Научная Петербургская Академия

Курсовая: Административно-правовой статус милиции

Курсовая: Административно-правовой статус милиции

Административно-правовой статус милиции

в Российской Федерации

Дипломная работа

2005

Оглавление

Введение...............................3

Глава I Основы организации милиции в Российской Федерации и ее основные функции

§1. Система милиции в Российской Федерации и ее подчиненность....5

§2. Основные функции милиции.................11

Глава II Понятие и содержание административно-правового статуса милиции

§1. Понятие административно-правового статуса милиции......15

§2. Права и обязанности милиции..................18

§3. Основные направления деятельности милиции...........33

Заключение............................47

Список использованной литературы ..................49

Введение

МВД России ведет свой отсчет с 1802 года. За многие десятилетия своего

существования в его структуре произошла масса изменений, что было связано с

изменениями в обществе и Российском государстве. Являясь одной из основных

силовых структур стоящих на защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан

Российской Федерации милиция функционирует в системе государственных органов,

имея свой административно-правовой статус.

Все выше изложенное определяет актуальность данной работы, тем более что в

литературе ведутся постоянные споры, касающиеся именно административно-

правового статуса милиции Российской Федерации.

Следует отметить, что из всего многообразия споров наибольшее их число

касается функций милиции, ее прав и обязанностей.

Тем более, что проводимые у нас в стране административные исследования в

области правового регулирования деятельности милиции показали назревшую

объективную необходимость качественного изменения концепции и нормативно-

правовой базы в части административно-правового положения милиции.

Особенно ясно это стало после вступления в силу нового кодекса Российской

Федерации «Об административных правонарушениях».

Именно поэтому была сделана попытка обобщить различные точки зрения на эти

проблемы выдвинуть свои предложения по совершенствованию законодательства,

регулирующего эти вопросы.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе объективного анализа

попытаться осмыслить и разрешить обозначенные проблемы применительно к

условиям, сложившимся в настоящее время в Российской Федерации.

Основная задача вытекает из обозначенной цели работы, рассмотреть

законодательство, регулирующее административно-правовой статус милиции в

Российской федерации.

Объектом исследования является деятельность милиции и ее административно-

правовой статус.

Предметом исследования является система правовых норм и научная литература,

посвященная указанной теме.

Настоящая дипломная работа состоит из введения, двух глав и заключения.

В первой главе рассматриваются основы организации милиции Российской

Федерации и ее основные функции.

Во второй главе дано понятие административно-правового статуса милиции и

изложено его содержание.

Методологическую основу дипломного исследования составил метод анализа,

действующего законодательства и литературы, посвященной вопросу

административно-правового статуса милиции.

Теоретической базой дипломной работы послужили научные труды в области

административного законодательства, относящиеся к тематике исследования.

В частности работы таких авторов как Гуценко К.Ф., Капитонов Р.С., Ковалев

М.А., Попов Л.Л., Четвириков В.С., Рыжаков А.П. и другие.

Нормативную основу исследования составили: Конституция Российской Федерации,

Федеральные законы Российской Федерации, Указы Президента Российской

Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации и иные

нормативные акты.

Кроме этого при написании дипломной работы использовались статистические

данные по административной практике на территории Кемеровской области.

Глава I Основы организации милиции в Российской Федерации и ее основные функции

§1. Система милиции в Российской Федерации и ее подчиненность

Милиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной

власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан,

собственность, интересы общества и государства от преступных и иных

противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в

пределах, установленных настоящим Законом и другими федеральными законами.

[1]

Милиция подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности

(местную милицию).

В своей деятельности милиция подчиняется Министерству внутренних дел

Российской Федерации, а милиция общественной безопасности – также

соответствующим органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Министр внутренних дел Российской Федерации осуществляет руководство всей

милицией в Российской Федерации.

Руководство милицией в субъектах в Российской Федерации осуществляют министры

внутренних дел, начальники управлений (главных управлений) внутренних дел,

назначаемые на должность министром внутренних дел Российской Федерации по

согласованию с органами государственной власти субъектов Российской

Федерации, определяемыми субъектами Российской Федерации.

Руководство милицией в районах, городах и иных муниципальных образованиях

осуществляют начальники отделов (управлений) внутренних дел, назначаемые на

должность министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных

управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации по согласованию с

соответствующими органами местного самоуправления.

Руководство милиции на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в

закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и

режимных объектах осуществляют начальники соответствующих органов внутренних

дел, назначаемые на должность и освобождаемые от должности в порядке,

определяемым министром внутренних дел Российской Федерации.

Наряду с общими задачами, состоящими перед ней, каждому из видов милиции

присущи свои специфические задачи.

Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение,

пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство

предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска

лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от

исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях,

предусмотренных законодательству Российской Федерации.

[2]

Криминальная милиция указывает содействие милиции общественной безопасности в

исполнении возложенных на нее обязанностей.

Также криминальная милиция является органом дознания.

Состав и численность криминальной милиции, порядок создания, реорганизации и

ликвидации ее подразделений определяются Правительством Российской Федерации.

Начальники криминальной милиции субъектов Российской Федерации назначаются на

должность и освобождаются от должности министром внутренних дел Российской

Федерации и являются по должности заместителями соответствующих министров

внутренних дел или начальников управлений (главных управлений) внутренних дел

субъектов Российской Федерации.[3]

Начальники криминальной милиции районов, городов и иных муниципальных

образований назначаются на должность и освобождаются от должности министрами

внутренних дел, начальниками управлений (главных управлений) внутренних дел

субъектов Российской Федерации и являются по должности заместителями

начальников соответствующих органов внутренних дел.

Начальники криминальной милиции на железнодорожном, водном и воздушном

транспорте, в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо

важных и режимных объектах, а также начальники иных подразделений криминальной

милиции назначаются на должность и освобождаются от должности в порядке,

определяемом министром внутренних дел Российской Федерации.

[4]

Криминальная милиция финансируется за счет средств федерального бюджета.

В структуру криминальной милиции входят оперативно-розыскные, научно-

технические и другие подразделения, которые создаются для выполнения стоящих

перед ней задач.

Основными задачами милиции общественной безопасности являются обеспечение

безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности,

общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и

административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых

производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных

категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции

милиции общественной безопасности.[5]

Милиции общественной безопасности оказывает содействие криминальной милиции в

исполнении возложенных на нее обязанностей.

Милиция общественной безопасности является органом дознания.

Состав милиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизации и

ликвидации ее подразделений, а также численность милиции общественной

безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета,

определяются Правительством Российской Федерации.

Создание, реорганизация и ликвидация изоляторов временного содержания

подозреваемых и обвиняемых осуществляется в порядке, установленном министром

внутренних дел Российской Федерации.

Численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств

бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, устанавливается

соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской

Федерации и органами местного самоуправления. При этом она не должна ниже

нормативов, утверждаемых министром внутренних дел Российской Федерации.

Создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции общественной

безопасности, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской

Федерации и местных бюджетов, осуществляются в порядке, определяемом органами

исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с

Министерством внутренних дел Российской Федерации.

[6]

Увеличение расходов органов местного самоуправления, связанных с

финансированием милиции общественной безопасности, которое возникло в

результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и

органами государственной власти субъектов Российской Федерации,

компенсируется указанными органами, принявшими решения. Размер компенсации

определяется одновременно с принятием соответствующего решения.

К милиции общественной безопасности относятся подразделения милиции

вневедомственной охраны при органах внутренних дел, порядок создания,

реорганизации и ликвидации которых определяется министром внутренних дел

Российской Федерации. В том же порядке утверждаются нормативы численности

указанных подразделений.[7]

Перечень объектов, подлежащих обязательной охране подразделениями милиции

вневедомственной охраны при органах внутренних дел, определяются

Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы

местного самоуправления вправе за счет средств собственных бюджетов

устанавливать дополнительную численность подразделений милиции общественной

безопасности.

Начальники милиции общественной безопасности субъектов Российской Федерации

утверждаются в должности и освобождаются под должности органами исполнительной

власти субъектов Российской Федерации по представлению соответствующих

министров внутренних дел, начальников управлений (главных управлений)

внутренних дел субъектов Российской Федерации и являются по должности

заместителями указанных министров или начальников управлений (главных

управлений).[8]

Начальники милиции общественной безопасности районов, городов и иных

муниципальных образований назначаются на должность и освобождаются от

должности министрами внутренних дел, начальниками управлений (главных

управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации по согласованию

соответствующими органами местного самоуправления и являются по должности

заместителями начальников органов внутренних дел районов, городов и иных

муниципальных образований.

Начальники милиции общественной безопасности на железнодорожном, водном и

воздушном транспорте в закрытых административно-территориальных образованиях,

на особо важных и режимных объектах, а также начальники иных подразделений

милиции общественной безопасности назначаются на должность и освобождаются от

должности в порядке, определяемом министром внутренних дел Российской

Федерации.[9]

Составляя единую систему, криминальная милиция и милиция общественной

безопасности тесно взаимодействуют в своей повседневной работе, оказывая друг

другу помощь в решении задач, стоящих перед ними.

Для выполнения поставленных пред милицией задач и возложенных обязанностей она

наделена законом широким комплексом прав. Их наличие позволяет милиции (ее

сотрудникам) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных

действий, проверять у них документы, удостоверяющие личность, если для этого

имеются достаточные основания.[10]

В пределах своей компетенции она имеет право получать от граждан и

должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки и документы,

вызывать их по делам и материалам, находящимся в производстве милиции.

В соответствии с законодательством милиция в праве задерживать лиц, совершивших

административные правонарушения, составлять протоколы о правонарушениях и

налагать в пределах своей компетенции административные взыскания на виновных

лиц; производить в соответствии законом необходимые уголовно-процессуальные

действия.[11]

§2. Основные функции милиции

Милиция занимает одно из центральных мест в системе правоохранительных

органов Российской Федерации как по широте и содержанию выполняемых ими

функций, так и по относительной численности их сотрудников.

На Министерство внутренних дел Российской Федерации и подведомственные ему

органы возлагается широкий спектр функций в сфере защиты прав и свобод

человека и гражданина, охраны правопорядка и общественной безопасности.

Отметим основные из них, имеющие непосредственно правоохранительный характер.

Органы внутренних дел должны осуществлять анализ состояния правопорядка и

преступности, разрабатывать прогнозы развития криминогенной ситуации в стране и

ее регионах. На этой основе они вносят в соответствующие органы власти и

управления предложения об укрепления законности, обеспечении правопорядка,

предупреждении преступности. Органы внутренних дел призваны участвовать в

разработке и реализации целевых программ в сфере борьбы с преступностью.

[12]

В соответствии с законодательством Российской Федерации органы внутренних дел

осуществляют оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую

деятельность, дознание и предварительное следствие по уголовным делам,

отнесенным к их компетенции. Они обеспечивают предупреждение, выявление и

пресечение преступлений и в праве организовывать проверки и ревизии

финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций

независимо от форм их собственности.

Органы внутренних дел организуют и осуществляют розыски лиц, совершивших

преступление, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся

от отбывания наказания, от призыва на воинскую службу, а также без вести

пропавших и иных лиц. Они ведут также идентификацию неопознанных трупов, розыск

похищенного имущества.[13]

Рассматриваемые органы участвуют в мероприятиях по борьбе с терроризмом,

контрабандой, осуществляют меры по борьбе с организованной преступностью,

коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, с незаконными

вооруженными формированиями.

Министерство внутренних дел и его органы в необходимых случаях участвуют в

обеспечении правового режима чрезвычайного или военного положения на

территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, в ликвидации

чрезвычайных ситуациях, в том числе в проведении карантинных мероприятий во

время эпидемий и эпизоотий.

На органы внутренних дел возлагается охрана важных государственных объектов,

особо важных и режимных объектов, имущества юридических и физических лиц по

договорам. Кроме того, их обязанностью является государственная защита судей,

народных и присяжных заседателей, прокуроров, следователей и иных должностных

лиц при угрозе посягательства на их жизнь, здоровья, имущество указанных лиц, а

также их близких.[14]

Специальные подразделение (службы) органов внутренних дел выдают и аннулируют

специальные разрешения (лицензии) на занятие деятельностью, лицензирование

которой отнесено к ведению Министерства внутренних дел Российской Федерации

(например, частная и охранная детективная деятельность). Органы внутренних

дел обеспечивают исполнение требований транспортно-визовой и разрешительной

систем.

Эти органы участвуют в разработке правил, стандартов и иных нормативов в

области обеспечения безопасности дорожного движения, принимают меры по

предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Они осуществляют

государственную регистрацию и учет автотранспортных средств, выдают

удостоверение на право управления этими средствами.

В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации и его органов

организуются и ведутся федеральные учеты, формируются автоматизированные банки

данных оперативно-справочной, розыскной, криминалистической, статистической и

иной информации, необходимой для эффективной деятельности по указанным выше

направлениям.[15]

Также хотелось бы отметить, что функции милиции во многой литературе

трактуется по-разному. С.А.Капитонов дает более сжатую характеристику

основных функций милиции:

1. Административная – регулируется нормами

административного права и осуществляется службами и подразделениями милиции

общественной безопасности:

- патрульно-постовой службой;

- службой участковых инспекторов;

- ГИБДД;

- службой вневедомственной охраны;

- паспортно-визовой службой;

- лицензионно-разрешительной службой;

- ОМОН.

2. Оперативно-розыскная – регулируется в рамках нормами

административного права, уголовного права, уголовно-процессуального права, и

ряда других отраслей. Эту деятельность осуществляют различные службы

криминальной милиции:

- уголовный розыск, борьбы с экономическими преступлениями;

- уголовный розыск, борьбы с организованной преступностью;

- с оперативно-технической и другими.

3. Уголовно-процессуальная – регламентируется уголовно-

процессуальным кодексом и осуществляется различными службами и

подразделениями криминальной милиции и милицией общественной безопасности

(дознание по уголовным делам и другими).

4. Профилактическая – регулируется федеральным законом, указами Президента

постановленными Правительством, правовыми актами субъектов.

[16]

Так же функции милиции в учебнике Административное право под редакцией Л.Л.

Попова анализируются так:

А) Общие – информационно-аналитическая, прогнозирование, планирование,

регулирование, контроль, оценка эффективности;

Б) Специальные, или основные – административная, оперативно-розыскная,

уголовно-процессуальная (дознание, предварительное следствие),

профилактическая;

В) Обеспечивающие – кадровая, материально-техническая, финансовая,

делопроизводство и другие. [17]

Глава II Понятие и содержание административно-правового статуса милиции

§1. Понятие административно-правового статуса милиции

Сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российской

Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов

внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания

рядового или начальствующего состава милиции.

[18]

Сотрудники милиции могут проходить службу не на должностях рядового или

начальствующего состава в случаях:

а) нахождения в распоряжении органов внутренних дел;

б) нахождения за штатом;

в) прикомандирования к органам государственной власти, а также к иным

организациям.

Сотрудникам милиции выдаются служебные удостоверения установленного

Министерством внутренних дел Российской Федерации образца и специальные

жетоны с личным номером.

Сотрудники милиции имеют форменную одежду, образцы которой утверждаются

Правительством Российской Федерации.

Сотрудники милиции имеют право на постоянное ношение и хранение табельного

огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения

указанных оружия и специальных средств определяется министром внутренних дел

Российской Федерации.[19]

По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации

форменная одежда милиции общественной безопасности субъектов Российской

Федерации может иметь дополнительную отличительную нагрудную и нарукавную

символику.[20]

Обусловленные особенностями службы ограничения некоторых общегражданских прав

и свобод сотрудников милиции устанавливаются федеральными законами и

обеспечиваются соответствующими социальными гарантиями.

Устанавливаются следующие специальные звания сотрудников милиции:

а) рядовой состав:

рядовой милиции;

б) младший начальствующий состав:

младший сержант милиции, сержант милиции, старший сержант милиции, старшина

милиции, прапорщик милиции, старший прапорщик милиции;

в) средний, начальствующий состав:

младший лейтенант милиции, лейтенант милиции, старший лейтенант милиции,

капитан милиции;

г) старший начальствующий состав:

майор милиции, подполковник милиции, полковник милиции;

д) высший начальствующий состав:

генерал-майор милиции, генерал-лейтенант милиции, генерал-полковник милиции.[21]

Специальные звания начальствующего состава милиции являются пожизненными. При

прекращении службы к имеющимся специальным званиям сотрудников милиции

добавляются слова "в отставке".

Порядок присвоения и лишения специальных званий сотрудников милиции

определяется федеральным законом.

Законные требования сотрудника милиции обязательны для исполнения гражданами

и должностными лицами.

Невыполнение законных требований сотрудника милиции и действия,

препятствующие выполнению возложенных на него обязанностей, влекут за собой

ответственность в установленном законом порядке.

Сотрудники милиции не несут ответственности за моральный, материальный и

физический вред, причиненный правонарушителю применением в предусмотренных

настоящим Законом случаях физической силы, специальных средств и огнестрельного

оружия, если причиненный вред соразмерен силе оказываемого противодействия.

[22]

Сотрудник милиции при выполнении возложенных на него обязанностей подчиняется

только непосредственному и прямым начальникам.

Никто другой не вправе вмешиваться в законную деятельность сотрудника

милиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом. Никто не имеет права

понуждать сотрудника милиции выполнять обязанности, которые настоящим Законом

на милицию не возложены.

При получении приказа или указаний, явно противоречащих закону, сотрудник

милиции обязан руководствоваться законом.

Показания сотрудника милиции по делу о преступлении или административном

правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в

установленном законом порядке.

Сотруднику милиции гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В случае несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты сотрудника милиции,

предусмотренных настоящим Законом, виновные в этом должностные лица несут

ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

[23]

Контроль за деятельностью милиции в пределах полномочий, определяемых

законодательством Российской Федерации, осуществляют Президент Российской

Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и органы

законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской

Федерации. При осуществлении контрольных функций органы государственной власти

не вправе вмешиваться в процессуальные действия, оперативно-розыскную

деятельность и производство по делам об административных правонарушениях.

[24]

Надзор за законностью деятельности милиции осуществляют Генеральный прокурор

Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Гражданин, считающий, что действие либо бездействие сотрудника милиции привело к

ущемлению его прав, свобод и законных интересов, вправе обжаловать это действие

или бездействие вышестоящим органам или должностному лицу милиции, прокурору

или в суд.[25]

§2. Права и обязанности милиции

Обязанности милиции:

Милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана:

1) предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения;

выявлять обстоятельства, способствующие их совершению, и в пределах своих

прав принимать меры к устранению данных обстоятельств;

2) оказывать помощь гражданам, пострадавшим от преступлений, административных

правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо

ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни;

3) принимать и регистрировать заявления, сообщения и иную поступающую

информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях,

угрожающих личной или общественной безопасности, своевременно принимать меры,

предусмотренные законодательством;

4) выявлять и раскрывать преступления;

5) возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные

следственные действия;

6) разыскивать лиц, совершивших преступления, скрывающихся от органов

дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания,

без вести пропавших и иных в случаях, предусмотренных законодательством, а

также разыскивать похищенное имущество;

7) осуществлять по подведомственности производство по делам об

административных правонарушениях;

8) обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных

магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;

9) осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил,

стандартов, технических норм и других нормативных документов в области

обеспечения безопасности дорожного движения; принимать экзамены и выдавать

удостоверения на право управления автомототранспортными средствами;

организовывать и проводить государственный технический осмотр

автомототранспортных средств и прицепов к ним; производить регистрацию

автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения

по автомобильным дорогам общего пользования; регулировать дорожное движение;

осуществлять в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации,

государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения;

контролировать исполнение владельцами транспортных средств установленной

федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности; в

предусмотренных федеральным законом случаях предоставлять указанным в нем

лицам информацию, относящуюся к осуществлению указанного обязательного

страхования;

10) выдавать разрешения на хранение или хранение и ношение гражданского и

служебного оружия, транспортирование, ввоз на территорию Российской Федерации

и вывоз из Российской Федерации указанного оружия и патронов к нему, а также

разрешение на хранение и использование отдельных типов и моделей боевого

ручного стрелкового оружия, полученного во временное пользование в органах

внутренних дел, разрешения на хранение и перевозку автомобильным транспортом

взрывчатых материалов промышленного применения; контролировать соблюдение

установленных федеральным законом правил оборота служебного и гражданского

оружия;

11) охранять на основе договоров с физическими или юридическими лицами

принадлежащее им имущество; инспектировать подразделения охраны организаций;

давать обязательные к исполнению предписания по устранению недостатков,

выявленных в технической укрепленности объектов, и обеспечению сохранности

государственной и муниципальной собственности;

12) проводить экспертизы по уголовным делам и по делам об административных

правонарушениях, а также научно-технические исследования по материалам

оперативно-розыскной деятельности;

13) принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других

чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой

медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра;

участвовать в соответствии с законом в обеспечении правового режима

чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории

Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также в проведении

карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

14) исполнять в пределах своей компетенции определения судов, постановления

судей, письменные поручения прокурора, следователя о приводе лиц,

уклоняющихся от явки по вызову, о заключении под стражу, производстве

розыскных, следственных и иных предусмотренных законом действий, оказывать им

содействие в производстве отдельных процессуальных действий;

15) исполнять определения (постановления) суда (судьи) об административном

аресте;

16) охранять, конвоировать и содержать задержанных и лиц, заключенных под

стражу;

17) контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами установленных

правил регистрационного учета граждан Российской Федерации, а также

соблюдение иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для

них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию

Российской Федерации;

18) контролировать в пределах своей компетенции соблюдение лицами,

освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии

с законом ограничений; участвовать в предусмотренных законом случаях в

контроле за поведением осужденных, которым назначены виды наказания, не

связанные с лишением свободы, либо наказание назначено условно;

19) согласовывать уставы служб безопасности в организациях; контролировать

соблюдение установленных федеральным законом правил частной детективной и

охранной деятельности;

20) принимать неотложные меры по обеспечению сохранности бесхозяйного

имущества и кладов до передачи их в ведение соответствующих государственных

органов и должностных лиц;

21) обеспечивать сохранность найденных и сданных в милицию документов, вещей,

ценностей и другого имущества, принимать меры по их возврату законным

владельцам либо по реализации в установленном порядке;

22) осуществлять для оказания медицинской помощи привод в учреждения

здравоохранения по их представлениям, санкционированным судом (судьей),

уклоняющихся от явки по вызову лиц, страдающих заболеваниями и представляющих

непосредственную опасность для себя или окружающих, а также указанных лиц,

совершивших общественно опасные деяния; обеспечивать совместно с органами

здравоохранения в случаях и порядке, установленных законодательством

Российской Федерации, наблюдение за лицами, страдающими психическими

расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией, представляющими

опасность для окружающих, в целях профилактики правонарушений;

23) оказывать содействие в пределах своих полномочий депутатам

представительных органов государственной власти, органов местного

самоуправления, кандидатам, зарегистрированным кандидатам в депутаты или на

выборные должности в органах государственной власти, органах местного

самоуправления, должностным лицам органов государственной власти и органов

местного самоуправления, членам избирательных комиссий, комиссий референдума,

представителям общественных объединений в осуществлении их законной

деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность;

24) применять меры безопасности, предусмотренные федеральным законом, в

отношении судей, народных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров,

следователей, судебных исполнителей, должностных лиц контролирующих органов и

органов внутренних дел, а также их близких; применять предусмотренные

федеральным законом меры по охране потерпевших, свидетелей и других лиц,

содействующих уголовному судопроизводству, их близких, жизнь, здоровье или

имущество которых находятся в опасности;

25) утратил силу. - Федеральный закон от 20.07.2004 N 69-ФЗ;

26) обеспечивать исполнение судебных решений о направлении

несовершеннолетних, совершивших правонарушения, в специальные учебно-

воспитательные учреждения закрытого типа для детей и подростков с девиантным

поведением;

27) оказывать содействие избирательным комиссиям, комиссиям референдума в

реализации их полномочий, в том числе предоставлять избирательным комиссиям

по их запросам сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у

кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты или на выборные

должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления;

28) принимать меры по пресечению в ходе избирательной кампании, при

подготовке и проведении референдума противоречащей закону предвыборной

агитации, агитации по вопросам референдума (включая меры по пресечению

попыток подкупа избирателей, участников референдума), информировать

соответствующую избирательную комиссию или комиссию референдума о фактах

выявленных нарушений и принятых в связи с этим мерах;

29) осуществлять государственную дактилоскопическую регистрацию в

соответствии с законодательством Российской Федерации;

30) осуществлять лицензирование отдельных видов деятельности, а также

приобретения оружия и патронов к нему в соответствии с законодательством

Российской Федерации;

31) участвовать в пределах своей компетенции в обеспечении авиационной

безопасности в гражданской авиации.[26]

Права милиции:

Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или

административного правонарушения, а также действий, препятствующих

осуществлению полномочий милиции, законной деятельности депутатов, кандидатов

в депутаты, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц

органов местного самоуправления, представителей общественных объединений;

удалять граждан с места совершения правонарушения или происшествия;

2) проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются

достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать,

что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении их

дела об административном правонарушении;

осуществлять в порядке, установленном в соответствии с законодательством об

административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся

при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при

себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства,

наркотические средства или психотропные вещества; проверять у физических и

юридических лиц разрешения (лицензии) на совершение определенных действий или

занятие определенной деятельностью, контроль за которыми возложен на милицию

в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в

производстве милиции; подвергать приводу в случаях и в порядке,

предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством и законодательством

об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся

без уважительных причин от явки по вызову;

4) получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения,

справки, документы и копии с них;

5) составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять

административное задержание, применять другие меры, предусмотренные

законодательством об административных правонарушениях; задерживать на срок до

трех часов лиц, незаконно проникнувших либо пытавшихся проникнуть на

охраняемые милицией территории и объекты, проверять у них документы,

удостоверяющие личность, получать от указанных лиц объяснения, производить в

установленном законодательством об административных правонарушениях порядке

их личный досмотр и досмотр их вещей, а также досмотр их транспортных

средств, с помощью которых были совершены проникновение либо попытка

проникновения на охраняемые милицией территории и объекты;

6) производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-

процессуальные действия;

7) задерживать и содержать под стражей в соответствии с уголовно-

процессуальным законом лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также

лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;

8) задерживать и содержать в милиции на основаниях и в порядке,

предусмотренных законодательством, лиц, уклоняющихся от исполнения уголовного

наказания и административного ареста, для последующей передачи их

соответствующим органам и учреждениям;

9) задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от

прохождения назначенных им в установленном законом порядке принудительных мер

медицинского и воспитательного характера;

10) задерживать и доставлять в приемники-распределители, центры временного

содержания для несовершеннолетних правонарушителей, а также центры социальной

реабилитации лиц в случаях и порядке, предусмотренных законом;

11) доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов

внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в

общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность

самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке,

либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище - по

письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать,

что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и

имущества;

12) задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления или

административного правонарушения, до передачи их военным патрулям, военному

коменданту, командирам воинских частей или военным комиссарам;

13) вносить в соответствии с законом в государственные органы, организации и

общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и

предложения об устранении обстоятельств, способствующих совершению

правонарушений;

14) осуществлять предусмотренные законодательством учеты физических и

юридических лиц, предметов и фактов и использовать данные этих учетов;

использовать для документирования своей деятельности информационные системы,

видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и

специальные средства, не причиняющие вреда жизни, здоровью человека и

окружающей среде;

15) производить регистрацию, фотографирование, звукозапись, кино и

видеосъемку, дактилоскопирование лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении

преступлений, подвергнутых административному аресту, а также лиц, в отношении

которых имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении,

при невозможности установления их личности и иных лиц, в отношении которых в

соответствии с федеральным законом предусмотрена обязательная

дактилоскопическая регистрация;

16) осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с

федеральным законом;

17) применять предусмотренные законом меры по контролю за лицами,

освобожденными из мест лишения свободы, а также осужденными, которым

назначены виды наказания, не связанные с лишением свободы, либо наказание

назначено условно;

18) входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на

принадлежащие им земельные участки, на территорию и в помещения, занимаемые

организациями, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в

совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что

там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а

также для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности

при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и

массовых беспорядках.

О всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в нем граждан

милиция уведомляет прокурора незамедлительно, но не позднее 24 часов;

19) проводить в установленном законом порядке освидетельствование лиц,

подозреваемых в совершении преступления либо в отношении которых имеется

повод к возбуждению дела об административном правонарушении, для определения

наличия в организме алкоголя или наркотических средств либо направлять или

доставлять данных лиц в медицинское учреждение, если результат

освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта

правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении;

20) производить по решению начальника органа внутренних дел (органа милиции)

или его заместителя оцепление (блокирование) участков местности при

ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф, проведении

карантинных мероприятий в случае эпидемий или эпизоотий, пресечении массовых

беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи,

организаций, а также при розыске совершивших побег осужденных и лиц,

заключенных под стражу, преследовании лиц, подозреваемых в совершении

преступлений, осуществляя при необходимости досмотр транспортных средств.

При этом милицией принимаются меры к обеспечению нормальной жизнедеятельности

населения и функционирования народного хозяйства в данной местности;

21) участвовать в пределах своей компетенции в проведении предполетного

досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в

соответствии с настоящим Законом пассажиров, багажа, в том числе вещей,

находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного

персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и

почты;

22) временно ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на

улицах и дорогах, а также не допускать граждан на отдельные участки местности

и объекты, обязывать их остаться там или покинуть эти участки и объекты в

целях защиты здоровья, жизни и имущества граждан, проведения следственных и

розыскных действий;

23) запрещать эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических

неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения, а также

транспортных средств, владельцами которых не исполнена установленная

федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности,

останавливать транспортные средства и проверять документы на право

пользования и управления ими, страховой полис обязательного страхования

гражданской ответственности владельцев транспортного средства, а также

документы на транспортные средства и перевозимые грузы; осуществлять с

участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, осмотр транспортных

средств и грузов; производить досмотр транспортных средств при подозрении,

что они используются в противоправных целях; отстранять от управления

транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные

основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а равно не

имеющих документов на право управления или пользования транспортным

средством; задерживать транспортные средства, находящиеся в розыске;

ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на

улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной

безопасности;

24) осматривать места хранения и использования оружия, боеприпасов к нему и

взрывчатых материалов, а также объекты, где они обращаются; при выявлении

нарушений установленных правил давать обязательные предписания гражданам и

должностным лицам об устранении этих нарушений, изымать указанные предметы,

запрещать деятельность соответствующих объектов, аннулировать выданные

разрешения и применять иные меры, предусмотренные законодательством;

24.1) проводить проверки мест производства, хранения, продажи,

коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного

оружия, производства патронов к оружию и составных частей патронов,

производства, хранения, использования и распространения взрывчатых материалов

промышленного назначения и пиротехнических изделий, а также мест утилизации

боеприпасов, за исключением случаев, установленных законодательством

Российской Федерации, по решению начальника органа внутренних дел или его

заместителя и в порядке, установленном законодательством Российской

Федерации, приостанавливать действие разрешений на хранение, использование и

перевозку взрывчатых материалов промышленного назначения, пиротехнических

изделий IV и V класса в соответствии с национальным стандартом, если условия

их размещения, использования и перевозки угрожают жизни, здоровью или

безопасности граждан либо не выполняются установленные требования учета и

сохранности взрывчатых материалов промышленного назначения и обеспечения

безопасности взрывных работ, до устранения выявленных нарушений;

25) при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность

нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную,

предпринимательскую и торговую деятельность, в целях проверки этих данных по

мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел (органа милиции)

или его заместителя: производить в присутствии двух понятых, а также

представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо его

представителя, которым вручаются копия указанного постановления, а также копии

протоколов и описей, составленных в результате указанных в настоящем пункте

действий, а при отсутствии таковых - с участием представителей органов

исполнительной власти или органов местного самоуправления осмотр

производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест

хранения и использования имущества; производить досмотр транспортных средств в

присутствии двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное

средство, а в случаях, не терпящих отлагательства, - в отсутствие указанного

лица; изучать документы организаций и граждан на материальные ценности, на

денежные средства, временно изымать данные документы с обязательным

составлением протокола и описи изымаемых документов для установления их

подлинности либо при наличии оснований полагать, что эти документы могут быть

уничтожены, сокрыты, заменены или изменены, на срок не более семи суток, а в

случае, если изъятие таких документов приведет к приостановлению деятельности

организации, - на срок не более 48 часов; требовать обязательного проведения

проверок и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности, а

также проводить их в пределах сроков, установленных уголовно-процессуальным

законодательством и законодательством об административных правонарушениях для

проверки сведений о совершенном либо готовящемся преступлении или совершенном

административном правонарушении; изымать с обязательным составлением протокола

образцы сырья и продукции; опечатывать кассы, помещения и места хранения

документов, денег и товарно-материальных ценностей на время проведения

проверок, ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности или

инвентаризации материальных ценностей, но не более чем на семь суток, а в

случае, если эти действия приведут к приостановлению деятельности организации,

- на срок не более 48 часов;[27]

26) осуществлять полномочия лицензирующего органа в соответствии с

законодательством Российской Федерации;

27) изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки,

а также вещи, предметы и вещества, изъятые из гражданского оборота,

находящиеся у граждан без специального разрешения, хранить бесхозяйное

имущество и в установленном порядке решать вопрос об их дальнейшей

принадлежности;

28) использовать транспортные средства организаций, общественных объединений или

граждан, кроме принадлежащих дипломатическим, консульским и иным

представительствам иностранных государств, международным организациям и

транспортных средств специального назначения, для проезда к месту стихийного

бедствия, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной

медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступления, и доставления

их в милицию, а также для транспортировки поврежденных при авариях транспортных

средств и проезда к месту происшествия или сбора личного состава милиции по

тревоге в случаях, не терпящих отлагательства, с отстранением при необходимости

водителей от управления этими средствами;

[28]

29) пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи,

принадлежащими организациям, общественным объединениям и гражданам;

30) получать безвозмездно от организаций и граждан информацию, за исключением

случаев, когда законом установлен специальный порядок получения

соответствующей информации;

31) использовать безвозмездно возможности средств массовой информации для

установления обстоятельств преступлений, а также лиц, их совершивших, для

розыска лиц, скрывшихся от дознания, следствия и суда, и лиц, без вести

пропавших;

32) привлекать граждан с их согласия к сотрудничеству; объявлять о назначении

вознаграждения за помощь в раскрытии преступлений и задержании лиц, их

совершивших, и выплачивать его гражданам и организациям; поощрять граждан,

оказавших помощь милиции в выполнении иных возложенных на нее обязанностей;

33) участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов;

34) в соответствии с законодательством Российской Федерации получать

сведения, составляющие налоговую тайну;

35) при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления,

связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и

сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

Использование милицией предоставленных ей прав возможно только в целях

исполнения обязанностей, возложенных на милицию настоящим Законом.

[29]

§3. Основные направления деятельности милиции

Принципы деятельности милиции:

Деятельность милиции строится в соответствии с принципами уважения прав и

свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности.

Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими

государственными органами, органами местного самоуправления, общественными

объединениями, трудовыми коллективами и гражданами, а также муниципальными

органами охраны общественного порядка, деятельность которых регулируется

федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов

Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного

самоуправления.

Правовая основа деятельности милиции:

Милиция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской

Федерации, настоящим Законом, федеральными законами и иными нормативными

правовыми актами Российской Федерации, международными договорами Российской

Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативными правовыми

актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах их полномочий.

В своей деятельности милиция руководствуется также законами и иными правовыми

актами Союза ССР, действующими на территории Российской Федерации в

соответствии с законодательством Российской Федерации.

[30]

Деятельность милиции и права граждан:

Милиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола,

расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного

положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к

общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или

унижающему человеческое достоинство обращению.

Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на

основаниях и в порядке, прямо предусмотренных законом.

Сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан

разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в

связи с этим его права и обязанности.

Милиция предоставляет возможность задержанным лицам реализовать установленное

законом право на юридическую помощь; сообщает по их просьбе (а в случае

задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании их

родственникам, администрации по месту работы или учебы; при необходимости

принимает меры к оказанию им доврачебной помощи, а также к устранению опасности

чьей-либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания

указанных лиц.[31]

Милиция не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять

информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев,

предусмотренных федеральным законом.

Милиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и

материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы,

если иное не предусмотрено федеральным законом.

В решении возложенных на милицию общественной безопасности задач важная роль

принадлежит службе охраны общественного порядка, осуществляющей

административно-правовую защиту типичных для общественного порядка и

общественной безопасности групповых и межличностных отношений от преступных и

иных противоправных посягательств. Служба охраны общественного порядка

является отраслевой службой милиции общественной безопасности.

Вынесение вопросов общественного порядка на первое место соответствует

положениям Конституции Российской Федерации и закону «О милиции». В

обеспечении общественного порядка участвуют наиболее многочисленные силы

органов внутренних дел: подразделение патрульно-постовой службы милиции

общественной безопасности, службы милиции по охране, содержанию и

конвоированию задержанных и заключенных под стражу, служба участковых

инспекторов милиции и других.

Также административная деятельность милиции затрагивает вопросы предупреждения и

пресечения конкретных видов правонарушений: мелкого хулиганства и иных

административных правонарушений, посягающих на общественный порядок,

безопасность и порядок управления; нарушений, связанных с пьянством и

алкоголизмом, вопросы предупреждения пьянства, наркомании, проституции,

правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, правонарушений в сфере

экономики.[32]

Правовой основой деятельности органов внутренних дел по осуществлению

разрешительной системы является закон РФ «О милиции», в котором предусмотрена

обязанность милиции обеспечивать соблюдение правил приобретения, хранения,

ношения и транспортировки оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, открытия и

функционирования объектов по перечням, определяемым законодательством. Эта

деятельность определяется иными законами, а также указами, постановлениями,

ведомственными нормативными актами Министерства внутренних дел России.

[33]

На уровне Министерства внутренних дел России деятельностью милиции

общественной безопасности руководят: Главное управление обеспечения

общественного порядка, Главное управление государственной инспекции

безопасности дорожного движения, Паспортно-визовое управление.

Деятельность органов внутренних дел по контролю за соблюдением

паспортно-регистрационных правил, осуществляемая при сочетании гласных и

негласных методов, представляет собой совокупность организационных и

практических мероприятий, направленных на выполнение требований

паспортно-регистрационной системы. В процессе реализации этих мероприятий

предупреждаются правонарушения лиц, проживающих без документов или без

регистрации, а также лиц, в прошлом совершивших преступления; выявляются лица,

подозреваемые в совершении преступлений и скрывающиеся от органов правосудия

либо проживающие по подложным или поддельным документам; производится розыск

конкретных, известных органам внутренних дел и безопасности лиц, совершивших

преступление, и т.д.[34]

Непосредственное обеспечение контроля за соблюдением паспортно-

регистрационных правил возлагается на руководителей подразделений паспортно-

визовой службы органов внутренних дел, которые анализируют

правоприменительную практику; обеспечивают планирование, сбор и анализ

практики применения данных правил; разрабатывают предложения по устранению

причин и условий, способствующих совершению правонарушений в жилищной сфере;

контролируют выполнение участковыми инспекторами милиции функциональных

обязанностей по рассматриваемой линии работы; проводят инструктажи и

совещания с личным составом органов внутренних дел и лицами, ответственными

за регистрацию; ведут разъяснительную работу среди населения.

В практическом решении возложенных на органы внутренних дел задач по контролю за

соблюдением паспортно-регистрационных правил важная роль принадлежит участковым

инспекторам милиции, которые несут полную ответственность за состояние

паспортно-регистрационного режима на обслуживаемых участках. В своей работе они

опираются на помощь внештатных сотрудников милиции, добровольных народных

дружин, общественных пунктов охраны порядка, уличных, домовых комитетов и

других сил общественности.[35]

Организационные и практические мероприятия по контролю за соблюдением

паспортно-регистрационных правил осуществляются всеми подразделениями органов

внутренних дел в процессе повседневной работы и при проведении целевых

мероприятий. Мероприятия по обеспечению паспортно-регистрационного режима

включаются в общий план работы органа.[36]

Контроль за соблюдением паспорно-регистрационных правил, осуществляемый

органами внутренних дел, занимает важное место в обеспечении паспортно-

регистрационной системы. Его основное назначение состоит в выявлении

нарушений правовых норм, регламентирующих рассматриваемую систему. Однако

следует иметь в виду, что в процессе такого контроля выявляются лица, ведущие

антиобщественный образ жизни, совершающие хулиганские действия в квартирах и

т.п. Своевременное выявление таких лиц позволяет принять в отношении их

необходимые меры и тем самым нередко исключить возможность совершения или

более серьезных противоправных деяний. Следовательно, контроль за соблюдением

паспортно-регистрационного режима одновременно имеет большое значение и в

профилактике иных, не связанных с паспортными правилами правонарушений, в том

числе преступлений.

В процессе административного надзора за соблюдением требований

паспорно-регистрационной системы применяют отраслевой, территориальный виды

контроля. Отраслевой контроль осуществляется путем последовательной проверки

паспортно-регистрационного режима на предприятия, в учреждениях и организациях,

которые относятся к какой-либо отрасли народного хозяйства и входят в систему

конкретного министерства, ведомства. При территориальном контроле надзор за

соблюдением паспортно-регистрационных правил осуществляется в жилом секторе

населенного пункта, района, микрорайона. Выборочный контроль предполагает

проверку заявлений и сообщений граждан, а также адресов, по которым могут

проживать лица, получившие отказ в регистрации либо регистрации у которых

истек.[37]

Дифференцированный контроль позволяет получить полные и достоверные данные о

состоянии паспортно-регистрационного режима, путем тщательного анализа этих

сведений вскрыть причины и условия, способствующие нарушениям паспортно-

регистрационных правил, и тем самым повысить эффективность и

целенаправленность мероприятий по их устранению. Результаты контроля ложатся

в основу информации о выявленных в ходе проверок наиболее характерных

нарушениях, а также предложений по их искоренению, которые органы внутренних

дел направляют в местные органы власти и управления, подразделения

Федеральной миграционной службы, в министерства и ведомства.

Контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства

установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда

через территорию Российской Федерации осуществляет милиция во взаимодействии с

Федеральной миграционной службой России, предприятиями, учреждениями,

организациями, обслуживающими иностранных граждан. Практическая организация и

осуществление контроля возлагаются в МВД – на ГУООП, в МВД республик в составе

России, УВД (ГУВД), УВДТ – на одного из заместителей министров, заместителей

начальников перечисленных органов внутренних дел, в горрайорганах внутренних

дел – на начальников этих органов.[38]

Органы внутренних дел (милиция) контролируют, чтобы все находящиеся на

обслуживаемой ими территории иностранные граждане и лица без гражданства

выполняли свои обязанности, установленные законодательством о правовом

положении иностранных граждан в России, соблюдали правила пребывания

иностранных граждан в России, правила транзитного проезда иностранных граждан

через территорию России, а также действующие законы и иные нормативные акты.

Органы внутренних дел (милиция) проверяют наличие у иностранных граждан

разрешений на пребывание в данном пункте и паспортов.

[39]

Основным нормативным актом, определяющим требования к безопасности дорожного

движения, являются Правила дорожного движения, контроль за соблюдением

которых возложен на дорожно-патрульную службу. Основная задача данной службы

– обеспечение дорожного движения, которое обеспечивается ее силами:

специализированными полками, отдельными батальонами, отдельными ротами,

отдельными взводами. В составе горрайорганов внутренних дел создаются роты,

взводы, в том числе моторизированные, или группы дорожного движения.

Для выполнения специальных мероприятий в районах чрезвычайного положения,

организации и проведения межрегиональных операций, экскортирования и

сопровождения автомобилей специального назначения МВД России могут быть

образованы строевые подразделения особого назначения ГИБДД. Управление силами

средствами рот, взводов, групп дорожно-патрульной службы осуществляют

руководство ГО (РО) ВД и начальники ГИБДД.

Оперативное управление силами и средствами строевых подразделений в период

несения службы осуществляют дежурные части этих подразделений, а

моторизованных взводов (групп) – дежурные части ГО (РО) ВД, которые:

- ведут сбор, обработку и оценку информации по вопросам обеспечения

безопасности дорожного движения на обслуживаемой территории;

- осуществляют прием и регистрацию в журнале учета дорожно-

транспортных происшествий, сообщений и заявлений о таких событиях, а также

прием и регистрацию в установленном порядке сообщений и заявлений о

преступлениях и других правонарушениях;

- организуют выезд инспекторов-дежурных на места дорожно-транспортных

происшествий для оформления и осуществления неотложных действий, реализации

мер по ликвидации их последствий, а также организуют и проводят работу по

розыску и задержанию угнанных, похищенных автомототранспортных средств,

участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных

происшествий, регистрируют в установленном порядке сообщения о таких

противоправных деяниях;

- организует в установленном порядке сопровождение патрульными

автомобилями (мотоциклами) ГИБДД автомототранспортных средств, в том числе и

на договорной основе;

- устанавливают личности доставленных в дежурную часть граждан,

составляют материалы об административных правонарушениях в сфере дорожного

движения и т.д.;

- организуют взаимодействие суточных нарядов строевого подразделения

с нарядами других служб и подразделений органов внутренних дел, общественными

формированиями по охране правопорядка;

- выдают инспекторскому составу и принимают от него вооружение,

оперативно-технические и специальные средства, обеспечивают их сохранность в

помещении дежурной части;

- осуществляют прием оформленных материалов об административных

правонарушениях в сфере дорожного движения, проводят их регистрацию,

организуют хранений и выдачу задержанного автомототранспорта;

- обеспечивают выполнение внутреннего распорядка, осуществляют

контроль за соблюдением пажарн6ой безопасности и санитарных правил в здании

строевого подразделения;

- осуществляют информационно-справочную работу.[40]

Для осуществления контроля за дорожным движением организуются: пешее

патрулирование, несение службы на стационарных постах, патрулирование на

автомобилях и мотоциклах, вертолетное патрулирование.

Пешее патрулирование – применяется для осуществления контроля и

выполнения распорядительно – регулировочных действий на небольших, напряженных

по интенсивности движения и опасных в аварийном отношении участках дорог.

Стационарный пост ГИБДД – это место несения службы сотрудниками

дорожно-патрульной службы, служебное помещение, оборудованное

оперативно-техническими и специальными средствами.

Контрольные посты милиции – включаются в межрегиональную специальную

заградительную систему. Они, как правило, создаются для обеспечения

эффективного взаимодействия по выявлению и задержанию автомототранспорта,

используемого в противоправных целях, и лиц совершивших преступление либо

подозреваемых в их совершении.

Открытый контроль – осуществляется сотрудниками на автомобилях и

мотоциклах, имеющих специальную окраску. Ими в процессе несения службы

используется такие тактические приемы:

- движение в потоке транспортных средств (для контроля за поведением

водителя в целях предупреждения и выявления нарушений правил дорожного

движения);

- движение впереди транспортного потока со скоростью, не превышающей

установленную (для предупреждения превышения скорости);

- остановка у опасных в аварийном отношении мест (для предостережения

участков дорожного движения и пресечения правонарушений);

- остановка патрульного автомобиля (мотоцикла) в местах наилучшей его

видимости для всех участников дорожного движения с одновременно пешим

перемещением инспектора к наиболее напряженным по интенсивности движении

участков.

Скрытый контроль - на патрульных автомобилях с обычной окраской

осуществляется, как правило в дневное время, а в вечернее - лишь на участках

дорог, имеющих достаточную освещенность, ширину и хорошее покрытие. В случае

если сотрудник одет в гражданскую одежду, у него обязательно должен быть

нагрудный знак.

Смешанный контроль – организуется одновременно на двух патрульных

автомобилях, один из которых имеет специальную окраску или опознавательные

знаки, второй – обычную окраску. Взаимодействие между нарядами при смешенном

контроле и координация их совместных действий осуществляется с помощью радио

связи.

Контроль при несении службы - заключается в визуальном или с помощью

специальных технических средств наблюдения за выполнением участниками движения

Правил и иных норм, действующих в сфере безопасности дорожного движения.

Предостережение участков дорожного движения представляет собой

воздействие на их поведение самим пребыванием сотрудника на наиболее

напряженном участке маршрута, на месте происшествия или стихийного бедствия, а

также путем предупреждения водителей о возможных последствиях, которые могут

наступить в результате несоблюдения ими правил дорожного движения.

Пресечение правонарушения заключается в обязательном реагировании

сотрудника на неправомерные действия участников дорожного движения с целью

предотвращения происшествий и предупреждения их возможных последствий,

обеспечении применения в отношении нарушителей установленных мер воздействия.

К распорядительно-регулировочным действиям относятся регулирование

движения жестами, которое осуществляется в местах временных заторов в движении,

связанных в том числе с дорожно-транспортными происшествиями, при проведении

массовых и специальных мероприятий, при неисправной светофорной сигнализации,

при обеспечении перехода дорог пешеходами и в других случаях осложнения

дорожной обстановки.[41]

А также административная деятельность милиции выполняется на:

1. Железнодорожном транспорте:

- вокзалы;

- остановочные пункты;

- платформы;

- станции в пределах их границ со всеми объектами МПС, перегоны

(только на железнодорожном полотне), подвижный состав, находящийся на

участках оперативного обслуживания органов внутренних дел на транспорте;

- пешеходные и переходные мосты, подземные переходы, если они служат

только для выхода и посадки пассажиров в поезда;

- железнодорожные подъездные пути МПС общего пользования от стрелки

примыкания до откидного бруса или знака «граница подъездного пути», кроме

путей, сданных в аренду, и предприятий промышленного железнодорожного

транспорта;

- грузовые дворы и контейнерные площадки (пункты) в пределах их

ограждения, при отсутствии ограждения – границей следует считать периметр

складирования грузов и контейнеров;

- стационарные прирельсовые склады, сортировочные рамы, пакгаузы,

ангары, другие складские помещения грузового хозяйства МПС, находящиеся в

границах станций.

2. На воздушном транспорте:

- аэродромы в их границах;

- аэровокзалы;

- воздушные суда.

3. На морском транспорте:

- морские порты и судоходная часть их акваторий;

- вокзалы;

- места хранения и переработки грузов на территории портов;

- гидротехнические сооружения и навигационные средства, расположенные

в пределах судоходной части морских портов;

- суда и другие плавательные средства, находящиеся у причалов и на

рейдах акватории морского порта.

4. На речном транспорте:

- речные порты;

- вокзалы и пристани;

- охраняемые территории шлюзов;

- причалы (за исключением причалов для плавсредств баз отдыха и

лодочных станций);

- пункты отстоя и ремонта судов государственного концерна «Росречфлот»;

- главный судовой ход акватории рек и каналов без учета боковых

протоков (на главном форваторе);

- суда и другие плавсредства государственного концерна «Росречфлот»,

находящиеся на главном судовом ходу, в пунктах ремонта и отстоя, у пристаней

и причалов порта;

- плавучие знаки судовой обстановки.[42]

Контроль ГИБДД за техническим состоянием транспортных средств осуществляется

в следующих формах:

- государственные периодические технические осмотры автомобилей и

прицепов к ним;

- проверка исправности транспортных средств в период между

техническими осмотрами (оперативный контроль – проверка технического

состояния автотранспорта при выходе на линию, возвращении в гараж, на линии в

процессе эксплуатации);

- обследование автотранспортных предприятий с целью выяснения

содержания транспортных средств участниками дорожного движения в исправном

состоянии (полное или частичное);

- технический осмотр транспорта при постановке на учет;

- контроль за качеством ремонта и обслуживания транспортных средств

на станциях технического обслуживания;

- проверка состояния транспортных средств, участвовавших в

дорожно-транспортных происшествиях.[43]

Основными формами контроля за подготовкой водительских кадров,

осуществляемого регистрационно-экзаменационными подразделениями ГИБДД

являются:

- регистрация учебных организаций, осуществляющих подготовку

водительских кадров и контроль за ходом этой подготовки;

- прием экзаменов по Правилам дорожного движения и навыкам

практического вождения транспортных средств;

- выдача удостоверений на право управления транспортными средствами

различных категорий.[44]

Заключение

В дипломной работе мы попытались проанализировать действующее

законодательство и существующие точки зрения, касающиеся административно-

правового статуса милиции в Российской Федерации.

По итогам исследования, на наш взгляд, можно сделать следующие выводы:

Вывод Первый: Несмотря на то, что система органов милиции в

настоящее время устоялась, бытует большое количество мнений и предложений по ее

реконструированию, при этом некоторые из них заслуживают, на наш взгляд,

внимания.

Вывод Второй: На протяжении всего существования милиция в

Российской Федерации выполняла и выполняет различные функции, иногда не совсем

ей свойственные, что приводит к распылению сил и ненадлежащему выполнению

основных функций.

Вывод Третий: Административно-правовой статус милиции определен в

Российской Федерации, но в практической деятельности постоянно возникают

сложности с использованием действующего законодательства.

Вывод Четвертый: В процессе выполнения своих функций отдельными

работниками милиции допускаются серьезные нарушения действующего

законодательства, что сказывается на отношении населения Российской Федерации к

милиции в целом.

В связи с этим, на наш взгляд, существует необходимость в реформировании

законодательства и его стабилизации, что исключает постоянные изменения в

работе милиции, улучшает качество выполнения милицией ее функций.

Кроме этого в процессе дипломного исследования, предлагается следующие меры

по укреплению административно-правового статуса милиции:

1. Необходимо изменить структуру милиции, исключив из

нее органы предварительного следствия, оставить только дознание, что позволит

милиции заниматься непосредственно охраной жизни, здоровья, интересов и прав

граждан.

2. Исключить из функций милиции несвойственное ей, что

позволит высвободить силы для выполнения основных функций.

3. В целях предотвращения нарушений работниками милиции,

их функциональных обязанностей необходимо усилить контроль за их

деятельностью и обеспечить достаточное правовое образование сотрудников

милиции.

На наш взгляд, все изложенное позволит усовершенствовать деятельность милиции

в Российской Федерации, стабилизировать ее административно-правовой статус, и

упрочить положение милиции в глазах общественности российской Федерации.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

1. Федеральный закон «О милиции» от 18.02.1993г.// ведомости СНД ВС РСФСР, от

18.04.1993г. №16 с изменениями и дополнениями от 01.04.2005г.// Российская

газета №68 от 05.04.2005г. 2. Положение «О службе в органах внутренних

дел Российской Федерации» (постановление Верховного Совета Российской Федерации

от 31.12.1992г.)// Российская милиция: законы, указы, постановления, положения

(1991-1993гг.). – Москва, 1993. 3. Положение «О милиции общественной

безопасности»// Российская милиция: законы, указы, постановления, положения

(1991-1993 гг.). – Москва, 1993. 4. Приказ МВД Российской Федерации

№84 от 02.03.1993г. «О мерах по реализации Указа президента Российской

Федерации от 12.02.1993г. № 209 «О милиции общественной безопасности (местной

милиции) в Российской Федерации»».

5. Конституция Российской

Федерации. – Москва, 2003.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.В.И.Полубинский, Два века на страже правопорядка/В.И.Полубинский//Российской

право.2002.№9.с.60 2. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные

органы. – Москва, 1998. 3. Четвериков В.С., Четвериков В.В. Основы

управления в органах внутренних дел. Учебное пособие. – Москва, 1997.

4. Капитонов С.С. Ведущая функция милиции. – Москва, 2002.

5.

Правоохранительные органы/ под ред. Свиридова М.К. – Томский Государственный

Университет, 2002. 6. Коренева А.П. Административная деятельность

органов внутренних дел. Особенная часть. – Москва, 1997. 7. Рыжаков

А.П. Комментарий к закону Российской Федерации «О милиции». – Москва, 2004.

8. Административное право/ Под ред. Попова Л.Л. – Москва, 2004. 9. Роша

А.Н. Стимулирование служебной деятельности работников милиции. Учебное пособие.

– Москва, 1997. 10. Артомонов В.С., Дамбровский В.В., Маркелов В.А.,

Огородников А.А. Основы управления органами внутренних дел. Курс лекций. Часть

I. – Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1994. 11.

Административное право России/ Под ред. Коренева А.П. - Москва, 1997.

12. Основы управления в органах внутренних дел/ Под ред. Коренева А.П. – Москва,

1998. 13. Система правоохранительных органов России/ Под ред. Галузо

В.И. – Москва, 2000. 14. Правоохранительные органы Российской

Федерации/ Под ред. Божьева В.П. – Москва, 1999. 15. Колонтаевский

Ф.Е. Курс административно-правового регулирования деятельности органов

внутренних дел в системе управленческих знаний руководителей. – Москва, 1999.

16. Анисимков В.М. О приоритетных направлениях развития системы органов

внутренних дел. – Москва, 2000. 17. Беляева Л.И. Теория управления

правоохранительной деятельностью органов внутренних дел. – Москва, 1999.

18. Соловей Ю.П. К вопросу о функциях в милиции. – Красноярск, 1998.

19. Теория управления в сфере правоохранительной деятельности/ Под ред. Малкова

В.Д. – Москва, 1990. 20. Герасимов А.П. Контроль в управленческой

деятельности органов внутренних дел. Лекция. – Москва, 1983. 21.

Аврутин Ю.Е. Логико-правовые и социальные построения и оценки концептуальных

моделей эффективного функционирования органов внутренних дел. –

Санкт-Петербург, 2000. 22. Братко А.Г. Правоохранительная система. –

Москва, 1991. 23. Колодкин Л.М. Теория управления правоохранительной

деятельностью органов внутренних дел. – Москва, 1999. 24. Аврутин Ю.Е.

Эффективность деятельности органов внутренних дел. – Москва, 1998.

[1] Федеральный закон «О

милиции» от 18.02.1993г.// ведомости СНД ВС РСФСР, от 18.04.1993г. №16 с

изменениями и дополнениями от 01.04.2005г.// Российская газета №68 от

05.04.2005г.

[2] Рыжаков А.П.

Комментарий к закону Российской Федерации «О милиции». – Москва, 2004.

[3] Рыжаков А.П. Комментарий к закону Российской Федерации «О милиции». –

Москва, 2004.

[4] Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. – Москва, 1998.

[5] Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. – Москва, 1998.

[6] Правоохранительные органы/ под ред.

Свиридова М.К. – Томский Государственный Университет, 2002.

[7] Рыжаков А.П. Комментарий к закону Российской Федерации «О милиции». –

Москва, 2004.

[8] Основы

управления в органах внутренних дел/ Под ред. Коренева А.П. – Москва, 1998.

[9] Основы управления в органах внутренних дел/ Под ред. Коренева А.П. –

Москва, 1998.

[10] Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. – Москва, 1998.

[11] Рыжаков А.П. Комментарий к

закону Российской Федерации «О милиции». – Москва, 2004.

[12] Правоохранительные органы Российской Федерации/ Под ред. Божьева В.П. –

Москва, 1999.

[13]

Правоохранительные органы Российской Федерации/ Под ред. Божьева В.П. – Москва,

1999.

[14] Система

правоохранительных органов России/ Под ред. Галузо В.И. – Москва, 2000.

[15] Роша А.Н. Стимулирование служебной деятельности работников милиции.

Учебное пособие. – Москва, 1997.

[16] Капитонов С.С. Ведущая функция милиции. – Москва, 2002.

[17] Административное право/ Под ред. Попова Л.Л. – Москва, 2004.

[18] Федеральный закон «О милиции» от

18.02.1993г.// ведомости СНД ВС РСФСР, от 18.04.1993г. №16 с изменениями и

дополнениями от 01.04.2005г.// Российская газета №68 от 05.04.2005г.

[19] Рыжаков А.П. Комментарий к закону

Российской Федерации «О милиции». – Москва, 2004.

[20] Федеральный закон «О милиции» от

18.02.1993г.// ведомости СНД ВС РСФСР, от 18.04.1993г. №16 с изменениями и

дополнениями от 01.04.2005г.// Российская газета №68 от 05.04.2005г.

[21] Колонтаевский Ф.Е. Курс административно-правового регулирования

деятельности органов внутренних дел в системе управленческих знаний

руководителей. – Москва, 1999.

[22] Коренева А.П. Административная деятельность органов внутренних дел.

Особенная часть. – Москва, 1997.

[23] Административное право России/ Под ред. Коренева А.П. - Москва, 1997.

[24] Колонтаевский Ф.Е. Курс административно-правового регулирования

деятельности органов внутренних дел в системе управленческих знаний

руководителей. – Москва, 1999.

[25] Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. – Москва, 1998.

[26] Федеральный закон «О милиции» от

18.02.1993г.// ведомости СНД ВС РСФСР, от 18.04.1993г. №16 с изменениями и

дополнениями от 01.04.2005г.// Российская газета №68 от 05.04.2005г.

[27] Рыжаков А.П. Комментарий к закону Российской Федерации «О милиции». –

Москва, 2004.

[28] Рыжаков

А.П. Комментарий к закону Российской Федерации «О милиции». – Москва, 2004.

[29] Федеральный закон «О милиции» от 18.02.1993г.// ведомости СНД ВС РСФСР,

от 18.04.1993г. №16 с изменениями и дополнениями от 01.04.2005г.// Российская

газета №68 от 05.04.2005г.

[30]

Федеральный закон «О милиции» от 18.02.1993г.// ведомости СНД ВС РСФСР, от

18.04.1993г. №16 с изменениями и дополнениями от 01.04.2005г.// Российская

газета №68 от 05.04.2005г.

[31]

Колонтаевский Ф.Е. Курс административно-правового регулирования деятельности

органов внутренних дел в системе управленческих знаний руководителей. – Москва,

1999.

[32] Конституция Российской Федерации. – Москва, 2003.

[33] Административное право/ Под ред. Попова Л.Л. – Москва, 2004.

[34] Колодкин Л.М. Теория управления

правоохранительной деятельностью органов внутренних дел. – Москва, 1999.

[35] Коренева А.П. Административная деятельность органов внутренних дел.

Особенная часть. – Москва, 1997.

[36] Административное право России/ Под ред. Коренева А.П. - Москва, 1997.

[37] Коренева А.П. Административная деятельность органов внутренних дел.

Особенная часть. – Москва, 1997.

[38] Аврутин Ю.Е. Логико-правовые и социальные построения и оценки

концептуальных моделей эффективного функционирования органов внутренних дел. –

Санкт-Петербург, 2000.

[39]

Артомонов В.С., Дамбровский В.В., Маркелов В.А., Огородников А.А. Основы

управления органами внутренних дел. Курс лекций. Часть I. – Санкт-Петербургский

юридический институт МВД России, 1994.

[40] Коренева А.П. Административная деятельность органов внутренних дел.

Особенная часть. – Москва, 1997.

[41] Коренева А.П. Административная деятельность органов внутренних дел.

Особенная часть. – Москва, 1997.

[42] Коренева А.П. Административная деятельность органов внутренних дел.

Особенная часть. – Москва, 1997.

[43] Четвериков В.С., Четвериков В.В. Основы управления в органах внутренних

дел. Учебное пособие. – Москва, 1997.

[44] Аврутин Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел. –

Москва, 1998.



(C) 2009