Доклад: Природа способностей
Способности
В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические
особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и
легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и
навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое
приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в
деятельности и общении определяется не одной, а системой различных
способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.
Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них,
наиболее значимую:
1) Природные (или естественные) способности в основе своей биологически
обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их
базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа
условно-рефлекторных связей);
2) Специфические человеческие способности, имеющие
общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в
социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в
основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические,
учебные и творческие). Специфические человеческие способности в свою очередь
подразделяются на:
Ø общие, которыми определяются успехи человека в
самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые
память и речь, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные
, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения,
где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические,
технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные
и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга,
но каждая из них имеет собственную структуру;
Ø теоретические, определяющие склонность человека
к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в
основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих
способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;
Ø учебные, которые влияют на успешность
педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков,
формирования качеств личности, и творческие, связанные с
успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых
идей, открытий, изобретений.
Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью,
а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) —
талантом;
Ø способности к общению, взаимодействию с людьми,
а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки
людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке,
вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д., и
Ø предметно-деятельностные способности, связанные
со взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией,
художественными образами и т. д.
Человек, способный ко многим и различным видам деятельности и общения, обладает
общей одаренностью, то есть единством общих способностей,
обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и
своеобразие деятельности и общения.
Способности и индивидуальные различия людей
У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные.
Первые иногда называют природными, а вторые социальными. Всякие
способности в процессе своего развития проходят ряд этапов, и для того, чтобы
некоторая способность поднялась в своем развитии на более высокий уровень,
необходимо, чтобы она была уже достаточно оформлена на предыдущем уровне.
Этот последний по отношению к более высокому уровню развития выступает в виде
своеобразного задатка. Например, для того чтобы хорошо усвоить высшую
математику, надо обязательно знать элементарную, и эти знания по отношению к
высшим математическим способностям выступают в качестве задатка. Знание
задатков важно потому, что они обусловливают некоторые индивидуальные
особенности процесса формирования способностей, его конечного результата.
Зависимость развития способностей от задатков, их своеобразное сочетание у
одних и тех же людей изучает психология индивидуальных различии. Откуда
берутся индивидуальные психологические различия людей? Как они возникают? Один
из ответов на данные вопросы предлагает А. Анастази: «Индивидуальные различия
порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью
индивида и его средой... Наследственность допускает очень широкие границы
поведения. Внутри же этих границ результат процесса развития зависит от его
внешней среды».
Человек с рождения обладает многими такими свойствами, которые впоследствии
сказываются на его индивидуальности, могут облегчать или затруднять
формирование у него других личностных свойств.
Проведенные исследования и полученные в них результаты позволяют считать
влияние среды на психическое и поведенческое развитие индивида более
сильным, чем воздействие его наследственности.
При исследованиях, касающихся связи свойств нервной системы человека с
решением задач (мышлением), В. М. Русалов пришел к выводу о том, что лишь
формально-динамические характеристики психической активности человека
детерминируются преимущественно (но тоже не исключительно!) биологическими
факторами.
Таким образом, свойства нервной системы не предопределяют психические
качества и формы поведения человека, и их поэтому нельзя рассматривать как
задатки к развитию способностей. Вместе с тем, как писал Б. М. Теплов, они
«образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, труднее —
другие».
Поскольку основные свойства нервной системы человека довольно устойчивы, то
практическая задача их изучения в связи с проблемой индивидуальных различий
заключается не в поиске их изменения, а в нахождении наилучшего для каждого
типа нервной системы пути и метода обучения людей с данным типом нервной
системы.
Развивая в этом плане идеи Б. М. Теплова, В. Д. Небылицын высказал мысль о
том, что особое сочетание основных свойств нервной системы, т.е. каждый ее
тип, имеет свои достоинства и недостатки. В условиях, например, монотонной
работы лучшие результаты показывают люди со слабым типом нервной системы, а
при переходе к работе, связанной с большими и неожиданными нагрузками,
напротив, люди с сильной нервной системой.
Имеющийся у человека комплекс индивидуально-типологических свойств его
нервной системы в первую очередь определяет темперамент, от которого далее
зависит индивидуальный стиль деятельности.
В результатах исследований, которые были направлены на выявление
наследственной обусловленности интеллекта, много противоречивого. В одних
случаях связь интеллектуальных способностей с наследственностью
обнаруживается, в других — нет.
Таким образом, психологических свойств, которые с уверенностью можно было бы
считать наследственно обусловленными, не так уж много. Среди характеристик,
которые имеют явную генотипическую предпосылку, находится, например, темп
работы человека, от которого в свою очередь зависит темперамент. Особенно
большое влияние генотипа обнаруживается при изучении некоторых
физиологических показателей, к примеру, электроэнцефалограммы.
Однако — и это очень важный факт — ни одно из известных свойств нервной
системы не является исключительно зависимым от генотипа, поскольку на него
самого в определенной степени оказывает влияние среда.
Приведенные данные позволяют сделать вполне определенный вывод об отсутствии
выраженной биологической и о наличии отчетливой социальной обусловленности
задатков, в данном случае основных свойств нервной системы человека, но не
снимают другой важный вопрос и предполагают его специальное обсуждение. Это
вопрос о генотипической обусловленности межполовых психологических и
поведенческих различий. Бытует мнение, что они в значительной степени
обусловлены именно генотипом, половой биологической принадлежностью человека.
Что касается личностных черт, то каких-либо заметных различий у детей
разного пола в дошкольном возрасте не наблюдается. Межполовые различия на
ранних стадиях онтогенеза проявляются только в связи с одной чертой —
внешней агрессивностью поведения. У мальчиков она более выражена, чем у
девочек, начиная с двух-, трехлетнего возраста. Однако это, скорее, является
результатом межполовых различий в практике воспитания, чем следствием
биологических факторов.
Таким образом, генотипическая обусловленность поведения и психологии людей не
подтверждается и в отношении межполовых различий. Они напрямую зависят от
обучения и воспитания, которые в условиях большинства существующих на Земле
культур с самого рождения ребенка и в течение всего его детства являются
совершенно различными, причем настолько, что скорее должно у нас вызывать
удивление то общее, что есть в психологии и поведении мужчин и женщин, а не
их различия.
С возрастом, однако, в силу влияния жизненного опыта и профессиональной
деятельности некоторые межполовые различия могут возрастать. Данные
проведенных исследований показывают, что в среднем взрослые мужчины, занятые
физическими видами труда, могут превосходить женщин по координации движений,
ориентации в пространстве, пониманию механических технических соединений,
математическим рассуждениям. Женщины в свою очередь могут опережать мужчин в
отношении ловкости рук, скорости восприятия, счета, памяти, беглости речи и
других способностей, включающих владение речью.
Примечательным является и такой факт. Житейский опыт предполагает, что
занятия женщин традиционно мужскими, а мужчин женскими видами
профессионального труда будто бы формируют у них психологические особенности,
характерные для людей противоположного пола, то есть ведут к маскулинизации
женщин и феминизации мужчин. Такое предположение подтверждается фактами лишь
частично. Действительно, виды деятельности, традиционно свойственные людям
противоположного пола, способствуют формированию и развитию черт, связанных
с данными видами деятельности, но это на самом деле профессионально
обусловленные черты, а не те, которые можно было бы считать связанными с
полом. На изменение же собственно поло-ролевых форм поведения такие занятия,
как выяснилось, не особенно влияют.
Исследования, проведенные в специальных, строго контролируемых
экспериментальных условиях, дают основание для вывода о том, что социально-
культурные факторы, связанные с развитием способностей, оказывают на них
гораздо более сильное влияние, чем биологические. Средние различия между
группами людей, выросшими в разных культурах, чаще всего намного больше
тех, которые имеются между людьми разного пола.
Заключение
Таким образом, индивидуальные (индивидуально-психологические) различия
— это особенности психических явлений (процессов, состояний и свойств),
отличающих людей друг от друга. Индивидуальные различия, природной
предпосылкой которых выступают особенности нервной системы, мозга, создаются и
развиваются в ходе жизни, в деятельности и общении, под влиянием воспитания и
обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром в самом широком
значении этого слова. Индивидуальные различия являются предметом изучения
дифференциальной психологии.
Список литературы:
1. Р. С. Немов, «Психология и педагогика».
2. А. Анастази «Дифференциальная психология».
3. Б. М. Теплов «Способности и одарённость».