Научная Петербургская Академия

Курсовая: Понятие конституции РФ, основные черты конституции

Курсовая: Понятие конституции РФ, основные черты конституции

П Л А Н

1.ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА 2

2.ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ 5

3.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ 8

4.ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ 16

5.ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20

- 2 -

1.ВИДЫ ИСТОЧНИКОВ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Объективные причины (источники) возникновения и существова­ния

конституционного права коренятся в материальных условиях жиз­ни общества.

Правовой же наукой выработано понятие юридических источников права. Под

источником права в юридическом смысле пони­маются те формы, в которых находят

свое выражение правовые нормы. Основными видами источников конституционного

права- являются нор­мативно-правовые акты, судебные прецеденты и правовые

обычаи, а также иногда международные и внутригосударственные договоры.

Нор­мативно-правовые акты конституционного права обычно подразделяют­ся на

законы, нормативные акты исполнительной власти, нормативные акты органов

конституционного контроля (надзора), парламентские регламенты, акты местного

самоуправления.

Законы принимаются обычно законодательными собраниями, иног­да другими

высшими органами власти - монархами в абсолютных мо­нархиях, узкими

постоянно действующими коллегиальными органами в некоторых странах.

По степени важности и характеру регулируемых общественных отношений законы

подразделяются на основные (конституции), конс­титуционные, органические и

обычные.

Конституции (основные законы) провозглашают основные права и свободы

человека и гражданина, регулируют основы общественного строя, форму

государства, устанавливают принципы организации и деятельности

государственных органов. В отдельных странах они ре-

- 3 -

гулируют не все отмеченные общественные отношения. Конституционные законы

как источники права имеют различное

значение в разных странах. В Чехо-Словакии например, было приня­то, что

конституционные законы дополняют Конституцию. Органичес­кие законы в ряде

стран (обычно романской системы права) опреде­ляют статус органов

государства на основе бланкетных статей конс­титуций. Например, Конституции

Франции предусматривает урегулиро­вание органическими законами статуса таких

государственных орга­нов, как Конституционный совет (ст. 63), Высокая палата

правосу­дия (ст. 67), Экономический и социальный совет (ст. 71), Высший

совет магистратуры (ст. 65).

Ту же юридическую силу, что и законы, имеют в некоторых странах

нормативные акты, издаваемые в порядке замещения парла­ментов.

Они зачастую подлежат последующему утверждению парламентом и являются

источниками конституционного права, если содержат соот­ветствующие нормы.

К нормативно-правовым актам исполнительной власти относятся нормативные акты

глав государств (указы, декреты, приказы и т.п.) и нормативные акты

правительств, а иногда и ведомств (ордонансы, декреты, постановления и

т.п.). Указанные акты служат источниками конституционного права лишь в той

части, в какой содержат его нормы. Между ними существует определенная

субординация: норматив­ные акты нижестоящих государственных органов не должны

противоре­чить актам вышестоящих. Нормативные акты глав государств и

прави­тельств имеют наиболее широкую сферу действия.

Практически в каждой стране существуют конституционноправо­вые обычаи,

однако лишь в отдельных странах они считаются офици-

- 4 -

альными источниками конституционного права.Это правила поведения, нигде в

официальных изданиях не записанные в качестве таковых, однако в течение

длительного времени применяемые и молчаливо санкционированные государством.

Чаще всего эти правила представ­ляют собой определенный способ реализщии

констжуционно-правовых норм. Впрочем, судом они в любом спучае не защищаются.

Широкое распространение обычай получил в конституционном праве

Великобритании (конституционные соглашения). Многие положе­ния британской

конституции существуют ныне именно в этой форме: "король должен согласиться с

биллем, прошедшим через обе палаты Парламента", "лидер партии большинства

- Премьер-Министр"; "ми­нистры выходят в отставку, если перестают

попьзоваться доверием Палаты общин", "Палате лордов не принадлежит

инициатива финансо­вых биллей" и др.

Международные договоры служат источниками конституционного права в случае

когда регулируют конституционные проблемы и пре­дусмотрено их

непосредственное применение. В современных консти­туциях многих государств

содержатся положения о примате междуна­родного права перед

внутригосударственным. Это порождено процес­сом дальнейшей

интернационализации экономики и других сторон об­щественной жизни.

- 5 -

2.ПОНЯТИЕ КОНСТИТУЦИИ

Конституция - это Основной закон государства, выражающий во­лю

господствующего класса или всего общества и закрепляющий осно­вы

общественного и государственного строя, права и свободы чело­века и

гражданина.

Слово (термин) "конституция" происходит означает "установле­ние",

"устройство". Конституция как Основной закон государства учреждает

политическую форму существования общества, систему го­сударственных

органов, устанавливает порядок их формирования и способ функционирования,

закрепляет права и свободы человека и гражданина.

Конституция в современном ее понимании не была известна ни в древности, ни в

средневековье. Правда, в древнем Риме отдельные акты императоров именовались

конституциями. Но они ничего общего не имели с основными законами

государств, возникшими в эпоху пе­рехода человечества от феодализма к

капитализму.

Первой конституцией в ее подлинном понимании оказалась конс­титуция США 1787

г. Вслед за ней появилась конституция Франции 1791 г. в результате победы

Великой французской революции. В Х1Х в. конституции были приняты в

большинстве европейских стран. С их помощью господствующие классы стремились

"... придать своей во­ле... всеобщее выражение в виде государственной воли,

в виде за­кона". Конституция как Основной закон государства появляется

только в ту историческую эпоху, которая характеризуется правовым равенством

граждан или подданных. Собственно она как бы олицетво-

- 6 -

ряет это равенство своим содержанием. Законодательно оформляя и закрепляя

общественные отношения, отвечающие коренным потребнос­тям и интересам

господствующих классов или всего общества, конс­титуция выступает в

качестве мощного рычага внутриполитической стабильности государства,

устойчивого функционирования его власт­ных структур.

Закрепляя наиболее важные обшественные отношения, принципи­альные положения

и основополагающие устои общества, политическую форму его существования,

конституция служит правовой базой для текущего законодательства. В этом

законодательстве преломляются, раскрываются и конкретизируются положения

конституции. Причем, важно подчеркнуть, что оно не может и не должно

"развивать" или дополнять конституцию. Соответствуя Основному закону

государства, текущее законодательство наполняет его положения конкретным

со­держанием. При этом конституционные нормы сохраняют свою опреде­ленность

и высшую юридическую силу по отношению к нормам текущего законодательства.

В отличие от обычных законов, Основной закон государства ха­рактеризуется

стабильностью и долговечностью. Эти качества консти­туции обусловлены двумя

обстоятельствами. Во-первых, в силу абс­трактного содержания ее положений

она не подвержена постоянным изменениям. во-вторых, жесткая процедура по

внесению в нее изме­нений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и

долго­вечности.

Таким образом все другие законы и правовые предписания властных

структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе.

Те из них, которые противоречат конституци­онным принципам и нормам, подлежат

отмене.

- 7 -

Конституции можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости

от способа объективирования государственной воли господствующего класса или

всего общества конституции подразделя­ются на писанные, т.е. составленные

в виде единого документа и неписанные - состоящие из законов парламента,

содержащих нормы конституционного характера, судебных прецедентов и

правовых обы­чаев.

По способу изменения, внесения поправок и дополнений консти­туции можно

классифицировать на жесткие и обычные. Жесткими явля­ются конституции, для

принятия и изменения которых установлена более сложная процедура, чем для

обычных законов государства. К обычным конституциям относятся те, которые

принимаются и изменя­ются в упрощенном порядке, т.е. в порядке,

установленном для обычных парламентских законов.

В зависимости от соответствия или несоответствия тем факти­ческим

общественным отношениям, которые сложились и господствуют в обществе,

конституции подразделяются на фиктивные и действи­тельные. Фиктивные

конституции не выражают общественные отноше­ния, которые функционируют в

стране. Они оторваны от действитель­ности и сугубо формальны. Действительные

же конституции являются адекватным выражением и воплощением фактических

общественных от­ношений, которые сложились в обществе. Именно они служат

правовым критерием социальной природы политической власти и государства,

способа их организации и деятельности на соответствующей террито­рии,

фактического статуса человека и гражданина.

- 8 -

3.ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КОНСТИТУЦИИ

Основные черты характеризуют конституцию как специфическую реальность,

оказывающую мощное воздействие на общественные отно­шения. Являясь

концентрированным политическим выражением состоя­ния общества, уровня его

развития, конституция регулирует осново­полагающие сферы его

жизнедеятельности. Это и находит свое вопло­щение в ее характерных чертах.

Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее адек­ватный характер

складывающимся в обществе общественным отношени­ям. Она отражает переходный

характер российского общества, проти­воречивый способ его существования. В

ней нашли воплощение то, что достигнуто и отстаивается многонациональным

народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода

экономичес­кой деятельности, политический и идеологический плюрализм,

приз­нание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройс­тво,

основанное на самоопределении и равноправии народов, самос­тоятельный статус

местною самоуправления и т.д.

К характерной черте Конституции РФ 1993 г. относится наличие в ней

основополагающих положений. Она содержит нормы, регулирую­щие наиболее

важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего

законодательства. Поэтому по своему содержа­нию они предельно абстрактны,

ибо имеют своей целью закрепление

- 9 -

самого главного в общественных отношениях.

Характерной чертой Конституции России является также ее пря­мое действие.

Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим

конституционные нормы не нуждаются в каком ли­бо ином правовом подтверждении.

Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от

их искажения.

Наконец, для Конституции Российской Федерации характерны не-

зыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается

в том, что Конституция провозглашает, что "признание, соблюдение и защита

прав и свобод человека и гражданина - обязан­ность государства" (ст. 2).

При этом особо подчеркивается, что "человек, его права и свободы являются

высшей ценностью". В Конс­титуции закрепляются и гарантируются права и

свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами

и нормами международного права (статья 17).

Таковы основные черты, свойственные Конституции РФ. Прежде

всего в отличие от предшествующих конституций Консти-

туция РФ 1993 г. отличается особым, свойственным лишь ей порядком разработки.

Как известно, в силу сложившихся обстоятельств и политичес­кого

противоборства между Президентом РФ и высшими органами госу­дарственной

власти (Съезд народных депутатов, Верховный Совет) осуществлялась

разработка двух проектов Конституции Российской Федерации. 7 мая 1993

г. за подписью заместителя Председателя Конституционной комиссии Р.И.

Хасбулатова появляется постановле­ние "Об основных положениях проекта

Конституции Российской Феде­рации", которым утверждался представленный

рабочей группой проект положений проекта Основного Закона России. При этом в

постановле-

- 10 -

нии указывалось, что подготовка этого проекта осуществлялась в

соответствии с Постановлением восьмого Съезда народных депутатов Российской

Федерации от 12 марта 1993 г. "О мерах по осушествле­нию конституционной

реформы в Российской Федерации (о постановле­нии седьмого Съезда. народных

депутатов Российской Федерации "О стабилизации конституционного строя

Российской Федерации").

В связи с тем, что хасбулатовский вариант конституции изна­чально

разрабатывался в плане учреждения парламентарной формы правления в России

и низведения статуса президента до номинально­го главы государства, Президент

Российской Федерации своим указом от 20 мая 1993 г. "О созыве

Конституционного совещания и заверше­нии подготовки проекта Конституции

Российской Федерации" учредил Конституционное совещание, которое призвано

было выработать аль­тернативный вариант конституции России. Это сделано после

том как 6 мая 1993г. Президент РФ направил в Конституционную комиссию

свой проект Основном Закона государства, в ответ на который за подписью

ответственного секретаря Конституционной комиссии О.Г. Румянцева и эксперта

Конституционной комиссии В.И. Лафитского по­явился документ, в котором

давалась негативная политико-правовая оценка президентского варианта

конституции. В частности, в нем утверждалось, что в указанном проекте

"президент не только выво­дится за рамки системы трех властей -

законодательной, исполни­тельной и судебной, - но и ставится над ними, что

присуща, глав­ным образом, для авторитарных и весьма далеких от демократии

форм правления". При этом особо подчеркивалось, что "наличие оснований для

роспуска Парламента определяется Президентом бесконтрольно" и что "при

подобной конструкции Парламент превращается в безвольный и фактически

безвластный орган".

- 11 -

Именно этим объясняется, почему в Постановлении Конституци­онной комиссии "О

проекте Конституции (Основного закона) Российс­кой Федерации, направленном

Президентом Российской Федерации в Конституционную комиссию 6 мая 1993

года" от 7 мая 1993 г. факти­чески отклонялся президентский вариант

конституции, ибо, как было сказано в нем, его "отдельные положения...

существенно ограничи­вают экономические, политические и гражданские права

человека и гражданина, нарушают принцип разделения властей". Тем самым была

устранена почва для достижения компромисса между властями по про­екту новой

конституции России.

Конституционное совещание, созванное Президентом, продолжало работу над

проектом Основного закона государства вне всяких кон­тактов с Конституционной

комиссией и Верховным Советом Российской Федерации. Крайне обострившийся

внутриполитический кризис в стра­не в результате открытого противостояния

властей вынудил Прези­дента своим Указом от 21 сентября 1993 г. распустить

Съезд народ­ных депутатов и Верховный Совет РФ. Съезд народных депутатов

от­казался сложить свои полномочия. В своем Постановлении "О полити­ческом

положении в Российской Федерации в связи с государственным переворотом" от

24 сентября 1993 г. он квалифицировал действия Президента как попрание

Конституции, совершение государственного переворота и установление режима

личной власти. При этом съезд заявил, что "действия граждан по защите

конституционных органов власти, преодолению последствий государственного

переворота рас­цениваются как исполнение общественного и государственного

дол­га".

После кровавых событий 3 - 4 октября и стабилизации внутри­политической

обстановки в стране работа над проектом Основного

- 12 -

закона вступает в завершающую стадию. В связи с этим Президент своими

распоряжениями от 11 октября 1993 г. утверждает положения о Государственной

и Общественной палатах Конституционного совеща­ния.

На Государственную палату была возложена обязанность по вы­работке

предложений по изменениям и дополнениям к проекту Консти­туции Российской

Федерации и рассмотрение рекомендаций по полити­ческим, социальным и

экономическим вопросам. Общественная палата Конституционного совещания

призвана была обеспечить участие об­щественных объединений в

конституционном процессе. Являясь орга­низационной формой их

взаимодействия с федеральными органами власти Российской Федерации, в

рамках которой осуществлялись "не­обходимые политические консультации по

широкому кругу социаль­но-политических вопросов", она также вырабатывала

предложения по изменениям и дополнениям к проекту Конституции Российской

Федера­ции и рассматривала рекомендации по политическим, социальным и

экономическим проблемам.

На совместных заседаниях Государственной и Общественной па­лат,

созывавшихся Президентом РФ, были согласованы окончательные варианты разделов

и глав Конституции Российской Федерации, уточ­нены редакции соответствующих

конституционных положений. Как ви­дим, разработка Конституции Российской

Федерации носила весьма специфический характер и осуществлялась не на

уровне законода­тельных органов государства, а по инициативе и при

содействии Президента РФ.

Другой особенностью Конституции Российской Федерации являет­ся порядок ее

принятия. По ее проекту было проведено всенародное голосование. Причем

решение о его проведении было оформлено Ука-

- 13 -

зом Президента от 15 октября 1993 г. И это понятно, ибо законода­тельные

органы были распущены, а новые еще не сформированы. да и создавать их было

преждевременно, ибо не была еще принята Консти­туция, которая

предусматривала образование совершенно нового представительного и

законодательного органа Российской Федерации - Федерального Собрания.

В соответствии с Указом Президента от 12 декабря 1993 г. бы­ло проведено

всенародное голосование по проекту Конституции Рос­сийской Федерации.

Голосование проводилось на основе Положения о всенародном голосовании,

содержащего принципы, порядок проведения референдума, методику подсчета

голосов и определения результатов всенародного голосования.

К числу особенностей Конституции Российской Федерации следу­ет отнести и то,

что она принималась одновременно с выборами де­путатов Совета Федерации и

Государственной Думы - палат Федераль­ного Собрания. Причем, их избрание

осуществлялось не на основе Конституции, ибо она еще не была принята, а в

соответствии с Ука­зом Президента от 1 октября 1993 г. утвердившего

"Положение о вы­борах депутатов Государственной Думы в 1993 году" и на основе

его же Указа от 11 октября 1993 г. "О выборах в Совет Федерации Феде­рального

Собрания Российской Федерации".

Характерной особенностью Конституции Российской Федерации 1993 г. является

специфика формы правления, которую она закрепля­ет. Ограничиваясь лишь

указанием на то, что Российская Федерация - есть "демократическое

федеративное правовое государство с рес­публиканской формой правления"

(статья 1) она обходит молчанием вопрос о разнородности Российской

республики. То, что Российская Федерация не является парламентарной

республикой - это настолько

- 14 -

очевидно, что не нуждается в каком-либо доказательстве. Но и наз­вать ее

президентской в собственном смысле нельзя, ибо президент наделен такими

полномочиями, которые не вписываются в классичес­кую модель президентской

формы правления. Это прежде всего подт­верждается следующими правовыми

аргументами.

1. В президентской республике президент является главой ис­полнительной

власти. В качестве классического примера возьмем Конституцию США. В ней,

в частности, провозглашается, что "испол­нительная власть предоставляется

Президенту Соединенных Штатов Америки" (раздел 1 статьи 11). Как же дело

обстоит в Конституции РФ? Согласно статьи 110 Российской Конституции,

"исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство

Российской Федерации". Стало быть, Президент РФ выведен Конституцией за

пре­делы исполнительной власти. Но вместе с тем он оказывает мощное

воздействие на нее, ибо "председатель Правительства Российской Федерации

назначается Президентом Российской Федерации с согла­сия Государственной

Думы" (статья 111). Кроме того, Председатель Правительства определяет

основные направления его деятельности не только руководствуясь Конституцией,

федеральными законами, но и указами Президента (статья 113).

Особое положение Президента Российской Федерации в системе властных

структур государства, которое делает его более могущест­венной фигурой, чем

президента при президентской форме правления, находит свое концентрированное

выражение в п. 3 статьи 80, сог­ласно которой, президент Российской

Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики

государства".

И наконец, особенностью Конституции РФ 1993 г. является ее отношение к

федеративному устройству России. Она придает статус

- 15 -

субъектов Российской Федерации не только национально-государс­твенным

образованиям, но и обычным административно-территориаль­ным единицам

(включая Москву и Санкт-Петербург). Такое Конститу­ционное решение проблемы

федеративного устройства России выходит за рамки традиционного понимания

федерализации государства и миро­вой практики. В мировом сообществе федерации

основываются либо на межнациональных отношениях, являясь их государственно

правовым вы­ражением и воплощением (Индия, Бельгия) либо на отношениях,

ли­шенных национального содержания (США, ФРГ, Бразилия). Этим пола­гается и

различие в их функциональном назначении. В Конституции РФ совмещается сугубо

территориальный и национальный принципы построения федеративной

организации государства. При этом декла­рируется равноправие политических

образований и административ­но-территориальных единиц.

- 16 -

4.ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ

Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях. Можно выделить три ее

функции: политическую, правовую и гуманистичес­кую.

Политическая функция Конституции РФ заключается прежде всего в признании и

закреплении политического многообразия, многопар­тийности, идеологического

плюрализма. Предоставляя политическим силам равные возможности в борьбе

за государственную власть, конституция только запрещает действия,

направленные на насильст­венное изменение основ конституционного строя,

подрыв безопаснос­ти государства, создание вооруженных формирований,

разжигание со­циальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Конституция не допускает вмешательства общественных объеди­нений в

деятельность органов государства и тем более создание по­литических

организаций в их структурных подразделениях. В свою очередь и

государственные органы не должны вмешиваться в деятель­ность общественных

формирований.

Следующая функция Конституции РФ - правовая. Она заключается в том, что

Конституция выступает ядром правовой системы общества, учреждает

основополагающие правовые положения, являющиеся исход­ными и определяющими

для различных отраслей права. Конституция как бы стягивает действующее

законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный

характер. Обладая высшей юри­дической силой, она обеспечивает упорядочение и

надлежащее право­вое регулирование общественных отношений с помощью системы

взаи-

- 17 -

мосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государс­тва. А в

основе их реализации лежат такие краеугольные положения конституции как

государственный суверенитет, права и свободы че­ловека и гражданина,

верховенство законов, принцип разделения властей на законодательную,

исполнительную и судебную и т.д.

Целевое назначение Конституции Российской Федерации выража-

ется и в ее гуманистической функции. Она состоит в том, что в Конституции

воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы,

характерные для цивилизованного общества, объяв­ляются составной частью

правовой системы государства общепризнан­ные принципы и нормы международного

права и международные догово­ры Российской Федерации, провозглашается, что

человек, его судьба являются высшей ценностью. При этом конституция

возлагает на го­сударство обязанность обеспечения его достойного и

цивилизованно­го существования.

- 18 -

5.ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ

Юридические свойства - это правовые признаки конституции как основном закона

государства. Рассмотрим, какими свойствами она обладает.

1. Прежде всем следует подчеркнуть, что Конституция Российс­кой Федерации

представляет собой нормативно-правовой акт. Как и всякий подобный акт она

обладает его характеристиками. Это прежде всего содержащиеся в ней нормы

права, которые носят общеобяза­тельный характер. Как и любой иной

нормативно-правовой акт конс­титуция характеризуется неконкретностью

адресата. Ее нормы дейс­твуют независимо от их исполнения. Причем их

действие обеспечива­ется принудительной силой государства.

2. Конституция как Основной закон государства базируется на государственной

воле общества. Именно указанной воле она обязана своим возникновением и

существованием. Об этом свидетельствуют результаты всенародном голосования

по ее проекту, состоявшегося 12 декабря 1993 г. Поэтому Конституцию РФ

можно рассматривать как правовую форму выражения и закрепления

общеобязательной воли мно­гонациональном народа Российской Федерации.

3. Конституция РФ 1993 г. обладает юридическим верховенс­твом. Это

означает, что ей присуща высшая юридическая сила по от­ношению ко всем иным

нормативно-правовым актам, включая и законы. Все они должны соответствовать

Конституции. Верховенство Консти­туции закрепляется в статье 4 Основного

закона РФ.

4.Конституция является базой текущего законодательства, слу­жит источником

его норм. Текущее законодательство не наполняет конституционные нормы

новым содержанием и не развивает их, а лишь

- 19 -

конкретизирует основополагающие положения конституции в соответс­твующей

сфере правовой жизни общества. Оно детализирует конститу­ционные нормы, но в

рамках их специфического содержания. Иначе творя, оно не должно выводить

свои предписания за границы консти­туционных норм. Дух и буква последних

должна пронизывать их смысл и правовую значимость.

Обладая абстрактным содержанием, Конституция РФ связывает реализацию своих

норм с действием соответствующих законов, прини­маемых в обычном порядке.

Например, ст. 6 Конституции РФ связыва­ет приобретение и прекращение

гражданства Российской Федерации со специальным федеральным законом, ч. 3

ст. 11 увязывает процесс разграничения предметов ведения и полномочий

между федеральными органами государственной власти и органами государственной

власти субъектов Российской Федерации не только с конституционными

поло­жениями, но и Федеративным и иными договорами о разграничении

предметов ведения и полномочий, ст. 51 предусматривает, что граж­данин РФ

несет военную службу в соответствии с федеральным зако­ном и т.д.

5. Конституцию характеризует также особый порядок принятия и изменения.

Впервые в истории Российской Федерации ее Конституция была принята в

результате всенародного голосования. Особый поря­док изменения Российской

Конституции состоит в том, что для при­нятия закона, вносящею изменение или

дополнение, требуетса не ме­нее 2/3 голосов от общем числа депутатов в

каждой из палат Феде­рального Собрания - Совета Федерации и Государственной

Думы. Для принятия же обычных законов достаточно простого большинства от

общего числа депутатов парламента.

- 20 -

С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы

1.Конституция РФ

2.Коваленко А.И.Основы конституционного права РФ М.1994 3.Верховенство права

М.1992

4.Фридмен Л.Введение в американское право М.1993 5.Конституционное право

зарубежных стран М.1993 6.Политология Словарь-справочник М.1993

7.Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира М.1993 8.Саидов А.Х.

Сравнительное правоведение и юридическая геог­рафия мира М.1994

9.Чиркин В.Е. Элемены сравнительного правоведения М.1994



(C) 2009