Научная Петербургская Академия

Доклад: О брадобритии

Доклад: О брадобритии

О брадобритии

...По наблюдениям историка С. М. Соловьева, брадобритие началось у нас еще

при Борисе Годунове. При Алексее Михайловиче оно стало обычным при дворе, и

только рьяные блюстители «исконного благочестия», вроде протопопа Аввакума,

отказывались общаться с придворными модниками в их безбородом «блудоносном

образе»...

...Избавляясь таким образом от внутрицерковных богословских распрей, свое

«Окружное послание ко всем православным о небритии бороды и усов» Адриан

построил строго логически на прочном каноническом фундаменте. Его четкая

аргументация заслуживает самого серьезного внимания.

Бог, утверждает патриарх, сотворив человека по своему образу и подобию,

положил в то же время видимое различие между мужем и женой: мужу, как

начальнику, израстил благолепную бороду; жене же, как несовершенной и

подначальной, такого благолепия не дал — да будет подчиненной, видя мужа

своего красоту, а себя лишенной этой красоты и совершенства, да будет

смиренна всегда и покорна.

Далее, даруя закон народу израильскому, Бог ясно заповедал: «не порти края

бороды твоей» (Левит 19:27). С началом идолопоклонства первыми подали пример

брадобрития языческие жрецы: «и оттуда привыкли мужи малоумные волосы

красить, и кудри плести и пудрить, бороды брить, а жены лица красками

натирать — обои творя сие ко угождению блудному».

Между тем древние эллины до самого Рождества Христова брили бороды лишь в

знак скорби по умершим. Апостолы, отвращая от идолослужения, с целью блюдения

чистоты запрещали мужам брадобритие, а женам крашение волос. Потом, с

течением времени, эти вредные обычаи проникли к еретикам. Юлиан Отступник

называется брадоненавистником. Иконоборец Константин Капроним узаконил

брадобритие как знак отличия своих еретических слуг от православных.

Опираясь на свидетельства Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Епифания

Кипрского, Адриан доказывает, что брадобритие есть обычай блудников,

отвергающих мужское благолепие для достижения женообразности: «о них же и о

мерзостях их срамно даже говорить!» За сопротивление брадобритию пострадали в

Вильне святые Антоний, Иоанн и Евстафий от языческого князя Ольгерда. За то

же пострадал в Болгарии св. великомученик Георгии Новый от басурманина Селима

Амурата. Ныне этот нехристианский обычай соблюдается у крымских татар,

калмыков и других басурман, от которых заимствовали его и некоторые

христиане-еретики.

За это еретиков-латинян обличали многие греческие патриархи, перечисленные в

послании Адриана. Каждый из них соборно наказывал брадобрийцев, а ослушников

отлучал от Церкви. Отцы шестого Вселенского собора изложили канон «с

отлучением за брадобритие, о украшающих, и завивающих, и плетущих власы главы

своей, и кудри творящих, и накладные [волосы] носящих на блудное прельщение».

О том же были соборы и в России при Иване Грозном и митрополите Макарии

(знаменитый Стоглав), при царе Михаиле и патриархе Филарете, при царе Алексее

и патриархе Иосифе. На этих соборах брадобрийцы были осуждены и прокляты.

В те времена нарушители соборных постановлений подвергались, помимо

отлучения, битью батогами, удалению из царского окружения и заточению в

дальние монастыри. «Сим трем соборам, — подчеркивает патриарх, — и прежде сих

бывшим мерность наша всесоборно последует, и как они о брадобрийцах...

изрекли, так же и мы изрекаем, кого они отлучали... и проклятию предавали,

так и мы изрекаем». «Еще же со усердием слезно прошу, — говорит патриарх, —

если хотите называться мужами, а не муже-женами... постыдитесь» и одумайтесь,

«ибо каждый, имеющий ум, способен добро сие рассудить».

Адриан жалеет брадобрийцев, которым грозит гибель от стыда и мук собственной

совести. Тем, кто усовестится и откажется «от сего гнуса», патриарх обещает

разрешение от церковного отлучения и проклятия, обещает вернуть «надежду на

наследие Царства небесного». «Не послушавшийся же увещания сего и просьбы

нашей мерности — и мы в его погибели невинны. Что должны были сотворить,

сотворили, долг свой отдали, слово Божие возвестили. Это есть наш долг...

Ослушник же есть сын погибели, на него же, по апостолу, гнев Божий грядет».

Стремление Адриана быть убедительным, мягкость его тона не должны вводить в

заблуждение относительно необходимых, по его мнению, мер относительно

супротивников и ослушников окружного послания. Наставляя паству самолично и

поручая то же всем архиереям, настоятелям монастырей и священникам, патриарх

повелевал по всей стране, не взирая на лица, отлучать «гордых и упорных»

брадобрийц от Церкви.

«Таковым, — приказывал Адриан всем архиереям и священству, — не сообщайтесь,

и при встрече с ними благословения им не подавайте, в церковь входить им не

попущайте и святыни всякой лишайте... пока от того не престанут и совершенно

со слезами, и молениями, и иными благодеяниями истинно не покаются... Если же

вы отныне будете таковым послаблять, стыдясь лиц сильных и вельмож, или ради

прибытка... или ради иного какого пристрастия, — вы подлежать будете из чина

церковного священного извержению, а они отлучению, чтобы ради вашего

нерадения и послабления, а их непослушания, имя Божие и чин священства не

похулились».

http://www.sedmitza.ru/index.html?did=7317

Брадобритие запрещено правилами 6 Вселенского Собора (см. толкование на 96

правило Зонара и греческую Кормчую Пидалион) и святоотеческими писаниями

(творения св. Епифания Кипрского, св. Кирила Александрийского, бл. Феодорита,

св. Исидора Пилусиота.

Осуждение брадобритию также содержится в греческих книгах (Никона Черные

Горы, сл. 37; Номоканон, пр.174).

Святые отцы считают, что бреющий бороду тем самым выражает недовольство

внешним обликом, который Творец дал человеку, оттуда возникает желание

«поправить» Бога.

преп. Максим Грек

«Аще же прокляти уклоняющиеся от заповедей Божиих яко не слышащим во

священном песнопении, той же клятве подлежат истребляющие бритвою брады своя»

(слово 137)

Большой Потребник

«Проклинаю богоненавидимого и блудолюбивого образа прелесть, душегубительная

и помраченная ереси, еже отризати и брити браду» (лист 600 об.)

Константинопольский патриарх Михаил Керулларий в послании своем в 1054 году к

антиохийскому патриарху Петру обвиняет латинян между прочими ересями и в том,

что они "остризают браду ". И даже современная греческая церковь

неодобрительно относится к этому деянию. В канонической книге этой церкви

"Пидалион", в изъяснении 96 правила 6-го вселенского собора говорится:

"Епитимии настоящего правила (отлучению) подлежат и бреющии бороды свои,

чтобы росли они ровнее и красивее или чтобы всегда казаться молодыми

безбородыми". ("Слово Церкви", 1915, ° 50).

Константин Копроним (Ковалин) узаконил брадобритие. "Сие, - свидетельствует

Стоглавый собор, - от Константина царя Ковалина и еретика суща узаконено

есть" (гл. 40). И в книге "Служебник", изданной при патриархе Иосифе в лето

7155-е говорится: "Якоже по летописным книгам рещи, предание царя греческаго,

паче же врага и отступника веры христианския и законопреступника Константина

Ковалина и еретика, еже постризати брады, или брити".

“все новое и чужое запечатлено клеймом проклятия и вечной гибели; все же

свое, родное, испокон веков идущее по старине и преданию, свято и

спасительно” (Буслаев Ф. Древнерусская народная литература..., с. 233.)

Еще к концу XV и в начале XVI в. иноверцы укоряли русских за то, что они

бритье бороды и усов признавали смертным грехом и ересью. На Стоглавом Соборе

государь говорил: "По грехам нашим слабость и нерадение вошли в мир в

нынешнее время; нарицаются христианами, а в тридцать лет и старее бреют

головы, и браду, и усы, и платы и одежды иноверных земель носят - по чему

познати христианина?" (Стоглав. Гл. 5, вопрос 25).

А вскоре после Стоглавого Собора бывший председатель его, митрополит Макарий,

как бы в пояснение, почему так строго запрещено брадобритие, писал в своем

известном послании в Свияжск: "О злое произволение! Сотворил нас Бог по

Своему образу и подобию, и явились неблагодарные, стали ходить по плоти...

накладают бритву на брады свои... Не подобает так поступать находящимся в

православной вере, ибо это дело латинской ереси и творящий это делает

поругание образу Бога, создавшего его по Своему образу..."

Смоленский наказной список

ст. 5: " О острижение брад. Правила с(вя)т(ы)х от(е)ць сице г(лаго)леть: "Аще

кто браду бреет и преставится тако, не достоит над ним служити, ни сорокоуста

по нем пети, ни просфир, ни свечи по нем в ц(е)рк(о)вь принести с неверными

да причтётся, (л. 88) от еретик се навыкоше".

Сирах 15

11 Не говори: "ради Господа я отступил"; ибо, что Он ненавидит, того ты не

должен делать.

12 Не говори: "Он ввел меня в заблуждение", ибо Он не имеет надобности в муже

грешном.

13 Всякую мерзость Господь ненавидит, и неприятна она боящимся Его.

14 Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его.

15 Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность.

16 Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою.

17 Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему.

Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. (Лев. 19:27)

Они не должны брить головы своей и подстригать края бороды своей и делать

нарезы на теле своем. Они должны быть святы Богу своему и не должны

бесчестить имени Бога своего, ибо они приносят жертвы Господу, хлеб Богу

своему, и потому должны быть святы. (Лев. 21:5,6)

ПРОРОКИ О БРАДОБРИТИИ:

В тот день обреет Господь бритвою, нанятою по ту сторону реки, царем

Ассирийским, голову и волоса на ногах, и даже отнимет бороду. (Ис. 7:20)

Он восходит к Баиту и Дивону, восходит на высоты, чтобы плакать; Моав рыдает

над Нево и Медевою; у всех их острижены головы, у всех обриты бороды. (Ис.

15:2)

Оттого сердце мое стонет о Моаве, как свирель; о жителях Кирхареса стонет

сердце мое, как свирель, ибо богатства, ими приобретенные, погибли: у каждого

голова гола и у каждого борода умалена; у всех на руках царапины и на чреслах

вретище. (Иер. 48:36,37)

И в капищах их сидят жрецы в разодранных одеждах, с обритыми головами и

бородами и с непокрытыми головами: ревут они с воплем пред своими богами, как

иные на поминках по умершим. (По.Иер 1:30,31)



(C) 2009