Диплом: Малое предпринимательство в экономике
Диплом: Малое предпринимательство в экономике
Содержание
Введение. 2 1. Современное состояние развития малого предпринимательства в России и за рубежом 5 2. Внешняя и внутренняя среда деятельности ООО «XXX». 19 3. Оценка экономических основ деятельности ООО «XXX». 35 4. Перспектива направления развития малого предпринимательства. 51 Заключение. 61 Список использованной литературы.. 64 Приложение 1. 66 Приложение 2. 68 Приложение 3. 70Введение
В становлении и развитии социально-ориентированной рыночной экономики немаловажная роль отводится малому предпринимательству. Малое предпринимательство является существенной составляющей и массовой субъектной базой цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемым элементом присущего ему конкурентного механизма. Предпринимательский характер малого бизнеса придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал. Малый бизнес служит одним из факторов структурной перестройки, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. В условиях современного российского общества энергичное развитие сектора малого бизнеса может быть единственным источником реальной реструктуризации общества, обеспечивающей ориентацию всех основных участников экономических и социальных процессов на объективно определенное участие в функционировании рыночного механизма. В настоящее время почти треть трудоспособного населения России в той или иной мере связана с малым бизнесом. В эту группу входят несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших и ежедневно проходящих суровую школу выживания в российских условиях. Малый бизнес зародился более чем 40 веков назад в восточной части средиземноморья. Хотя малый бизнес играл основную роль в распространении цивилизации, его история никогда не занимала общественное сознание. Но теперь малый бизнес все больше признается как созидательная сила экономики. Практика показывает, что технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребительского спроса сегодня во многом определяются эффективностью работы небольших предприятий. Высокие темпы внедрения нововведении, мобильность технологических изменений, внедрение изобретений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой, - к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений - все это и составляет вклад малых предприятий в экономику страны. Малый бизнес находится в центре интересов современного общества, затрагивает жизнь всего населения. Немногие сектора экономики могли бы функционировать без его нескончаемого потока продукции и услуг. И что особенно важно, его деятельность инициирует изобретения и инновации: исследования показывают, что основные идеи и изобретения чаще поступают от малых, нежели от крупных предприятий. Творчество малых предприятий будет способствовать распространению новой продукции и услуг для потребителей. Из 19 млн. предприятий США 99% можно отнести к малым, т.е. на каждом из них работают менее 500 человек. Около 600 тыс. новых предприятий создаются ежегодно, но половина из них прекращает свою деятельность в течение 18 месяцев. Основной причиной высокой «нормы смертности» является легкость, с какой неопытные люди могут начать новое дело. Вопреки общераспространенному мнению малый бизнес процветает в тени крупного бизнеса. Одно из исследований показывает, что, как правило, малые производства являются более прибыльными, нежели крупные перерабатывающие компании. Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что, во-первых, формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований; во-вторых, малый бизнес не получил в России должного развития и не полностью выполняет функции, присущие ему в развитых рыночных системах. Рыночные преобразования в России активизировали исследования по проблемам предпринимательства, конкуренции, малого бизнеса. Среди наиболее важных исследований, следует отметить работы таких авторов, как Л. Абалкин, А. Афанасьев, А. Блинов, Н. Иванова, Г. Поляк А. Шулус, Н. Шмелёв и др. Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть место и роль малого предпринимательства в экономике России. Задачи курсовой работы: 1. Оценить современное состояние и перспективы развития малого предпринимательства в России и за рубежом; 2. Рассмотреть внешнюю и внутреннюю среду деятельности ООО «XXX»; 3. Оценить экономические основы деятельности ООО «XXX»; 4. Выделить перспективные направления развития малого предпринимательства. Объектом исследования курсовой работы выступило ООО «XXX». Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты, регламентирующие состояние и развитие малого предпринимательства в России, учебно-методическая литература, материалы периодической печати, данные Госкомстата РФ, бухгалтерская отчётность ООО «XXX». Структура работы определена введением, 4 главами, заключением.1. Современное состояние и развитие малого предпринимательства в России и за рубежом
Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников». По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущее место. Высокая приспособляемость малого бизнеса и массовый охват практически всех сфер производства, внутреннего рынка обеспечивает устойчивость развития экономики и способствует стабильности социального и политического климата. Владельцы малых предприятий, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены едиными корпоративными интересами. С другой стороны, представителей малого бизнеса отличает то, что условия их жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке принуждает их в повседневной деятельности к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп. Это и определяет общественное поведение представителей малого бизнеса, основанное на прямой зависимости от местных и национальных условий и интересов. В зарубежных странах развитию малого бизнеса уделяется огромное внимание. В странах с развитой рыночной экономикой предприятия малого бизнеса играют существенную роль в экономической и социальной жизни, обеспечивая до 70% валового национального продукта и дополняя экономические функции среднего и крупного бизнеса (табл. 1)[1]. В законодательно-правовых актах многих стран не дано чёткого определения понятия малого предприятия. Практически используются различные определения малого предприятия в зависимости от условий кредитной политики, налоговых предписаний, форм государственной поддержки, а также от федеральных и муниципальных различий и отраслевых особенностей. В зарубежной практике основными критериями отнесения предприятий к малым являются объёмы хозяйственного оборота и численность работников (табл. 2).Таблица 1
Показатели, характеризующие значение малых и средних предприятий в экономике отдельных странСтраны | Количество малых предприятий (в тыс.) | Количество малых предприятий в ранге на 1000 жителей | Доля работающих в общей численности занятых, % | Доля малых предприятий в ВВП страны, % |
Великобритания | 2630 | 46,00 | 49,0 | 50-53 |
Германия | 2290 | 37,00 | 46,0 | 50-54 |
Италия | 3920 | 68,00 | 73,0 | 57-60 |
Франция | 1980 | 35,00 | 54,0 | 55-62 |
Страны ЕС | 15770 | 45,00 | 72,0 | 63-67 |
США | 19300 | 74,20 | 54.0 | 50-52 |
Япония | 6450 | 49,60 | 78,0 | 52-55 |
Россия | 836,2 | 5,65 | 9,6 | 10-11 |
Страна | Количество работников, чел. | Величина активов |
США | до 500 | до $5 000 000 |
Япония | до 300 | до 100 млн. йен |
Европейский союз | до 50 | до 4 млн. евро. |
Великобритания | до 200 | до 1 500 000 евро |
Отрасль | Вклад в национальный доход | Занятость | Предприятия частного сектора | |||
млрд. долл. | % | тыс. чел. | % | тыс. | % | |
Сельское хозяйство, лесная промышленность | 95 | 2 | 3208 | 3 | 2.328 | 14 |
Добывающая промышленность | 85 | 2 | 721 | 1 | 251 | 2 |
Строительство | 219 | 5 | 4998 | 5 | 1758 | 6 |
Обрабатывающая промышленность | 852 | 19 | 19065 | 19 | 622 | 4 |
Оптовая и розничная торговля | 740 | 16 | 24381 | 22 | 3463 | 21 |
Финансы, недвижимость | 775 | 17 | 6549 | 6 | 2272 | 13 |
Транспорт, связь | 402 | 9 | 5385 | 5 | 721 | 4 |
Услуги | 794 | 17 | 24196 | 23 | 6220 | 36 |
Государственный сектор | 535 | 12 | 17015 | 16 | - | - |
Иностранный капитал | 30 | 1 | - | - | - | - |
Итого | 4527 | 100 | 105518 | 100 | 17635 | 100 |
2. Внешняя и внутренняя среда деятельности ООО «XXX»
Исследуемое предприятие было основано 10 мая 1999 г. Предприятие действует на основании устава. Устав разработан в соответствии с Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», Гражданским кодексом РФ и другими нормативными актами РФ и ЧР. Местонахождение Общества: 428027, г. Чебоксары, ул. Хузангая, 18/1 Общество учреждено на неограниченный срок деятельности. Целью деятельности Общества является расширение рынка товаров и услуг, а также извлечение прибыли. Предметом деятельности предприятия являются: · Оптовая и розничная торговля; · Посредническая деятельность; · А также осуществление других работ и оказание услуг, не запрещённых и не противоречащих действующему законодательству РФ. Цели ООО "XXX ", согласно уставу: · производство продукции, полностью удовлетворяющей требованиям каждого потребителя; · создание и непрерывное совершенствование системы менеджмента качества; · стратегическое и оперативное маркетинговое планирование, как средство определения текущих и будущих потребностей клиентов и стремления превзойти их ожидания; · сохранение и расширение рынков сбыта выпускаемой продукции; · повышение эффективности производства и сокращение затрат; · обеспечение стабильности показателей качества выпускаемой продукции; · сокращение вредных воздействий на окружающую среду. Основные принципы достижения целей: · ориентация на потребителя; · лидерство и ответственность руководства; · единство целей всех подразделений Общества; · обучение, вовлечение в работу и использование способностей всех сотрудников; · использование процессного подхода в управлении деятельностью и ресурсами; · управление взаимосвязанными процессами как системой; · постоянное улучшение деятельности организации в целом; · принятие решений на основе анализа данных и информации; · установление взаимовыгодных отношений с поставщиками и всеми заинтересованными сторонами. Предприятие отличается выгодным местом расположения. ООО «XXX» располагается в Европейской части России, в непосредственной близости находятся автомобильная, железнодорожная и водная магистрали. Предприятие находится в непосредственной близости к основным поставщикам и покупателям, что обеспечивает низкие затраты на транспортировку продукции, следовательно, её низкую себестоимость. ООО «XXX» расположено в промышленном и многолюдном районе г. Чебоксары, что позволяет реализовывать часть продукции без расходов на транспортировку. Правовые основы деятельности ООО «XXX» регламентируются в ряде законов и подзаконных актах, таких как ГКРФ, Законом РФ о ООО, Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», законом ЧР «О государственной поддержке малого предпринимательства в ЧР», законом «Об инвестиционной деятельности в ЧР», «Налоговый Кодекс РФ» и т. д. Гражданский Кодекс РФ, закон «Об Обществах с Ограниченной ответственностью» определяют: 1. Правовое положение Общества, а также права и обязанности его участников. 2. Число участников Общества. 3. Учредительные документы Общества. 4. Уставной капитал ООО 5. Управление в ООО 6. Реорганизацию и ликвидацию Общества. Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства содержит чёткое определение субъектов малого предпринимательства, порядок государственной регистрации субъектов малого предпринимательства, порядок предоставления отчётности малым предприятиям и условия страхования. Так, согласно данному Закону, поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям: · организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для МП; · поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов МП, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами · формирование инфраструктуры поддержки и развития МП. Также закон предусматривает: · программы поддержки малого предпринимательства; · льготные условия информационного обслуживания субъектов малого предпринимательства; · производственно-технологическую поддержку субъектов МП. Закон «Об инвестиционной деятельности в Чувашской Республике» предусматривает: 1. Льготы по налогам и сборам при привлечении инвестиций; 2. Критерии и условия предоставления государственной поддержки инвестиционных проектов; 3. Развитие финансового лизинга в ЧР; 4. Обеспечение гарантий стабильности налоговой системы ЧР для инвесторов 5. Оказание помощи в создании инфраструктуры бизнеса; 6. Защита интересов инвесторов; 7. Государственное вложение инвестиций в инвестиционные проекты, осуществляемые совместно с федеральными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления. Таким образом, государство создаёт благоприятные условия для деятельности субъектов малого предпринимательства, в т. ч. ООО «XXX». Налоговая система РФ, включающая в себя все обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, действует с 1 января 1992 г. в соответствии с налоговым законодательством. Основными видами налогов, уплачиваемых ООО «XXX», являются налоги, представленные в табл. 5. Таблица 4. Налоговые и аналогичные платежи ООО «XXX» за 2004 г.№ | Виды налогов | Налоговая ставка, % | Налогооблагаемая база, тыс. руб. | Сумма, тыс. руб. | Структура основных налогов к итогу, % |
1 | Налог на добавленную стоимость | 16 | 7946 | 1271,36 | 84,14 |
2 | Налог на прибыль, всего, в т. ч.: - в бюджет РФ - в Федеральный бюджет - в местный бюджет | 24 16 6 2 | 661 661 661 661 | 158,64 105,76 39,66 13,22 | 10,49 |
3 | Налог на имущество | 2 | 3945 | 78,9 | 5,23 |
4 | Налог на рекламу | 1,05 | 0,1 | ||
5 | Целевые сборы - на содержание милиции - на благоустройство территории | 1,5 1,5 | 0,54 0,54 | 0,02 0,02 | |
Итого | 1511,03 | 100 | |||
6 | На благотворительные цели | 20 |
|
Наименование поставщика | Местонахождение | Поставляемая продукция |
ОАО «Рыбинсккабель» | г. Рыбинск, Ярославская область. | Обмоточные провода марок ПЭШО, ПЭКО, ПЭБО, ПЭЛО, ПЭБД, ПЭКД |
ОАО «Ависма». Титаномагниевый комбинат. | Московская область | Компоненты стальных сплавов, минералы, металлы |
ОАО «Карболит» | г. Орехово-Зуево, Московская область | Стеклопластики, изделия литьевые, формалин |
Подольсккабель. Народное предприятие. | г. Подольск, Московская область | Кабели и проводники с медной жилой |
Ступинская металлургическая компания. | г. Ступино, Московская область. | Штамповые заготовки из алюминиевых и магниевых сплавов |
Раменский приборостроительный завод | г. Раменское, Московская область | Датчики, измерительные приборы, радиомагнитные индикаторы |
Ульяновский центр электроники | г. Ульяновск, Ульяновская область | Микроэлектронные датчики, системы управления технологическими процессами |
Татэлектромаш | г. Набережные челны, Республика Татарстан | Электротехническая продукция, инерциональные схемы |
Корпорация электроника. | г. Москва. | Изделия электронной техники и материалов для ИЭТ |
Наименование поставщика | Закупаемая продукция |
ОАО «Сибнефть» | Усилители мощности (ФЦ-0620, ФЦ-0610), Пускатели (БПР-2, ПБР-23), указатели (ДУП-М), блоки питания, модули контроля и программирования, оборудование для откачивания шахтной воды |
ОАО «Техуглевод-Ярославль» | Контроллеры, Задатчик (РЗД-22), регуляторы, клеммно-блочный соединитель, межблочный соединитель |
ОАО «Ураллес» | Блоки усиления мощности, блоки усилителей термопар, пульты настройки, клеммно-блочные соединители |
ОАО «Северсталь» | Запчасти к металлорежущим станкам, низковольтные комплектные устройства, оборудование связи |
ОАО «Татнефть» | Блок усиления мощности, блок усилителей термопар, модули контроля и программирования |
ООО «Мигма» | Регуляторы |
ОАО «Лесопромышленный комбинат» | Усилительные приборы, блоки питания |
Средневолжская промышленная компания | Блок переключений, модули контроля и программирования |
Параметры | ООО «XXX» | Конкуренты | ||
ЗАО «ТЕСС-Инжиниринг» | ООО «Спецприбор» | ОАО «ЗЭиМ» | ||
Объём производства | 3 | 4 | 3,5 | 5 |
Цена | 4,5 | 4,5 | 4 | 5 |
Качество | 5 | 4 | 5 | 3 |
Инновационная политика | 5 | 3,5 | 3 | 4 |
Ресурсное обеспечение | 3 | 4 | 4 | 5 |
Техническое обеспечение предприятия | 4,5 | 4 | 4 | 5 |
Всего | 25 | 24 | 23 | 27 |
3. Оценка экономических основ деятельности ООО «XXX».
Для успешного функционирования и осуществления своей деятельности предприятию необходимы средства, которые определяют его производственную мощность. Ключевая роль в определении потенциала и производственной мощности предприятия принадлежит основным средствам. Для изучения структуры и динамики основных фондов ООО «XXX» за 2003 год используется стоимостная оценка, представленная в табл. 8. Таблица 8 Показатели динамики, состава, структуры основных средств ООО «XXX» в 2004 г.Показатели | Стоимость основных средств, тыс. руб. | Структура основных средств к итогу, % | ||
на начало года | на конец года | отклонение (+,-) | ||
Основные средства всего: | 5980 | 6192 | +212 | 100,0 |
в т. ч. по видам: - здания -сооружения -транспортные средства - машины и оборудование - производственный и хоз. инвентарь | 3587 337 258 1587 211 | 3618 312 275 1778 209 | +31 -25 +17 +191 -2 | 58,43 5,04 7,6 28,72 3,37 |
Показатели | Годы | Отклонение | Темп изменения, % | |
2003 | 2004 | |||
Среднесписочная численность работников, чел. | 42 | 50 | +8 | 119,05 |
Расходы на оплату труда, тыс. руб. | 2090 | 2366 | +276 | 113,21 |
Объём деятельности, тыс. руб. - в действующих ценах - в сопоставимых ценах | 7544 | 7946 7223 | +402 -321 | 105,33 95,74 |
Затраты, тыс. руб. | 5522,75 | 6664,8 | +1142,05 | 120,68 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. | 715 | 661 | +61 | 109,33 |
Средняя заработная плата за: - год, тыс. руб. - месяц, руб. | 50 4,16 | 47 3,91 | -3 -0,25 | 94 81,49 |
Доля расходов на оплату труда в затратах, % | 37,84 | 35,5 | -2,34 | - |
Уровень расходов на оплату труда, в % к объёму деятельности | 27,7 | 29,7 | +2 | - |
Прибыль в расчёте на: - 1 работника, тыс. руб. - 1 руб. расходов на оплату труда, руб. | 17,02 0,33 | 13,22 0,32 | -3,8 -0,01 | 77,67 96,96 |
Наименование оборотных активов | Годы | Удельный вес, % | ||||
2002 | 2003 | 2004 | 2002 | 2003 | 2004 | |
Запасы | 2048 | 2281 | 2668 | 71,1 | 68,1 | 75,6 |
НДС по приобретённым ценностям | 10 | 13 | 42 | 0,3 | 0,4 | 1,2 |
Дебиторская задолженность | 502 | 503 | 436 | 17,4 | 15,0 | 12,3 |
Денежные средства | 320 | 555 | 384 | 11,2 | 16,6 | 10,9 |
Всего | 2880 | 3351 | 3530 | 100 | 100 | 100 |
Годы | Отклонение (+, -) | Темп изменения, % | ||
2003 | 2004 | |||
Средняя сумма оборотных средств | 3115,5 | 3440 | +324,5 | 110,42 |
Выручка (нетто) от продажи продукции | 7544 | 7946 | +402 | 105,33 |
Прибыль до налогообложения | 715 | 661 | -54 | 92,45 |
Оборачиваемость (в разах) | 2,4 | 2,3 | -0,1 | 95,83 |
Оборачиваемость (в днях) | 149 | 146 | -3 | - |
Рентабельность | 0,229 | 0,192 | -0,037 | 83,85 |
№ | Показатели | Годы | Отклонение | Темп изменения, % | |
2003 | 2004 | ||||
1 | Объём деятельности | 7544,0 | 7946,0 | +402,0 | 105,33 |
2 | Прибыль до налогообложения | 715,0 | 661,0 | -54,0 | 92,45 |
3 | Экономические ресурсы | 8362,5 | 9404,5 | +1042 | 112,46 |
4 | Ресурсоотдача | 0,90 | 0,84 | -0,06 | 93,33 |
5 | Ресурсорентабельность | 0,085 | 0,07 | -0,015 | 82,35 |
№ | Показатели | Годы | Отклонение (+, -) | Темп изменения, % | |
2003 | 2004 | ||||
1. | Объём деятельности: | ||||
в действующих ценах | 7544 | 7946 | +402 | 105,33 | |
в сопоставимых ценах[10] | - | 7223,6 | -320,4 | 95,75 | |
в том числе по видам произведённой продукции: | |||||
микросхемы | 1227 | 1125 | -102 | 91,69 | |
контроллеры | 1003 | 987 | -16 | 98,4 | |
ТНП | 735 | 767 | +32 | 104,35 | |
регуляторы | 687 | 762 | +75 | 110,91 | |
пультовые приборы | 354 | 354 | 0 | 100 | |
усилительные приборы | 445 | 570 | +125 | 128,09 | |
блоки питания | 967 | 1032 | +65 | 106,72 | |
микропроцессорные контроллеры | 1094 | 1182 | +88 | 108,04 | |
блок усилителей термопар | 412 | 467 | +55 | 113,35 | |
блок усиления мощности | 418 | 463 | +45 | 110,76 | |
другая продукция | 202 | 237 | +35 | 117,33 | |
2. | Видовая структура: | ||||
микросхемы | 16,27 | 14,16 | -2,11 | ||
контроллеры | 13,29 | 12,42 | -0,87 | ||
ТНП | 9,71 | 9,65 | -0,06 | ||
регуляторы | 9,11 | 9,59 | +0,48 | ||
пультовые приборы | 4,69 | 4,45 | -0,24 | ||
усилительные приборы | 5,89 | 7,17 | +1,22 | ||
блоки питания | 12,82 | 12,99 | +0,17 | ||
микропроцессорные контроллеры | 14,51 | 14,88 | +0,37 | ||
блок усилителей термопар | 5,47 | 5,88 | +0,41 | ||
блок усиления мощности | 5,55 | 5,83 | +0,28 | ||
другая продукция | 2,69 | 2,98 | +0,29 |
Вид доходов | Годы | Темп изменения, % | Отклонение | |||
2003 | 2004 | |||||
сумма | уд. вес | сумма | уд. вес | |||
Совокупный доход, всего, в т. ч.: | 1330 | 100 | 2025,00 | 100,00 | 152,25 | +695 |
прибыль от продаж | 863 | 64 | 1005,00 | 49,63 | 116,45 | +142 |
проценты к получению | 0 | 0 | 5,00 | 0,25 | - | +5 |
прочие операционные доходы | 451 | 33,91 | 982,00 | 48,49 | 217,74 | +531 |
внереализационные доходы | 16 | 1,20 | 33,00 | 1,63 | 206,25 | +17 |
Показатели | Годы | Отклонение | Темп изменения, % | |
2003 | 2004 | |||
Себестоимость проданных товаров | 5261 | 6385 | 1124 | 121,36 |
Коммерческие расходы | 160 | 154 | -6 | 96,25 |
Прочие операционные расходы | 980 | 274 | -706 | 27,95 |
Внереализационные расходы | 384 | 341 | -43 | 88,8 |
Расходы, всего | 1524 | 769 | -755 | 92,45 |
№п/п | Показатели | 2003г. | 2004г. | Отклонение суммы, (+,-) | Отклонение уровня, (+,-) | Темп изменения суммы, % | ||
сумма | уровень | сумма | уровень | |||||
1. 2. 3. | Доходы Расходы Прибыль | 1330 1524 715 | 17.63 20.20 9.4 | 2025 769 661 | 25.48 9.6 8.3 | +695 -755 -54 | +7.85 -10.6 -1,1 | 152.25 50.46 92.45 |
4. | Выручка-нетто от продаж | 7544 | 7946 | +402 | 105.33 |
Показатели | Годы | Отклонение, (+,-) | Темп изменения суммы, % | ||||
2003 | 2004 | ||||||
сумма | уровень | сумма | уровень | суммы | уровня | ||
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг | 7544 | 100 | 7946 | 100 | +402 | 0 | 105,33 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | 5261 | 69,74 | 6385 | 80,35 | +1124 | +10,61 | 121,36 |
Валовая прибыль | 1023 | 13,56 | 1159 | 14,58 | +136 | +1,02 | 113,29 |
Коммерческие расходы | 160 | 2,12 | 154 | 1,93 | -6 | -0,19 | 96,25 |
Прибыль (убыток) от продажи | 863 | 11,44 | 1005 | 12,65 | +142 | +1,21 | 116,45 |
Проценты к получению | - | - | 5 | 0,06 | +5 | - | - |
Прочие операционные доходы | 451 | 5,97 | 982 | 12,36 | +531 | +6,39 | 217,74 |
Прочие операционные расходы | 274 | 3,63 | 980 | 12,33 | +706 | +8,7 | 357,66 |
Внереализационные доходы | 16 | 0,21 | 33 | 0,4 | +17 | +0,19 | 206,25 |
Внереализационные расходы | 341 | 4,5 | 384 | 4,83 | +43 | +0,33 | 112,61 |
Прибыль до налогообложения | 715 | 9,4 | 661 | 8,31 | -54 | -1,09 | 92,45 |
Налог на прибыль и иные аналогичные платежи | 192 | 2,5 | 241 | 3,03 | +49 | +0,53 | 125,52 |
Чистая прибыль (убыток) | 300 | 3,98 | 474 | 5,96 | +174 | +1,98 | 158,00 |
4. Перспектива направления развития малого предпринимательства
Основные направления государственной политики в области поддержки малого предпринимательства отражены в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 гг., которая одобрена постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. №121 и постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 14 апреля 2000 г. № 298-III-ГД. Основной целью указанной Федеральной программы является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства. Реализация мероприятий Федеральной программы будет осуществляться на условиях долевого финансирования в случае привлечения средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств внебюджетных источников, собственных средств субъектов малого предпринимательства. Основные направления, необходимые для развития малого предпринимательства отражены в приложении 3. Для создания новых малых предприятий, их эффективного функционирования необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной правовой базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфические условия работы субъектов малого предпринимательства, их взаимоотношения с органами власти и хозяйствующими субъектами. Необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу. Например, в российском законодательстве вообще отсутствуют понятия "микрофинасирование", "микробизнес", "средний бизнес", а также нет четкого определения субъектов малого предпринимательства. В банковском законодательстве не предусмотрены инструменты, которые позволяли бы коммерческим банкам формировать собственные долгосрочные ресурсы. Нет эффективных механизмов привлечения ресурсов с российского рынка капитала. Чрезмерно усложнена процедура оформления мелких займов. С 1995 г. государственная политика в области малого предпринимательства формируется на основе положений Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ". Отдельные положения этого закона сегодня морально устарели и практически не действуют. Принятие Гражданского и Налогового кодексов РФ, а также других федеральных законов требует соответствующего изменения законодательства, регулирующего деятельность малых предприятий. Существующие недостатки и пробелы в действующем законодательстве подчас заполняются подзаконными актами, в связи с чем на региональном уровне появляются нормативные акты, противоречащие федеральному законодательству. Принятие многочисленных ведомственных и региональных дополнений, разъяснений, инструкций разрушает правовое поле регулирования, создает благоприятную среду для злоупотреблений и вызывает серьезное недовольство предпринимателей. Ликвидация такой практики - важная задача упорядочения нормативной правовой базы регулирования для малых предприятий. Необходимо также запустить механизм оценки последствий принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления решений по развитию малого бизнеса и обеспечить недопущение ухудшения положения малых предприятий вследствие принятия решений. Действующая в настоящее время система налогообложения носит преимущественно фискальный характер, направлена на пополнение бюджета путем максимального изъятия средств предприятий, что практически лишает предпринимателей прибыли и может рассматриваться как существенный барьер для начала предпринимательской деятельности. В 2006 году в Чувашии на поддержку малого бизнеса будет выделено 3 млрд. руб., но выделение дополнительных финансовых средств из федерального бюджета свидетельствовало бы о серьезности намерений государства развивать и поддерживать малый бизнес, стимулировало бы региональные власти и сторонних инвесторов принимать аналогичные решения. Направление части средств Бюджета развития РФ на финансирование и гарантийное обеспечение высокоэффективных проектов субъектов малого предпринимательства позволит сделать существенный шаг в направлении активизации инвестиционных процессов в малом предпринимательстве, повлияет на инвестиционную политику, проводимую субъектами РФ. Решение этого вопроса актуально также в связи с тем, что поскольку в последние годы на развитие малого предпринимательства не выделялись средства из Федерального бюджета, то в ряде регионов сложилось мнение об ослаблении поддержки малого предпринимательства на федеральном уровне. Объединение финансовых средств самих малых предприятий позволит использовать возможности негосударственного финансирования для развития малого предпринимательства. При условии создания соответствующей правовой базы и поддержке государства такая финансовая взаимопомощь могла бы стать цивилизованной альтернативой кредитованию малых предприятий коммерческими банками и в условиях дефицита бюджетных ресурсов стимулировать вовлечение в процесс кредитования малого предпринимательства частных инвесторов. Необходимо положить начало формированию и развитию рынка страховых услуг для малых предприятий. Для реализации этой цели разработан проект федерального закона "О взаимном страховании". Положения проекта закона направлены на создание благоприятной правовой среды для концентрации финансовых средств самих малых предприятий, увеличения инвестиционного капитала, расширения доступа к страхованию имущества. Общества взаимного страхования, создание которых предусматривается законопроектом, призваны восполнить вакуум в страховых услугах для малых предприятий и активнее задействовать интересы и капиталы самих малых предприятий. Большое значение для малых предприятий имеет развитие франчайзинга. Развитие франчайзинга будет способствовать созданию множества мелких компаний, а значит и большого количество новых рабочих мест. Проблема технологической отсталости многих у малых предприятий может быть решена на основе финансовой аренды (лизинга) оборудования, с помощью которой, малые предприятия, не имея достаточных средств и не прибегая к привлечению кредитов, могут использовать в производстве новое прогрессивное оборудование и технологии. Во многих регионах РФ уже созданы и действуют лизинговые компании и центры. Однако в настоящее время они испытывают серьезные трудности в привлечении дополнительных оборотных средств. Есть и проблемы, вытекающие из общей неразвитости рыночных механизмов (финансовая маломощность предприятий, отсутствие традиций цивилизованного поведения лизингополучателей, несовершенство правовой базы, неясность налоговых правил, необработанность механизма возврата имущества, отсутствие развитого рынка подержанного оборудования и неразвитость механизма передачи в лизинг малоценного оборудования). Одним из наиболее распространенных в мировой практике инструментов финансирования малого предпринимательства является венчурное инвестирование. Инвестиции венчурного капитала сопряжены с длительными сроками вложений, повышенными рисками и соответствующими более высокими доходами. Эти средства вкладываются в основном в уставной капитал вновь созданных малых и средних предприятий, ориентированных, как правило, на развитие новых технологий или создание новых наукоемких продуктов. Так как венчурное инвестирование является высокорисковым, необходимо усовершенствовать систему страхования инвестиционных рисков в инновационной сфере. Проблема эффективного и рационального использования недвижимого государственного имущества до сих пор остается не решенной, что обусловлено нежеланием собственников предприятий передавать излишки площадей малым предприятиям и большой арендной платой. Имущественная поддержка нуждается в разработке критериев, условий и правил, регламентирующих с одной стороны процесс вовлечения государственного имущества в сферу малого предпринимательства, с другой - обеспечивающих субъектам малого предпринимательства режим наибольшего благоприятствования при доступе к имущественным ресурсам. В качестве одной из первоочередных задач необходима разработка механизма наделения субъектов малого предпринимательства государственным имуществом путем передачи в аренду или в безвозмездное пользование на конкурсной основе. В целях оптимизации условий обеспечения государственным имуществом малых предприятий, деятельность которых напрямую связана с решением социальных задач (например, создание рабочих мест для социально незащищенных категорий граждан, предоставление помещений для негосударственных образовательных учреждений), необходимо подготовить проект нормативного правового акта, предусматривающего установление упрощенного порядка передачи соответствующим субъектам малого предпринимательства объектов, относящихся к государственной собственности. В контексте формирования действенного механизма обеспечения субъектов малого предпринимательства недвижимым имуществом ключевое значение имеет учет федерального имущества, задействованного в данной сфере. Приоритетной задачей должно стать построение и обеспечение функционирования системы учета имущества, которое может быть востребовано субъектами малого предпринимательства, а также имущества уже переданного субъектам малого предпринимательства. При этом необходимо создать механизм контроля за эффективностью использования указанного имущества. Реализация задачи имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства в существенной степени зависит от согласованности действий федеральных органов исполнительной власти, на которые непосредственно возложены функции по обеспечению государственной политики в данной сфере (МАЛ России, Минимущество России, Минэкономразвития России, МНС России, Минфин России). В целях упорядочения и обеспечения эффективности их взаимодействия представляется необходимой его регламентация в нормативном правовом акте, где будут установлены основные принципы, механизмы и формы данного сотрудничества. Реализация мер, осуществляемых в целях повышения эффективности системы управления государственной собственностью, позволит более комплексно подойти к вопросу дальнейшего укрепления позиций малого предпринимательства. Новые механизмы управления государственным имуществом создадут возможности для выявления дополнительных имущественных резервов, которые целесообразно направить на поддержку предпринимательства и стимулирование конкуренции в соответствующих отраслях экономики. Сертификация и лицензирование являются проблемой для каждого четвертого производственного и каждого третьего торгового малого предприятия, которая обусловлена высокими затратами на подготовку необходимых документов (проведение экспертиз, сбор различных справок и согласующих подписей), отсутствием единых цен на эти услуги из-за монополизации данного сектора рынка консалтинговыми и юридическими фирмами. Необходимо разработать законопроект, определяющий единый предельный перечень лицензируемых видов деятельности. При этом будет сокращено количество этих видов деятельности, упорядочен и упрощен порядок лицензирования, запрещено применять отсылочные нормы. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства обеспечивает материально-техническую, информационную, технологическую, консультационную, маркетинговую, кадровую, образовательную, финансовую поддержку. Вместе с тем во многих регионах деятельность объектов инфраструктуры неэффективна. В отдельных случаях бизнес- инкубаторы, технопарки, агентства и центры развития малого предпринимательства ограничиваются лишь помощью в организации малого предприятия и по большей части не выполняют свои функции. Предприниматели должны быть информированы о наличии в регионах объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса, их местонахождении, перечне предоставляемых ими услуг и условиях их получения. В силу ресурсных ограничений рекламные кампании по объектам инфраструктуры малого предпринимательства не проводятся. Необходимо создать целостную и взаимосвязанную инфраструктурную систему, своего рода "окружающую среду" для предпринимательства, способную охватить все стороны деятельности и все потребности малых и средних предприятий различных отраслей экономики. Решение проблем, имеющих общий характер и затрагивающих интересы среднего и мелкого предпринимателя, требует объединенных усилий всех заинтересованных организаций и выработки согласованных позиций. Необходимы эффективная координация и взаимное согласование деятельности различных объединений предпринимателей, профессиональных союзов и других организаций, выражающих интересы как самих предпринимателей, так и других членов общества, вовлеченных в совместную деятельность в секторах экономики. В РФ в целом сформировался рынок информационных продуктов и услуг, наиболее развитым сектором которого является сектор деловой информации. Российский предприниматель находится в качественно новой информационной среде и уже имеет возможность получать практически все виды информационных услуг, предлагаемых на мировом рынке. В целях эффективного развития информационного обеспечения малого предпринимательства следует усилить взаимодействие существующих систем информационного обеспечения предпринимательской деятельности в интересах малых предприятий. Важной задачей является создание региональных систем деловой информации, банка типовых проектных решений по комплексной информатизации деятельности малых предприятий, что поможет шире использовать передовые доступные для малых предприятий информационные технологии. На новый, более высокий уровень, необходимо поднять качество обучения современным информационным технологиям предпринимателей и специалистов структур поддержки предпринимательства, повысить их ответственность за представление актуальной и достоверной деловой информации. Издательская и рекламная деятельность является составной частью информационного обеспечения малого предпринимательства. Малые предприятия имеют ограниченные возможности для рекламирования и продвижения собственной продукции на межрегиональный рынок. Одной из форм информационной поддержки деятельности малых предприятий является поддержка их выставочно-ярмарочной деятельности, организация коллективных стендов малых производственных предприятий. Участие малого предприятия в коллективном стенде позволяет ему в 2-4 раза снизить затраты на показ своей продукции. Все чаще на выставках формируются отдельные экспозиции продукции, выпускаемой малыми производственными предприятиями. Все более целостный, системный характер приобретает работа по подготовке кадров для малого предпринимательства. Создание эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для сферы малого предпринимательства способствует созданию новых рабочих мест, формированию класса цивилизованных предпринимателей, решению социальных проблем на региональном и местном уровнях. В рамках Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере в 1999 г. подготовлено более 600 специалистов в области менеджмента инноваций. Важнейшими эффективного развития и совершенствования системы подготовки кадров для малого предпринимательства сегодня являются: · обеспечение доступности для широких слоев населения образования по основам предпринимательской деятельности; · развитие дистанционных и электронных технологий подготовки граждан к предпринимательской деятельности; · формирование развитой системы подготовки кадров для предпринимательской деятельности в инновационно- технологической сфере; · координация российских и международных программ в сфере подготовки кадров для малого предпринимательства; · разработка учебно-методической литературы, методического и информационного обеспечения подготовки предпринимателей и консультативного сопровождения их деятельности; · построение и обеспечение функционирования многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для сферы малого предпринимательства, в том числе преподавателей, консультантов, работников государственных и негосударственных структур, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере поддержки предпринимательства. В условиях интеграции экономики России в мировое экономическое сообщество особую роль приобретает сотрудничество с международными организациями и зарубежными ведомствами, занимающимися вопросами малого предпринимательства. Это сотрудничество нацелено на привлечение зарубежной технической помощи, иностранных инвестиций и кредитов в малый бизнес, развитие международного финансового лизинга, изучение и обобщение опыта зарубежных стран в области развития и поддержки малого предпринимательства, содействие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, исследовательских и информационных связей с зарубежными партнерами. Большое нужно уделить участию в международных конгрессах, совещаниях, семинарах, выставках и ярмарках и других формах контактов предпринимательских кругов, созданию условий для предоставления консультационных, информационных и иных необходимых малым предприятиям услуг с целью осуществления программ и проектов с привлечением иностранной технической и финансовой помощи, предоставлению доступа к иностранным инвестиционным, кредитно-финансовым ресурсам и установлению контактов с зарубежными партнерами.Заключение
Таким образом, малый бизнес играет огромную роль в мировой экономике. Несмотря на трудности в борьбе за выживание и остроту конкуренции, малое предпринимательство обладает определёнными достоинствами: это гибкость и моментальная приспосабливаемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применять новые технологии и научные разработки. Наибольшее развитие малое предпринимательство получило в развитых странах. Так, в экономически развитых странах малый бизнес производит до 70% ВВП, занято около 2/3 экономически активного населения, тогда как в России эти показатели составляют 12% и 7,5% соответственно. В настоящий момент численность малых предприятий составляет 950 тыс. и по прогнозам на 2006 г. будет колебаться на уровне 1 млн. Основными проблемами малого предпринимательства являются: 1. Недостатки налоговой системы 2. Отсутствие оборотных средств 3. Низкий платежеспособный спрос населения 4. Высокая арендная плата 5. Экономическая политика государства 6. Недоступность кредитов 7. Дороговизна сырьевых ресурсов 8. Слабое развитие внутреннего рынка 9. Высокие тарифы на перевозки. 10. Отсутствие производственных площадей ООО «XXX» относится к числу малых предприятий и представляет собой предприятие по разработке и производству микропроцессорных систем сбора данных и управления. Основными видами деятельности ООО «XXX» являются разработка, производство и реализация микропроцессорных контроллеров, микросхем и различного оборудования. По состоянию на 01.01.2005 на предприятии работало 50 чел. Текучесть кадров составила 0,5%. Доходы и расходы определены по методу начисления. Повышающие и понижающие коэффициенты к нормам амортизации не применялись. Выручка (нетто) от продажи товаров за 2004 г. составил 7946 тыс. руб., что на 402 тыс. руб. больше, чем в 2003 г. Рост в отчётных ценах составил 5%, а в сопоставимых произошло уменьшение на 5%. Средняя стоимость основных фондов в 2004 г. составила 3945 тыс. руб., что на 300 тыс. руб. больше, чем в 2003 г. Средней уровень наценки снизился на 0,5% и составил 20%. Производство микросхем, всегда приносивших наибольшую прибыль предприятию, в настоящий момент снижается (в 2004 г. их было произведено на 102 тыс. руб. или на 8% меньше, чем в 2003 г.), тогда как производство микропроцессорных контроллеров увеличилось на 88 тыс. руб., что связано с повышением спроса на данную продукцию в связи с выпуском в 2004 г. новейшей модели «Ремиконт». В настоящий момент данный вид продукции занимает доминирующее положение в общей структуре производства. Наиболее динамично развивались усилительные приборы. В 2004 г. их производство увеличилось на 125 тыс. руб. или 28%, что связано с расширением производства основных потребителей данной продукции: ОАО «Сибнефть» и ОАО «Татнеть». В результате валовая прибыль ООО «XXX» в 2004 г. увеличилась на 13% и составила 1159 тыс. руб. В общей структуре расходов преобладают затраты на оплату труда, которые в 2004 г. составили 2366,25 тыс. руб., что на 275 тыс. руб. или на 13% больше, чем в 2003 г. Средняя заработная плата на предприятии составляет 3,91 тыс. руб. в месяц, причём большинство средств расходуется на персонал, работающий в отделе научных исследований. Наибольший рост пришёлся на материальные затраты, которые в 2004 г. возросли на 36%. Амортизация в 2004 г. снизилась на 52 тыс. руб., что объясняется вводом в 2003 г. нового, высокотехнологичного оборудования. Прочие затраты увеличились на 34%. Подобный рост связан с увеличением расходов на благотворительные цели, а также на наличие расходов вследствие пожара Давая оценку финансово-экономической деятельности ООО «XXX», следует отметить, что деятельность предприятия была рентабельной, однако рентабельность за 2004 г. снизилась на 0,037% и составила 0,192%. Прибыль до налогообложения составила 661 тыс. руб., что ниже уровня предыдущего года на 54 тыс. руб. или на 8%. Для улучшения деятельности малых предприятий, а также увеличения их численности, необходимо осуществить: 1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности малых предприятий; 2. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малых предприятий 3. Имущественная поддержка 4. Снижение административных барьеров 5. Формирование инфраструктуры поддержки 6. Информационное обеспечение предприятий 7. Подготовку кадров 8. Международное сотрудничество. В условиях нарастающей конкуренции на рынке электротехники и радиопромышленности успех любого предприятия кардинальным образом зависит от точности и своевременности представления руководству данных о работе предприятия и о ситуации на рынке, а руководство в свою очередь должно сделать выводы, найти правильные пути дальнейшего развития его предприятия. Для совершенствования экономической деятельности ООО «XXX» необходимо закрепится на рынке. Для закрепления на рынке ему необходимо использовать различные тактики, например расширение сферы деятельности, увеличение ассортимента предлагаемых услуг, увеличить товарооборот, улучшить конкурентоспособность. Конкурентоспособное предприятие должно планироваться не с позиции «изнутри- наружу», а наоборот - двигаясь «извне-внутрь». Потребности и запросы покупателей, а также состояние и условия конкурентной борьбы должны быть хорошо известны, чтобы можно было в максимальной степени использовать преимущества собственной коммерческой идеи. Самой важной характеристикой предприятия являются контрольные цифры, финансовый план, результирующий прибыль, убытки и издержки товарооборота. Необходимо проводить финансовое планирование для расчета потребности в капитале. Все планы, без исключения, основываются на тщательном анализе конъюнктуры рынка и деятельности конкурентов. Для проведения конкурентной борьбы можно применять различные средства: · установить на продукцию цены, более низких по сравнению с ценами конкурентов; · вывести на рынок новый продукт и создать новые потребности; · улучшить обслуживания клиентов, в особенности системы транспортировки и доставки товаров; · улучшить и расширить систему сбыта и распределения; · улучшить и усилить рекламу и систем продвижения продукта. Сочетание базовых условий проведения рекламных кампаний и концепции рекламных носителей в Интернет позволит оценивать показатели эффективности в каждом конкретном случае. Именно в процессе адаптации рекламной концепции будут определены все ключевые аспекты, отвечающие за эффективность размещений. Например, какая информация должна быть на рекламоносителе предприятия? Само рекламное предложение должно быть достаточно убедительным, чтобы привлеченное внимание не пропало даром, чтобы у контактирующего с рекламным носителем пользователя сети возник побудительный мотив получить более подробную информацию. Не столь важно, что именно предлагается выбрать пользователю, гораздо важнее — как это делается. Даже в том случае, если возможность выбора является относительной — при четком и однозначном рекламном предложении, практически всегда стоит поискать возможность вовлечь пользователя в процесс ознакомления с продуктом до перехода на сайт — прямо внутри баннера. Оригинальное оформление интерактивных элементов (реагирующих на действия пользователя) и небольшая порция юмора позволяют начать взаимодействие с рекламным предложением, когда пользователь еще не разобрался в его сути, и, может быть, даже и не собирался знакомиться с предлагаемой ему информацией в данный момент. Но ему стало интересно, и он произвел несколько действий, которые не приводят к открытию новых окон и ожиданию загрузки новых страниц. Формирование предварительного интереса позволяет обеспечить существенное увеличение эффективности рекламных носителей, иными словами — «клики» будут стоить дешевле. Но для того, чтобы не «отпугнуть» потенциального клиента в последний момент, ни в коем случае нельзя допускать ситуации, при которой после всех действий по выбору возможных вариантов предложения привлеченный посетитель попадал на заглавную страницу сайта рекламодателя. При таком переходе посетителю необходимо искать на этом сайте то, что показалось ему интересным. Далеко не всегда это предложение просто найти — как минимум на это нужно потратить несколько минут, и при этом чувствовать себя обманутым — весь его «предварительный выбор» — просто средство «завлечения», не более того. Не очень хорошее начало знакомства. Первый — интерактивная составляющая рекламного предложения, демонстрируемого потребителю, т.е. возможность взаимодействовать с баннером без перехода на сайт рекламодателя. Для этого в самом «теле» баннера предоставляется возможность выбрать интересующее его предложение, т.к. обычно клиентам (или потребителям) не предлагаются строгие типовые программы, не предполагающие хоть какого-то выбора. Например, для косметологического салона это может быть выбор косметики в зависимости от производителей, расцветок, компонентов, цены; для покупателя обуви могут быть показаны возможные комплекты комплектации кожно-галантерейной продукции (сумки, перчатки, и т.д.). На мой взгляд, использование активной рекламной кампании будет иметь больший эффект для предприятия. Средства, затраченные на рекламу могут принести двойной результат, нежели средства, затраченные на расширение производства. Дело в том, что ООО «XXX» практически никогда не пользовалось услугами рекламы. Средства, потраченные на рекламу (ок. 20 тыс.), использовались неэффективно. Использовалась, в основном, целевая реклама (различные рекламные листы, рассылавшиеся крупным компаниям), ориентированная на крупных потребителей. В результате – отсутствие потребителей среди физических лиц. То, что продукция ООО «XXX» не только не уступает конкурентам по качеству, но и превосходит их, убедились такие компании, как ОАО «Северсталь», ОАО «Лукойл», ОАО «Татнефть» и ОАО «Северсталь», закупающие продукцию ООО «XXX» и прекратившие сотрудничество с ООО «Максим» и ЗАО «ТЕСС-Инжиниринг». Поэтому, необходимо использовать активную массовую рекламную кампанию, используя беспроигрышные варианты, такие как радио и телевидение. В настоящий момент только 7% чебоксарцев знают о существовании ООО «XXX». Первое использование рекламы в 2001 г. (реклама, основанная на глобальной почтовой рассылке) дала огромный эффект. Выручка от продаж увеличилось в 2 раза. Однако затем рекламная деятельность практически исчезла. Сайт, открытый ООО «XXX», не обновлялся уже 2 года, да и большого доверия он не вносит. Многие потребители отказывались закупать продукцию через Интернет, потому что боялись быть обманутыми, в связи с отсутствием системы безопасности по проведению операций. Поэтому, необходимо улучшить дизайн сайта, усовершенствовать систему оплаты по системе кредитных карт. Так, открытие собственного сайта, размещение объявлений на различных страницах Интернета в 2002 г. позволило увеличить прибыль предприятия на 70%. Поэтому, нужно создать эффективную рекламную кампанию, однако при этом необходимо: · ориентироваться не только на крупного потребителя, но и на отдельных частных лиц; · отобразить в рекламе все качество продукции; · заключить контракты с такими компаниями, как ОАО «Волга- эл-пресс», рекламной компанией «Время» и т. д.; · создать специальный отдел, занимающийся продвижением продукции на рынок; · создать эффективный и работоспособный сайт с возможностью продажи продукции через Интернет; · создать специальный отдел по обслуживанию потребителей. Покупатели не могут получить достаточную информацию по телефону, часто потому, что просто не могут дозвониться или найти нужный им ответ на вопрос. В настоящий момент ООО «XXX» расходует на рекламу 21 тыс. руб. На мой взгляд, затраты на рекламу должны быть, как минимум, в 2 раза больше, а реклама должна быть эффективнее. Продукция, выпускаемая ООО «XXX», используется во многих отраслях деятельности, поэтому, использование массовой рекламы обязательно принесёт эффективность. Предприятие очень эффективно использует инновационную политику, повышая качество продукции, чем и стало известно многим покупателям. Предприятие работает на рынке уже много лет и зарекомендовала себя как надежный и эффективный партнёр, поэтому, как показывает опыт, установленный самим же предприятием, в случае использования активной рекламы, предприятие сможет окупить эти затраты как минимум, в 3 раза. Несомненно, одной из главных особенностей развития рыночной экономики является всевозрастающая конкуренция на рынке. Наибольшие возможности для отстаивания своего места на рынке продаж и завоевание на нём всё более прочных позиций является не только повышение качества продукции (на что и ориентируется предприятие), но и снижение затрат на производство единицы продукции. Однако эта задача может быть решена при применении наиболее передовых технологий и самых современных машин и оборудования, которые основаны на использовании последних достижений в области техники. Но предприятие проводит обновление оборудования только в отделе научных исследований, тогда как производственный отдел работает с устаревшей техникой. Использование нового оборудования в производственном отделе по технологии WMZ позволит снизить потребление электроэнергии на 5%. Оборудование, введённое на предприятии будет обеспечивать производства 50% продукции. При этом производительность оборудования увеличится в 1,3 раза. Прибыль по данному виду продукции на 1 тыс. шт. составляет 180 тыс. руб. Планируется объём выпуска 3574 шт. Дополнительные капитальные вложения составят 1300 тыс. руб. Дополнительные капитальные вложения в модернизацию оборудования на 1000 шт. составят: руб. Годовой экономический эффект от модернизации: (руб.) Следовательно, данное оборудование целесообразно ввести в процесс. Масштабные заказы на ремонт оборудования позволили расширить деятельность ООО «XXX» и перейти в сферу услуг. Поэтому в целях успешной координации деятельности работников в сфере ремонта оборудования необходимо создать специальный отдел с высококвалифицированными работниками с целью закрепления предприятия на рынке оказания услуг по ремонту техники. По моему мнению, инновационная политика ООО «XXX» является эффективной. Ввод новых видов продукции каждый год стало традицией предприятия. 2004 г. стал годом закрепления на рынке, заключением новых контрактов и расширение рынка деятельности. Высокое качество продукции с низкой ценой может пользоваться высоким спросом на мировом рынке и составить серьёзную конкуренцию зарубежным производителям. В первую очередь необходимо осваивать рынок центральной и восточной Европе в связи с возможностью наибольшего получения прибыли. Например, крупными потребителями продукции ООО «XXX, могут стать следующие компании, приведённые в табл. 21. Основными рынка сбыта микросхем может стать Восточная Европа, усилителей мощности – Азиатские страны, микропроцессорных контроллеров – страны СНГ. Реализация продукции на мировом рынке вполне уже в следующем году, если предприятие введёт систему продаж продукции через Интернет с предварительной оплатой по кредитным картам. Таблица 21 Возможные покупатели продукции ООО «XXX» в случае выхода на мировой рынок.Компания | Страна | Потребляемая продукция, производимая ООО «XXX |
BI Mak AD | Эстония | Регуляторы, контроллеры |
Kamet JSC | Словакия | Блоки усилителя мощности |
Sofia Med AD | Болгария | Панели настройки, блоки переключений |
Hanson CR | Болгария | клеммно-блочные соединители |
Joseff Haren | Нидерланды | задатчики, усилители |
Apache Worth Sea | Чехия | модули настроек |
3FA Erdesteti | Венгрия | блоки контроллера |
Sebra | Литва | радио-приборы |
Dambis | Латвия | микросхемы |
Basalt, spol. s | Сербия и Черногория | микропроцессорные контроллеры, блоки стирания |
Turkish Petroleum Inc. | Турция | усилители мощности, пускатели, модули аналоговых сигналов |
Bacei SPA | Италия | радио-приборы, модули дискретных сигналов |
Bj Services co Ltd. | Нидерланды | модули программирования |
Apache Worth Sea | Норвегия | блоки переключений, блоки усилителей термопар |
Список использованной литературы
1. Блинов А. Проблемы стагнации развития малого бизнеса / А. Блинов // Инвестиции в России. – 2003. - №1. – с. 19-22. 2. Верёвкин Л. П. Основные показатели деятельности малого бизнеса / Л. П. Верёвкин, К. П. Мокрецов, А. В. Батрак // Информ. и бизнес. – 2003. - №2. – с. 35-39. 3. Государственная политика и малый бизнес в США // Экономика и управление в зарубеж. странах. – 2002. - №9. – с. 38-44. 4. Долинская В. В. Предпринимательское право: Учеб. пособие / В. В. Долинская. – М.: Академия, 2002 – 192 с. 5. Доюронравов А. Н. Финансово-кредитные механизмы поддержки малого предпринимательства / А. Н. Добронравов // Дайджест-финансы. – 2005 - №2. – с. 2-11. 6. Каганов В. Где подрастает малый бизнес / В. Каганов, Е. Сашникова // Экономика и жизнь. – 2005. – №16 (Апр.) – с. 11 7. Ковалёва Е. Малые научные предприятия / Е. Ковалёва, Л. Черепанова // РИСК: Ресурсы. Информ. Снабжениеб Конкуренция. – 2005. – №3. – с. 70-79. 8. Комаров В. Способный малый / В. Комаров // Экон. газ. для всех, кто занимается бизнесом. – 2004. - №10 (май). – с. 5. 9. Лапуста М. Г. Предпринимательство: Учеб. пособие / М. Г. Лапуста. – М.: ИНФРА, 2005. – 224 с. 10. Малый бизнес: упрощенная система налогообложения в 2004 году / Под ред. М. А. Пархачеевой. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с. 11. Медынский В. Г. Инновационное предпринимательство: Учеб. пособие для студентов вузов / В. Г. Мединский, Л. Г. Скамай. – М.: ЮНИТИ- (ДАНА), 2004 – 589 с. 12. Морозов В. А. Большая забота о малом бизнесе: зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства / В. А. Морозов // Рос. предпринимательство. – 2004. - №8. – с. 81-88; №10. – с. 99-104. 13. Морозов В. А. Малые формы с большим будущим: место малого бизнеса в развитии экономики страны / В. А. Морозов // Рос. предпринимательство – 2002. - №6. – с. 3-8; №7 – с. 27-32. 14. Нойбауэр Х. Инновационная деятельность на малых предприятиях / Х. Нойбауэр // Проблемы теории и практики упр. – 2004. - №3. – с. 62-67. 15. Особенности управления персоналом на предприятиях малого и среднего бизнеса // Консультант директора. – 2004. - №14. – с. 31-32; №15. – с. 31-33; №16. – с. 34-36. 16. Платоненко В. Е. Малое предпринимательство: перспективы и пути развития / В. Е. Платоненко – М.: ИНФРА, 2004 – 365 с. 17. Полярус А. В. Страшная сила .. инерции: институциональные аспекты развития предпринимательства / А. В. Полярус // Рос. предпринимательство. – 2002 – №12. – с. 3-8; 2003 - №5. – с. 14-20 18. Проходцова И. В. Формирование правовой среды малого предпринимательства / И. В. Проходцова, И. В. Суханина // Вестн. МАП РФ. – 2002. - №3. – с. 65-74. 19. Райан Д. Д. Малый бизнес: Бизнес-план предпринимателя / Д. Д. Райан, Г. П. Хидьюк; Пер с англ. под ред. Д. О. Д. О. Ямпольский. – 6-е изд. – Спб.: Издат. дом «Нева», 2004 – 608 с. 20. Состояние малого бизнеса в России. // БИКИ. – 2003. - №61 (3 июля). – с. 2-3; №62 – с. 7. 21. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики / Под ред. Г. Б. Клейнера. – М.: Наука, 2005. – 448 с. 22. Супонькина Т. Стмулы для мелких и средних предприятий не предусмотрены / Т. Супонькина // Город N. – 2005. - №16 (Апр.) – с. 3. 23. Тореев В. Б. Эффективность программ поддержки малого предпринимательства / В. Б. Тореев, О. Е. Вороновская // Экон. наука совр. России. – 2005. - №3. – с. 73-87. 24. Шепеленко Г. И. Объективные основы противоречий малого бизнеса в промышленности / Г. И. Шепеленко. – Ростов н/Д: РГЭУ, 2005. – 205 с. 25. Шепеленко Г. И. Пути совершенствования внешней и внутренней среды малого предпринимательства в промышленности / Г. И. Шепеленко. – Ростов н/Д: РГЭУ, 2003. – 151 с.Приложение 1
Общая организационная структура Организационная структура производственного отделаПриложение 2
Сферы применения продукции ООО «XXX»Основные рынки ООО «XXX» | Технологический процесс |
Энергетика (ТЭЦ, ГРЭС, ТЭС, АЭС, котельные промышленных предприятий и др.) |
|
Системы муниципальной энергетики, ЖКХ в целом (теплосети, водоканалы и др.) |
|
Нефтегазовый комплекс (НГДУ, НПЗ и др.) |
|
Металлургия |
|
Горно-обогатительные комбинаты |
|
Машиностроение |
|
Организации и предприятия РЖД |
|