Научная Петербургская Академия

Курсовая: Избирательный процесс и проблемы реализации избирательных прав граждан

Курсовая: Избирательный процесс и проблемы реализации избирательных прав граждан

Курсовая работа

По дисциплине: Конституционное право Российской Федерации

На тему: “Избирательный процесс и проблемы реализации

избирательных прав граждан”

Выполнил:

1999 г.

ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ

В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации носителем

суверенитета и единственным источником власти в РФ признается

многонациональный народ. Это положение имеет принципиальное значение для

закрепления демократических принципов государственности в РФ. В Основном

законе (ч.1,ст.32) определяются две формы народовластия: непосредственное

(прямое) осуществление власти народом (референдум и свободные выборы) и

осуществление власти через органы государственной власти и органы местного

самоуправления. Устанавливается наивысший авторитет решений, принятых на

референдуме, и в результате свободных выборов (ч.3,ст.3). Непосредственное

осуществление власти народа является высшим выражением народовластия. В то же

время каждодневное осуществление государственной власти требует образования

постоянно действующих органов государственной власти и органов местного

самоуправления. Будучи сформированными демократическим образом и находясь под

контролем населения, эти органы являются важнейшим механизмом осуществления

народовластия.

Конституция закрепляет принцип всеобщего, периодичного, равного и прямого

избирательного права при тайном голосовании. В то же время Конституция не

единственный акт в этой области права. Всеобщая декларация прав человека (п.

3 ст. 21) гласит: "Воля народа должна быть основой власти правительства; эта

воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных

выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном

праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм,

обеспечивающих свободу голосования". Международный пакт о гражданских и

политических правах (ст. 25) провозглашает для каждого гражданина право

"голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых

на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и

обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей". Эти демократические

принципы нашли выражение в Федеральных Законах “Об основных гарантиях

избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ”, “О

референдуме РФ”, “О выборах Президента РФ”, “О выборах депутатов

Государственной Думы Федерального Собрания РФ”, “Об общих принципах

организации законодательных (представительных) и исполнительных органов

государственной власти субъектов РФ”, “Об общих принципах организации

местного самоуправления в РФ”, в Конституциях (Уставах) и законах субъектов

РФ, Указах Президента РФ, постановлениях Конституционного суда и ЦИК РФ и др.

Если в ранее действовавшей Конституции были закреплены основы избирательной

системы России, то в ныне действующей они отсутствуют и переданы для

регулирования нормативными актами более низкого уровня. В ряде стран

(Франция, Алжир и др.) нормы избирательного права регулируются специальным

Избирательным Кодексом. Надо отметить, что избирательная система Российской

Федерации крайне не стабильна, практически к каждым выборам принимаются новые

редакции нормативных актов, что вводит некоторую временную неразбериху и

сумятицу. Хотя, видимо, это неизбежно при становлении новой Российской

демократии.

Чтобы понять суть избирательного права в РФ, необходимо подробнее остановиться

на его принципах. Равное избирательное право обеспечивается тем, что

каждому избирателю принадлежит только один голос и все избиратели участвуют в

выборах на равных основаниях (этот вопрос будет затронут при рассмотрении

избирательных округов). Тайное голосование призвано ограничить чьё либо

влияние на свободное волеизъявление гражданина. Прямое избирательное право

, характерное для нашей демократии, означает то, что за кандидата или список

кандидатов, избиратели по данному избирательному округу голосуют

непосредственно сами без участия посредников. Этот избирательный метод не

единственный. В избирательном праве других государств существуют и иные способы

волеизъявления граждан, например президент избирается не прямыми выборами

граждан, а общенациональным представительным органом или коллегией выборщиков

(США, ФРГ, Италия и некоторые другие страны). Прямое избирательное право,

вероятно, обеспечивает поддержку большей части населения и более широкие

полномочия (полномочия президента в России, например).

Продекларированные в ст. 3 Конституции РФ свободные выборы предполагают также

добровольность участия в них гражданина. Никто не вправе оказывать

воздействие на гражданина с

целью принудить его к участию или неучас

тию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Гражданин России,

проживающий за ее пределами,

обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и кон

сульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать со

действие гражданину России в реализации избиратель

ных прав, установленных законодательством. В данной норме законодателями (в

благих побуждениях) избирательное право РФ распространено на субъектов,

имеющих двойное гражданство (российское, израильское, греческое и др.).

Получается, что люди, являющиеся гражданами других стран и не лишенные

гражданства России, уравнены в избирательных (активных) правах с гражданами

РФ. Притом, что их гражданство можно поставить под сомнение, ведь

гражданство, по смыслу, предполагает устойчивую связь с государством,

взаимные обязанности и права. Впрочем, попытки предотвращения такой ситуации

предприняты в федеральном законе “о выборах в Государственную Думу

Федерального Собрания РФ”.

Законодательство определяет право избирать как активное, право быть

избранным, как пассивное. Гражданин России, достигший 18 лет, вправе

изб

ирать (ст.60 Конституции), а по достижении возраста, установленного

Конституцией

Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными

нормативными правовыми актами законодательных (представительных)

органов государственной власти субъектов РФ, -

быть избранным в органы государственной власти и

местного самоуправления. При этом кандидат должен обладать определенными

профессиональными и моральными достоинствами, признанными избирателями.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избран

ным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхожде

ния, имущественного и должностного положения, места жительства,

отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным

объединениям или любого другого дискриминирующего признака.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом

недееспособными, а так же граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по

вступившему в силу приговору суда.

В законодательстве определено, что ограничения активного избирательного

права, связанные с проживанием гражданина на определенной территории РФ,

могут быть установлены только исключительно законами РФ и не могут содержать

требования о сроках проживания. Законами Российской Федерации, субъектов

РФ могут устанавливаться дополнительные условия

приобретения гражданином пассивного избира

тельного права, связанные с достижением им определенного возраста, а

Конституцией РФ и ограничения на проживание на территории РФ (например,

постоянное проживание в Российской Федерации не менее 10 лет - в отношении

кандидата на должность Президента Российской Федерации (статья 81, ч.2)). В

то же время, не предусматривается ограничение каких-либо сроков проживания на

определенной территории в других нормативных актах (п.5, ст.4 Закона РФ “Об

основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан РФ”). Хотя, вероятно, это нарушает принцип самоопределения субъектов

Российской Федерации. В этой связи показательно разделение мнений при

рассмотрении в Конституционном Суде РФ (24.06.1997г.) вопроса о соответствии

Конституции РФ положений Конституции Республики Хакасия об установлении

обязательного срока проживания в республике для кандидата в депутаты

Верховного Совета и положений Конституции Республики Башкортостан, закона

Республики Башкортостан “о выборах Президента Республики Башкортостан”,

устанавливавших дополнительные возрастные, языковые и др. ограничения для

кандидатов (27.04.98г.).

Законодательством уста

навливается минимальный возраст кандидата при выборах в законодательные

(представительные) органы го

сударственной власти и в органы местного самоуправления – 21 год и 30 лет - при

выборах главы исполнительной власти (Пре

зидента) субъекта РФ. Президентом Российской Федерации может быть избран

гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской

Федерации не менее 10 лет. Как видно, ценз оседлости распространяется только

на Президента РФ. Аналогичное право не предоставляется для решения

законодательных (представительных) органов субъектов РФ. Установление

максимального возраста, по закону, не допустимо. Видимо это так же неудачное

добавление, принимая во внимание развитие нашей страны с Брежневского по

настоящий период. Кроме того, опять возникает ситуация, когда положения

Конституций (Уставов) субъектов РФ ставятся в зависимость от федеральных

законов, даже не имеющих статус конституционных (имеется ввиду пассивное

избирательное право на выборах руководителей субъектов Федерации).

Заслуживает интереса факт внесения законодателями (ФЗ от 30.03.99г.) пункта

об участии иностранных граждан, постоянно проживающих в муниципальных

образованиях, в выборах в органы местного самоуправления на тех же условиях,

что и граждане РФ (активное и пассивное право). Неясен, правда, статус такого

избранника, да и “постоянное проживание”, применительно к иностранным

гражданам, можно трактовать двояко. Местное самоуправление, конечно, не

государственная власть, но тем не менее.

Принимая решение использовать свое пассивное избирательное право, гражданин

принимает на себя определенные обязанности и запреты. Законодательством

Российской Федерации и субъектов РФ предусмотрены ограничения связанные со

статусом депутата, народного избранника. Это невозможность находиться на

государственной или муниципальной службе, входить в состав органа управления

акционерного общества или иной коммерческой организации, заниматься

предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме

преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Надо отметить, что в ныне действующей избирательной системе практически

отсутствуют механизмы контроля депутатов в процессе их деятельности со

стороны избирателей. Нет механизма отчетов перед населением и практической

возможности отзыва депутатов не оправдавших ожидания избирателей. Таким

образом, реальная возможность граждан влиять на формирование политики

государства ограничена во многом только периодом выборов.

Избирательный процесс, основной элемент избирательной системы. Включает в

себя: назначение выборов, регистрацию избирателей, организацию избирательных

округов (участков, пунктов), выдвижение кандидатов, проведение голосования,

определение результатов выборов и получение мандатов (вступление в должность)

и т.п.

НАЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ

Рассмотрим вопросы назначения выборов на государственные выборные должности

категории “А” (ст.1 ФЗ “Об основах государственной службы Российской

Федерации”).

Срок полномочий Президента России определен Конституцией РФ в четыре

года. По истечении этого срока проводятся новые выборы. Согласно ст. 102

назначение выборов Президента относится к ведению Совета Федерации Федерального

Собрания. Ввиду важности обеспечения непрерывности деятельности Президента и

своевременного (в установленные сроки) проведения его выборов, федеральный

закон “о выборах Президента Российской Федерации” подробным образом регулирует

процедуру назначения выборов. Днем выборов является первое воскресенье после

истечения конституционного срока, на который был избран Президент Российской

Федерации. Таким образом, Совет Федерации назначает выборы не произвольно, а на

определенное число. Исчисление конституционного срока, на который был избран

Президент РФ, начинается со дня его избрания. Срок со дня назначения выборов до

дня выборов должен быть не менее четырех месяцев. Если же Совет Федерации не

назначит выборы Президента в указанный срок, они проводятся Центральной

избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца,

следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента.

Особый порядок назначения выборов Президента применяется при досрочном

прекращении его полномочий в случаях, предусмотренных ст. 92 Конституции

Российской Федерации. Совет Федерации назначает досрочные выборы Президента на

первое воскресенье перед истечением трех месяцев с момента досрочного

прекращения исполнения полномочий Президентом. В этом случае сроки

избирательных действий, установленные настоящим Федеральным законом,

сокращаются на четверть.

Если Совет Федерации, приняв решение об отрешении Президента от должности, не

назначит выборы Президента, они проводятся Центральной избирательной

комиссией Российской Федерации в последнее воскресенье перед истечением трех

месяцев со дня отрешения Президента от должности. Постановление Совета

Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о назначении дня выборов

Президента Российской Федерации должно быть официально опубликовано в

средствах массовой информации.

В случае, если выборы Президента Российской Федерации признаны

несостоявшимися, недействительными или если при общих выборах либо при

повторном голосовании ни один кандидат не был избран Президентом Российской

Федерации, Совет Федерации назначает повторные выборы Президента (ст. 57).

Назначение выборов в Государственную Думу предусмотрено полномочиями

Президента РФ (ст.84) и обусловлено его ролью главы государства и

необходимостью обеспечивать непрерывность функционирования государственной

власти. Президент назначает выборы Государственной Думы в соответствии с

Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. Периодичные,

проводимые в соответствии с Конституцией РФ (ст.96) один раз в четыре года,

выборы депутатов Государственной Думы являются обязательными. Решение о

назначении выборов должно быть принято не ранее чем за пять месяцев и не

позднее чем за четыре месяца до дня голосования (первое воскресенье после дня,

когда истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная

Дума прежнего созыва). В случае, если Президент не назначит выборы депутатов

Государственной Думы в установленный срок, выборы депутатов проводятся

Центральной избирательной комиссией в первое или во второе воскресенье месяца,

следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Государственной Думы.

При возможном досрочном роспуске Государственной Думы, в случаях

трехкратного отклонения представленных Президентом кандидатур Председателя

Правительства, повторного выражения недоверия Правительству в течении трех

месяцев или отказа в доверии при соответствующем запросе Председателя

Правительства, но не позднее, чем за 65 дней до истечения срока полномочий в

порядке, предусмотренном Конституцией РФ, Президент одновременно назначает

досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Выборы, в этом

случае, должны быть назначены не позднее, чем через 14 дней со дня прекращения

полномочий. Голосование должно быть проведено не позднее, чем через 180 дней и

не ранее 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов.

Думается, излишне было вводить конституционную норму трёхкратного отклонения

кандидатуры Председателя Правительства, когда всё равно в результате

длительной политической тряски всей страны - кандидатура утверждается, а Дума

распускается. Абсурдным выглядит выход из ситуации, возникающей после

обращения Председателя правительства с запросом о доверии. В этом случае

полномочия Президента представляются завышенными.

Если Президент не назначит выборы при досрочном прекращении исполнения своих

полномочий депутатами, а также при его отсутствии, выборы проводятся не

позднее, чем через 180 дней со дня досрочного прекращения полномочий. Днем

голосования, в этом случае, является последнее воскресенье перед днем, когда

истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы.

Принятое решение должно быть опубликовано в средствах массовой информации (в

случае принятия Президентом - в течении 5 дней, ЦИК РФ – 7 дней).

При досрочном прекращении полномочий депутатов Государственной Думы, сроки

осуществления избирательных действий сокращаются на четверть. Если

воскресенье, на которое должны быть назначены выборы, совпадает с

предпраздничным или праздничным днем, либо со днем, следующим после

праздничного дня (характерно для России), выборы назначаются на следующее

воскресенье.

СОСТАВЛЕНИе СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ и проблемы

реализации прав граждан

Конкретные правомочия, вытекающие из права быть избирателем, означают

возможность быть внесенным в список избирателей.

В соответствии с законодательством в избирательные списки включаются все

граждане РФ

, обладающие на день голосования активным избирательным

правом. Федеральным законом “о выборах депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания РФ” определены основания для включения гражданина в

список избирателей.

1. Факт его постоянного или преимущественного проживания на территории

избирательного участка, установленный органами регистрационного учета в

соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права

граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в

пределах Российской Федерации.

Списки избирателей составляются избирательными комиссиями отдельно по каждому

избирательному участку по форме, установленной ЦИК РФ, с момента назначения

дня выборов, но не позднее чем за 26 дней до дня голосования на основании

сведений, представляемых главой муниципального, командиром воинской части, а

также руководителем учреждения временного пребывания. Сведения об избирателях

уточняются ежегодно по состоянию на 1 января и 1 июля.

Очевидно, что привязка избирательного права к месту жительства (пребывания)

не совершенна. Так как, ч.2 ст.19 Конституции РФ предполагает равенство прав

и свобод, независимо от различных обстоятельств, в том числе места

жительства. Существует проблема в реализации избирательного права беженцами,

вынужденными переселенцами, лицами без определенного места жительства и т.п.

2. Основанием для включения в список избирателей военнослужащих, находящихся

в воинской части, членов семей и других лиц, проживающих в пределах

расположения воинской части, является факт их постоянного или

преимущественного проживания в пределах расположения воинской части,

подтвержденный регистрационной службой или приказом командира части о

зачислении в списки части.

3. Основанием для включения в список избирателей граждан, проживающих за

пределами территории РФ или находящихся в длительных заграничных

командировках, является факт их постоянного или преимущественного проживания

за пределами территории Российской Федерации, а также факт пребывания в

длительных заграничных командировках, который устанавливается

дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской

Федерации.

4. Включение в список избирателей граждан находящиеся в день голосования в

больницах, санаториях, домах отдыха и других местах временного пребывания,

происходит на основании паспорта или заменяющего его документа и

открепительного удостоверения.

5. Вынужденные переселенцы, граждане РФ, признанные вынужденными

переселенцами официально, либо обратившиеся в миграционную службу включаются

в список избирателей по месту их временного проживания на основании паспорта

или заменяющего его документа, а также соответствующих документов, выданных

миграционной службой.

6. Граждане РФ, находящиеся в иностранных государствах по частным

приглашениям, в служебных, деловых и туристических поездках, включаются в

список избирателей при их явке в помещение участковой избирательной комиссии

на основании паспорта или заменяющего его документа и открепительного

удостоверения.

7. Граждане, по какой-либо причине не включенные в списки избирателей

дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в день

голосования на основании паспорта или заменяющего его документа, а при

необходимости и документов, подтверждающих постоянное или преимущественное

проживание избирателя на территории данного избирательного участка.

Учитывая, что практически списки избирателей составляются по данным

регистрационных (паспортных) отделов при МВД, а это всё же, охранно-

принудительная структура, и тесно связаны с необходимостью регистрации

граждан их передвижений, вряд ли можно говорить о демократичности такого

способа.

Включение гражданина в избирательные списки на нескольких избирательных

участках не допускается. Список избирателей составляется в двух экземплярах.

В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет

- дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или

преимущественного проживания. Первый экземпляр списка избирателей поступает в

соответствующую участковую избирательную комиссию за 25 дней до дня

голосования, а второй экземпляр хранится в территориальной избирательной

комиссии. Список избирателей подписывается председателем и секретарем

территориальной избирательной комиссии, заверяется печатью.

Исключение из списка избирателей производится только на основании официальных

документов или в случае выдачи открепительного удостоверения. После окончания

голосования и вплоть до подведения итогов списки избирателей не изменяются.

Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления и

дополнительного уточнения

не позднее, чем за 20 дней до дня голосования. Каждый гражданин, обладающий

избира

тельным правом, вправе заявить в участковую избирательную комис

сию о не включении его в список избирателей, а также о любой ошиб

ке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день

голосования – 2 часов (но не позднее времени окончания голосования) участ

ковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо

устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложе

нием мотивов отклонения заявления. Решение участковой избиратель

ной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную

комиссию или в суд,

которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день

выборов - немедленно.

ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ

Существующие избирательные системы мира, точнее, системы распределения мест

после установления результатов голосования, подразделяются на пропорциональные

и мажоритарные. Часто элементы этих систем тесно переплетаются, называются

смешанными. При мажоритарной (от фр.majoritee-большинство) системе

избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов по

избирательному округу.

Пропорциональная система представительства предполагает распределение

мандатов в соответствии с количеством полученных голосов. Создаются большие

избирательные округа, в которых каждая партия выдвигает свой список кандидатов,

а избиратель подает голос за список соответствующей партии (объединения,

блока). Для определения результатов голосования устанавливается минимум

голосов, необходимый для получения депутатского мандата (5% на выборах в

Государственную Думу). В соответствии с системами представительства образуются

избирательные округа, вопросы соотношения этих систем будут рассмотрены в

работе ниже.

Общие правила образования избирательных округов изложены в федеральном законе

“Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме

граждан РФ”, в соответствии с которым для проведения выборов образуются

избирательные округа. Они создаются на

основании данных, предоставляемых исполнительными органами госу

дарственной власти, органами местного самоуправления или командирами

войсковых частей, не позднее 5 дней до дня назначения голосования. Границы

избирательных округов, номер и центр каждого, а также число избирателей в

избирательном

округе определяются в схеме соответствующей избирательной комиссией не

позднее, чем за 70 дней до дня голосования и ут

верждаются представительным органом не позднее,

чем за 60 дней.

Для проведении выборов в Российской Федерации избирательные

округа должны образовываться при соблюдении следующих требований:

-

-

-

-

-

- примерное равенство избирательных округов по числу избирате

- лей с допустимым отклонением от средней нормы представительства

- избирателей не более 10%, а в труднодоступных и отдален

- ных местностях - не более 15%;

- при образовании многомандатных округов – примерное равенство на

депутатский мандат (но не более 10% от средней нормы представительства

умноженной на количество депутатских мандатов на данный округ, 15 в

труднодоступных). Число депутатских мандатов в таком округе не может

превышать пяти. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей

устанавливается законом субъекта РФ, вступившим в силу до дня опубликования

решения о назначении выборов (ФЗ-55,от30.03.99). Данные нормы

представительства могут не применяться, если федеральным законом

устанавливается обязательность образования не менее одного избирательного

участка в каждом субъекте РФ (такое указание имеется в федеральном законе “о

выборах депутатов в Государственную Думу.”);

- при образовании избирательных округов на территории компактного

проживания коренных малочисленных народов отклонение от нормы

представительства может составлять 30%;

- учитывается административно-территориальное устройство субъекта РФ.

- избирательный округ составляет единую территорию: не допус

- кается создание избирательного округа из не граничащих между со

- бой территорий, за исключением случаев, установленных законами РФ

или субъекта РФ.

- не допускается образование одномандатного избирательного округа из

территорий двух и более субъектов Российской Федерации (за исключением

вхождения одного субъекта в другой);

Так, в соответствии с Конституцией РФ и ст.12 федерального закона “о выборах

депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ”, из 450 депутатов -

225 избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один

депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на

одномандатный избирательный округ (как выше упоминалось за исключением

субъектов). Образуются 225 одномандатных избирательных округов (на основании

представленных в ЦИК РФ данных о числе избирателей). Вторые, 225 депутатов,

избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу

голосов, поданных за федеральные списки кандидатов выдвинутых избирательными

объединениями, блоками.

Федеральный избирательный округ включает в себя всю территорию Российской

Федерации. Граждане обладающие избирательными правами, приписанные в

соответствии законодательством к одномандатным избирательным округам,

считаются также приписанными к федеральному избирательному округу.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации разрабатывает схему

образования одномандатных избирательных округов и не позднее, чем за 200 дней

до дня истечения конституционного срока, на который была избрана

Государственная Дума действующего созыва, представляет на её рассмотрение. В

схеме указываются: 1. название каждого одномандатного избирательного округа и

его номер; 2. перечень входящих в каждый одномандатный избирательный округ

административно - территориальных единиц или муниципальных образований

городского, районного, либо соответствующего уровней. В случае, если на

территории субъекта РФ образован один одномандатный избирательный округ,

перечень административно - территориальных единиц не включается; 3. центр

каждого избирательного округа; 4. число избирателей; 5. число избирателей,

приписанных к соответствующим одномандатным избирательным округам, с

указанием иностранных государств, в которых проживают эти избиратели.

Эта схема утверждается федеральным законом, который публикуется не позднее

чем за 100 дней до дня голосования. В противном случае закрепляется старая

схема, применяемая при прошлых выборах.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей

образуются избирательные участки. Избирательные участки образуются главой

местной администра

ции по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями

с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных

удобств для избирателей, из расчета не более 3 000 избирателей на

каждом участке и не позднее, чем за 45 дней до дня выборов. Грани

цы избирательных участков не должны пересекать границ избиратель

ных округов (подробнее работа избирательных комиссий и участков будет

рассматриваться ниже).

В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах вре

менного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных

районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на

полярных станциях могут образовываться избирательные участки в

тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее, чем за пять

дней до дня выборов.

Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках.

Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации,

приписываются к одномандатным избирательным округам, образованным на

территории Российской Федерации. Данные о числе избирателей,

зарегистрированных за пределами территории Российской Федерации,

представляются в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации

Министерством иностранных дел Российской Федерации. Число избирателей

одномандатного избирательного округа, к которому приписываются избиратели,

проживающие за пределами территории Российской Федерации, должно быть меньше

единой нормы представительства избирателей.

Проблемы в образовании избирательных округов достаточно серьезны. Речь вполне

может идти о неравенстве отданных голосов избирателей за депутатский мандат в

разных субъектах РФ. Так сказать, разная цена голоса. В соответствии с нормой

ст.12 федерального закона “о выборах депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания РФ” на территории субъекта РФ должно быть образовано не

менее одного избирательного округа, но количество избирателей может быть ниже

нормы или, что еще серьезнее, больше нормы, но не дотягивает до образования

еще одного округа. Так, во время выборов депутатов в Государственную Думу в

1995 году 24 субъекта РФ имели количество избирателей меньше единой нормы. В

том числе, 7 округов менее 100 тысяч человек, при единой норме в 466 тысяч. В

то же время, в других округах (Томской области- 709944 избирателя, в

Курганской области - 764856 избирателей, а в Республике Коми - 768404

избирателя). Нетрудно посчитать, что "цена голоса" избирателя в Томской

области в 57 раз "дешевле" "цены голоса" избирателя в Эвенкийском автономном

округе (12364 избирателя). Эта проблема была затронута (но не решена)

Конституционным Судом РФ 17.11.98г. в постановлении № 26-П.

Учитывая вышеизложенное, есть основания полагать, что возможно имеется

несоответствие существующей системы распределения избирательных округов

равенству конституционных прав граждан. Даже учитывая необходимость равенства

прав (применительно к выборам в Государственную Думу) субъектов РФ, которые

на равных участвуют в верхней палате Федерального Собрания вне зависимости от

численности населения. При формировании же нижней палаты, думается, должен

работать принцип именно “единой нормы” представительства. Без каких либо

оговорок.

ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ

Как уже было замечено выше, выдвижение кандидатов осуществляется

непосредственно избирателями, в порядке самовыдвижения и (или) избирательными

объединениями (блоками).

Право выдвижения кандидата на должность Президента РФ предоставляется

инициативной группе граждан с активными избирательными правами, численностью

в 100 человек. Выдвинуть кандидата на выборы в Государственную Думу по

одномандатному избирательному округу может гражданин РФ, обладающий активным

избирательным правом на территории данного избирательного округа или группа

граждан, предусмотрено право самовыдвижения граждан, достигшие 21 года. Во

время выдвижения кандидата на должность Президента РФ инициативная группа

избирателей обращается в Центральную избирательную комиссию Российской

Федерации с ходатайством в письменном виде о регистрации группы. В нем

указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая

должность (род занятий) и место жительства кандидата, а также фамилии, имена,

отчества, даты рождения, места жительства, номера и серии паспортов

(удостоверений личности, их заменяющих) членов инициативной группы

избирателей. К ходатайству должны быть приложены протокол собрания

инициативной группы избирателей о выдвижении кандидата, назначении

уполномоченных представителей и доверенность, оформленная на них в

установленном законом порядке.

При выборах в Государственную Думу РФ инициатор выдвижения кандидата по

одномандатному избирательному округу в письменной форме уведомляет

соответствующую окружную избирательную комиссию о своей инициативе. В

уведомлении указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, основное место

работы или службы и занимаемая должность, адрес места жительства кандидата, а

также фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и

номер паспорта или заменяющего его документа каждого инициатора выдвижения

кандидата. Одновременно с уведомлением инициатор направляет в соответствующую

окружную избирательную комиссию заявление кандидата о его согласии

баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в

случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата

Государственной Думы. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата

рождения, адрес места жительства, образование, основное место работы или

службы, занимаемая должность. При наличии у кандидата не снятой или не

погашенной судимости указываются номер и наименование статьи. В заявлении

указывается гражданство кандидата или двойное гражданство, если таковое

имеется.

Избирательная комиссия обязана выдать письменное подтверждение получения

представленных документов незамедлительно после их представления.

Период выдвижения кандидатов (списков кандидатов) должен составлять не менее

45 дней при выборах Президента РФ и депутатов Государственной Думы, не менее

30 дней - при выборах в органы государственной власти субъектов РФ, не менее

20 дней - при выборах в органы местного самоуправления.

Выдвижение кандидатов осуществляется также избирательными объединениями и

избирательными блоками после официального опубликования решения о назначении

выборов.

Избирательное объединение - политическое общественное объединение созданное и

зарегистрированное в соответствии с федеральными законами, законами субъектов

РФ на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком

уровне, за год (6 месяцев при досрочном прекращении полномочий).

Избирательные блоки – организации временного или постоянного характера,

наделенные в соответствии с избирательным законодательством правом выдвигать

кандидатов на выборах.

Избирательные объединения и избирательные блоки вправе выдвигать по одному

кандидату в каждом одномандатном избирательном округе и федеральный список

кандидатов.

Список выдвинутых по одномандатным избирательным округам кандидатов должен

содержать наименование и номер избирательного округа, в котором будет

баллотироваться каждый кандидат. Список кандидатов, выдвинутый избирательным

объединением, заверяется подписью руководителя избирательного объединения и

печатью. При выдвижении списка кандидатов от избирательного блока решение о

выдвижении кандидатур от избирательного объединения, вошедшего в

избирательный блок, заверяется подписью руководителя этого избирательного

объединения и печатью, а список кандидатов, выдвинутый избирательным блоком,

- подписями уполномоченных представителей избирательного блока и печатями

избирательных объединений, вошедших в избирательный блок.

Избирательное объединение (блок) вправе выдвигать кандидатами лиц, не

являющихся членами данного избирательного объединения, политических

общественных объединений, вошедших в избирательный блок.

При формировании федерального списка кандидатов избирательным объединением,

кандидатуры выдвигаются тайным голосованием на съезде (конференции) этих

объединений. Так же утверждаются представители, уполномоченные выдвигать

федеральный список от избирательного блока. Решение о выдвижении федерального

списка кандидатов принимается на съезде (конференции) представителей

избирательных объединений. В протоколе решения съезда (конференции)

указывается число зарегистрированных участников съезда, число участников

необходимое для принятия решения, решение о выдвижении кандидатов и итоги

голосования по этому решению, дата.

Федеральный список (может включать до 270 кандидатов) разбивается на

региональный список (по одномандатным округам) и общефедеральный список,

который включает не более 18 кандидатов. Повторение одного и того же

кандидата в нескольких федеральных списках не допускается. В списках

указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное

место работы или службы и занимаемая должность, место жительства каждого

кандидата (полное), принадлежность к объединению (блоку), по желанию.

Вместе со списком в ЦИК РФ представляются: а) нотариально удостоверенная

копия свидетельства о регистрации Министерством юстиции РФ политического

общественного объединения (для избирательных блоков не предусмотрено); б)

нотариально удостоверенная копия действующего устава политического

общественного объединения (для избирательных блоков не предусмотрено); в)

протокол с решением съезда (конференции) избирательного объединения ли блока,

на котором были выдвинуты кандидаты; г) доверенности уполномоченных

представителей избирательного объединения или блока; д) заявления кандидатов

о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с

обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со

статусом депутата. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата

рождения, адрес места жительства, образование, основное место работы или

службы, занимаемая должность, а также, по желанию, принадлежность к

объединению и статус в нем. При наличии не снятой судимости указывается номер

и наименования статьи. В случае двойного гражданства – соответствующие

документы.

Основанием для отказа избирательному объединению, избирательному блоку в

выдаче заверенных копий списков кандидатов могут служить отсутствие, неполный

набор, либо ненадлежащее оформление документов, иные нарушения порядка

выдвижения кандидатов, установленного законодательством. Такое решение может

быть обжаловано в суд.

Избирательная комиссия в трёхдневный срок заверяет списки кандидатов и выдает

их уполномоченному лицу, после чего начинается сбор подписей избирателей в

поддержку выдвинутых кандидатов.

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. В

соответствии с этим принципом законодатели постарались уровнять всех

кандидатов в возможностях. На сегодняшний день имеются десятки нормативных

документов, регламентирующих предвыборную деятельность кандидатов, начиная с

федеральных законов и заканчивая инструкциями центробанка и федеральной

налоговой службы. Но вряд ли можно считать равными в условиях выдвижения

инженера с зарплатой 380 рублей и директора крупного частного предприятия с

годовым доходом 100 тысяч долларов или мэра города.

Кандидаты, замещающие государственные и муниципальные должности, в

соответствии с законодательством, не вправе использовать преимущества своего

должностного или служебного положения. ЦИК РФ в своем постановлении № 27/360-

3, от 21.10.99 подробно разъясняет вопросы применения законодательства в этой

области. Так, для осуществления деятельности способствующей выдвижению или

избранию не допускается: 1.Привлечение лиц, находящихся в подчинении или в

иной служебной зависимости, в служебное время. 2.Использование помещений,

занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления.

3.Использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных

услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений

или органов местного самоуправления. 4.Использование бесплатно или на

льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или

муниципальной собственности (за исключением лиц охраняемых государством).

5.Проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными или

муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет

государственных или муниципальных средств) командировок. 6.Преимущественный

доступ (по сравнению с другими кандидатами, зарегистрированными кандидатами)

к средствам массовой информации в целях проведения сбора подписей или

предвыборной агитации.

Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинутого непосредственно

избирателями, начинается со дня уведомления ими соответствующей окружной

избирательной комиссии. Должны быть собраны подписи не менее 1% избирателей

от общего числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного

округа (при досрочных выборах не менее 0,5%). Для сбора подписей используются

подписные листы, содержащие сведения указанные в заявлении кандидата. Вместо

подписей может вноситься избирательный залог (83,49 тыс. рублей на выборах в

Государственную Думу в 1999г) – денежные средства кандидата, внесенные на

специальный счет избирательной комиссии. Сбор подписей кандидатом, выдвинутым

избирательным объединением (блоком) по одномандатному избирательному округу

аналогичен вышеописанному.

В поддержку федерального списка кандидатов избирательное объединение (блок)

обязано собрать не менее 200 тысяч подписей избирателей, при этом на один

субъект РФ должно приходиться не более 14 тысяч (возможно превышение

указанного количества подписей на 15% с учетом на выбраковку). Вместо

подписей, так же возможно внести залог. Его сумма составляет 2087,25 тыс.

рублей.

В общем виде процедура сбора подписей и проверки подписных листов

урегулирована ст. ст. 31-32 Федерального закона "Об основных гарантиях

избирательных прав граждан и права на участие в референдуме Российской

Федерации". При этом установлено, что избиратель собственноручно заполняет

данные о себе. Указание на необходимость собственноручного внесения

избирателем данных – новшество в этом законе. Это правило возникло с учетом

опыта предыдущих избирательных кампаний, в том числе и федеральных, в ходе

которых нередко фиксировались случаи фальсификации подписей.

Участие органов управления организаций всех форм собственности, учреждений в

сборе подписей не допускается. Запрещается принуждать избирателей ставить

свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме, а также осуществлять

сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы.

Зарегистрированные кандидаты, работающие в средствах массовой информации по

трудовому или гражданско-правовому договору, также не вправе использовать

преимущества своего должностного или служебного положения.

Нарушение перечисленных в законодательстве ограничений может служить

основанием для отказа в регистрации кандидата, федерального списка

кандидатов, отмены регистрации зарегистрированного кандидата, федерального

списка кандидатов.

Кандидаты, зарегистрированные по одномандатному избирательному округу или (и)

в составе федерального списка, находящиеся на государственной или

муниципальной службе, либо работающие в средствах массовой информации по

трудовому или гражданско-правовому договору, должны быть освобождены от

выполнения своих служебных обязанностей на время участия в выборах. Причем,

инициатива такого освобождения должна исходить от кандидата и оформляться

приказом руководителя организации. Заверенная копия приказа представляется в

соответствующую избирательную комиссию не позднее трех дней со дня

регистрации. Освобождение от работы осуществляется путем предоставления

отпуска. Оплата временного отпуска производится по месту работы с

сохранением средней заработной платы, либо избирательной комиссией в качестве

денежной компенсации, в размере установленном федеральным законом (на выборах

в Государственную Думу в 1999г.- 834,9 рублей в месяц). В то же время,

исходя из положений п.2,3ст.48 федерального закона “о выборах депутатов

Государственной Думы.” замещающие государственные должности категории "А",

либо выборные муниципальные должности кандидаты, зарегистрированные по

одномандатному избирательному округу или (и) в составе федерального списка

кандидатов, вправе продолжать выполнение должностных обязанностей. Более

того, ограничения не должны препятствовать выполнению обязанностей перед

избирателями (п.7 ст.48, в отношении выборных должностей). В соответствии с

п.5 ст.48 зарегистрированный кандидат, замещающий государственную должность

категории "А" или выборную муниципальную должность, вправе вести предвыборную

агитацию только в свободное от исполнения должностных обязанностей время.

Фактически, любым лицам, замещающим государственные и муниципальные должности

или являющимся служащим, военнослужащим запрещается проводить агитацию и

распространять любые агитационные материалы используя преимущества

должностного или служебного положения (п.3б ст.52). В этой связи,

примечательно “своевременное” внесение депутатами изменений в федеральный

закон “о статусе члена совета федерации и статусе депутата Государственной

Думы Федерального собрания РФ” (ред. 05.07.99г.). Изменения заключаются в

обязанности органов исполнительной власти субъектов РФ (по округам)

предоставлять депутатам для осуществления депутатских полномочий транспортные

средства, отдельное меблированное охраняемое помещение, компьютеры и

копировально-множительную технику и др.

Для регистрации кандидатов соответствующей избирательной комиссией

необходимо: 1.заявление кандидата о его согласии баллотироваться по данному

избирательному округу; 2.собранные и оформленные установленным федеральным

законом образом подписи или копия платежного поручения о перечислении средств

избирательного залога с отметкой филиала Сберегательного банка РФ о принятии

к исполнению; 3.сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату

(каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности; 4.сведения о

размере и об источниках доходов, в виде копии декларации о доходах

гражданина, являющегося кандидатом, за предшествующий год или справка о

совокупной величине доходов за год (заверенная по месту работы, службы);

Перечисленные избирательные документы представляются в соответствующую

избирательную комиссию не ранее, чем за 85 дней до дня голосования и не

позднее чем за 55 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени).

Причем, в соответствии с разъяснениями ЦИК РФ (постановление от25.09.99г.),

после подачи документов и подписных листов до вынесения решения о

регистрации, но не позднее 55 дней до дня голосования возможно внесение

кандидатом (избирательным блоком) избирательного залога. В этом случае, если

представленные подписи будут признаны не соответствующими, регистрация будет

проведена на основании избирательного залога.

В соответствии с избирательным законодательством ЦИК РФ установлено, что

кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, избирательное

объединение, избирательный блок, выдвинувшие федеральный список кандидатов,

обязаны создать собственный избирательный фонд для финансирования

избирательной кампании. Средства избирательного фонда должны учитываться на

специальном избирательном счете в филиале Сбербанка РФ. Финансирование из

других источников запрещается. Строго оговариваются источники формирования

фондов их максимальный размер, возможность пополнения путем пожертвований,

собственных средств кандидата и т.д. Так оговаривается, что предельная сумма

всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может

превышать минимальный размер оплаты труда более, чем в 10 тысяч раз, а на

выборах депутатов Государственной Думы в 1999 году – более, чем в 20 тысяч

раз, то есть 1669,8 тыс. рублей. Предельная сумма расходов средств

избирательного фонда избирательного объединения, избирательного блока не

может превышать минимальный размер оплаты труда более, чем в 250 тысяч раз, а

на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской

Федерации в 1999 году - более чем в 500 тысяч раз, то есть 41 745,0 тыс.

рублей. Указывается, кому запрещается вносить пожертвования в избирательные

фонды. Определяются статьи, на которые возможно расходовать средства

избирательных фондов, а также ответственность за нарушение порядка

формирования и расходования этих средств.

В соответствии с распоряжением МНС РФ от 16.07.1999г. налоговым органам

предписано направлять специалистов для работы в контрольно-ревизионных

службах при избирательных комиссиях субъектов РФ и при окружных избирательных

комиссиях по их запросам. Избирательная комиссия вправе обратиться в

соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений,

представляемых в избирательные комиссии. Результатом таких проверок,

например, оказалось отклонение списков ЛДПР и некоторых других.

Хотя, учитывая легкость регистрации в составе другого блока и возможность

внесения избирательного залога, видимо сохраняется вероятность “протаскивания”

любого кандидата в составе общефедерального списка (<18человек). Это вполне

может обеспечить “вхождение во власть” криминальных элементов.

Постановлением ЦИК РФ от 30.09.99г. утвержден перечень подлежащих

опубликованию сведений о доходах и имуществе зарегистрированных кандидатов в

депутаты, куда входят сведения о доходах, их источниках, собственности

(включая в иностранных гос-вах), транспортных средствах. Принятые ЦИК РФ

меры, безусловно, необходимы. И даже если во время выборов 1999 года граждане

не сумеют сориентироваться в предлагаемой информации, да и механизм проверки

и обнародования ещё не отлажен, то в будущем, думается, это сможет оградить

избирателя от голосования “неизвестно за кого”. Хотелось бы, так же, чтобы

избежать психологического давления на избирателя законодательно запретить

назначение на государственные должности зарегистрированного кандидата

снявшего свою кандидатуру до окончания избирательной компании.

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают

реализацию и защиту избирательных прав граждан. Они осуществляют подготовку

выборов и проведение голосования избирателей. Структурно избирательные

комиссии подразделяются на:

1. Центральную избирательную комиссию Российской Федерации;

2. Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

3. Окружные избирательные комиссии;

4. Территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии

5. Участковые избирательные комиссии.

Полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной комиссии

Российской Федерации, а также иных избирательных комиссий при выборах в

государственные органы власти РФ, входят в исключительную компетенцию

Российской Федерации и регулируются федеральными законами.

При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии, в

пределах своей компетенции, не зависимы от государственных органов

и органов местного самоуправления. Акты избирательных комиссий, принятые в

пределах их компетенции, обязательны для выполнения органами государственной

власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления, нижестоящими

избирательными комиссиями, средствами массовой информации, организациями,

независимо от форм собственности. Перечисленные органы, и их руководители

обязаны

оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их пол

номочий, в частности, предоставлять необходимые помещения, транс

порт, средства связи, техническое оборудование, сведения и мате

риалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий,

предоставлять возможность для размещения печатной информации из

бирательных комиссий в порядке, установленном федеральными зако

нами, законами и иными нормативными правовыми актами законода

тельных (представительных) органов государственной власти субъек

тов Российской Федерации.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации

действует на постоянной основе (срок полномочий 4 года), осу

ществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по вы

борам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной

Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федераль

ные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые

непосредственно гражданами Российской

Федерации в соответствии с федеральными законами, а также по про

ведению референдумов Российской Федерации.

Состав ЦИК РФ.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации сос

тоит из 15 членов. Пять членов ЦИК РФ назначаются Государственной Думой из

числа кандидатур, предлага

емых депутатскими фракциями. Пять чле

нов ЦИК РФ наз

начаются Советом Федерации из числа кандидатур, предлагаемых

законодательными (предс

тавительными) и исполнительными органами государственной власти

субъектов РФ. Пять членов ЦИК РФ назначаются Президентом

РФ. Члены комиссии должны иметь высшее юриди

ческое образование, либо ученую степень в области права. Председатель,

заместитель

председателя и секретарь избираются на заседании ЦИК РФ тайным голосованием.

Члены Центральной избирательной комис

сии могут быть освобождены от занимаемой

должности до истечения срока полномочий по решению органа, их

назначившего, в случаях: а) письменного заявления о сложении своих

полномочий; б) утраты гражданства Российской Федерации; в) вступления в

законную силу обвинительного приговора суда; г) признания решением суда,

вступившим в законную силу, недеес

пособным, ограниченно дееспособным или умершим; д) смерти.

Полномочия ЦИК РФ:

- осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав

граждан;

- организует общегосударственную систему регистрации избирателей;

- разрабатывает стандарты технологического оборудования, необходимого для

работы избирательных комиссий, и осуществляет контроль за их соблюдением;

- осуществляет меры по организации единообразной системы подведения итогов

голосования и установления результатов выборов в

Российской Федерации;

- распределяет выделенные из федерального бюджета средства на

финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их

целевое использование;

- оказывает методическую, организационно-техническую помощь

избирательным комиссиям.

Формирование избирательных комиссий субъектов РФ и окружных избирательных

комиссий по выборам в государственные органы власти РФ осуществляется

законодательными (представительными) и исполнительными органами власти

субъектов Российской Федерации на основе предложений избирательных

объединений (блоков), общественных объединений, выборных органов местного

самоуправления. Половина членов избирательной комиссии назначается

законодательным (представительным) органом власти субъекта РФ, другая

назначается исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. При

чём, государственные служащие не могут составлять более одной трети от общего

числа членов избирательной комиссии. Напротив, одну треть должны составлять

предложенные каждым избирательным объединением (блоков), имеющим фракции в

Государственной Думе, а так же в законодательном (представительном) органе

государственной власти субъекта РФ. При этом в избирательную комиссию может

быть назначено не более одного представителя от каждого из избирательных

объединений (блоков).

Территориальные избирательные комиссии, окружных избирательных комиссий по

выборам в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного

самоуправления образуются на основе предложений избирательных объединений

(блоков), общественных объединений, собраний избирателей, а участковых

комиссий, - на основе предложений избирательных объединений, избирательных

блоков, общественных объединений, собраний избирателей представительным

органом местного самоуправления. Так же, как и в первом случае, с

обязательным включением кандидатур предложенных фракциями Государственной

Думы и т.д.

Сомнения по поводу возможности и законности образования избирательных

комиссий были высказаны в послании Президента РФ Федеральному Собранию

30.03.99г., где прямо указывается, что в ряде субъектов РФ отсутствуют

полноценные органы местного самоуправления. Что “делает практически

невозможным проведение на этих территориях выборов в органы государственной

власти”. С тех пор мало что изменилось, даже с учетом принятия федерального

закона 6.10.99г. “об общих принципах организации законодательных

(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов

РФ” субъекты РФ не торопятся пересматривать свои нормативные акты.

В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты,

их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица,

находящиеся у них в непосредственном подчинении. После регистрации кандидата

избирательное объединение, выдвинувшее кандидата (список кандидатов), или

сам кандидат вправе

назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата,

и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом

совещательного голоса. Члены избирательной комиссии с правом совещательного

голоса имеют право доступа ко всем материалам и документам соответствующей

избирательной комиссии, должны оповещаться обо всех заседаниях

избирательной комиссии, имеют право выступать на ее заседаниях.

После регистрации кандидата избирательное объединение, выд­винувшее

кандидата (список кандидатов), или сам кандидат вправе назначить в

избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата, и в нижестоящие

избирательные комиссии по одному члену с правом совещательного голоса. Члены

избирательной комиссии с правом со­вещательного голоса имеют право доступа

ко всем материалам и до­кументам соответствующей избирательной комиссии,

должны опове­щаться обо всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право

выс­тупать на ее заседаниях.

Полномочия членов избирательной комиссии с совещательным голосом в случаях,

если кандидаты или избирательные объединения, их

назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации

кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же должность,

полномочия остальных членов избирательной комиссии с совещательным голосом

прекращаются через 30 дней после опубликования

полных итогов выборов.

Принятие решений.

Заседание избирательной комиссии является правомочным, если

в нем приняло участие большинство от установленного числа членов

избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения о регистрации

кандидатов

(списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов, об итогах

голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися

или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий

большинством голосов от установленного числа

членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения

по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа

присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Решения избирательной комиссии подписываются председателем и

секретарем избирательной комиссии. Члены избирательной комиссии, не

согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме

высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии

до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневных

срок.

Решение избирательной комиссии, противоречащее законодательству, подлежит

отмене вышестоящей

избирательной комиссией или судом.

Обжалование решений.

Исходя из предмета обжалования все избирательные споры можно разделить на:

1.дела, связанные с обжалованием решений органов местного самоуправления по

формированию соответствующих избирательных комиссий; 2.дела, связанные с

обжалованием решений избирательных комиссий об отказе в регистрации

кандидатом на выборную должность либо в связи с отказом в принятии документов

для регистрации; 3.дела об отмене регистрации кандидатов в связи с

нарушениями правил проведения агитации или финансирования избирательной

кампании; 4.дела, связанные с обжалованием решений избирательных комиссий об

итогах голосования или результатах выборов.

Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий

и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, мо

гут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно

уровню проводимых выборов) или в суд. Предварительное

обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным

условием для обращения в суд. Решения по жалобам, поступившим в ходе

выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день

выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют

дополнительной проверки, решения по ним принимаются

не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избирательная

комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы.

На практике видно, что любой избирательной компании сопутствуют постоянные

конфликты и тяжбы, за частую длительные. Видимо, одной из причин такого

положения является отсутствие стабильной судебной практики и обобщения опыта

в решении избирательных споров, что связано, прежде всего с постоянным

изменением законодательства о выборах.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ

Процедура проведения голосования начинается с предоставления главой

соответствующего муниципального образования в распоряжение избирательной

комиссии помещения для голосования (ст.49 ФЗ “Об основных гарантиях

избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ”.) Выделяемое

помещение должно удовлетворять следующим требованиям: 1. Наличие зала для

размещения кабин (специально оборудованных мест) для тайного голосования. Его

освещение и оборудование письменными принадлежностями (использование

карандашей не допускается). 2. Размеры помещения должны обеспечивать

одновременный обзор места выдачи избирательных бюллетеней, кабин для тайного

голосования и ящиков (стационарных) для голосования. 3. В помещении для

голосования либо непосредственно перед ним участковая избирательная комиссия

должна оборудовать стенд, на котором помещаются не носящие агитационный

характер информационные материалы о всех зарегистрированных кандидатах, а

также образцы заполненных избирательных бюллетеней. 4. В помещении для

голосования должна быть размещена увеличенная в четыре раза форма протокола

об итогах голосования, для наглядного и оперативного внесения данных.

Не позднее чем за 4 дня до дня голосования участковая избирательная комиссия

получает избирательные бюллетени по акту от соответствующей территориальной

(окружной) избирательной комиссии. Причем, число бланков бюллетеней не может

превышать число зарегистрированных избирателей более, чем на 0,5 %.

Ответственность за правильность передачи и приема избирательных бюллетеней

несет председатель участковой комиссии.

Заблаговременно на лицевой стороне каждого избирательного бюллетеня в правом

верхнем углу два члена участковой избирательной комиссии с правом решающего

голоса должны поставить свои подписи и заверить их печатью комиссии. В случае

выбытия кандидата после изготовления избирательных бюллетеней, члены

участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса по письменному

указанию избирательной комиссии, зарегистрировавшей этого кандидата,

вычеркивают в бюллетенях данные о соответствующем кандидате.

Время начала голосования избирателей в помещении для голосования

устанавливается законом субъекта РФ. До начала голосования председатель

участковой избирательной комиссии в присутствии членов участковой

избирательной комиссии предъявляет присутствующим избирателям, наблюдателям,

иным лицам, находящимся в помещении для голосования, к осмотру стационарные и

переносные ящики для голосования и опечатывает их печатью комиссии или

опломбирует.

После официального открытия помещения для голосования председатель участковой

избирательной комиссии сообщает о количестве избирателей, проголосовавших

досрочно (с учетом проголосовавших в территориальной избирательной комиссии),

предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с

избирательными бюллетенями проголосовавших досрочно. После этого он вскрывает

поочередно каждый конверт и, соблюдая тайну волеизъявления избирателей,

опускает избирательные бюллетени в стационарный ящик для голосования. Число

избирателей проголосовавших досрочно вносится в протокол об итогах

голосования, а в списке избирателей напротив соответствующих фамилий

производится отметка “Проголосовал досрочно”.

Для оформления своего волеизъявления на выборах избиратель получают

избирательный бюллетень. Избирательный бюллетень выдается избирателю,

включенному в список избирателей (в том числе на основании открепительного

удостоверения), членом участковой избирательной комиссии с правом решающего

голоса по предъявлении избирателем своего паспорта, удостоверения личности

офицера, военного билета военнослужащего проходящего службу по призыву,

паспорта моряка, справки установленного образца, выданной ОВД.

Кроме того, избирательная комиссия обязана включить в список

избирателей на выборах в органы местного самоуправления иностранных граждан

постоянно проживающих в РФ государств с которыми имеется соответствующее

соглашение. На сегодняшний день это – граждане Республики Белорусь (ст.18

Устава Союза Беларуси и России).

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей, в том

числе за членов одной семьи, родных и близких избирателя, не допускается. При

получении избирательного бюллетеня избиратель собственноручно проставляет в

списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его

документа и свою подпись. Впрочем, с согласия избирателя серию и номер его

документа может внести в список член участковой избирательной комиссии с

правом решающего голоса. В этом случае избиратель проверяет правильность

произведенной записи и расписывается.

Избирательный бюллетень заполняется избирателем самостоятельно в кабине для

тайного голосования или в специально оборудованном месте, при этом

присутствие других лиц запрещается. В случае невозможности самостоятельно

заполнять бюллетень, избиратель может попросить об этом другого избирателя

(кроме членов избирательной комиссии, доверенных лиц и наблюдателей).

Голосование производится путем нанесения избирателем в избирательном

бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), относящемся к кандидату

(кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которых сделан выбор, либо к

позиции “против всех кандидатов

(списков кандидатов)”.

Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями

в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения

членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Член

участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от

участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для голосования,

если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление

избирателя. Решение об этом принимается членами

участковой избирательной комиссией с решающим голосом

В случае если избиратель допустил ошибку при заполнении бюллетеня он вправе

получить новый бланк от члена избирательной комиссии с правом решающего

голоса. В этом случае последний делает отметку в списке избирателей напротив

фамилии данного избирателя и оповещает об этом председателя, заместителя

председателя или секретаря участковой избирательной комиссии. Испорченный

бюллетень погашается с составлением соответствующего акта.

В обязанность избирательной комиссии также входит обеспечение возможности

участия в голосовании избирателям внесенным в избирательный список и

неспособным по тем или иным удовлетворительным причинам самостоятельно

прибыть на избирательный участок. Голосование вне помещения для голосования

проводится только в день голосования и только на основании письменного

заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии

других лиц) избирателя о предоставлении ему возможности проголосовать вне

помещения для голосования. Обращение может быть сделано не позднее чем за 4

часа до истечения времени голосования.

Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса (не менее 2

человек) выезжающие по заявлениям (обращениям) избирателей, получают под

роспись избирательные бюллетени, предварительно опечатанный в участковой

избирательной комиссии переносной ящик для голосования (в участковой

избирательной комиссии допускается не более 3-ёх переносных ящиков),

заверенную выписку из реестра, содержащую данные об избирателе и о

поступившем обращении (причем не допускается выдача избирательных бюллетеней

гражданам отсутствующим в реестре), письменные принадлежности. Членам

избирательной комиссии с совещательным голосом и наблюдателям предоставлено

право присутствовать при голосовании вне избирательного участка, причем

первые должны представлять интересы не менее двух кандидатов или блоков.

Сразу после окончания установленного времени для голосования в участковой

избирательной комиссии организуется подсчет голосов избирателей. При этом,

кроме членов избирательной комиссии могут присутствовать члены вышестоящих

избирательных комиссий, зарегистрированный вышестоящей избирательной

комиссией кандидат или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или

доверенное лицо избирательного блока или кандидат из указанного списка, а

также наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные

(международные) наблюдатели. В целях исключения возможности фальсификации

итогов голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после

окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления

итогов голосования.

После закрытия помещения для голосования председатель участковой

избирательной комиссии (либо заместитель, секретарь) организует подсчет

голосов избирателей. При этом должен обеспечиваться полный обзор действий

членов участковой избирательной комиссии со стороны всех присутствующих при

подсчете. Данные об итогах оперативно вносятся в протокол и его увеличенную

копию (в дальнейшем - протокол).

Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса

подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные

избирательные бюллетени. При этом на бюллетенях должны быть сохранены подписи

двух членов окружной (территориальной) или участковой избирательной комиссии

и печать соответствующей избирательной комиссии, расположенные в правом

верхнем углу на лицевой стороне.

Затем председатель участковой избирательной комиссии оглашает присутствующим

и заносит в протокол:

- число неиспользованных избирательных бюллетеней, а также

бюллетеней, испорченных избирателями в ходе голосования;

- число избирателей, внесенных в список избирателей (в том числе в

дополнительный);

- число полученных избирательных бюллетеней;

- число открепительных удостоверений для голосования на выборах,

полученных участковой избирательной комиссией;

- число открепительных удостоверений для голосования на выборах,

выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном

участке;

- число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям

для голосования на выборах на избирательном участке;

- число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении

для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей

избирателей в списке избирателей);

- число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне

помещения для голосования (устанавливается по числу отметок "Голосование вне

помещения для голосования" в списке избирателей);

После занесения этих данных председателем участковой избирательной комиссии

обеспечивается хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц,

участвующих в подсчете голосов.

Непосредственный подсчет голосов избирателей осуществляется по находящимся в

переносных и стационарных ящиках для голосования избирательным бюллетеням

членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Перед

вскрытием переносных и стационарных ящиков для голосования проводится

проверка целости печатей (пломб) на них. Во время подсчета голосов

избирателей членам избирательной комиссии, за исключением председателя

(заместителя председателя) и секретаря избирательной комиссии, запрещается

пользоваться письменными принадлежностями.

Затем поочередно вскрываются переносные ящики для голосования и производится

подсчет находившихся в них избирательных бюллетеней. Отделяются избирательные

бюллетени не установленной формы, либо не заверенные участковой избирательной

комиссией. Число извлеченных из каждого переносного ящика бюллетеней

установленной формы оглашается председателем комиссии. Общее число, по

переносным ящикам заносится в протокол.

После подсчета избирательных бюллетеней в переносных ящиках для голосования

вскрываются стационарные ящики для голосования и из них извлекаются

избирательные бюллетени, которые смешиваются с бюллетенями, находившимися в

переносных ящиках.

Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают

содержащиеся в избирательных бюллетенях отметки избирателей и представляют

бюллетени для визуального контроля всем присутствующим при непосредственном

подсчете, сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и

стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из

кандидатов, а также по голосам, поданным против всех кандидатов, одновременно

отделяют бюллетени не установленной формы и недействительные бюллетени.

Затем не менее два члена избирательной комиссии с решающим голосом

подсчитывают избирательные бюллетени отдельно по каждому кандидату и отдельно

против всех кандидатов. Полученные данные немедленно заносятся в протокол.

Не действительные бюллетени учитываются отдельно. Таковыми считаются

избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление

избирателя, в том числе те, в которых отметка проставлена более чем в одном

квадрате, либо не содержит отметок. Последние, отделяются от иных

недействительных избирательных бюллетеней, их число оглашается и заносится

протокол. Так же, не действительными признаются все бюллетени вынутые из

переносного ящика для голосования, если их число не соответствует записям в

реестре.

В случае возникновения сомнений при признании бюллетеня недействительным

участковая избирательная комиссия решает вопрос голосованием, при этом на

оборотной стороне такого бюллетеня указываются причины его

недействительности.

Затем члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса

подсчитывают, а председатель комиссии заносит в протокол об итогах

голосования число действительных избирательных бюллетеней, которое

определяется как сумма бюллетеней, извлеченных из переносных и стационарных

ящиков, с отметками избирателей, поданных за каждого из кандидатов и против

всех кандидатов.

После этого с рассортированными избирательными бюллетенями для голосования

вправе визуально ознакомиться члены участковой избирательной комиссии с

правом совещательного голоса, наблюдатели, др. лица, под контролем членов

участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Затем, в

соответствии с методическим руководством ЦИК РФ производится проверка

контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. В

случае если контрольные соотношения не совпали, участковая избирательная

комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или по отдельным

строкам протокола об итогах голосования.

Протокол об итогах голосования заполняется в трех экземплярах, каждый из

которых подписывается всеми присутствующими членами участковой избирательной

комиссии с правом решающего голоса (в случае отсутствия некоторых членов

комиссии - не менее половины от установленного числа, причем причина

отсутствия вносится в протокол) с проставлением даты и времени его

подписания. Член комиссии с правом решающего голоса не согласный с

содержанием протокола вправе зафиксировать свое особое мнение. Первый

экземпляр протокола об итогах голосования немедленно направляется в

территориальную окружную избирательную комиссию. Второй экземпляр вместе с

избирательными бюллетенями и другими документами хранятся секретарем

избирательной комиссии в опечатанном виде в охраняемом помещении. Третий

экземпляр (его копия) вывешивается для всеобщего ознакомления в месте,

установленном участковой избирательной комиссией. Заверенные копии протокола

выдаются лицам имеющим на это право в соответствии с законодательством под

роспись немедленно после его подписания.

На основании подлинных протоколов участковых, территориальных (районных,

городских и других) избирательных комиссий путем

сложения содержащихся в них данных окружная избирательная комиссия в

соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми

актами законодательных (представительных) органов государственной власти

субъектов Российской Федерации устанавливает результаты выборов по

избирательному округу. О результатах выборов по избирательному округу

составляется протокол, который подписывается всеми присутствующими членами

окружной избирательной комиссии с правом решающего голоса. Окружная

избирательная комиссия признает

выборы недействительными, если допущенные при проведении голосования или

установлении итогов голосования нарушения не позволяют

с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей. По

требованию любого члена окружной избирательной комиссии

или наблюдателя окружная избирательная комиссия предоставляет им

возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов,

снять и заверить с него копию.

Установление итогов голосования и результатов выборов в избирательных

комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии

наблюдателей, представляющих кандидатов и избирательные объединения, а также

иностранных (международных) наблюдателей.

При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной

комиссии об итогах голосования вышестоящая избирательная комиссия вправе

принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей

участковой избирательной комиссией, либо о самостоятельном проведении

повторного подсчета голосов избирателей на избирательном участке.

Избирательная комиссия, осуществляющая проведение повторного подсчета голосов

избирателей, извещает об этом членов соответствующей избирательной комиссии с

правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, которые в

соответствии с законодательством вправе присутствовать при подсчете голосов

избирателей. В протоколе делается отметка “Повторный подсчет голосов” и он

незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию.

Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательные

бюллетени,

подлежит хранению в течение сроков, установленных федеральными

законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных

(представительных) органов государственной власти субъектов Российской

Федерации. При этом устанавливаемые сроки хранения избирательных бюллетеней

не могут быть менее одного года, а

протоколов избирательных комиссий - менее одного года со дня объявления даты

следующих выборов.

Центральная Избирательная Комиссия Российской Федерации определяет итоги

голосования и итоги выборов, руководствуясь методикой закрепленной в

федеральных законах “о выборах Президента РФ” и “о выборах депутатов

Государственной Думы Федерального Собрания РФ” (соответственно).

Итоги голосования подведенные избирательными комиссиями всех уровней должны

быть обнародованы через средства массовой информации.

С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный закон “об основных гарантиях избирательных прав и права

на участие в референдуме граждан РФ”, ред. 30.03.1999г.

3. Федеральный закон “о выборах Президента РФ”, 17.05.1999г.

4. Федеральный закон “о выборах депутатов Государственной Думы

Федерального Собрания РФ”, 24.06.1999г.

5. Федеральный закон “об общих принципах организации законодательных

(представительных) и исполнительных органов власти субъектов РФ”, 6.10.1999г.

6. Федеральный закон “об основах государственной службы РФ”, ред.

18.02.1999г.

7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ “Россия на рубеже

эпох”, “Российская газета”, № 60, 31.03.1999г.

8. Постановления Конституционного Суда РФ № 9-П, от 24.06.1997г.

“по делу о проверке конституционности положений ст. 74.ч.1 и 90 Конституции

Республики Хакасия”, “Российская газета” № 125, 2.07.1997г.; № 3-П, от

15.01.1998г. “о соответствии Конституции РФ ст.80, 92, 93, 94 Конституции

Республики Коми и ст.31 закона Республики Коми от 31.10.1994г. “об органах

исполнительной власти республики Коми”, “Российская газета” № 19, 31.01.98г.;

№ 12-П, от 27.04.98г. “по делу о проверке конституционности отдельных

положений ч.1 ст.92 Конституции Республики Башкортостан, ч.1 ст.3 закона

Республики Башкортостан “о Президенте Республики Башкортостан” и ст.1,7

закона Республики Башкортостан “о выборах Президента Республики

Башкортостан”; № 26-П, от 17.11.1998г. “по делу о проверке конституционности

отдельных положений федерального закона от 21.06.1995г. “о выборах депутатов

Государственной думы Федерального Собрания РФ”, “Российская газета” № 233,

8.12.1998г.

9. Постановления Центральной избирательной комиссии РФ: 133/969-II, от

22.10.1997г.; 8/52-3, от 13.08.1999г.; 8/54-3, от 13.08.1999г.; 9/53-3, от

18.08.1999г.; 16/134-3, от 25.09.1999г.; 17/166-3, от 30.09.1999г.; 27/360-3,

от 21.10.1999г. - “Вестник центризбиркома”, № 9-11, 1999г., “Российская

газета”, № 214, 28.10.1999г.

10. Письма ФНС РФ от 16.07.99г. № АС-6-35/563@; от 2.06.99г. № АП-6-08/ 700@.

11. Комментарий к Конституции РФ под ред. Л.А. Окунькова, БЕК,1996г.

12. М.В.

12. Баглай, Б.Н. Габричидзе. Конституционное право РФ, М.,1996г.

13. Конституционное право Российской Федерации. Учебное пособие УРГЮА.

Екатеринбург, 1995г.

14. А.В.

14. Иванченко. Избирательные комиссии в РФ. История, теория, практика,

М.1996г.

15. А.В.

15. Постников. Избирательное право России, М.1996г.

16. Д. Абрамов. Проблемы решения судами избирательных сборов,

“Законность”, № 6, 1999г.



(C) 2009