одной чертой —

внешней агрессивностью поведения. У мальчиков она более выражена, чем у

девочек, начиная с двух-, трехлетнего возраста. Однако это, скорее, является

результатом межполовых различий в практике воспитания, чем следствием

биологических факторов.

Таким образом, генотипическая обусловленность поведения и психологии людей не

подтверждается и в отношении межпо­ловых различий. Они напрямую за­висят от

обучения и воспитания, которые в условиях большин­ства существующих на Земле

культур с самого рождения ребен­ка и в течение всего его детства являются

совершенно различ­ными, причем настолько, что скорее должно у нас вызывать

удивление то общее, что есть в психологии и поведении муж­чин и женщин, а не

их различия.

С возрастом, однако, в силу влияния жизненного опыта и профессиональной

деятельности некоторые межполовые разли­чия могут возрастать. Данные

проведенных исследований пока­зывают, что в среднем взрослые мужчины, занятые

физически­ми видами труда, могут превосходить женщин по координации движений,

ориентации в пространстве, пониманию механиче­ских технических соединений,

математическим рассуждениям. Женщины в свою очередь могут опережать мужчин в

отноше­нии ловкости рук, скорости восприятия, счета, памяти, бегло­сти речи и

других способностей, включающих владение речью.

Примечательным является и такой факт. Житейский опыт предполагает, что

занятия женщин традиционно мужскими, а мужчин женскими видами

профессионального труда будто бы формируют у них психологические особенности,

характерные для людей противоположного пола, то есть ведут к маскулиниза­ции

женщин и феминизации мужчин. Такое предположение под­тверждается фактами лишь

частично. Действительно, виды де­ятельности, традиционно свойственные людям

противополож­ного пола, способствуют формированию и развитию черт, свя­занных

с данными видами деятельности, но это на самом деле профессионально

обусловленные черты, а не те, которые мож­но было бы считать связанными с

полом. На изменение же собственно поло-ролевых форм поведения такие занятия,

как выяснилось, не особенно влияют.

Исследования, проведенные в специальных, строго контро­лируемых

экспериментальных условиях, дают основание для вы­вода о том, что социально-

культурные факторы, связанные с развитием способностей, оказывают на них

гораздо более силь­ное влияние, чем биологические. Средние различия между

груп­пами людей, выросшими в разных культурах, чаще всего на­много больше

тех, которые имеются между людьми разного пола.

Заключение

Таким образом, индивидуальные (индивидуально-психологические) разли­чия

— это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств),

отличающих людей друг от друга. Индивидуальные разли­чия, природной

предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и

развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и

обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком

значении этого слова. Индивидуальные различия являют­ся предметом изучения

дифференциальной психологии.

Список литературы:

1. Р. С. Немов, «Психология и педагогика».

2. А. Анастази «Дифференциальная психология».

3. Б. М. Теплов «Способности и одарённость».



(C) 2009