Научная Петербургская Академия

Контрольная: Законность, правопорядок и дисциплина

Контрольная: Законность, правопорядок и дисциплина

ЕЛАБУЖСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ШКОЛА МИЛИЦИИ МВД РФ

ОТДЕЛЕНИЕ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Курс 1

Зачетная

книжка № 104

Группа 4

Вариант

№ 14

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ТЕОРИИ

ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

Тема: Законность правопорядок и дисциплина.

Выполнил:

Слушатель Кочуров Александр Владимирович

Служебный адрес:

г. Ижевск............................................

ул. Молодежная, 103..........................

...........................................................

Тел. 36-42-46......................................

Регистр. номер ..................................

от .......................................................

Домашний адрес:

г. Ижевск............................................

ул. Степана Разина, д. 52, кв. 13........

...........................................................

Тел. 30-74-86......................................

Рецензент:

.............................................................................

..

Оценка

....................................................................................

Дата..........................................................................................

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

1. Понятие и признаки

законности................................................................

2. Понятие правопорядка, общественного порядка и дисциплины. Роль ОВД в

укреплении законности, правопорядка и дисциплины..........................

3. Гарантии законности и

правопорядка......................................................

Список использованной

литературы.............................................................

ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЗАКОННОСТИ.

ЗАКОННОСТЬ ЕСТЬ СТРОГОЕ И ПОЛНОЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРЕДПИСАНИЙ ПРАВОВЫХ

ЗАКОНОВ И ОСНОВАННЫХ НА НИХ ЮРИДИЧЕСКИХ АКТОВ ВСЕМИ СУБЪЕКТАМИ ПРАВА.

Законность характеризуется следующими основными признаками:

Во-первых, важнейшей чертой законности является её всеобщность.

Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в

пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения

установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не

может уклониться от обеспечения и защиты законных прав личности. Приоритетным

субъектом правового регулирования является граждане государства. Государство

обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения

разнообразных интересов своих граждан.

Всеобщность, как необходимая черта законности, в одинаковой мере относится

и к государству, и к его гражданам. Государство ответственно перед

гражданином, а гражданин перед государством. Если в законах государства

выражаются действительные интересы его граждан, то правовые предписания

реализуются без принудительных мер государственного воздействия. Понятно,

что государство не может учесть всю гамму индивидуальных интересов, да и не

должно.

Однако посредством законодательной деятельности оно может и должно

предоставлять своим гражданам возможность самостоятельно распоряжаться

собственными благами и свободной деятельности. Обеспечение всеобщности

соблюдение правовых предписаний - задачи государства и его органов. Обладая

необходимыми организационными, материальными и принудительными средствами,

оно призвано надёжно охранять законные права и интересы граждан. Сами

граждане внегосударственно-правовых структур не могут установить режим

законности в общественной жизни.

Во-вторых, законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами.

Однако оценить состояние режима законности в стране можно только на основании

того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности

общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют

и охраняют интересы только отдельных лиц и определённых социальных групп,

не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, -

законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы

различных слоёв населения, но не гарантируют их, - то и здесь не может идти

речи о законности.

Таким образом, режим законности в правовом государстве предполагает наличие

двух взаимосвязанных факторов: - совершенного, чётко отработанного

законодательства, отвечающего потребностями - полный и безусловной

реализацией предписаний законов и подзаконных правовых актов

государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными

объединениями.

Каковы же основные требования законности?

1. Верховенство закона по отношению ко всем другим правовым актам. В

правовом государстве закон обладает высшей юридической силой. Он выступает

главным, основополагающим регулятором общественных отношений. Те отношения,

которые в силу объективных условий должны находиться в сфере правового

воздействия, регулируются, как правило, законом. Подзаконные акты действуют

лишь в том случаи, когда какие-либо отношения законодательно не

урегулированы. При этом он должны издаваться в строгом соответствии с законом

и на основе закона.

2. Единство понимания и применения законов на всей территории их

действия. Законы представляют абсолютно одинаковые требования ко всем

субъектам, находящемся в сфере временного и пространственного действия.

Законы федеративного государства имеют одинаковую силу на территории все

государственных образования, входящих в состав федерации. Единое понимание

сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность

правоприменительной деятельности компетентных органов и должностных лиц. Она

соответствует действительному смыслу законов и проводит в жизнь заложенные в

нём регулятивные функции.

3. Равная возможность всех граждан пользоваться защитой закона и их

равная обязанность следовать их предписаниям (равенство всех перед законом и

судом). Прочий эффективный режим законности в обществе возможен только в

условиях равенства всех людей перед законом и судом. С одной стороны,

субъекты права должны в полном объёме выполнять возложенные на них

обязанности, подчиняться требованиям закона. С другой стороны, государство

должно создавать все необходимые условия для осуществления их законных прав

и интересов. Права и свободы других лиц. В условиях правовой

государственности это требование имеет принципиальное значение, поскольку

свобода одного человека не может быть реализована в ущерб свободе другого.

Закон не допускает ущемление прав одних за счёт прав других граждан

государства.

4. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности.

Почему нельзя противопоставлять законность целесообразность? Прежде всего,

потому, что правовые законы сами обладают высшей общественной

целесообразностью. В них максимально отражаются как общественные, так и

индивидуальные интересы людей. Целесообразность закона не может

игнорироваться целесообразностью житейской. Нарушает требование закона,

некоторые должностные лица и граждане оправдывают свои противоправные

действия местной и индивидуальной целесообразностью. Они утверждают, что в

данных конкретных условиях соблюдение закона нецелесообразно, и подменяют

его субъективными противозаконными действиями, с точки зрения более

полезными и нужными для данного случая.

5. Предотвращение и эффективная борьба с правонарушениями -важное

требование законности. Правовое государство создаёт необходимые

материальные, политические, социальные и другие предпосылки для

предотвращения и пресечения правонарушений. Благоприятные материальные

условия жизни, социальная защищённость населения, политическая стабильность

в стране, наличие справедливых правоохранительных законов составляют

реальную основу режима законности.

Непосредственная защита интересов субъектов права, любого гражданина,

проживающего на территории государства, осуществляется специальными

правоохранительными органами: судом, прокуратурой, арбитражем, милицией.

Обеспечивая законное функционирование общественных отношений, эти органы в

необходимых случаях применяют к правонарушителям различные меры

государственного принуждения.

Решения конституционного суда являются окончательными, опротестованию и

обжалованию не подлежат. Таким образом, требования законности в единстве и

взаимодействии обеспечивают стабильность и гармоничность общественной жизни,

способствуют развитию гражданского общества в соответствии с объективными

законами исторического процесса.

Законность представляет собой процесс осуществления законов. Режим

законности означает такое состояние общественной жизни, при котором

участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические

права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в

общественной жизни, который соответствует предписания правовых норм. Другими

словами, в результате действия законность в обществе складывается правовой

порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений.

ПОНЯТИЕ ПРАВОВОРЯДКА,

ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

И ДИСЦИПЛИНЫ

ПРАВОПОРЯДОК - ЭТО СИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНЙИ, КОТОРАЯ

УСТАНАВЛИВАЕТСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ТОЧНОГО И ПОЛНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПИСАНИЯ

ПРАВОВЫХ НОРМ ВСЕМИ СУБЪЕКТАМИ ПРАВА.

Порядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни

общества. Качество степень правопорядочности общественной жизни во многом

определяет общие "здоровье" всего общественного организма и его индивидов.

В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика,

достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной

власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и

частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека,

максимально удовлетворяется его материальные и духовные потребности.

Формирование правового порядка участвует все элементы механизма правового

регулирования общественных отношений. Их причинно - следственная связь

составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном

счёте к установлению правового порядка.

1. Нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка,

первичная звено механизма правового регулирования, моделирующее "идеальный"

правопорядок.

2. Правоотношение - элемент механизма правового регулирования,

обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем

правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения

участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На

этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность,

призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов

правоотношений.

3. Акты реализации юридических прав и обязанностей являются

завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и

обязательности участников правоотношений реально воплощаются в их

поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему

общественных отношений, которая и образует правовой порядок.

Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то

есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло цели

правового регулирования.

СТРУКТУРА ПРАВОПОРЯДКА - это единство и одновременное разделение

урегулированной правовой системы общественных отношений в соответствии со

особенностями их отраслевого содержания.

Правопорядок есть реализованная система права. Он включает

конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие

виды общественных отношений, урегулированные с нормами соответствующих

отраслей права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не

только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые

урегулированы подотраслями и институтами права.

ОСОБЕННОСТЬ ПРАВОПОРЯДКА как специфической системы общественных

отношений выражается в том, что складывается оно только на основе правовых

норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком

охватывается далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определённая

часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она

находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных

организаций и других неправовых нормативных регуляторов. В этом смысле

правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений,

складывающийся под воздействием нормативного регулирования. Это часть

общественного порядка.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК представляет собой всю совокупную систему

общественных отношений, которая складывается в результате реализации социальных

норм: норм права, норм морали, норм общественных организаций, норм неправовых

обычаев, традиций и ритуалов.

В правовом государстве все элементы общественного порядка

взаимодействуют между собой и находятся под его защитой. Однако только

порядок охраняется специальными государственно-правовыми мерами. Другие

элементы общественного порядка обеспечиваются своими средствами

воздействия: моральными, собственно-общественными, естественными навыками и

привычками, силой традиции.

ВОИНСКИЙ ПРАВОПОРЯДОК - составная часть общего правопорядка. Он

формируется на основе общих принципов права, отражает определённые

потребности жизни общества, без которых оно не может нормально

функционировать.

Поскольку вооружённые силы - это специфическая государственная

организация, специально предназначенная для ведения вооружённой борьбы,

от содержание её деятельности значительно отличается от поведения других

участников общественных отношений, не входящих в состав данной организации.

Этим объясняются особенности и специфические черты воинского правопорядка.

ВОИНСКИЙ ПРАВОПОРЯДОК - ЭТО ТАКАЯ СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ, КОТОРАЯ СКЛАДЫВАЕТСЯ

МЕЖДУ СУБЪЕКТАМИ ВОЕННОГО ПРАВА В РЕЗУЛЬТАТЕ СТРОГО И ТОЧНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

ИМИ ПРЕДПИСАННОЙ ВОЕННО-ПРАВОВЫХ НОРМ.

Особенности воинского правопорядка выражаются в следующем:

ВО-ПЕРВЫХ, воинский правопорядок формулируется на основе таких правовых

норм, которые специально предназначены для регулирования специфических

общественных отношений, возникающих в области строительства, жизни и

деятельности вооруженных сил. Эти нормы содержатся в различных актах

военного законодательства.

ВО-ВТОРЫХ, воинский правопорядок имеет специфическое содержание. Он включает

только те общественные отношения, которые возникают в процессе боевой

подготовке войск, при несении военнослужащими внутренней и караульной

службе, в ходе выполнения боевых задач в военное время. Такие общественные

отношения по своему содержанию характерны только для военной организации

и не имеет распространения в условиях гражданской жизни.

Составной частью воинского правопорядка является порядок уставной,

представляющей собой систему взаимоотношений, между военнослужащими, которая

строится в строгом соответствии с предписаниями воинских уставов и

наставлений.

Воинский правопорядок складывается на основе законности, в результате точной

реализации правовых норм всеми военнослужащими, воинскими должностными

лицами, воинскими организациями. Он воплощает в себе социальную

справедливость, равенство всех перед законом, демократизм и другие

принципиальные правовые положения. Отношения между военнослужащими в

процессе их служебной деятельности строится на началах гуманизма,

товарищеской взаимопомощи и ответственности за свои действия

Понятие «ДИСЦИПЛИНА» в трудах античных философов, историков трактовалось

как «повиновение законной власти», «хороший порядок», «согласованность

действии». Оно также рассматривалось как великая добродетель гражданина, важное

личностное качество. Так, Плутарх в дисциплине видел источник силы и мощи

государства. На обязательность следования требованиям норм общества и

руководителей указывал и Платон. В частности, он отмечал: «Дело обстоит так:

кто где занял место в строю, находя его самым лучшим для себя, или где кого

поставил начальник, то там... и должен оставаться, несмотря на опасность,

пренебрегая и смертью, и всем, кроме позора».

Дисциплина в широком смысле есть «обязательное для всех членов какого - либо

коллектива подчинение установленному порядку, правилам». Она - необходимое

условие нормального существования любого общества.

Одним из первых отечественных документов, в котором затрагивались вопросы

дисциплины, были «Поучения» князя Владимира Мономаха. В них излагались

требования к воеводам - быть примером для своих подчиненных в сражениях, а к

дружинникам - беспрекословно исполнять приказы.

Дальнейшее развитие государства, изменение средств и способов управления

потребовало от органов управления большей организованности, точности,

исполнительности. Современные условия предполагают выполнение задач с

огромными физическими и моральными нагрузками, осуществление которых

невозможно без крепкой служебной дисциплины.

Служебная дисциплина

Служебная дисциплина сотрудников органов внутренних дел является

разновидностью государственной дисциплины. Она призвана регулировать

служебную деятельность, взаимоотношения между сотрудниками, отношения в

подразделениях с целью обеспечения высокого уровня организованности и

работоспособности. Ее отличие от других видов государственной дисциплины

(общественной, трудовой, финансовой и т.д.) обусловлено характером служебной

деятельности органов внутренних дел, которая требует от людей, осуществляющих

ее, особой собранности, точности, исполнительности, выдержки,

взаимопонимания, мобильности, оперативности исполнения всех

распоряжений и т. п.

Понятие «служебной дисциплины» включает в себя: обязательность ее требований

для всех категорий сотрудников органов внутренних дел; совпадение целей

законности и служебной дисциплины; детальную регламентацию правил поведения

по всему спектру служебной деятельности; повышенную правовую ответственность

за нарушение требований служебной дисциплины; обязательное соблюдение

нравственных норм; единство безусловного выполнения установленных норм и

проявления активности, самостоятельности, творчества и т.п. Статья 34

Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации определяет

служебную дисциплину в органах внутренних дел следующим образом: «Служебная

дисциплина в органах внутренних дел означает соблюдение сотрудниками органов

внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации,

Присягой, контрактом о службе, а также приказами министра внутренних дел

Российской Федерации, прямых начальников порядка и правил при выполнении

возложенных на них обязанностей и осуществлении имеющихся у них правомочий».

Дисциплина основывается на осознании каждым сотрудником органов внутренних

дел своих служебных обязанностей и своей личной ответственности за ее

результаты. Причем дисциплина не ущемляет права личности и не отвергает

инициативу. Она обеспечивает сплоченность сотрудников органов внутренних дел,

их готовность выполнять служебные задачи. Следовательно, служебная дисциплина

есть, во - первых, знание сотрудниками законов и иных нормативных актов,

регламентирующих деятельность органов внутренних дел, во - вторых, их точное,

строгое и сознательное исполнение.

Служебная дисциплина призвана регулировать служебную деятельность,

взаимоотношения между сотрудниками. Она создает в служебном коллективе

здоровый морально - психологический климат, обеспечивает высокую

управляемость подразделениями и дает возможность с наибольшей эффективностью

использовать время, материальные ресурсы и человеческие силы для решения

служебных задач.

Без дисциплины органы внутренних дел существовать не могут. Служба в органах

внутренних дел, ее специфика требуют жесткой регламентации деятельности и

поведения сотрудников органов внутренних дел.

С помощью дисциплины достигается координация действий, обеспечиваются

субординация, товарищеская взаимопомощь. Ее соблюдение дает возможность

суммирования усилий многих людей, является высокоэффективным средством

социального управления.

В ходе коллективной деятельности и с помощью устоявшихся норм, традиций,

обычаев люди научились соблюдать определенные правила, что способствует

эффективному решению стоящих задач.

Главным стержнем дисциплины является беспрекословное повиновение, точное и

своевременное исполнение приказов и распоряжений. Можно сказать, что сущность

сознательной дисциплины состоит в знании правил поведения и установленного

порядка, понимании их необходимости и в устойчивой привычке их соблюдения.

Условием соблюдения требований дисциплины и его результатом выступает личная

дисциплинированность сотрудника органов внутренних дел.

Дисциплинированность

Дисциплинированность - это требования дисциплины, исполнение которых стало

для сотрудника глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой

выполнять все нормативные акты, регламентирующие служебную деятельность. Она

является проявлением ответственности сотрудника за свои действия перед

обществом и законом, понимания необходимости подчинять свои действия роле

начальника, личные интересы - интересам службы.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «дисциплинированность» - это

специфическое качество сотрудника органов внутренних дел, обеспечивающее

устойчивое и неукоснительное выполнение требований законов и иных нормативных

актов. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели.

Внешние показатели дисциплинированности:

- строгое соблюдение законности,

- точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений начальников,

- бережное отношение к оружию, технике, средствам связи, иному служебному

имуществу,

- образцовый внешний вид.

Внутренние показатели дисциплинированности:

- убежденность в необходимости и целесообразности служебной дисциплины,

- знание законов и иных нормативных актов, регламентирующих служебную

деятельность,

- умение управлять собой в соответствии с требованиями служебной дисциплины,

- навыки и привычки дисциплинированного поведения,

- самодисциплина.

Сложность задач, решаемых служебными коллективами, проблема

укомплектованностью личным составом и многое другое требуют того, чтобы

каждый сотрудник с пониманием относился к предъявляемым к нему требованиям,

служил не за страх, а за совесть. Только тогда можно говорить о высокой

сознательной дисциплинированности.

Такое качество, как дисциплинированность, не рождается вместе с человеком и

тем более не дается сотруднику органов внутренних дел вместе с погонами. Оно

формируется и развивается в процессе его милицейской жизни и деятельности.

Привитие сотрудникам органов внутренних дел этого качества невозможно без

контроля за полным и точным соблюдением ими требований служебной дисциплины.

При этом не следует забывать о формировании мотивационной и ориентировочной

основы поведения сотрудника органов внутренних дел. Говоря проще, начальник

должен каждый раз разъяснять подчиненному, почему и как надо поступать в тех

или иных ситуациях. Такая его деятельность помогает молодым сотрудникам

преодолеть отрицательные реакции, вызываемые трудностями службы, особенно в

первый период, быстро и безболезненно приспособиться к служебной деятельности

и в дальнейшем добиваться в ней хороших результатов. Практика показывает, что

легче достичь желаемых результатов, когда и сами сотрудники активно вовлечены

в этот процесс.

Самовоспитании дисциплинированности

Речь идет о самовоспитании дисциплинированности. Оно представляет собой

целенаправленную деятельность сотрудника, способствующую не только усилению

или ослаблению определенных качеств его личности, но и формированию тех из

них, которые ранее у него отсутствовали. Необходимо учитывать, что некоторые

молодые люди, до поступления на службу в органы внутренних дел находились под

влиянием неблагоприятной социальной среды. Следствие этого - нарушения

служебной дисциплины, недобросовестное отношение к служебным обязанностям,

низкие показатели в служебной деятельности.

С чего же сотруднику начать самовоспитание дисциплинированности? Прежде всего

надо задать себе вопросы: «Много ли претензий предъявляют ко мне

руководители? К чему в основном они сводятся? Почему это происходит?» Ответив

на них, он сможет сделать для себя выводы о том- что для него характерны

личная неорганизованность, неумение распределять свое время, поверхностное

знание законов и нормативных актов, регламентирующих деятельность органов

внутренних дел, неумение заставить себя добросовестно выполнять служебные

обязанности.

«А может, попробовать как-то перестроиться?» Если сотрудник задается этим

вопросом, значит, можно говорить о явлении «педагогического резонанса», когда

усилия начальника нашли отклик в душе подчиненного.

Важно, чтобы каждый сотрудник органов внутренних дел понял, что выработка у

себя качеств, отвечающих интересам службы, требованиям Присяги, Кодекса чести

рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской

Федерации, не самоцель, а насущная потребность милицейского уклада жизни.

При этом нельзя забывать о развитии самосознания сотрудника органов

внутренних дел, которое играет важнейшую роль в регулировании его поведения в

служебной и внеслужебной деятельности. Суд своей совести, нежелание потерять

доверие товарищей являются мощным мобилизующим фактором. Здесь важны

самооценка и самоанализ.

Самооценка отражает жизненную позицию человека, определяет его отношение к

стоящим задачам. Как развивать способность к самооценке? Многому можно

научиться, следуя примерам начальников, сослуживцев, уважительно относясь к

традициям, утвердившимся в подразделении. Хорошие результаты дают

взаимооценки и взаимохарактеристики. Оценивая в ходе совместной службы своих

товарищей, тот или иной сотрудник невольно сравнивает (идентифицирует) себя с

другими людьми и соответственно дает оценку своим действиям, поступкам.

Большую помощь в развитии самооценки оказывают произведения литературы, радио

- и телепередачи, кино - и видеофильмы.

Более высокий уровень самосознания - самоанализ. Это мысленное разделение

сотрудником своей деятельности, поступков, поведения на отдельные

составляющие и их принципиальная оценка. Простая констатация - «хорош я или

плох» - его уже не удовлетворяет. Он хочет получить ответ, в чем он плох,

почему, как исправить такое положение. Важно, чтобы самоанализ не только

касался отрицательных моментов, но и включал положительные. В таком случае

человек не замкнется в себе, не будет испытывать комплексов, а постарается

самостоятельно бороться с недостатками. Важно учиться самим находить причины

собственных неудач и уметь делать из этого практические выводы.

В работе над собой велико значение самоконтроля -умения критически взглянуть

на свои поступки через призму требований нормативных норм, замечать

недостатки и ошибки, находить пути их исправления.

Давно замечено, чем выше в коллективе проявляют требовательность друг к

другу, тем выше проявляет ее к себе и каждый воин. При самоконтроле важны

выдержка и самообладание, умение подавлять побуждения и действия, которые

противоречат установленным нормам поведения. Именно эти качества лежат в

основе морально-волевой устойчивости сотрудника. Твердое выполнение

распорядка дня в подразделении, отлаженный процесс служебной деятельности

активно влияют на их развитие

В качестве определяющих компонентов самосознания, способствующих

самовоспитанию дисциплинированности, выступают идеал, мечта, жизненная цель,

интересы, которые, как компас, помогают человеку ориентироваться в жизни, не

дают ему сбиться с курса. Осознание сотрудниками их значимости становится

мощным стимулом в работе над собой.

Какие же методы подходят для воспитания дисциплинированности? Это

самоупражнение, самоубеждение, самопринуждение, следование примеру и т п.

Самоупражнение есть сознательное многократное выполнение запланированных

действий в целях выработки определенных качеств, черт характера, навыков и

умений. Как правило, оно проявляется в следующей последовательности:

- анализ и сцепка качеств, навыков своего поведения;

- выработка установки на действие;

- проигрыш действия про себя;

- выполнение его по частям или в целом;

- самоконтроль и оценка своих действий, самозадание на повторение, повышение

их качества.

Самоубеждение помогает в обосновании совершаемых поступков и действий. При

этом приводятся доводы и контрдоводы, они проверяются на практике. Оно

зачастую проявляется в виде внутренней полемики, спора с самим собой. Оно

также может осуществляться в виде саморазъяснения, самодоказательства,

самоопровержения, самокритики, самоутешения, самоосуждения.

Самовнушение проявляется в воздействии на себя краткой словесной формулой в

целях управления своим психическим и физическим состоянием. Например: «не

болтай», «не крутись», «напрягись», «еще есть силы». Так преодолеваются

состояния сильного нервного возбуждения, физической усталости, многие

трудности, искореняются слабости и недостатки в поведении.

Самопринуждение состоит в проявлении волевых усилий для совершения действий и

поступков, отвечающих требованиям служебной дисциплины, устоявшимся нормам в

служебном и общественном долге, а также личным правилам и обязательствам.

Любой акт самопринуждения начинается с уяснения задачи, оценки своей

готовности к ее выполнению, мотивированной самоустановки на волевые действия.

Самопринуждение стимулируется требовательным самоконтролем, самоубеждением,

самоодобрением или самоосуждением. При этом важно оценить свои действия и

полученные результаты, нацелить себя на качественное выполнение новых, более

сложных задач.

Подытоживая, надо еще раз отметить, что возрастание роли служебной дисциплины

и дисциплинированности сотрудников органов внутренних дел в современных

условиях очевидно. И постоянная работа над повышением их качественного уровня

является объективной необходимостью как для каждого сотрудника, так и для

органов внутренних дел Российской Федерации в целой.

ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ ПРАВОПОРЯДКА

ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА. В правовом государстве существует

целая система гарантий законности и правопорядка. Под гарантиями законности

и правопорядка понимаются такие условия общественной жизни и специальные меры,

принимаемые государством, которые обеспечивают прочный режим законности и

стабильность правопорядка в обществе. Различаются материальные,

политические, юридические и нравственные гарантии законности и правопорядка.

К материальным гарантиям относится такая экономическая структура общества, в

рамках которой устанавливаются эквивалентные отношения между производителями

и потребителями материальных благ. При эквивалентных рыночных

товароотношениях создается реальная материальная основа для нормального

функционирования гражданского общества. В этих условиях любой субъект права

становится экономически свободным и самостоятельным. Поддерживаемый и

охраняемый законом, он в полной мере реализует свои возможности в сфере

материального производства, что является важнейшей гарантией законности и

правопорядка в обществе. Материально обеспеченный и социально защищенный

индивид, как правило, сообразует своё поведение с правом, поскольку его

интересы гарантируются режимом законности и получают объективное воплощение

в правопорядке.

ПОЛИТИЧЕСКИМИ ГАРАНТИЯМИ законности и правопорядка является все

элементы политической системы общества, которые поддерживают и воспроизводят

общественную жизнь на основе юридических законов, отражающих объективные

закономерности общественного развития. Государство, его органы, разнообразные

общественные объединения и частные организации, трудовые коллективы, то есть

все звенья современной политической системы общества, в интересы всего

жизнеобеспечения всемерно поддерживают необходимый режим законности и

стабильность правопорядка. Те политические организации или отдельные

политические деятели, которые противопоставляют себя порядку, установленному

законом, лишаются защиты со стороны государства.

К ЮРИДИЧЕСКИМ ГАРАНТИЯМ относится деятельность государственных органов

и учреждений, специально направлено на предотвращение и пресечение нарушение

законности и правопорядка. Её осуществляют законодательные, исполнительные и

судебные органы государственной власти. Основные направления борьбы с

правонарушениями и формируют законодательные органы, издавая соответствующие

нормативно-правовые акты, предусматривающие юридическую ответственность за

противоправные действия. При наличии достаточно прочных экономических и

политических гарантий правоохранительная деятельность государства

эффективно обеспечивает оптимальный режим законности и устойчивости

правопорядка.

НРАВСТВЕННЫМИ ГАРАНТИЯМИ законности и правопорядка являются

благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реализуются

юридические права и обязанности участников правоотношений; уровень их

духовности и культуры; чуткость и внимание государственных органов и

должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой

нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья

политической системы общества, в том числе благотворительные организации,

учреждения культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, церковь.

Нравственно здоровое общество - это общество, функционирующие на основе

законов, в условиях стабильного правопорядка.

Законность и правопорядок в обществе обеспечивается всей системой гарантий,

который органически взаимодействуют между собой, взаимообусловливают и

дополняют друг друга.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Общая теория права и государства: Учебник/ Под ред. В.В.Лазарева. -

М.: Юрист. 1996.

2. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М.: "Статус

ЛТД+", 1996г.

3. Теория государства и права: Курс лекций/ Под ред. М.Н.Марченко.

- М.:Зерцало, 1997

4. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М., 1998.

5. Правоохранительные органы в СССР: Учебник для вузов/ Под ред.

В.М. Семмёнова. М., 1990.

6. Правоохранительные органы: Сборник законов. Кн. 1.М., 1994



(C) 2009